Femida96.ru

Юридическая помощь для всех
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Источник налога на имущество организаций

Что представляет собой налог на имущество организаций?

Налог на имущество организаций представляет собой один из видов региональных налогов, который вводится субъектами Российской Федерации путем принятия соответствующих законов. Правовая основа, определяющая принципы налогообложения рассматриваемым видом налога заложена в НК РФ. Рассмотрим, что представляет собой налог на имущество компаний, кто, как, и за что его уплачивает.

Общая характеристика налога на имущество организаций

Налог на имущество организаций представляет собой региональный сбор, который должны уплачивать как российские, так и зарубежные фирмы, ведущие деятельность и имеющие активы в России.

Закрепляется данный вид сбора в НК РФ, а также законах, принимаемых на уровне регионов.

НК РФ раскрывает общие вопросы, относящиеся к рассматриваемому сбору, такие как:

  • перечень юр. лиц, которые должны платить;
  • имущество, за которое необходимо заплатить налог;
  • база налога;
  • сроки уплаты;
  • максимальные размеры;
  • льготы;
  • порядок, в соответствии с которым сбор будет исчисляться.

Законы регионов же, конкретизируя положения федерального законодательства, в силу п. 2 ст. 372 НК РФ, устанавливают:

  • конкретные суммы, которые должны уплачиваться (их пределы не должны быть шире, чем указано в ст. 380 НК РФ);
  • дополнительные льготы, основания для их применения, и список лиц, на которых они распространяются;
  • порядок и специфику определения налоговой базы для тех различных видов активов.

Компании, которые находятся в различных регионах, должны учитывать не только положения федерального законодательства, т.е. НК РФ, но и региональных нормативных актов, регулирующих данные правоотношения.

Кто является плательщиками налога (субъектами), и кто освобожден от его уплаты?

Список юр. лиц, которые должны платить налог указан в ст. 373-374 НК РФ.

К ним относятся:

  1. Компании, зарегистрированные в России.
  2. Зарубежные компании с представительствами в РФ.
  3. Зарубежные компании без представительств в РФ, но имеющие активы на территории страны.

Ст. 346.1 НК РФ устанавливает перечень режимов налогообложения, при применении которых фирмы не должны платить. К таким режимам относятся:

  • ЕСХН;
  • УСН (в отношении вещей, по которым налогооблагаемая база определяется как средняя годовая стоимость активов, кроме недвижимости, по которой налоговая база считается как кадастровая стоимость);
  • ЕНВД (в отношении активов, которые используются для ведения фирмой деятельности, которая облагается единым налогом, кроме недвижимости, по которой налоговая база считается как кадастровая стоимость).

Если ЕНВД применяется совместно с общей системой налогообложения, то учет имущества по разным видам деятельности должен вестись отдельно. Если это правило игнорируется, то фирма должна уплачивать налоги в полном объеме.

Объекты налога на имущество

В силу п. 1 ст. 38 НК РФ фирма должна платить рассматриваемый вид налога только тогда, когда владеет имуществом. Для российских фирм справедливо правило, что налогом облагается только имущество, учитываемое, как основные средства (в том числе движимое имущество, учтенное до 01.01.2013). Сбор придется уплатить и за активы, которые были переданы для пользования иным лицам.

В п. 4 ст. 374 НК РФ внесены поправки (действуют с 01.01.2013). В соответствии с ними, движимое имущество, учтенное как основное средство – это не объект уплаты налога.

Есть вопрос? Ответим по телефону! Звонок бесплатный!

Москва: +7 (499) 938-49-02

Петербург: +7 (812) 467-39-58

Бесплатный звонок по России: 8 (800) 350-84-13, доб. 453

Основные средства учитываются исходя из предъявляемых требований нормативных актов в области бухучета. Учет ведется согласно:

  • Положению ПБУ 6/01, утв. Минфином России 30.03.2001 года за № 26н
  • Указаниям, утв. Минфином 13.10.2003 за № 91н.

Приведенные акты содержат основания, по которым имущество можно признать основным средством. Выделяется 4 основных критерия:

  1. Имущество должно предназначаться для производства ценностей, либо для нужд фирмы, или для сдачи в аренду. При этом, фактическое использование для этих нужд не обязательно, достаточно того, что активы предназначены для этого.
  2. Использование имущества будет осуществляться более 12 месяцев. Речь идет о планируемом сроке, а не о фактическом.
  3. Объекты не предназначаются для продажи.
  4. Имущество может приносить прибыль.

Налоговая база

Налоговая база — это среднегодовая цена вещей, которые учтены в фирме как основные средства.

В обязанность компаний входит рассчитать базу, используя среднюю цену имущества за год. Для некоторых недвижимых объектов необходимо использовать кадастровую цену (их перечень содержит ст. 378.2 НК РФ). Учет производится по отдельности.

Ранее, до 01.01.2014 база рассчитывалась только по среднегодовой стоимости.

Необходимо отметить, что законом предусмотрено правило в отношении отдельных активов, по которым база рассчитывается отдельно:

  • если объекты обложения принадлежат обособленным подразделениям компании;
  • если активы расположены не в местности, где фирма зарегистрирована;
  • в случае, если ставки обложения для разных видов активов различны;
  • когда имущество находится на территории различных субъектов РФ;
  • если налог уплачивается по стоимости, определенной в кадастре.

Сроки уплаты налога на имущество предприятий

Период, за который уплачивается налог – год (п. 1 ст. 379 НК РФ). Когда период истекает, необходимо рассчитать сумму налога и уплатить ее. Информация отражается в декларации (п. 1 ст. 386 НК РФ).

В некоторых субъектах налоговый период разделяется на отчетные. Возможность разделения зависит от положений конкретного регионального закона. В случае, когда разделение не применяется, налог уплачивается за весь год.

Каким образом определяются периоды, зависит от того, из какой стоимости – среднегодовой или кадастровой, рассчитывается база по уплате налога.

В силу п. 2 ст. 379 НК РФ:

  1. Для юр. лиц, которые платят налог по среднегодовой стоимости, отчетные периоды – квартал, 9 месяцев.
  2. Для юр. лиц, которые платят налог по кадастровой стоимости, отчетные периоды наступают по истечении каждого квартала

После того, как период завершен, должны исчисляться и уплачиваться авансовые платежи (если иное не установлено законом конкретного региона). Кроме того, установлена обязанность предоставления в контролирующие органы расчета по авансовым платежам.

Таким образом, компании, владеющие различными активами, в некоторых случаях должны платить налог на имущество, информация о котором представлена в статье.

Налог на имущество организаций: элементы налогообложения, учет начисления и оплаты налога.

Объект: движимое и недвижимое имущество.

Субъект: плательщики налога на имущество:

— Иностранные организации, осуществляющие свою деятельность через постоянные представительства в РФ;

— Иностранные организации, не осуществляющие деятельность в РФ, но имеющие в собственности недвижимое имущество в РФ.

Налоговая база – среднегодовая стоимость имущества, исходя из его остаточной стоимости.

Налоговый период: календарный год.

Отчетный период: первый квартал, полугодие, 9 месяцев.

Налоговая ставка: устанавливается законами субъектов РФ и не может превышать 2,2%.

Порядок исчисления, сроки уплаты:

По итогам налогового периода сумма налога исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы (т.е. ставка * налоговая база). По итогам отчетного периода исчисляются авансовые платежи, если законом субъекта не предусмотрено иное.

Налог и авансовые платежи уплачиваются в порядке и в сроки, которые установлены законами субъектов РФ.

Отражение на счетах БУ операций по начислению и перечислению налога на имущество:

Суммы налога на имущество организаций отражаются на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам», к которому нужно открыть субсчет «Расчеты по налогу на имущество».

Начисление налога отражается по кредиту счета 68, уплата – по дебету.

Д 91/2 К 68 – налог начислен и включен в состав прочих расходов;

Д 44 К 68 – налог начислен и включен в торговые издержки;

Д 20,23,25,26 К 68 – налог начислен и включен в общехозяйственные, вспомогательные и т.д. расходы (если деятельность не связана с торговлей).

Д 68 К 51,52,55 – начисленный налог перечислен с расчетного, валютного или специального счетов.

Налог на прибыль организаций: элементы налогообложения, учет начисления и оплаты налога.

Элементы налогообложения:

Объект: прибыль, полученная налогоплательщиком.

Субъект: плательщики налога на прибыль:

— Иностранные организации, получающие доходы от источников в РФ;

— Иностранные организации, осуществляющие свою деятельность через постоянные представительства в РФ.

Налоговая база: денежное выражение прибыли.

Налоговый период: календарный год.

Отчетный период: первый квартал, полугодие, 9 месяцев.

Налоговая ставка: устанавливается в размере 20%, при этом:

— 3% — зачисляется в ФБ;

— 17% — зачисляется в бюджет субъектов РФ (может быть понижена законами субъектов РФ для отдельных категорий налогоплательщиков, но не ниже 12,5%)

Порядок исчисления, сроки уплаты:

По итогам каждого налогового(отчетного) периода налогоплательщики исчисляют сумму авансового платежа, исходя из ставки налога и прибыли, рассчитанной нарастающим итогом.

Ежемесячные авансовые платежи уплачиваются в срок, не позднее 28-го числа каждого месяца отчетного периода.

Ежеквартальные платежи уплачиваются не позднее 28-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.

Ежемесячные авансовые платежи по фактически полученной прибыли, уплачиваются не позднее 28-го числа, следующего месяца.

Классификация доходов и расходов организации для целей налогообложения:

1.Доходы:

* доходы от реализации товаров, работ, услуг и имущественных прав;

* внереализационные доходы (безвозмездно полученное имущество, доходы от долевого участия в других организациях, доходы от сдачи в аренду имущества, прочие доходы).

2.Расходы:

* расходы, связанные с производством и реализацией:

прямые – материальные затраты, расходы на оплату труда, амортизация;

косвенные – прочие расходы.

* внереализационные расходы (проценты по долговым обязательствам, штрафы, пени и другие долговые обязательства, содержание арендованного имущества и др.)

Отражение на счетах БУ операций по начислению и перечислению налога на прибыль.

Суммы налога на прибыль отражаются на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам», к которому нужно открыть субсчет «Расчеты по налогу на прибыль».

Начисление налога отражается по кредиту счета 68, уплата – по дебету.

Ежемесячно исходя из прибыли прошлого квартала:

Д68 К 51 – перечислен ежемесячный платеж. Затем после окончания квартала:

Д 99 К 68 – начислен авансовый платеж.

По итогам квартала авансы могут быть больше уже перечисленных или меньше. В первом случае бухгалтеру нужно доплатить разницу в бюджет. Во втором случае бухгалтеру нужно сторнировать сумму авансов, начисленных раньше.

Ежеквартально:

Д 99 К 68 – начислен авансовый платеж.

Д 68 К 51 – перечислен в бюджет аванс с расчетного счета.

Ежемесячно исходя из фактической прибыли:

Д 99 К 68 – начислен авансовый платеж по окончании месяца;

Д 68 К 51 – перечислен ежемесячный платеж с расчетного счета.

В двух последних случаях, по итогам года бухгалтер сравнит суммы начислений и уплаты и либо доплатит разницу в бюджет, либо сторнирует сумму авансов, начисленных ранее.

Дата добавления: 2018-06-01 ; просмотров: 1786 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Место и роль налога на имущество организаций в налоговой системе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

Одним из аспектов налогового регулирования является введение в действие, функционирование и взимание региональных налогов установленных налоговым законодательством в соответствующих субъектах РФ, одним из которых является налог на имущество организаций . Для стабилизации экономики и процессов налогообложения необходимы качественные изменения в сфере управления региональной экономикой, а не только точечные реформы, касающиеся введения или удаления налогов из налоговой системы.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Алимирзоева М.Г.

Текст научной работы на тему «Место и роль налога на имущество организаций в налоговой системе»

Изучая опыт развития и интегрирования НДС в развитых странах, мобилизуя положительные стороны косвенного налогообложения, можно достичь максимального эффекта его применения.

1. Алле Ж. За реформу налоговой системы. Переосмысливал общепризнанные истины / Пер. с франц. Т.А Карлова; под ред. И.Б. Егорова. — М. : ТЕ-ИС, 2001.

2. Ильин Л.В. Налог на добавленную стоимость: экономическая природа, проблема обоснованности возмещения и механизм ее решения // Финансы. — 2003. — № 7. — С. 32.

3. Кучеров И. И. Налоговое право зарубежных стран. Курс лекций. — М.: АО «Центр ЮрИнфоР», 2003. — С. 104.

4. Вишневский В.П. Налогообложение: теории, проблемы, решения: монография / Под общ. ред. В.П. Вишневского. — Донецк: ДонНТУ ИЭП НАН Украины, 2006. — 504 с.

5. Точилин Р.Ю. Экономико-правовые аспекты возмещения НДС из государственного бюджета // Законодательство и экономика. — 2004. — № 11.

6. Sauvageot, Georges Precis de fiscalité. — Paris: NATHAN, 1990. — Р. 98.

МЕСТО И РОЛЬ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ В НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЕ

Дагестанский государственный университет, г. Махачкала

Одним из аспектов налогового регулирования является введение в действие, функционирование и взимание региональных налогов установленных налоговым законодательством в соответствующих субъектах РФ, одним из которых является налог на имущество организаций. Для стабилизации экономики и процессов налогообложения необходимы качественные изменения в сфере управления региональной экономикой, а не только точечные реформы, касающиеся введения или удаления налогов из налоговой системы.

Ключевые слова региональный налоги, налог на имущество организаций, субъекты Российской Федерации, анализ поступлений по налогу на имущество организаций.

При построении системы налогообложения было предусмотрено, что имущественные налоги будут относиться к ведению региональных органов

* Доцент кафедры «Налоги и денежное обращение», кандидат экономических наук.

власти и органов местного самоуправления и, таким образом, должны стать одними из значимых источников формирования доходной базы региональных и местных бюджетов. Такой подход обусловлен тем, что данные органы власти получали возможность реально осуществлять эффективный контроль над накопленным имуществом, полнотой учета и сбора имущественных налогов, а также оценивать необходимость предоставления налоговых льгот.

Главным образом, такая доходообразующая роль отводилось налогу на имущество организаций. При введении этого налога ставилось несколько задач: создание у предприятий заинтересованности в реализации неиспользуемого имущества и стимулирование эффективного использования имущества, которое находится на их балансе.

Так, с экономической точки зрения данный налог должен был выполнять стимулирующую и контрольную функции, а с финансовой точки зрения -фискальную функцию.

На протяжении ряда последних лет законодательство о налогах и сборах совершенствовалось, вернее, налогооблагаемая база постепенно сужалась и повышалась ставка налога с одновременной переоценкой основных средств. Это позволило превратить налог на имущество предприятий в стабильный источник формирования доходов в структуре региональных бюджетов субъектов РФ.

Первоначально система налогообложения в целом выполняла свою роль путем обеспечения в условиях высокой инфляции и глубоких структурных изменений в экономике поступлений в бюджеты всех уровней необходимых ресурсов, в том числе и за счет имущественных налогов.

Предполагается, что налог на имущество организаций будет существовать до введения налога на недвижимость, что будет определяться органами местного самоуправления по согласованию с уполномоченным органом власти субъекта РФ [1].

Налог на имущество организаций является важнейшим налогом в системе имущественного налогообложения в РФ. Региональным бюджетам наибольшие доходы обеспечивают поступления от налога на имущество организаций.

Налог на имущество организаций был законодательно установлен в РФ с 1 января 1992 года в качестве регионального налога. В 2003 году была принята глава 30 НК РФ, которая внесла ряд принципиальных изменений в порядок исчисления и уплаты налога. Так, с целью стимулирования развития производства предусматривается существенное сокращение налогооблагаемых объектов за счет исключения из налогообложения таких объектов как готовая продукция, сырье и материалы, товары и др. Для сохранения объема поступлений по этому налогу предельный размер ставки налога увеличивается в сравнении с действовавшей до введения данной главы НК РФ ставкой (ранее было 2 % в настоящее время 2,2 %).

При передаче имущества в совместную деятельность или доверительное управление устанавливается специальный порядок определения налоговой базы.

В соответствии со статусом этого налога, его вводят на конкретной территории законодательные органы власти субъектов России. Субъекты РФ устанавливают определенные ставки налога дополнительно сверх льгот, которые устанавливаются федеральным законом, а также форму отчетности по нему. Специальный порядок определения налоговой базы устанавливается, в том числе, и для иностранных предприятий, которые имеют недвижимое имущество на территории России, но не осуществляют деятельность на данной территории.

Существенно сокращен перечень исключений из объекта налогообложения, а также перечень налоговых льгот, установленных непосредственно в НК РФ. Он распространен лишь на узкий круг имущества организаций. Вместе с тем предусмотрено право законодательных (представительных) органов субъектов РФ на установление дополнительных налоговых льгот [4].

Законы субъектов Российской Федерации, принимаемые в целях приведения их в соответствие с Федеральным законом от 29.11.2012 N 202-ФЗ, должны учитывать требования ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой, акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1 -го числа очередного налогового периода по налогу.

Между тем следует отметить, что законы субъектов Российской Федерации, предусматривающие пониженные налоговые ставки в отношении железнодорожных путей общего пользования; магистральных трубопроводов; линий энергопередачи; сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов; относительно налоговых ставок, установленных ст. 380 Налогового кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 29.11.2012 N 202-ФЗ), на основании норм п. 4 ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации, могут иметь обратную силу и, вступив в силу с 2014 г., применяться к правоотношениям 2013 г.

В соответствии с данным законом, порядок и сроки уплаты, а также конкретную ставку налога устанавливал законодательный орган власти субъекта Российской Федерации.

Согласно данного Закона действовала Инструкция Госналогслужбы России «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий» [2].

Налог на имущество организаций является прямым. Он вносится в бюджет в обязательном и первоочередном порядке и относится на финансовые результаты деятельности организации.

То есть, как верно отмечает Н.В. Миляков [5], данный налог, несмотря на то, что он принадлежит к категории прямых и потому зависит от резуль-

татов хозяйственной деятельности плательщика, уплачивается даже в том случае, когда финансовый результат деятельности за отчетный период принимает форму убытка.

Очевидно, что в системе имущественного налогообложения налог на имущество организаций занимает центральное место. Его доля в общей сумме поступлений от имущественных налогов составляет более 95 %, хотя удельный вес в доходах консолидированного бюджета Российской Федерации невысок — около 5 % и не имеет существенного значения, в отличие, например, от налога на имущество корпораций за рубежом [1].

В рамках бюджетных правоотношений налог на имущество организаций относится к собственному доходу регионов, которым в силу ст. 47 Бюджетного кодекса РФ Бюджетный кодекс РФ от 31 июля 1998 года № 145-ФЗ [6], называется доход, зачисляемый в бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством РФ и законодательством о налогах и сборах.

Субъектом, уполномоченным установить и ввести региональный налог, может быть только законодательный (представительный) орган государственной власти региона, образованный в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» Федеральный закон РФ от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» [6].

Полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ по определению элементов обложения региональным налогом всегда ограничены соответствующим федеральным законом об этом же налоге.

В соответствии с нормами налогового законодательства, законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ при установлении регионального налога вправе определить:

— налоговую ставку в пределах, закрепленных НК РФ;

— порядок и сроки уплаты налога;

— налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

НК РФ не только установил единообразный подход к вопросам расчета и уплаты налога на имущество предприятий, но и существенно изменил собственно процесс такого вида налогообложения.

Налог на имущество организаций играет важную и существенную роль в системе региональных налогов, что подтверждается объемом поступлений.

По всем видам налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ идет прирост. В частности темпы роста поступлений прослеживается по следующим налогам:

Поступления по НДФЛ в 2010 году по сравнению с 2011 годом уменьшились на 2,9 %, но в последующие годы в частности с 2011 по 2012 годы поступления увеличились на 0,1 %. А поступления с 2012 по 2013 год увеличились даже на 2,5 %. За счет этих данных можно сделать вывод, что идет рост поступлений по НДФЛ.

Также поступления увечились и по налогу на имущество организаций. Так с 2010 по 2011 год поступления по данному налогу уменьшились на 1,2 %, а в 2011 по 2012 год поступления увеличились на 0,2 %, и с 2012 по 2013 год также поступления увеличились на 0,8 %. В основном по налогу на имущество организаций прослеживается рост поступлений.

Анализируя данные налоговых органов Республики Дагестан [7], можно отметить, что удельный вес налога на прибыль увеличивается с 51 % до 63 %.

Основным источником пополнения регионального бюджета также служит НДФЛ. Его удельный вес в 2011 г. составлял 29,9 % а в 2012 г. 40 %.

Налог на имущество организаций. Основную часть доходов регионального бюджета составляет налог на имущество организаций. Поступления от этого налога увеличились с 2011 г. по 2012 год на 35375 тыс. руб., т.е. на 0,2 %.

Поступления от транспортного налога на 2011-2012 гг. увеличились на 2396 тыс. руб.

Такому росту объема поступлений налогов и сборов в республиканский бюджет повлияли такие факторы как: увеличение заработной платы, как работникам бюджетной сферы так и работникам хозяйствующих отраслей (с которого удерживается налог на доходы физических лиц), взыскание доначисленных сумм в ходе проверок крупных организаций по налогу на доходы физических лиц.

Исходя из всего выше сделанного анализа, на основе данных ФНС России о налоге на имущество организаций можно сделать следующие выводы:

Данный налог в системе имущественного налогообложения имеет центральное место. Его доля в общей сумме поступлений от имущественных налогов занимает более 95 %. Следовательно налог на имущество российских организаций имеет существенного значения при формировании доходов бюджетов в отличие от налога на имущество корпораций за рубежом.

К тому же с каждым годом заметно повышение поступлений этого налога в бюджет. Прежде всего это может быть обусловлена положением на рынке, улучшением состояния экономики, так как при этом у организаций повышается прибыль, они вкладывают его в активы, точнее имущество. При этом данное имущество становится объектом обложения налогом на имущество юридических лиц, база для обложения налогом увеличивается и это способствует увеличению налоговых поступлений от налога на имущество организаций.

1. Алиев Б.Х. Налоги и налогообложение: учебное пособие / Под ред. Б.Х. Алиева. — М.: Финансы и статистика, 2008. — С. 269.

2. Инструкция Госналогслужбы России от 8 июня 1995 года № 33 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий».

3. Налоги и налогообложение Российской Федерации: учеб. пособие / Под ред. О.Н. Красноперовой. — М., 2010. — С. 214.

4. Налоги и налогообложение: учебник / Под редакцией М.В. Романовского, О.В. Врублевской. — СПб.: Питер, 2008. — С. 121.

5. Миляков Н.В. Налоги и налогообложение: учебник. — 4-е изд., пепе-раб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2004. — С. 201.

6. Справочно-правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.consultant.ru.

УРОВЕНЬ МОНЕТИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ КАК ИНСТРУМЕНТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РФ

© Даниловских Т.Е.*, Зудина Л.В.*

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса,

В докладе рассматривается понятие монетизации экономики, а также способы расчета данного коэффициента. На основании данных ЦБ РФ авторами рассчитан уровень монетизации российской экономики за последние несколько лет и сделан вывод о возможности использования данного коэффициента в качестве инструмента экономической политики государства.

Ключевые слова уровень монетизации, коэффициент монетизации, экономическая политика, инструменты денежно-кредитной политики.

Инструменты экономической политики государства выбираются в зависимости от ее целей. Макроэкономические цели современных государств разнообразны, поэтому и воздействие государства на экономику осуществляется с помощью разных инструментов. Причем такое воздействие государства может быть как прямым, так и косвенным. Прямое воздействие подразумевает участие государства в производственном процессе, а косвенное — предполагает использование финансовой системы. Таким образом, ключевыми инструментами государственной экономической политики являются бюджетно-налоговая и кредитно-денежная политика. В соотношении их использования многое зависит от господствующей в данный момент теоретической концепции макроэкономического регулирования.

* Доцент кафедры Финансов и налогов, кандидат экономических наук, доцент.

19.1. Налог на имущество организаций

Налог на имущество предприятий (гл. 30 НК РФ) – это прямой налог, обращенный непосредственно к основным, оборотным средствам и финансовым активам хозяйствующих субъектов.

Налог на имущество уплачивают:

– предприятия, учреждения, организации (включая банки и

кредитные организации), относящиеся по российскому законодательству к юридическим лицам;

– филиалы и иные аналогичные подразделения предприятий, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий) счет;

– компании, фирмы, любые иные организации (включая

полные товарищества), образованные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации и объединения, а также их обособленные подразделения,

обладающие имуществом на территории России, континентальном шельфе или в исключительной экономической зоне РФ.

Налог на имущество организаций устанавливается главой 30 НК РФ и законами субъектов РФ, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ.

Налогоплательщиками налога признаются:

– иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) имеющие в собственности недвижимое имущество на территории РФ, на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ.

Объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

Не признаются объектами налогообложения:

1) земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы);

2) имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации.

Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.

При определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.

В случае, если для отдельных объектов основных средств начисление амортизации не предусмотрено, стоимость указанных объектов определяется как разница между их первоначальной стоимостью и величиной износа, исчисляемой по установленным нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета в конце каждого налогового (отчетного) периода.

Налоговой базой в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в РФ через постоянные представительства, а также в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в РФ через постоянные представительства, признается инвентаризационная стоимость указанных объектов по данным органов технической инвентаризации.

Уполномоченные органы и специализированные организации, осуществляющие учет и техническую инвентаризацию объектов недвижимого имущества, обязаны сообщать в налоговый орган по местонахождению указанных объектов сведения об инвентаризационной стоимости каждого такого объекта, находящегося на территории соответствующего субъекта РФ, в течение 10 дней со дня оценки (переоценки) указанных объектов.

Налоговая база определяется отдельно в отношении имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению организации (месту постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства иностранной организации), в отношении имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, или постоянного представительства иностранной организации, а также в отношении имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам.

Если объект недвижимого имущества, подлежащий налогообложению, имеет фактическое местонахождение на территориях разных субъектов РФ либо на территории субъекта РФ и в территориальном море РФ (на континентальном шельфе РФ или в исключительной экономической зоне РФ), в отношении указанного объекта недвижимого имущества налоговая база определяется отдельно и принимается при исчислении налога в соответствующем субъекте РФ в части, пропорциональной доле балансовой стоимости объекта недвижимого имущества на территории соответствующего субъекта РФ.

Налоговым периодом признается календарный год.

Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Законодательный (представительный) орган субъекта РФ при установлении налога вправе не устанавливать отчетные периоды.

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ и не могут превышать 2,2 процента.

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Налогоплательщики представляют налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу не позднее 30 дней с даты окончания соответствующего отчетного периода.

Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

НК РФ предусматривает случаи освобождения от уплаты налога:

– организации и учреждения уголовно-исполнительной системы – в отношении имущества, используемого для осуществления возложенных на них функций;

– религиозные организации – в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности;

– общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, – в отношении имущества, используемого ими для осуществления их уставной деятельности;

– организации, основным видом деятельности которых является производство фармацевтической продукции, – в отношении имущества, используемого ими для производства ветеринарных иммунобиологических препаратов, предназначенных для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями;

– организации – в отношении объектов, признаваемых памятниками истории и культуры федерального значения в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

– организации – в отношении ядерных установок, используемых для научных целей, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, а также хранилищ радиоактивных отходов;

– организации – в отношении ледоколов, судов с ядерными энергетическими установками и судов атомно-технологического обслуживания;

– организации – в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов;

– организации – в отношении космических объектов;

– имущество специализированных протезно-ортопедических предприятий;

– имущество коллегий адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультаций;

– имущество государственных научных центров;

– организации в отношении имущества, учитываемого на балансе организации – резидента особой экономической зоны, в течение 5 лет с момента постановки имущества на учет;

– организации – в отношении судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

27. Налог на имущество организаций

27. Налог на имущество организаций Налог на имущество организаций, за исключением денежных средств, начисляется на их собственное имущество. В состав налогооблагаемой базы входят суммы элементов запасов и затрат предприятий. К таким элементам, присущим рыночным

2.1.4. Налог на имущество и транспортный налог

2.1.4. Налог на имущество и транспортный налог С налогом на имущество и с транспортным налогом индивидуальным предпринимателям будет все же немного проще. В отношении этих налогов они ничем не отличаются от обычных граждан.Налог на имущество уплачивается предпринимателем

Налог на имущество организаций

Налог на имущество организаций Обязывая заплатить налог на имущество, государство как бы говорит организации следующее: «Из-за того, что у тебя есть имущество, у меня появляются дополнительные хлопоты. Мне нужно содержать правоохранительные органы, которые придут на

7.3.3. Обложение налогом на имущество организаций

7.3.3. Обложение налогом на имущество организаций Поскольку имущество, полученное в безвозмездное пользование по договору ссуды, не является собственностью ссудополучателя, налог на имущество организаций с него не

1. Налог на имущество организаций

1. Налог на имущество организаций 1.1. Общие положения по налогу на имущество организацийСогласно ст. 372 НК РФ налог на имущество организаций устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с НК РФ законами

119. Налог на имущество организаций: налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база

119. Налог на имущество организаций: налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база С 1 января 2004 г. налог на имущество организаций устанавливается гл. 30 НК и законами субъектов РФ, вводится в действие в соответствии с НК, законами субъектов РФ и с момента

2.2.1. Уплата налога на имущество организаций

2.2.1. Уплата налога на имущество организаций Межбюджетное распределение. В соответствии со ст. 56 БК РФ доходы от налога на имущество организаций подлежат зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации в размере 100 %.Согласно п. 1 ст. 374 НК РФ объектом обложения налогом

Глава 30. Налог на имущество организаций (введена Федеральным законом от 11.11.2003 № 139-ФЗ)

Глава 30. Налог на имущество организаций (введена Федеральным законом от 11.11.2003 № 139-ФЗ) <. > Статья 374. Объект налогообложения 1. Объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное

57. Налог на имущество организаций

57. Налог на имущество организаций Налог на имущество организаций относится к региональным налогам, устанавливается НК и региональными законами, вводится в действие в соответствии с законами субъектов РФ и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории

19.1. Налог на имущество организаций

19.1. Налог на имущество организаций Налог на имущество предприятий (гл. 30 НК РФ) – это прямой налог, обращенный непосредственно к основным, оборотным средствам и финансовым активам хозяйствующих субъектов.Налог на имущество уплачивают:– предприятия, учреждения,

20.2 Налог на имущество физических лиц

20.2 Налог на имущество физических лиц Налог на имущество физических лиц является прямым налогом, обращенным к находящемуся в собственности движимому и недвижимому имуществу, расположенному на территории РФ.Особенность имущественных налогов состоит в том, что их

5.3. Налог на имущество

5.3. Налог на имущество Налог на имущество организаций является региональным налогом, который установлен гл. 30 НК РФ. Если в вашем регионе нет такого закона, налог платить не надо.Объектом обложения налогом на имущество организаций признаются объекты недвижимости,

6.5. Налог на имущество

6.5. Налог на имущество Налог на имущество уплачивается организацией по итогам года. В течение года уплачиваются авансовые платежи по налогу, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено иное (п. 2 ст. 383 НК РФ). По окончании каждого отчетного периода

Налог на имущество физических лиц

Налог на имущество физических лиц Если у вас есть имущество: квартира, дом, дача и т. д., то оно облагается налогом на имущество физических лиц.К объектам налогообложения относятся следующие виды строений:• жилые дома;• квартиры;• дачи;• гаражи;• иные строения,

39. Налог на имущество физических лиц

39. Налог на имущество физических лиц Плательщиками налогов на имущество физических лиц являются физические лица – собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.Если имущество, которое является объектом налогообложения, находится в общей долевой

6.4. Оптимизация налога на имущество организаций

6.4. Оптимизация налога на имущество организаций Оптимизация платежей по налогу на имущество организаций – актуальная задача для большинства хозяйствующих субъектов, поскольку это самый неприятный для предприятия налог. Ставка налога на имущество не зависит от

голоса
Рейтинг статьи
Читайте так же:
Освобождение от уплаты пенсионных взносов
Ссылка на основную публикацию