Femida96.ru

Юридическая помощь для всех
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

2 пенсия вследствие военной травмы

Инвалиды-чернобыльцы вправе получать две пенсии

Лапинский Владислав

Мобилизация гражданских лиц в чрезвычайных ситуациях без придания им правового статуса военнослужащих была в СССР регулярной практикой. Призванные на военные сборы военнослужащие запаса (так называемые «партизаны») приравнены законом к военнослужащим. Если, например, в период сборов они получали травмы, повлекшие инвалидность, или, не дай Бог, гибли – то им как во времена СССР, так и в настоящее время полагается выплата военных пенсий.

Не обошлось без мобилизованных лиц и при ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 г. К таким лицам относится Алексей Подвязников – инвалид II группы (бессрочно) вследствие катастрофы на ЧАЭС, интересы которого я представлял в Конституционном Суде РФ.

В жалобе в Конституционный Суд Алексей Подвязников просил признать не соответствующими Конституции РФ нормы подп. 1 п. 3 ст. 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и п. 2 ч. 1 ст. 29 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», поскольку данные законоположения по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, лишают граждан, исполнявших на специальных сборах обязанности военной службы, связанные с производством работ по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, и признанных инвалидами вследствие заболевания, полученного при выполнении указанных работ, права на одновременное получение двух пенсий: государственной по достижении пенсионного возраста и пенсии по инвалидности, даже если заболевание связано с участием в ликвидации катастрофы на ЧАЭС.

На мой взгляд, проблема не в законах, а в формулировках для установления чернобыльцам инвалидности и их трактовке сотрудниками Пенсионного фонда, в несогласованности их действий, а также в отсутствии разъяснений Правительства РФ о том, какие конкретно формулировки предоставляют те или иные права.

Так, формулировки, применяемые при установлении инвалидности, указаны в Постановлении Правительства РФ от 10 августа 2016 г. № 772 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. № 95», вступившем в силу 27 августа того же года. Применительно к чернобыльцам используются формулировки (п. 14 Постановления № 95):

  • заболевание радиационно обусловленное получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС (подп. «з»);
  • заболевание связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС (подп. «и»);
  • заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС (подп. «к»).

Однако ни в Постановлении № 95 в редакции Постановления № 772, ни в письме Министерства труда и социальной защиты РФ и ФГБУ «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» Министерства труда и социальной защиты РФ от 6 октября 2016 г. № 31656/2016 не разъяснено, в чем разница в их применении для назначения второй пенсии по инвалидности дополнительно к пенсии по старости.

Моему доверителю была первоначально (почему первоначально – будет понятно далее) установлена инвалидность с формулировкой «заболевание связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС».

Для нас – и в первую очередь для врачей медико-социальной экспертизы – любая из указанных формулировок предоставляет инвалиду-чернобыльцу право на вторую пенсию, исходя из норм подп. 1 п. 3 ст. 3 Закона о государственном пенсионном обеспечении, применяемого совместно с п. 2 ч. 1 ст. 29 Закона о соцзащите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС.

Однако сотрудники ПФР посчитали, что для получения права на две пенсии должна быть единственная формулировка, что Алексей Подвязников получил инвалидность вследствие военной травмы при ликвидации аварии на ЧАЭС (такой в постановлении нет) или просто вследствие военной травмы (замечу: несмотря на то что эта формулировка есть в постановлении, она не дает чернобыльцам специальных преимуществ, а лишь приравнивает инвалидов к ветеранам военной службы, имеющим право получать пенсию как ветераны военной службы и дополнительную гражданскую пенсию по истечении 25 лет рабочего стажа. Такое право имеют любые военнослужащие – независимо от того, были они на ликвидации радиационных аварий или нет). Использовать названные формулировки в качестве причины инвалидности мой доверитель не мог.

Все суды общей юрисдикции, включая судью Верховного Суда РФ, поддержали позицию ПФР и посчитали, что сейчас (после изменения пенсионного закона) для получения права на две пенсии должны применяться только формулировки, указанные ПФР. Никакие иные такого права не предоставляют.

Конституционный Суд РФ в Определении от 19 января 2021 г. № 1-О подчеркнул, что оспариваемые законоположения не предполагают возможности отказа военнообязанным, призванным на специальные сборы для выполнения работ по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, в получении одновременно двух пенсий – по инвалидности и по старости.

Это не первое решение КС по вторым пенсиям для чернобыльцев, призванных на военные сборы: в частности, в Постановлении от 7 февраля 2012 г. № 1-П Суд рассматривал аналогичные правоотношения.

Мы в заявлениях, жалобах и исках ссылались на п. 4 Постановления КС от 7 февраля 2012 г. № 1-П, где указано: «Лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, проходившие службу в зоне отчуждения и признанные инвалидами вследствие заболеваний, обусловленных воздействием радиации в связи с чернобыльской катастрофой, наряду с военнослужащими и военнообязанными, призванными на специальные сборы и привлеченными к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, а также с иными гражданами, здоровью которых был причинен вред радиационным воздействием, относятся к единой категории инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы и в соответствии с действующим правовым регулированием на равных основаниях с военнослужащими имеют право на возмещение вреда и меры социальной поддержки, а также на пенсионное обеспечение в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы».

Читайте так же:
Примеры заполнения форм в налоговую

Обратите внимание, что здесь тоже не определены формулировки, которые требуются для установления инвалидности и, как следствие, – для получения двух пенсий, однако указана категория «военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы», – то есть та, к которой относится Алексей Подвязников.

После нашего обращения в Конституционный Суд аппарат КС запросил у всех отзывы, после чего бюро медико-социальной экспертизы пересмотрело дело Подвязникова и исправило формулировку на: «заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС». В результате, хотя согласно первоначальной позиции ПФР такая формулировка не дает право на получение двух пенсий одновременно, а предоставляет право на получение либо пенсии по инвалидности, либо пенсии по старости, моему доверителю была назначена вторая пенсия дополнительно к уже получаемой им.

Теперь чернобыльцы, призванные на военные сборы, получили право исправить формулировку инвалидности и оформить вторую пенсию со ссылкой на упомянутое определение КС. Самое главное, что конкретная формулировка из перечня, установленного правительством, указана в акте Конституционного Суда, что вносит определенность в правовое регулирование данного вопроса.

Жаль только, что ликвидаторов-чернобыльцев с каждым днем становится все меньше (по данным специального проекта ТАСС «Чернобыль, мифы и факты», со всего бывшего СССР в ликвидации аварии приняли участие 600 тыс. человек, из них 340 тыс. военнослужащих (в т. ч. 24 тыс. кадровых военных) и 18,5 тыс. сотрудников органов внутренних дел). То есть количество ликвидаторов, не являющихся военнослужащими, составляет около 45%, и многие из них разочаровались как в праве, так и в том, что в России можно добиться справедливого социального обеспечения.

В заключение добавлю: несмотря на то что КС не принял жалобу к рассмотрению, нам удалось добиться главного – Суд в последнем разделе определения прямо прописал формулировку основания установления инвалидности, которая дает право чернобыльцам на получение второй пенсии (замечу, что это не та формулировка, которую требовал первоначально ПФР и которую за ним поддержали суды общей юрисдикции). Теперь и другие ветераны Чернобыля могут требовать изменения формулировки на указанную в определении КС и принятия ее Пенсионным фондом как основания для получения второй пенсии. Кроме того, ПФР и судья ВС указывали, что на вторую пенсию можно претендовать только с 65 лет, а КС определил, что на вторую пенсию ликвидаторы могут рассчитывать при достижении 55-летнего возраста, а это очень важно!

КС защитил право Чернобыльцев на получение двух пенсий

КС защитил право Чернобыльцев на две пенсии

Третьего февраля Конституционный Суд опубликовал определение, в котором разобрался в вопросе соответствия Конституции пп.1 п.3 ст.3 ФЗ «О государственному пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и п.2 ч.1 ст.29 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Фабула дела

В Конституционный Суд обратился Алексей Львович, который был призван на специальные военные сборы и в период с 28 августа по 23 октября 1986 года, где исполнял обязанности военной службы, принимал участие в выполнении работ по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в зоне отчуждения. В дальнейшем мужчина перенёс лучевую болезнь и другие заболевание, полученные в связи с работой в непосредственной близости с ЧАЭС.

В 2018 году Алексей Львович обратился в Пенсионный Фонд, полагая, что, согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» во взаимосвязи с подпунктом 1 пункта 2 его статьи 15 военнослужащим, проходившим военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, он имеет полное право на получение двух пенсий: пенсии по инвалидности и страховой пенсии.

Отказ Пенсионного Фонда и позиция судов

Однако в Пенсионном Фонде ему отказали, т. к. формулировка причины инвалидности не указывает на право мужчины получать две пенсии.

Решением Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 17 октября 2018 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 7 февраля 2019 года, отказано в удовлетворении исковых требований Алексея Львовича к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Петроградском районе Санкт-Петербурга о назначении заявителю второй пенсии как участнику ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, ставшему инвалидом вследствие чернобыльской катастрофы.

Суды исходили из того, что согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на одновременное получение пенсии по инвалидности и страховой пенсии по старости предоставляется гражданам, причиной инвалидности которых является военная травма; Алексей Львович же не относится к инвалидам вследствие военной травмы, а потому и не имеет права на получение одновременно двух пенсий.

Читайте так же:
Налог на прибыль обязаны уплачивать

Мнение Верховного Суда

Судьи Верховного Суда Российской Федерации согласились с Алексеем Львовичем в том, что граждане, выполнявшие работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшие обязанности военной службы (служебные обязанности), если они стали инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, приравниваются к гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, и имеют право на одновременное получение двух пенсий – пенсии по инвалидности по нормам Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях».

Однако причин для получения права на две пенсии ВС всё же не усмотрел, т. к. одним из условий назначения страховой пенсии по старости является достижение мужчиной возраста 65 лет; возможность же одновременного получения гражданами двух пенсий, назначаемых в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», одна из которых – пенсия по старости, назначаемая гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, а другая – пенсия по инвалидности, данным Федеральным законом не предусмотрена.

Аргумент, связанный с возрастом заявителя, опровергается Определением Верховного Суда от 25.07.2008 №46-В08-8, в котором отмечено, что указанная пенсия назначается относящимся к этой категории граждан мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам – 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет соответственно.

Логика Конституционного Суда

Конституционный Суд в определении указывает, что военнообязанные, призванные на специальные сборы, выполнявшие работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшие обязанности военной службы, ставшие инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, были приравнены в сфере пенсионного обеспечения к инвалидам вследствие военной травмы, имеющим право на льготное пенсионное обеспечение. Причем критерием такого приравнивания выступает получение ими приведшего к инвалидности заболевания именно при исполнении обязанностей военной службы.

Соответственно, такое уравнивание двух категорий граждан, изначально имеющих формально разный правовой статус, но в равной мере исполнявших обязанности военной службы, основано на равенстве их фактического положения, обусловленного тем, что ставший причиной инвалидности вред их здоровью был причинен при исполнении обязанностей военной службы, предполагавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Именно в силу этого военнообязанные граждане, которые в период прохождения специальных сборов принимали участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и в связи с причинением вреда их здоровью стали инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, получили те же льготы по пенсионному обеспечению, какие были установлены ранее для инвалидов вследствие военной травмы, включая предусмотренное подпунктом 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на одновременное получение двух пенсий – по инвалидности в соответствии с названным Федеральным законом и страховой пенсии по старости на условиях, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях» (с учетом назначения им страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста).

Результат рассмотрения жалобы

Таким образом, оспариваемые Алексеем Львовичем подпункт 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и пункт 2 части первой статьи 29 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» по своему буквальному смыслу не предполагают возможности отказа гражданам, которые, являясь военнообязанными, были призваны на специальные сборы, направлены для выполнения работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполняли обязанности военной службы и стали инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, в предоставлении права на одновременное получение двух пенсий – по инвалидности (по государственному пенсионному обеспечению) и страховой пенсии по старости (с учетом назначения ее ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста).

Отметим, что на данный момент Управление Пенсионного Фонда реализовало право Алексея Львовича на получение двух пенсий: управление провело повторную медико-социальную экспертизу, по результатам которой причина установленной ему инвалидности II группы изменена на «заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС», и с 23 декабря 2020 года ему назначены страховая пенсия по старости и пенсия по инвалидности (по государственному пенсионному обеспечению).

Право на получения второй пенсии военному пенсионеру

О ПЕНСИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ЛИЦ,

ПРОХОДИВШИХ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ, СЛУЖБУ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ
ДЕЛ, ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЕ, ОРГАНАХ
ПО КОНТРОЛЮ ЗА ОБОРОТОМ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ
И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ, УЧРЕЖДЕНИЯХ И ОРГАНАХ
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ, ВОЙСКАХ НАЦИОНАЛЬНОЙ
ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, И ИХ СЕМЕЙ

у Вас есть право на выбор пенсии, а не на две одновременно.

Статья 7. Право выбора пенсии

Лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору (за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»).

Поскольку Вы не попадаете в число лиц, которым может выплачиваться одновременно две пенсии. Среди таких лиц например:

Читайте так же:
Как подать заявление на алименты в беларуси

вдовы, родители военнослужащих, нетрудоспособные члены семей, жители блокадного Ленинграда и аналогичные категории граждан.

Федеральный закон от 22 июля 2008 года N 156-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения»

Этим законом военнослужащие наделены правом получения второй пенсии.

Внести в статью 7 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» следующие изменения:

2) дополнить частью четвертой следующего содержания:

«Лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, при наличии условий для назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренных статьей 7 Федерального закона „О трудовых пенсиях в Российской Федерации“, имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных настоящим Законом, и трудовой пенсии по старости (за исключением ее базовой части), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом „О трудовых пенсиях в Российской Федерации“.».

Внести в Федеральный закон от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» следующие изменения:

1) статью 3 дополнить пунктами 5 и 6 следующего содержания:

6. Военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им трудовой пенсии по старости, предусмотренных статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», и страховой части трудовой пенсии по старости, устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

( примечание: закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется России с 1 января 2015 года, вместо него Федеральный закон «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 N 400-ФЗ.

Две пенсии получать возможно. Только на каких условиях?

Статья 7. Право выбора пенсии

Лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, при наличии условий для назначения страховой пенсии по старости имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных настоящим Законом, и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях».

Федеральный закон «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 N 400-ФЗ.

Статья 8. Условия назначения страховой пенсии по старости

1. Право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины).

(часть 1 в ред. Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ)

2. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.

3. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

Статья 30. Сохранение права на досрочное назначение страховой пенсии

1. Страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам:

5) мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет;

Пенсия по инвалидности военнослужащим

Военнослужащие и сотрудники силовых ведомств (МВД, ФСБ, МЧС, ФСИН, Росгвардия и т.д.), которые приобрели инвалидность, как в случае военной травмы, так и заболевания, не связанного с выполнением служебных обязанностей, могут рассчитывать на военную пенсию по инвалидности. Размер пенсии при этом будет зависеть от группы инвалидности, установленной МСЭ (медико-социальной экспертизой) или ВВК (военно-врачебной комиссией), и категории, к которой относится военный, в зависимости от причин инвалидности.

Начислением и выплатой пенсий занимаются пенсионные отделы в соответствующих государственных структурах (например, пенсионные отделы в военкоматах по месту регистрации).

  • В отношении граждан, служащих по контракту, и силовиков (МВД, ФСБ, УФСИН, МЧС и др.) вопросы установления, расчета и выплаты пенсионного обеспечения регламентируются отдельным Законом РФ № 4468-1 от 12.02.1993 года.
  • Пенсия по инвалидности военнослужащим срочной службы назначается исходя из условий статьи 8 ФЗ № 166 от 15.12.2001 года.

Каким военнослужащим устанавливается пенсия по инвалидности?

Категории военнослужащих и сотрудников «силовых» ведомств, которым может быть назначена пенсия по инвалидности, устанавливаются Законом РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1.

Читайте так же:
Лукойл пенсионные накопления личный кабинет

К таким категориям относятся:

  • все (без исключения) военнослужащие, заключившие контракт с Министерством обороны и другими военизированными ведомствами РФ, независимо от звания и занимаемой должности;
  • проходившие службу в ВС, а также органах госбезопасности, железнодорожных войсках и войсках химзащиты Союза ССР;
  • проходившие службу в армии и военизированных структурах СССР, РФ и объединенных ВС СНГ (Содружества Независимых Государств), проживающие на территории бывших союзных республик, не являющихся участниками СНГ, если их законодательством не предусмотрено пенсионное обеспечение указанных лиц;
  • лица, проходившие службу в армиях и органах внутренних дел других государств, при условии, наличия соглашений между РФ или СССР и указанными государствами;
  • лица, во время ВОВ занимавшие командирские должности в партизанских отрядах;
  • сверхсрочники, в том числе лица женского пола, проходившие службу на должностях рядового и младшего командирского состава.

Назначение государственной пенсии по инвалидности военнослужащим срочной службы регламентируется п. 2 ст. 8 соответствующего ФЗ № 166 от 15.12.2001 года.

Условия назначения пенсионного обеспечения

Условия, при которых возникает право на назначение пенсии по инвалидности военнослужащим, проходящим службу по контракту с МО и призывникам, ничем не отличаются, кроме того, что в отношении военнослужащих по призыву применяются положения статьи 8 Федерального закона № 166 от 15.12.2001 года, для офицерского состава, прапорщиков, мичманов и контрактников — статьи 19-21 закона РФ № 4468-1 от 12.02.1993 года.

Назначение военнослужащему данного вида пенсионного обеспечения возможно если:

  • инвалидность наступила во время прохождения службы;
  • инвалидность наступила в течение трехмесячного срока после ее окончания;
  • инвалидность наступила позднее указанного срока, но в результате полученной на службе контузии, ранения, а также, приобретенного во время прохождения службы, заболевания.

В случае несогласия гражданина с содержанием заключения, в котором отражаются обстоятельства наступления инвалидности, время ее наступления, установленная группа инвалидности или период установления инвалидности, решение можно обжаловать в судебном порядке.

Установление категории инвалидности

Военнослужащие, ставшие инвалидами, в зависимости от причин ее наступления, разделяются на следующие категории:

  • инвалиды вследствие полученной военной травмы, то есть ранения, контузии, увечья или заболевания полученных при непосредственном исполнении своих служебных обязанностей;
  • инвалиды, получившие увечье или заболевание, в результате несчастного случая, или при других обстоятельствах, никак не связанных с выполнением служебных обязанностей, но случившихся во время нахождения в штате какого-либо подразделения Министерства Обороны или иного «силового» ведомства РФ.

В случае, если военнослужащий приобрел инвалидность в результате совершенного им самим преступления или правонарушения, ему будет установлена социальная пенсия.

Как проходит переосвидетельствование инвалидности?

Переосвидетельствование инвалидности военнослужащих производится в следующих случаях:

  • окончание периода инвалидности, указанного в справке, выданной МСЭ;
  • личное заявление инвалида или его законного представителя, а также по направлению лечебно-профилактического учреждения, в связи с изменением состояния здоровья.

Переосвидетельствование не проводится в случае бессрочного установления инвалидности, если комиссия МСЭ пришла к выводу, что состояние здоровья обследуемого не может претерпеть улучшения до конца его жизни, а также в случае достижения инвалидом возраста:

  • 65 лет мужчинами;
  • 60 лет женщинами.

В соответствии с требованиями Приказа Минтруда России от 30.12.2020 № 979н, утверждающего порядок проведения МСЭ, предельный срок ее проведения не может превышать 30 суток со дня представления полного пакета всех требуемых документов.

Сбор всех необходимых документов и их подачу для прохождения МСЭ необходимо начинать за месяц до даты переосвидетельствования.

Размер пенсии по инвалидности военнослужащего

Размер пенсии по инвалидности военнослужащим срочной службы назначается в соответствии с положениями статьи 15 Федерального закона № 166 от 15.12.2001 года «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» в зависимости от категории получателя и исчисляется в процентном отношении к пенсии социальной.

Пенсия вследствие полученной военной травмыПенсия вследствие заболевания, приобретенного во время прохождения службы
1 группа — 300%1 группа — 250%
2 группа — 250%2 группа — 200%
3 группа — 175%3 группа — 150%

Размер выплаты по инвалидности для военнослужащих офицерского состава, прапорщиков, мичманов и контрактников, а также для сотрудников «силовых» ведомств устанавливается статьей 22 соответствующего закона РФ № 4468-1 от 12.02.1993 года и рассчитывается в процентном отношении к сумме денежного довольствия военнослужащего.

Инвалидам вследствие военной травмыИнвалидам вследствие заболевания, приобретенного во время прохождения службы
1 группа — 85%1 группа — 75%
2 группа — 85%2 группа — 75%
3группа — 50%3 группа — 40%

Минимальная пенсия лиц, указанных в п. 1, не может быть относительно социальной менее, чем:

Для получивших военную травмуДля приобретших заболевание или увечье во время прохождения службы
1 группа — 300%1 группа — 250%
2 группа — 250%2 группа — 200%
3 группа — 175%3 группа — 150%

Повышение пенсии военным пенсионерам

Военные пенсии, включая и пенсии по инвалидности, согласно ст. 45 закона РФ № 4468-1 от 12.02.1993 года, подлежат повышению следующим категориям:

  • Героям Советского Союза, Российской Федерации и кавалерам ордена Славы трех в размере 100% пенсии;
  • Герои Социалистического Труда и Герои Труда Российской Федерации — 50% пенсии.
  • чемпионы Олимпийских, Паралимпийских и Сурдлимпийских спортивных игр — 50%.
Читайте так же:
Какие вторые пенсии получают военные пенсионеры

Увеличение расчетного размера пенсии на 32% производится:

  • участникам ВОВ указанным в пп. «а»-«ж» и «и» п. 1 статьи 2 Закона «О ветеранах» от 12.01.1995 года;
  • участникам боевых действий, указанных в пп. 1-4 п. 1 статьи 3 того же Закона;
  • несовершеннолетним узникам нацистских концентрационных лагерей;
  • награжденным знаком «жителю блокадного Ленинграда»;
  • инвалидам с детства, если инвалидность связана с ранениями, контузиями и увечьями, полученными во время ВОВ, а также их последствиями.

На 15% увеличивается расчетный размер в случае награждения:

  • орденом Трудовой Славы трех степеней;
  • орденом «За службу Родине в ВС СССР».

Повышение расчетного размера пенсии на 16% производится:

  • родившимся до 31.12.1931 года;
  • необоснованно осужденным и впоследствии реабилитированным.
Надбавки к пенсии по инвалидности

Надбавки к военной пенсии по инвалидности в соответствии со статьей 24 Закона № 4448-1 в размере 100% РРП (расчетного размера пенсии) устанавливаются следующим категориям:

  • инвалидам 1 группы;
  • лицам, достигшим возраста 80 лет;
  • инвалидам вследствие военной травмы, при достижении ими возраста 60 и 55 лет (мужчинам и женщинам соответственно).

Неработающим инвалидам 1 и 2 группы в случае, если на их иждивении находятся нетрудоспособные члены семьи, при наличии:

  • одного такого члена семьи в размере 32% РРП;
  • двух — 64% РРП;
  • трех — 100% РРП.

Участникам ВОВ и лицам из их числа, достигшим возраста 80 лет, начисляется надбавка в размере 64% расчетного размера пенсии.

Увеличение (индексация) сумм денежного довольствия

Размер пенсионной выплаты военным пенсионерам, в соответствии с порядком, установленным статьей 49 закона РФ № 4468-1, пересматривается в сторону увеличения:

  • одновременно с увеличением размера денежного довольствия, исходя из уровня повышения денежного довольствия, учитываемого при начислении пенсии;
  • ежегодно с 1 января с учетом увеличения размера денежного довольствия, устанавливаемого ч.2 статьи 43 вышеуказанного закона, согласно которой он должен увеличиваться ежегодно на 2% до достижения величины 100%, а с учетом инфляционных процессов в экономике, отдельным Федеральным законом, может быть увеличен и на величину, превышающую 2%.

Гражданам, которые приобрели инвалидность при прохождении срочной службы по призыву, повышение размера пенсионного обеспечения производится одновременно с индексацией социальных пенсий, которая в 2021 году запланирована на 1 апреля. Выплаты увеличат на 2,6%.

Изменение размера при смене группы инвалидности

При изменении состояния здоровья инвалида, как в сторону его ухудшения, так и его улучшения, в ходе проводимого, комиссией медико-социальной экспертизы, переосвидетельствования, производится пересмотр группы инвалидности, что соответствующим образом отразиться на размере пенсионного обеспечения, которое будет:

  • увеличено в случае ухудшения;
  • уменьшено в случае улучшения состояния здоровья.

В том случае, если на фоне полученной военной травмы, послужившей причиной инвалидности военнослужащего, состояние его здоровья ухудшается в связи с общим или профессиональным заболеванием, а также в результате получения трудового увечья, пенсия будет рассчитываться с указанием прежней причины назначения инвалидности.

Порядок и сроки выплаты военной пенсии

Порядок и сроки получения выплаты военной пенсии, в том числе, и пенсии по инвалидности установлен статьей 56 закона РФ № 4468-1 от 12.02.1993 года.

Оплата услуг почтовой связи по доставке и выплате пенсий осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Выплата данного вида пенсионного обеспечения производится за текущий месяц, а сроки определяются по согласованию между соответствующим пенсионным органом, банковскими организациями и отделениями почтовой связи.

  • При смене пенсионером места жительства или пребывания в пределах РФ, выплата пенсии осуществляется на основании материалов пенсионного дела и документа, удостоверяющего личность гражданина, с отметкой о регистрации, а при ее отсутствии — по личному, письменному заявлению получателя с указанием места жительства.
  • Военным пенсионерам, проживающим на территории иностранных государств, производство пенсионных выплат производится в соответствии с международными соглашениями.

Условия приостановления (прекращения) выплаты

Выплата пенсионного обеспечения по инвалидности может быть приостановлена в случае пропуска срока повторного освидетельствования, который указывается в справке по инвалидности, выданной бюро медико-социальной экспертизы.

Если срок освидетельствования был пропущен по уважительной причине, а после его прохождения была изменена группа инвалидности, то расчет пенсии за прошедший период производится по прежней группе.

Право на получение 2-х пенсий

Военные пенсионеры, в том числе и получающие пенсию по инвалидности имеют возможность продолжать свою трудовую деятельность на «гражданке», зарабатывая при этом трудовой (страховой) стаж и при возникновении у них права на назначение страховой пенсии, имеют возможность получать две пенсии.

Для одновременного получения военной и страховой пенсии необходимо соблюдение следующих условий:

  • достижение возраста 65 и 60 лет соответственно мужчинами и женщинами (с учетом льготного стажа при работе на вредных производствах или в условиях Крайнего Севера);
  • минимальный трудовой стаж — 12 лет (в 2021 году);
  • минимальное количество пенсионных баллов — 21 (в 2021 году);
  • наличие пенсионного обеспечения по линии Министерства обороны или силовых ведомств.

Периоды службы в армии, учтенные при расчете военной пенсии, в трудовой стаж при назначении страховой пенсии не входят.

При получении двух пенсий одновременно фиксированная выплата к страховой пенсии не выплачивается.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию