Femida96.ru

Юридическая помощь для всех
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Есть ли налог на воздух

В России вводится новый налог. Поправки для новой главы НК уже готовы

В Налоговом Кодексе появится новая глава «Экологический налог». Проект соответствующего закона разместил Минфин.

Таким образом внедряется план по включению в НК неналоговых платежей, имеющих квазиналоговый характер.

Кто будет платить, за что и сколько — расскажем.

Зачем

Существующий в настоящее время неналоговый платеж — плата за негативное воздействие на окружающую среду, регулируемый природоохранным законодательством, обладает признаками налога, в связи с чем может быть включен в НК.

Введение экологического налога обосновывается необходимостью финансового обеспечения деятельности Правительства РФ, связанной с проведением государственной политики в области экологии, направленной на обеспечение условий для реализации гражданами конституционного права на благоприятную окружающую среду, говорится в пояснительной записке к проекту.

Анализ динамики поступлений платы за негативное воздействие на окружающую среду в бюджетную систему РФ свидетельствует о низкой эффективности взимания данного неналогового платежа, посетовали в Минфине.

Чиновники обратили внимание на недостаточную ответственность плательщиков, которые пренебрегают своими обязанностями.

Взыскание неуплаченных платежей производится в судебном порядке, а способы обеспечения исполнения обязанности по уплате фактически отсутствуют. Неуплата экологических неналоговых платежей не образует состава преступления, предусмотренного УК РФ.

Таким образом, в рамках действующего законодательства у плательщиков отсутствует должная мотивация к правомерному поведению в форме уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Но введение экологического налога все изменит.

При сохранении действующего уровня налоговой нагрузки позволит увеличить поступления в бюджетную систему РФ за счет улучшения качества администрирования, то есть возможности применения мер налоговой, административной и уголовной ответственности, способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, механизма принудительного и бесспорного взыскания.

Что облагается

Экологический налог, по сути, заменяет действующие платежи за сбросы, выбросы загрязняющих веществ, захоронение отходов и другие виды вредного воздействия на окружающую среду.

Объектом налогообложения признаются виды воздействия на окружающую среду, такие как выброс в атмосферный воздух веществ от стационарных источников, сброс веществ в водные объекты и образование отходов производства и потребления.

Налоговой базой признается масса выбросов и сбросов веществ в атмосферный воздух и водные объекты от стационарных источников загрязнения, масса образованных отходов производства и потребления.

Кто платит

Налогоплательщиками экологического налога признаются организации и физлица, в том числе ИП, осуществляющие деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду.

При образовании отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, налогоплательщиками экологического налога признаются организации и физлица, в том ИП, при осуществлении которыми деятельности образовались отходы.

При образовании твердых коммунальных отходов налогоплательщиками налога признаются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Не являются плательщиками налога организации и физлица, в том числе ИП:

— осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории при условии подтверждения данной категории соответствующим свидетельством о постановке объекта, осуществляющего негативное воздействие на окружающую среду, на учет в установленном порядке;

— в результате осуществления хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются только твердые коммунальные отходы.

За что

Объектом налогообложения признается негативное воздействие на окружающую среду в результате:

— выброса в атмосферный воздух стационарными источниками загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ;

— сброса в водные объекты сточных вод, содержащих вещества, включенные в перечень загрязняющих веществ;

— образования, хранения, захоронения, накопления, размещения отходов производства и потребления каждого класса опасности.

Не признается объектом налогообложения:

— негативное воздействие на окружающую среду, производимое в рамках осуществления деятельности, финансируемой бюджетами всех уровней.

— размещение отходов на объектах размещения отходов, которые не оказывают негативное воздействие на окружающую среду, при подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов;

— накопление отходов в целях утилизации или обезвреживания в течение 11 месяцев со дня образования этих отходов

Ставки

Проектом установлены фиксированные налоговые ставки для каждого вида воздействия в зависимости от вида загрязняющего вещества, с учетом коэффициентов, характеризующих степень опасности вещества (показателя).

Таблицу со ставками экологического налога можно скачать здесь.

С 2021 года налоговые ставки умножаются на коэффициент, учитывающий уровень инфляции.

В ряде случаев к ставкам налога применяются коэффициенты от 0 до 100.

В НК будут представлены формулы для расчета налога. Вот, например, как выглядит формула расчета налога за размещение отходов для субъектов МСП:

Как платить и отчитываться

Поправками в НК определены порядок исчисления и уплаты налога, сроки уплаты налога и представления декларации по налогу, установлен порядок уменьшения суммы налога на расходы, связанные с реализацией мер, направленных на снижение негативного воздействия на окружающую среду.

Читайте так же:
Производитель работ в строительстве льготная пенсия

Налоговым периодом по экологическому налогу признается год.

В течение налогового периода налогоплательщики, за исключением субъектов МСП, уплачивают в бюджет авансовые платежи в размере ¼ от суммы налога за прошлый год до 20 числа месяца, следующего за окончанием квартала.

Сам налог уплачивается не позднее 1-го марта года, следующего за налоговым периодом.

В этот же срок (до 1 марта следующего года) надо сдать декларацию в ИФНС.

Когда

Планируется, что новая глава НК заработает с 1 января 2020 года, но не ранее 1 января года, следующего за годом принятия закона с вышеназванными поправками, и не ранее одного месяца со дня официального опубликования такого закона.

Вам надо по-другому работать с наличкой. Кого прижмут налоговики и банки? Забирайте запись, пожалуй, лучшего вебинара «Клерка»: «Как теперь будут контролировать наличку. 115-ФЗ в 2021 году ».

Только до завтра можно забрать запись со скидкой 20%. Программу вебинара смотрите здесь

"На воздух", "на смерть", "на воду": Самые странные налоги России, которые могут стать реальностью

Царьград собрал самые странные налоги, которые предлагались в России за последние годы. Среди них "налог на воздух" Чубайса, "налог на смерть" от Минстроя и даже "налог на воду" от чиновников Башкирии. При этом некоторые из них могут стать реальностью уже в ближайшее время.

Вы удивитесь, как много странных налогов предлагается в России. Некоторые еще не введены, но часть из них уже в скором времени могут стать реальностью. Царьград собрал самые удивительные фискальные предложения.

«Налог на воздух»

Еще в июне этого года руководитель госкорпорации «Роснано» Анатолий Чубайс предложил ввести в России новый углеродный налог для бизнеса. Идею введения «налога на воздух» прокомментировал экономический обозреватель Царьграда Юрий Пронько.

По его словам, среди нынешней российской элиты существует отдельная категория людей, которым следует «помалкивать в тряпочку и не привлекать к себе внимание», но которые не могут сдерживать себя, поэтому «умничают и провоцируют, чтобы после оценить реакцию». Именно к этой категории людей относится «наноаферист» Чубайс, считает Пронько.

«Лично для меня очевидно: Чубайс не просто провоцирует, он и его партнёры прощупывают нас на, простите, «вшивость». Проглотят или нет? Промолчат или будут возмущаться?» — сказал Пронько в эфире программы «Сухой остаток» на Царьграде.

Эксперт подчеркнул, что, если «чубайсовский побор» будет введён, его в очередной раз изымут из кошельков граждан России, как это уже было с повышением НДС, увеличением акцизов на топливо и прочими «инициативами». И это в ситуации, когда доходы российских семей падают шесть лет подряд, а налоговая нагрузка только растёт, указывает Пронько.

Идея Чубайса нашла свое продолжение в законопроекте об «углеродном сборе». Минэкономразвития предложило свою редакцию документа. Однако пока он вызвал только критику.

Так, в Совете Федерации выдвинули свои возражения, которые, как пишут «Известия», уже направили руководителю аппарата российского правительства Константину Чуйченко. Сенаторы полагают, что новый платеж для предприятий за превышение квоты на выбросы парниковых газов может негативно сказаться на динамике роста экономики страны.

В Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП), как и Пронько, опасаются, что «углеродный сбор» спровоцирует рост тарифов ЖКХ для жителей России и увеличит темпы инфляции.

«Грибной налог»

Термин «грибной налог» или «налог на грибы» появился после того, как стало известно, что Минсельхоз возьмет под свой контроль сбор и оборот дикорастущих грибов и ягод. Кроме того, специалисты ведомства также будут вести мониторинг сбора березового сока, семян, орехов и лекарственных растений. То есть сбор так называемых «дикоросов» — того, что растет в лесу.

В правительстве же кивают на бесконтрольный сбор дикоросов. А ведь только экспортный потенциал грибного рынка тот же Минсельхоз ранее оценивал в $2 млрд.

«Но если посмотреть на цену дикоросов, то простой обыватель может удивиться. Как это соленые грибочки под 1000 рублей за килограмм — низкая экономическая мотивация? — не удержался от иронии «МК». — Хотя вероятнее всего имеется в виду создание предприятия. Чтобы сборщики не только заготавливали грибы-ягоды, но еще и налоги платили куда следует».

В проекте постановления кабмина указывается, что «продукция на основе пищевых дикорастущих ресурсов имеет высокий экспортный потенциал, в связи с чем наделение Минсельхоза полномочиями по определению государственной политики в сфере переработки дикоросов повлечет в том числе развитие производства и увеличение поставок переработанной продукции на экспорт».

Читайте так же:
Возврат налога за лечение госуслуги

Пока же, кроме возмущения в соцсетях, у народа этот «грибной налог» ничего не вызывает. Причем даже в иностранных СМИ этим налогом заинтересовались.

«Какие это будут деньги, и как они собираются контролировать, есть ли у людей лицензия? Или они поставят за каждым деревом омоновцев, чтобы те проверяли наши лицензии?» — цитирует шведская газета Dagens nyheter опрошенных дачников из Подмосковья.

«Налог на воду»

В Башкирии с нового года готовятся ввести налог на воду из скважины — «на водоснабжение из подземных источников». Это новшество будет касаться садоводческих товариществ.

Теперь им, для того чтобы качать грунтовые воды, нужно будет получить специальную лицензию в Министерстве экологии. До 1 января 2020 года этот документ можно оформить бесплатно.

При этом местные депутаты уверяют, что налог не коснется физлиц. Речь идет именно о коллективных садовых и дачных товариществах, где пробурены скважины для обеспечения участков водой. Согласно закону о недрах, колодцы и скважины для личного пользования — питья и полива — не облагаются никакими платежами. Но тут чиновники то ли лукавят, то ли не хотят задаться очевидным вопросом: а откуда в товариществах будут брать деньги на эти налоги? Ответ напрашивается сам собой — с дачников и садоводов. Так ли это будет — покажет время.

«С 1 января 2020 года наступает обязательное требование для садоводческих товариществ — оформлять лицензию. До сегодняшнего дня для пользования подземными водами лицензия не требовалась. И налоги тоже не уплачивались. С 1 января 2020 года это требование становится обязательным», — цитирует замминистра природопользования и экологии республики Ильдуса Яхина издание bash.news.

Налог на бездетность

К слову, Башкирия отличилась и еще одной налоговой инициативой. Ради повышения рождаемости в регионе здесь решили обратиться к опыту Советского Союза и предложили ввести налог на бездетность. Об этом на своей странице в Facebook ранее написал председатель Государственного собрания — Курултая Башкирии Константин Толкачев.

«Поскольку Конституция РФ провозглашает Россию социальным государством, не следует снимать с повестки вопрос о налоге на бездетность, который существовал в Советском Союзе вплоть до его распада», — пояснял свою мысль политик, отметив при этом, что ему более близка инициатива снижения суммы уплачиваемых налогов для родителей.

«Налог на смерть»

В 2017 году Минстрой предложил обязать граждан нашей страны копить не только на «безбедную старость», но и на «достойные похороны». В ведомстве заявили о необходимости введения в России так называемого «налога на смерть». Имеется в виду определенная денежная сумма, которую граждане будут ежемесячно перечислять государству с целью обеспечить себе же достойные проводы в мир иной.

По мнению специалистов Минстроя, у граждан нашей страны должен быть еще один обязательный документ — сертификат обязательного страхования смерти.

Деньги на «черный день», по предположению чиновников, можно было бы автоматически вычитать из зарплаты по аналогии с налогами, а также страховыми и пенсионными отчислениями. Предполагалось также, что «кубышка» будет на специальном счете. То есть не только на пенсию, но и на смерть деньги у граждан централизованно бы собирало государство.

А как в Союзе?

К слову, в Советском Союзе тоже было немало удивительных и странных налогов. Например, «налог на холостяков», он же налог на бездетность, который вели в 1941 году и отменили только в начале 1990-х. Бездетные мужчины от 20 до 50 лет и бездетные замужние женщины от 20 до 45 лет должны были отчислять 6 процентов от зарплаты государству.

Налог на воздух в России в 2021 году

Содержание Содержание

  • Введен ли налог на воздух в России в 2021 году
  • В каком порядке должен уплачиваться налог на воздух в России
  • Налог на воздух в России: предпосылки введения нового сбора
  • Законодательные акты по теме
  • Типичные ошибки
  • Ответы на распространенные вопросы о том, введен ли налог на воздух в России в 2021 году

Росприроднадзор выдвинул предложение о взимании налога с предпринимателей, использующих на производстве или в гаражах вытяжные трубы. По мнению сотрудников ведомства, воздух, поступающий из вентиляционных труб, содержит загрязняющие вещества, оказывающие негативное влияние на атмосферу. В связи с этим, предполагается, что предприятия обязаны уплачивать налог на воздух в России. В данной статье будет рассмотрена точка зрения Росприроднадзора и противников проекта.

Читайте так же:
Налоговая пыть ях график работы

Введен ли налог на воздух в России в 2021 году

В настоящее время налог на воздух в России не действует, данная инициатива Росприроднадзора в настоящее время не была официально утверждена посредством внесения изменений в существующие законодательные акты, касающиеся уплаты сборов за нанесение вреда окружающей среде. Сомнительно, что ведомству удастся доказать обоснованность своей позиции, однако, с введением туристического сбора, многое становится возможным.

Важно! В любом случае, возможное нововведение не коснется простых граждан – физические лица не были упомянуты в Письме Росприроднадзора как потенциальные плательщики нового сбора.

Суть вопроса в том, что Росприроднадзор издал Письмо от 14.02.2021 № РН-04-03-27/2839, в котором сказано, что обычная вентиляционная труба вытяжки на любом предприятии является стационарным объектом, загрязняющим атмосферный воздух. С таким утверждением не согласны многие эксперты, поскольку труба со встроенным в него вентилятором не может производить загрязняющие вещества самостоятельно – вытяжка лишь осуществляет перекачку воздуха из цеха наружу. Согласно тексту статьи 1 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», стационарным источником загрязнений признается оборудование, техническое устройство или сооружение, выделяющее загрязняющие вещества в атмосферный воздух. Вентиляция призвана выводить на улицу загрязнители, производимые другими источниками.

В каком порядке должен уплачиваться налог на воздух в России

По мнению Росприроднадзора, каждое предприятие, являющееся владельцем помещений с вытяжной вентиляцией, обязано:

  • Заняться постановкой объекта (источника загрязняющих веществ – вытяжной вентиляции) вредоносного воздействия на учет.
  • Самостоятельно разработать нормативы предельно допустимых выбросов (ПДВ).
  • Обратиться за получением разрешения на выброс загрязнителей в атмосферный воздух.
  • Отчитываться перед Росприроднадзором за вредное воздействие на окружающую среду.
  • Платить за НВОС (негативное воздействие на окружающую среду).

Налог на воздух в России: предпосылки введения нового сбора

Впервые об уплате сбора за воздух упоминалось в древней Византии, где состоятельные граждане, проживавшие в престижных районах, должны были осуществлять дополнительные взносы в бюджет. По всей видимости, туда же ведут перспективы с налогообложением в России. Правительство нашей страны в 2011 году старалось пополнить бюджет после болотной, в 2014 году казна пострадала от экономического кризиса, снабжения Крыма, различных акций протеста, санкций со стороны США и ЕС. Поэтому, невозможно утверждать, что и в России не будет действовать подобный налог. Ведь так называемый туристический сбор начал действовать с мая текущего года!

Дело в том, что туристический сбор можно с уверенностью назвать налогом на воздух, каким он по сути и является. В некоторых европейских странах уже существует подобный сбор, и уплачивается он «для поддержания инфраструктуры». Деньги уходят на обслуживание пляжей, уборку мусора, реставрацию достопримечательностей, прочие удобства для отдыхающих. Но отдых в России и без того дорогой, дешевле ехать за границу, но с этого года туристы будут уплачивать дополнительные взносы за посещение курортных мест.

Вероятно, российский Росприроднадзор решил последовать опыту французского Правительства, установившего плату за проживание в зеленых районах страны. Чем больше в населенном пункте Франции зеленых зон, чем чище воздух, тем выше плата за проживание в данной местности. Однако, на что пойдет российский «налог на воздух», Росприроднадзор не сообщает.

Законодательные акты по теме

Об охране атмосферного воздуха

Типичные ошибки

Ошибка: Владелец производственного цеха готовится к постановке на учет вытяжной вентиляции и внесению платы за НВОС в Росприроднадзор.

Комментарий: В настоящее время налог на воздух в России не действует, и уплачивать его не требуется, пока не официально не будет принят закон. Плюс ко всему, Росприроднадзор в своем письме о необходимости постановки на учет вытяжек упоминает лишь о крытых стоянках.

Ответы на распространенные вопросы о том, введен ли налог на воздух в России в 2021 году

Вопрос №1: Разъяснения Росприроднадзора относятся ко всем владельцам вентиляционных вытяжек или к конкретным предприятиям или физическим лицам, занимающимся специфической деятельностью?

Ответ: В настоящее время разъяснения по поводу нанесения вреда окружающей среде путем выброса загрязненного воздуха из вытяжной трубы касаются исключительно крытых стоянок (гаражей), оборудованных вентиляцией.

Вопрос №2: Должны ли владельцы крытых стоянок (гаражей) выполнять требования Росприроднадзора по отчетности и внесению платы за НВОС уже в 2021 году?

Ответ: Требование Росприроднадзора относительно платы за НВОС при установке вытяжной вентиляции спорно. Исполнять данное требование, или игнорировать его – решать собственникам предприятий.

Читайте так же:
Сколько должны получать минимальную пенсию

ЕС вводит углеродный налог. В чем его суть и как он работает: Новости экологии ➕1, 15.07.2021

Европа стремится доказать, что всерьез настроена на борьбу с изменением климата. Опубликованный 14 июля пакет законопроектов Fit for 55 отражает радикальную позицию европейских политиков сразу по нескольким важным экологическим вопросам. Страны ЕС намерены отказаться от автомобилей с двигателем внутреннего сгорания к 2035 году, включить судоходство в европейскую систему торговли квотами (ETS), постепенно лишить авиаперевозчиков бесплатных квот, увеличить долю ВИЭ в энергобалансе до 40% и реализовать ряд других инициатив. Эти шаги помогут ЕС достичь углеродной нейтральности к середине текущего века.

Европейская система ETS с 2005 года устанавливает максимальный ежегодный объем выбросов, который делится между секторами экономики. Лимит на эмиссию постоянно снижается. Так, c 2013-го по 2020-й он ежегодно уменьшался на 1,75%, а с 2020-го по 2030-й будет сокращаться на 2,2%. Темпы сокращения эмиссии с 2030-го по 2050 год пока не определены. По состоянию на 2021 год лимит составляет 1,5 млрд т CO2-эквивалента. За выбросы сверх нормы компании штрафуют.

Из всех опубликованных в среду законопроектов наибольшее внимание экспертов вызвал механизм трансграничного углеродного регулирования (ТУР) — он предусматривает сбор за импорт в ЕС товаров, производство которых связано с масштабной эмиссией CO2. Таким способом Еврокомиссия рассчитывает защитить внутренних производителей от внешней конкуренции, поскольку они обязаны платить сборы за углеродный след от собственной продукции. Также закон затруднит возможность переноса производств из Европы в другие регионы с менее жестким экологическим регулированием.

Пока европейские компании получают льготы, освобождающие их от покупки квоты на выбросы, однако по мере введения трансграничного углеродного регулирования (ТУР) они лишатся этих привилегий. «Например, сталелитейная европейская промышленность сейчас имеет бесплатных квот даже больше, чем ей необходимо. То есть за выбросы она не платит. А значит, механизм регулирования будут вводить по мере того, как начнет сокращаться внутренний объем льгот», — заявил Plus-one.ru лауреат Нобелевской премии в составе межправительственной группы экспертов по изменению климата Игорь Башмаков.

Размер пошлины на импортируемые товары будет равен плате, взимаемой с западных производителей в рамках ETS. Импортеры будут покупать у Евросоюза цифровые сертификаты на каждую тонну углерода, выброшенную в атмосферу на производстве.

Минус $4 трлн: почему Герман Греф ждет коллапса нефтяной экономики в РоссииНефтегазовые компании СНГ должны перейти к низкоуглеродной энергетике, но необходимые условия для этого не созданы

Почему сборов не будет до 2026 года

Детальное описание механизма ТУР изложено в 291-страничном документе. Авторы законопроекта указывают, что регулирование начнется 1 января 2023 года, переходный режим продлится до 2025 года. Под пристальный надзор попадут сталь, алюминий, минеральные удобрения, цемент и электроэнергия, поставляемые в страны ЕС. Импортеров этих товаров обяжут ежеквартально предоставлять отчетности о выбросах, но платежи в этот период взиматься не будут. Впоследствии список облагаемых налогом товаров может быть расширен.

Как указано в пояснении Еврокомиссии, отсутствие реальных выплат на первом этапе «позволит осуществить аккуратный, последовательный и равномерный» переход к механизму торговли квотами для иностранных и европейских предприятий, условия обложения которых станут одинаковыми.

Впоследствии стоимость сертификата будет привязана к средней цене единицы сокращения выбросов на европейском углеродном рынке (EU ETS) за неделю, предшествующую ее приобретению. По данным Reuters, в 2021 году стоимость эмиссии CO2 в Европе достигла €52 за тонну, многие аналитики ожидают ее роста вплоть до 2030 года. Это мотивирует компании переходить на «зеленые» технологии — использовать водород и возобновляемые источники энергии.

«Введение трансграничного регулирования приведет к росту затрат самих европейских потребителей. Для некоторых европейских компаний, работающих с импортным сырьем, это будет означать снижение конкурентоспособности, что вызывает много критики внутри Евросоюза», — сообщил Plus-one.ru заместитель руководителя Экономического департамента Института энергетики и финансов Сергей Кондратьев.

Все поступления от ТУР пойдут в бюджет Евросоюза и будут расходоваться на климатические и энергетические проекты. Механизм взимания углеродных платежей будет регулировать специальный орган — CBAM Authority.

Закон окончательно утвердят в 2026 году — с этого момента импортируемые товары из списка начнут облагаться сбором. Объем фактических выбросов для товаров должен быть подтвержден верифицирующими органами. В случае если импортеры откажутся предоставлять данные об углеродоемкости продукции, их выбросы будут приравниваться к средним показателям эмиссии CO2 10% худших европейских производителей.

Предложения ЕК получили поддержку среди стран Евросоюза, однако правительствам европейских государств и Европарламенту еще предстоит проработать детали новой климатической программы. В частности, в документе оговорено, что если компания-импортер сможет подтвердить, что уже заплатила «цену на углерод» за импортируемые товары в третьей стране, она освободится от покупки сертификатов ETS. Однако пока неизвестно, какие именно системы углеродного регулирования будут одобрены Евросоюзом.

Читайте так же:
Земельный налог на какой счет отнести

Россия, Китай и Турция пострадают сильнее всего

Максимальные убытки из-за механизма ТУР могут потенциально понести Россия, Турция, Китай, Великобритания и Украина, экспортирующие в ЕС большие объемы удобрений, чугуна, стали и алюминия. Власти этих стран неоднократно возражали против налога на углерод и заявляли, что законопроект создаст вероятность ответных пошлин и торговых войн.

Еврокомиссия указывает, что Россия — крупнейший поставщик в ЕС стали и железа (15%), а также минеральных удобрений (31%). Кроме того, РФ занимает вторую строчку по объемам поставок алюминия (13%). В минэкономразвития России подсчитали, что углеродный налог может затронуть российские поставки в объеме $7,6 млрд в год, что эквивалентно 5,5% отечественного экспорта в Европу в 2020 году.

«При условии, что выбросы европейских компаний с 2025 года начнут быстро снижаться, а у российских сохранится значительная эмиссия при высоких ценах на углерод — конкурентоспособность наших компаний в Европе серьезно снизится, — заявил Plus-one.ru Игорь Башмаков. — Есть много инструментов, чтобы стимулировать российских промышленников снижать выбросы — это не только собственный налог на углерод, но и механизмы субсидий и поддержки, аналогичные тем, что использовались в ЕС для поддержки ВИЭ».

По оценкам аудиторов из KPMG, в случае введения трансграничного налога нагрузка на российских производителей в лучшем случае составит €6 млрд в период до 2030 года, в худшем — дойдет до €50,6 млрд. Как указывает Bloomberg, внедрение новых правил будет сложным и наверняка оставит для импортеров несколько лазеек. Так, производители металлов смогут направить свою сравнительно небольшую долю «чистого» производства на европейский рынок, ничего не делая для очистки своих остальных предприятий.

Нынешний рост стоимости сырья вызывает напряженность на европейских товарных рынках, поэтому в ближайшие несколько лет действие углеродного налога вряд ли будет заметным, считает Сергей Кондратьев. «Но в долгосрочной перспективе, то есть с 2026-го по 2030 год, регулирование может привести к тому, что производители с высоким углеродным следом уйдут на другие рынки. Азиатские страны вряд ли быстро последуют примеру ЕС, потому что это очень сложно в нормативном плане», — сообщил эксперт Plus-one.ru.

Противоречия ТУР с ВТО и Парижским соглашением

Введение углеродного налога вызывает массу дискуссий. Россия сомневается, что ТУР будет соответствовать нормам Всемирной торговой организации (ВТО), о чем 14 июня заявил глава минэкономразвития Максим Решетников. Чиновник подчеркнул, что представители ЕС должны обеспечить соответствие законопроекта нормам Рамочной конвенции ООН, поскольку соглашение гарантирует странам право самостоятельно определять эффективные для них методы противодействия потеплению. «Конвенция прямо говорит о том, что меры по борьбе с изменением климата не должны использоваться для ограничения международной торговли», — отметил Максим Решетников.

Президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин в среду заявил, что углеродный налог «дублирует элементы европейской системы торговли квотами, навязывая другим странам регуляторные практики ЕС». По словам главы РСПП, наиболее важные решения отнесены на уровень подзаконных актов, в результате чего мировому сообществу предлагается поддержать создание законопроекта без понимания реального эффекта и для сокращения эмиссий CO2, и для социально-экономического развития мира.

Как отмечают обозреватели The New York Times, Россия и Китай могут инициировать разбирательство по механизму углеродного налога в ВТО, однако европейские власти заявляют, что работают над тем, чтобы ТУР устояло перед юридическими спорами. Издание напоминает, что ранее ЕС отказывался от подобных пошлин под внешним давлением. Так, в 2011 году европейские власти хотели взимать с иностранных авиакомпаний плату за углеродное загрязнение при совершении транзитных посадок, но оставили эту идею из-за прессинга США и Китая.

Осложнить рассмотрение законопроекта могут и внутренние споры. Европейская промышленность не хочет терять льготы в системе ETS, поскольку должна будет ускорить модернизацию своих объектов и приобрести сертификаты на выбросы. По оценкам JP Morgan, суммарные расходы одних только заводов по производству бетона на квоты и модернизацию производств до 2030 года могут достичь €41 млрд.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию