Femida96.ru

Юридическая помощь для всех
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Доходы от региональных налогов и сборов

Какие налоги являются региональными

Ключевым признаком, который характеризует данную группу налогообложения, является уровень бюджета. Иными словами, к региональным налогам и сборам относятся все бюджетные платежи, которые зачисляются напрямую в казну субъекта РФ (области, автономного округа, города федерального значения).

То есть региональные налоги и сборы являются основной доходной частью бюджета региона. Данные поступления перенаправляются на реализацию социально-значимых программ и мероприятий. Также некоторая часть от поступивших средств может быть перенаправлена в казну муниципального образования в виде субсидий, субвенций и прочих трансфертов.

Важно отметить, что все региональные налоги устанавливаются на федеральном уровне, а вот особенности их применения детализируются законодателями субъекта РФ. Объясним простыми словами. Налоговые обязательства всех уровней закреплены в НК РФ . То есть общие правила применения налогообложения обозначены на федеральном уровне. Например, максимальные ставки, порядок исчисления, правила применения вычетов и льгот утверждает Правительство РФ. А вот категории налогоплательщиков, привилегии и льготы по региональным налогам устанавливаются и отменяются на уровне конкретного субъекта России. Например, правительство области может ввести дополнительные льготы по отдельным сборам, ввести освобождения от уплаты для некоторых категорий налогоплательщиков, снизить или увеличить налоговую ставку в несколько раз.

Региональные налоги: перечень 2020

Как мы отметили выше, к региональным налогам относятся обязательства, зачисляемые напрямую в бюджет субъекта России. К таким обязательствам относят всего три сбора. Итак, региональным налогом являются платежи налогоплательщиков за:

  1. Транспорт.
  2. Имущество.
  3. Игорный бизнес.

Ключевые правила применения этих региональных налогов в РФ устанавливаются депутатами субъектов. Следовательно, нормы, определенные для одного региона, могут существенно отличаться от правил, закрепленных для другого региона. Рассмотрим особенности каждого обязательства из списка региональных налогов.

Транспортный налог в региональный бюджет

К налогоплательщикам данного обязательства законодатели отнесли всех собственников автотранспортных средств. То есть юридические и физические лица, владеющие транспортом, должны платить деньги в бюджет.

Объектом обложения являются не только автомобили, но и воздушные, водные и иные виды самоходного транспорта. Отметим, что размер транспортного регионального налога в Российской Федерации зависит от мощности транспортного средства. Также на размер платежа влияет год выпуска авто, его стоимость и период времени в собственности.

Однако это только общие правила, закрепленные в главе 28 НК РФ . Депутаты регионов вправе утвердить льготы, освобождения и послабления для налогоплательщиков. Например, в Самарской области для пенсионеров предусмотрено снижение налоговой ставки до 50 %, а в Волгоградской области пожилые владельцы транспортных средств платят только 20 % от действующих ставок. Примечательно, что такая льгота для Москвы полностью отменена.

Налоговый период равен календарному году. Но если чиновники субъекта установили отчетные периоды, то транспортные региональные налоги обязательны к уплате в виде авансовых платежей. Например, один раз в квартал.

Налогообложение имущества организаций

Один из элементов региональных налогов — это имущественный сбор, который исчисляют и уплачивают экономические субъекты, а именно юридические лица. Объектом обложения является имущество, которое находится в собственности компании. Причем сбор исчисляется не только с недвижимых активов (зданий, строений, сооружений), но и с движимого имущества (станки, оборудование, основные средства).

Максимальная налоговая ставка за имущество компаний равна 2,2 %. Однако при установлении региональных налогов законодательными органами чиновники некоторых регионов утверждают более низкие значения. Также законодатели предусматривают определенные льготы для налогоплательщиков.

Читайте так же:
Как уменьшить налог на фиксированные платежи

Периодичность предоставления отчетности, как и сроки уплаты авансовых платежей и окончательного расчета, каждый регион устанавливает самостоятельно. То есть для имущественного сбора в одном регионе могут быть предусмотрены ежеквартальные перечисления в казну и сдача расчетов в ФНС. А в другом субъекте организации рассчитываются с бюджетом один раз в год, и декларацию сдают в ФНС ежегодно.

Общие положения, единые для применения на территории всего нашего государства, закреплены в 30 главе НК РФ . О том, как узнать нормы и правила для конкретного региона, мы расскажем в конце статьи.

Обременение игорного бизнеса

Если компания ведет игорную деятельность, то у нее возникают обязательства перед бюджетом по уплате сбора на игорный бизнес. Объектами обложения признаются:

  1. Игровое оборудование, а также автоматы и игровые столы, специализированные для осуществления игровой деятельности.
  2. Тотализаторы, букмекерские конторы, процессинговые центры тотализаторов с букмекерскими конторами.
  3. Пункт приема игровых ставок.

Так как региональными признаются налоги и сборы, а также прочие платежи, зачисляемые в казну субъекта, то и особенности налогообложения устанавливаются на уровне данного региона. Однако есть общие правила, которые распространяются на всю страну. Так, например, на процедуру регистрации объекта налогообложения в ИФНС отведено всего два рабочих дня. Причем дни исчисляют до момента установки игрового оборудования или открытия точки (букмекерской конторы или пункта приема ставок). Аналогичный срок для оповещения Федеральной инспекции установлен при любом изменении количества объектов.

Для данного обязательства устанавливаются фиксированные ставки, причем градация предусмотрена по видам объектов налогообложения. Минимальные и максимальные значения закреплены в 369 статье НК РФ . Отметим, что если регион не установил конкретное значение для ставки, то налогоплательщики должны применять минимальные значения.

Как узнать порядок и правила налогообложения

Уточнить нормы обложения, которые закреплены для конкретного региона, можно в территориальном отделении ФНС. Также получить информацию можно через Интернет. Специальной портал, разработанный налоговиками, позволяет бесплатно и без регистрации определить ключевой порядок налогообложения. Однако интернет-портал не предоставляет информацию о сборе на игорный бизнес.

Чтобы получить сведения, перейдите по ссылке, которая размещена выше. Выберите вид налогового обязательства, а также определите налоговый период, за который необходимо получить информацию. Затем из предложенного списка нужно выбрать интересующий вас регион. Нажимаем кнопку «Найти».

Система формирует сведения на основании нормативно-правовых актов, которые были приняты правительствами регионов России, в части регулирования налогообложения.

Доходы региональных бюджетов не успели за расходами

alt=» Фото: iStock » />  Фото: iStock

Агрегированный дефицит региональных бюджетов за первые шесть месяцев 2020 года составил 213,7 млрд руб­лей, следует из статистики Росстата, основанной на данных Федерального казначейства. Основной причиной формирования дефицитов стал опережающий рост расходов по сравнению с ростом доходов субъектов РФ. Совокупный дефицит дефицитных бюджетов составил 387 млрд рублей, профицит профицитных составил 174 млрд рублей.

Фото: Россия 24 / youtube

Совокупные доходы сократились относительно уровня I полугодия 2019 года у 17 регионов. При этом по итогам I полугодия 2020 года в 48 регионах расходы превысили величину доходов. Для сравнения, по итогам I полугодия 2019 года только в 27 субъектах сложился дефицит консолидированного бюджета. По сравнению с дефицитом за I полугодие этого года, в I полугодии 2019-го сложился совокупный профицит всех консолидированных региональных бюджетов в размере 696 млрд руб.

Читайте так же:
Списание задолженности по налогам и сборам

Основной предпосылкой возникновения дефицита в этом году можно назвать торможение экономики, вызванное последствиями пандемии коронавируса, говорит аналитик группы региональных рейтингов агентства АКРА Илья Цыпкин. "Самоизоляция, простой ряда предприятий и общее снижение экономической активности населения привели к снижению доходов в ряде субъектов. При этом власти регионов были вынуждены предпринимать действия для борьбы с эпидемией и сохранения местной экономики, то есть наращивать расходы", — подчеркивает он.

По словам Цыпкина, в этом году федеральные бюджетные трансферты оказали значимую помощь властям на местах. В I полугодии объем безвозмездных поступлений в консолидированных бюджетах регионов увеличился на 510 млрд рублей по сравнению с тем же периодом 2019-го и достиг 1,46 трлн рублей. Самый значительный прирост в абсолютных значениях безвозмездных поступлений получили Московская область, Татарстан, Башкортостан, Краснодарский край и Якутия.

В ситуации, когда внешние ценовые шоки наложились на внутренний спад экономической активности, вызванный пандемией, удар пришелся также по тем субъектам, которые не отличаются высокой волатильностью доходов, рассказывает Цыпкин. Так, по итогам I полугодия в 68 регионах налоговые и неналоговые доходы сократились. Совокупное снижение ННД консолидированных бюджетов составило около 379 млрд рублей, отмечает аналитик. Наиболее существенные в абсолютном выражении (более 20 млрд рублей) потери получили Москва (-87 млрд руб­лей), Татарстан (-32 млрд руб­лей), Ямало-Ненецкий автономный округ (-30 млрд рублей), Тюменская область (-25 млрд рублей), Санкт-Петербург (-20 млрд рублей) и Кузбасс (-20 млрд рублей).

Крупные города-субъекты понесли потери доходов как из-за снижения поступлений налога на прибыль, так и вследствие общего снижения экономической активности населения, проживающего в них, — ведь здесь сконцентрирован значительный объем таких услуг, как предоставление питания, туризм, развлечения — все те сферы, которые не могли работать в пандемию, рассказывает Цыпкин. Добывающие же регионы понесли потери ввиду изменения конъюнктуры на топливно-энергетических рынках.

Фото: Сергей Михеев/РГ

По итогам I полугодия наблюдается снижение налоговых поступлений к тому же периоду годом ранее. Поступления по налогу на прибыль сократились в 65 регионах, совокупный объем недополученных средств консолидированных бюджетов регионов по этому налогу относительно прошлого года составил 249 млрд рублей, говорит Цыпкин. При этом в 22 регионах налог на прибыль сократился на треть и более. В восьми субъектах поступления по налогу на прибыль снизились более чем на 50% (Тыва, Хакасия, Ненецкий автономный округ, Республика Коми, Астраханская область, Татарстан, Карелия, Ямало-Ненецкий автономный округ). Поступления от НДФЛ снизились в 42 регионах, совокупно — на 2,6 млрд рублей. Максимальное снижение по этому виду налога относительно I полугодия 2019 года показал Дагестан (-17% по консолидированному бюджету), отмечает Цыпкин.

По итогам I полугодия совокупный долг регионов и муниципалитетов не показал значительного роста, констатирует аналитик. Совокупный прирост составил порядка 16 млрд руб­лей. Москва, на которую приходится 160 млрд рублей дефицита I полугодия, финансировала его за счет остатков, добавляет эксперт.

Заметное снижение показал объем банковских кредитов (-189 млрд рублей). Банковские займы были рефинансированы за счет бюджетных кредитов, которые регионы отдадут до конца года. В связи с этим совокупный объем бюджетных кредитов вырос на 168 млрд руб­лей. Также вырос объем облигационных займов (43 млрд рублей с начала года), в первую очередь за счет займов субъектов, говорит Цыпкин.

Читайте так же:
Выплата алиментов до какого возраста ребенка

Доходы от региональных налогов и сборов

Доходы от региональных налогов и сборов зачисляются в местные бюджеты по налоговым ставкам, установленным законами субъектов РФ в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах.

В местные бюджеты в соответствии с едиными для всех поселений или муниципальных районов данного субъекта РФ нормативами отчислений, установленными законом субъекта РФ, могут зачисляться доходы от определенных видов региональных налогов и сборов, подлежащие зачислению в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах в бюджет субъекта РФ. Так, например, Закон Саратовской области от 03.12.2009 № 204-ЗСО "Об установлении единого норматива отчислений в бюджеты муниципальных районов и городских округов Саратовской области от транспортного налога" устанавливает единый норматив отчислений в бюджеты муниципальных районов и городских округов Саратовской области от транспортного налога в размере 100%.

Закон о местном самоуправлении 2003 г. также закрепляет следующее правило: установление нормативов отчисления от региональных налогов законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год или иным законом субъекта РФ на ограниченный срок не допускается. Сделано это для того, чтобы муниципальные образования при осуществлении долгосрочного планирования развития территории могли рассчитывать на определенный уровень доходов.

В бюджеты поселений, входящих в состав муниципального района, в соответствии с едиными для всех данных поселений нормативами отчислений, установленными решениями представительного органа муниципального района, могу! зачисляться доходы от региональных налогов и сборов, подлежащие зачислению в соответствии с законом субъекта РФ в бюджеты муниципальных районов.

Установление указанных нормативов решением представительного органа муниципального района о бюджете муниципального района на очередной финансовый год или иным решением на ограниченный срок не допускается.

Доходы от федеральных налогов и сборов

БК и (или) законодательством РФ о налогах и сборах устанавливаются единые для всех поселений или муниципальных районов налоговые ставки и (или) нормативы отчислений для зачисления доходов от определенного вида федерального налога (сбора) в соответствующие местные бюджеты.

В бюджеты поселений зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

  • — налога на доходы физических лиц — по нормативу 10%;
  • — единого сельскохозяйственного налога — по нормативу 30%;
  • — государственной пошлины за совершение нотариальных действий должностными лицами органов местного самоуправления поселения, уполномоченными в соответствии с законодательными актами РФ на совершение нотариальных действий, за выдачу органом местного самоуправления поселения специального разрешения на движение по автомобильной дороге транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, — по нормативу 100%.

В бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

  • — налога на доходы физических лиц — по нормативу 10%;
  • — налога на доходы физических лиц, взимаемого на межселенных территориях, — по нормативу 20%;
  • — единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности — по нормативу 90%;
  • — единого сельскохозяйственного налога — по нормативу 30%;
  • — единого сельскохозяйственного налога, взимаемого на межселенных территориях, — по нормативу 60%;
  • — государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) — по нормативу 100% в соответствии с п. 2 ст. 61.1 БК.
Читайте так же:
Уменьшает ли зарплата налог на прибыль

В бюджеты городских округов и муниципальных районов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга подлежит зачислению государственная пошлина за предоставление лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, выдаваемых органами местного самоуправления, по нормативу 100%.

В бюджеты городских округов зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

  • — налога на доходы физических лиц — по нормативу 20%;
  • — единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности — по нормативу 100%;
  • — единого сельскохозяйственного налога — по нормативу 70%;
  • — государственной пошлины — в соответствии с п. 2 ст. 61.1 БК.

Кроме того, в местные бюджеты в соответствии с едиными для всех поселений или муниципальных районов данного субъекта РФ нормативами отчислений, установленными законом субъекта РФ, могут зачисляться доходы от федеральных налогов и сборов, подлежащие зачислению в бюджет субъекта РФ в соответствии с БК и (или) законодательством РФ о налогах и сборах. Так, например, исходя из ст. 56 БК в бюджеты субъектов РФ подлежат зачислению налоговые доходы от единого сельскохозяйственного налога по нормативу 30%. В соответствии с Законом Саратовской области от 02.07.2008 № 144-ЗСО "Об установлении единого норматива отчислений в бюджеты поселений и городских округов Саратовской области от единого сельскохозяйственного налога, подлежащего зачислению в областной бюджет" все подлежащие зачислению в областной бюджет налоговые доходы от единого сельскохозяйственного налога зачисляются в бюджеты поселений и городских округов Саратовской области.

Установление указанных нормативов законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год и (или) иным законом субъекта РФ на ограниченный срок не допускается.

В бюджеты поселений, входящих в состав муниципального района, в соответствии с едиными для всех данных поселений нормативами отчислений, установленными решениями представительного органа муниципального района, могут зачисляться доходы от федеральных налогов и сборов, подлежащие зачислению в бюджеты муниципальных районов в соответствии с БК, законодательством РФ о налогах и сборах и (или) законом субъекта РФ.

Установление указанных нормативов решением представительного органа муниципального района о бюджете муниципального района на очередной финансовый год или иным решением на ограниченный срок не допускается.

Трутнев предрек «обморок» Минфина от идеи перераспределения налогов

Юрий Трутнев

Вице-премьер Юрий Трутнев заявил о необходимости дать регионам больше возможностей для привлечения заимствований. «Существующая бюджетная дисциплина, когда регионы связаны по объему привлечения средств, очень сильно их ограничивает. Понятно, что нельзя им полностью развязывать руки, чтобы потом федеральному бюджету пришлось за них отвечать по кредитам. Но давайте разрешим хотя бы занимать 10% от объемов доходов бюджета», — сказал он в интервью РБК, отвечая на вопрос, как можно поддержать регионы, налоговые поступления которых в этом году снизятся из-за пандемии и падения нефтедобычи.

В этом году госдолг регионов вырос лишь на 3,5% (73 млрд руб.), до 2,19 трлн руб. на 1 декабря, что эквивалентно 2,1% прогнозного ВВП на 2020-й. В силу финансовых ограничений, наложенных федеральным Минфином по соглашениям о реструктуризации бюджетных кредитов регионам, в этом году субъектам разрешено дополнительно (для компенсации выпадающих доходов и антикризисных расходов) привлечь на рынке только 74,3 млрд руб., или менее 1 млрд руб. в среднем на каждый регион. Собственные доходы регионов, по прогнозу Минфина, составят за год около 10,2 трлн руб., а 10% от этой величины — порядка 1 трлн руб.

Читайте так же:
Подоходный налог на иностранных граждан

В конце октября президент Владимир Путин поручил правительству вместе с профильной группой Госсовета до 15 января 2021 года разработать критерии «возможности превышения предельных показателей дефицита бюджета и объема долга» регионов на следующий год. Минфин в октябре обещал смягчить регионам ограничения на привлечение рыночных заимствований для компенсации эффектов пандемии и снижения добычи нефти.

Юрий Трутнев

Вопрос о состоянии региональных бюджетов — предмет постоянной дискуссии правительства с Минфином, говорит Трутнев. По его словам, сейчас стоит «рассмотреть вопрос баланса финансовых отношений» между регионами и Москвой. На вопрос, возможно ли в связи с этим перераспределение доходов от части налогов с федерального уровня на региональный, Трутнев ответил: «Может быть. Думаю, Минфин упадет в обморок от такого заявления».

«Но дело не в этом, надо создать условия, когда регионы смогут расходовать деньги на развитие, а федеральный центр — спрашивать с них за это и контролировать [расходы]. В противном случае если этого не будет, то регионам станет очень трудно развиваться. Если мы и дальше оставляем губернаторов с такими связанными руками, легче и не станет», — заключил вице-премьер.

В российской системе межбюджетных отношений основными источниками собственных доходов регионов служат федеральные налоги — НДФЛ (85% уходит в бюджет субъекта, 15% — в муниципалитет) и налог на прибыль (общая ставка составляет 20%, из которой 17 п.п. идет в бюджет региона, а 3 п.п. — в федеральный бюджет). В 2019 году оба этих налога принесли регионам 66% их собственных доходов (7,3 трлн руб.), следует из данных Минфина. Остальные поступления (без учета безвозмездных федеральных трансфертов, которые в 2020 году могут достигнуть 3,5 трлн руб.) формируются в том числе за счет региональных налогов, таких как налог на имущество бизнеса и транспортный налог.

Теоретически ресурсами для потенциального перераспределения налогов между федеральным центром и регионами остаются налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ, 100% зачисляется в федеральный бюджет) и налог на добавленную стоимость (НДС, 100% также зачисляется в федеральный бюджет). В Госдуме обсуждались законопроекты об отчислении в регионы 30–40% поступлений от НДПИ и НДС, но заметного хода этим инициативам не дали.

В то же время министр финансов Антон Силуанов в 2017 году озвучивал модельную идею, что более «стабильные» налоги должны оставаться в регионах, а более «волатильные» — в федеральном бюджете. С этой точки зрения налог на прибыль как «очень волатильный» целесообразно сконцентрировать на уровне федерации, говорил министр.

В России сильно региональное финансово-экономическое неравенство, которое не удается сгладить даже через инструменты межбюджетного выравнивания, отмечали аналитики Fitch Ratings в октябре. По мнению Fitch, система межбюджетных отношений в стране непрозрачна, а механизмы и правила выравнивания региональных бюджетных различий недостаточны для применения принципа «солидарного подтягивания» всех регионов.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию