Femida96.ru

Юридическая помощь для всех
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Договор международной перевозки понятие содержание договора

Международная транспортная логистика: как составить договор перевозки?

Логистику международных перевозок регулируют договоры различных видов. Каждый из них имеет свои особенности и регулируется соответствующими законодательными нормами.

Общий порядок взаимоотношений при международных перевозках определяет Гражданский кодекс РФ. Также действует Конвенция о договоре международной перевозки грузов. Это мировой документ, который определяет порядок отношений между участниками сделки в связи с транспортировкой ценностей (на автомобильном транспорте).

Рассмотрим пять вопросов, которые чаще всего возникают у участников международных перевозок.

1. Что необходимо включить в договор международных перевозок?

Чаще всего договор между собой заключают грузоотправитель и перевозчик. Он составляется по образцу установленной формы, состав которой описан в Гражданском кодексе. В договоре следует оговорить:

  • условия приёмки и передачи груза;
  • требования к перечню обязательных документов;
  • обязанности и права;
  • принцип разрешения хозяйственных споров.

Существенными условиями договора перевозки грузов являются предмет соглашения, условия поставки, сроки, оплата и данные участников.

2. Каковы обязательства сторон договора перевозки?

При составлении письменной договорённости между отправителем и перевозчиком у каждого из них формируются обязательства (Таблица 1).

Таблица 1. Обязательства сторон.

Обязательства заказчика

Обязательства перевозчика

    • Составить необходимую документацию и накладную до отправки ценностей.
    • Своевременно оплатить услуги.
    • Доставить объект договора в целости с соблюдением оговоренных сроков (если не возник форс-мажор).
    • Осуществить перевозку на тех условиях, которые прописаны в документально оформленной договорённости.

    Грузоперевозчик отвечает за соблюдение оговорённых сроков, а если во время доставки груз пострадает или будет утерян, ответственное лицо обязано возместить потери в размере его стоимости. Это один из самых существенных аспектов договора.

    3. Какие виды договора о перевозках существуют?

    Соглашения на международные перемещения грузов дифференцируются по способам перевозки и по особенностям транспортировки ценностей внутри каждого типа. Соглашения могут быть следующих типов:

    1) Договор морской перевозки грузов. Участники отношений могут выбрать: на основании законодательства какой страны будет заключаться договор. Соглашение заключается между двумя участникам в письменном виде: получателем груза и грузоотправителем. Договор он может подтверждаться коносаментом или чартером. Коносамент составляют, взяв за основу типовой бланк.

    Чартер (или «договор фрахтования») составляется, если грузоотправитель арендует всё судно либо его долю для перемещения груза.

    2) Договор воздушной перевозки груза. В данном случае договорное соглашение (авианакладная) заключается с авиаперевозчиком. В соответствии со статьей 104 Воздушного кодекса РФ транспортные услуги могут осуществляться чартером.

    3) Договор перевозки грузов железнодорожным транспортом. В данном случае достаточно накладной. При этом обязательство оформить таможенную документацию принимается работниками железной дороги.

    4) Договор перевозки грузов автомобильным транспортом. Отправитель и транспортная организация составляют договорное соглашение о предоставлении услуги по доставке груза из одной страны в другую.

    В отдельных ситуациях возможно оформление договора не только в стандартном виде. В качестве договора могут выступать и другие документы (Таблица 2).

    Таблица 2. Документы, которые можно приравнять к договору перевозки.

    Вид документа

    Особенности

    Составляется при всех способах перевозки (по форме СМР). Она обязательно должна содержать:

    • дату и номер;
    • реквизиты сторон;
    • наименование, количество и вес груза;
    • условия доставки;
    • данные о перевозчике;
    • подписи и печати сторон.

    Накладная всегда должна сопровождать перевозимые ценности.

    Составляет перевозчик. В документе указываются данные об объекте и особенностях перевозки.

    Составляется перевозчиком. Используется при доставке авиатранспортом или водным транспортом. При этом может быть арендовано или всё судно, или его часть.

    4. На каком языке следует составлять договор о международной перевозке?

    Официальное соглашение можно составить как на одном, так и на разных языках. Первый вариант имеет место, если страны-участники разговаривают и работают на одном языке. К примеру, если обе стороны владеют английским, договор при согласии можно заключить на одном — английском языке.

    При возникновении ситуации несогласия договоры заключаются на разных языках. Например, на русском и французском или на русском и финском.

    Договорные соглашения или контракты, которые заключаются при участии международных организаций, следует составлять на официальных языках каждого из юридических лиц.

    5. Как можно расторгнуть сделку?

    Инициировать расторжение договора международной перевозки может любая из сторон. Вторую сторону договора при этом необходимо письменно уведомить в срок, оговоренный в самом соглашении.

    Обычно указывается, что перед расторжением договора следует выполнить все возникшие на тот момент обязательства. Если от соглашения отказывается только одна сторона, участник обязан возместить убытки.

    Рекомендуем

    На курсе будут рассмотрены все аспекты и сложные вопросы международных перевозок. Курс построен на фактическом материале и реальных ситуациях, возникающих при международных доставках.

    Образец договора транспортной экспедиции в международном сообщении, заключаемого между юридическими лицами

    Договор перевозки подразделяется на два вида договоров:

    • перевозка грузов;
    • перевозка пассажиров и багажа;

    По договору перевозки грузов Перевозчик обязуется доставить груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному отправителем лицу – Получателю, а Отправитель обязуется оплатить перевозку груза. Заключение договора подтверждается накладной, коносаментом либо иным документом, предусмотренным уставами на перевозку груза отдельными видами транспорта.

    Заключение договора перевозки пассажиров подтверждается, билетами и багажными квитанциями. На основании этих документов Перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а также доставить туда его багаж. Пассажир обязан оплатить проезд и доставку багажа.

    ДОГОВОР

    1. Предмет Договора

    1.1. Согласно настоящему Договору Экспедитор обязуется за вознаграждение и за счет Клиента выполнить или организовать выполнение определенных настоящим Договором услуг, связанных с перевозкой грузов Клиента автомобильным транспортом.

    • перевозка грузов по территории Российской Федерации в пункт назначения, указанный Клиентом, транспортом и по маршруту, которые выбраны Экспедитором;
    • обеспечение отправки и/или получения груза;
    • обеспечение погрузки и/или выгрузки груза на всем пути его следования;
    • обеспечение доставки груза до/от склада Экспедитора;
    • обеспечение передачи груза в пункте назначения Клиенту или уполномоченному им лицу — грузополучателю;
    • проверка количества и состояния груза;
    • получение необходимых для импорта/экспорта документов;
    • выполнение таможенного оформления груза;
    • уплата таможенных пошлин, сборов, оплата других расходов, возлагаемых на Клиента, связанных со следованием груза;
    • обеспечение хранения груза;
    • обеспечение страхования груза;
    • обеспечение дополнительной упаковки груза;
    • оказание иных услуг, указанных в рамках Договора.

    2. Обязанности Сторон

    2.1. Клиент обязан:

    2.1.1. Выдать Поручение Экспедитору (далее — Поручение) (Приложение N ) на оказание услуг по перевозке и транспортно-экспедиционных услуг не позже чем за дней до начала выполнения перевозки. Поручение должно содержать достоверные и полные данные о характере груза, его маркировке, весе, объеме, количестве грузовых мест, сроках доставки груза, а также иные сведения, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

    Поручение должно быть подано в письменной форме либо отправлено по факсу, по почте или электронной почте. Обо всех изменениях в указанных выше сведениях Клиент обязан незамедлительно сообщать Экспедитору.

    2.1.2. Предоставлять Экспедитору на подлежащие перевозке грузы доверенность, товарно-транспортную накладную установленной формы, являющуюся основным перевозочным документом, по которому производится приемка грузов к перевозке и сдача их получателю.

    Товары, не оформленные товарно-транспортными накладными, к перевозке Экспедитором не принимаются.

    2.1.3. В случае принятия к перевозке товара от третьего лица по Поручению Клиента представить Экспедитору документ, позволяющий получить товар у третьего лица.

    2.1.4. Оплачивать страхование груза от возможных рисков.

    2.1.5. Обеспечивать Экспедитора необходимыми сопроводительными документами (сертификатами, документами, предусмотренными санитарными, таможенными, карантинными, иными правилами в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, а также паспортами качества, удостоверениями, другими документами, наличие которых установлено федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации), относящимися непосредственно к перевозимому грузу.

    2.2. Экспедитор обязан:

    2.2.1. В -дневный срок рассмотреть Поручение и не позже чем за рабочих дней до начала выполнения перевозки направить его Клиенту с отметкой о согласовании либо с отказом в согласовании подлежащих оказанию транспортно-экспедиционных услуг с указанием причин отказа.

    2.2.2. При необходимости во исполнение настоящего Договора заключать от своего имени договоры с третьими лицами.

    2.2.3. Принимать все необходимые меры для соблюдения интересов Клиента и сохранности грузов.

    2.2.4. Обеспечивать необходимыми для перевозки транспортными документами.

    2.2.5. Подавать под загрузку транспорт согласно Поручению в технически исправном состоянии, пригодном к выполнению перевозок соответствующих грузов и отвечающем санитарным требованиям. Подача под загрузку неисправного транспорта приравнивается к отказу от перевозки.

    2.2.6. Выполнять перевозки грузов по кратчайшему маршруту.

    2.2.7. Определять типы и количество автомобилей, необходимых для осуществления перевозки грузов Клиента, в зависимости от объема и характера перевозок.

    2.2.8. Группировать перевозимый товар по грузополучателям.

    2.2.9. Доставлять грузы Клиента в пункт назначения и передавать их уполномоченному лицу Клиента (грузополучателю).

    2.3. Экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц. Возложение исполнения обязательства на третье лицо не освобождает Экспедитора от ответственности перед Клиентом за исполнение настоящего Договора.

    2.4. В подтверждение факта получения Экспедитором для перевозки груза от Клиента либо от указанного им третьего лица (грузоотправителя) Экспедитор выдает Клиенту Экспедиторскую расписку (Приложение N ). Экспедиторская расписка должна содержать достоверные и полные данные о грузе. В случае если Экспедитор принимает груз Клиента на складское хранение, Экспедитор выдает Клиенту Складскую расписку (Приложение N ).

    2.5. Поручение, Экспедиторская расписка, Складская расписка составляются в соответствии с Порядком оформления экспедиторских документов, утвержденным Приказом Минтранса России от 11.02.2008 N 23.

    3. Документы и другая информация,

    3.1. Клиент обязан предоставить Экспедитору документы и другую информацию о свойствах груза, условиях его перевозки, а также иные сведения, необходимые для исполнения Экспедитором обязанностей, предусмотренных настоящим Договором.

    3.2. Экспедитор обязан сообщить Клиенту об обнаруженных недостатках полученной информации, а в случае неполноты информации — запросить у Клиента необходимые дополнительные данные.

    3.3. В случае непредоставления Клиентом необходимой информации Экспедитор вправе не приступать к исполнению соответствующих обязанностей до предоставления такой информации.

    3.4. Клиент несет ответственность за убытки, причиненные Экспедитору в связи с нарушением обязанности по предоставлению информации, указанной в п. 3.1 настоящего Договора.

    3.5. Экспедитор представляет Клиенту доверенность на уполномоченное лицо, которому поручается получить груз от поставщика Клиента. Клиент выдает доверенность уполномоченному лицу Экспедитора на право получения груза со склада поставщика.

    4. Цена Договора и порядок расчетов

    4.1. Цена Договора включает в себя стоимость услуг по перевозке грузов Клиента, а также стоимость экспедиционных услуг.

    Стоимость оказанных услуг по конкретному Поручению Клиента определяется на основании согласованных Сторонами Тарифов (Приложение N ), а также в соответствии с оформленными в установленном законом порядке документами — товарно-транспортной накладной, счетом-фактурой, путевым листом.

    4.2. Клиент выплачивает вознаграждение и возмещает расходы Экспедитора на основании выставленного Экспедитором счета путем безналичного перечисления денежных средств на его банковский счет в течение с момента .

    4.3. Расходы Экспедитора, связанные с исполнением настоящего Договора, в том числе оплата перевозки грузов, возмещаются Клиентом в полном объеме.

    4.4. По соглашению Сторон Клиент производит предоплату расходов Экспедитора в соответствующем размере не позднее чем за дней до начала осуществления Экспедитором перевозок грузов Клиента. По соглашению Сторон сумма предоплаты может меняться в зависимости от объема предстоящих перевозок.

    4.5. Оплата расходов Экспедитора, связанных с выполнением настоящего Договора, осуществляется Клиентом еженедельно.

    4.6. Основанием для выставления счета за осуществленные перевозки являются товарно-транспортные накладные, а за пользование автомобилями — исчисленные по временному тарифу данные путевых листов, заверенные Экспедитором.

    4.7. Денежные средства, перечисленные Клиентом Экспедитору в качестве предоплаты, учитываются при взаимных расчетах Сторон. В случае их неполного расходования оставшаяся денежная сумма зачисляется в счет следующего платежа. В случае превышения размера понесенных Экспедитором расходов над суммой денежных средств, внесенных Клиентом как предоплата, Клиент уплачивает недостающую часть суммы в погашение расходов Экспедитора и вносит новую предоплату в соответствии с п. 4.2 настоящего Договора в счет будущих перевозок.

    5. Ответственность Сторон

    5.1. Стороны несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему Договору в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

    5.2. В случае неподачи автотранспорта под погрузку в сроки, указанные в заявке Клиента, без уважительных причин Экспедитор по требованию Клиента уплачивает штраф в размере ( ) рублей. Уплата штрафа не освобождает Экспедитора от выполнения обязанностей по перевозке груза.

    5.3. Экспедитор несет ответственность в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение груза, произошедшие после принятия Экспедитором и до выдачи получателю либо уполномоченному им лицу, если не докажет, что ущерб был причинен грузу вследствие обстоятельств, которые Экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, в следующих размерах:

    1. за утрату или недостачу груза, принятого Экспедитором для перевозки с объявлением ценности, в размере объявленной ценности или части объявленной ценности, пропорциональной недостающей части груза;
    2. за утрату или недостачу груза, принятого Экспедитором для перевозки без объявления ценности, в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза или недостающей его части;
    3. за повреждение (порчу) груза, принятого Экспедитором для перевозки с объявлением ценности, в размере суммы, на которую понизилась объявленная ценность, а при невозможности восстановления поврежденного груза — в размере объявленной ценности;
    4. за повреждение (порчу) груза, принятого Экспедитором для перевозки без объявления ценности, в размере суммы, на которую понизилась действительная (документально подтвержденная) стоимость груза, а при невозможности восстановления поврежденного груза — в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза.

    5.4. Экспедитор обязан возместить Клиенту упущенную выгоду в связи с утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, произошедшими по вине Экспедитора.

    5.5. В случае отказа Клиента от перевозки менее чем за сутки он уплачивает неустойку в размере .

    5.6. В случае если будет доказана необоснованность отказа Клиента от оплаты расходов, понесенных Экспедитором в целях исполнения обязанностей, предусмотренных Договором, Клиент уплачивает Экспедитору помимо указанных расходов штраф в размере 10% от суммы этих расходов.

    5.7. Клиент несет ответственность за несвоевременную выплату вознаграждения Экспедитору и возмещение понесенных им в интересах Клиента расходов в виде уплаты неустойки в размере 0,1% вознаграждения Экспедитору и понесенных им в интересах Клиента расходов за каждый день просрочки, но не более чем в размере причитающегося Экспедитору вознаграждения и понесенных им в интересах Клиента расходов.

    5.8. Стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по настоящему Договору, если это неисполнение явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы, возникших после заключения настоящего Договора в результате событий чрезвычайного характера, которые Стороны не могли ни предвидеть, ни предотвратить разумными мерами. К обстоятельствам непреодолимой силы относятся события, на которые Стороны не могут оказать влияния и за возникновение которых они не несут ответственности, например землетрясение, наводнение, забастовка, война, а также запретительные действия и акты государственных органов.

    5.9. Если Экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договора перевозки, ответственность Экспедитора перед Клиентом определяется по тем же правилам, по которым перед Экспедитором отвечает соответствующий перевозчик.

    6. Срок Договора

    6.1. Настоящий Договор вступает в силу с момента его подписания Сторонами и действует до полного исполнения ими своих обязательств по Договору.

    • начальный срок — с момента ;
    • срок окончания оказания услуг — .

    6.2. Если ни одна из Сторон за месяц до истечения срока оказания услуг по Договору не заявит о его прекращении, то Договор считается пролонгированным на календарный год.

    • по письменному соглашению Сторон;
    • по заявлению одной из Сторон об отказе от исполнения настоящего Договора, направленному другой Стороне не позднее чем за до предполагаемой даты расторжения Договора.

    6.4. При одностороннем отказе от исполнения настоящего Договора Сторона, заявившая об отказе, обязана возместить другой Стороне убытки, вызванные расторжением Договора.

    7. Конфиденциальность

    7.1. Условия настоящего Договора, дополнительных соглашений к нему и иная информация, полученная Сторонами в соответствии с Договором, конфиденциальны и не подлежат разглашению.

    7.2. Стороны обязуются соблюдать конфиденциальность информации, относящейся к предмету настоящего Договора, в течение всего срока его действия, а также в течение лет по истечении срока его действия.

    8. Разрешение споров

    8.1. Все споры и разногласия, которые могут возникнуть между Сторонами по вопросам, не нашедшим своего разрешения в тексте данного Договора, будут разрешаться путем переговоров.

    8.2. Соблюдение претензионного порядка, предусмотренного действующим законодательством Российской Федерации, до предъявления Сторонами друг к другу иска, вытекающего из Договора, обязательно. Претензия направляется заказным письмом с уведомлением о вручении или курьерской доставкой.

    Экспедитор обязан рассмотреть претензию и о результатах уведомить Клиента в письменной форме в течение 30 (тридцати) дней со дня ее получения.

    Клиент обязан рассмотреть полученную претензию и о результатах уведомить Экспедитора в письменной форме в течение ( ) рабочих дней со дня получения претензии.

    8.3. Все споры между Сторонами по настоящему Договору разрешаются путем переговоров, а в случае недостижения согласия — в суде .

    9. Заключительные положения

    9.1. В случае реорганизации или ликвидации одной из Сторон обязательства по Договору переходят к правопреемнику.

    9.2. Ни одна из Сторон не вправе без письменного согласия второй Стороны передать свои обязательства по настоящему Договору третьему лицу.

    9.3. Во всем остальном, что не предусмотрено настоящим Договором, Стороны будут руководствоваться действующим законодательством Российской Федерации.

    9.4. Договор составлен в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному для каждой Стороны.

    ДОГОВОР МЕЖДУНАРОДНОЙ ПЕРЕВОЗКИ

    § 2. Договор международной морской перевозки грузов и пассажиров.

    § 3. Договор международной воздушной перевозки грузов и пассажиров.

    § 4. Договор международной автомобильной перевозки грузов и пассажиров.

    § 5. Договор международной железнодорожной перевозки грузов и пассажиров.

    § 6. Договор международной смешанной перевозки грузов и пассажиров.

    Общего нормативного определения договора международной пе­ревозки в каком-либо акте не содержится. Поэтому воспользуемся определением, содержащимся в ГК РФ. Согласно ст. 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. В соответствии со ст. 786 по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется пе­ревезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа — и за провоз багажа. За определенными изъятиями данные определения применимы к международной перевозке.

    Особенность международных перевозок состоит в том, что они осуществляются между двумя и более странами. При этом «для признания перевозки международной не требуется, чтобы она фактически осуществлялась по территории двух или нескольких стран: достаточно начать такую перевозку, фактического поступле­ния груза. на территорию иностранного государства (пересечения границы) может и не быть». Например, если груз был утрачен до пересечения границы, то перевозка не перестает считаться междуна­родной. Главное, что место отправления и место назначения, указан­ные в договоре, находятся в разных государствах.

    Поскольку международные перевозки осуществляются между двумя и более странами, они регулируются сложным комплексом правовых норм, состоящим из норм международных соглашений, националь­ного законодательства и обычаев, сложившихся в области перевозок.

    Первая группа международных соглашений касается условий перевозок.

    Подобно национальному гражданскому законодательству, в таких соглашениях устанавливаются: 1) форма договора перевозки; 2) существенные условия перевозок; 3) права и обязанности, а также ответственность сторон — перевозчика и грузоотправителя; 4) претен­зии и иски, включая вопросы юрисдикции (как известно, в России вопросы юрисдикции и исков — сфера процессуального права).

    В настоящее время международные соглашения об условиях пере­возок грузов, именуемые также транспортными конвенциями, явля­ются основным источником регулирования международных перевозок. По каждому виду перевозок (морская, воздушная, автомобильная, железнодорожная, смешанная) существует какая-либо «основная» конвенция (иногда и более). Положения транспортных конвенций носят в основном императивный характер, особенно в том, что ка­сается ответственности перевозчика.

    Многие конвенции об условиях перевозок содержат в своем названии слово «унификация». Унификация — это приведение чего-то к единому знаменателю. Унификация в праве — создание единых правил, которых обязаны придерживаться государства в регулировании определенных общественных отношений, как правило, тех, которые связаны с международным торговым оборотом. По мнению А.Л. Маковского, «главное содержание обязательств, принимаемых в отношении друг друга госу­дарствами по международным договорам об унификации права, состоит в обязанности каждого государства-участника договора обеспечить пра­вовое регулирование определенных в этом договоре отношений установ­ленным в нем образом».

    Другая группа международных соглашений — договоры об общих принципах сотрудничества между странами по вопросам транс­порта. К этой группе относятся торговые договоры, договоры о тор­говле и мореплавании, соглашения о сотрудничестве в области конкретного вида транспорта. Они ориентированы в основном на межгосударственное регулирование перевозочной деятельности, со­держат положения достаточно общего характера.

    Национальное законодательство в области международных пе­ревозок применяется субсидиарно по отношению к международным договорам. Иными словами, внутреннее законодательство подлежит применению к договорам международной перевозки в случаях, когда какой-то вопрос не урегулирован транспортной конвенцией или сама конвенция (ее коллизионная норма) отсылает к национальному законодательству. Наибольшее практическое значение имеют две кол­лизионные привязки — закон страны отправления (в том, что касается предъявления груза к перевозке) и закон страны назначения груза (вопросы, касающиеся выдачи груза, составление актов о недоста­че). О применении национального законодательства в таких конвен­циях говорится, как правило, в связи с возможностью освобождения перевозчика от ответственности или ограничения ее, а также для решения процессуальных вопросов. К примеру: «Суд может на ос­новании постановлений своего собственного закона освободить пе­ревозчика от ответственности в случае, если в причинении вреда виноват отправитель (пассажир). » и т.д. При отсылке к какому-либо внутреннему праву необходимо последовательно применять:

    1) спе­циальные нормативные акты, касающиеся международных перевозок;

    2) нормы транспортного законодательства;

    3) нормы общеграждан­ского законодательства.

    Договор международной перевозки признается внешнеэкономи­ческой сделкой: перевозка выполняется за границу, и иностранный элемент в данном случае присущ процессу перемещения, составля­ющему суть транспортной деятельности. Раздел VI части третьей ГК РФ содержит ряд коллизионных привязок, которые применяются к внешнеэкономическим сделкам в случае, если отсутствуют специ­альные коллизионные нормы, содержащиеся в транспортном законо­дательстве. В соответствии со ст. 1210 ГК стороны вправе сами избрать применимое право к их договору международной перевозки. При отсутствии соглашения сторон о применимом праве подлежит применению право перевозчика (п. 3 ст. 1211). При этом в приори­тетном порядке перед нормами ГК РФ и специального транспортного законодательства подлежат применению коллизионные нормы, со­держащиеся в международных соглашениях. Например, в соответ­ствии с п. «е» ст. 11 Соглашения стран СНГ о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, 1992г. при отсутствии соглашения сторон о применимом праве применяется право места совершения сделки.

    Пункт 2 ст. 1206 ГК РФ содержит норму, которая также связана с перевозкой: возникновение и прекращение права собственности и иных вещных прав по сделке, заключаемой в отношении находя­щегося в пути движимого имущества, определяется по праву страны, из которой это имущество отправлено, если иное не предусмотрено законом. Если отношения сторон выходят за рамки транспортных (например, вопросы правопреемства, порядок уступки права на предъявление требований к перевозчику), то необходимо обращение к специальным коллизионным правилам.

    Одной из главных целей транспортных конвенций является опре­деление оснований ответственности перевозчика и ограничение ее размера за несохранность груза и просрочку в доставке, а также за причинение вреда жизни или здоровью пассажира. В большинстве международных соглашений перевозчик несет ответственность при наличии вины, которая предполагается (то есть бремя доказательства отсутствия вины лежит на самом перевозчике). Отечественное зако­нодательство основано на тех же принципах (см. п. 1 ст. 796 ГК РФ). В данном случае имеется изъятие из общего принципа ответствен­ности предпринимателей (п. 3 ст. 401 ГК РФ).

    В большинстве международных соглашений ответственность пере­возчика за несохранность груза ограничивается суммой объявленной стоимости груза. Если стоимость груза не объявлялась, ответствен­ность ограничивается определенной суммой, которая выражается во французских франках. Франки подлежат переводу в национальную валюту по определенной схеме (в зависимости от времени заключе­ния соглашения имеются в виду отсылки либо к старым франкам — франкам Жерминаль (10,31 г золота пробы 0,900) или к франкам Пуанкаре (65,5 мг золота пробы 0,900). Протоколы, принимаемые к конвенциям начиная с 70-х гг. XX в., а также современные транспортные соглашения используют в качестве единицы измерения пре­дела ответственности СПЗ — расчетные единицы МВФ. Согласно транспортным конвенциям ограничивается ответственность перевоз­чика также за причинение вреда жизни или здоровью пассажира. Гражданское законодательство России также ограничивает ответ­ственность перевозчика: при утрате (повреждении) груза — в размере стоимости утраченного (поврежденного) груза, а если стоимость груза объявлялась — в размере объявленной стоимости (п. 2 ст. 796 ГК РФ). Из этих же принципов исходят современные российские транспорт­ные уставы и кодексы.

    Установление пределов ответственности сделано в целях защиты интересов перевозчиков от чрезмерных требований со стороны вла­дельцев утраченных (поврежденных) грузов и/или страховщиков. С другой стороны, согласно конвенциям всякое соглашение, отсту­пающее от установленного режима ответственности, в частности ис­ключающее ответственность перевозчика, недопустимо.

    Договоры международной перевозки тесно связаны с иными до­говорами, прежде всего с договорами транспортной экспедиции, купли-продажи и страхования.

    Так, количество товаров, подлежащих передаче покупателю, обычно определяется по документу, полученному продавцом от перевозчика (накладная, коносамент). Перевозчик отвечает за сохранность товара в количестве, принятом им от продавца. В случае недостачи товара пре­тензию покупатель должен предъявлять непосредственно перевозчику. Продавцу же предъявляются претензии только в случае, когда будет доказано, что перевозчик не виновен в недостаче или имеет место сме­шанная ответственность перевозчика и грузоотправителя.

    Согласованные сторонами базисы поставки, традиционно использу­емые в договорах купли-продажи согласно обычаям или ИНКОТЕРМС, влияют на выбор конкретного вида транспорта, а также на распределение между сторонами обязанностей по заключению договора перевозки.

    В частности, в сделках на условиях группы F (FCA, FAS, FOB) обязан­ность организации перевозки лежит на покупателе, а по условиям группы С (CFR, GIF, CPT, CIP) — на продавце. Соответственно расходы по перевозке в первом случае несет покупатель, а во втором — продавец (краткая характеристика группы F в ИНКОТЕРМС — «основная перевоз­ка не оплачена», а группы С — «основная перевозка оплачена»). Как отмечается в литературе, в тех странах, где у продавца имеются доста­точные возможности обеспечить морской транспорт, он может предпо­честь CFR или CIF. Если же такая возможность есть у покупателя, он, скорее всего, будет настаивать на выборе FAS и FOB.

    Вместе с тем следует подчеркнуть обособленный характер отноше­ний из договоров перевозки и купли-продажи. О.Н. Садиков отмечает: «При урегулировании споров, возникающих из договора внешнеторговой купли-продажи, его участники нередко смешивают отношения купли-продажи и транспортировки и руководствуются при этом правовыми нормами, относящимися к договору перевозки, что не позволяет им надлежащим образом устранять возникшие разногласия».

    Структурные элементы договора международной перевозки груза

    Сторонами договора являются перевозчик и грузоотправитель. При международных перевозках грузов, как правило, одна из сторон – это иностранное физическое или юридическое лицо.

    По российскому законодательству перевозчиком выступает юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию.

    Конвенции и соглашения, регулирующие международные перевозки наземным транспортом, содержат специфические названия перевозчика. Так, в КДПГ применительно к перевозчику используется термин "транспортер", а СМГС именует его "железной дорогой".

    В некоторых международных транспортных источниках содержится определение понятия "перевозчик". В частности, п. 1 ст. 1 Конвенции ООП о морской перевозке грузов 1978 г. определяет перевозчика как "любое лицо, которым или от имени которого с грузоотправителем заключен договор морской перевозки груза".

    В этой же Конвенции выделяется понятие "фактический перевозчик". По смыслу п. 2 ст. 1 им может быть любое лицо, с которым или от имени которого заключен договор перевозки груза. Отношения между перевозчиком и фактическим перевозчиком строятся на договорных началах. При выполнении перевозки фактическим перевозчиком перевозчик тем не менее несет ответственность за эту перевозку. Другими словами, он ответствен за действия и упущения фактического перевозчика, его служащих и агентов, действующих в пределах своих служебных обязанностей. Вместе с тем, как указано в п. 2 ст. 10 данной Конвенции, все ее положения применяются и в отношении ответственности фактического перевозчика за осуществленную им перевозку. Поэтому в тех случаях и в той мере, в которых и перевозчик, и фактический перевозчик несут ответственность в связи с перевозкой, их ответственность является солидарной.

    Вторая сторона договора – грузоотправитель, т.е. любое лицо, с которым или от имени которого заключен договор перевозки груза. Участником транспортных отношений при перевозке грузов является также грузополучатель. Это лицо, управомоченное на получение груза.

    В отношении получателя и отправителя СМГС подчеркивает, что получателем или отправителем груза может быть только одно физическое или юридическое лицо. Соглашение не допускает внесения в накладную данных, в которых нет наименования получателя и его почтового адреса (§ 7 ст. 7).

    Содержание договора международной перевозки груза

    Содержание договора определяется условиями договора международной перевозки груза, которые обусловливают права и обязанности сторон.

    Перевозчик. Его права и обязанности связаны с обеспечением своевременной доставки груза в сохранности. Перевозчик обязан подготовить транспортное средство к перевозке. С этой целью он должен обеспечить техническую годность транспортного средства для надлежащего приема и сохранности перевозимого груза, а также его коммерческую исправность. Коммерческая исправность транспорта – это пригодность транспорта для перевозки определенных грузов (цемента, муки, нефти, спирта и т.п.). Пригодность транспорта в коммерческом отношении является одной из гарантий доставки грузов в пункт назначения без каких-либо изъянов.

    Следующая обязанность перевозчика заключается в подаче транспортного средства под погрузку в установленные сроки. При осуществлении международных морских и внутренних водных перевозок он должен заблаговременно, не позднее установленных сроков, известить грузоотправителя о времени подачи судна под погрузку. Например, в соответствии с Соглашением об общих условиях перевозки грузов в международном сообщении по |). Дунай 1989 г. перевозчик должен сообщить о времени прибытия в порт погрузки за 72 ч до предполагаемого прибытия в порт с последующим уточнением времени за 24 ч.

    Перевозчик должен принять от грузоотправителя груз, подлежащий перевозке, проверить его состояние и количество. Если погрузка возложена на перевозчика, он обязан выполнить погрузочные работы, осуществить размещение, хранение и сепарацию груза, опломбировать грузовые помещения.

    Основная обязанность перевозчика – доставка груза в пункт назначения. При выполнении этой операции он должен соблюдать соответствующий скоростной режим, если такой режим установлен на данном виде транспорта. Речь, в частности, идет о железнодорожном транспорте, где перевозка груза может осуществляться малой и большой скоростью.

    В процессе перевозки при наличии договоренности перевозчик обязан направлять грузополучателю в установленные сроки предварительную информацию о подходе груза к пункту назначения. В его обязанность входит информирование грузополучателя о прибытии груза. Обычно это делается не позднее 12 ч дня, следующего за днем прибытия груза.

    Выдача груза подтверждается подписью перевозчика в акте выдачи груза, если его составление предусмотрено международным транспортным источником. На такой документ указывает Соглашение об общих условиях перевозки грузов в международном сообщении по р. Дунай 1989 г. Акт отражает фактическое количество выданных грузовых мест, их состояние, определенное по внешнему осмотру.

    Если в процессе выдачи обнаружены утрата, недостача или повреждение груза, перевозчик обязан совместно с грузополучателем составить акт по установленной форме.

    В случае перебора платежей перевозчик обязан возвратить переплаченную сумму грузоотправителю.

    К правам перевозчика относится право включать в накладную при приеме груза оговорки о состоянии груза. Он наделен залоговым правом на груз в обеспечение всех платежей, вытекающих из договора перевозки (ст. 19 СМГС).

    Перевозчик вправе продать груз, не дожидаясь инструкций правомочного по договору лица, если груз является скоропортящимся или если того требует его состояние, или если хранение груза влечет за собой расходы, слишком высокие по сравнению с его стоимостью (п. 3 ст. 16 КДПГ).

    Грузоотправитель. К основным обязанностям грузоотправителя относится прежде всего подготовка груза к перевозке. Речь идет о его затаривании, упаковке, маркировке, опломбировании. В международных транспортных источниках закреплены особые требования к этим действиям грузоотправителя. Он обязан предъявлять грузы в исправной таре или упаковке, обеспечивающей их сохранность при перевозке и перевалке (§ 1 ст. 9 СМГС).

    Что касается маркировки, то груз должен быть замаркирован с указанием знаков грузовых мест, их номеров, пунктов отправления и назначения, отправителя и получателя. Особые требования предъявляются к пломбированию грузов и грузовых помещений. Это требования к применяемым пломбам, запорно-пломбированным устройствам, порядку наложения пломб. Цель требований – обеспечение невозможности снятия пломб без их повреждения.

    Наиболее подробно обязанности грузоотправителя, связанные с подготовкой груза к перевозке, урегулированы в СМГС. В Соглашении не только закреплены правила подготовки груза к перевозке, но и установлена ответственность за ненадлежащее исполнение некоторых из них, например за неправильность надписей, наклеек или бирок, нанесенных на грузовые места или прикрепленных к ним (п. 3 ст. 9).

    Комплекс обязанностей грузоотправителя касается документационного обеспечения перевозки, в том числе набора необходимых документов и содержащихся в них сведений. Он должен передать перевозчику все документы, которые требуются для осуществления международной перевозки груза. Поскольку она предполагает пересечение государственной границы, дополнительно к международной транспортной накладной должны быть приложены документы для выполнения таможенных, санитарных, административных и других официальных формальностей.

    С обязанностью грузоотправителя по представлению необходимых документов связана его обязанность указывать в этих документах правильные и полные сведения. В одних международных транспортных источниках требования к документационному обеспечению перевозок и качеству документов закреплены в общем виде (КДПГ, Конвенция ООН о международных смешанных перевозках грузов 1980 г.). В других – эти требования изложены достаточно подробно. В частности, в СМГС отдельно рассматриваются требования к накладным и к сопроводительным документам, прилагаемым к накладной. Относительно основного транспортного документа, каким является накладная, в СМГС содержатся положения не только о ее структуре и содержании отдельных граф, но и порядке их заполнения. Например, специально закреплено требование указывать выходные пограничные станции страны отправления и транзитных стран, через которые должен проследовать груз. Конкретизирован порядок оформления накладной, когда существует возможность перевозки грузов от выходной пограничной станции через несколько входных пограничных станций соседней страны. В этом случае в накладной должна быть указана также входная пограничная станция, через которую будет осуществляться перевозка.

    Что касается сопроводительных документов, то, во-первых, грузоотправитель должен приложить к накладной все требуемые документы: дающие право на вывоз груза за границу, необходимые для выполнения таможенных и других формальностей и, наконец, документы, характеризующие груз, в том числе сертификаты и спецификации. Во-вторых, сопроводительные документы должны содержать полную и достоверную информацию.

    В целях обеспечения выполнения требований к сопроводительным документам СМГС возлагает на перевозчика обязанность отказать в приеме груза к перевозке в случае наличия в них изъянов. Еще одна гарантия выполнения перечисленных требований – это установление Соглашением ответственности за последствия, возникшие в результате отсутствия, недостаточности или неправильности сопроводительных документов (§ 2 ст. 11).

    Если погрузка возлагается на грузоотправителя, он должен осуществить ее в соответствии с установленными правилами. К этим правилам относится, в частности, соблюдение нормативного времени погрузки. На наземном транспорте оно практически не урегулировано. В международных же морских и речных перевозках грузов это сталийное и контрсталийное время. Несоблюдение сроков погрузки чревато негативными последствиями в виде штрафных санкций, применяемых к грузоотправителю (п. 11 ст. 8 Соглашения об общих условиях перевозки грузов в международном сообщении по р. Дунай 1989 г.).

    В отдельных международных транспортных источниках закреплен режим осуществления погрузочно-разгрузочных работ. Например, Соглашение об общих условиях перевозки грузов в международном сообщении по р. Дунай 1989 г. установило круглосуточную работу грузоотправителя, грузополучателя по погрузке (выгрузке) ежедневно, включая воскресенья и праздничные дни, если действующим в стране законодательством или обычаями порта не предусмотрено иное.

    В целях стимулирования выполнения погрузочно-разгрузочных работ на морском и внутреннем водном транспорте в отличие от наземного транспорта предусмотрена выплата грузоотправителю и грузополучателю премий (диспач) за досрочную погрузку или разгрузку судна.

    Следующая обязанность грузоотправителя заключается в осуществлении платы за перевозку, а также иных причитающихся платежей. Он должен своевременно и полностью рассчитаться с перевозчиком за оказанную ему услугу. Оплата производится по правилам, установленным международными транспортными источниками. Так, в соответствии со ст. 10 Соглашения об общих условиях перевозки грузов в международном сообщении по р. Дунай 1989 г. грузоотправитель оплачивает стоимость перевозки не позднее чем через 48 ч после получения счета перевозчика. Недобор причитающихся перевозчику платежей, выявившийся после отправления груза, оплачивается грузоотправителем не позднее чем через 48 ч после получения дополнительного счета перевозчика.

    Служебная инструкция к СМГС устанавливает правила фиксации проездных платежей в накладной. Они вписываются либо в раздел "Расчеты с отправителем", если платежи взимаются с отправителя, либо в раздел "Расчеты с получателем", если платежи взимаются с получателя.

    Еще одна обязанность грузоотправителя – это объявление ценности груза при предъявлении его к перевозке. Эта обязанность касается не любого груза, а лишь указанных в международных транспортных источниках. Например, СМГС содержит перечень следующих грузов:

    • 1) золото, серебро и платина, а также изделия из них;
    • 2) ценные меха, например бобра, голубого песца, горностая, куницы, норки, выдры, каракуля, тюленя, котика, черно-бурой лисицы, скунса, соболя, а также изделия из этих мехов;
    • 3) драгоценные камни;
    • 4) заснятые фильмы;
    • 5) картины;
    • 6) статуи;
    • 7) художественные изделия;
    • 8) антикварные вещи;
    • 9) домашние вещи.

    Что касается других грузов, то объявление их ценности является правом грузоотправителя.

    Важным правом грузоотправителя является его право распоряжаться грузом, который передан для перевозки. Объем этого права неодинаков и зависит от вида транспорта. Наиболее значим он на воздушном транспорте. Так, при воздушных перевозках грузоотправитель вправе забрать груз в аэропорту отправления или назначения, задерживать его в ходе перевозки в любом пункте посадки, давать указания о выдаче его в пункте назначения или в ходе перевозки иному лицу, чем первоначально указанному получателю, требовать возвращения груза в аэропорт отправления (п. 1 ст. 12 Монреальской конвенции 1999 г.). Реализация этого права увязана с обязанностью отправителя возместить все расходы перевозчика, вытекающие из его применения. Кроме того, Конвенция содержит условие, согласно которому грузоотправитель не должен использовать право распоряжения грузом в ущерб перевозчику или другим грузоотправителям.

    Что касается наземного транспорта, то при международных автомобильных перевозках право грузоотправителя распоряжаться грузом заключается в требовании от перевозчика перерыва перевозки, изменения места, предусмотренного для сдачи груза, или сдачи груза не тому получателю, который указан в накладной (п. 1 ст. 12 КДПГ). Грузоотправитель теряет это право с того момента, когда второй экземпляр накладной передан получателю.

    Третий участник договорных отношений – грузополучатель – также наделен определенными правами. Он вправе требовать от перевозчика с момента прибытия груза в пункт назначения выдачи ему груза после уплаты причитающихся платежей и выполнения условий перевозки.

    Если перевозчиком признан факт утраты груза, грузополучатель имеет право требовать возмещения причиненных убытков.

    В некоторых международных транспортных источниках оговорено право получателя отказаться от приема груза. Так, в СМГС закреплено положение, согласно которому грузополучатель может отказаться от приема груза лишь в тех случаях, когда качество груза вследствие повреждения, порчи или по другим причинам изменилось настолько, что исключает возможность частичного или полного использования его по первоначальному назначению (§ 1 ст. 17).

    Из этого правила вытекает обязанность грузополучателя во всех остальных случаях принимать прибывший в его адрес груз. Грузополучатель обязан также осуществить разгрузку, если выполнение этой функции возложено на него международными транспортными источниками. В частности, Соглашение об общих условиях перевозки грузов в международном сообщении по р. Дунай 1989 г. детализирует выполнение этой обязанности определением срока окончания разгрузки, в который должен уложиться грузополучатель. В соответствии с п. 10 ст. 8 данного Соглашения разгрузка считается законченной после подписания грузополучателем всех документов, свидетельствующих о приеме им груза.

    Еще одна обязанность грузополучателя, закрепленная КДПГ в и. 2 ст. 13, состоит в погашении возникших в процессе перевозки долговых обязательств.

    голоса
    Рейтинг статьи
    Читайте так же:
    Документы для оформления пенсии по старости
Ссылка на основную публикацию