Femida96.ru

Юридическая помощь для всех
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Акт камеральной налоговой проверки составляется

Как должны быть оформлены результаты камеральной налоговой проверки

Оформление результатов камеральной налоговой проверки зависит от того, к какому выводу пришли проверяющие по ее итогам. Возможны два варианта:

  • организация не допустила нарушения налогового законодательства;
  • организация допустила нарушение налогового законодательства.

Отсутствие нарушений

Если по итогам камеральной проверки инспекция придет к выводу, что организация не допустила нарушений налогового законодательства, тогда результаты проверки останутся неоформленными. Налоговое законодательство не обязывает инспекцию составлять в этом случае какой-либо документ (ст. 88, 100 НК РФ). Уведомлять организацию о завершении камеральной проверки при отсутствии нарушений инспекция также не обязана. Налоговый кодекс РФ не содержит такого требования (ст. 88, 100 НК РФ, письмо УФНС России по г. Москве от 21 мая 2009 г. № 20-14/4/051403). Из этого правила есть только одно исключение. Если предметом камеральной проверки является декларация по НДС с применением заявительного порядка возмещения налога, то инспекция обязана письменно уведомить организацию об окончании камеральной проверки и об отсутствии выявленных нарушений законодательства. Направить такое уведомление, составленное в произвольной форме, инспекция обязана в течение семи рабочих дней после окончания камеральной проверки. Это следует из пункта 12 статьи 176.1 Налогового кодекса РФ.

Совет: есть способ, позволяющий получать из инспекции письменные уведомления об окончании камеральных проверок деклараций и отсутствии налоговых правонарушений в отношении любых налогов.

Для этого в произвольной письменной форме обратитесь в инспекцию с просьбой проинформировать вас о результатах камеральной налоговой проверки с целью выяснить, правильно ли вы применяете налоговое законодательство. Такая возможность предусмотрена в подпункте 1 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса РФ. Инспекция обязана отреагировать на такое обращение организации и дать конкретный ответ на поставленный вопрос в четкой и понятной форме (подп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ, п. 4.3.2.4 регламента, утвержденного приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444).

То, что положения статьи 88 Налогового кодекса РФ не обязывают инспекцию информировать организацию о результатах камеральной проверки в случае отсутствия нарушений, не исключает право организации на получение такой информации по письменному запросу. Арбитражная практика подтверждает правомерность этого вывода (см., например, определение ВАС РФ от 5 июня 2009 г. № ВАС-6946/09, постановление ФАС Поволжского округа от 18 февраля 2009 г. № А55-10190/2008).

Таким образом, несмотря на то что положения статьи 88 Налогового кодекса РФ не обязывают инспекцию информировать организацию о результатах камеральной проверки в случае отсутствия нарушений, у организации есть возможность получить такую информацию по письменному запросу. Арбитражная практика подтверждает правомерность этого вывода (см., например, определение ВАС РФ от 5 июня 2009 г. № ВАС-6946/09, постановление ФАС Поволжского округа от 18 февраля 2009 г. № А55-10190/2008).

Наличие нарушений

Если по итогам камеральной проверки инспекция придет к выводу, что организация допустила нарушения налогового законодательства, тогда результаты проверки должны быть оформлены актом (п. 5 ст. 88, абз. 2 п. 1 ст. 100 НК РФ). Его форма утверждена приказом ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892.

Ситуация: можно ли отменить решение инспекции, принятое по итогам камеральной проверки? Инспекция не составила акт об установленных ею нарушениях.

Если по итогам камеральной налоговой проверки инспекция пришла к выводу, что организация допустила нарушения налогового законодательства, то она обязана оформить результаты проверки актом (п. 5 ст. 88, абз. 2 п. 1 ст. 100 НК РФ). Акт камеральной проверки является одним из основных материалов налоговой проверки, после рассмотрения которых инспекция выносит окончательное решение по итогам проверки (п. 1 ст. 101 НК РФ). Если инспекция не составляет акт, то тем самым она нарушает условия процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки.

Нарушения, связанные с процедурой рассмотрения материалов проверки, могут стать основанием для отмены решения по этой проверке. Это следует из положений абзацев 2 и 3 пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса РФ. Следовательно, тот факт, что инспекция не составила акт камеральной проверки, может стать достаточным основанием для отмены решения по проверке.

Арбитражная практика подтверждает правомерность этого вывода (см., например, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 12 ноября 2009 г. № А53-5911/2009, Московского округа от 23 сентября 2009 г. № КА-А40/8182-09-2, Западно-Сибирского округа от 29 февраля 2008 г. № Ф04-1205/2008(1103-А02-25)).

Оформление акта проверки

Налоговое законодательство устанавливает четкие требования к оформлению акта камеральной проверки (п. 3, 3.1, 4 ст. 100 НК РФ, Требования, утвержденные приказом ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892). Подробнее о том, какую информацию инспекторы должны отразить в акте камеральной проверки, см. в таблице .

Ситуация: можно ли отменить решение инспекции, принятое по итогам камеральной проверки? Инспекция составила акт камеральной проверки с нарушениями (ошибками).

Можно, если нарушения (ошибки), допущенные при составлении акта, привели к принятию неверного решения по итогам камеральной проверки.

Решение по налоговой проверке подлежит отмене, если инспекция нарушит существенные условия процедуры рассмотрения материалов проверки. Так, решение по проверке отменяется, если инспекция не обеспечит организации возможность участвовать в рассмотрении материалов проверки и давать по ним пояснения. Об этом говорится в абзаце 2 пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса РФ. Кроме того, основанием для отмены решения по проверке могут стать и иные нарушения, связанные с процедурой рассмотрения материалов, которые могли бы привести к принятию неверного решения (абз. 3 п. 14 ст. 101 НК РФ).

Читайте так же:
Получение трудовой книжки для оформления пенсии

Акт камеральной проверки является одним из основных материалов налоговой проверки, после рассмотрения которых инспекция выносит окончательное решение по итогам проверки (п. 1 ст. 101 НК РФ). Следовательно, нарушения, допущенные инспекцией при составлении акта, могут стать основанием для принятия неверного решения по итогам камеральной проверки. В таком случае решение по проверке подлежит отмене полностью или в части, связанной с нарушением. В арбитражной практике есть судебные решения, которые подтверждают правомерность этого вывода. Так, решение инспекции, принятое по итогам камеральной проверки, можно отменить (полностью или частично), если инспекция допустила следующие нарушения (ошибки) при составлении акта:

  • неправильно применила нормы законодательства и сделала неверные выводы, которые впоследствии нашли отражение в итоговом решении (см., например, постановления ФАС Уральского округа от 23 ноября 2009 г. № Ф09-9114/09-С2, Поволжского округа от 29 августа 2008 г. № А12-1355/08, от 29 августа 2008 г. № А12-1370/08, Волго-Вятского округа от 10 июля 2008 г. № А29-7897/2007, Московского округа от 11 июня 2009 г. № КА-А40/5275-09, Северо-Западного округа от 19 августа 2009 г. № А56-59434/2008, Восточно-Сибирского округа от 12 ноября 2008 г. № А19-6820/08-30-Ф02-5529/08);
  • доначислила в акте налоги, пени и штрафы за периоды, которые не подпадают под камеральную проверку, эти же доначисления нашли отражение в итоговом решении (см., например, постановления ФАС Уральского округа от 21 октября 2008 г. № Ф09-7599/08-С2, Восточно-Сибирского округа от 27 августа 2007 г. № А58-6343/06-Ф02-5686/07, Северо-Западного округа от 5 марта 2007 г. № А56-16972/2006);
  • привела ошибочные ссылки на статьи Налогового кодекса РФ о привлечении организации к ответственности, указанные ссылки нашли отражение в итоговом решении (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 14 ноября 2007 г. № Ф08-7548/07-2513А);
  • отразила в акте факт налогового нарушения без должного обоснования, в итоговом решении инспекция привлекла организацию к ответственности за это нарушение (см., например, п. 10 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17 марта 2003 г. № 71, постановления ФАС Поволжского округа от 19 декабря 2008 г. № А55-8594/008, Московского округа от 30 июля 2009 г. № КА-А40/7115-09).

Срок составления акта

Составить акт камеральной налоговой проверки инспекция должна не позднее 10 рабочих дней после ее окончания (абз. 2 п. 1 ст. 100, п. 6 ст. 6.1 НК РФ). Инспекция составляет два экземпляра акта: один из них остается на хранении в инспекции, другой – вручается проверенной организации (п. 2.3 Требований, утвержденных приказом ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892). При этом в ряде случаев инспекция обязана приложить к экземпляру акта, который передается в организацию, доказательства, свидетельствующие о нарушениях, которые были выявлены в ходе камеральной проверки (ст. 100 НК РФ).

Вручение акта организации

Вручить организации ее экземпляр акта инспекция должна в течение пяти рабочих дней с даты подписания акта (п. 5 ст. 100, п. 6 ст. 6.1 НК РФ).

Вручить акт инспекция может:

  • лично законному или уполномоченному представителю организации под расписку;
  • иным способом, свидетельствующим о дате получения акта организацией (например, через курьерскую службу).

Это следует из пункта 5 статьи 100 Налогового кодекса РФ.

При получении акта представитель организации должен поставить в нем две подписи:

  • о получении акта (п. 5 ст. 100 НК РФ);
  • об ознакомлении с содержанием акта. Если представитель организации откажется ставить подпись на акте (например, из-за своей некомпетентности), то в акте будет сделана соответствующая отметка об отказе от подписи (п. 2 ст. 100 НК РФ).

Ситуация: что делать, если акт камеральной проверки вручен с нарушениями сроков?

Получить акт и ознакомиться с ним.

Дело в том, что нарушение срока вручения акта само по себе не может быть основанием для отмены решения налоговой инспекции по результатам проверки. Такое упущение со стороны проверяющих не относится к существенным нарушениям процедуры рассмотрения материалов проверки (п. 14 ст. 101 НК РФ).

Суды в такой ситуации тоже вряд ли помогут (см., например, постановления ФАС Московского округа от 9 апреля 2014 г. № А40-76732/13-99-232, Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 декабря 2013 г. № 09АП-40446/2013).

Отправка акта по почте

Если организация (ее представитель) уклоняется от получения акта камеральной проверки, инспекция отражает этот факт в акте и направляет его по почте заказным письмом в адрес организации (обособленного подразделения). В этом случае датой получения акта организацией считается шестой рабочий день с даты отправки заказного письма. Это следует из совокупности положений абзаца 2 пункта 5 статьи 100 и пункта 6 статьи 6.1 Налогового кодекса РФ. Причем отсчет шестидневного срока начинается со дня, следующего за днем отправки акта (п. 2 ст. 6.1 НК РФ).

Ситуация: можно ли отменить решение инспекции по итогам налоговой проверки, если организация не получила акт камеральной (выездной) проверки?

Ответ: да, можно, при условии, что организация не получала акт налоговой проверки и одновременно не была извещена о времени рассмотрения материалов проверки.

Решение по налоговой проверке подлежит отмене, если инспекция нарушит существенные условия процедуры рассмотрения материалов проверки. Так, решение по проверке отменяется, если инспекция не обеспечит организации возможность участвовать в рассмотрении материалов проверки и давать по ним пояснения. Об этом говорится в абзаце 2 пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса РФ.

Читайте так же:
Что нужно для расчета пенсии

Тот факт, что организация не получила акт налоговой проверки, лишает ее возможности представить свои письменные возражения по акту (п. 6 ст. 100 НК РФ). Вместе с тем, у организации остается возможность представить свои возражения и пояснения во время рассмотрения материалов проверки (п. 14 ст. 101 НК РФ). Следовательно, отсутствие акта налоговой проверки у организации само по себе не может быть достаточным основанием для отмены решения инспекции по проверке.

Иначе обстоит ситуация, если организация не получала акт налоговой проверки и одновременно не была извещена о времени рассмотрения материалов проверки. В таком случае организация полностью лишена возможности давать свои возражения и пояснения, что недопустимо. Решение по итогам такой проверки подлежит отмене. Это следует из положений абзаца 2 пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса РФ. Сложившаяся арбитражная практика подтверждает правомерность такого вывода (см., например, определения ВАС РФ от 23 декабря 2009 г. № ВАС-16522/09, от 29 октября 2009 г. № ВАС-13489/09, постановления ФАС Центрального округа от 21 октября 2009 г. № А35-8070/08-С26, от 26 июня 2009 г. № А48-2263/08-18, Северо-Кавказского округа от 28 декабря 2009 г. № А32-7437/2009-25/52, Московского округа от 29 сентября 2009 г. № КА-А40/8296-09, от 6 марта 2008 г. № КА-А40/1247-08, Западно-Сибирского округа от 14 сентября 2009 г. № Ф04-5654/2009(19864-А70-14), Восточно-Сибирского округа от 7 апреля 2009 г. № А33-8783/08-Ф02-1244/09, Северо-Западного округа от 14 ноября 2008 г. № А56-1230/2007, от 9 февраля 2007 г. № А05-11114/2006-12).

Возражения по акту проверки

В ответ на полученный акт организация при необходимости может оформить письменные возражения и передать их в инспекцию (п. 6 ст. 100 НК РФ).

Решение по акту проверки

На основе всех имеющихся материалов налоговой проверки (акта камеральной проверки, письменных возражений организации на акт, документов, истребованных у организации или ее контрагентов) инспекция принимает окончательное решение по итогам камеральной проверки и оформляет его (п. 1 ст. 101 НК РФ). Подробнее о сроках, порядке и правилах оформления решения по итогам камеральной налоговой проверки см. Как принимается решение по результатам налоговой проверки .

В наглядной форме этапы проведения камеральной проверки, порядок оформления ее результатов, схема документооборота и варианты действий проверяющих в различных ситуациях представлены в письме ФНС России от 15 декабря 2011 г. № АС-4-2/21396, которое направлено во все налоговые инспекции.

Что такое камеральная налоговая проверка, акт КНП

Алексеев Сергей Артёмович — автор статьи

Статья 88 НК РФ «Камеральная налоговая проверка» регламентирует данный вид налоговых проверок, который в среде налогоплательщиков зачастую ласково именуют камералкой. Согласно ч. 1 ст. 88 камеральная налоговая проверка (сокращённо КНП) — это проверка, которая проводится по месту нахождения налогового органа на основании документов, предоставленных налогоплательщиком, а также имеющихся в распоряжении налогового органа. Пример – камеральная проверка декларации 3-НДФЛ, подаваемой для получения налогового вычета.

Кто проводит проверку

Камеральную проверку уполномочены проводить налоговые органы, проверка проводится по месту нахождения (учёта) налогоплательщика. Камеральная проверка проходит по установленному регламенту, о котором рассказывается в следующем разделе.

Правила и порядок проведения

Порядок проведения камеральной проверки установлен ст. 88 НК РФ. В соответствии с её положениями:

  • проверка начинается после предоставления налогоплательщиком налоговой декларации;
  • для начала проверки не требуется решения руководителя налогового органа, её инициирует налоговый инспектор, которому направлена декларация для отработки;
  • уведомление о проведении проверки налогоплательщику не направляется;
  • в процессе КНП налоговый инспектор проверяет, соответствуют ли предоставленные налогоплательщиком документы установленным требованиям;
  • декларация в процессе КНП проверяется на правильность исчисления налогов;
  • если в ходе камеральной проверки выявлены нарушения (ошибки, несоответствия в документах), налоговый инспектор уведомляет об этом налогоплательщика с требованием представить пояснения (внести исправления) в 5-дневный срок;
  • налогоплательщик даёт пояснения и/или вносит исправления путём подачи уточнённой декларации (расчёта);
  • налоговый инспектор в рамках камеральной проверки вправе направлять запросы в банки, опрашивать свидетелей (например, бухгалтера), осматривать территорию, помещение и имущество налогоплательщика, проводить иные контрольные мероприятия.

Сведения о ходе камеральной проверки декларации 3-НДФЛ (статус камеральной проверки) налогоплательщик может отслеживать в личном кабинете на сайте ФНС.

Алексеев Сергей Артёмович — автор статьи

Если после завершения камеральной проверки нарушений не было выявлено, налогоплательщик об этом не будет проинформирован, но в личном кабинете отразится статус проверки «завершена». Налогоплательщик сможет узнать результаты камеральной налоговой проверки при выявлении нарушений, в этом случае ему будет направлен акт, который он вправе опротестовать (об этом в последнем разделе).

Акт КНП

Оформление результатов камеральной проверки при выявлении налоговых нарушений производится в форме акта. Формирование акта камеральной налоговой проверки осуществляет налоговый инспектор, проводивший проверку. Срок составления акта камеральной налоговой проверки – 10 дней с момента завершения проверки (ч. 1 ст. 100 НК РФ).

Сроки проведения камеральной проверки

Ст. 88 НК РФ оговаривает, сколько длится камеральная проверка по налоговому вычету и декларации. По умолчанию срок проведения камеральной налоговой проверки – три месяца с даты предоставления декларации (расчёта по вычету). Дата окончания камеральной проверки по НДС – через два месяца после её начала, при обнаружении ошибок (несоответствий) в документах она может проводиться в течение пяти месяцев.

Что делать, если нарушен срок проверки

Если нарушен срок камеральной проверки (камеральная проверка длится больше 3 месяцев), данные о результате камеральной проверки отсутствуют по истечении установленного срока (КНП завершена, а результата нет), нужно подавать жалобу. Это можно сделать в личном кабинете налогоплательщика в разделе «Жизненные ситуации» -> «Прочие ситуации» -> «Жалоба на акты налоговых органов, действия или бездействие должностных лиц».

Читайте так же:
Пенсия по инвалидности для граждан

Когда перечислят деньги, если КНП завершена

Если декларация подаётся для получения налогового вычета, то налогоплательщику важно контролировать возврат налога после камеральной проверки. Срок перечисления налогового вычета после камеральной проверки – один месяц с момента подачи письменного заявления налогоплательщика. При этом в общий срок зачисления налогового вычета входят три месяца, отведённые на камеральную проверку. Поэтому деньги поступят на карту (банковский счёт) налогоплательщика не ранее, чем через четыре месяца после подачи декларации с заявлением на возврат налога.

Как оспорить результат

Если при камеральной проверке выявлены нарушения, налоговый инспектор должен в течение десяти дней после её завершения составить акт и не позднее пяти дне после составления направить его налогоплательщику. В свою очередь, последний вправе в течение одного месяца после его получения представить аргументированные возражения на акт камеральной проверки лично, почтой или через личный кабинет налогоплательщика.

Если вы считаете результат проверки неправомерным, обратитесь к юристу на нашем сайте. Получив качественное юридическое сопровождение, вы сможете более эффективно оспорить отказ в возврате налога ввиду камеральной проверки.

Порядок оформления результатов налоговой проверки

Оформление результатов камеральной налоговой проверки

Камеральная проверка производится путем анализа ФНС представленных организациями деклараций. Кроме того, она может производится в случае, если декларация не была представлена, но должна была быть подана в ФНС. В такой ситуации проверяются иные документы, ранее представленные в ФНС, либо находящиеся в их распоряжении. Необходимость составления итогового документа после проверочных мероприятий НК РФ предусматривает не всегда. Акт проверки должен быть составлен только тогда, когда выявляются нарушения порядка исчисления и уплаты налогов.

Если ФНС установлено, что все требования законодательства соблюдены, проверка не оформляется, каких-либо документов не выносится. Такой вывод можно сделать, исходя из того, что положения закона, предусматривающие возможность составления какого-либо итогового документа при отсутствии нарушений отсутствуют. Подтверждается такая позиция в том числе Письмом ФНС России от 16.07.2013 № АС-4-2/12705 (п. 2.4).

Более того, налогоплательщик даже не узнает, что проверочные мероприятия были проведены, поскольку не предусмотрены требования, обязывающие должностных лиц ФНС уведомлять проверяемого о проведении в отношении него камеральной проверки. Если нарушения выявляются, то составляется итоговый акт, о котором поговорим далее.

Акт камеральной налоговой проверки

Требования к акту перечислены в п. 3, 3.1 ст. 100 НК РФ. Дополнительные требования изложены в Приложении N 24 к Приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@ (далее – Приказ).

Акт камеральной проверки полностью идентичен акту выездной. Данные документы составляются по одной форме и по одним и тем же правилам.

Возможно составление документа как в бумажном виде, так и электронном. Он составляется по форме, которая содержится в Приложении № 23 к Приказу.

Для наглядности, приведем сведения, которые должны быть отражены в акте проверки в таблице:

данные о проверяемой фирме;

дата предоставления декларации и других документов (если декларация представлена не была, но должна была быть представлена, указывается дата, когда документ должен был быть представлен);

список предоставленных организацией документов;

указание на налоги, правильность уплаты которых проверяется;

дата начала и окончания проверочных мероприятий;

Есть вопрос? Ответим по телефону! Звонок бесплатный!

указание на статьи НК РФ, которые налагают меры ответственности за нарушения;

Ф.И.О., должности проверяющих;

разъяснение права на возражения, которые может представить проверяемое лицо;

Подписывается документ как проверяющим, так и проверяемым. Он составляется в 2 экземплярах (для ФНС и проверяемого). Срок оформления результатов камеральной налоговой проверки – 10 дней после того, как проверочные мероприятия завершились. Срок передачи акта проверяемой фирме или ИП – 5 дней.

Как производится оформление результатов выездной налоговой проверки? Справка о проведенной налоговой проверке

Как уже упоминалось, выездные проверочные мероприятия оформляются актом, однако до его вынесения обязательно составляется справка (п. 15 ст. 89 НК РФ).

Справка и акт составляются, даже если нарушения не выявлены.

Справку готовят в последний день проверочных действий, и данное действие знаменует их окончание. Она составляется по форме, которая утверждена Приложением № 7 к Приказу.

В итоговой справке отражаются следующие сведения:

  1. Дата составления документа.
  2. Сведения о решении, на основании которого проводились проверочные действия.
  3. Данные о проверяемой организации.
  4. Сведения о проверяемом периоде.
  5. Данные о том, в отношении порядка уплаты каких налогов проведена проверка.
  6. Срок проверочных мероприятий.
  7. Сведения о продлении проверки.
  8. Сведения о приостановлении проверки.
  9. Подпись составителя.
  10. Подпись проверяемого о получении справки.

Справка передается проверяемому в день составления. Когда проверяемое лицо отказывается ее получать, она направляется по почте.

Как составляется акт выездной налоговой проверки?

В силу п. 1 ст. 100 НК РФ после выездной проверки всегда составляется акт. Даже если нарушения выявлены не были, документ в любом случае должен быть подготовлен.

Акт налоговой проверки составляется инспектором, который проводил проверочные мероприятия (его данные указаны в решении о проведении проверки). Как уже упоминалась, форма акта при выездной и камеральной проверке аналогична. Кроме того, к порядку составления актов и их содержанию применяются одни и те же требования. Состав сведений, которые отражаются в документе, можно изучить в таблице, представленной выше.

Читайте так же:
Баллы за стаж при начислении пенсии

Документ, в отличие от акта камеральной проверки, составляется не в течение 10 дней, а в течение 2 месяцев. Увеличенный срок связан с тем, что в ходе выездной проверки изучается больший объем сведений, более длительный период, данные по различным видам налогов.

Таким образом, итоговым документам при любых видах проверочных действий является акт. Однако он не оформляется, если при камеральной проверке нарушения не выявлены. По результатам выездной проверки дополнительно составляется справка.

Как оформить возражения на акт налоговой проверки

Формируется договор акта выездной проверки на основании ст. No100 НК России. Оформляется в течение 2 календарных месяцев с момента составления инспектором справки о проверке. Бланк фиксирует итоговые результаты инспекции. В нем подробно расписаны нарушения, выявленные во время анализа, и методы их устранения. Отметим, документ акт выездной проверки обязательно оформляется в нескольких случаях:

  1. После каждой выездной инспекции.
  2. В десятидневный срок после камеральной проверки, при которой были выявлены нарушения законодательства.
  3. После каждой выездной процедуры в отношении КГН.

На оформление акта отводится не более трех месяцев после составления справки об итогах инспекции. Форма акта выездной проверки утверждена Федеральной налоговой службой России. Подробная информация о структуре и содержании бланка описана в Приложении No24. Акт был принят еще в 2015 году и с тех пор не подвергался изменениям. По законодательству, лист акта выездной проверки заверяется специалистами, проводившими инспекцию хозяйственного субъекта, и самим налогоплательщиком. Обратите внимание: в случаях, когда проверяемый или его поверенный отказываются ставить подпись в документе, об этом делается отметка в бланке.

Основания проведения камеральной налоговой проверки

Основанием для проведения камеральной проверки является поданная налогоплательщиком декларация (расчеты), представленные документы, например, об отчетности.

Другими словами камеральная проверка это проверка документов, которые имеются в распоряжении налоговой и начинается она, когда документы окажутся в налоговом органе. Например, камеральные проверки налоговыми проводятся, когда физические лица возвращают НДФЛ, или когда организации обращаются за возвратом НДС.

Внимание: смотрите видео про обжалование решения налоговой и участие адвоката в налоговой проверке. Подписывайтесь на канал YouTube для возможности получать бесплатные консультации по налогам и иным вопросам через комментарии к роликам:

Как правильно составить

Шаблон акта выездной проверки составляется в двух вариантах: один остается у налогового инспектора, второй передается проверяемому. В некоторых случаях проверяющим оформляется три экземпляра бланков. Как правило, делается это при повторной или совместной проверке.

Готовый договор сотрудники ФНС обязаны вручить налогоплательщику в течение пяти рабочих дней, после того, как акт был подписан. Как правило, бланк передается лично в руки проверяемому или его представителю. Выдается лист под расписку, где проставляется дата получения бумаги организацией. В случаях, когда предприниматель или его законный представитель уклоняются от получения бланка, инспектор заносит этот факт в акт проверки и отсылает его заказным письмом. В такой ситуации действуют такие правила:

  1. Отправляется документ по адресу компании, указанном в ЕГРЮЛ.
  2. Дата вручения оттягивается, т.е. передается акт не в течение 5 дней, а не позже 6 суток после отправки конверта.

Обратите внимание: компания имеет право обжаловать решение налогового инспектора, если не согласна с ним. В таком случае потребуется составить письменные возражения относительно всего акта и по отдельным его положениям. На обжалование дается 1 месяц с момента получения бланка. После, налогоплательщик уже не сможет ничего сделать. Отметим, проверяемому может быть вручен как оригинал документа, так и его копия. В обоих случаях договор считается действительным.

Срок проведения камеральной налоговой проверки

Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налоговой в течение 3-х месяцев со дня представления декларации. При этом не требуется какое-либо специальное решение руководителя налоговой для проведения соответствующей проверки.

Срок проверки в отношении иностранных организаций, подлежащих постановке на учет в соответствии с налоговым кодексом, составляет 6 месяцев.

Проверка по декларации по НДС проводится в течение 2-х месяцев.

В определенных случаях срок проверки может быть продлен до 3-х месяцев.

Как правильно заполнить

О том, как правильно составлять образец акта выездной проверки, подробно описано в статье 100 Налогового кодекса. В законодательном акте указано, что бланк должен состоять из трех разделов:

  1. Вступительный или общий. Здесь подробно расписаны вводные данные о налогоплательщике.
  2. Основной или описательный. В этой части детально перечислены виды нарушений.
  3. Заключительный – рекомендательный. Сюда включены советы инспектора относительно того, как можно исправить имеющиеся нарушения. Также в разделе содержатся предписания ИФНС.

Чтобы правильно заполнить пример акта выездной проверки, потребуется указать:

  • наименование формы, дату оформления и порядковый номер;
  • имена всех инспекторов (необходимо написать полностью инициалы, должность, подразделение ИФНС);
  • наименование организации или инициалы налогоплательщика (указываются данные полностью и сокращенно);
  • адрес, по которому расположена компания, или проживает налогоплательщик;
  • порядковый номер и дату решения по выездным мероприятиям;
  • перечень проверяемых официальных бумаг;
  • период, за который осуществляется инспекция;
  • время начала и конца проверки;
  • список налоговых сборов, по которым происходит проверка;
  • сведения относительно используемых контрольных программ;
  • отметку об отсутствии нарушений или факты, подтверждающие их наличие;
  • итоговые отметки и предписания относительно того, как нужно устранить правонарушения, ссылки при наличии мер ответственности.
Читайте так же:
Субсидия на улучшение жилищных условий отзывы

По закону бумаги о проверке должны быть составлены в строго установленные сроки: в течение двух месяцев в обычных случаях, и трех для КГН. Отметим, если налоговыми инспекторами по каким-то причинам были нарушены сроки, результаты проверки не отменяются. Налогоплательщик, в свою очередь, может подавать обжалование в обычном порядке. Если налогоплательщик не согласен с выводами, сделанными в акте, он имеет право составить и подать возражение. Сделать это можно не позже 1 месяца с момента получения официальной бумаги.

Порядок проведения камеральной налоговой проверки

Порядок камеральной проверки заключается в следующем:

  1. проводиться проверка должностными лицами налоговой на своем рабочем месте, т.е. в здании налоговой
  2. срок для проведения такой проверки, по общему правилу, составляет 3 месяца, т.е. проверка может быть завершена и до истечения 3-х месяцев
  3. начинается проверка с даты получения документов от налогоплательщика, при этом нигде документально не фиксируется дата начала проверки, как и дата окончания
  4. при необходимости налоговая может истребовать дополнительные документы, но не всегда; также при выявлении ошибок в декларации или несоответствий с документами налоговая вправе потребовать представление пояснений или внесение изменений
  5. если по результатам проверки будут выявлены какие-то нарушения, то в этом случае подлежит составлению акт камеральной проверки; если нарушений не будет выявлено, то акт не будет составляться

Полномочия ИФНС при проведении камеральной налоговой проверки:

Объем правомочий проверяющего находится в непосредственной зависимости от способа проверки. Они бывают следующие:

  • Требовать пояснения от налогоплательщика
  • Истребовать у претендента на налоговые льготы документы, подтверждающие право на заявленные льготы

Камеральная налоговая проверка заключается исключительно в изучении налоговым органом представленных на проверку документов. Следовательно, недопустимо получение инспектором дополнительной информации, в том числе, путем производства запросов, визуального осмотра. Отступление от этого правила незамедлительно влечет признание полученных в ходе осуществления проверки результатов недействительными. Следствием последнего является отсутствие ответственности за совершенные правонарушения.

Обязанности налогоплательщиков при проведении налоговых проверок

Если налогоплательщик не хочет каких-то негативных последствий по результатам налоговой проверки, то он обязан при проведении соответствующей проверки:

  • по требованиям налоговиков в установленный срок представлять пояснения, устранять ошибки в поданных декларациях, путем внесения исправлений
  • представлять документы, которые требуют проверяющие, если истребование таких документов соответствует закону
  • знакомиться с актом проверки и представлять на него возражения

Указанные обязанности налогоплательщик может расценить как право. В принципе никто не может запретить лицу, которое проверяет налоговая, не выполнять указанные обязанности, но тогда и ссылаться на нарушение своих прав налогоплательщику в этом случае как-то не совсем будет правильно, ведь он сам принял для себя решение: выполнять требования налоговой или нет.

Кроме того, за не выполнение требований налоговой о представлении документов, действия лица будут расценены как правонарушение, за которое предусмотрен штраф.

Образец акта выездной проверки

Напомним, акт проверки составляется даже в тех случаях, когда комиссией не было выявлено нарушений. Порядок оформления бланка подробно расписан в статье 100 НК РФ. Конечно же, на практике бывает все совершенно по-другому. Рекомендуем скачать акт выездной проверки и детально изучить структуру официальной бумаги и правила ее составления.

Структура и содержание акта проверки

Акт проверки содержит:

  • вводную часть, где приводятся общие сведения о проводимой проверке, компании (ее филиале), в которой она проводится;
  • описательный блок с раскрытием фактов нарушений налогового законодательства, базирующихся на документальных подтверждениях, изложенных с максимальной четкостью и систематизированием;
  • итоговую часть, т. е. выводы о результатах проверки и наличии налогового правонарушения, сведения о последствиях выявленных недостатков, а также вынесение предложений по их устранению.

Неотъемлемой частью акта являются приложения, оформляемые к нему. Это – доказательства с подтверждением фактов нарушений, связанных с начислением и уплатой налогов и пеней. К ним относятся необходимые пояснения, дополнения, справки, расчеты расхождений между заявленными компанией данными и установленными в ходе ревизии и другие документы, оформленные проверяющим инспектором.

Что это за документ, правовое регулирование

Как уже было сказано ранее, одной из обязанностей налогового органа является проверка выездного типа. Для этого сотрудники ФНС выезжают непосредственно на место расположения предприятия. Для подобного контроля необходимо действительно серьезное нарушение закона – к примеру, если компания постоянно сдает нулевую отчетность и при этом фиксирует убыток.
По результатам проверки налоговой выдается специальный акт, в котором будут указаны следующие данные:

  • ошибки, которые были найдены в бухгалтерском и налоговом учете;
  • требования, которые предъявляются к их устранению.

Данный документ содержит следующие подразделы:

  • наименование акта и порядковый номер;
  • число, когда он был составлен;
  • в отношении кого выполнялась проверка;
  • основания для ее проведения;
  • перечень документации, которая была представлена для контроля;
  • по какому конкретно налогу и в какой срок выполнялась проверка;
  • общий срок процедуры;
  • проводимые в ее ходе мероприятия;
  • что именно установили проверяющие (описательная часть);
  • выводы и итоги проверки, перечень выявленных нарушений;
  • список лиц, которые ее выполняли;
  • место для подписи проверяющих, а также ответственного лица, которое получает данный акт.

В конце документа обязательно должна быть поставлена печать с расшифровкой.

Если же говорить о правовом регулировании, то проверка должна осуществляться в соответствии со следующими законодательными нормами:

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию