Femida96.ru

Юридическая помощь для всех
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Без специального решения руководителя налогового органа проводятся

Камеральная проверка по налогу на прибыль: как подготовиться?

Порядок проведения камеральной проверки установлен ст. 88 НК РФ. Налогоплательщикам, представляющим декларации по прибыли, следует обратить внимание на следующие положения этого порядка.

1. Проверке подлежит только представленная в налоговый орган декларация (п. 1 ст. 88 НК РФ). Однако если декларация не представлена, налоговый орган вправе камерально в те же сроки проверить информацию о налогоплательщике по имеющимся у него источникам (п. 2 ст. 88 НК РФ).

2. Проверка проводится без специального решения руководителя налогового органа (п. 2 ст. 88 НК РФ) и без уведомления налогоплательщика.

3. Срок проведения камеральной проверки – 3 месяца с даты представления декларации (п. 2 ст. 88 НК РФ).

4. При получении декларации с убытком, выявлении ошибок, расхождений и несоответствий с другими сведениями налоговый орган направляет налогоплательщику требование о предоставлении пояснений по выявленным несоответствиям или внесении соответствующих исправлений в декларацию (п. 3 ст. 88 НК РФ).

5. Пояснения должны быть представлены налоговому органу любым доступным организации способом в течение 5 рабочих дней со дня получения требования (п. 3 ст. 88 НК РФ).

6. В подтверждение данных, входящих в пояснения, налогоплательщик вправе дополнительно предоставить бухгалтерские и налоговые регистры, а также любые другие документы (п. 4 ст. 88 НК РФ).

7. Если в ходе камеральной проверки налогоплательщик представляет уточненную налоговую декларацию за проверяемый период, то срок камеральной проверки начинает отсчитываться заново от даты представления уточненной декларации (п. 9.1 ст. 88 НК РФ).

8. Если уточненная декларация представлена по истечении 2 лет после срока, установленного для сдачи этой отчетности за соответствующий отчетный (налоговый) период, и налог в ней начислен в меньшей сумме или увеличена сумма убытка, то налоговый орган вправе истребовать не только пояснения, но и первичные документы (п. 8.3 ст. 88 НК РФ).

9. У налогоплательщиков, пользующихся льготами, налоговый орган вправе истребовать документы, подтверждающие право на применение такой льготы (пп. 6 и 12 ст. 88 НК РФ).

Если в ходе камеральной проверки нарушения не выявлены, то камеральная проверка автоматически завершается без составления каких-либо дополнительных документов. Если же налоговики выявили в декларации ошибки и/или противоречия, далее применяется особый порядок взаимодействия контролеров и налогоплательщика (см. далее).

Порядок проведения камеральной налоговой проверки

По налогу на прибыль между налогоплательщиками и ФНС часто возникают споры. Как складывается свежая судебная практика по этому вопросу, узнайте из аналитической подборки от КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе и изучите материал беплатно.

Что делать налогоплательщику при выявлении в декларации ошибок и противоречий

Если, несмотря на представленные пояснения и дополнительные мероприятия налогового контроля, налоговый орган считает нарушение выявленным, то в течение 10 рабочих дней с даты завершения проверки им составляется акт камеральной налоговой проверки. Акт должен быть вручен налогоплательщику не позднее 5 рабочих дней после даты составления.

В течение 1 месяца налогоплательщик вправе представить возражения на акт камеральной проверки. Возражения должны быть рассмотрены руководителем налогового органа в течение 10 рабочих дней после окончания срока представления возражений. По результатам этого рассмотрения может быть вынесено решение о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности. Руководителем налогового органа может быть вынесено также решение о продлении сроков проверки (на срок не более 1 месяца) и о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

С учетом изложенного становится очевидной важность самостоятельной проверки декларации по прибыли перед сдачей ее в налоговые органы и готовность к представлению исчерпывающих пояснений в ответ на запрос налоговых органов.

Как считать налог на прибыль, узнайте здесь.

Ключевые моменты проверки налога на прибыль

Остановимся на наиболее важных моментах, имеющих место при проверке налога на прибыль у большинства организаций. Ссылки на строки декларации по прибыли мы приводим применительно к ее форме, утвержденной приказом ФНС России от 23.09.2019 № ММВ-7-3/475@.

1. Если декларация заполняется вручную, ее необходимо проверить на отсутствие арифметических ошибок и на соответствие сумм, попадающих в лист 02, суммам, рассчитанным в соответствующих приложениях к листу 02. При автоматическом заполнении в бухгалтерской программе и в системах электронной сдачи отчетности такая проверка обычно присутствует.

2. Если заявлена льгота по налогооблагаемой базе или снижена ставка, налогоплательщик должен быть готов к представлению пояснений и копий документов, подтверждающих право на применение льгот.

3. Доходы от реализации в ходе проверки по налогу на прибыль обычно сверяются налоговыми органами с доходами, отраженными в декларации (или в декларациях – с учетом сопоставимости периодов) по НДС.

В сравнении с декларацией по НДС могут возникать вопросы в следующих случаях:

  • Наличия доходов, облагаемых НДС и не облагаемых налогом на прибыль (например, при безвозмездной передаче имущества).
  • Осуществления организацией операций, не облагаемых НДС. В этом случае налогоплательщик не должен забывать о необходимости заполнения в декларации по НДС раздела 7, в котором отражаются данные об операциях, не подлежащих налогообложению НДС.
  • Осуществления организацией операций, облагаемых по ставке НДС 0%. Здесь надо быть готовым к систематической даче пояснений по расхождениям из-за того, что при применении ставки 0% период подтверждения права на применение этой ставки не всегда совпадает с периодом отгрузки. Как правило, есть остаток с неподтвержденным правом применения на начало сравниваемого периода, имеются расхождения из-за подтверждения в течение периода и, как следствие, есть расхождения на конец сравниваемого периода. Это обстоятельство (с приложением налоговых регистров, отражающих реализацию с разбивкой по ставкам НДС, и расчетов распределения НДС в зависимости от факта подтверждения права на ставку 0%, из которых становится понятной различие в объемах реализации) необходимо будет пояснить налоговым органам.
  • Во внереализационных доходах организации имеют место доходы, подлежащие обложению НДС, но в декларации по прибыли не попадающие в строки расшифровки выручки от реализации. В этом случае налогооблагаемая база по НДС будет больше, чем выручка от реализации в декларации по прибыли. Это также потребует пояснений с приложением налоговых регистров.

4. Пояснений потребует общий убыток отчетного периода и убытки, отраженные в приложении 3 к листу 02 (в частности, убытки от объектов обслуживающих производств и хозяйств, от реализации амортизируемого имущества, от реализации права требования долга).

К декларациям с убытком налоговики относятся с повышенным вниманием. Чтобы не привлекать внимание контролеров, многие налогоплательщики не показывают убытки в декларации. Как правильно избавиться от налогового убытка узнайте в материале КонсультантПлюс, получив пробный доступ бесплатно.

5. При заполнении данных по начисленным за отчетный (налоговый) период авансовым платежам (строки 210, 220, 230 листа 02) необходимо проверить наличие уточненных деклараций, которые могут повлиять на сумму авансовых платежей.

6. Если организация является плательщиком каких-то иных налогов, кроме налога на прибыль и НДС (например, налога на имущество), то по строке 041 в приложении 2 к листу 02 она должна отразить сумму начисленных за налогооблагаемый период налогов. Отсутствие данных по этой строке приведет к необходимости дополнительных пояснений.

7. Пояснения, скорее всего, будут затребованы налоговыми органами, если организация получает целевое финансирование и заполняет лист 07 декларации по прибыли, особенно в случае отражения в нем значительных сумм.

Читайте так же:
Какая индексация пенсий при увольнении

8. При составлении декларации по прибыли за налоговый период (год) необходимо проверить, увязываются ли данные декларации по прибыли с бухгалтерской отчетностью:

  • сумма начисленного за год налога на прибыль в декларации и в отчете о прибылях и убытках по строке «Текущий налог на прибыль» должны совпадать;
  • разницы между бухгалтерской и налоговой прибылью должны иметь реальные объяснения, отраженные в налоговых регистрах.

9. При расчете распределения платежей по налогу на прибыль и авансовых платежей между обособленными подразделениями (приложение 5 к листу 02) рекомендуется уделить особое внимание следующим моментам:

  • правильности расчета долей налоговой базы;
  • соответствию суммы налоговых баз подразделений общей налоговой базе по организации;
  • расчету авансовых платежей на следующий период, сумма которых для каждого обособленного подразделения определяется умножением общей суммы начисленных на следующий период авансовых платежей по организации на долю налоговой базы подразделения.

В большинстве случаев после исчерпывающих пояснений, не противоречащих данным декларации, вопросы налоговыми органами снимаются. При этом ошибки в заполнении декларации, связанные с неправильным отражением сумм по ее строкам, но не приводящие к искажению итоговой суммы начисленного налога, возможно также объяснить в пояснениях. Уточненная декларация в этом случае не потребуется (п. 1 ст. 81 НК РФ).

Как самостоятельно проверить декларацию перед отправкой в инспекцию поэтапно рассмотрено в Готовом решении КонсультантПлюс. Получите пробный доступ и бесплатно изучите материал.

Итоги

Чтобы без проблем пройти камеральную проверку декларации по налогу на прибыль, заранее проверьте арифметические ошибки и основные контрольные соотношения. Кроме того, будьте готовы представить налоговикам пояснения и документы, если применяете льготы по этому налогу, получили целевое финансирование и др.

Без специального решения руководителя налогового органа проводятся

Камеральная проверка предполагает проверку документов в самом налоговом органе. Проверяются налоговые декларации, бухгалтерские документы, т.е. те документы, на основе которых исчисляются суммы налога.

Выездная проверка проводится по месту нахождения организации или индивидуального предпринимателя.

Налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки.

Камеральная налоговая проверка

Срок проведения проверки — три месяца. Другим словами, поданную Вами декларацию могут проверять в течение трех месяцев со дня её подачи.

Камеральная проверка проводится должностными лицами налогового органа. Специального разрешения руководителя налогового органа не требуется.

Камеральная налоговая проверка включает проверку следующих фактов:

  • все ли необходимые документы представлены налогоплательщиком;
  • правильно ли они оформлены;
  • вовремя ли они представлены;
  • правильно ли рассчитана сумма налога;
  • правильно ли использована ставка налога и имеет ли налогоплательщик право на льготы по уплате налога;
  • правильно ли определена налогооблагаемая база (то, с чего исчисляется налог).

Выездная налоговая проверка

Круг действий налоговых органов при проведении выездной проверки намного шире, чем при проведении камеральной. Сюда входит проверка всех бухгалтерских документов, договоров, актов о выполнении договоров, всех внутренних документов организации (приказов, распоряжений и т.д.). Кроме того, при проведении выездной проверки может быть проведен осмотр различных предметов и помещений, проведена инвентаризация имущества налогоплательщика.

Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам.

Внимание! Налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период их уплаты.

Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Но существуют следующие исключения из этого правила:

  • вышестоящий налоговый орган в исключительных случаях может увеличить продолжительность выездной налоговой проверки до трех месяцев;
  • если организация имеет филиалы и представительства, срок выездной проверки увеличивается на один месяц для каждого филиала или представительства, т.е. если у Вашей организации два филиала — срок проверки увеличивается на два месяца.

Внимание!

Налоговые органы могут проверять филиалы и представительства налогоплательщика, не проверяя при этом головную организацию.

Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя налогового органа или его заместителя.

Внимание!

Вносить какие-либо изменения в решение о проведении налоговой проверки инспекторы не могут. Поэтому в решении, предъявленном руководителю проверяемого субъекта предпринимательской деятельности, не должно быть поправок или зачеркиваний. В случае, если налоговый инспектор не имеет постановления на проверку, то он не уполномочен проводить выездную проверку, следовательно, в соответствии со статьей 21 НК РФ, налогоплательщик вправе не исполнять требования такого проверяющего.

Решение о проведении проверки вручается руководителю или главному бухгалтеру организации. Но его может получить и уполномоченный представитель. В таком случае, инспектор должен удостовериться, что у этого представителя есть необходимые полномочия. Налоговый кодекс РФ прямо не предусматривает каких-либо наказаний за уклонение руководителя предприятия от получения решения о проверке. Но это не значит, что Вы сможете избежать проверки. В таком случае, решение высылается по почте заказным письмом.

Если известие о назначении выездной проверки и вручение решения о её проведении достаточно часто являются неожиданностью, то приступить сразу же к проверке документов налоговики не могут. Перед этим инспектор должен вручить представителю предприятия требование представить необходимые документы. Заметим, что налоговое законодательство не требует, чтобы этот документ составлялся руководителем налоговой инспекции. Но это не значит, что требование может подготовить любой сотрудник инспекции, в которой Вы стоите на налоговом учете. Готовит это требование тот инспектор, который уполномочен проверять данный субъект предпринимательской деятельности.

После того, как Вам предъявили требование, у Вас есть пять дней на то, чтобы подготовить документы (ст. 93 НК РФ). Если Вы не уложились в этот срок либо представили не все документы, указанные в требовании, будьте готовы заплатить за каждый не представленный документ штраф (ст. 126 НК РФ). Однако, этот штраф может быть наложен только в том случае, если затребованный документ у предпринимателя есть. Если есть веские обоснования отсутствия документа (пожар, кража и т.д.), штрафа можно избежать, представив подтверждающие документы из милиции или пожарной инспекции.

Налоговый инспектор имеет право проверять все то, что имеет какое-либо отношение к налогам и финансово-хозяйственной деятельности предпринимателя. Таким образом, налоговый инспектор имеет право истребовать у предпринимателя такие документы, как накладные, приходные и расходные ордера, кассовый журнал, свидетельства регистрации предпринимателя, патенты, лицензии или иные правоустанавливающие документы, трудовой договор с продавцом и т.п. Исключение составляют лишь документы, являющиеся коммерческой тайной.

При наличии у осуществляющих выездную проверку должностных лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, скрыты, изменены или заменены, производится выемка этих документов в порядке, предусмотренном статьей 94 Налогового Кодекса, по акту, составленному этими должностными лицами. В акте о выемке документов должна быть обоснована необходимость выемки и приведен перечень изымаемых документов. Налогоплательщик имеет право при выемке документов делать замечания, которые должны быть по его требованию внесены в акт. Изъятые документы должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью или подписью налогоплательщика. В случае отказа налогоплательщика скрепить печатью или подписью изымаемые документы, об этом делается специальная отметка. Копия акта о выемке документов передается налогоплательщику.

Выемку нельзя проводить в ночное время, если нет понятых, либо их менее двух человек, отсутствуют директор, бухгалтер и другие должностные лица, у которых производится выемка документов. Как правило, изымаются копии документов. Однако, если проверяющие решат, что Вы можете уничтожить оригиналы, они могут забрать их. Но, в таком случае, Вам должны вручить копии этих документов, заверенные должностным лицом налогового органа (п. 8 ст. 94 НК РФ). При невозможности изготовить или передать изготовленные копии одновременно с изъятием документов, налоговый орган передает их лицу, у которого документы были изъяты, в течение пяти дней после изъятия.

По окончании проверки, независимо от её результатов, составляется справка о проведении проверки. А в течение двух месяцев после этого должен быть составлен акт поверки. В акте указываются факты выявленных налоговых правонарушений или их отсутствие, а также выводы и предложения проверяющих по их устранению и применению конкретных мер ответственности. Акт проверки передается налогоплательщику или его представителю. В течение двух недель со дня его получения налогоплательщик может представить свои возражения на имя руководителя той инспекции, сотрудники которой были на проверке. Возражения должны быть обоснованы и документально подтверждены. Срок для подачи письма с Вашими возражениями будет исчисляться со дня подписания Вами акта при вручении, поэтому обязательно ставьте число, когда подписываете акт проверки или сохраняйте конверт, в котором акт проверки Вам направлялся.

В течение двух недель по истечении срока, установленного для представления налогоплательщиком протокола разногласий по акту налоговой проверки, руководитель налогового органа знакомится с материалами проверки, иными документами. При наличии возражений материалы проверки рассматриваются в присутствии должностных лиц организации-налогоплательщика или их представителей (п. 1 ст. 101 НК РФ). По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель налогового органа принимает решение. Его копия передается налогоплательщику. Если принято решение о привлечении к ответственности, то на его основании налогоплательщику в 10-дневный срок с даты вынесения решения направляется требование об уплате недоимки и пени.

Когда решение по акту уже вынесено, жалоба подается в вышестоящий налоговый орган в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав.

Решение налогового органа (должностного лица) по жалобе принимается в течение месяца. О принятом решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу. Пока идет разбирательство, налоговая инспекция вправе списать с Вашего расчетного счета доначисленные суммы налогов и пени. Штраф же взыскивается через суд. Но Вы можете подать ходатайство о приостановлении исполнения обжалуемого решения (п. 2 ст. 141 НК РФ). Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд. Судебное обжалование актов (в том числе нормативных) налоговых органов организациями и индивидуальными предпринимателями производится путем подачи искового заявления в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

В случае, когда налогоплательщиком добровольно не исполнено требование об уплате недоимки и пени, налоговый орган может принять решение о взыскании налога и пени. Это решение может быть принято до истечения срока, установленного для исчисления срока исполнения требования об уплате налога. Если решение о взыскании принято за пределами этого срока, то оно считается недействительным и исполнению не подлежит. В этой ситуации налоговый орган может взыскать налог и пени только в судебном порядке. В соответствии с вышеуказанным, решение о взыскании доводится до налогоплательщика (налогового агента) в срок не позднее 5 дней после вынесения решения о взыскании необходимых денежных средств.

После вынесения решения о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, соответствующий налоговый орган обращается с исковым заявлением в суд о взыскании финансовых санкций. Срок обращения с соответствующим иском — 6 месяцев со дня обнаружения и составления соответствующего акта.

До обращения в суд налоговый орган должен предложить налогоплательщику добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции.

Внимание!

Недоимки и пени по налогам уплачиваются добровольно или взыскиваются в бесспорном порядке, налоговые санкции подлежат уплате в добровольном или судебном порядке.

Арбитражный суд высказался о недопустимости применения ст.54.1 НК РФ при истребовании документов при проведении камеральной налоговой проверки

Истребование налоговыми органами у налогоплательщика документов из года в год становится все более изощренным и вызывает глубокое недоумение со стороны бизнеса, равно как и вызывает сожаление у профессионального сообщества по поводу отношениия должностных лиц налоговых органов к толкованию действующего налогового законодательства.

Как известно, налоговые органы часто пытаются злоупотреблять своими правами и полномочиями, игнорируют требования к форме запроса документов и просто требую то, что требовать недопустимо в принципе. Причина такого поведения по отношению к налогоплательщику одна – предпроверочный анализ не всегда дает полную картину взаимоотношений налогоплательщика со его контрагентами. Сбор так называемого «компромата» через направление налогоплательщику требования о предоставлении документов (информации) остается одним из законных способов сбора нужной информации.

И вот, появился новый кейс, где налогоплательщик посчитал требование налогового органа о предоставлении документов (информации) незаконным. Суд встал на его сторону и указал на недопустимость расширительного толкования отдельных положений НК РФ.

Итак, имеем следующую ситуацию:

Налоговым органом (МИФНС № 19) в рамках камеральной проверки декларации по НДС у налогоплательщика (ООО «Инварда-Транс») были истребованы договоры (контракты, соглашения), договоры купли-продажи, договоры поставок, договоры аренды, агентские договоры, договоры цессии (уступки прав требования) и иные имеющиеся договоры со всеми приложениями и со всеми контрагентами, по сделкам, отражённым в декларации по НДС.

Помимо вышеуказанных документов налоговым органом были истребованы акты сверок с отражением сведений (в том числе печатей и подписей) обеих сторон, акты о зачете взаимных требований, а также оборотно-сальдовые ведомости (общие и по всем счетам бухгалтерского и налогового учета в разрезе субсчетов и контрагентов), доверенности и т.п.

Как может показаться сначала, требование вполне стандартное, а подобная практика (прочно укоренившаяся в головах проверяющих) вполне обычная, но вот налогоплательщик так не посчитал и решил оспорить его.

Посчитав, что требование не в полной мере соответствует законодательству и подлежит признанию частично недействительным ООО «Инварда-Транс» обратилось в УФНС России по Санкт-Петербургу с жалобой. Управление частично удовлетворило жалобу налогоплательщика.

Далее ООО «Инварда-Транс» обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным требования МИФНС № 19 по Санкт-Петербургу в части.

Суд первой инстанции при рассмотрении данной ситуации в споре по делу А56-38742/2020, что не удивительно, встал на сторону налогового органа и признал его требование о предоставлении документов соответствующим закону. Отказывая в удовлетворении требования налогоплательщика, суд первой инстанции согласился с дополнительными доводами Управления (бы привлечено в качестве третьего лица) и сослался на то, что при истребовании документов при камеральной проверке НДС также подлежит применению ст. 54.1 НК РФ (Примечание: В тексте решения суда первой инстанции данное обстоятельство не раскрывалось, но суд апелляционной инстанции указал на это).

Суд первой инстанции указал следующее: «Федеральным законом от 18.07.2017 №163-ФЗ часть первая Налогового кодекса Российской Федерации дополнена ст. 54.1 «Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов», которая вступила в силу 19.08.2017 и применяется к камеральным налоговым проверкам налоговых деклараций, представленных в налоговый орган после вступления в силу положений данной нормы». В указанном случае необходимо отдельно обратить, что ссылка на ст. 54.1 НК РФ и была сделана в контексте истребования налоговым органом актов сверок с отражением сведений (в том числе печатей и подписей) обеих сторон и актов о зачете взаимных требований. Суд первой инстанции отметил, что истребование данных документов «не может быть рассмотрено как противоречащее положениям ст. 88, ст. 93, ст. 172 НК РФ», что в свою очередь определяет линию отношения суда применительно к спорной ситуации и костный подход низовых судов к вопросам правильности применения ст. 88 и ст.93 НК РФ в целом.

Это значит, что суд первой инстанции применил ст. 54.1 НК РФ на том лишь основании, что так как эти документы подтверждают факт наличия договорных отношений и реальное исполнение обязательств соответствующими контрагентами, то эти документы необходимы для проверки действий налогоплательщика на предмет соответствия положениям нашей пресловутой ст. 54.1 НК РФ, при этом, забыв напрочь, а в чем же действительный смысл и содержание камеральных налоговых проверок, но к этому вопросу вернемся позже.

Не согласившись с решением суда первой инстанции налогоплательщик обратился в суд апелляционной инстанции. Суд апелляционной инстанции согласился с доводами налогоплательщика и отменил решение суда, и принял новый судебный акт.

Суд апелляционной инстанции указал следующее: «В качестве отдельного обоснования правомерности истребования договоров, актов сверок, актов о зачете взаимных требований, расшифровки дебиторской и кредиторской задолженности, доверенностей УФНС России по Санкт-Петербургу указывает на то, что данные документы подтверждают «наличие договорных отношений и статус исполнения взаимных обязательств», ссылаясь при этом на положения статьи 54.1 НК РФ.

Статья 54.1 НК РФ устанавливает пределы осуществления налогоплательщиком прав по исчислению налоговой базы и суммы налога. Её положения не регулируют порядок проведения камеральных налоговых проверок и, соответственно, не могут трактоваться, как устраняющие ограничения, установленные пунктом 7 статьи 88 НК РФ, а равно, как расширяющие допустимый объем истребуемых документов, установленный пунктом 8 статьи 88 НК РФ. Следует особо подчеркнуть, что согласно пункту 7 статьи 88 НК РФ при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено данной статьей или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено Кодексом.

Из содержания данной нормы следует, что законодатель связывает возможность истребования дополнительных документов и сведений с любым из двух условий:

— если это установлено статьей 88 НК РФ (а не какой-либо иной);

-если документы подлежали представлению вместе с налоговой декларацией, т.е. по умолчанию, но не были представлены».

И вот тут как раз-таки мы и видим дефектность выводов суда первой инстанции в отношении правильности применения ст. 54.1 НК РФ. По сути, суд апелляционной инстанции напомнил налоговому органу о действительном смысле и содержании камеральных налоговых проверок, который исходя по смыслу положений п.1 и п.7 ст.88 НК РФ состоит в том, что камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа в первую очередь на основе налоговых деклараций (расчетов) и соответствующих документов, представленных налогоплательщиком вместе с налоговой декларацией (расчетом). При этом, обязанность по предоставлению налогоплательщиком иных документов должна быть прямо предусмотрена НК РФ.

Иное толкование будет идти уже в разрез с правильностью применения положений НК РФ, регулирующих особенности проведение выездных налоговых проверок, так как камеральная проверка по сути является счетной проверкой представленных документов, и не может подменять собой выездную проверку. Об этом, кстати, уже высказывался ВАС РФ в Определении от 03.05.2011 № ВАС-4873/11 по делу № А53-30597/2009. Данная правовая позиция, конечно, не новая, но сохраняет свою актуальность и по сегодняшний день.

Суд апелляционной инстанции также высказался по истребованию у налогоплательщика анализа счетов и карточек счетов 01, 02, 03, 08, 10, 19, 41, 60, 62, 66, 67, 68, 76, 90 и 91 в разрезе субсчетов и контрагентов. Как указал суд, «истребованный налоговым органом «анализ счетов» не является документом в нормативно-правовом понимании данного термина, а представляет собой аналитическую информацию».

Адекватно подойдя к исследованию данного спорного вопроса суд апелляционной инстанции справедливо обратился уже к ранее сформированным позициям Верховного суда РФ и указал, что «право истребовать у налогоплательщика такую информацию налоговым органам не предоставлено, на что указано Верховным Судом Российской Федерации в Постановлении от 09.07.2014 N 46-АД14-15 и ФНС России в пункте 4 письма от 13.09.2012 № АС-4-2/15309». В довесок к этому еще раз обратил внимание налогового органа, что «удобство налогового администрирования не может служить основанием для ограничения прав налогоплательщиков (Определения Верховного Суда Российской Федерации от 14.03.2019 N 301-КГ18-20421 и от 28.02.2020 N 309-ЭС19-21200)».

Суд кассационной инстанции подтвердил правильность выводов суда апелляционной инстанции и отказал в удовлетворении жалобы уже МИФНС № 19.

По сути, суд кассационной инстанции еще раз подтвердил, что ст. 54.1 НК РФ не регулирует порядок проведения камеральных налоговых проверок и соответственно ограничения по истребуемым документам, предусмотренные НК РФ, должны трактоваться исключительно в пользу налогоплательщика.

Данный кейс еще подтверждает позицию, что полномочия налогового органа не абсолютны и должны иметь соответствующие правовые основания. В целях соблюдения баланса между правом налогового органа выставить требование и обязанностью общества его исполнить, содержание требования должно однозначно свидетельствовать о том, что обязанность общества представить документы (информацию) возложена на него законно и у налогового органа действительно имелась необходимость в их получении. Данную позицию, изредка, мы можем встретить в арбитражной практике (Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 21.03.2017 № Ф03-712/2017 по делу № А51-14515/2016, Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13.06.2017 N Ф04-1488/2017 по делу № А27-12323/2016, Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 03.02.2017 № Ф04-7101/2017 по делу № А75-6717/2016, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 30.04.2019 № Ф05-5289/2019 по делу № А40-211149/2018).

С точки зрения практического смысла это дает нам уверенность, что действия налогового органа, если они действительно противоречат налоговому законодательству, могут быть успешно оспорены.

Несмотря на положительный исход дела общий итог таков, что вышеописанная ситуация вызывает только сильное беспокойство и раздражение. Из действий налогового органа усматривается не что иное, как самое обычное злоупотребление своими полномочиями и попытка в обход закона создать ложную практику, чтобы в последующем прикрывать ей противоправный сбор «компромата» в отношении налогоплательщиков.

Новые полномочия налоговиков при взыскании крупной недоимки. Это и другие изменения в первой части НК РФ в 2020 г.

Изменения касаются принудительного взыскания налоговиками задолженности по налогам (сборам, страховым взносам, пеням, штрафам) за счет (ст. 46 НК РФ):

  • денежных средств и драгоценных металлов на счетах должника (организации или ИП) в банках;
  • электронных денежных средств должника.

С 01.04.2020 двухмесячный срок для принятия ИФНС решения о взыскании будет отсчитываться от разных дат в зависимости от суммы задолженности:

  • от даты, когда сумма задолженности по нескольким требованиям превысит 3000 руб. в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования;
  • от даты истечения указанного трехлетнего срока, если общая задолженность за это время так и не превысит 3000 руб.

Отметим также, что с 1 апреля 2020 г. увеличивается до 3000 руб. максимальная сумма налоговой задолженности организации или ИП, выявленной ИФНС вне рамок налоговой проверки, требование об уплате которой можно направить в течение одного года (а не трех месяцев) со дня выявления. Сегодня этот лимит составляет 500 рублей для всех налогоплательщиков (п. 1 ст. 70 НК РФ). С 01.04.2020 он сохранится только для физлиц без статуса ИП (п. 17 ст. 1 Закона № 325-ФЗ).

Какие-либо переходные положения для рассмотренных нововведений Законом № 325-ФЗ не предусмотрены. Не вполне ясно, применяются новые правила к недоимке, выявленной до 1 апреля 2020 г., или нет. Следовательно, встает вопрос, в какие предельные сроки следует направлять требование об уплате и принимать решение о взыскании сумм задолженности, не превышающей 3000 руб., если она обнаружена до 01.04.2020 (например, в январе 2020 г.), а требование об уплате до этой даты не направлялось (либо требование направлялось, но решение о взыскании не принималось).

На сайте nalog.ru появится информация об обременениях имущества в пользу налоговиков

В силу п. 1 ст. 72 НК РФ исполнение обязанности по уплате налогов (сборов, страховых взносов) может обеспечиваться:

  • залогом имущества;
  • наложением ареста на имущество;
  • поручительством;
  • пеней;
  • приостановлением операций по счетам в банке;
  • банковской гарантией.

С 01.04.2020 сведения о залоге, аресте, а также о запрете отчуждения (передачи в залог) имущества налогоплательщика (залогодателя) должны отражаться на официальном сайте ФНС России (nalog.ru). Такие сведения не признаются налоговой тайной. Состав сведений и порядок их размещения на указанном сайте утвердит сама Налоговая служба (п. 18, 36 ст. 1 Закона № 325-ФЗ).

Новый случай залога имущества в пользу налоговой службы

По действующим правилам передать имущество в залог налоговому органу можно только на основании договора. Залогодателем может быть как сам налогоплательщик, так и третье лицо (п. 2 ст. 73 НК РФ).

С 01.04.2020 имущество налогоплательщика будет признаваться находящимся в залоге у налогового органа на основании закона, если (пп. «б» п. 19 ст. 1 Закона № 325-ФЗ):

  • налогоплательщик не погасит в течение одного месяца задолженность, указанную в решении ИФНС о взыскании, исполнение которого обеспечено наложением ареста на имущество в соответствии со ст. 77 НК РФ. Именно арестованное имущество будет признаваться находящимся в залоге у налогового органа. При этом с момента возникновения залога арест, ранее наложенный на это имущество, прекращается (пп. «б» п. 21 ст. 1 Закона № 325-ФЗ);
  • вступило в силу решение инспекции, исполнение которого обеспечено в соответствии с пп. 1 п. 10 ст. 101 НК РФ запретом на отчуждение или передачу в залог (без согласия ИФНС) определенного имущества налогоплательщика. Именно это имущество будет признаваться находящимся в залоге у налогового органа.

Новые способы отмены ареста имущества

В настоящий момент организация, у которой долги перед бюджетом, вправе попросить инспекцию заменить арест, наложенный на ее имущество, залогом имущества на основании договора. При этом такая замена является правом налоговиков (п. 12.1 ст. 77 НК РФ).

С 1 апреля 2020 г. организации смогут претендовать на отмену ареста имущества при предоставлении инспекции (п. 21 ст. 1 Закона № 325-ФЗ):

  • банковской гарантии, отвечающей требованиям ст. 74.1 НК РФ, на сумму, указанную в решении ИФНС о взыскании налога (пеней, штрафов);
  • поручительства третьего лица, оформленного по правилам ст. 74 НК РФ.

Если в справках 2-НДФЛ и расчетах 6-НДФЛ, представленных после 1 января 2020 г., инспекция обнаружит сведения об иностранных гражданах (лицах без гражданства), не состоящих в РФ на налоговом учете, она обязана поставить их на учет (с 01.04.2020) в ИФНС по месту нахождения (жительства) того налогового агента (организации или ИП), который первым представил по ним указанную налоговую отчетность. Речь идет об иностранцах, которые не имеют на территории РФ места жительства (пребывания), собственного недвижимого имущества и транспортных средств. Постановка на учет производится в течение 15 рабочих дней с момента представления 2-НДФЛ и (или) 6-НДФЛ.

Уведомление о постановке иностранца на учет инспекция направит указанному налоговому агенту, который обязан в течение 5 рабочих дней с момента получения уведомления передать его физлицу и представить в инспекцию документ, подтверждающий такую передачу. Представить этот документ в инспекцию можно лично или через представителя, направить по почте заказным письмом или передать в электронной форме по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика.

(См. пп. «д» п. 25, пп. «б», абз. 2-3 пп. «д» п. 26 статьи 1, п. 11 ст. 3 Закона № 325-ФЗ).

У налоговиков появятся новые полномочия при взыскании крупной недоимки

По действующим правилам ИФНС вправе проводить осмотр территорий, помещений, документов и предметов налогоплательщика (плательщика сборов, взносов, налогового агента), если (п. 1, 2 ст. 92 НК РФ):

  • проводится выездная налоговая проверка;
  • проводится камеральная налоговая проверка декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога (п. 8 ст. 88 НК РФ);
  • проводится камеральная налоговая проверка декларации по НДС, в ходе которой выявлены противоречия и несоответствия, указанные в п. 8.1 ст. 88 НК РФ;
  • документы и предметы получены в результате ранее произведенных действий по осуществлению налогового контроля либо владелец этих предметов согласен на проведение их осмотра.
  • в соответствии со ст. 46 НК РФ принято решение о взыскании недоимки за счет денежных средств и драгоценных металлов на счетах организации-должника в банках и ее электронных денежных средств;
  • размер недоимки превышает 1 млн руб.;
  • решение о взыскании не исполнено в течение 10 дней с даты его принятия;
  • организация согласна на проведение такого осмотра.

Кроме того, в такой ситуации наряду с осмотром налоговики вправе истребовать у налогоплательщика документы (информацию) об имуществе, имущественных правах и обязательствах (по перечню, который должна утвердить ФНС России). Следует помнить: в отличие от осмотра (он возможен только в отношении организации), истребовать указанные документы (информацию) можно и у предпринимателей, в отношении которых принято аналогичное решение о взыскании недоимки, превышающей 1 млн руб., и оно не исполнено в течение 10 дней с даты его принятия.

Если налогоплательщик не представит документы (информацию) об имуществе, имущественных правах и обязательствах в течение 10 рабочих дней, ИФНС вправе истребовать их у иных лиц (п. 33 ст. 1 Закона № 325-ФЗ). Также нарушители могут быть привлечены к налоговой ответственности (п. 6 ст. 93.1 НК РФ).

Переплату по федеральному налогу зачтут в счет недоимки по региональному или местному налогу (и наоборот)

Как известно, сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет (п. 1 ст. 78 НК РФ):

  • предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам;
  • погашения недоимки по иным налогам;
  • погашения задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения.

Аналогичные правила зачета (по соответствующим видам налогов и сборов) применяются также в отношении зачета сумм излишне уплаченных авансовых платежей, пеней и штрафов по налогам, сборам (п. 14 ст. 78 НК РФ).

Однако 1 октября 2020 г. абз. 2 п. 1 ст. 78 НК РФ утрачивает силу. Это означает, что с этой даты любая переплата в бюджет (по налогу, сбору, штрафу, пеням) может быть зачтена в счет любых аналогичных предстоящих платежей в бюджет либо в счет погашения любой аналогичной налоговой задолженности (независимо от вида налога). Переходные положения для данной ситуации Закон № 325-ФЗ не устанавливает. Поэтому полагаем, что момент возникновения переплаты и (или) недоимки (до 01.10.2020 или после) значения не имеет. Главное, чтобы сам зачет (по заявлению налогоплательщика или по инициативе налогового органа) состоялся после этой даты.

Также следует учитывать, что указанные правила зачета сумм налогов и сборов (пеней и штрафов по ним) не распространяются на страховые взносы. Сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету по соответствующему бюджету государственного внебюджетного фонда (ПФР, ФСС, ФОМС), в который эта сумма была зачислена, в счет предстоящих платежей плательщика по этому взносу, а также в счет задолженности по соответствующим пеням и штрафам (п. 1.1 ст. 78 НК РФ).

Права, обязанности и ответственность налоговых органов.

Определять сумму налоговых обязательств налогоплательщика по аналогам, в случаи не предоставления документов (если в ходе выездной проверки документы не были представлены, то по аналогам (аналог тот, у кого совпадает 4 условия: вид деятельности, количество персонала, стоимость основных средств, выручка);

Осматривать любые помещения и территории налогоплательщика (ст. 92 НК);

Привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков (ст. 95-97 НК) – привлечение идет на платных началах. Эксперт – дает заключение, а специалист – может лезть в сложные технологические схемы, чтобы найти какие-либо нарушения;

Проводить допросы свидетелей (ст. 90 НК).

Обязанности налоговых органов:

Действовать в строгом соответствии с НК РФ;

Осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах;

Вести учет налогоплательщиков и объектов налогообложения;

Проводить разъяснительную работу по применению налогового законодательства;

Руководствоваться письменными разъяснениями Минфина;

Осуществлять по заявлению сверку сумм уплаченных налогов;

Соблюдать налоговую тайну (ст. 102 НК);

Ответственность налоговых органов и должностных лиц:

Налоговые органы несут ответственность за убытки, понесенные налогоплательщиком, за свои действия либо бездействия. Понесенные убытки должны быть возмещены из федерального бюджета

Права налогоплательщиков:

Получать от налоговых органов информацию о законодательстве о налогах и сборах;

Получать от Минфина разъяснения;

Использовать налоговые льготы;

Представлять налоговым органам пояснения;

Присутствовать при проведении выездных налоговых проверок;

Получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов;

Право обжаловать действие, акты и решения налоговых органов;

Право на соблюдение и сохранение налоговой тайны;

Право на возмещение убытков, понесенных из-за налоговых органов;

Право на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки;

Обязанности налогоплательщиков:

Уплачивать законно установленные налоги;

Встать на учет налоговых органов, в случаях установленных законодательством;

Представлять в налоговые органы налоговые декларации, в случаях установленных законодательством;

Представлять в налоговые органы документ, необходимые для исчисления и уплаты налогов, в случаях установленных законодательством;

Ответственность налогоплательщиков (ст. 119-129 НК).

Для налоговых агентов права и обязанности те же самые, что и для налогоплательщиков, но дополняются тремя вещами:

Обязан правильно исчислить сумму налога;

Камеральная налоговая проверка – проверка налоговых деклараций в момент принятия налоговой отчетности. Она носит сплошной, массовый характер.

Основные нормы проведения камеральной налоговой проверки закреплены в ст. 88 НК:

Проводится должностным лицом по месту нахождения налогового органа

На основе налоговых деклараций (в случаи льгот и вычетов прилагаются иные документы);

Проверка проводится без какого-либо специального решения руководителя налогового органа;

Камеральная проверка длится в течение трех месяцев с даты предоставления налоговой декларации.

В случае выявления ошибок, расхождений и несоответствия данных, налогоплательщику направляется требование о даче объяснений и внесений соответствующих объяснений в налоговую отчетность:

Если после дачи объяснений налоговый инспектор был ими удовлетворен, то камеральная проверка заканчивается подписью с датой.

Если после дачи объяснений плательщиком налоговый инспектор был ими удовлетворен, но он доказал факт налогового правонарушения, то в течение 10 дней с даты камеральной проверки составляется акт проверки, который вручается налогоплательщику.

Если объяснения не удовлетворили налогового инспектора, но он не смог доказать факт правонарушения, то данный налогоплательщик включается в заключение на включение в план выездных налоговых проверок.

Выездная (документальная) проверка – проверка соответствия данных налоговой отчетности с данными первичного учета (что продекларировал и то, что есть в учете).

Основные положения ВНП (ст. 89)

Проводится, как правило, с выходом на место налогоплательщика.

Проводится специалистами налоговых инспекций по мере необходимости, но не реже одного раза в 3 года. Данная норма обеспечивает реализацию принципов непрерывности налогового контроля.

Не допускается повторных проверок по одним и тем же налогам за один и тот же период, кроме 3-х случаев:

Проверка вышестоящим налоговым органом нижестоящих налоговых органов;

В случаи подачи уточненной декларации на уменьшение налоговых обязательств;

Реорганизация или ликвидация налогоплательщика.

Проводится на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа. Дата утверждения решения – дата начала выездной проверки (законодательно утверждены все обязательные реквизиты, в случаи каких-либо ошибок он не действителен);

Не может продолжаться более двух месяцев. В исключительных случаях вышестоящий налоговый орган (ФНС) может увеличить продолжительность выездной налоговой проверки до 4-х, 6 месяцев. Выездная проверка может приостанавливаться в отдельные периоды, суммарно не более чем на 6 месяцев (Основания для приостановке – истребование документов (в т.ч. у иностранных гос. органов – можно приостановить до 9 мес.); проведение экспертиз; перевод на русский язык документов). При наличии у организации филиалов, обособленных подразделений продолжительность ВНП увеличивается на 1 месяц на каждый филиал. По окончанию проверки составляется справка. День, предшествующий дате справки – дата окончания выездной налоговой проверки. В течение двух месяцев с окончания ВНП составляется акт налоговой проверки.

Проверкой могут быть охвачены только 3 календарных года деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествовавшие году вынесения решения о проведении проверки;

При ВНП может проверяться один или несколько налогов;

При необходимости налоговые органы, в ходе ВНП, могут проводить инвентаризацию имущества, осмотр территории, выемка документов и предметов (в первую очередь компьютеры), истребования документов у налогоплательщика и истребование документов о налогоплательщике у других лиц, проведение экспертизы, опрос свидетелей, привлечение специалистов (дверь открыть, достать жесткий диск и т.д.), переводчиков.

Результаты налоговой проверки:

Оформляются актом. Один экземпляр акта вручается под роспись налогоплательщику, это должно произойти в течение 5 дней после написания акта. Если налогоплательщик уклоняется от получения акта, то он отправляется почтой (дата получения – 6 день от штампа).

С даты вручения есть 15 рабочих дней на разногласия по данному акту. После истечения 15 дневного срока, в 10-дневный срок составляется комиссия по рассмотрению результатов проверки, о дате проведения работы комиссии сообщается плательщику (если он не уведомлен должным образом, то вся проверка может быть аннулирована).

Данная комиссия по результатам проверки выносится одно из следующих Решений:

Привлечь к ответственности;

Отказать в привлечении (отказать инспектору в привлечении к ответственности);

Проведение дополнительных мероприятий налогового контроля (в случаи, если комиссия не смогла принять решения) – 1. Опрос свидетелей; 2. Истребование документов у контрагентов; 3. Экспертиза.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию