Femida96.ru

Юридическая помощь для всех
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Договор гпх с иностранным гражданином уведомление фмс

Формы уведомлений о найме и увольнении иностранцев поменялись. И это важно

С 9 сентября 2019 года уведомлять миграционную полицию о заключении либо расторжении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранцем надо по новым формам.

Если организация или ИП отправит документ старого образца, минимальный штраф — 250 тысяч рублей. А в столичном регионе, Санкт-Петербурге и Ленинградской области он еще выше — 400 тысяч.

Кого это касается?

Это касается всех работодателей, у которых работают иностранцы, кроме граждан Беларуси. Статус и гражданство мигранта не важны: у него может быть вид на жительство, разрешение на временное проживание или патент на работу в РФ. Он может приехать из Казахстана, КНДР или с Украины. Порядок единый — о заключении либо расторжении договора надо сообщить в миграционную полицию. Срок — три рабочих дня с момента найма либо увольнения.

Уведомлять по новым формам нужно о тех иностранцах, которых приняли на работу либо уволили начиная с 9 сентября 2019 года. Если вы заключили или расторгли договор с мигрантом раньше и отправили документ прежнего образца, вам ничего делать больше не нужно, вы чисты перед законом. Если же не отправили, отсылка уведомления по новой форме не поможет — проступок вы уже совершили, и штраф неминуем.

Формально обязанность сообщить о заключении либо расторжении договора с иностранцем есть и у работодателей — обычных физлиц без статуса ИП. Однако в жизни их редко ловят за руку: полицейским проще дотянуться до организации или предпринимателя.

Подумаешь, какая-то бумажка. Штраф за нее наверняка копеечный!

Это, мягко говоря, не так. Да и штрафуют не только тогда, когда работодатель не сдал уведомление вовсе. Причем наказывают за каждого иностранного работника.

Вот в каких ситуациях могут оштрафовать физлицо, руководителя или всю организацию:

  1. вообще не уведомили о найме или увольнении иностранного работника;
  2. уведомили, но позже трех рабочих дней с момента найма или увольнения;
  3. уведомили в срок, но по неправильной форме.

Размер штрафов по России отличается. В Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях штрафы выше, чем на остальной территории РФ.

На сколько оштрафуют

Физлицо без статуса ИПРуководителя организацииПредпринимателя или организацию
В Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях5000—7000 Р35 000 — 70 000 Р400 000 — 1 млн Р
На остальной территории РФ2000—5000 Р35 000 — 50 000 Р250 000 — 400 000 Р

Альтернатива штрафу — приостановление деятельности по суду на 14—90 суток.

Одну компанию в Москве уже оштрафовали на 31 млн рублей

Штраф выписывают за каждого иностранного сотрудника, которого российский работодатель нанял или уволил с нарушением. Если в компании работает много мигрантов, общая сумма санкций может вылиться в десятки миллионов рублей.

Так, одна столичная компания не сообщила в полицию о том, что заключила 152 трудовых договора с иностранцами. По 77 эпизодам ей выписали штраф — по 400 тысяч рублей за каждый. В совокупности это почти 31 млн рублей.

По остальным 75 мигрантам фирме назначили приостановление деятельности на 90 суток. Однако, в отличие от штрафов, сроки приостановки не складываются, поэтому «замереть» организации придется ровно на 90 дней. Если бы полицейские и в остальных 75 случаях наложили штрафы, их общая сумма составила бы астрономический 61 млн рублей.

Уговорили, подаю уведомление. Как это сделать?

Итак, вы приняли или уволили иностранца 9 сентября 2019 года или позже. Тогда возьмите образец нужного уведомления из приказа МВД № 363. Он хоть и датирован 4 июня 2019 года, но вступил в силу только 9 сентября. А еще формы обычно есть в компьютерных программах по кадровому учету, но лучше всегда сверять их с действующим приказом МВД.

Если сдадите уведомление не того образца, штраф будет такой же, как если бы вы не подали его вовсе. Срок для отправки документа — три рабочих дня с момента заключения или расторжения договора с иностранцем. Опаздывать нельзя — тоже накажут, словно вы совсем не подали уведомление.

Заполнить документ можно от руки или на компьютере. А подать — лично, по почте с описью вложения или в электронном виде через госуслуги с аккаунта организации либо предпринимателя. Если отнесете документ лично, то взамен вам дадут бумажную справку о приеме уведомления. Если отправите почтой, вам вернется уведомление о вручении пакета. А в случае с госуслугами на почту фирмы либо ИП придет электронное подтверждение.

Отдельно стоит разобраться с адресом получателя уведомления. По умолчанию это адрес регионального управления по вопросам миграции МВД. Однако управление может решить, что документы надо сдавать в районные подразделения миграционного ведомства (не путать с простыми отделениями полиции). Так, например, произошло в Москве, Санкт-Петербурге и Ленинградской области, а по некоторым данным — и в Московской области. Я искал более точную информацию про Московскую область, но не нашел — рекомендую уточнять самостоятельно.

И если организация зарегистрирована, скажем, в столичном Марьине, то и уведомление нужно подать в миграционный райотдел Марьина, а не в управление по Москве.

Одним словом, прежде чем заполнять адрес получателя уведомления, сверьтесь с сайтом регионального управления по вопросам миграции МВД или зайдите в миграционный райотдел по месту регистрации компании либо ИП.

Кроме уведомлений у работодателей мигрантов есть еще какие-то обязанности?

О да, их масса. Вот лишь некоторые:

  1. Если вы предоставляете иностранцу жилое или нежилое помещение для пребывания, даже строительный вагончик либо подсобку, то человека надо поставить на миграционный учет.
  2. Если у мигранта, приехавшего в РФ без визы, нет вида на жительство либо разрешения на временное проживание в России, работать у вас он вправе только по патенту. Льготы есть лишь у граждан Беларуси, Казахстана, Армении и Киргизии — им разрешительные документы не нужны.
  3. В некоторых отраслях действуют ежегодные лимиты по доле иностранных работников в общем количестве персонала. Например, в 2019 году за пределами Москвы, Хабаровского края и Амурской области такая доля в строительстве — 80%. А в розничной торговле алкоголем по всей стране — 15%. В аптеках же мигрантам вообще работать нельзя.

Запомнить

Работодатель обязан уведомлять миграционную полицию о заключении либо расторжении трудового (гражданско-правового) договора с иностранцем, независимо от статуса и гражданства последнего. Не сообщать можно только о гражданах Беларуси.

С 9 сентября действуют новые формы уведомлений. Использовать другие нельзя. Срок на подачу уведомления — три рабочих дня с момента приема или увольнения иностранца.

Если не подать уведомление, подать с опозданием или не по той форме, то минимальный штраф для организации либо ИП — 250 тысяч рублей за каждого иностранца. А в Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях — 400 тысяч.

Направить уведомление можно лично, по почте или через госуслуги. Адрес лучше уточнить на сайте регионального управления по вопросам миграции МВД. Обычный райотдел полиции не подойдет.

Договор ГПХ: не всё так просто

Самый распространенный договор, который готовят и проверяют юристы Кнопки — это гражданско-правовой договор, он же ГПД. Его ещё называют договором гражданско-правового характера, ГПХ. Такой договор может быть как с компанией, так и с отдельным человеком — индивидуальным предпринимателем, самозанятым или просто физлицом, не оформленным ни в каком качестве.

Многие не делают разницы между договором ГПХ с физлицом и трудовым договором — а зря. Даже если договор не называется трудовым, он может быть им признан. И тогда получится, что отношения, которые изначально предполагались временными, теперь постоянные, как расстаться — непонятно. Но и это ещё не всё, потому что также появляются социальные гарантии — отпуска, больничные — и много, очень много дополнительной отчётности. А ведь в договорах ГПХ и без того много тонкостей, за несоблюдение которых предпринимателя могут наказать рублём.

Если риски и штрафы — это не то, к чему вы стремитесь, то наша статья — для вас: рассказываем, какие обязанности есть у заказчика при вступлении в правовые отношения с физлицом, а также какие риски будут, если эти обязанности не выполняются.

Предмет договора: какие услуги будут оказаны

«Какие услуги оказывает исполнитель?» — на юридическом языке это называется предмет договора.

Чем подробнее вы укажете, что вам необходимо получить от исполнителя, тем меньше рисков — лучше, если стороны обе на берегу чётко понимают, о чём они договорились, чем доказывают это друг другу потом… иногда в суде.

Часто стороны скупятся на слова и пишут в договоре лаконично — например, «консультационные услуги». Но какая нужна консультация заказчику? Сделать сайт, перевести текст, обжаловать решение госоргана? Когда ясности нет, этим может воспользоваться недобросовестный исполнитель: может быть так, что стороны лично или по телефону договорились, что заказчик хочет научиться искать сотрудников, а консультация в итоге была про то, как оформлять их трудоустройство.

Если произойдёт такая ситуация, то без письменных доказательств будет сложно доказать свою правоту, так как предмет договора можно толковать по-разному. Суд, если до него дойдёт, будет отталкиваться от фактов. А факт — в том, что услуга оказана. Если ещё и оплачена вперёд, то это совсем грустно.

ГПД — это вам не ТД: «исполнитель» не равно «работник»

Как говорится в хороших и плохих детективах, всё сказанное вами может быть использовано против вас. Отсюда вывод: договор ГПХ не должен содержать в себе ничего, что могло бы указывать на трудовые отношения. Это важно.

Многие, увы, путают трудовой договор и ГПД с физлицом. Логика в этом случае примерно такая: я же поручаю ему Работу — значит, он Работник, а то, что он Заработает, я ему Заплачу. А раз так, то и напишем все эти слова — работник, работодатель, зарплата — в договоре… и напрасно.

В предмете договора не должно говориться про «услуги менеджера по управлению персоналом» — правильно написать, что нам нужны «консультационные услуги в сфере управления персоналом». Иными словами, убираем название должности, оставляем суть.

Нужно чётко понимать, что исполнитель по договору ГПХ — не сотрудник: он не подчиняется правилам внутреннего трудового распорядка, получает не зарплату, а вознаграждение, а в должностную инструкцию может заворачивать хоть колбасу, хоть рыбу, потому что она к нему тоже не относится. Соответственно, признаков трудовых отношений не должен содержать не только предмет, но другие части договора. Кстати, несколько лет назад у нас была подробная статья про то, чем трудовой договор отличается от гражданско-правового.

Если всё же решено включить в ГПД некоторые трудовые условия, то надо помнить: в случае спора такой договор может быть признан трудовым, если суд установит, что фактически регулируются трудовые отношения. Слово «суд» можно заменить на «ГИТ» — государственная инспекция труда — у этого ведомства тоже есть такие полномочия. А исполнитель, таким образом, превратится в работника, с которым теперь расстаться очень непросто. Обычно по собственному желанию не хочет никто, а по соглашению сторон — это же деньги, деньги…

Кроме того, весьма вероятны (а если дойдёт до официального разбирательства, то неизбежны) санкции: для организаций штраф до 100 000 ₽, для ИП — до 10 000 ₽. Также надо будет начислить деньги на отпуск и заплатить в фонд социального страхования.

Поэтому мы рекомендуем заключать договоры ГПХ только на временные, нерегулярные работы, а тех, кто нужен постоянно — брать в штат и заключать с ними трудовой договор.

Как понять характер отношений между вами и заказчиком? Просто представьте, что вместо заключения договора оказания услуг вы приняли его на работу. Если ничего не поменяется — налицо трудовые отношения.

Какой результат исполнитель передаст вам?

Этот вопрос тесно связан с предыдущим и необходим, чтобы зафиксировать необходимый заказчику результат. Например, если предмет договора — услуги по привлечению клиентов, то результатом может быть 100 звонков в неделю. Тогда в договоре можно зафиксировать, что если звонков было меньше, то услуга не оказана.

Ещё примеры: результатом работы транспортной компании может быть перемещение груза из точки А в точку Б в целости и сохранности; результатом работы переводчика — текст на том языке, который нужен заказчику. Конечно, надо указать и конкретный срок — так ни у исполнителя, ни у заказчика не будет шансов что-то понять не так.

Особенности заключения договора ГПХ с иностранцем

Если договор ГПХ заключается с иностранным гражданином, то надо понимать, где именно будут оказываться услуги — на территории нашей страны или за её пределами. От этого зависит объём обязанностей заказчика.

Если договор заключён с иностранцем, который оказывает услуги по месту своего жительства, то есть за пределами РФ, то никаких дополнительных обязанностей у заказчика не возникает. Кроме места оказания услуги, надо указать срок: лучше писать не «до момента исполнения обязательств», а прямо указать — «срок оказания услуги: 2 недели с момента предоплаты» или «срок действия договора: до 31 декабря 2021 года».

Но если иностранец оказывает услуги на территории РФ, то обязанностей у заказчика становится больше. Прежде всего, о заключении или расторжении договора ГПХ надо уведомить МВД региона, на территории которого будет оказана услуга. Сделать это необходимо в течение 3 рабочих дней с момента заключения или расторжения договора: например, заключили 13 января 2021 — уведомили не позже 18 числа (включительно).

Важно: у иностранца должен быть документ, на основании которого он находится в России — это может быть патент, разрешение на работу, вид на жительство. Надо, как минимум, знать реквизиты этого документа и указать их в договоре. Но лучше всего убедиться, что такой документ вообще существует и посмотреть на оригинал — будет уверенность, что разрешение не просрочено и иностранец находится в стране легально.

Как только договора ГПХ с иностранцем будет подписан, заказчик превратится в налогового агента — это значит, что он должен будет перечислять в бюджет НДФЛ с вознаграждения исполнителя. Ставка НДФЛ при этом будет зависеть от статуса иностранца: тот, кто находится на территории России не меньше 183 дней в течение года (а если совсем точно — в течение 12 месяцев подряд), считается налоговым резидентом. Если меньше — то нерезидентом. Резиденты платят подоходный налог по ставке 13%, нерезиденты — 30%.

Отдельная тонкость есть в случае ЕАЭС — Евразийского экономического союза, в который входят Россия, Казахстан, Беларусь, Армения и Киргизия. Если иностранец приехал оттуда, то ставка НДФЛ всегда будет 13% — независимо от того, резидент он или нет.

Такая же ставка подоходного налога — 13% — будет у беженцев и тех, кто получил в нашей стране временное убежище.

Кроме НДФЛ, надо перечислять в бюджет и страховые взносы — это примерно 30% от цены договора.

И самое важное: если не уведомить МВД о заключении и расторжении договора, то может быть штраф — в Москве и Санкт-Петербурге до 1 000 000 ₽, в регионах до 800 000 ₽. Вместо штрафа могут приостановить деятельность — до 90 суток, тоже сурово.

ГПД с бывшим государственным или муниципальным служащим

Многие знают, что закон обязывает бывшего служащего в течение 2 лет после увольнения с государственной или муниципальной службы сообщать новому работодателю о своём последнем месте службы. А новый работодатель обязан сообщать бывшему работодателю о заключении трудового договора.

Такая обязанность распространяется на тех сотрудников, чьи должности были включены в специальные перечни, которые определяются ФЗ №273 — законом о противодействии коррупции. Перечней больше, чем один: основной из них вот этот, но в регионах могут быть и свои.

Получается, что бывшего служащего распознать не так-то просто… но всё-таки можно. Определяют их по трудовой книжке: там будет ссылка не на Трудовой Кодекс, а на ФЗ о ГГС — Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации». У бывших муниципальных служащих такой записи нет, поэтому надо смотреть на название должности: если видите что-что наподобие «начальник отдела информационных технологий администрации такого-то городского округа» — то это, несомненно, он самый. А это значит, что именно туда, в администрацию, и надо направить уведомление.

Но если даже договор не трудовой, а ГПХ, то такая обязанность у заказчика тоже есть. Впрочем, есть и нюансы: уведомлять нужно, если стоимость работ или услуг по договору (или всем договорам, если их несколько) превышает 100 000 ₽ в месяц. И даже если такой договор или договоры заключены на срок меньше месяца, а общая сумма больше 100 000 ₽, то обязанность уведомить сохраняется.

Уведомление подаётся в течение 10 календарных дней после заключения договора ГПХ: например, заключили 13 января 2021 года — уведомили до 23 числа включительно.

Пряников тут нет, есть только кнут: тех, кто забыл сообщить вовремя, покарает КоАП — будет штраф до 500 000 ₽. Нижняя планка — 100 000 ₽. Согласитесь, немаленькая сумма.

Особенности договора ГПХ с самозанятыми

Первые самозанятые появились в 2019 году, а к концу 2020 «самозанятой» стала вся страна.

Частая ошибка — уволить сотрудника и… продолжить работать с ним уже как с самозанятым, мы недавно писали об этом. Обычная цель при этом — сэкономить на страховых взносах и налоге, но делать так нельзя.

Закон говорит: доход, который бывший сотрудник будет получает от работодателя в течение двух лет после увольнения, не попадёт под льготный режим. Налоговая такие ситуации прекрасно видит, не извольте сомневаться. А значит, придётся, как обычно, платить НДФЛ по ставке 13% и страховые взносы.

Конечно, при оформлении договора с самозанятым стоит помнить и о том, что мы говорили в начале этой статьи — избегайте слов «зарплата», «работник», «рабочий день» и не пишите про его должностные обязанности и должностную инструкцию.

Теперь вы всё знаете — а значит, сэкономите 800 тысяч. А может, даже целый миллион. Почему-то кажется, что этим деньгам можно найти лучшее применение 🙂

Если наш рассказ вам пригодился — посылайте нам лучи добра, будем в них греться.

А если вы думаете, что мы могли бы стать партнёрами и делать великие дела вместе, то пишите на art@knopka.com, обязательно обсудим 🙂

Разобралась в тонкостях — Юля Чикова, юрист Кнопки.

Рассказал всем — Станислав Николаев, маркетолог.

Все статьи мы анонсируем в Телеграме. Ещё там найдёте новости, советы и лайфхаки для предпринимателей. Присоединяйтесь 🙂

Расторжение договоров с иностранными работниками

Трудовое и миграционное законодательство требует от работодателя соблюдения целого ряда правил при увольнении иностранного работника. Нюансы рассмотрела наш ведущий юрист-консультант Галия Текарёва.

Увольнение иностранного работника происходит по основаниям, которые условно можно разделить на две группы: общие основания, которые не имеют отношения к гражданству работника, предусмотренные статьёй 77 ТК РФ, и особые (специальные) основания. Последние характерны только для иностранных работников, которые перечислены в части 1 статьи 327.6 ТК РФ. Применение этих оснований зависит от статуса иностранца.

Специальные основания расторжения трудовых договоров

Начнём с наиболее привилегированных категорий иностранных работников, к которым относятся постоянно проживающие на территории РФ иностранные граждане (с видом на жительство в РФ), временно проживающие на территории РФ (с разрешением на временное проживание) и граждане, прибывшие из стран иностранных государств ‒ членов ЕАЭС (Беларусь, Казахстан, Армения и Кыргызстан).

Постоянно проживающих иностранцев можно уволить (если иное не предусмотрено законом или международным договором РФ) в связи с аннулированием или окончанием срока действия вида на жительство в РФ[1].

Временно проживающих иностранцев можно уволить (если иное не предусмотрено законом или международным договором РФ) в связи с аннулированием или окончанием срока действия разрешения на временное проживание в РФ[2].

Увольнение граждан Белоруссии, Армении, Казахстана и Кыргызстана не предусмотрено по специальным основаниям, например в связи с окончанием срока патента или разрешения на работу, и другим основаниям, перечисленным в части 1 статьи 327.6 ТК РФ с учётом положений международных договоров РФ. Но остаётся открытым вопрос об увольнении граждан государств ЕАЭС (кроме граждан Беларуси, так как им полис ДМС не нужен) по пункту 8 части 1 статьи 327.6 ТК РФ, то есть в связи с окончанием срока действия договора (полиса) ДМС или прекращением действия договора с медицинской организацией об оказании иностранцам медицинских услуг. Минтруд РФ официальных разъяснений пока не дал, поэтому возможны риски работодателя при увольнении иностранных граждан стран ЕАЭС по данному основанию.

Также необходимо отметить, что иностранных граждан так называемых привилегированных категорий, перечисленных выше, нельзя уволить в связи с приведением численности работников-иностранцев в соответствие с допустимой долей[3], поскольку на них не распространяется ограничение о допустимой доле иностранных работников. Эти выводы можно сделать из пункта 9 части 1 статьи 327.6 ТК РФ, пункта 1 статьи 2, пункта 2 статьи 13.2, пункта 5 статьи 18.1 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее ‒ Закон об иностранцах), положений международных договоров РФ.

Самое большое количество специальных оснований прекращения трудового договора предусмотрено законодательством для договоров, заключённых с иностранными гражданами, временно пребывающими на территории Российской Федерации.

При увольнении временно пребывающих иностранцев, работающих по патенту или разрешению на работу, ТК РФ предусмотрены следующие специальные основания:

  • окончание срока действия патента или разрешения на работу[4];
  • аннулирование патента или разрешения на работу[5];
  • окончание срока действия на территории РФ договора (полиса) ДМС или прекращение действия договора между работодателем и медицинской организацией об оказании иностранцу медицинских услуг[6];

Это основание не может быть причиной увольнения высококвалифицированных специалистов (ВКС), так как работодатель должен обеспечить им гарантии получения медицинской помощи в течение всего срока действия трудового договора[7].

  • приведение численности работников-иностранцев в соответствие с допустимой долей таких работников для вашего вида экономической деятельности[8].

Трудовое законодательство предоставляет иностранному сотруднику срок для устранения специальных причин увольнения. Отстранение возможно на срок до одного месяца. Этот срок указан в статье 327.6 ТК РФ, и он даётся на переоформление новых документов. Отстранение необходимо оформить приказом.

В случае если по истечении месяца иностранный работник не получит новых разрешительных документов, работодатель имеет право прекратить трудовой договор на основании соответствующего пункта статьи 327.6 ТК РФ.

При расторжении трудового договора с иностранным сотрудником оформляется приказ, с которым сотрудника нужно ознакомить под личную подпись. В день прекращения трудового договора организация обязана выдать работнику трудовую книжку и произвести с ним расчёт. Также по письменному заявлению сотрудника работодатель должен выдать ему заверенные надлежащим образом копии документов, связанных с работой[9].

Уведомление об увольнении иностранца

Наиболее важным моментом при расторжении трудовых договоров с иностранными работниками является обязанность работодателя уведомить об этом факте территориальный орган МВД в том субъекте РФ, где работал уволенный сотрудник. Это следует из норм абзазца 1 пункта 8 статьи 13 Закона об иностранцах, пункта 2 Порядка уведомления о заключении и расторжении трудовых договоров с иностранцами[10].

Если увольняется иностранец, который обучается в РФ очно в профессиональной образовательной организации (образовательной организации высшего образования) по основной профессиональной образовательной программе, имеющей госаккредитацию, то необходимо уведомить региональный орган службы занятости. Уведомление налоговой инспекции при увольнении иностранного работника не нужно (эта обязанность отменена ещё в 2015 году). Эти сведения налоговый орган получит от миграционного в рамках межведомственного взаимодействия.

На заметку! Уведомление о расторжении трудового договора с иностранным гражданином направляется работодателем независимо от основания прекращения трудовых отношений.

Уведомить территориальный орган МВД России необходимо об увольнении любого работника-иностранца, поскольку в абзаце 1 пункта 8 статьи 13 Закона об иностранцах нет исключений в отношении каких-либо категорий иностранцев.

Итак, подробнее о порядке уведомления. Уведомить об увольнении иностранца необходимо территориальный орган МВД России в том субъекте РФ, где работал уволенный. Для этого направляется не позднее трёх рабочих дней с даты увольнения работника уведомление по установленной форме[11]. Форма уведомления и порядок подачи утверждена Приказом МВД России от 10.01.2018 № 11. Сведения об увольнении нужно подать о каждом уволенном иностранном работнике. Уведомление заполняется от руки или на компьютере, на русском языке, разборчиво, без сокращений, зачеркиваний или исправлений. Обязательно заполняются все поля в бланке уведомления.

Для направления уведомления в территориальный орган МВД России законодатель предлагает несколько способов:

  • подать на бумажном носителе непосредственно в подразделение по вопросам миграции этого органа;
  • направить документ по почте с описью вложения и уведомлением о вручении;
  • подать уведомление в электронной форме, в том числе с помощью сайта www.gosuslugi.ru.

Важно! В зависимости от способа, которым было направлено уведомление, необходимо получить подтверждение направления такого уведомления в установленный законом срок. Это может быть справка о приёме уведомления (если оно сдавалось непосредственно в территориальный орган МВД), второй экземпляр описи, заверенный сотрудником почты (если уведомление направлялось по почте) и электронное сообщение о приёме уведомления, которое должно быть направлено не позднее рабочего дня, следующего за днём получения уведомления ( в случае направления уведомлении в электронной форме).

Подтверждение желательно хранить не менее года, так как срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение порядка уведомления составляет один год[12].

За неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) договора с иностранным гражданином в установленный срок предусмотрена административная ответственность согласно частям 3, 4 статьи 18.15 КоАП РФ.

Снятие с миграционного учёта

Работодателю иностранного работника также необходимо знать о снятия с миграционного учета уволившегося иностранца, если он был поставлен на учёт по месту пребывания по адресу организации-работодателя. Эта норма применяется с недавних пор в отношении работодателя принимающей стороны и установлена Федеральным законом от 29.07.2018 № 257-ФЗ (вступил в силу 10.08.2018).

Совсем недавно работодатель не имел возможности снять с миграционного учёта бывшего иностранного работника самостоятельно. И если уволенный работник не покидал территорию РФ или его не ставила на учёт другая принимающая сторона, то он числился зарегистрированным по прежнему адресу. В итоге бывший работодатель мог быть оштрафован за то, что иностранец проживает не по месту учёта.

Теперь факт убытия иностранного гражданина из места пребывания, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 ‒ 4 ч. 1 статьи 23 Закона № 109-ФЗ, является самостоятельным основанием для снятия его с учёта по месту пребывания[13].

Итак, снятие иностранца с учёта по месту пребывания осуществляется в случае:

— его постановки на учёт по новому месту пребывания;

— его выезда из Российской Федерации;

— смерти иностранного гражданина в Российской Федерации либо вступления в законную силу решения суда о признании иностранного гражданина, находившегося в РФ, безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим;

— установления в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, факта фиктивной постановки на учёт по месту пребывания;

— убытия иностранного гражданина из места пребывания, за исключением вышеперечисленных случаев.

С учёта по месту пребывания снимает орган МВД России после получения уведомления об убытии иностранного гражданина из места пребывания согласно пункта 5 части 2 статьи 23 Закона № 109-ФЗ.

Сроки направления уведомления об убытии иностранного гражданина из места пребывания установлены на сегодняшний день только для иностранцев, которые осуществляли трудовую деятельность в условиях работы вахтовым методом (направить уведомление необходимо не позднее семи рабочих дней со дня их убытия из организации). В отношении иных категорий иностранцев такие сроки не установлены.

Уведомление об убытии по инициативе работодателя

Направить уведомление об их убытии работодатель может по собственной инициативе (п. 45(1) Правил осуществления миграционного учёта иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, п. п. 1, 3 Порядка направления в орган миграционного учёта уведомления об убытии иностранного гражданина из места пребывания), чтобы снять с себя миграционные обязанности в отношении бывших иностранных работников.

Форма уведомления, перечень содержащихся в нём сведений и требования к его оформлению утверждены Приказом МВД России от 18.03.2019 № 142. Этим же приказом утверждён Порядок направления в орган миграционного учёта уведомления об убытии иностранного гражданина из места пребывания. Этот приказ вступил в силу с 28.07.2019.

Уведомление об убытии направляется в подразделение по вопросам миграции территориального органа МВД России на региональном или районном уровне по месту постановки на учёт по месту пребывания иностранного гражданина.

Это можно сделать несколькими способами (ч. 2.2 ст. 23 Закона о миграционном учёте, п. п. 1, 4 Порядка направления в орган миграционного учёта уведомления об убытии иностранного гражданина из места пребывания): лично, через МФЦ или почтовым отправлением.

За нарушение требований об уведомлении, например за непредставление уведомления об убытии иностранного работника-вахтовика, поставленного на учёт по месту пребывания по адресу организации (если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния), грозит штраф (ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ):

  • от 40 000 до 50 000 руб. ‒ для должностных лиц организации;
  • от 400 000 до 500 000 руб. ‒ для организации.

Таким образом, при расторжении трудового договора с иностранным работником, работодателю необходимо учитывать все нормы и ограничения миграционного законодательства и своевременно отслеживать изменения нормативных правовых актов.

[1] П. п. 4, 7 ч. 1 ст. 327.6 ТК РФ.

[2] П. п. 3, 6 ч. 1 ст. 327.6 ТК РФ.

[3] П. 9 ч. 1 ст. 327.6 ТК РФ.

[4] П. 5 ч. 1 ст. 327.6 ТК РФ.

[5] П. 2 ч. 1 ст. 327.6 ТК РФ.

[6] П. 8 ч. 1 ст. 327.6 ТК РФ.

[7] П. 14 ст. 13.2 Закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

[8] П. 9 ч. 1 ст. 327.6 ТК РФ.

[10] Приказ МВД России от 10.01.2018 № 11 «О формах и порядке уведомления Министерства внутренних дел Российской Федерации или его территориального органа об осуществлении иностранными гражданами (лицами без гражданства) трудовой деятельности на территории Российской Федерации».

Конституционный суд поставил точку в вопросе: «нужно ли заключать с иностранным гражданином новый договор при изменении его трудовой функции и переводе на работу по адресу, отличному от указанного в поданном уведомлении о заключении договора, и нужно ли уведомлять об этом органы власти»

img_top2

4 февраля 2020 года Конституционный Суд Российской Федерации вынес Постановление по делу о проверке конституционности пункта 1 примечаний к статье 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, части второй статьи 67 Трудового кодекса Российской Федерации и абзаца первого пункта 8 статьи 13 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». С текстом документа можно ознакомиться на сайте КС РФ: http://www.ksrf.ru/ru/Decision/Pages/default.aspx

Документ интерес тем, что ставит точку в вопросе, который до настоящего времени приходилось решать по обе стороны «баррикады»: необходимо ли уведомлять органы власти в сфере миграции в случае кадровых передвижений работника, связанных с изменением адреса нахождения его рабочего места и функциональных обязанностей.

Описываемая в Постановлении КС РФ ситуация следующая: в апреле 2017 на работу принимается гражданин Таджикистана на должность «водитель», в январе 2019 года в рамках трудовых отношений работодатель изменяет адрес места осуществления трудовой деятельности работника и его должность («продавец»).

Постановлением судьи Ленинского районного суда города Чебоксары от 3 апреля 2019 года, решением судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 16 мая 2019 года, Постановлением заместителя председателя Верховного Суда Чувашской Республики от 26 июня 2019 года и даже Постановлением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 22 июля 2019 года работодатель был признан виновным в том, что не уведомил органы МВД России о совершении указанных манипуляций, поскольку указанные манипуляции, по мнению перечисленных инстанций обязывают работодателя каждый раз заключать с иностранным гражданином новый трудовой договор.

Однако, работодатель оказался не робкого десятка и благодаря ему мы получили таки ответ на вопрос: «А что же делать в указанной ситуации?»

Итак, позиция, которую заняли органы МВД России:

1. Работодатель, привлекающий и использующий для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязан уведомить территориальный орган МВД России в субъекте Российской Федерации (полицейский Главк в регионе), на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о поручении ему работы, не предусмотренной заключенным с ним трудовым договором и отличной от указанной в направленном в соответствующий орган уведомлении о заключении трудового договора, а также об изменении определенного в трудовом договоре адреса, по которому осуществляется трудовая деятельность

2. Работодатель обязан каждый раз заключать с иностранным гражданином новый трудовой договор в каждой из указанных ситуаций (в то время как основания для прекращения (расторжения) прежнего трудового договора отсутствуют).

Позиция Конституционного суда: закрепляя составы административных правонарушений и меры ответственности за их совершение, законодатель обязан соблюдать требование определенности, ясности, недвусмысленности правовых норм и их согласованности в системе действующего правового регулирования. Это означает, что любое административное правонарушение, а равно санкции за его совершение должны быть четко определены в законе, причем таким образом, чтобы исходя из текста соответствующей нормы каждый точно знал, какое именно деяние находится под запретом и влечет за собой применение мер государственного принуждения, а также мог предвидеть административно-правовые последствия своих действий (бездействия). При этом закон, устанавливающий административную ответственность, не может толковаться при его применении расширительно (как распространяющийся на деяния, прямо им не запрещенные)

При этом абзац первый пункта 8 статьи 13 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» — по своему буквальному смыслу — возлагает на работодателя, привлекающего и использующего для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязанность уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, лишь о фактах заключения и прекращения (расторжения) трудового договора с таким иностранным гражданином.

Заключение, изменение и прекращение (расторжение) трудовых договоров с иностранными гражданами осуществляется в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, предусматривающим в качестве общего правила распространение на трудовые отношения между работником, являющимся иностранным гражданином, и работодателем норм, установленных российским трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права

В то же время в период действия трудового договора может возникнуть необходимость поручить работнику иную оплачиваемую работу у того же работодателя (работу по другой должности, профессии, специальности) и (или) изменить иные условия ранее заключенного с ним трудового договора:

— работнику может быть поручено выполнение наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) (части первая и вторая статьи 60.2);

— работодатель вправе переводить работника на другую работу, что предполагает постоянное или временное изменение трудовой функции работника и (или) структурного подразделения, в котором работает работник (если структурное подразделение было указано в трудовом договоре),

— работодатель вправе переводить работника в другую местность вместе с работодателем (часть первая статьи 72.1);

Во всех указанных случаях отдельный (новый) трудовой договор между работодателем и работником не заключается.

Приведенные законоположения в полной мере распространяются и на трудовые отношения с участием работников, являющихся иностранными гражданами. При этом Трудовой кодекс Российской Федерации не устанавливает каких-либо специальных правил изменения условий заключенных с такими лицами трудовых договоров, за исключением особенностей временного перевода иностранного гражданина на другую работу в случаях, предусмотренных частями второй и третьей статьи 72.2 (статья 327.4), которые, по смыслу соответствующих норм, касаются лишь работников, являющихся иностранными гражданами, осуществляющими трудовую деятельность на основании разрешения на работу или патента.

Таким образом, поручение иностранному гражданину работы у того же работодателя, не предусмотренной трудовым договором и отличной от указанной в направленном в соответствующий орган уведомлении о его заключении, и (или) работы по адресу, отличающемуся от указанного в заключенном с этим работником трудовом договоре, предполагает лишь изменение условий трудового договора и осуществляется в порядке, предусмотренном трудовым законодательством.

Вместе с тем, Конституционный Суд заключает, что при этом сторонами трудового договора во всяком случае должны быть соблюдены установленные в отношении иностранных граждан в соответствии с федеральным законом ограничения на осуществление отдельных видов трудовой деятельности (часть четвертая статьи 327.1 Трудового кодекса Российской Федерации), в том числе запрет на осуществление трудовой деятельности за пределами субъекта РФ, на территории которого иностранному гражданину выдано разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание, а также по профессии, должности, виду деятельности, не указанным в разрешении на работу или патенте (если в патенте указывается должность) [1]

Соответственно, предусматривая административную ответственность за неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора с иностранным гражданином (часть 3 статьи 18.15 КоАП Российской Федерации), федеральный законодатель исходил из того, что абзац первый пункта 8 статьи 13 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» — по своему буквальному смыслу — предполагает обязанность работодателя, привлекающего и использующего для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, лишь о фактах заключения и прекращения (расторжения) трудового договора с таким иностранным гражданином.

Обязанность же работодателя, привлекающего и использующего для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, уведомлять указанный орган о любых изменениях определенных сторонами условий трудового договора, заключенного с иностранным гражданином (в том числе о поручении такому работнику иной оплачиваемой работы у того же работодателя, а также об изменении адреса, по которому осуществляется трудовая деятельность), названным Федеральным законом не предусмотрена.

Соответственно, бездействие работодателя, который привлек иностранного гражданина для осуществления трудовой деятельности на основании трудового договора, однако впоследствии не уведомил территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о поручении такому иностранному гражданину работы, не предусмотренной заключенным с ним трудовым договором и отличной от указанной в направленном в соответствующий орган уведомлении о его заключении, а также об изменении определенного в трудовом договоре адреса, по которому осуществляется трудовая деятельность, не может быть квалифицировано в качестве административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 18.15 КоАП Российской Федерации.

Конституционный Суд постановил пересмотреть ранее принятые судами решения.

Вывод: Работодатель не обязан заключать с иностранным гражданином новый трудовой договор всякий раз, когда изменяется трудовая функция работника или он в рамках заключенного трудового договора осуществляет трудовую функцию по адресу, отличающемуся от того, где он начинал ее осуществлять при заключении договора и, соответственно, уведомлять органы МВД России о данных фактах.

Уведомления подаются только по факту заключения и прекращения (расторжения) договора, заключенного с иностранным гражданином.

Единственное – необходимо соблюдать ограничения, установленные для отдельных категорий иностранных граждан.

Какие это запреты:

1. Нельзя допускать иностранного гражданина к работе по профессии (должности), не указанной у него в разрешении на работу или патенте (если в патенте указывается должность);

2. Нельзя допускать иностранного гражданина к работе за пределами того субъекта Российской Федерации, где ему разрешено работать (касается иностранных граждан, получивших патент, разрешение на работу, свидетельство участника Государственной программы по оказанию содействия переселению в Российскую Федерацию соотечественников).

[1] Пункты 4.2 и 5 статьи 13, абзацы первый и второй пункта 16 статьи 13.3 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

голоса
Рейтинг статьи
Читайте так же:
Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами
Ссылка на основную публикацию