Femida96.ru

Юридическая помощь для всех
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Бюджет и налоги бюджетно налоговая политика

Бюджетно-налоговая политика — понятие и виды

Бюджетно-налоговая политика государства — это политика, проводимая в области налогообложения и государственных расходов, направленная на поддержание хорошего уровня занятости населения, стабильной экономики в стране, ну и, конечно же, постоянного прироста ВВП. Эту политику часто называют фискальной.

Основная задача этой политики — регулирование (чаще поддержание) совокупного спроса. Регулирование экономики в этом случае происходит с помощью воздействия на величину совокупных расходов.

Слово «фискальная» у многих финансовых работников ассоциируется с налогами. По большому счету так оно и есть — именно этой политикой регулируются ставки налогов и сборов.

Какие цели преследует бюджетно-налоговая политика?

  • стабильный экономический рост в стране;
  • занятость трудовых ресурсов (то есть сведение уровня безработицы к минимуму);
  • стабильный уровень цен (инфляция — это самая большая проблема экономик любых стран).

Есть два вида бюджетно-налоговой политики государства:

  1. Стимулирующая.

Стимулирующая фискальная политика проводится в период экономического кризиса (стагнации экономики). В этом случае просто жизненно необходимо всеми силами стимулировать совокупный спрос или совокупное предложение. Что можно сделать для этого? Используют:

  • повышение государственных закупок товаров и услуг;
  • снижение налогового бремени на предприятия;
  • повышение трансфертов (если это позволяет бюджет).

Все эти меры ожидаемо приведут к увеличению спроса. Как следствие, будет увеличен выпуск продукции, вырастет объем выполненных работ и услуг.

  1. Сдерживающая.

А вот если экономика, наоборот, «перегрелась», то есть возник синдром перекредитования, экономический рост усиленно профинансирован государственными средствами, избыточное вложение средств грозит увеличением инфляции, то проводится сдерживающая фискальная политика. Что это значит:

  • сокращение государственных расходов;
  • увеличение налогов;
  • сокращение трансфертов.

Эти меры приводят к сокращению системы «спрос — предложение». Такая политика регулярно проводится во многих странах для контроля над уровнем инфляции.

Об основных направлениях бюджетно-налоговой политики на ближайшие годы вы можете узнать в «КонсультантПлюс». Пробный доступ к правовой системе можно получить бесплатно.

Более интересна для нас будет другая классификация фискальной политики.

Дискреционная (объявляется государством).

Характерны следующие маневры:

  • изменение госзакупок в большую или меньшую сторону;
  • изменение налоговой ставки;
  • изменение трансфертных выплат

Автоматическая («встроенные стабилизаторы»).

«Работают» следующие инструменты:

  • контроль за процентом подоходного налога;
  • косвенные налоги;
  • трансфертные пособия

Стоит помнить, что размеры государственных трансфертов всегда меняются в зависимости от состояния экономики в стране

Автоматическая налогово-бюджетная политика как вид фискальной политики

Одним из достоинств данной политики является наличие встроенных стабилизаторов. Таким термином обозначают инструменты, величина которых не меняется, но само наличие их в экономике автоматически стабилизирует ситуацию, стимулируя экономику при спаде и сдерживая при «перегреве». Рассмотрим, как эти инструменты влияют на совокупный спрос.

НДС, например, как косвенный налог и часть цены товара, снижается при падении объема продаж и увеличивается при росте выручки. Соответственно, при рецессии экономики поступления от НДС в бюджет снижаются (изъятия из экономики денежных средств уменьшаются), а при «перегреве» экономики поступления налога увеличиваются. Так происходит автоматическая стабилизация.

Кстати, подробно узнать о делении налогов на прямые и косвенные можно здесь.

А вот трансфертные пособия (пособия по безработице и «по бедности») влияют по-другому. При спаде экономики выплаты данных пособий увеличиваются (безработица растет), при росте экономики — уменьшаются (занятость населения увеличивается). Таким образом, выплата данных трансфертов стимулирует совокупный спрос при спаде, уменьшение выплат при подъеме оказывает своего рода сдерживающее влияние на экономику.

Основные инструменты налогово-бюджетной политики

Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно:

  • государственные закупки;
  • налоги;
  • трансферты.

Давайте рассмотрим, как эти инструменты влияют на совокупный спрос:

  1. Во-первых, трансферты. Когда государство увеличивает социальные выплаты, при прочих равных и неизменных условиях доход хозяйства (семьи, организации) растет, следовательно, есть финансовая возможность тратить больше — повышается спрос. С другой стороны, если смотреть непосредственно на фирму, получение господдержки дает возможность расширения производства и возможное увеличение инвестиционных расходов. Соответственно, уменьшение выплат ведет к сокращению совокупного спроса.
  2. Во-вторых, это налоги. Здесь ситуация, полностью противоположная трансфертам. Чем выше применяемые ставки налогов, тем меньше совокупный спрос (спрос отталкивается от возможного дохода), сокращается инвестиционный расход (в компаниях уменьшается чистая — нераспределенная — прибыль). Как только ставки налогов снижаются, ситуация меняется в диаметрально противоположную сторону.

Об изменениях в налогообложении с 2021-2022 годов читайте в этой рубрике нашего сайта.

  1. Рост государственных закупок ожидаемо ведет к росту совокупного спроса. Так как сами закупки являются частью совокупных расходов.

Поэтому инструменты бюджетно-налоговой политики могут использоваться для стабилизации экономики в разных фазах экономического цикла. Причем если следовать кейнсианской экономической теории (Кейнс — автор фискальных методов регулирования экономики), все инструменты фискальной политики имеют мультипликативное влияние на экономику страны в целом, поэтому регулирование экономической ситуации в стране стоит вести именно при помощи фискальной политики, в частности путем регулирования государственных закупок как инструмента, наиболее влияющего на совокупный спрос.

О том, в какой форме проводятся тендеры по выбору поставщика по госзакупкам, читайте в материале «В каких тендерах участвуют без электронной подписи».

Плюсы и минусы фискальной политики

У бюджетно-налоговой политики есть немало положительных моментов:

  1. Все инструменты фискальной политики имеют мультипликативный эффект влияния на экономику.
  2. Наличие автоматических стабилизаторов — частичное сглаживание циклических колебаний экономики.
  3. Отсутствие долгого времени между принятием решений по направлению экономики и результатом воздействия (короткий внешний временной лаг).

При этом противники кейнсианского подхода называют несколько недостатков:

  1. Наличие внутреннего лага. То есть между наступлением спада или подъема экономики проходит достаточно длительный процесс утверждения новой политики (все подобные решения должны утверждаться Госдумой РФ для придания им силы закона). Между тем ситуация в стране уже может измениться и принятые решения могут оказаться неактуальными и даже губительными: если меры принимались при рецессии экономики, то их действие при подъеме может, наоборот, вызвать уже «перегрев».
  2. Некая неопределенность. Порой сложно определить момент, когда надо от стимулирующей экономики переходить к сдерживающей. Отсюда может возникнуть некая дестабилизация экономической ситуации.
  3. Дефицит бюджета. Работа большинства инструментов фискальной политики приводит к оттоку денежных средств из бюджета: увеличению госрасходов, трансфертов, снижению ставок налогов. Данный недостаток считается самым крупным.

О критериях эффективности государственного налогового менеджмента читайте в статье «Основные элементы государственного налогового менеджмента».

Итоги

Бюджетно-налоговая политика, равно как и прочие подходы к регулированию экономической жизни страны, имеет свои достоинства и недостатки. Очевидно, что применение этих инструментов действительно может оказывать положительное влияние на экономику.

Читайте так же:
Инвалидность 3 группы по слуху пенсия

Бюджет России на 2021 год в цифрах — изучаем бухгалтерию государства

Российский бюджет 2021 года будет планово дефицитным — сумма его расходов превышает доходы, несмотря на экономию по многим статьям. Пока бюджет существует в виде проекта, который рассматривается Госдумой, но никаких базовых изменений в этом документе уже не будет. Посмотрим на основные цифры федерального бюджета России на 2021 год — каким будет баланс доходных и расходных статей, каковы реальные приоритеты государства. Бюджет России 2021 года — планово дефицитный

Сумма доходов федеральной казны в будущем году — 18,8 триллионов рублей. Планируемые расходы заметно выше — 21,52 триллиона рублей.

Дефицит казны — 2,75 триллиона рублей. Это 12,8% всех расходов. Государство сможет заработать только 7 из 8 рублей, которые планирует потратить.

Большую часть денег на финансирование этого дефицита государство найдёт внутри страны — почти 2,74 триллиона. В основном это будут заимствования в виде гособлигаций. Также 95 миллиардов возьмут в Фонде национального благосостояния.

Ещё немного денег будет получено за счёт внешнего заимствования — в виде размещения тех же ОФЗ и получения иностранных кредитов. Из чего будут складываться доходы

Нефтегазовые доходы принесут примерно каждый третий рубль в казну — они составят 31,9% доходной части, или 6 триллионов рублей.

Что касается прочих видов доходов, то для граждан страны прежде всего будет интересно то, как государство собирается извлекать дополнительную “копеечку” везде, где можно.

Вот какие новации затронут обычных россиян: прогрессивная ставка подоходного налога для тех, кто зарабатывает более 5 миллионов рублей в год — с суммы, которая превышает эту планку, будут взимать 15% налога, на первые 5 миллионов годового дохода начислят стандартные 13% НДФЛ;

подоходный налог на проценты по крупным банковским вкладам;

“ускоренная индексация” акцизов на табачную продукцию — акциз на сигареты и другие никотинсодержащие изделия в 2021 году планируют повысить сразу на 20%;

прочие акцизы вырастут согласно прогнозу инфляции — на 3,7%. Всего в 2021 году планируют собрать 60 миллиардов рублей в виде подоходного налога с россиян. Акцизы составят 950 миллиардов доходов, налог на прибыль организаций — 1,2 триллиона рублей. Все существующие госпошлины принесут казне 94 миллиарда рублей.

Почти 4,5 триллиона рублей доходов — это НДС, который мы ежедневно оплачиваем при покупке почти всех товаров и услуг. Эта статья доходов по размеру вполне сравнима со всеми нефтегазовыми доходами страны. К разговору о том, насколько государство зависит от недр, а насколько его содержат сами граждане. Структура расходов бюджета России в 2021 году

Самое интересное всегда — то, как складывается структура расходов казны. Она многое объясняет насчёт реальных приоритетов российской власти.

В 2021 году государство будет сокращать общие расходы. Если в 2020 году реальная расходная часть бюджета по существующей оценке — это 23,7 триллиона, то в 2021 году, напомним, все расходы федерального бюджета составят 21,52 триллиона.

Как обычно и бывает, расходы бюджета на силовые органы и армию примерно равны всем социальным расходам.

Раздел “Национальная оборона” в бюджете России на 2021 год — это 3,1 трлн руб., или 14,5% всех расходов. “Национальная безопасность и правоохранительная деятельность” — это почти 2,5 трлн руб., или 11,4% расходов. Всего на силовиков уйдёт 25,9% планируемых расходов казны.

Раздел “Социальная политика” — это 5,6 трлн руб, или 26% всех расходов. Фактически ровно столько, сколько получат армия, полиция и спецслужбы.

Не забудем о расходах на чиновников. Раздел “Общегосударственные вопросы” — это 7,4% расходов, или 1,6 трлн руб. Справедливости ради отметим — именно по этой статье расходов в 2021 году планируются самые серьёзные сокращения. В 2020 году на это уйдёт более, чем вдвое большая сумма — 3,6 трлн руб.

Огромный раздел расходов — “Национальная экономика”. На него планируется потратить 3,3 трлн руб., или 15,5% расходной части бюджета.

Всем прочим расходным статьям достаются крохи: ЖКХ — 322 млрд руб. (1,5%).

Охрана окружающей среды — 335 млрд руб. (1,6%).

Образование — 1,1 трлн руб. (5%).

Культура — 135 млрд руб. (0,6%).

Здравоохранение — 1,1 трлн руб. (5,2%).

Физическая культура и спорт — 65 млрд руб. (0,3%). Отдельно обращает на себя внимание раздел расходов “Средства массовой информации”. Он один из немногих, по которым финансирование в 2021 году вырастет. СМИ (читай — пропагандисты) получат 102,8 млрд руб., или 0,5% всех расходов бюджета. Это чуть меньше, чем вся российская культура, и в полтора раза больше, чем весь спорт.

Один только Первый канал получит от государства на 6 миллиардов рублей больше, чем в 2020 году. ВГТРК получит дополнительные 3,6 млрд руб. Russia Today получит дополнительные 776 миллионов. Силовики – снова один из основных приоритетов государства.

Расходы на национальные проекты

На все существующие нацпроекты в 2021 году собираются потратить более 2,2 триллионов рублей, или больше 10% всех расходов бюджета.

Вот как будут распределены эти деньги по конкретным нацпроектам: Демография — 742,5 трлн руб.

Здравоохранение — 243,2 трлн руб.

Образование — 171,6 трлн руб.

Жилье и городская среда — 102,6 трлн руб.

Экология — 108 трлн руб.

Безопасные и качественные автомобильные дороги — 117,4 трлн руб.

Производительность труда и поддержка занятости — 6,4 трлн руб.

Наука — 54,9 трлн руб.

Цифровая экономика РФ — 150,2 трлн руб.

Культура — 21,7 трлн руб.

Малое и среднее предпринимательство — 56,3 трлн руб.

Международная кооперация и экспорт — 97,5 трлн руб.

Модернизация и расширение магистральной инфраструктуры — 373,4 трлн руб. Более подробно изучить проект федерального бюджета России на 2021 год можно на официальном сайте Госдумы. Документ выложен здесь.

Постановления

Группа компаний "ТВИМ"

В целях разработки проекта бюджета сельского поселения Староганькино муниципального района Похвистневский Самарской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, в соответствии с требованиями статьи 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации и решением Собрания представителей сельского поселения Староганькино муниципального района Похвистневский Самарской области 31 августа 2020 года № 70 «Об утверждении Положения о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в сельском поселении Староганькино муниципального района Похвистневский Самарской области», Администрация сельского поселения Староганькино муниципального района Похвистневский Самарской области

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемые Основные направления бюджетной и налоговой политики сельского поселения Староганькино муниципального района Похвистневский Самарской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов (Приложение 1).

Читайте так же:
Дополнительные выплаты к пенсии ветеранам труда

2. Администрации сельского поселения Староганькино муниципального района Похвистневский Самарской области при разработке проекта бюджета сельского поселения Староганькино муниципального района Похвистневский Самарской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов обеспечить соблюдение основных направлений бюджетной и налоговой политики сельского поселения Староганькино муниципального района Похвистневский Самарской области.

3. Контроль за исполнением настоящего Постановления оставляю за собой.

4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его подписания и подлежит размещению на сайте Администрации поселения.

Глава поселения Л.А.Максимов

Основные направления бюджетной и налоговой политики

сельского поселения Староганькино муниципального района Похвистневский Самарской области

на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов.

Основные направления бюджетной и налоговой политики сельского поселения Староганькино муниципального района Похвистневский Самарской области (далее – поселение) на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов определены в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 21.04.2021 года, Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Указов Президента РФ от 07.05.2018 № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и от 21.07.2020 № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", прогнозом социально-экономического развития сельского поселения Староганькино муниципального района Похвистневский и определяют основные цели, задачи и направления бюджетной и налоговой политики сельского поселения Староганькино муниципального района Похвистневский Самарской области (далее – бюджетная и налоговая политика) в области доходов и расходов бюджета поселения, управления муниципальным долгом и являются основой для составления проекта бюджета сельского поселения Староганькино муниципального района Похвистневский Самарской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов.

1. Основные итоги бюджетной и налоговой политики

в 2020 году и в начале 2021 года

Основные итоги реализации основных направлений бюджетной и налоговой политики в 2020 году и в первом полугодии 2021 года:

вовлечены в хозяйственный оборот неиспользуемые объекты недвижимости и земельные участки, осуществлен муниципальный земельный контроль;

продолжена работа, направленная на повышение собираемости платежей в бюджет поселения, проведение претензионной работы с должниками перед бюджетом поселения, осуществление мер принудительного взыскания задолженности;

привлечены в бюджет поселения межбюджетные трансферты из федерального и областного бюджетов для софинансирования наиболее приоритетных направлений развития поселения;

внедрена практика оформления и опубликования «бюджета для граждан», содержащего в доступной и понятной форме информацию о муниципальных финансах, показателях проекта бюджета поселения и отчета о его исполнении.

Для бюджетной системы поселения в 2021 году имеются риски, обусловленные сложившейся экономической ситуацией в России в связи с распространением COVID-19 и принятием мер по устранению последствий коронавирусной инфекции.

Снижены показатели прогноза социально-экономического развития поселения на 2021 год и на 2022 — 2023 годы.

2. Цели и задачи бюджетной и налоговой политики на 2022 год

и на плановый период 2023 и 2024 годов

Бюджетная и налоговая политика на 2022 год и на плановый период 2023-2024 годов ориентирована на преемственность базовых целей и задач, поставленных в основных направлениях бюджетной и налоговой политики на 2021 год.

Главными целями бюджетной и налоговой политики на 2022 год и на плановый период 2023-2024 годов являются:

— обеспечение социальной и экономической стабильности, сбалансированности и устойчивости бюджета поселения;

  • повышение эффективности и результативности бюджетных расходов;
  • стимулирования развития налогового потенциала;
  • эффективности и прозрачности муниципального управления.

Исходя из поставленных целей, необходимо обеспечить решение следующих основных задач:

  • поддержание достигнутого уровня жизни населения и сохранение социальной стабильности в поселении;
  • обеспечение достигнутого уровня объёма доходной части бюджета в целях обеспечения стабильного исполнения расходной части бюджета;
  • обеспечение сдерживания роста расходов бюджета, путем оптимизации расходных обязательств и повышения эффективности использования финансовых ресурсов;
  • принятие новых расходных обязательств осуществлять на основе тщательной оценки их эффективности и при наличии ресурсов для их гарантированного исполнения в пределах принятых бюджетных ограничений;
  • продолжение активного участия поселения в федеральных и региональных программах, привлечение финансовых средств для развития территории сельского поселения Староганькино муниципального района Похвистневский, обеспечение софинансирования расходов из бюджетов других уровней;
  • обеспечение равномерного исполнения расходных обязательств в течение финансового года, усиление контроля за целевым использованием бюджетных средств.

3. Основные направления налоговой политики

на 2022-2024 годы в области формирования и исполнения

доходов бюджета поселения

Налоговая политика сельского поселения Староганькино муниципального района Похвистневский определена с учетом основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов, а также изменений федерального законодательства и законодательства Самарской области.

Основными целями налоговой политики на 2022 год и плановый период 2023 — 2024 годов остаются обеспечение полного и стабильного поступления налоговых и неналоговых платежей в бюджет сельского поселения.

Основными направлениями решения данной задачи являются:

— повышение качества взаимодействия с главными администраторами (администраторами) доходов местного бюджета в целях повышения их ответственности за правильность исчисления, полноту и своевременность осуществления платежей в бюджет сельского поселения;

— совершенствование системы управления муниципальным имуществом, обеспечение качественного учета имущества, входящего в состав муниципальной казны, установления жесткого контроля за использованием объектов муниципальной собственности;

— своевременная подготовка документов в судебные органы по взысканию задолженности и привлечении к ответственности неплательщиков по арендным платежам за пользование муниципальным имуществом в бюджет сельского поселения;

— обеспечение публичности и прозрачности процесса принятия муниципальных правовых актов сельского поселения в области налогообложения;

— проведение ежегодной оценки социальной и бюджетной эффективности предоставленных льгот по местным налогам. Проведение анализа «налоговых расходов» по местным налогам и принятие решений о целесообразности внесения изменений в муниципальные правовые акты, устанавливающие налоги на территории сельского поселения.

Особое внимание будет уделено сокращению задолженности по налоговым платежам. Будет продолжено взаимодействие с налогоплательщиками, направленное на соблюдение налоговой дисциплины и предупреждение уклонения от уплаты платежей в бюджетную систему Российской Федерации. Для своевременного исполнения физическими лицами обязанностей по уплате имущественных налогов традиционно будет проведена широкая информационная кампания по информированию граждан о сроках уплаты имущественных налогов. Учитывая, что на сегодняшний день имущественные налоги физических лиц составляют весомую долю в структуре налоговой задолженности, возрастает необходимость применения новых способов работы с указанной категорией налогоплательщиков. К таковым относится внедрение механизма взаимодействия работодателей с сотрудниками организаций, имеющими налоговые обязательства по имущественным налогам, в рамках которого продолжатся мероприятия по предотвращению образования недоимки, а также погашению уже имеющейся задолженности у учреждений бюджетной сферы. В целях оптимизации процесса исполнения налоговых обязательств физическими лицами на территории поселения администрацией муниципального образования совместно с УФНС России по Самарской области будет продолжена работа по проведению мероприятий по регистрации личных кабинетов работников бюджетной сферы на порталах gosuslugi.ru, сайте www.nalog.ru в информационно — телекоммуникационной сети «Интернет». Популяризация указанных сервисов влечет за собой сокращение транзакционных издержек и упрощение процедуры уплаты налогов.

Читайте так же:
Налог на имущество организаций субъект налогообложения

Для обеспечения экономической стабильности и минимизации бюджетных рисков прогнозирование доходов бюджета сельского поселения будет осуществляться исходя из среднего прироста проектируемого объема налоговых и неналоговых платежей местного бюджета на 2022 год по отношению к 2021 году с учетом показателей социально-экономического развития Самарской области на 2022 год и на период до 2024 года и расчетов главных администраторов доходов.

Налоговый потенциал сельского поселения Староганькино муниципального района Похвистневский определен с учетом вносимых на федеральном и региональном уровне изменений в законодательство о налогах и сборах, оказывающих влияние на поступление доходов.

4. Основные направления бюджетной политики в области

формирования и исполнения расходов местного бюджета

Формирование расходов бюджета поселения осуществляется в соответствии с расходными обязательствами по вопросам местного значения, установленными действующим законодательством. Планирование расходов местного бюджета осуществляется на основе реестра расходных обязательств поселения с учетом прогнозируемого уровня цен, тарифов на поставку товаров, оказание услуг организациями в соответствии с заключенными договорами.

Приоритетными направлениями расходов при формировании и исполнении бюджета на 2022 год и плановый период определены расходы, обеспечивающие социальную стабильность в поселении:

— расходы на оплату труда и начисления на нее;

— расходы на оплату коммунальных услуг;

— обеспечение безопасности людей на водных объектах, повышение пожарной безопасности;

— развитие сети автомобильных дорог и сооружений на них;

— благоустройство территории сельского поселения.

Повышение эффективности планирования и использования бюджетных средств за счет осуществления следующих мероприятий:

— недопущения образования кредиторской и дебиторской задолженности;

— осуществления закупок товаров, работ и услуг для муниципальных нужд поселения в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ " О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Основными направлениями бюджетной политики в сфере управления расходами должны стать:

— Сохранение преемственности приоритетов, определенных в предыдущие годы;

— Применение дифференцированного подхода к оптимизации расходов с учетом приоритетности расходов в условиях обязательного обеспечения исполнения публичных нормативных обязательств;

— Принятие решений по прекращению действующих расходных обязательств по результатам анализа эффективности их исполнения;

— Принятие решений об установлении новых расходных обязательств только на основе тщательной оценки их эффективности и при наличии ресурсов для их гарантированного исполнения в пределах принятых бюджетных ограничений;

— Формирование реальных сроков реализации и объемов финансового обеспечения заявленных программ;

— Осуществление бюджетных инвестиций с учетом наличия положительного социального и бюджетного эффекта.

5. Основные направления бюджетной и налоговой политики

на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов

в области управления муниципальным долгом

Реализация долговой политики в 2022 — 2024 годах будет осуществляться в условиях стабильного уровня инфляции.

Основными направлениями долговой политики в 2022-2024 годах являются:

Поддержание величины муниципального долга поселения на экономически безопасном уровне;

Минимизация стоимости заимствований;

Осуществление привлечения заимствований с учетом соблюдения ограничений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, в отношении объема муниципального долга и расходов на его обслуживание.

Урок 13. Бюджетно-налоговая политика

Глоссарий по теме: бюджетно-налоговая (фискальная) политика, дискреционная фискальная политика, автоматическая (недискреционная) фискальная политика, стимулирующая фискальная политика, сдерживающая фискальная политика.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Латинское слово «fiscus» имеет несколько значений и переводится как корзина, касса, казна, финансы. Следовательно, деятельность, касающуюся сбора финансов в кассу, корзину, т.е. в бюджет, можно считать фискальной или бюджетно-налоговой. Безусловно, эта деятельность – прерогатива государства, его политика.

Бюджетно-налоговая политика (фискальная) – это деятельность государства по регулированию налогов и государственных расходов в целях воздействия на экономику.

Цели фискальной политики совпадают с целями монетарной политики. Такими целями являются:

  1. экономический рост;
  2. полная занятость;
  3. стабильность цен.

Современная фискальная политика включает прямые и косвенные методы регулирования экономики. Прямые методы – это бюджетное финансирование чётко определённых направлений (например, содержание военно-промышленного комплекса, развитие социальной инфраструктуры, развитие науки т.д.).

Косвенные методы – это воздействие государства на совокупный спрос и совокупное предложение, используя систему налогообложения. При помощи системы налогообложения государство воздействует на совокупный спрос. В экономике его принято обозначать как AD (от англ. aggregate demand). Совокупный спрос – это средства, которые готовы потратить все субъекты хозяйственной деятельности страны (потребители, фирмы, правительство).

Помимо совокупного спроса, государство при помощи системы налогообложения воздействует и на совокупное предложение. Совокупное предложение (от англ. aggregate supply, AS) – вся конечная продукция (в стоимостном выражении), произведённая (предложенная) в обществе. Всё, что предприятия страны готовы предложить.

Именно манипулирование налогами (изменение налоговых ставок на различные виды доходов, предоставление налоговых льгот и т.п.) позволяет государству добиваться более устойчивых темпов экономического роста.

Для реализации фискальной политики в процессе достижения макроэкономического равновесия государство использует два основных инструмента:

  1. изменение ставок налогообложения;
  2. изменение государственных расходов.

В зависимости от целей, стоящих перед правительством, различают стимулирующую и сдерживающую фискальную политику.

Стимулирующая фискальная политика проводится в период спада экономической активности и предполагает:

  • снижение налогов на граждан и фирмы (снижение налога на физические лица ведёт к тому, что у людей будет увеличиваться часть дохода за счёт его сохранения, а у фирм снижение налога на прибыль приведёт к тому, что эта самая прибыль будет увеличиваться);
  • увеличение государственных расходов (повышение зарплаты гражданам, трудящимся в бюджетных организациях, пенсий, пособий, строительство различных учреждений социальной инфраструктуры);
  • увеличение трансфертов (финансовой помощи в виде пенсий, пособий, стипендий, дотаций, выплат по социальному обеспечению).

Применение данных мер, как правило, приводит к росту совокупного спроса, расширению производства, снижению безработицы, т.е. спад будет приостановлен за счёт использования стимулирующих фискальных мер.

Сдерживающая фискальная политика проводится в период инфляции, когда наблюдается так называемый экономический «бум», и предполагает:

  • увеличение налогов;
  • сокращение правительственных расходов;
  • сокращение трансфертов (финансовой помощи).

Применение данных мер приведёт к снижению совокупного спроса и будет сдерживать рост цен.

Читайте так же:
С какого дохода надо платить налог

По характеру действий фискальных инструментов различают дискреционную (активную) и недискреционную (автоматическую, пассивную) формы фискальной политики.

Фискальная дискреционная политика – это определённые действия государства, в рамках которых оно вводит особые экономические меры, направленные на коррекцию финансового положения внутри страны с целью его стабилизации. Основные действия в рамках данной политики ориентированы на изменение доходной и расходной частей бюджета. Именно поэтому фискальную политику называют бюджетно-налоговой.

Дискреционная форма предполагает маневрирование налогами и государственными расходами для того, чтобы повлиять, изменить объём национального производства, а также контролировать темпы инфляции и уровень безработицы.

Автоматическая форма фискальной политики ориентируется на так называемую «встроенную стабильность», определённый «автоматизм», опирающийся на то, что стабилизаторы уже встроены в систему, и чтобы привести их в действие, не требуется властных решений (принятий законов), и они автоматически стабилизируют экономику, стимулируя её при спаде и сдерживая в период «разогрева».

К встроенным стабилизаторам относят: подоходный налог, косвенные налоги, пособия по безработице, пособия по бедности.

Например, если экономика находится в стадии спада, будет происходить естественное уменьшение налоговых поступлений и рост государственных расходов, а в условиях подъёма будет наблюдаться обратная картина.

Фискальная политика может служить действенным инструментом государственного регулирования рыночной экономики, но лишь как временная мера, поскольку имеет и некоторые негативные черты, снижающие её эффективность:

  • изменения (рост или сокращение) государственных расходов, необходимые для проведения стимулирующей или сдерживающей политики, могут не совпадать с другими государственными целевыми расходами, например, с необходимостью укреплять обороноспособность страны, охранять окружающую среду, финансировать научные исследования и т.п.;
  • для фискальной политики характерно некоторое «торможение», поскольку, во-первых, парламентёрам необходимо обсудить существующую ситуацию, законодательно её закрепить, и только после этого начнется процесс реализации принятых мер. Во-вторых, нужно время на то, чтобы изменение величины налогов и государственных расходов оказали желаемое воздействие на экономику, и на то, чтобы она начала откликаться. Если процесс будет затянут, то фискальная политика в таких случаях будет играть дестабилизирующую роль.

Эффективность фискальной политики значительно возрастает, если она сочетается с соответствующей денежно-кредитной политикой и опирается на стабильно высокий авторитет государственной власти, распространяющийся на управляемость всех звеньев экономики.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

1. В представленном перечне только три элемента являются характеристиками бюджетно-налоговой политики. Вычеркните лишний элемент.

  • Прогрессивный подоходный налог и трансфертные платежи являются инструментами перераспределения дохода в пользу малоимущих.
  • Государственные расходы – основной инструмент фискальной политики.
  • Цели фискальной политики государства не совпадают с целями монетарной политики.
  • Автоматическая форма фискальной политики предполагает «встроенную стабильность».

Для того чтобы выполнить предложенное задание, предлагаем следовать следующему алгоритму:

  • актуализировать понятия «прогрессивный налог» (налог, характеризующийся повышением ставки пропорционально доходу) и «трансфертные платежи» (безвозмездная выплата гражданам со стороны государства: пенсии, пособия, стипендии, дотации, выплаты по социальному обеспечению других видов, а также бесплатные услуги, составляющие часть совокупных доходовграждан) – утверждение верное;
  • перечислить все основные инструменты фискальной политики (изменение ставок налогообложения и государственные расходы) – утверждение верное;
  • назвать цели монетарной политики и сравнить их с целями фискальной (экономический рост, полная занятость и стабильность цен – цели монетарной политики, они же цели фискальной) – значит, это утверждение неверное;
  • раскрыть сущность выражения «встроенная стабильность» (обеспечение налоговой системой бюджетных поступлений в зависимости от уровня экономической активности за счёт встроенных в систему стабилизаторов) – утверждение верное.
  • Прогрессивный подоходный налог и трансфертные платежи являются инструментами перераспределения дохода в пользу малоимущих.
  • Государственные расходы – основной инструмент фискальной политики.
  • Цели фискальной политики государства не совпадают с целями монетарной политики.
  • Автоматическая форма фискальной политики предполагает «встроенную стабильность».

2. Добавление подписей к изображениям.

Вашему вниманию представлены различные последствия действий правительства. Подберите к каждому элементу соответствующий тип деятельности (политики) правительства, который он реализует в рамках бюджетно-налоговой (фискальной) политики.

БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА

Бюджетно-налоговая политика государства является важнейшим инструментом макроэкономического регулирования. С ее помощью государство воздействует на уровень деловой активности посредством изменения объемов государственных расходов и налогообложения.

Государственный бюджет — это финансовый план, в котором представлена сумма доходов и расходов государства на определенный период (как правило, на год).

Через государственный бюджет осуществляется перераспределение доходов между различными социальными группами. За счет бюджетных средств производятся социально значимые блага. Бюджет является важнейшим инструментом, посредством которого государство регулирует основные направления социально-экономического развития страны.

Общественное предназначение государственного бюджета как регулятора социально-экономических отношений реализуется в его функциях (рис. 14.1).

Функции государственного бюджета

Рис. 14.1. Функции государственного бюджета

Прежде всего, бюджет является важнейшим инструментом, с помощью которого государство оказывает регулирующее воздействие на экономическую политику. Манипулируя государственными расходами и налоговыми ставками, государство регулирует деловой цикл, влияет на покупательную способность населения и инвестиционную активность компаний.

Другой функцией государственного бюджета является обеспечение производства общественных благ. Бюджетные средства используются для удовлетворения наиболее важных потребностей общества — развития ключевых сфер экономики, образования, здравоохранения, фундаментальных научных исследований, осуществления социальной политики, обеспечения обороны страны, безопасности и правоохранительной деятельности.

Наконец, средства государственного бюджета используются для обеспечения индивидуальных доходов отдельных категорий граждан, работающих в государственном управлении и учреждениях бюджетной сферы. Кроме того, за счет финансовых ресурсов государства выплачиваются пенсии и социальные пособия (по безработице, временной нетрудоспособности, беременности и родам, на детей и т.д.).

Совокупность бюджетов государственных органов управления и местного самоуправления, а также отношений между ними образуют бюджетную систему государства.

Принято различать унитарные и федеративные бюджетные системы. Бюджетной системе унитарного государства соответствует высокий уровень централизации бюджетных средств, отсутствие или незначительный объем бюджетных прав нижестоящих органов власти. Федеративным бюджетным системам присуща достаточно высокая степень самостоятельности региональных бюджетов при соблюдении единства общегосударственных интересов.

Бюджетная система унитарного государства включает бюджеты двух уровней:

  • • бюджет центрального правительства;
  • • бюджеты муниципальных образований.

В странах с федеративным государственным устройством выделяют:

  • • федеральный бюджет;
  • • бюджеты субъектов федерации (штатов, земель, провинций, республик, областей и т.д.);
  • • местные бюджеты (городов, графств, поселений и др.).

Между бюджетами различных уровней существует сложная система финансовых отношений, основанная на децентрализации властных полномочий между органами государственной власти и местного самоуправления. Разделение бюджетных полномочий, наличие обособленных региональных звеньев бюджетной системы государства называется бюджетным федерализмом.

Бюджетная система Российской Федерации — основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая законодательством РФ совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Ее структура представлена на рис. 14.2.

Читайте так же:
Ветеран труда россии доплата к пенсии

Структура бюджетной системы Российской Федерации

Рис. 14.2. Структура бюджетной системы Российской Федерации

Для характеристики бюджетно-финансовой системы РФ используются следующие понятия:

  • • консолидированный государственный бюджет — бюджет, складывающийся из федерального, региональных и местных бюджетов;
  • • консолидированный бюджет субъекта РФ — бюджет, образующийся из бюджета субъекта РФ и бюджетов всех муниципальных образований, находящихся на его территории;
  • • государственные внебюджетные социальные фонды — централизованные фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенные для реализаций прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь. В России это Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования.

За последние 10 лет в бюджетной системе РФ произошли существенные изменения:

  • • в основном разграничены расходные обязательства и ликвидированы «необеспеченные мандаты», т.е. социальные выплаты, превосходящие возможности бюджета;
  • • созданы Резервный фонд и фонд Национального благосостояния как некоторый страховой резерв на случай снижения мировых цен на нефть;
  • • закреплены доходные источники за региональными бюджетами и введены критерии распределения межбюджетных трансфертов;
  • • сокращение и урегулирование внешней задолженности привело к освобождению расходной части бюджета от значительных процентных расходов;
  • • сформирована система Федерального казначейства, обеспечивающая кассовое обслуживание исполнения бюджета.

Среди доходов государства ведущее место принадлежит налогам. Это обусловлено тем, что доля налоговых поступлений в структуре доходной части бюджета как правило, превышает 80%, а в отдельных странах — 90%.

К налоговым доходам в Российской Федерации относятся предусмотренные налоговым законодательством федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы за налоговые правонарушения.

В состав неналоговых доходов входят:

  • • доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
  • • доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями;
  • • средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации и иные суммы принудительного изъятия;
  • • иные неналоговые доходы.

Кроме того, в Российской Федерации доходы бюджетов формируются также за счет безвозмездных и безвозвратных перечислений в виде финансовой помощи из бюджетов других уровней в форме дотаций и субвенций; субвенций из федеральных бюджетных фондов и др.

Важнейшими источниками доходной части государственного бюджета являются доходы от внешнеэкономической деятельности, формируемые, прежде всего, за счет экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты, и налоговые платежи (НДС, налог на прибыль и др.).

Расходы государственного бюджета направляются в основном на производство общественных благ, в том числе на финансирование социальных программ, оборону, безопасность, правоохранительную деятельность, образование, здравоохранение, науку, культуру.

В индустриально развитых странах расходы государственных бюджетов носят ярко выраженную социальную направленность. На финансирование социальных мероприятий приходится свыше 40% расходной части консолидированных бюджетов. В России в последние годы усиливается социальная направленность государственного бюджета (табл. 14.1).

Таблица 14.1

Расходы консолидированного бюджета РФ на социально-культурные мероприятия в 2013 г.,

Консолиди- рованный бюджет Российской Федерации и государственных внебюджетных фондов

консолидированные бюджеты субъектов РФ

физическую культуру и спорт

средства массовой информации

Источник: по данным Росстата.

В процессе принятия и реализации государственного бюджета особое значение придается его сбалансированности. Сбалансированным является бюджет, в котором доходная и расходная части равны. Превышение расходов над доходами ведет к образованию дефицита бюджета. Принято различать первичный и общий дефицит государственного бюджета. Первичный дефицит — это общий дефицит государственного бюджета, уменьшенный на сумму бюджетных выплат по обслуживанию государственного долга.

Способы финансирования бюджетного дефицита и их последствия для экономики страны могут быть разными. Основных способов — два: • эмиссионный. В этом случае правительство продает центральному банку государственные облигации, а полученные денежные средства тратит на выполнение финансовых обязательств государства. Это сопровождается опережающим ростом денежной массы по отношению к росту реального ВВП, что приводит к повышению среднего уровня цен. В результате часть доходов всех экономических агентов перераспределяется в пользу государства через возросшие цены. Все платят «инфляционный налог», поэтому данный способ дефицитного финансирования государственного бюджета также называют инфляционным;

• заемный. В этом случае правительство реализует долговые ценные бумаги не центральному банку страны, а юридическим и физическим лицам. Государство начинает конкурировать на кредитном рынке с частными заемщиками, часть которых будет вытеснена. Процентные ставки по кредитам в связи с увеличением совокупного спроса на финансовые ресурсы возрастут, соответственно, сократятся потребительские расходы и частные инвестиции. Подобный способ финансирования дефицита государственного бюджета считается неинфляционным.

Государственные бюджеты многих промышленно развитых стран на протяжении десятилетий являются дефицитными. Ряду стран Европейского союза не удалось снизить дефицит бюджета до 3% ВВП, что было установлено коллективным решением.

В Российской Федерации бюджеты 1992—1999 гг. были дефицитными. Начиная с 2000 г. бюджетно-налоговая политика России направлена на укрепление устойчивости бюджетной системы страны и обеспечение достаточно высокого уровня первичного профицита (без учета государственного долга) федерального бюджета [1] . Однако, в условиях кризисных явлений 2008—2009 и 2014—2015 гг. российский бюджет сводился с некоторым дефицитом.

Профицит (положительное сальдо бюджета) — превышение доходов государства над его расходами. Впервые профицит появился в федеральном бюджете РФ в 2000 г. в результате резкого повышения мировых цен на нефть. Нефтяные шоки 2008 и 2014 гг. прерывали профицитную историю российского бюджета.

Одним из инструментов бюджетной политики является долгосрочная бюджетная стратегия, обеспечивающая сбалансированность налоговой нагрузки и результативность государственных расходов на основе прогнозирования. Этот метод предполагает интегрировать кратко-, средне- и долгосрочное бюджетное планирование. Параметры налоговой, бюджетной и долговой политики, включаемые в годовые бюджеты, должны базироваться на ориентирах, выработанных в рамках долгосрочного планирования, а долгосрочные ориентиры — регулярно уточняться с учетом реальных условий развития экономики.

Многие развитые страны используют в своей практике механизм долгосрочного бюджетного планирования исходя из угроз бюджетной устойчивости в условиях неблагоприятных долгосрочных тенденций (в основном демографических). Выраженная тенденция старения населения обусловливает рост бюджетных социальных расходов.

Кроме того, долгосрочное планирование дает возможность сформулировать приоритетные задачи, оценить необходимые ресурсы для их реализации и определить возможные источники этих ресурсов, уйти от инерционного подхода, когда ассигнования распределяются на основе индексирования тенденций предыдущих лет. Однако кризис, непредсказуемость экономической конъюнктуры в условиях резких обвалов цен на энергоносители на мировых рынках, геополитические обстоятельства 2014—2016 гг. привели к необходимости возврата годичных бюджетных проектировок.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию