Femida96.ru

Юридическая помощь для всех
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Инвентаризация имущества при налоговой проверке

Как правильно провести инвентаризацию: практические рекомендации

Бусыгина Ю. О.

Учет и отчетность могут быть правильными на бумаге, но их достоверность можно выявить только путем инвентаризации. Эта статья поможет вспомнить существенные моменты и предотвратить или исправить возможные ошибки.

Вебинары для бухгалтеров в Контур.Школе: изменения законодательства, особенности бухгалтерского и налогового учета, отчетность, зарплата и кадры, кассовые операции.

Инвентаризация — это обязательная ежегодная процедура для всех без исключения предприятий. Главная цель — проверка соответствия данных бухгалтерского учета фактическому положению. Но не все организации понимают важность проведения инвентаризации, превращая ее в формальность. Однако, только в ходе данной процедуры можно выявить излишки или недостачи имущества, установить фактическое состояние объектов, упорядочить имущественные отношения, оценить действительность отраженной в учете задолженности, выявить возможность снижения затрат, откорректировать учет, и, что самое главное, минимизировать налоговые риски.

Случаи, когда проведение инвентаризации обязательно:

  • при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
  • перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
  • при смене материально ответственных лиц;
  • при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
  • в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
  • при реорганизации или ликвидации организации;
  • других случаях, предусмотренных законодательством.

Если инвентаризация проводилась не ранее 1 октября отчетного года, то перед составлением годового баланса повторять эту процедуру нет необходимости.

Основные средства проверять необходимо раз в три года (п. 27 Положения о бухгалтерском учете и отчетности в РФ, утвержденное Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н. )

Кроме того, руководитель организации имеет право самостоятельно назначить проведение инвентаризации. Для этого ему необходимо определить количество данных мероприятий в отчетном году, их даты, перечень проверяемого имущества и финансовых обязательств при каждой из них (пп. 2.1 п. 2 Методических указаний по инвентаризации).

Что необходимо проверить при инвентаризации?

Инвентаризации подлежит все имущество и все виды финансовых обязательств, независимо от его местонахождения, то есть не только по головному предприятию, но и по его подразделениям.

В обязательном порядке необходимо проверить:

  • нематериальные активы;
  • основные средства;
  • финансовые вложения;
  • товарно-материальные ценности;
  • незавершенное производство и расходы будущих периодов;
  • денежные средства, денежные документы и бланки документов строгой отчетности;
  • расчеты с поставщиками, покупателями, налоговой инспекцией и фондами, расчеты с прочими дебиторами (кредиторами);
  • резервы предстоящих расходов и платежей, оценочные резервы;
  • активы и обязательства компании.

Обратите внимание, проверить нужно не только имущество, которое принадлежит фирме. Инвентаризации также подлежат ценности, учтенные на забалансовых счетах, прав собственности на которые у фирмы нет (например, арендованные основные средства; товары, полученные на ответственное хранение; материалы, принятые в переработку, и т д.).

Порядок проведения инвентаризации

Порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств организации необходимо прописать в учетной политике (п. 3 ст. 6 Федерального Закона № 402-ФЗ).

Бусыгина Юлия Олеговна

Комментирует Юлия Бусыгина, руководитель направления обучения по бухгалтерскому учету, Контур.Школа: «Не обязательные случаи проведения инвентаризации фиксируют в учетной политике. Укажите случаи, сроки, состав инвентаризационной комиссии. Случаи, когда инвентаризация обязательна по закону, в учетной политике фиксировать не нужно » .

Основные этапы проведения инвентаризации:

1. Подготовительный этап:

  • подготовка приказа о проведении инвентаризации;
  • формирование инвентаризационной комиссии;
  • определение сроков проведения и видов инвентаризуемого имущества;
  • получение расписок от материально ответственных лиц и т д.
  • распечатка инвентаризационных описей товарно-материальных ценностей (форма № ИНВ-3) отдельно на каждое материально ответственное лицо.

Основным документом, который определяет порядок проведения инвентаризации являются Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49. В них же содержатся формы по учету результатов инвентаризации, которые утверждены Постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 № 88 (в ред. от 27.03.2000).

2. Взвешивание, обмеривание, подсчет, выявление и проверка фактического наличия имущества и обязательств, а также составление инвентаризационных описей.

3. Сопоставление данных инвентаризационных описей с данными бухгалтерского учета: выявляются расхождения, составляются сличительные ведомости и определяются причины расхождений.

4. Оформление результатов инвентаризации. На этом этапе данные бухгалтерского учета приводятся в соответствие с результатами инвентаризации, лица, виновные в неправильном учете имущества, привлекаются к административной ответственности.

Исправляя ошибки по результатам инвентаризации, нужно соблюдать два правила:

  • Во-первых, инвентаризация должна быть закончена до подписания отчетности и сдачи ее в налоговую инспекцию.
  • Во-вторых, записи по исправлению ошибок датируются датой окончания инвентаризации либо 31 декабря отчетного года.

Изменения в утвержденную и сданную бухгалтерскую отчетность вносить нельзя. В такой ситуации все ошибки исправляют в текущем году.

Выявлены излишки имущества

Зачастую, при инвентаризации выявляются «лишние» материально-производственные запасы и, как ни странно, даже основные средства. Причинами могут быть ошибки, совершённые в процессе ранее проводимых контрольных и учётных мероприятий.

В бухгалтерском учете излишки имущества приходуются по рыночной стоимости (без НДС и акцизов), что оказывает влияние на величину налогообложения. Зачисляются они на дату проведения инвентаризации и соответствующая сумма отражается в составе прочих доходов (п. 29 Методических указаний по инвентаризации).

Выявленные излишки подлежат отражению на следующих счетах бухгалтерского учета: по дебету соответствующего счета учета материальных ценностей (01 «Основные средства», 10 «Материалы», 41 «Товары», 43 «Готовая продукция») и кредиту счета 91-1 «Прочие доходы».

В ходе инвентаризации были выявлены излишки товара по рыночной стоимости 15 000 руб.

Бухгалтер делает следующую проводку:

Дебет 41 Кредит 91-1 – 15 000 — стоимость излишков товара включена в состав внереализационных доходов

Организация, в ходе проведения ежегодной инвентаризации, выявила излишки строительных материалов. Рыночная стоимость данных материалов — 20 000 рублей. На основании решения инвентаризационной комиссии бухгалтер сделал следующую проводку:

Читайте так же:
Пенсия по старости и по вредности

Дебет 10 Кредит 91-1 – 20 000 — приняты к учету излишки строительных материалов

Кроме этого, необходимо установить причины возникновения излишков и виновных лиц (п. 5.1 Методических указаний по инвентаризации).

Если материалы или товары, выявленные в ходе инвентаризации — неликвидны, а, проще говоря, испорчены, или есть другие причины, не позволяющие их реализовать, например запчасти к оборудованию, которое уже не производится, товары, вышедшие из моды и т.п., то их следует также списать, отразив в учете бухгалтерской записью: Дебет 91 Кредит 10.

В налоговом же учете доход в виде стоимости излишков материально-производственных запасов и прочего имущества, которые выявлены в результате инвентаризации, признается внереализационным доходом (п. 20 ст. 250 НК РФ). Излишки приходуются также по рыночной стоимости (без НДС и акцизов) (п. 5 и 6 ст. 274 НК РФ).

Ответственность за непроведение инвентаризации

Законодательно не предусмотрена ответственность за непроведение инвентаризации. Однако, инспекция может оштрафовать вас за недостоверность данных учета и отчетности (ст. 120 НК РФ; ст. 15.11 КоАП РФ). Правда, для этого ей придется самой найти расхождения учетных данных с реальными. Хоть это и не просто сделать за предыдущие периоды, но ничего невозможного нет.

Советуем посмотреть запись вебинара «Как провести и оформить инвентаризацию в бухгалтерском и налоговом учете». Лектор на практических примерах покажет, как сделать корректировки в бухгалтерском учете, если при инвентаризации выявлены излишки или недостача. А также разберет наиболее спорные и вызывающие трудности вопросы, возникающие при проведении инвентаризации.

Инвентаризация перед годовой отчетностью. Особенности инвентаризации-2020

О.И. Прохорова
автор статьи, консультант по бухгалтерскому учету и налогообложению

Все организации обязаны провести инвентаризацию перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (ч. 1, 2, 3 ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ, п. п. 26, 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, утв. Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н (далее – Положение N 34н), п. 27 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утв. Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49 (далее – Методические указания по инвентаризации), п. 38 ПБУ 4/99, Приложение к Письму Минфина России от 19.01.2018 N 07-04-09/2694, Приложение к Письму Минфина России от 09.01.2013 N 07-02-18/01).

Цель годовой инвентаризации — выявление фактического наличия имущества, сопоставление его с данными бухгалтерского учета, проверка полноты отражения в учете обязательств, обеспечение достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности (п. 1.4 Методических указании по инвентаризации).

Когда проведение инвентаризации НЕ обязательно

В конце каждого года следует проверить соответствие данных учета фактическому наличию активов и обязательств. Инвентаризации также подлежат имущество и обязательства, учтенные за балансом (абз. 2 п. 1.3, п. 3.7 Методических указаний по инвентаризации).

Фактически находящееся в организации имущество, не учтенное по каким-либо причинам, также подлежит инвентаризации и последующему принятию к бухгалтерскому учету (абз. 2 п. 1.3 Методических указаний по инвентаризации).

Однако перед составление годовой отчетности не обязательно проверять состояние имущества, инвентаризация которого проводилась после 1 октября отчетного года. Таким ообразом, проведение инвентаризации может быть равномерно распределено на весь четвертый квартал. Или внеплановая ревизия по причине смены материально ответственного лица может быть принята для целей подведения итогов года.

Кроме того, инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов — один раз в пять лет. Например, если организация проверила основные средства в 4 квартале 2019 г., можно больше не делать этого до 4 квартала 2022 г. (п. 27 Положения N 34н и Методических указаний по инвентаризации).

Порядок проведения инвентаризации

Инвентаризация перед составлением годовой бухгалтерской отчетности является плановой и проводится в порядке, установленном внутренними документами организации. Это может быть положение об инвентаризации, входящее в состав учетной политики согласно п. 4 ПБУ 1/2008, или иной распорядительный документ, подписанный руководителем (Письмо Минфина России от 09.01.2020 N 07-01-09/73).

В положении об инвентаризации, как правило, указывают:

  • когда проведение инвентаризации обязательно;
  • сроки проведения инвентаризации в разрезе имущества и обязательств;
  • формы документов, используемые для оформления результатов инвентаризации.

При проведении инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности следует придерживаться общего порядка:

  • составление графика контрольных мероприятий;
  • оформление приказа о назначении рабочей инвентаризационной комиссии с указанием места, времени и объема инвентаризации (Постановление Госкомстата РФ от 18.08.1998 N 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации»);
  • получение расписок от материально ответственных лиц (п. 2.4 Методических указаний по инвентаризации);
  • проверка наличия и состояния, а также оценка активов и обязательств сплошным методом (п. п. 2.7, 2.8 Методических указаний по инвентаризации);
  • проверка наличия и условий хранения документов, подтверждающих нахождение активов в собственности или распоряжении организации, а также технической документации (п. 3.2 Методических указаний по инвентаризации);
  • выявление активов, подлежащих списанию (п. п. 3.6, 3.25, 3.26 Методических указаний по инвентаризации);
  • проверка активов на обесценение (п. 35 ПБУ 4/99);
  • выявление сомнительной и безнадежной задолженности (п. 3.8 Методических указаний по инвентаризации);
  • подведение итогов инвентаризации и оформление документов (Постановление Госкомстата N 88);
  • отражение результатов инвентаризации (п. 5.5 Методических указаний по инвентаризации).

Подведение итогов инвентаризации

Для оформления результатов инвентаризации надо заполнить описи, акты, ведомости, можно по унифицированным формам (п. 2.10 Методических указаний по инвентаризации, Постановление Госкомстата N 88). Выявленные излишки или недостачи вносят в сличительные ведомости (формы ИНВ-18 и ИНВ-19) и ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией (форма ИНВ-26). По итогам годовой инвентаризации комиссия обычно составляет протокол.

Наличие и правильное оформление инвентаризационных документов необходимо как для отражения итогов в учете, так и для урегулирования споров, если они возникнут.

Читайте так же:
Возврат налога с суммы уплаченных процентов

Результаты годовой инвентаризации отражаются в годовой бухгалтерской отчетности (п. 5.5 Методических указаний по инвентаризации).

Оприходование излишков

Активы, оказавшиеся в излишке, подлежат оприходованию и зачислению на финансовые результаты организации (п. 5.1 Методических указаний по инвентаризации).

В налоговом учете излишки включают во внереализационные доходы по рыночной стоимости (п. 8, п. 20 ст. 250 НК РФ, Письмо Минфина России от 11.09.2020 N 03-11-06/2/80113). Рыночная стоимость определяется с учетом положений ст. 105.3 НК РФ (п. 5 и 6 ст. 274 НК РФ, Письмо Минфина России от 28.08.2020 N 03-03-06/1/75787). По оприходованным основным средствам можно начислять амортизацию, но амортизационную премию применять нельзя.

ТМЦ учитываются как обычно. Данное имущество может быть списано в производство или продано. Что касается реализации, то полученный в результате таких операций доход уменьшается на сумму рыночной стоимости реализуемого имущества (учтенной как внереализационный доход), по которой оно было принято к учету (пп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ, Письма Минфина России от 23.09.2011 N 03-03-06/1/583, от 11.02.2011 N 03-03-06/1/88, Постановление ФАС МО от 21.02.2013 по делу N А40-2055/12-20-9).

Списание недостач

Недостачи в пределах норм, утвержденных законодательством, списываются по распоряжению руководителя на издержки производства и обращения (п. 5.1 Методических указаний по инвентаризации).

В налоговом учете в составе внереализационных расходов учитываются недостачи материальных ценностей в производстве и на складах, на предприятиях торговли в случае отсутствия виновных лиц, а также убытки от хищений, виновники которых не установлены. В данных случаях факт отсутствия виновных лиц должен быть документально подтвержден уполномоченным органом государственной власти (пп. 5 п. 2 ст. 265 НК РФ).

Нормы НК РФ не содержат указания на то, какие именно документы нужно получить, чтобы подтвердить факт отсутствия виновных лиц, и тем самым не ограничивает налогоплательщика в вопросе подтверждения правомерности учета соответствующих расходов (Письмо Минфина РФ от 08.12.2017 N 03-03-06/1/81919).

Документальным подтверждением может быть, в частности, копия постановления следователя органов внутренних дел РФ о приостановлении предварительного следствия по уголовному делу в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого (пп. 1 п. 1 ст. 208 УПК РФ, Письма Минфина России от 16.12.2011 N 03-03-06/4/149, от 03.08.2011 N 03-03-06/1/448).

Если виновное лицо обнаружено, то требование о компенсации убытков от хищения денежных средств может быть предъявлено организацией виновному лицу в соответствии с гражданским законодательством РФ. Суммы, полученные в возмещение убытка, являются внереализационным доходом (п. 3 ст. 250 НК РФ), а стоимость утраченного имущества — расходом (пп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ, Письмо Минфина РФ от 27.08.2014 N 03-03-06/1/42717).

Списание безнадежной задолженности

Списание безнадежной задолженности происходит на основании акта инвентаризации расчетов (форма ИНВ-17) и приказа руководителя (п. 77 Положения по бухучету N 34н, ст. 266 НК РФ, Письма Минфина России от 27.12.2018 N 03-03-06/1/95709, от 13.10.2017 N 03-03-06/1/67057, от 11.07.2017 N 03-03-06/1/43877).

Безнадежная дебиторская задолженность подлежит списанию за счет резерва по сомнительным долгам. Если резерва не хватит, остаток долга идет в расходы (ст. 265 НК РФ, Письмо Минфина от 16.01.2018 N 03-03-06/2/1551). В бухгалтерском учете все организации обязаны создавать такой резерв, в налоговом учете — это право организации (п. 70 Положения N 34н, ст. 266 НК РФ, Письмо Минфина России от 31.08.2020 N 03-03-06/2/76195).

Дебиторка подлежит списанию в расходы вместе с НДС (ст. 266 НК РФ, Письмо Минфина от 21.10.2008 N 03-03-06/1/596). По мнению Минфина, при списании долгов по выданным авансам НДС, принятый к вычету с этой предоплаты, необходимо восстановить (Письмо Минфина от 28.01.2020 N 03-07-11/5018).

После списания безнадежная дебиторская задолженность отражается на забалансовом счете 007 в течение пяти лет (п. 77 Положения N 34н).

При УСН списанная дебиторка не учитывается ни в расходах, ни в доходах (Письма Минфина от 20.02.2016 N 03-11-06/2/9909, от 22.07.2013 N 03-11-11/28614).

Безнадежная кредиторская задолженность учитывается в составе доходов и при ОСНО, и при УСН (п. 78 Положения N 34н, пп. 2 п. 1 ст. 248, п. 18 ст. 250, п. 1 ст. 346.15 НК РФ). Если организация на УСН списывает кредиторку по полученному от покупателя авансу, то дохода не возникнет, т.к. доход отражен по мере получения предоплаты (п. 1 ст. 346.17 НК РФ, Письмо Минфина России от 14.03.2016 N 03-11-06/2/14135).

Списание кредиторской задолженности перед поставщиком не обязывает покупателя восстанавливать НДС, ранее принятый к вычету (Письмо Минфина от 21.06.2013 N 03-07-11/23503). При списании кредиторки по полученному авансу исчисленный с него НДС принять к вычету нельзя. Включать его в доходы или в расходы не нужно (ст. 248 НК РФ, Письмо Минфина от 07.12.2012 N 03-03-06/1/635).

Особенности годовой инвентаризации в 2020 году

При проведении инвентаризации перед составление отчетности за 2020 год следует учесть последние изменения бухгалтерского законодательства.

С 2021 года в обязательном порядке будет применятся новый стандарт по учету ТМЦ ФСБУ 5/2019 «Запасы».

Утверждены два стандарта, применение которых обязательно с отчетности за 2022 год, но по желанию можно перейти на новые правила раньше: ФСБУ 6/2020 «Основные средства» и ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения» (Приказ Минфина России от 17.09.2020 N 204н).

Возможно, это потребует от организации более тщательного подхода к проверке и отражению остатков в бухгалтерском учете и отчетности.

Кроме того, по итогам 2020 года особого внимания заслуживают расчеты с подотчетными лицами и инвентаризация остатков по счету 71.

Это связано с вынужденной отменой командировок из-за коронавирусных ограничений и необходимостью для многих налогоплательщиков корректировать свои планы.

Штраф за непроведение инвентаризации

Налоговая инспекция или иные госорганы не могут оштрафовать организацию только за то, что она не провела годовую инвентаризацию. Такого штрафа нет в законодательстве.

Читайте так же:
Какие документы для расчета пенсии

Однако без инвентаризации:

  • невозможно получить положительное аудиторское заключение;
  • бухгалтерская отчетность может быть недостоверна, что влечет штрафы как для самой организации, так и для ее должностных лиц (ст. 120 НК РФ; ст. 15.11 КоАП РФ);
  • возможны ошибки в налоговом учете, доначисление налогов, пеней и штрафов (ст. ст. 75, 120, 122 НК РФ).

Образовательное мероприятие

Вы можете посетить семинары автора статьи, чтобы получить ответ на свои вопросы.

О.И. Прохорова — налоговый консультант, аттестованный главный бухгалтер. Более 25 лет практики в сфере бухгалтерского учета и налогообложения. Разработчик курсов и учебных материалов

Инвентаризация: подготовьтесь и проведите с КонсультантПлюс

Проверьте себя — воспользуйтесь доступом на 3 дня бесплатно.

О.И. Прохорова
автор статьи, консультант по бухгалтерскому учету и налогообложению

Присоединяйтесь к нам в социальных сетях

Приглашаем на конференцию «Территория права» 18 ноября 2021

Поможем не забыть сделать главное

Посмотрите актуальные чек-листы для бухгалтера, специалиста по кадрам и юриста.

Соблюдение порядка проведения инвентаризации как условие взыскания причиненного ущерба

Работодатель должен подтвердить факт передачи имущества работникам: результаты инвентаризации, проведенной непосредственно перед заключением договора о полной материальной ответственности, акт приема-передачи или иной документ, подтверждающий передачу имущества.
Так, в качестве основания для отказа в иске суд указал, что работодателем «не было представлено документов, подтверждающих, что 15.12.2016 (дата заключения договора о полной коллективной материальной ответственности) в офисе продаж была проведена инвентаризация, по результатам которой ответчикам … были вверены товарно-материальные и денежные ценности. В отсутствие указанных документов невозможно сделать достоверный вывод о периоде образования выявленной 03.02.2017 недостачи денежных средств и как следствие — причастности к ее образованию исключительно ответчиков».

Подготовка к проведению инвентаризации
  • проверить наличие приходных и расходных документов или отчетов о движении материальных ценностей и денежных средств;
  • получить расписки материально-ответственных лиц о том, что все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии, все поступившие товарно-материальные ценности оприходованы, а выбывшие списаны в расход.

Отсутствие у работодателя письменных доказательств выполнения указанных мероприятий является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.

Проверка наличия товарно-материальных ценностей

Руководитель организации должен создать условия, обеспечивающие полную и точную проверку фактического наличия имущества в установленные сроки (обеспечить рабочей силой для перевешивания и перемещения грузов, технически исправным весовым хозяйством, измерительными и контрольными приборами, мерной тарой) . Работодатель должен документально подтвердить факт использования в ходе инвентаризации измерительных и контрольных приборов, а также действительного подсчета, взвешивания, обмера товарно-материальных ценностей.

Фиксация результатов инвентаризации

Инвентаризационные описи и сличительные ведомости должны содержать полную и достоверную информацию о результатах инвентаризации. Документы подписываются всеми членами комиссии и материально-ответственными лицами. Все исправления должны быть оговорены и подписаны также всеми членами комиссии и материально-ответственными лицами. Материалы инвентаризации должны содержать расписку материально-ответственных лиц, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение.

В случае проведения работодателем инвентаризации с нарушением установленных требований на любом этапе, которое может быть установлено, в частности, путем проведения судебной бухгалтерской экспертизы, инвентаризационные описи и сличительные ведомости не могут рассматриваться как относимые и допустимые доказательства, и не подтверждают факт причинения ущерба работниками.

Так, суд кассационной инстанции указал следующее. «В связи с тем, что … инвентаризации проведены работодателем с нарушениями действующего законодательства, работодателем не доказан размер причиненного ему ущерба конкретными работниками, привлечение . [работников] к материальной ответственности, несмотря на их признание исковых требований, является незаконным, и у суда первой инстанции не имелось оснований для принятия признания ими исковых требований и взыскания с них приведенных в решении сумм».

Анализ актуальной судебной практики позволяет сделать вывод о том, что работодатели допускают системные и множественные ошибки при проведении инвентаризации имущества, что на сегодняшний день является наиболее частным основанием отказа в удовлетворении требований о привлечении работников к материальной ответственности.

Инвентаризация имущества при налоговой проверке

Мордвинцев Р.Ф.

Мордвинцев Р. Ф.,
адвокат Волгоградской межрайонной коллегии адвокатов

Помогать ли налоговикам в проведении
инвентаризации в ходе проверки?

Выездная налоговая проверка – это всегда испытание для налогоплательщика. Но дополнительные проблемы возникают, когда налоговики в ходе проверки или в других случаях принимают решение об инвентаризации принадлежащего налогоплательщику имущества. В каких случаях налоговики имеют право на проведение данного мероприятия? Обязан ли налогоплательщик помогать проверяющим в проведении инвентаризации, в том числе предоставлять работников и соответствующий инвентарь?

На основании ст. 87 НК РФ налоговые органы проводят следующие виды налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов:

  • камеральные налоговые проверки;
  • выездные налоговые проверки.

Целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль соблюдения налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.

В ходе выездной проверки инспекторы проверяют, анализируют, сопоставляют и оценивают документы и информацию, имеющие значение для формирования выводов о правильности исчисления, удержания и уплаты (перечисления) налогов и сборов, а также для принятия обоснованного решения по результатам проверки.

При этом налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов (п. 12 ст. 89 НК РФ).

С целью получения необходимой информации в ходе проведения выездной налоговой проверки могут проводиться все мероприятия налогового контроля, предусмотренные НК РФ, в том числе и инвентаризация имущества налогоплательщика (п. 13 ст. 89 НК РФ). Право проведения налоговым органом инвентаризации вне рамок выездной налоговой проверки налоговым законодательством не предусмотрено (см. письмо Минфина России от 30.11.2011 № 03-02-07/1-411).

Читайте так же:
Получение пенсии вдове военного пенсионера

Под имуществом в соответствии со ст. 38 НК РФ понимаются виды объектов гражданских прав, относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. В перечень имущества, подлежащего инвентаризации, может быть включено любое имущество налогоплательщика независимо от его местонахождения.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

К имуществу налогоплательщика относятся: основные средства; нематериальные активы; финансовые вложения; производственные запасы; готовая продукция; товары; прочие запасы; денежные средства; кредиторская задолженность и иные финансовые активы.

Порядок проведения инвентаризации в ходе проверки

В своей работе при проведении инвентаризации налоговые инспекторы руководствуются Положением о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке (далее – Положение), утвержденным совместным приказом Минфина России и МНС России от 10.03.1999 №№ 20н, ГБ-3-04/39.

В соответствии с п. 1.5 Положения основными целями инвентаризации являются: выявление фактического наличия имущества и неучтенных объектов, подлежащих налогообложению; сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета; проверка полноты отражения в учете обязательств.

Помимо участия самих налоговых инспекторов, они вправе привлекать для проведения инвентаризации имущества налогоплательщика экспертов, переводчиков и других специалистов. В соответствии со ст. 131 Налогового кодекса Российской Федерации порядок выплаты и размеры сумм, подлежащих выплате, устанавливаются Правительством Российской Федерации и финансируются из федерального бюджета.

Основанием для проведения инвентаризации является распоряжение руководителя налогового органа (его заместителя), составляемое по форме, приведенной в приложении № 1 к Положению (п. 1.2 Положения). В распоряжении указываются причина и сроки проведения инвентаризации (определяется руководителем налогового органа), состав инвентаризационной комиссии, а также перечень имущества, подлежащего инвентаризации. Как правило, инвентаризация проводится, когда у инспекторов есть основания предполагать, что у налогоплательщика имеются в наличии основные средства, ТМЦ или иное имущество, которое не отражено в учете у последнего должным образом. На решение о проведении инвентаризации также влияют и факты необоснованного применения вычетов по НДС и уменьшения базы по налогу на прибыль по нереальным сделкам. Распоряжение регистрируется в специальном журнале регистрации распоряжений о проведении инвентаризации, составляемом по форме, приведенной в приложении № 2 к Положению.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Налогоплательщику не стоит рассчитывать на то, что проверяющие не являются специалистами в конкретной области и не смогут разобраться в конкретной ситуации. Ведь согласно п. 1 ст. 96 НК РФ в необходимых случаях для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля, в том числе при выездных налоговых проверках, на договорной основе может быть привлечен специалист, обладающий специальными знаниями и навыками, не заинтересованный в исходе дела.

До начала проверки фактического наличия имущества инвентаризационной комиссии представляются последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств (п. 2.4 Положения).

Все приходные и расходные документы, приложенные к реестрам (отчетам), визируются председателем инвентаризационной комиссии с указанием «до инвентаризации на «. » (дата)». Эти документы служат основанием для определения остатков имущества к началу инвентаризации по учетным данным. В свою очередь, материально ответственные лица дают расписки в том, что к началу инвентаризации все документы на имущество сданы в бухгалтерию, отражены в бухгалтерских регистрах или переданы комиссии, все поступившие ценности оприходованы, а выбывшие списаны в расход.

В дальнейшем члены комиссии приступают к инвентаризации, и все сведения о фактическом наличии имущества записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации не менее чем в двух экземплярах (п. 2.5 Положения).

По окончании инвентаризации описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии, материально ответственные лица. В конце описи материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии и отсутствие каких-либо претензий к членам комиссии (п. 2.10 Положения).

В разделе 3 Положения приведены правила проведения инвентаризации отдельных видов имущества, в том числе: основных средств, нематериальных активов, финансовых вложений, товарно-материальных ценностей, незавершенного производства и расходов будущих периодов, животных и молодняка животных, денежных средств, денежных документов и бланков документов строгой отчетности, расчетов.

Если по результатам налоговой проверки выявится недостача, то в этом случае можно предположить, что налоговые органы могут привлечь организацию к ответственности по ст. 120 НК РФ либо обязать организацию восстановить ранее предъявленные к вычету суммы НДС по недостающему имуществу.

  • на граждан – в размере от 500 до 1000 руб.;
  • на должностных лиц – от 2000 до 4000 руб.;
  • на юридических лиц – от 5000 до 10 000 руб.
А нужно ли оказывать помощь проверяющим?

Налогоплательщик должен создать условия, обеспечивающие полную и точную проверку фактического наличия имущества в установленные сроки (обеспечить рабочей силой для перевешивания и перемещения грузов, технически исправным весовым хозяйством, измерительными и контрольными приборами, мерной тарой). Именно так звучит абз. 2 п. 2.7 Положения.

Безусловно, эта норма удобна только для налоговых инспекторов. Однако Налоговый кодекс РФ такой обязанности налогоплательщикам не вменял. Административной ответственности за невыполнение таких действий не предусмотрено.

Единственным вариантом остается ст. 19.4 КоАП РФ «Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль)». Но проверяющим нужно будет потрудиться доказать, что налогоплательщик не подчинился именно законному требованию. Отсутствие у налогоплательщика измерительных приборов, а также рабочей силы для перемещения грузов не может расцениваться как воспрепятствование осуществлению инспекцией мероприятий налогового контроля (постановление Четырнадцатого ААС от 21.01.2013 № 14АП-9563/12, оставлено без изменения постановлением ФАС Северо-Западного округа от 23.05.2013 № Ф07-2023/13).

И вот Верховный суд РФ пролил свет на законность данного требования в своем решении от 24.11.2015 № АКПИ15-1111.

Основанием для вынесения решения послужило поступившее административное исковое заявление общества о признании недействующим абз. 2 п. 2.7 Положения о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке.

Читайте так же:
Соглашение об уплате алиментов исполнительный документ

Исковые требования были мотивированы тем, что, во-первых, рассматриваемая норма принята с нарушением законодательства Российской Федерации, поскольку вводит дополнительную обязанность налогоплательщика, которая не предусмотрена НК РФ. По мнению административного истца, из содержания пп. 9 п. 1 ст. 23 НК РФ следует, что обязанности налогоплательщиков могут быть предусмотрены только актами законодательства о налогах и сборах, которые в силу п. 1 ст. 1 НК РФ могут быть установлены только НК РФ и принятыми в соответствии с ним федеральными законами. Статьями 31 и 89 НК РФ не установлена обязанность налогоплательщика по обеспечению налогового органа рабочей силой или необходимым оборудованием для проведения инвентаризации. А во-вторых, требование предоставить налоговикам рабочую силу и дополнительное оборудование для проведения инвентаризации явно приводит к дополнительным материальным и временным затратам. Более того, оно нарушает право проверяемой компании на распоряжение собственным имуществом. На первый взгляд вполне веские аргументы.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

По результатам инвентаризации имущества налогоплательщика составляется ведомость результатов, выявленных инвентаризацией, которая подписывается председателем комиссии. Результаты отражаются в акте документальной проверки и учитываются при рассмотрении материалов налоговой проверки.

Однако Верховный суд не нашел оснований для удовлетворения заявленного требования, обосновав свое решение следующими нормами.

Согласно ст. 1 НК РФ в состав законодательства о налогах и сборах входят:

  • законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, которое состоит из данного Кодекса
    и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах (п. 1);
  • законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, состоящее из законов
    о налогах субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с этим Кодексом (п. 4);
  • а также нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах, принимаемые представительными органами муниципальных образований в соответствии
    с Кодексом (п. 5).

Вместе с тем федеральный законодатель, обладая в сфере налогообложения достаточно широкой свободой усмотрения, вправе – с соблюдением конституционных принципов законного установления налогов и сборов (ст. 57 Конституции Российской Федерации) и разделения единой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную при обеспечении их взаимодействия (ст. 10 Конституции Российской Федерации) – предусмотреть в целях обеспечения организации исполнения актов законодательства о налогах и сборах нормативное правовое регулирование по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, подзаконными актами, которые при этом не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. Возможность принятия именно такого рода актов предусмотрена в п. 1 ст. 4 Налогового кодекса Российской Федерации, которым к числу субъектов подзаконного нормативного правового регулирования вопросов, связанных с налогообложением и сборами, отнесены федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов.

Суд указал на право налоговых органов, закрепленное в п. 1 ст. 31 НК РФ, которое гласит, что проверяющие вправе осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества. Порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке утверждается Минфином и ФНС.

Министерство финансов Российской Федерации и Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, реализуя предоставленные полномочия, утвердило Положение, которое устанавливает порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при выездной налоговой проверке.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Правила проведения налоговыми органами инвентаризации отдельных видов имущества и финансовых обязательств, определенные данным документом, во многом схожи с порядком инвентаризации в соответствии с Законом № 402-ФЗ.

В настоящее время полномочия по утверждению порядка проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке п. 1 ст. 31 НК РФ в действующей редакции предоставлены Министерству финансов Российской Федерации.

В связи с этим не может быть признана состоятельной ссылка административного истца о том, что Положение принято Министерством финансов Российской Федерации и Министерством Российской Федерации по налогам и сборам с нарушением законодательства о налогах и сборах.

Не оставил ВС без внимания и то, что у налогоплательщика есть обязанность проводить инвентаризацию имущества и обязательств в целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности (ст. 11 Закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», п. 21 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина РФ от 28.12.2001 № 119н, и п. 26 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н). На этом основании он сделал вывод: закрепляя в оспариваемой норме требование о том, что налогоплательщик должен создать условия, обеспечивающие полную и точную проверку фактического наличия имущества в установленные сроки, Минфин и ФНС не вышли за рамки предоставленных полномочий и не установили требования, не предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

Но в этом решении есть и положительный момент, который позволит избежать дополнительных финансовых затрат налогоплательщика. Так, суд указал, что проведение инвентаризации законодателем предусмотрено в организациях независимо от рода их деятельности, в связи с чем налогоплательщик обязан обеспечить налоговый орган при проведении инвентаризации только той рабочей силой и тем оборудованием, которое имеется у него.

Таким образом, ответ на поставленный вопрос следующий: налогоплательщик не должен препятствовать проверяющим в проведении инвентаризации, но обязан обеспечить налоговый орган при проведении инвентаризации только той рабочей силой и тем оборудованием, которые у него имеются.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию