Femida96.ru

Юридическая помощь для всех
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Администрирование налога на доходы физических лиц

Налоговый агент по НДФЛ: кто является, обязанности и КБК

Налоговыми агентами по НДФЛ признаются следующие лица (п. 1 ст. 226 НК РФ):

  • российские организации;
  • индивидуальные предприниматели;
  • нотариусы и адвокаты, занимающиеся частной практикой или имеющие адвокатские кабинеты;
  • обособленные подразделения иностранных компаний.

Налоговой базой по НДФЛ признаются выплаты налогоплательщикам за счет средств налогового агента (п. 9 ст. 226 НК РФ, письма ФНС РФ от 06.02.2017 № ГД-4-8/2085@, Минфина от 15.12.2017 № 03-04-06/84250).

Если компания нанимает персонал по договору предоставления сотрудников, то функции налогового агента по НДФЛ остаются за организацией-исполнителем, поскольку непосредственные выплаты физическим лицам по трудовым договорам производит именно она (письмо Минфина России от 06.11.2008 № 03-03-06/8/618).

Не признаются налоговыми агентами физические лица, не зарегистрированные как индивидуальные предприниматели, совершающие выплаты в пользу физических лиц — наемных работников. В данном случае получатели денежных средств должны самостоятельно исчислить и уплатить НДФЛ (письмо Минфина России от 13.07.2010 № 03-04-05/3-390).

Перечень доходов, подлежащих налогообложению НДФЛ, представлен в ст. 208 НК РФ.

Подробнее об особенностях начисления и удержания подоходного налога читайте в статье «Расчет НДФЛ (подоходного налога): порядок и формула».

Обязанности налогового агента – 230-я статья НК РФ

Налоговое законодательство устанавливает, что должен делать налоговый агент по НДФЛ. Статья НК РФ под номером 230 содержит небольшой, но исчерпывающий список, из которого видны обязанности налогового агента по НДФЛ:

  • исчислить налог с выплат физическим лицам;
  • удержать налог;
  • перечислить суммы налога в бюджет;
  • в установленный срок отчитаться по исчисленному, удержанному и перечисленному в бюджет подоходному налогу по формам 2-НДФЛ и 6-НДФЛ.

Важно выполнить все вышепоименованные операции правильно и в срок, установленный в НК РФ. Как это сделать, в деталях разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Полный пробный доступ к К+ можно получить бесплатно. Правильно исчислить НДФЛ вам поможет это Готовое решение, о порядке удержания НДФЛ — расскажет этот материал, а с нюансами перечисления НДФЛ в бюджет познакомит эта инструкция.

Для реализации своих обязанностей налоговый агент должен иметь возможность удержать налог. Уплата сумм налога должна производиться исключительно с выплат физическим лицам. Уплачивать налоги из собственных средств налоговый агент не вправе. Также запрещено включать оговорки об оплате сумм налога за счет налогового агента по НДФЛ в условия трудового или гражданско-правового договора (п. 9 ст. 226 НК РФ, письма Минфина России от 11.07.2017 № 03-04-06/43981, от 30.08.2012 № 03-04-06/9-263). Также нельзя переложить уплату НДФЛ с агента на самого налогоплательщика.

Однако ВС считает, что нельзя наказывать налогоплательщика за досрочную уплату подоходного налога (см. постановление от 21.12.2017 № 305-КГ17-15396).

Минфин разрешил засчитывать переплату по НДФЛ в счет будущих платежей по данному налогу, но с ограничениями. Подробнее читайте здесь.

Также из собственных средств налоговый агент с 2020 года вправе заплатить НДФЛ в случае, когда налог был доначислен в ходе проверки. Подробности см. здесь.

Ответственность налогового агента – пени и штраф за неуплату

Обязанности налогового агента по НДФЛ в отношении перечисления сумм налога могут быть не выполнены или выполнены частично. Такие ситуации часто возникают, если доход выплачивается в натуральной форме или представляет собой материальную выгоду, полученную физическим лицом.

Об обязанностях налогового агента при выплате работнику дохода в натуральной форме читайте в материале «Физлицо получило натуральный доход? Исполните обязанности налогового агента».

Здесь необходимо проводить удержание с денежных выплат, причитающихся самому лицу либо третьему лицу по поручению получателя доходов. Размер удержания соответствует сумме задолженности по платежу и вновь начисленного налога, если он есть (абз. 2 п. 4 ст. 226 НК РФ).

Если выплаты должнику по НДФЛ не будут более производиться либо размера выплат недостаточно, чтобы покрыть задолженность, налоговому агенту по НДФЛ вменено в обязанность уведомить об этом налоговые органы и налогоплательщика. Сделать это следует в срок до 1 марта после окончания налогового периода (подп. 2 п. 3 ст. 24, п. 5 ст. 226 НК РФ). Отправка сообщения снимает с агента обязанность по удержанию сумм НДФЛ с данного лица. Обязанность по уплате налога возникнет у самого налогоплательщика по получении налогового уведомления от ИФНС.

Отмечается также, что если налоговый агент не сообщил о невозможности удержать НДФЛ ни налоговой службе, ни налогоплательщику или не утратил такую возможность, то на размер недоимки налоговому агенту по НДФЛ могут быть начислены пени по результатам выездной налоговой проверки (письмо ФНС России от 22.11.2013 № БС-4-11/20951 и от 22.08.2014 № СА-4-7/16692). Сообщение о невозможности удержания налога необходимо отправить даже в случае пропуска срока его представления (письмо ФНС России от 16.07.2012 № ЕД-4-3/11637@). Для представления сообщения используется форма 2-НДФЛ с признаком 2.

Налоговики помимо пеней вправе назначить штраф за неуплату НДФЛ налоговым агентом.

Подробнее об ответственности этой категории налогоплательщиков и о том, когда назначается штраф за неуплату НДФЛ налоговым агентом, читайте в статье «Какая ответственность предусмотрена за неуплату НДФЛ».

Но штрафа удастся избежать, если:

1. 6-НДФЛ сдан в ФНС без опозданий;

2. В формуляре верно указана сумма НДФЛ (без занижения);

3. Налог и пени уплачены до того, как налоговики узнают о неуплате.

Такие правила действуют с 28.01.2019 года и распространяются на правоотношения, возникшие до этой даты. Подробности мы рассказывали здесь.

КБК для перечисления сумм налога

В 2020-2021 годах действуют следующие КБК НДФЛ (приказы Минфина России от 29.11.2019 № 207н, от 08.06.2020 №99н):

  1. 182 1 01 02010 01 1000 110 — код для перечисления НДФЛ с доходов, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику. Исключением являются доходы, полученные в соответствии со ст. 227, 227.1, 228 НК РФ.
  2. 182 1 01 02020 01 1000 110 — код для перечисления НДФЛ, полученного физическим лицом — индивидуальным предпринимателем, нотариусом либо адвокатом или лицом, осуществляющим иную предпринимательскую деятельность по ст. 227 НК РФ.
  3. 182 1 01 02030 01 1000 110 — перечисление налога с доходов физических лиц, полученных по ст. 228 НК РФ.
  4. 182 1 01 02040 01 1000 110 — код для перечисления налога с доходов иностранных граждан, осуществляющих деятельность в соответствии с патентом. Платеж НДФЛ представляет собой в данном случае фиксированный авансовый платеж и совершается на основании ст. 227.1 НК РФ.
Читайте так же:
Льготы инвалидам 3 группы вышедшим на пенсию

С нюансами при уплате НДФЛ можно ознакомиться в рубрике «Сроки и порядок уплаты НДФЛ».

Как сделать возврат излишне уплаченного НДФЛ налоговым агентом?

Если налоговый агент переплатил НДФЛ, то он, по сути, снизил таким действием доход физического лица. Пострадавший работник вправе обратиться к работодателю с заявлением о возврате переплаченной суммы налога. Налоговое законодательство в п. 7 ст. 78 НК РФ определяет, что срок давности по таким делам – 3 года, в течение которых и можно писать заявление.

После получения письменного обращения сотрудника уже налоговый агент пишет заявление в свою ИФНС и прикладывает документы, способные подтвердить факт переплаты. Налоговики в течение 10 дней примут решение и сообщат о нем работодателю. Налоговому агенту предоставляется право выбрать один из двух путей погашения возникшей задолженности:

  • Зачесть переплату в счет будущих платежей по НДФЛ.
  • Перевести выявленную сумму переплаты на счет налогоплательщика.

Если вернуть налог через работодателя не представляется возможным, налогоплательщик вправе обратиться с заявлением на возврат налога напрямую в ФНС. Как составить заявление на возврат НДФЛ в таком случае, смотрите в нашей статье.

Итоги

У работодателя существуют обязанности налогового агента в отношении подоходного налога с выплат в пользу работников. Работодатель должен своевременно исчислить, удержать и перечислить в бюджет НДФЛ, а также отчитаться перед бюджетом по суммам подоходного налога. Невыполнение налоговым агентом своих обязанностей — повод для штрафа со стороны контролирующих органов.

Новый налоговый режим позволит владельцам КИК платить налог на доходы физических лиц с фиксированной прибыли компании

Начиная с налогового периода 2020 года вступают в силу многочисленные изменения в правила налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний (далее – «КИК»). В частности, физические лица – владельцы КИК уже с 1 февраля 2021 года по своему выбору смогут платить налог на доходы физических лиц с фиксированной прибыли КИК. Ранее эта инициатива озвучивалась президентом РФ в одном из его обращений к российскому народу по вопросу антикризисных мер поддержки в условиях пандемии.

Закон, который вводит данные изменения, также изменяет сроки подачи уведомлений о КИК физическими лицами и многократно увеличивает штрафы за нарушение правил предоставления отчетности по КИК. Иные смежные вопросы, связанные, например, с налогообложением пассивных доходов, распределяемых от КИК, в Законе не рассматриваются.

Фиксированный налог для физических лиц – владельцев КИК

Концепция изменений

Контролирующие лица КИК в целях уплаты налога с прибыли иностранных компаний вправе руководствоваться фиксированными значениями прибыли, которые теперь установлены в НК РФ. Это нововведение имеет добровольный характер и не применяется к юридическим лицам. Ранее налогоплательщики – физические лица рассчитывали свои налоговые обязанности с учетом финансового результата КИК на основании данных ее отчетности.

Для налогового периода 2020 год Закон предлагает установить размер фиксированной прибыли в размере 38 460 000 рублей, а в последующих налоговых периодах – 34 000 000 рублей. Соответственно, если контролирующее лицо перейдет на уплату НДФЛ с фиксированной прибыли КИК, его налог за 2020 год (с учетом 13 % ставки НДФЛ) составит 4 999 800 рублей, а начиная с 2021 года НДФЛ составит около 5 000 000 рублей (в зависимости от размера применяемой прогрессивной ставки НДФЛ).

Порядок перехода на новый режим и условия его прекращения

Налогоплательщики, кто перешел на новый режим, предоставляют специальное уведомление об уплате НДФЛ с фиксированной прибыли. По общему правилу уведомление подается по месту жительства контролирующего лица в срок до 31 декабря того налогового периода, в котором налогоплательщик готов уплачивать налог по новым правилам. Однако если переход на новый режим планируется начиная с 2020 года, соответствующее уведомление должно быть подано в налоговый орган до 1 февраля 2021 года.

После перехода на новый режим физическое лицо будет обязано применять новый порядок расчета НДФЛ в отношении фиксированной прибыли КИК как минимум в течение пяти налоговых периодов подряд (равносильно пяти годам). Однако для тех, кто перейдет на уплату НДФЛ с фиксированной прибыли в 2020 и 2021 году, этот срок составит три года.

После истечения указанных сроков контролирующее лицо вправе вернуться к старому режиму налогообложения прибыли КИК.

При этом Закон практически исключает досрочное прекращение уплаты НДФЛ с фиксированной прибыли по инициативе налогоплательщика. Это возможно, только если положение контролирующего лица ухудшится в связи с внесением изменений в НК РФ в части увеличения показателей фиксированной прибыли.

Читайте так же:
Оплата налога за другое физическое лицо

Важно учитывать

Переход на уплату НДФЛ в отношении фиксированной прибыли КИК только на первый взгляд кажется простым и привлекательным решением. При более близком рассмотрении новый альтернативный режим налогообложения прибыли КИК подойдет далеко не всем.

С одной стороны, новый порядок определения налоговой базы существенно упростит администрирование налога контролирующим лицам КИК, так как позволяет отказаться от сложного расчета налогооблагаемой базы КИК на основании показателей финансовой отчетности КИК и специальных правил в НК РФ. При этом размер фиксированной прибыли не будет зависеть от количества КИК, которые находятся под контролем физического лица, и размера полученной данными КИК прибыли.

С другой стороны, применение нового режима расчета НДФЛ в отношении фиксированной прибыли КИК исключает возможность применения механизмов избежания двойного налогообложения контролирующим лицом КИК. Это значит, что в случае, если владелец КИК заплатил налоги с доходов КИК по правилам иностранного государства, зачесть эту сумму при уплате налога в России он не сможет. Кроме того, НДФЛ, уплаченный в отношении фиксированной прибыли КИК, нельзя будет зачесть против налога, подлежащего уплате в отношении дивидендов, распределяемых от КИК.

Важно отметить, что физические лица, которые косвенно участвуют в КИК через российские компании (и такие компании полностью отражают прибыль КИК в декларации по налогу на прибыль), не смогут перейти на альтернативный режим налогообложения КИК ввиду того, что правила налогообложения КИК, контролируемых российскими компаниями, остаются прежними.

Также важно учитывать, что переход на уплату НДФЛ в отношении фиксированной прибыли КИК не отменяет обязанность контролирующего лица подавать в налоговые органы уведомления о КИК и об участии в иностранных компаниях.

Изменение срока и формата подачи уведомления о КИК

Перенесен крайний срок подачи уведомлений о КИК физическими лицами. По новым правилам крайний срок для предоставления уведомлений составит 30 апреля (вместо 20 марта). Эти изменения касаются всех физических лиц независимо от того, платят ли они НДФЛ с фиксированной прибыли КИК или в общем порядке.

Ожидается, что форма уведомления по КИК будет обновлена с учетом принятого Закона и позволит контролирующим лицам идентифицировать выбранный режим налогообложения КИК.

Кроме того, с учетом правок в п. 5 ст. 25.15 НК РФ физическое лицо вместе с уведомлением о КИК обязано предоставить в налоговый орган финансовую отчетность КИК или иные документы, подтверждающие прибыль КИК, а также аудиторское заключение в отношении данной финансовой отчетности, если составление такого заключения обязательно в соответствии с личным законом или учредительными документами КИК либо если аудит финансовой отчетности КИК осуществляется на добровольной основе.

Увеличение штрафов и новые санкции за непредоставление информации по КИК

Закон существенно увеличивает размер штрафов за нарушение законодательства о КИК. Например, штраф за непредставление в установленный срок уведомления о КИК вырос со 100 тыс. до 500 тыс. рублей. Этот штраф придется заплатить и в том случае, когда документы предоставлены в срок, но содержат заведомо ложную или недостоверную информацию.

В случае неподачи отчетности (финансовая отчетность и аудиторское заключение), которую физическое лицо, контролирующее КИК, обязано приложить к уведомлению КИК, вводится штраф в размере 500 тыс. рублей.

Штраф в размере 1 миллиона рублей также вводится при непредоставлении физическим лицом по требованию налогового органа финансовых документов, подтверждающих освобождение прибыли КИК от налогообложения, либо документов (финансовая отчетность и аудиторское заключение), которые физическое лицо, контролирующее такую компанию, обязано было приложить к уведомлению КИК. Период, за который налоговые органы могут запросить такие документы, составляет три календарных года, предшествующих году, в котором налогоплательщик получил такое требование. В отношении владельцев КИК, которые перейдут на уплату НДФЛ с фиксированной прибыли, такие финансовые документы могут быть запрошены только за те периоды, в которых налоговая база КИК рассчитывалась или будет рассчитываться по старым правилам.

На что обратить внимание

Следует обратить внимание, что, помимо описанных выше ключевых нововведений, Закон вносит и множество других важных корректировок, в том числе:

  • Исключена корректировка суммы прибыли КИК на доходы от реализации или иного выбытия производных финансовых инструментов и соответствующие расходы.
  • Уточнены критерии для отнесения КИК к холдинговой (субхолдинговой) компании и критерии для освобождения прибыли КИК от налогообложения в случае, если иностранная холдинговая (субхолдинговая) компания признается активной холдинговой (субхолдинговой) компанией.
  • Исключен из расчета эффективной и средневзвешенной ставки КИК налог на дивиденды, полученные от российских компаний, а сами дивиденды не учитываются в составе прибыли для такого расчета.

Комментарий

В свете планируемых изменений в правилах налогообложения прибыли КИК частным лицам, контролирующим такие компании, необходимо незамедлительно проанализировать финансовую ситуацию и состав прибыли контролируемых ими КИК для того, чтобы:

  • оценить целесообразность перехода на уплату НДФЛ в отношении фиксированной прибыли КИК; и
  • надлежащим образом подготовиться к подаче уведомлений по КИК (со сроком подачи до 30 апреля 2021 года) и обеспечить составление финансовой отчетности и аудиторских заключений (когда требуется).

У контролирующих лиц, которые планируют перейти на уплату НДФЛ по новым правилам, осталось не так много времени для активных действий. Закон не предусматривает переходного периода, в течение которого владельцы КИК могли бы оценить действие изменений в тестовом режиме. Налогоплательщики, которые перейдут на уплату налога с фиксированной прибыли КИК начиная с 2020 года, обязаны подать соответствующее уведомление до 1 февраля 2021 года и смогут вернуться к старому порядку расчета налога только в 2022 году.

Читайте так же:
Меньше налог тем меньше налоговых

Несмотря на отсутствие обязанности по составлению финансовой отчетности КИК в случаях уплаты НДФЛ в отношении фиксированной прибыли КИК, мы все же рекомендуем продолжать составлять финансовую отчетность на ежегодной основе. Это важно для корректного исчисления прибыли КИК в будущем после перехода на прежний режим налогообложения КИК. Кроме того, если в рамках уплаты НДФЛ с фиксированной прибыли у КИК возникнут убытки, при наличии финансовой отчетности их можно перенести на будущие периоды, если контролирующее лицо вернется к старому порядку расчета налога по КИК.

Стоит также учитывать, что, если в рамках нового режима у контролирующего лица несколько КИК и оно, например, утратит контроль над частью КИК, налог с фиксированной прибыли придется платить по оставшимся компаниям, даже если это окажется нерентабельно. В таких обстоятельствах налогоплательщик будет вынужден либо ждать истечения минимальных сроков для перехода на старый порядок, либо прекратить статус контролирующего лица, исчисляющего НДФЛ в отношении фиксированной прибыли КИК.

Если у вас возникли вопросы в связи с настоящим информационным бюллетенем, просим вас связаться с экспертами CMS Russia Гайком Сафаряном, Юлией Смуровой, Анной Осьмаковой или вашим постоянным контактом в CMS Russia.

Налоговое администрирование: «зачем» и «как» это работает?

Налоговое администрирование: «зачем» и «как» это работает?

Анализируя многие официальные документы, часто можно встретить такое понятие как «налоговое администрирование», подразумевающее под собой деятельность налоговых органов на государственном уровне, направленную на сбор средств для обеспечения деятельности государства. Официальное определение «налогового администрирования» в настоящий момент отсутствует, однако его также можно охарактеризовать как деятельность, связанную с организацией исполнения действующих законодательных актов в области налогообложения и пресечением обстоятельств, препятствующих их эффективной работе.

Каждый год налоговые органы формируют отчеты и выкладывают статистику об актуальном состоянии собираемости налогов. Так, согласно данным с официального сайта ФНС России, за первое полугодие 2019 г. доходы, администрируемые налоговыми органами составили 11 138 221 513 000 рублей. Для сравнения, за первое полугодие 2018 г. эта цифра составила 10 366 234 179 000, что на 7% меньше.

Одной из основных задач налоговых органов остается эффективное налоговое администрирование страховых взносов. За первое полугодие 2019 г. во внебюджетные фонды поступило 3 436 750 509 000 руб., за аналогичный период 2018 г. – 3 017 400 039 000, т.е. меньше на 12%.

Чтобы понимать, почему так возросла эффективность работы налоговых органов и как избежать нежеланных доначислений, нужно знать, как осуществляется оценка бизнеса, какие доказательства необходимы проверяющим и какие применяются инструменты для их сбора.

Все начинается с предпроверочного анализа, который представляет собой комплекс мероприятий, направленных на сбор, изучение и анализ информации налогоплательщика с целью установления его налоговых рисков и определения объема возможных доначислений.

В рамках предпроверочных мероприятий налоговые органы используют различные базы данных, содержащие сведения о налогоплательщиках:

ИР «Схемы уклонения от налогообложения» и др.

Особенность этих программно-информационных комплексов состоит в том, что они все предназначены только «для служебного пользования», постоянно обновляются и совершенствуются, что не дает возможности налогоплательщикам изучить алгоритм их работы. По результатам предпроверочного анализа налоговики получают полное представление о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика и принимают решение в вышестоящих налоговых органах о включении последнего в план налоговых проверок.

Одной из основных причин повышения эффективности работы налоговых органов и улучшения показателей собираемости налогов и сборов можно назвать совершенствование налогового администрирования путем внедрения автоматизированных систем контроля за всеми стадиями налогообложения. В положительных результатах такого внедрения сомневаться уже не приходится, ведь как заявлял глава ФНС Михаил Мишустин на третьей региональной проектно-аналитической сессии Молодежной проектной платформы «ПРОдвижение»: «Цифровизация позволила сократить недобор средств по НДС до 1%».

Развитие информационных технологий в налоговом администрировании осуществляется в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 28 июля 2017 г. № 1632-р и направлено на достижение своей основной цели – максимальное повышение уровня собираемых налогов, обеспечение прозрачности системы налогообложения и раскрытие всей цепочки взаимоотношений между участниками налоговых правоотношений.

В соответствии с приказом ФНС № ММВ-7-6/40@ от 31.01.2019 поэтапно в эксплуатацию внедряется система АИС «Налог-3» — единая информационная система, обеспечивающая автоматизацию деятельности ФНС России по всем выполняемым функциям.

В свою очередь, Приказ ФНС России от 29 октября 2014 года № ММВ-7-3/558@ закрепил новую форму и порядок заполнения декларации по НДС в электронном виде. Созданный на базе вышеуказанной АИС «Налог-3» программный комплекс автоматизированного контроля за НДС – ПК АСК «НДС-2», автоматически анализирует миллионы поданных электронных деклараций, осуществляет их сравнение с декларациями контрагентов в целях выявления разрывов и несоответствий. Основываясь на полученных данных, цепочке операций с контрагентами по конкретной сделке (до 6 звена включительно) присваивается соответствующая степень/группа риска в соответствии с цветами.

Красный (высокая степень) – присваивается тем организациям, которые не представляют в налоговые органы декларации по НДС, в цепочке движения товаров которых выявлены разрывы либо данные отчетов, книг покупок и продаж не совпадают. Такие налогоплательщики подлежат усиленному налоговому контролю.

Читайте так же:
На какой бизнес можно получить субсидию

Желтый (средняя степень) – присваивается тем налогоплательщикам, при проверке которых были все-таки выявлены несоответствия, но по запросу налоговых органов были дополнительно представлены все необходимые пояснения и документы. В отношении данной категории налогоплательщиков осуществляются стандартные формы налогового контроля.

Зеленый (низкая степень) – присваивается тем налогоплательщикам, которые своевременно представляют в налоговые органы декларации, в полном объеме уплачивают начисленный НДС, отсутствуют факты, свидетельствующие о нереальности осуществления ими хозяйственной деятельности, отсутствуют разрывы и расхождения в данных деклараций. Камеральная проверка документов и сведений осуществляется в обычном порядке.

Добросовестным налогоплательщикам стоит быть аккуратнее и проверять своих контрагентов еще и на предмет исполнения обязательств по уплате налога, чтобы не стать объектом усиленного налогового контроля.

Отнесение налогоплательщика к той или иной группе риска – не единственная возможность ПК АСК «НДС-2». Не менее важным является возможность построения «Дерева связей» — отчета, содержащего информацию о схемах ухода налогоплательщика от налогообложения, конечных бенефициарах и фирмах-однодневках.

Немаловажным также является тот факт, что ПК АСК «НДС-2» работает по принципу эстерриториальности, объединяя и анализируя данные, полученные из разных налоговых органов. Это стало большой помехой для развития коррупции в территориальных налоговых органах, где зачастую долгое время работают одни и те же люди, с которыми можно договориться и избежать последствий неуплаты налога.

Однако, несмотря на всю прогрессивность и эффективность такого налогового администрирования, все же оно еще не совершенно и существуют пути его обхода. Главный минус – отсутствие информации об уплате начисленной суммы налога в бюджет. Таким образом, недобросовестные налогоплательщики могут вводить в свои цепочки фирмы-однодневки, которые будут заявлять всю сумму к уплате НДС в налоговой декларации, но ее не уплачивать. В последующем налоговом или отчетном периоде такая организация будет заменяться новой. Данный факт делает борьбу с фирмами-однодневками одним из основных направлений совершенствования налогового администрирования.

Справиться с вышеуказанной проблемой сможет ПК АСК «НДС-3», на данный момент работающий в тестовом режиме. Его основные отличия от предыдущей версии состоит в том, что он будет включать в себя: данные из расчетного центра Центрального банка РФ, отслеживать соответствие данных, полученных с контрольно-кассовой техники и данных книги продаж, а также дополнительно анализировать цепочки связей между физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.

Таким образом, отрицать высокую эффективность и результативность использования ПК АСК «НДС-2» и ПК АСК «НДС-3» невозможно. Они значительно расширили возможности сотрудников налоговых органов по выявлению лиц, уклоняющихся от уплаты налогов и поиску дополнительных источников пополнения бюджета. Однако для налоговых органов действует существенное ограничение – полученную таким образом информацию нельзя использовать при рассмотрении налоговых споров в суде, но на ее основании можно возбудить уголовное дело в случае превышения суммы неуплаченного НДС над размером, закрепленном в Уголовном кодексе.

Кроме вышеназванных программных комплексов отдельного внимания заслуживают:

система онлайн-контрольно-кассовой техники (онлайн-ККТ) — данная система позволяет налоговым органам автоматически получать сведения о продажах непосредственно в момент их совершения;

система онлайн-кабинетов на сайте ФНС России – комплекс электронных сервисов, направленный на максимально быстрое и удобное удовлетворение потребностей налогоплательщиков и получение ими всей необходимой информации по интересующим вопросам. На данный момент действует уже более 50 таких сервисов.

международный автоматический обмен информацией о финансовых счетах – финансовые организации стран-участниц Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам (Российская Федерация присоединилась 1 июля 2015 г.) обязаны получать от своих клиентов данные о налоговой резидентности и номера налогоплательщиков, после чего такие данные, вместе с определенной информацией о счете клиента будут раз в год передаваться в налоговую службу страны, в которой расположена та или иная финансовая организация.

Именно эти вышеназванные инструменты, при их совокупном использовании, обеспечили положительный рост поступлений в бюджет. Усиление позиций налоговых органов путем внедрения инновационных технологий уменьшает количество налогоплательщиков, использующих схемы налоговой минимизации, способствует созданию благоприятных условий для надлежащей уплаты налогов и сборов в бюджет и добровольному соблюдению налогового законодательства.

Однако наряду с неоспоримыми преимуществами, которые были получены благодаря цифровизации налогового администрирования, стоит упомянуть и об отрицательных сторонах этого процесса. В первую очередь такие сложные технологические изменения затронут ту категорию налогоплательщиков, которые не обладают необходимыми знаниями в области электронного документооборота (напр. пожилые) или не имеют должного технологического оборудования (Интернета и т.д.). Во вторую очередь, развитие цифровых технологий, используемых налоговыми органами в своей деятельности, может вызвать необходимость и дополнительные затраты на установление программных продуктов, совместимых с программами налоговых органов, обучение сотрудников налогоплательщиков по составлению и заполнению новых форм документов, необходимых для формирования отчетности.

Таким образом, уровень и качество налогового администрирования развивается безумно быстрыми темпами. Согласно данным статистики, растет эффективность налоговых проверок, и увеличиваются суммы, поступающие в бюджетную систему РФ. При комплексном использовании всех инструментов, которые имеются на данный момент, налоговые органы могут проследить всю цепочку движения товаров (работ, услуг), деклараций, счетов-фактур, проследить операции по банковским счетам, установить взаимозависимых лиц, и на основании всего этого получить исчерпывающую информацию о невнесенных в бюджет суммах налогов.

О подразделении, куда иностранец подает на уменьшение НДФЛ на сумму авансовых платежей

Заявление иностранного гражданина о подтверждении права на уменьшение НДФЛ на сумму авансовых платежей представляется по месту учета обособленного подразделения, в котором он трудится.

Читайте так же:
Как вернуть деньги за подоходный налог

Общая сумма НДФЛ с доходов иностранных граждан, осуществляющих деятельность в РФ на основании патента, исчисляется налоговыми агентами и уменьшается на сумму фиксированных авансовых платежей, уплаченных ими за период действия патента.

Уменьшение производится только у одного налогового агента при условии получения от налогового органа уведомления о подтверждении данного права.

Уведомление выдается при наличии в налоговом органе информации, полученной от территориального органа МВД, о факте заключения с таким гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) и выдачи патента.

Территориальный орган МВД направляет указанную информацию в налоговый орган, находящийся на территории того субъекта РФ, в пределах которого иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность на основании выданного патента.

По месту нахождения головной организации может отсутствовать такая информация, в связи с чем возникает риск отказа в выдаче уведомления.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 10 декабря 2019 г. N БС-4-11/25288@

О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ДОХОДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

Федеральная налоговая служба в связи с участившимися запросами налогоплательщиков и налоговых органов направляет для сведения и использования в работе разъяснения по вопросу порядка выдачи уведомления о подтверждении права на осуществление уменьшения исчисленной суммы налога на доходы физических лиц на сумму уплаченных налогоплательщиком фиксированных авансовых платежей в случае осуществления деятельности на основании патента в обособленном подразделении российской организации.

В порядке, установленном статьей 227.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс), исчисляется сумма и уплачивается налог на доходы физических лиц от осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности по найму в Российской Федерации (в организациях и у индивидуальных предпринимателей) на основании патента, выданного в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее — Федеральный закон N 115-ФЗ).

Пунктом 6 статьи 227.1 Кодекса установлено, что общая сумма налога с доходов указанных граждан исчисляется налоговыми агентами и подлежит уменьшению на сумму фиксированных авансовых платежей, уплаченных такими налогоплательщиками за период действия патента применительно к соответствующему налоговому периоду.

Уменьшение исчисленной суммы налога производится в течение налогового периода только у одного налогового агента по выбору налогоплательщика при условии получения налоговым агентом от налогового органа по месту нахождения (месту жительства) налогового агента уведомления о подтверждении права на осуществление уменьшения исчисленной суммы налога на сумму уплаченных налогоплательщиком фиксированных авансовых платежей (далее — Уведомление).

Уведомление выдается налоговым органом при наличии в налоговом органе информации, полученной от территориального органа МВД, о факте заключения налоговым агентом с налогоплательщиком трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) и выдачи налогоплательщику патента.

В соответствии с положениями Федерального закона N 115-ФЗ территориальный орган МВД направляет указанную информацию в налоговый орган, находящийся на территории того субъекта Российской Федерации, в пределах которого иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность на основании выданного патента.

В соответствии с пунктом 1 статьи 226 Кодекса установлено, что налоговыми агентами признаются российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы.

Вместе с тем, в случае представления заявления о получении Уведомления в налоговый орган по месту нахождения головной организации, отличному от места нахождения обособленного подразделения, сотрудником которого является иностранный гражданин, возникает риск отказа в выдаче Уведомления в связи с отсутствием в налоговых органах соответствующей информации от территориального органа МВД.

Пунктом 7 статьи 226 Кодекса установлено, что совокупная сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, уплачивается в бюджет по месту учета (месту жительства) налогового агента в налоговом органе, если не установлен иной порядок.

При этом перечисление сумм исчисленного и удержанного обособленным подразделением налога на доходы физических лиц осуществляется по месту нахождения такого обособленного подразделения.

Кроме того, в соответствии с пунктом 2 статьи 230 Кодекса налоговые агенты — российские организации, имеющие обособленные подразделения, представляют документ, содержащий сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах налога, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации, и расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, в отношении работников этих обособленных подразделений в налоговый орган по месту учета таких обособленных подразделений.

Таким образом, Кодексом предусмотрено налоговое администрирование обособленных подразделений, осуществляющих удержание и перечисление сумм налога на доходы физических лиц с выплат наемным работникам, по месту нахождения непосредственно таких обособленных подразделений.

Кроме того, форма Уведомления содержит реквизит "Код причины постановки на учет" в целях возможности указания в нем реквизитов как самой организации, так и ее обособленных подразделений.

Учитывая изложенное, по мнению ФНС России, в случае осуществления иностранным гражданином трудовой деятельности в обособленном подразделении организации, находящимся на территории субъекта Российской Федерации отличного от места нахождения головной организации, заявление о получении Уведомления может быть представлено в налоговый орган по месту учета непосредственно обособленного подразделения.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию