Femida96.ru

Юридическая помощь для всех
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Федеральные налоги и сборы с организаций

Федеральные налоги

Налоговое законодательство Российской Федерации построено на основе принципа единства финансовой политики государства, проявляющегося, в частности, в установлении закрытого перечня налогов, действующих на всей территории страны.

Виды налогов и сборов, которые могут удерживаться на территории государства, устанавливаются и изменяются Налоговым кодексом РФ. В этом же нормативном акте расписано, какие налоги и сборы к какому уровню налоговой системы относятся.

Так, Налоговый кодекс РФ устанавливает три уровня налоговой системы: федеральный, субъектов Федерации и местный.

Каждый вид налога отнесен к тому или иному уровню исходя из объема функций и полномочий, реализация которых возложена на государство в целом, государственные органы субъектов Российской Федерации или муниципальные образования.

К федеральным налогам и сборам относятся:

налог на добавленную стоимость;

налог на прибыль организаций;

налог на добычу полезных ископаемых;

сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

При этом отличие налогов от сборов заключается в том, что налоги уплачиваются безвозмездно, а при уплате сбора лицо получает взамен определенную услугу, предоставить которую вправе только государственный орган.

Федеральные налоги устанавливаются законами Российской Федерации и подлежат взиманию на всей ее территории.

Льготы по ним закрепляются только федеральными законами, но органы представительной власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления вправе вводить дополнительные льготы в пределах сумм, зачисляемых в их бюджеты.

По общему правилу ставки федеральных налогов определяются Федеральным Собранием, однако ставки налогов на отдельные виды природных ресурсов, акцизов, минерального сырья и таможенных пошлин устанавливаются Правительством РФ.

Механизм исчисления федеральных налогов и сборов

Для каждого вида федеральных налогов и сборов устанавливается свой круг налогоплательщиков.

Это могут быть физические и юридические лица, а также индивидуальные предприниматели.

В законе также могут указываться категории лиц, которые не могут рассматриваться как налогоплательщики конкретного налога и сбора.

Чтобы правильно определить объект налогообложения, используются нормы НК РФ.

Объект налогообложения большинства федеральных налогов с организаций так или иначе связан с операциями реализации товаров (работ, услуг), имущества и имущественных прав.

В НК РФ также указываются операции, освобождаемые от налогообложения.

Если у лица существует обязанность по уплате определенного налога или сбора и присутствует объект налогообложения, ему необходимо самостоятельно рассчитать сумму, подлежащую уплате в бюджет.

Для этого определяется налоговая база, налоговая ставка берется из кодекса и производится расчет.

Если у налогоплательщика есть право на налоговую льготу, то он указывает и это.

Расчет налога происходит по формуле:

налоговая база Х налоговая ставка.

Каждый вид федерального налога или сбора считается по своим правилам.

Все эти правила детально прописаны в Налоговом кодексе РФ.

Кроме этого, существуют различные разъяснения ФНС.

Порядок уплаты налогов и сборов

Если исчисление налога происходит за определенный налоговый период, то и для его уплаты отведены специальные сроки.

Универсальных сроков для уплаты федеральных налогов и сборов не существует.

Каждый раз необходимо сверяться с нормами НК РФ.

При этом могут использоваться привязки к календарным датам или целому периоду времени, а также указания на конкретное событие или действие.

Не всегда налогоплательщик сам определяет дату платежа. Когда расчет суммы налога лежит на налоговой службе, то обязанность перечислить деньги в бюджет возникает только после получения уведомления.

Но один принцип уплаты налогов неизменен: за просрочку назначаются штрафные санкции. И налогоплательщик будет обязан перечислить в бюджет не только сумму налога, но и дополнительные платежи, такие как штрафы и пени.

При невыполнении требования налоговой инспекции средства для погашения задолженности будут взыскиваться принудительно.

Для этого деньги разыскиваются на счетах должника, а если их недостаточно, то реализуется его имущество.

Специальные налоговые режимы

Специальные налоговые режимы могут предусматривать федеральные налоги, не указанные выше, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов.

Единый сельскохозяйственный налог — ЕСХН

Единый сельскохозяйственный налог — ЕСХН — представляет собой систему налогообложения для организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся сельхозпроизводителями. Налогоплательщики, применяющие данный налоговый режим, освобождаются от уплаты налогов на прибыль, имущество и НДС.

Объектом налогообложения признаются доходы, уменьшенные на величину расходов. Ставка налога составляет 6 процентов.

Упрощенная система налогообложения — УСН

Упрощенная система налогообложения — УСН — может применяться организациями и индивидуальными предпринимателями.

Ставка налога в случае налогообложения доходов составляет 6%, а при выборе объектом налогообложения «доходы минус расходы» — 15%.

Налогоплательщики обязаны вести учет операций для целей исчисления налоговой базы по налогу в книге учета доходов и расходов.

Налогоплательщики, применяющие данный налоговый режим, освобождаются от уплаты налогов на прибыль, имущество и НДС.

Единый налог на вмененный доход — ЕНВД

Данная система налогообложения применяется для отдельных видов деятельности: бытовые услуги, автотранспортные услуги, розничная торговля, общественное питание и т.п.

Налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.

Уплата организациями единого налога предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на имущество организаций (в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом, за исключением объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с настоящим Кодексом).

Читайте так же:
Сколько у меня пенсионных накоплений

Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

22. Федеральные налоги и сборы

Под налогом согласно положениям, закрепленным в п. 1 ст. 8 НК РФ, понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Под сбором согласно положениям, закрепленным в п. 2 ст. 8 НК РФ, понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

В п. 2 ст. 12 НК РФ содержится легальное определение понятия «федеральные налоги и сборы».

Федеральные налоги и сборы устанавливаются исключительно положениями НК РФ, следовательно, решение об установлении и введении федеральных налогов принимает высший орган представительной власти государства. Федеральные налоги обязательны к уплате на всей территории РФ, если другое не закреплено законодательством РФ. Федеральные налоги зачисляются в бюджет РФ, субъектов РФ и бюджеты других уровней.

Федеральные налоги являются основным видом налогов в РФ и играют ведущую роль при формировании федерального бюджета РФ.

Федеральные налоги подразделяются на три основные группы:

1) платежи, полностью поступающие в федеральный бюджет (например, налог на добавленную стоимость);

2) платежи, регулирующие доходы бюджета, т. е. полностью или в определенной доле передаются в бюджеты субъектов РФ и в местные бюджеты (например, налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, акцизы);

3) платежи, имеющие целевую направленность и поступающие в экономические фонды; эти платежи включаются в федеральный бюджет.

Согласно положениям, закрепленным в ст. 13 НК РФ, к федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость (гл. 21 НК РФ);

2) акцизы (гл. 22 НК РФ);

3) налог на доходы физических лиц (гл. 23 НК РФ);

4) единый социальный налог (гл. 24 НК РФ);

5) налог на прибыль организаций (гл. 25 НК РФ);

6) налог на добычу полезных ископаемых (гл. 26 НК РФ);

7) водный налог (гл. 25.2 НК РФ);

8) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов (гл. 25.1 НК РФ);

9) государственная пошлина (гл. 25.3 НК РФ). Налоговым кодексом РФ могут устанавливаться

специальные налоговые режимы, которые предусматривают федеральные налоги, не указанные в ст. 13 НК РФ. Налоговый кодекс РФ также определяет порядок установления таких налогов и порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

15.10. НАЛОГИ И СБОРЫ

15.10. НАЛОГИ И СБОРЫ Согласно подп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ организации, применяющие УСН, могут учесть в составе расходов суммы налогов и сборов, уплаченные в соответствии с законодательством о налогах и сборах.По этой статье можно учесть только те налоги и сборы, от уплаты

Раздел VIII. Федеральные налоги

Раздел VIII. Федеральные налоги Глава 21. Налог на добавленную стоимостьСтатья 143. Налогоплательщики1. Налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (далее в настоящей главе – налогоплательщики) признаются: организации; индивидуальные предприниматели; лица,

Раздел IX. Региональные налоги и сборы

Раздел IX. Региональные налоги и сборы Глава 27. Налог с продаж – Утратила силуУтратила силу. Глава 28. Транспортный налогСтатья 356. Общие положенияТранспортный налог (далее в настоящей главе – налог) устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской

23. Региональные налоги и сборы

23. Региональные налоги и сборы Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных

24. Местные налоги и сборы

24. Местные налоги и сборы Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований,

Раздел VIII. Федеральные налоги

Раздел VIII. Федеральные налоги Глава 21. Налог на добавленную стоимостьСтатья 143. Налогоплательщики1. Налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (далее в настоящей главе – налогоплательщики) признаются: организации; индивидуальные предприниматели; лица,

Раздел IX. Региональные налоги и сборы

Раздел IX. Региональные налоги и сборы Глава 27. Налог с продаж– Утратила силу. Глава 28. Транспортный налогСтатья 356. Общие положенияТранспортный налог (далее в настоящей главе – налог) устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге,

22. Федеральные налоги и сборы в налоговой системе РФ (начало)

22. Федеральные налоги и сборы в налоговой системе РФ (начало) В федеральный бюджет зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:– налога на прибыль организаций по ставке,

Читайте так же:
Что стало с накопительной пенсией

23. Федеральные налоги и сборы в налоговой системе РФ (окончание)

23. Федеральные налоги и сборы в налоговой системе РФ (окончание) – налога на добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической зоне РФ, за пределами территории РФ – по нормативу 100 %;– регулярных платежей за добычу полезных

Лекция 19. Региональные налоги и сборы

Лекция 19. Региональные налоги и сборы 19.1. Налог на имущество организаций Налог на имущество предприятий (гл. 30 НК РФ) – это прямой налог, обращенный непосредственно к основным, оборотным средствам и финансовым активам хозяйствующих субъектов.Налог на имущество

Лекция 20. Местные налоги и сборы

Лекция 20. Местные налоги и сборы 20.1. Земельный налог Земельный налог устанавливается НК РФ (гл. 31 НК РФ) и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии НК РФ и нормативными

Регулирующие организации – федеральные органы исполнительной власти

Регулирующие организации – федеральные органы исполнительной власти Федеральная служба по финансовым рынкам (бывшая ФКЦБ – Федеральная комиссия по ценным бумагам) – www.fcsm.ruЦентральный банк Российской Федерации – www.cbr.ruФедеральная налоговая служба –

6. Налоги и сборы, предусмотренные для уплаты организациями и индивидуальными предпринимателями, переведенными на уплату ЕНВД

6. Налоги и сборы, предусмотренные для уплаты организациями и индивидуальными предпринимателями, переведенными на уплату ЕНВД Так как специальная система налогообложения в виде ЕНВД применяется организациями и индивидуальными предпринимателями наряду с общей

50. Федеральные, региональные и местные институты обеспечения национальной экономической безопасности

50. Федеральные, региональные и местные институты обеспечения национальной экономической безопасности Концепция национальной безопасности Российской Федерации определяет определенные государственные и региональные институты, обеспечивающие реализацию национальной

Что такое налоги и сборы и как их нужно уплачивать

Что такое налоги и сборы и как их нужно уплачивать Для того чтобы предметно говорить об исследуемом вопросе, сначала определимся, что такое налоги и почему их нужно уплачивать. Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно

Заплати налоги. и не только налоги

Заплати налоги. и не только налоги При желании, а также при попустительстве руководства бухгалтер может «нагреть руки» даже на такой, казалось бы, прозрачной и безобидной операции, как перечисление налогов в бюджет и неналоговых платежей во внебюджетные фонды.Смысл

Федеральные налоги: перечень, актуальный в РФ на сегодняшний день

В системе налогообложения РФ действуют три уровня налоговых сборов: региональные, местные и федеральные. Каждый вид налогов обладает определенными особенностями, но основное их разделение осуществляется по месту распространения. Сборы федерального характера взимаются на всей территории России. Устанавливает порядок и особенности их уплаты Налоговый Кодекс РФ. Подробней о внесении федеральных налогов в казну, их перечне и нюансах расчета поговорим сегодня.

Организация расчетов с бюджетом по федеральным налогам

Согласно 12-ой статье Налогового Кодекса РФ (далее – НК РФ), федеральными налогами являются все сборы, взимаемые с субъектов налогообложения на всей территории нашей страны. Вырученные подобным образом деньги поступают в федеральный бюджет РФ и ежегодно расходуются на благо государства по решению Минфина.

Порядок и особенности уплаты федеральных налогов определены одним единственным законодательным актом – уже упомянутым НК. Все положения относительно этих сборов регламентированы именно главным налоговым нормативно-правовым документом. Те же региональные и местные налоги могут регулироваться другими законодательными актами, в чем заключается одно из отличий между сборами разного вида.

По своей сути, федеральные налоги – это наивысший уровень в системе налогообложения РФ. Пополняя одноименный бюджет, данные сборы представляют собой его основной и важнейший наполнитель. Специфичными свойствами федеральных налогов, в отличие от иных уровней налогообложения, считаются:

Федеральные налоги

  • Общеобязательность их внесения в казну, реализуемого в соответствии с НК РФ (за исключением некоторых видов сборов, от уплаты которых освобождены конкретные группы налогоплательщиков).
  • Полное перечисление собранных средств в федеральный бюджет страны (лишь несколько видов сборов распределяются в ином порядке, например: налог на полученную прибыль распределяется между региональным и федеральным бюджетами в соотношении «9 к 1»).
  • Фиксированный и редко изменяемый перечень.

Порядок уплаты федеральных налогов полностью определен НК РФ и зависит от их конкретного вида. В остальных аспектах этот уровень налогообложения реализуется в стандартном для данного понимания порядке и профильных особенностей не имеет.

Перечень актуальных сборов

В целом, сущность федеральных налогов предельна проста. Все они представляют сборы в федеральный бюджет РФ и четко регулируются НК. Основной перечень этих налогов не меняется долгий период времени и представлен:

  1. Налогом на добавленную стоимость (НДС), взимаемым как с физлиц и ИП, так и с компаний. Реализуется данный сбор с налогоплательщиков, которые занимаются оказанием услуг или продажей товаров, а также ввозом таковых через границу в нашу страну. Порядок уплаты НДС регулируют 143, 146 и 164 статьи НК РФ
  2. Акцизными налогами, связанными с процедурами над подакцизными товарами. По аналогии с НДС, акцизы уплачиваются всеми типами налогоплательщиков. Порядок их уплаты определен в 179-ой, 182-ой и 193-ей статьях НК РФ.
  3. Налогом на доход физических лиц (НДФЛ) – сбором, который не требует профильных пояснений. В основном, порядок уплаты этого налога отражен в 207-ой, 209-ой и 224-ой статьях НК РФ.

Виды налогов

Как видите, все федеральные налоги относятся к группе типовых бюджетных платежей. Большинство из них четко обоснованы во 2-ой части Налогового Кодекса, поэтому с сущностью уплаты подобных сборов и особенностях процесса разобраться довольно-таки просто. Достаточно обратиться к соответствующим положениям главного налогового акта в законодательстве РФ.

Виды федеральных налогов, ставки по ним и объекты налогообложения

Перечень федеральных налогов небольшой и имеет фиксированный вид. Несмотря на это, классификация данных сборов поистине широка. Основное подразделение федеральных налогов реализуется по объекту налогообложения. На данный момент выделяют сборы, взимаемые с:

Расчет налогов

  • доходов налогоплательщиков (зарплата физлиц, прибыль ИП и другое)
  • факта использования государственных владений (вода, ресурсы из недр и т.п.)
  • получаемых субъектами налогового права услуг при работе с госорганами (при рассмотрении госпошлин)
  • реализации товаров и услуг (акцизы, НДС)

Налоговая ставка на федеральные налоги – понятие в высшей степени гибкое. Порядок ее определения для каждого вида сбора определен НК РФ и зависит от многих факторов. Фиксированными ставками наделены налоги следующего вида:

  • НДС – 0-18% (164-ая статья)
  • НДФЛ – 13, 30 и 35% (224-ая статья)
  • Сбор с получаемой прибыли организаций – 20% (284-ая статья)

У остальных федеральных налогов налоговая ставка определяется для каждого субъекта в индивидуальном порядке. Зачастую на итоговый вид ставки влияют:

  • статус и тип налогоплательщика
  • положения НК РФ относительно конкретного сбора
  • вид динамических показателей, учитывающихся при расчете некоторого налога

Налоговая ставка – крайне обширное определение, поэтому рассматривать его в контексте настоящей статьи довольно-таки сложно. При необходимости узнать ставки по сборам следует обращаться к соответствующим статьям НК РФ, отмеченным ранее.

В принципе, наиболее важная информация по федеральным налогам подошла к концу. Данные сборы – основа федерального бюджета РФ, так как ежегодно наполняют его новыми и новыми вливаниями. Надеемся, представленный материал дал возможность всем читателям нашего ресурса понять сущность федеральных налогов, порядок их уплаты и особенности этого процесса.

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Перечень федеральных налогов в РФ, нюансы их начисления и оплаты в 2021 году

виды платежей

Налоговое законодательство занимает важное место в механизме экономического развития любого правового государства.

Устойчивость государственной системы Российской Федерации определяется количеством налогов, поступивших в федеральный бюджет.

Что это такое?

определение понятия

Федеральные налоги и сборы занимают решающее положение при формировании бюджета и потому устанавливаются исключительно на федеральном уровне, являясь обязательными к сбору во всех уголках РФ.

Их количество и размер определяется Налоговым кодексом РФ. Исключение составляет установление на отдельной территории специального режима исчисления налогов. В этом случае размер и количество отчислений в федеральный бюджет будет определяться в соответствии с существующим положением.

Придание платежу статуса федерального не позволяет говорить об исключительной его направленности. Вполне вероятно, что в соответствующий бюджет уйдет только часть собранной суммы, остальное же станет существенным подспорьем при наполнении местного и регионального бюджетов.

Их виды, ставки и объекты налогообложения

Согласно НК РФ, законодательно определенными являются следующие федеральные налоги и сборы:

  • Налог на добавленную стоимость (НДС). Основная часть его зачисляется в федеральный бюджет. Для исчисления величины платежа используют разность между величиной налога, которая представлена покупателем и денежными средствами, готовыми к оплате со стороны поставщиков.
    Объектом налогообложения является продажа товаров и услуг на территории РФ любыми законными способами. Налогом облагаются в том числе и те товары и услуги, которые были привезены либо выполнены для личного пользования. В ст. 146 НК РФ также указывается перечень товаров и услуг, не подлежащих налогообложению. Налоговая база устанавливается самостоятельно лицами, облагаемыми данным платежом, и зависит от особенности реализации товаров и оказания услуг. Согласно ст. 164 НК РФ, налогообложение происходит по ставке от 0-10%. Величина ставки также зависит от вида услуг и товаров.
  • Налог на доходы физических лиц (НДФЛ). Прямой вид платежа, исчисляется как процент от совокупных доходов плательщика. Оплачивать его должны сами физические лица, иногда это делают юридические лица, выступающие в данном случае в качестве работодателей.
    Объектом налогообложения является весь доход физ. лица, в том числе и тот, что получен им на территории РФ при отсутствии статуса резидента. Налоговая база состоит при этом из всех доходов, вне зависимости от формы их получения, а также из возможной материальной выгоды. Определение базы происходит по каждому виду доходов в отдельности, что связано с наличием разных ставок. Стандартная налоговая ставка равняется 13%, но эта цифра может быть увеличена при наличии условий, изложенных в ст. 224 НК РФ.
  • Налог на прибыль организаций. Федеральный налог на прибыль подразделяется на две разновидности: платеж, отчисляемый с доходов отечественных организаций, и доход, отчисляемый иностранными компаниями, ведущими свой бизнес на территории РФ. От уплаты могут быть освобождены предприятия, действующие по упрощенной схеме налогообложения, а также иностранные фирмы, работающие на территории России в период проведения Олимпийских игр и иных мероприятий международного уровня.
    Объектом налогообложения выступает вся прибыль, получаемая предприятием. Налоговой базой в этом случае признается денежное выражение прибыли, определяемое ст. 247 НК РФ. Налоговая ставка составляет порядка 20%.
  • Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Согласно ст. 334 НК РФ, налогоплательщиками выступают все предприниматели, официально признающиеся пользователями земных недр. Обязательным условием для такого признания является получение регистрационного номера при постановке на учет в Едином государственном реестре юридических лиц. Объектами налогообложения в соответствии со статьей 336 НК РФ признаются:
    • все полезные ископаемые, добыча которых была осуществлена на участке, выделенном налогоплательщику для разработки;
    • полезные ископаемые, добыча которых была осуществлена при переработке отходов добывающего производства;
    • полезные ископаемые, полученные на территории, не принадлежащей РФ, но находящейся под ее юрисдикцией.

    Объектами налогообложения не являются общедоступные полезные ископаемые, в том числе:

    • подземные воды;
    • палеонтологические, геологические и минералогические находки;
    • ископаемые, полученные из недр при внесении изменений в особо охраняемые геологические объекты, а также из отходов производства горнодобывающей промышленности, поскольку в данном случае налог уже считается уплаченным.

    Подробнее о том, какие налоги относятся к федеральным, смотрите на следующем видео:

    Отличие от местных и региональных

    классификация взносов

    В отличие от местных и региональных, федеральные налоги устанавливает Налоговый кодекс, о чем уже говорилось выше.

    Местные сборы определяются нормативно-правовыми актами, изданными представительными органами муниципальных образований, на территории которых они и подлежат оплате. Кроме того, установившие данные платежи органы определяют налоговые ставки, порядок и срок внесения оплаты, условия применения.

    Региональные налоги устанавливаются законами субъектов РФ, на территории которых они действуют. Налоговые ставки, льготы, сроки и размер оплаты определяются региональными властями.

    Нюансы оплаты

    порядок уплаты

    Сроки оплаты федерального налога зависят от его вида, но в большинстве случае оплата производится не позже 20 числа каждого календарного месяца. Исключение составляют случаи оплаты акцизных сборов и государственной пошлины. Некоторые виды платежей оплачиваются ежеквартально.

    Кроме того, ежеквартально обязаны оплачивать налоги те субъекты налогообложения, общая выручка которых за 3 месяца не превышает 2 миллионов рублей. В последнем случае налоговые органы обычно требуют заполнения отдельной декларации специального образца.

    Все виды федеральных налогов уплачиваются равными долями. Платеж поступает в бюджет по месту постановки на учет в качестве налогоплательщика. В случае, если он оплачивается налоговым агентом, его могут принять по месту его фактического нахождения.

    Федеральные налоги и сборы

    Федеральные налоги и сборы устанавливаются уполномоченными лицами.

    Общая характеристика федеральных налогов и сборов

    Система налогов и сборов установлена в главе 2 НК РФ. Она предполагает деление обязательных платежей на федеральные, региональные и местные. При этом, в качестве критерия, согласно которому определяется их состав, служит не адресат уплаты (поступление в бюджет определенного уровня) или порядок администрирования, а органы власти, устанавливающие правила исчисления и взимания, а также территория, на которой будет действовать соответствующий акт.

    Определение таких обязательных платежей дано в ст. 12 НК РФ. Федеральные налоги и сборы являются платежами, установленными Российской Федерацией, в лице уполномоченных органов, согласно определенной процедуре, и обязательные к уплате, как правило, на территории всей страны.

    Общая характеристика этих платежей предполагает следующие признаки:

    • Закон относит вопросы установления этих налогов и сборов на федеральный уровень. Региональные и местные власти не вправе принимать решения, регулирующие администрирование, учет и контроль таких платежей, а также любые иные правила, относящиеся к федеральным налогам. Примерами служит НДС и пошлины;
    • Законодательство требует установления этих обязательных платежей определенным органом власти. Это может сделать только Государственная Дума. Никакой орган управления (агентство, служба, контроль и др.) не может выполнять функции по установлению налогов и сборов;
    • Закон регламентирует процесс принятия актов, предусматривающих каждый новый обязательный платеж. Расчет сделан на сохранении единства налоговой системы;
    • Платежи обязательны к внесению на всей территории РФ. В состав таковых не входят специальные налоговые режимы.

    Отличие федеральных от региональных и местных платежей

    Главным отличием служит то, что на федеральном уровне определяются все обязательные элементы налогов. К ним относится порядок исчисления (расчет), порядок и сроки уплаты, ставка, база, налоговый период и объект налогообложения.

    Примером служат нормы об установлении НДС. На региональном и местном уровне речь идет лишь о возможности определять отдельные параметры. К ним относятся ставки, порядок и сроки уплаты. Также региональные и местные власти могут решать вопросы определения базы и применять льготы, если такие полномочия предусмотрены НК РФ.

    Также в состав отличий входит действие актов региона и муниципалитета в пространстве. Оно ограничено соответствующими административными границами, в рамках которых обязательны местные и региональные акты.

    Существует мнение, что система обязательных платежей предполагает администрирование, учет и контроль на локальный уровень. Оно не соответствует реальному положению. Администрирование и контроль уплаты всех видов налогов осуществляет инспекция ФНС. Властями на местах не могут создаваться профильное агентство или служба, выполняющие эти функции.

    Функции и значение федеральных налогов и сборов

    Система федеральных налогов выполняет 2 основные функции.

    Фискальная задача связана с необходимостью наполнять бюджет, доходы которого формируют налоговые поступления от граждан и организаций. Согласно положениям российской конституции, значительный состав полномочий передан в центр. По этой причине, управление страной требует наличия развитой и предсказуемой системы уплаты сборов и налогов. С этим же связано то, что каждая налоговая инспекция входит в единую структуру. Эта служба осуществляет администрирование, учет и контроль за исполнением обязанностей в сфере обязательных платежей.

    Другой функцией служит экономическое стимулирование. Чтобы в бюджет поступали доходы, нужно обеспечивать условия для деловой активности. Поэтому система налогов подлежит постоянной адаптации к изменяющимся требованиям экономики.

    Отнесение значительного числа отдельных обязательных платежей к федеральным призвано обеспечить стандартные правила на всей территории РФ.

    Это служит одним из неотъемлемых элементов единого экономического пространства.

    Может показаться, что эти функции входят в противоречие. Однако налоговый режим должен способствовать поиску правильного баланса интересов публичных и частных субъектов. Примером служит НДС. Точный расчет позволяет развивать экономику и поддерживать социальную сферу, льготы отдельным категориям граждан и организаций. Льготы могут служить и инструментом стимулирования инвестиций.

    Виды федеральных налогов и сборов

    Согласно ст. 13 НК РФ, к федеральным налогам и сборам относятся следующие обязательные платежи:

    • НДС;
    • все разновидности акцизов;
    • НДФЛ;
    • налог на прибыль организаций;
    • НДПИ;
    • водный налог;
    • госпошлина;
    • сборы, связанные с пользованием объектами животного мира и объектами водных биоресурсов.

    Указанные платежи можно делить на налоги и сборы и группировать по нескольким критериям.

    В случае с налогами, обязанность по их уплате не связана с получением конкретных услуг в ответ. По этой причине налоговая служба (инспекция) осуществляет их администрирование, контроль и учет. Доходы от них, в особенности с НДС и НДФЛ, в значительной мере формируют бюджет.

    Природа сборов существенно отличается. Они связаны с предоставлением в ответ определенной услуги. Например, порядок регистрации организаций требует уплаты соответственной пошлины. Итогом этой процедуры становится получение услуги по внесению сведений о юридическом лице в ЕГРЮЛ.

    Если необходимые пошлины не внесены в бюджет, то регистрация организаций не осуществляется. Что касается администрирования и контроля, то учет не проводится, поскольку факт уплаты проверяет оказывающий услугу орган (служба, агентство, управление, инспекция и другие).

    К числу федеральных сборов относятся все виды государственной пошлины, а также сборы, связанные с использованием объектов животного мира и объектов водных биоресурсов.

    Остальные обязательные платежи, предусмотренные ст. 13 НК РФ, относятся к федеральным налогам.

    Порядок установления налогов и сборов

    Для того, чтобы у налогоплательщиков появилась обязанность уплаты, необходимо соблюдение ряда процедур. Они включают право принятия решения, его форму и содержание.

    Согласно требованиям ч. 2. ст. 12 НК, акты, устанавливающие новые налоги и сборы должны приниматься представительным органом власти. Им является Государственная Дума, принимающая законодательство.

    Такая система принятия налоговых актов традиционна. Считается, что такое политическое решение имеют право принять депутаты, избранные налогоплательщиками. Если бы решения могли принимать органы управления, состав которых сформирован административным способом (агентство, служба, инспекция и другие виды исполнительных структур), то в отрасли возник бы хаос.

    Также упорядочена система связанная с рассмотрением налоговых законопроектов. Перечень ее субъектов ограничен ст. 104 российской Конституции. Среди органов управления, которым предоставлено такое право имеются Правительство РФ и Президент.

    При этом, любой налоговый законопроект может быть внесен только при наличии заключения Правительства. Это касается любых субъектов, включая депутатов Думы. При этом, в расчет не берется мнение этого органа. Чтобы появилось право рассмотрения проекта, значение имеют оценки затрат или характеристика влияния на доходы бюджета.

    Если проект закона разрабатывается отдельным органом, осуществляющим управление (агентство, инспекция, служба), то он должен согласовываться во всех вышестоящих исполнительных органах. Сложившаяся практика требует заключения Минфина, как структуры, реализующей основы налоговой политики. Итогам движения инициативы становится рассмотрение ее Правительством. Если она одобряется, то происходит внесение проекта в парламент.

    Особенности установления обязанностей по уплате

    Закон требует, чтобы новые налоги были введены в форме дополнений или изменений в НК РФ. Принятие законодательного акта в другой форме не допускается.

    Важны и сроки внедрения изменений. По общему правилу, поправки не могут вступать в силу ранее 1-го месяца с даты опубликования. Кроме того, они не могут вступить в силу ранее следующего налогового периода.

    Другим важным правилом служит полная определенность налога. Принятые правила требуют следующий перечень: объект налогообложения базу, ставку, налоговый период, порядок исчисления (расчет) и порядок уплаты. Если отсутствует хотя бы один из этих элементов, налог считается неустановленным и налогоплательщик имеет право не вносить платеж в доход бюджета.

    При этом, льготы не являются обязательным элементом этого платежа. Их установление зависит от конкретной ситуации. Часто льготы предоставляется пенсионерам и инвалидам, позволяя им получать дополнительные доходы.

    Установление сбора (пошлины) предполагает определение плательщика и часть элементов налога. В частности, отсутствует налоговый период.

    голоса
    Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию