Femida96.ru

Юридическая помощь для всех
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как отменить приватизацию земельного участка

Оспаривание отказа в приватизации государственной и муниципальной собственности

Для облегчения ведения предпринимательской деятельности и более эффективного экономического развития государством для физических и юридических лиц предусмотрена возможность приватизации (приобретения в собственность) государственного и муниципального имущества (ст. 2 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее – Закон о приватизации). Несмотря на относительно несложную с точки зрения закона процедуру приватизации, зачастую со стороны государственных органов и предприятий выносится отказ в приватизации государственной собственности лицу, желающему его приобрести. И, конечно же, данное решение можно оспорить, такое дело будет подведомственно арбитражному суду на основании ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса, согласно которой организации и физические лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов публичной власти. В данной колонке я рассмотрю причины отказа в приватизации, логике суда по такому делу и методах оспаривания такого отказа.

Начнем с того, какие объекты физические лица и организации вправе приватизировать. Согласно ст. 5 Закона о приватизации может быть приватизировано имущество, находящееся в государственной и муниципальной собственности. Исключения составляют объекты, перечисленные в ч. 2 ст. 3 Закона о приватизации. К ним относятся, например, природные ресурсы, государственный и муниципальный жилищный фонд, государственный резерв, государственное и муниципальное имущество на основании судебного решения и т. д. Нужно отметить, что наиболее популярными объектами приватизации являются нежилые помещения, имущественные комплексы, объекты недвижимости на стадии строительства и земельные участки. Сразу хочу отметить, что отношения, связанные с приобретением земельных участков, которые принадлежат на праве собственности государству или муниципальным образованиям, не регулируются Законом о приватизации, нормы и порядок получения земельных участков закреплены в Земельном кодексе. Однако, в случае приобретение объектов недвижимости, строительство которых не завершено, одновременно передаются в собственность и земельные участки, которые данные объекты занимают и которые необходимы для их эксплуатации (ч. 1 ст. 28 Закона о приватизации).

Порядок приватизации представляет собой довольно-таки сложный процесс, состоящий из следующих этапов: разработка прогнозного плана приватизации государственного имущества (ст. 7-8 Закона о приватизации), далее – принятие решения о приватизации и исполнение решения о приватизации имущества, предусмотренным законом способом (ст. 14 Закона о приватизации).

Почему необходимо знать и учитывать этот порядок? Потому что условия приватизации в следующем финансовом году могут отличаться от того, что предыдущем году, это касается способов приватизации государственного имущества, нормативной цены, сроков рассрочки платежа и другое.

Что касается способов приватизации, то законодательно закреплен закрытый перечень данных способов в ст. 13 и гл. IV Закона о приватизации. Подавляющее большинство способов – это продажа государственного и муниципального имущества. К ним относятся продажа имущества на аукционе, конкурсе, продажа имущества без объявления цены, продажа находящихся в государственной собственности акций акционерных обществ за пределами Российской Федерации, продажа имущества посредством публичного предложения. Помимо продажи также существуют способы преобразования унитарного предприятия в акционерное общество, а также внесения акций в качестве вклада в уставной капитал акционерного общества.

Особо хотелось бы обратить внимание на способ приватизации, закрепленный в Федеральном Законе от 22 июля 2008 г. №159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности» (далее – Закон № 159-ФЗ). В соответствии с данным нормативно-правовым актом субъекты МСП пользуются преимущественным правом приватизации арендуемого имущества из государственной собственности по цене, равной их рыночной стоимости (ст. 3).

Рассмотрим некоторые ситуации из арбитражной практики для того, чтобы разобраться, какие проблемы происходят и могут произойти при приватизации государственной и муниципальной собственности.

Ситуация 1. Отказ в представлении земельных участков

Для начала рассмотрим возможные отказы в предоставлении земельных участков. Согласно действующему Закону о приватизации, владелец земельного участка (государственный или муниципальный орган) может отказать в предоставлении участка в собственность в случае, если на данном земельном участке находятся объекты недвижимости в стадии строительства или имущественные комплексы, участок является изъятым из оборота, находится в резерве, на участке имеются постройки, принадлежащие на праве собственности третьим лицам и т.д. (исчерпывающий перечень оснований приведен в ст. 39.16 Земельного кодекса РФ).Чаще всего отказывают в следующих двух случаях:

  • местная администрация оставляет участок в резерве для будущего строительства инженерных коммуникаций и иных нужд;
  • нахождение на приватизируемом земельном участке объектов недвижимости в стадии строительства, однако в этом случае, если именно владелец данных недостроенных объектов обратится с заявлением о приватизации участка, на котором они находятся, то уполномоченный орган обязан предоставить данный участок обратившемуся лицу в случае, конечно же, исполнения последний иных обязательных условий, предусмотренных законодательством.

Из судебной практики можно привести пример решения Арбитражного суда Мурманской области от 30 ноября 2017 г. по делу №А42-8768/2016. В данном случае истец (ИП) обратился с заявлением о предоставлении ему земельного участка из государственной собственности по договору купли-продажи на основании ст. 39.17 Земельного кодекса РФ. Основанием для этого служит тот факт, что истец является собственником сооружений, расположенных на данном участке, что дает ему право на приобретение земельных участков (подп. 6 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ). Уполномоченный государственный орган оставил без рассмотрения данное заявление на основании того, что заявитель не выполнил все требования, предусмотренные ст. 36.16 Земельного кодекса (а именно, ответчик ссылается на неполный объем предоставленных документов), в связи с этим заявитель вынужден был обратиться в суд. Соответственно суд вынес решение в пользу истца, признав решение ответчика незаконным и нарушающим права истца.

Сложнее ситуация обстоит, если оспаривается отказ в предоставлении земельного участка на основании того, что данный участок зарезервирован для государственных и муниципальных нужд. Можно привести в пример Постановление Восьмого Апелляционного арбитражного суда от 25 мая 2016 г. по делу №А46-8230/2015.В данном деле ИП выдвигает требования о предоставлении ему в пользование земельного участка, при этом он является владельцем недвижимого имущества, расположенного на данной территории. Суд первой инстанции, а также апелляционный арбитражный суд исковые требования оставили без удовлетворения. Исходя из материалов дела, можно сделать вывод, что суд, в первую очередь, руководствуется ст. 39.16 Земельного кодекса РФ, на основании которой разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным ИП в заявлении о предоставление земельного участка.

Читайте так же:
Предвзятое отношение на работе что делать

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что резервирование земли под государственные и муниципальные нужды является весомым основанием для отказа в предоставлении юридическим и физическим лицам права на данный земельный участок. Например, раньше была возможность оспаривать подобное решение на основании ст.28, ст. 36 Земельного кодекса РФ по вопросу предоставления в аренду сроком на три года земельного участка, необходимого в целях эксплуатации объекта недвижимости, находящегося на данном участке. Однако, с 1 марта 2015 года данные статьи утратили силу и теперь не имеется возможности основывать требования на этих нормах. Собственно, в приведенном мной последнем примере, Апелляционный суд также обосновал свое решение именно из-за утраты юридической силы данных статей, в противном случае суд, возможно, был бы на стороне истца.

Также, хочу обратить внимание на еще одну возможную (но часто встречающуюся) причину отказа в предоставлении земельных участков, а именно наличие разногласий с уполномоченным органом по площади или границам участка, а также площади максимальной застройки. Примером подобного спора можно привести решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга от 22 июня 2017 г. по делу № А56-61466/2016. В данном случае отказ в предоставлении участка по договору купли-продажи был основан на двух причинах: наличие на участке недвижимого имущества, принадлежащего третьим лицам и факт того, что площадь земельного участка превышает площадь, необходимую для функционирования и использования объекта недвижимости, который на нем расположен. Подобный отказ возможно оспорить с помощью проведения судебной экспертизы по оценке необходимой площади для функционирования объекта недвижимости, а также о статусе объекта, принадлежащего третьим лицам. В данном деле с помощью экспертизы установлено, что объект, принадлежащий третьим лицам, является движимым имуществом (трансформаторная подстанция), а наличие подобных объектов, согласно Земельному кодексу РФ, не является причиной для отказа в предоставлении участка. Также эксперт установил, что площадь, на которую претендует заявитель является необходимой для функционирования объекта недвижимости, который ему принадлежит. В итоге суд удовлетворил заявление истца в полном объеме и признал решение уполномоченного органа (ответчика) незаконным. Впоследствии ответчик обратился с апелляционной жалобой по данному делу, которая Постановлением Тринадцатого апелляционного суда от 31 октября 2017 г. по делу № А56-61466/2016 осталась без удовлетворения.

Подводя итог рассмотрения возможных отказов в предоставлении земельных участков можно сделать вывод, что уполномоченные государственные органы, а впоследствии и арбитражный суд, требуют выполнение от заявителя норм, предусмотренных ст. 39.16-39.17 Земельного кодекса РФ. Наиболее частыми причинами отказа являются: нахождение земель в резерве, наличие на спорном участке возведенных построек, принадлежащих третьим лицам, а также разногласия по площади или границам участка, а также площади максимальной застройки. Данные решения можно (а иногда и необходимо) обжаловать через арбитражный суд.

Ситуация 2. Отказ в приватизации нежилых помещений и имущественных комплексов

В практике арбитражных судов очень часто встречаются споры о приватизации нежилых помещений и имущественных комплексов, являющихся государственной и муниципальной собственностью. Предметом данных споров является чаще всего необъективно завышенная цена на данное имущество, что, естественно, затрудняет процесс приватизации и заключения сделки.

При составлении договора купли-продажи имущества с уполномоченным органом, при несогласии с ценой приватизируемого имущества, необходимо ответным письмом направить протокол разногласий. В случае, если уполномоченный орган не согласится с данным протоколом, данный спор необходимо разрешить в судебном порядке. Можно привести пример подобного спора, а именно Решение Арбитражного суда г. Москвы от 30 октября 2017 г. по делу № А40-5650/2017-28-45. Данный спор возник по причине, которую я описал выше. Следует отметить, что суд в данном случае будет руководствоваться следующими нормативно-правовыми актами: Законом № 159-ФЗ, определяющий порядок отчуждения государственного и муниципального имущества, Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ», а также Законом о приватизации.

Цена приватизируемого государственного и муниципального имущества на основании ст. 12 Закона о приватизации должна устанавливаться на основании отчета об оценке составленного в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности.В данном споре истец ссылался на оценку рыночной стоимости выкупаемого объекта, в соответствии с которой рыночная стоимость объекта ниже, чем стоимость, заявленная уполномоченным органом. Поэтому суд первой инстанции удовлетворил исковые требования в полном объеме.

Теперь проанализируем преимущественное право приватизации арендуемого имущества согласно ст. 3 Закона № 159-ФЗ. В качестве примера можно привести Решение Арбитражного суда Тюменской области от 31 октября 2017 г. по делу № А70-11965/2017. В данном деле ООО является арендатором нежилого помещения, являющимся государственной собственностью. На основании ч. 1 ст. 3 Закона № 159-ФЗ Общество подало заявление в уполномоченный государственный орган на приватизацию данного помещения. Однако, по данному заявлению был вынесен отказ на основании того, что заявителем не выполнены требования, предусмотренные вышеуказанной статьей, из-за чего Общество подало исковое заявление в арбитражный суд. В процессе рассмотрения дела заявитель предоставил документы, подтверждающие тот факт, что Общество временно владеет данным имуществом более двух лет по состоянию на 1 июля 2015 г. (в соответствии с ч.1 ст. 3 Закона № 159-ФЗ). Соответственно, заявитель имеет объективное преимущественное право на приватизацию данного объекта недвижимости. Также истец подтвердил, что является субъектом МСП. Суд также согласился с доводами истца и удовлетворил его требования в полном объеме.

Из вышеприведенного анализа судебной практики можно сделать вывод, что зачастую решения или бездействия уполномоченных органов необъективны и незаконны в отношении предпринимателей. Чтобы выиграть данный спор, необходимо четко проанализировать нормы Закона № 159-ФЗ и Закона о приватизации, так как именно на нормы данных нормативно-правовых актов опирается суд. Оценочная экспертиза также играет ключевую роль в подобных делах особенно, когда разногласия касаются стоимости приватизируемого имущества.

В заключении хочу отметить, что арбитражная практика знает довольно большое количество споров, возникающих при приватизации государственного и муниципального имущества. Объектами данных споров могут выступать нежилые помещения, земельные участки, имущественные комплексы, объекты в стадии строительства. Разногласия возникают из-за того, что многие объекты недвижимости являются спорными, многие организации и физические лица не выполняют условия, при которых они получают право на приватизацию, а также, как указано выше, часто уполномоченные органы выносят немотивированное и незаконное решение относительно заявителя, что дает право на основании ч. 1 ст. 198 АПК РФ обратиться за защитой своих прав и интересов в арбитражный суд. Оспорить отказ в приватизации государственного и муниципального имущества можно, главное, определить соответствующие основания и доказательную базу.

Читайте так же:
Города митинги против пенсионной реформы

Как отменить приватизацию земельного участка

Все мы помним, что в 90-е годы минувшего столетия государство наделяло граждан земельными паями на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, тем самым многие стали правообладателями недвижимого имущества не в силу своего волеизъявления. У других граждан имеются в собственности земельные участки в соответствующих товариществах, которые, зачастую, заброшены и не используются по назначению. Однако действующим законодательством предусмотрено, что правообладатели недвижимости несут не только бремя ответственности за принадлежащее им имущество, но и обязанность своевременно уплачивать налог на это имущество.

Таким образом, гражданам следует не только использовать предоставленные земельные участки согласно целевому назначению, но и своевременно уплачивать налог за возможность ее использования. В настоящее время ситуации, когда собственник участка не поддерживает на нем надлежащий порядок и не использует принадлежащую ему территорию, случаются все чаще и по разным причинам: состояние здоровья, удаленное местоположение земельного участка от дорог и коммуникаций, низкое качество почвенного слоя земли и иные факторы. В практике Росреестра, как правило, это ситуации, когда принадлежащие гражданам земельные доли, в состав которых входили сенокосы, пашни и пастбища, были ими ранее выделены и отчуждены частично, а в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН) продолжают оставаться актуальными записи о зарегистрированных правах на оставшуюся после выдела и отчуждения земельную долю. При этом заблуждение собственников состоит в том, что право общей долевой собственности на оставшуюся долю в праве общей долевой собственности прекращено, и оплата налогов не требуется. Для случаев, когда владелец не осуществляет надлежащие работы на основании каких-либо причин, а также не желает уплачивать налог за пользование участком или земельной долей, а также во избежание в будущем задолженности по уплате налогов законодателем предусмотрена возможность отказа от права собственности.

Разъяснения по этому вопросу назрели в связи с тем, что в 2018 году увеличилось количество обращений граждан в территориальное управление Росреестра по вопросам налогообложения недвижимого имущества.

В Земельном кодексе Российской Федерации (далее – ЗК РФ) установлены различные процедуры отказа от права на земельный участок для собственника участка и для лиц, владеющих земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве пожизненного наследуемого владения. В Гражданском кодексе Российской Федерации (далее – ГК РФ) содержится общая норма об отказе лица от права собственности в отношении любого имущества. Согласно ст. 236 ГК РФ гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.

Если ГК РФ содержит общее правило о том, что отказ от права собственности на имущество может быть выражен в любой, в том числе и в устной форме, то ЗК РФ устанавливает, что отказ от права собственности на такой вид имущества, как земельный участок, должен быть совершен исключительно в письменной форме и подлежит государственной регистрации.

Согласно ч. 2 ст. 53 ЗК РФ лицо, желающее отказаться от права собственности на земельный участок, подает заявление о таком отказе в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В настоящий момент таким органом является Росреестр и его территориальные органы.

Порядок государственной регистрации прекращения права собственности на земельный участок или земельную долю вследствие отказа от права собственности определен в ст. 56 Федерального Закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости (далее – Закон о регистрации).

Важно знать, что прием заявлений об отказе от права собственности осуществляется в офисах МФЦ, причем, государственная пошлина за совершение данного регистрационного действия не предусмотрена.

Если право собственности на земельный участок ранее не было зарегистрировано, то согласно ч. 2 ст. 56 Закона о регистрации к заявлению собственника об отказе от права на земельный участок также прилагается правоустанавливающий документ на земельный участок, т.е. документ, на основании которого возникло право на земельный участок у гражданина. Предоставление указанных документов не требуется в случае, если право собственности на такой земельный участок ранее было зарегистрировано и сведения о правах содержатся в ЕГРН.

Земельные участки, в том числе и доли в них, от которых отказались их собственники, переходят в собственность субъекта Российской Федерации или муниципального образования. Закон о регистрации предусматривает упрощенный порядок государственной регистрации права собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок или земельную долю в случае отказа от такого права собственником земельного участка или земельной доли, который сводится к тому, что от уполномоченного органа государственной власти (субъекта Российской Федерации или муниципального образования) не требуется заявление о такой государственной регистрации.

В течение пяти дней с даты государственной регистрации права собственности субъекта РФ или муниципального образования на земельный участок или земельную долю орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан уведомить об этом соответствующий орган государственной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления, а также лицо, отказавшееся от права собственности.

Таким образом, процедура добровольного отказа от права собственности на земельный участок проста и понятна. В то же время следует учитывать, что реализация отказа от права собственности на земельную долю возможна только при условии соблюдения требований гражданского законодательства относительно порядка реализации такого отказа.

Вместе с тем, есть несколько нюансов. Так, отказаться от права собственности на земельный участок проблематично в случаях, если на нем расположены объекты капитального строительства, права на которые зарегистрированы в ЕГРН. Согласно ст. 35 ЗК РФ не допускается отчуждение земельного участка без находящихся на нем здания, сооружения в случае, если они принадлежат одному лицу. Иными словами, произвести отказ от прав в отношении земельного участка, сохранив при этом право собственности на дом, не получится.

Читайте так же:
Проведение описи и оценки имущества гражданина

При этом все случаи индивидуальны и решение о прекращении права собственности принимается в каждом конкретном случае государственным регистратором самостоятельно по результатам проведения правовой экспертизы представленных документов.

Таким образом, желание правообладателя освободиться от бремени содержания земельного участка должно быть направлено на юридическое прекращение принадлежащего ему права.

Аннулирование приватизации земельных участков соседом через суд — законно ли?

Здравствуйте, купили приватизированный участок в 2013 году. Если пробить в госреестре по кадастровому номеру, получается, что участок смещен относительного фактического местоположения на несколько метров. И по реестру на нашем участке располагается строящийся дом нашего соседа. Сегодня пришел сосед и сказал, что не может приватизировать участок, т.к. ему сказали, что его дом находится на нашем участке, и собирается подать на нас в суд, чтобы нам аннулировали приватизацию. Подскажите, пожалуйста, к чему нужно готовиться и насколько законны его требования?

Добрый день!

В вашей ситуации оспаривать право собственности на земельный участок, даже через суд, чем Вас «пугает» сосед, дело нереальное и неправильное с точки зрения законодательства Российской Федерации.

Нам интересно было бы знать какой «специалист» посоветовал Вашему соседу решать имеющуюся проблему таким оригинальным способом. Если Вы это знаете напишите пожалуйста в комментариях!

Ведь Вашему соседу мешает приватизировать его земельный участок не Ваше право собственности и, к счастью, не физические границы Вашего участка! Мешают приватизации соседского участка, а точнее его формированию, межеванию и кадастровому учёту, те сведения о границах Вашего земельного участка. которые содержаться в Едином государственном кадастре недвижимости.

Как они туда попали? — спросите Вы.

В результате межевания Вашего земельного участка! — ответим мы.

При этом межевание Вашего участка, не обязательно было проведено с ошибкой! Несмотря на то, что в большинстве случаев похожих на Вашу ситуацию имеет место банальная реестровая ошибка, иногда, подчеркнём иногда, кадастровый инженер проводивший межевание Вашего участка ни в чём не виноват, а виной всему — перерасчет координат всех земельных участков произведённый государством несколько лет тому назад.

Кстати!

Подробнее о порядке исправления ошибок, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости Вы сможете прочитать в нашем ответе на злободневный вопрос — «Сделано неправильно межевание?».

Так как самостоятельно разобраться, какая именно ошибка имеет место в Вашем конкретном случае, без профессиональных знаний будет сделать достаточно трудно, мы советуем Вам обратиться к опытному кадастровому инженеру или юристу, специализирующемуся в области земельных отношений!

При этом, учитывая Ваши комментарии о смещении всех участков в садоводческом некоммерческом товариществе, Вам необходимо сообща разобраться с имеющейся ситуацией (прим. редакции — так будет и дешевле и проще), а не доводить дело до судебных разбирательств.

Ведь несмотря на то, что, как говорил французский писатель-моралист Жозеф Жубер, — «Правосудие — это справедливость в действии!», мы всегда в своей работе стараемся использовать весь арсенал методов и способов досудебного урегулирования споров!

Вот такое мнение у наших профессионалов. Надеемся, что они смогли помочь Вам в решении имеющихся вопросов!

Если же Вам необходимо получить более персонализированную консультацию, включающую в себя изучение нашими специалистами документов, анализ и проработку Вашей ситуации с точки зрения действующего законодательства, нашей богатой практики его применения и толкования, Вы всегда можете обратиться к нам, желательно по телефону!

Почему по телефону? — уточните Вы.

Да всё просто и банально!

Просто наши юристы и кадастровые инженеры говорят гораздо быстрее (прим. редакции — а иногда и понятнее :-), чем печатают!

Так, что звоните, хотя что мы пристали к телефону, пишите, а если Вы живете в каспийской столице — Астрахани, то и приходите к нам!

Выбор за Вами! Мы в любом случае будем Вам рады!

P.S. Не знаем даже как начать. Мы долго думали, решали, даже спорили!

Но в итоге решились!

Решились попросить у Вас ДЕНЕГ.

Да, мы не ошиблись и Вы не ошиблись! Именно ДЕНЕГ.

Ведь мы Вам помогли?! На Ваши вопросы ответили и профессионально проконсультировали?! Не так ли?!

Заблокировать их! Обнаглели совсем! — можете подумать Вы!

Подождите! Выслушайте нас! — почти закричим мы!

Почему закричим? Так сильно деньги нужны?

ДА! НУЖНЫ! ОЧЕНЬ, ОЧЕНЬ сильно НУЖНЫ.

Но, к счастью, тьфу, тьфу, чтоб не сглазить, не нам!

А ДЕТЯМ. Да, ДЕТЯМ. Простым ДЕТЯМ.

Но больным, пока ещё больным, но живым и очень хотящим одного — ЖИТЬ. Как угодно, но — ЖИТЬ.

Радовать своих родителей, бабушек, дедушек, братьев, сестёр!

Радоваться самим! Радоваться солнцу! Радоваться всему тому, что мы с Вами иногда даже не замечаем!

А как? Как нам им помочь? — спросите Вы!

И мы подскажем! Но сначала выразим Вам громадное человеческое, спасибо! Спасибо! — от всей нашей команды. Спасибо! — от мам и пап, бабуль и дедуль, братанов и сестричек!

СПАСИБО! — от, дай Бог, выздоровевших и живых, в том числе и с нашей с Вами помощью, простых Детей.

А помочь им Вы можете с помощью любых замечательных благотворительных фондов, делающих, порой, невозможное и главное — Дающих надежду!

Мы же можем посоветовать Вам те, проверенные и надёжные, фонды в которые сами перечисляем то, что можем из своего заработка:

На этом Всё! Всё, что хотели, мы Вам сказали, выразили свои чувства, открыли свою душу! Спасибо, что прочли и поняли!

Удачи Вам и главное здоровья!

С уважением, команда простых людей, вместе с Вами делающих наш мир добрее и счастливее!

Когда возможно отменить приватизацию

Когда на законодательном уровне была разрешена приватизация жилья, граждане стали массово её делать. Так они получили дорогостоящую собственность. Со временем некоторые решили, что они не могут платить налог на недвижимость или их не устраивают иные аспекты, тогда возник вопрос о том, можно ли отменить приватизацию квартиры. Эта процедура предусмотрена законодательством – статьей 9.1 закона «О приватизации», и к ней можно прибегнуть при определенных обстоятельствах.

Читайте так же:
Пример договора безвозмездного пользования нежилым помещением

Когда можно отменить приватизацию

Отмена приватизации доступна:

  1. На добровольной основе, если гражданину это по какой-либо причине нужно.
  2. Необходимость принудительной деприватизации возникает, если при проведении процедуры были допущены нарушения. Основанием для её проведения является решение суда.

фото-1

Добровольное желание вернуть квартиру государству может возникнуть у владельцев, если:

  1. Семья растёт и получает право на получение квартиры большей площади, однако ранее уже была приватизировала жилплощадь. Соответственно люди теряют возможность повторного проведения процедуры . Отмена приватизации квартиры позволит встать на очередь для получение жилья, которое соответствует действующим жилищным нормативам.
  2. Если состояние квартиры таково, что требует дорогостоящего ремонта, то её жилец может избегнуть трат, передав её государственному жилому фонду. Он потеряет право собственности на неё, но сэкономит значительную сумму денег.
  3. Те, кто живёт в муниципальной квартире, освобождены от обязанности платить налог на своё жильё. Если владелец считает это для себя обременительным, он может провести рассматриваемую процедуру.
  4. Иногда у пожилых людей не складываются отношения с близкими. Если они не хотят передавать им квартиру по наследству, то достаточно провести её деприватизацию.
  5. Иногда у человека преклонного возраста не остаётся наследников, а ему самому трудно материально содержать жилье. Он может отменить приватизацию, создав себе более приемлемые условия.

Расприватизация также может быть проведена принудительным образом. Для этого могут иметь место следующие причины:

  1. Во время приватизации были допущены нарушения, сделавшие её недействительной.
  2. Договор был заключён под влиянием запугивания или физического насилия или вследствие соответствующих угроз.
  3. Участниками оформления сделки были недееспособные лица. Если их состояние было скрыто от официальных лиц, то это является причиной для отмены приватизации.
  4. Если оформление производилось без участия всех прописанных лиц.
  5. Передача квартиры в собственность жильцов должна быть сделана таким образом, чтобы права несовершеннолетних нарушены не были. Если это правило было нарушено, то вся процедура становится недействительной.

Основания для деприватизации перечислены в статье 178 Граджданского Кодекса РФ.

Порядок отмены приватизации

Правила того, как отменить приватизацию квартиры, предполагают, что собственники предпримут следующие шаги:

  1. Собирают пакет необходимых бумаг. Обычно, это те же документы, что и для приватизации. Потребуются: заявление, паспорт, свидетельство о рождении (для тех, кто его не имеет), справка из Росреестра об отсутствии обременений на квартиру, технический паспорт, поквартирная карточка, документ об отсутствии задолженностей по уплате коммунальных услуг, квитанция, которая подтверждает факт оплаты государственной пошлины.
  2. Пакет документов передают представителям органов муниципальной власти. После рассмотрения о принятом решении делается письменное уведомление.
  3. После того, как получено положительное решение, требуется на протяжении двух месяцев оформить договор социального найма для каждого жильца квартиры.

Документы, удостоверяющие личность, должны представить все проживающие. Технический паспорт необходимо получить, обратившись в БТИ.

После прохождения всех этапов оформления, переход жилой недвижимости в собственность государства будет завершён.

Заявление оформляют следующим образом:

  1. В правой верхней части документа нужно указать, в какой орган муниципальной власти происходит обращение.
  2. Далее пишут, от кого оформляется заявление. Здесь указывают фамилию, имя, отчество, адрес проживания и контактные данные (номер телефона) гражданина.
  3. Затем указывают вид документа («Заявление»).
  4. Основной текст – это формулировка просьбы о проведении реприватизации. При этом указывают тип жилого помещения, адрес, номер свидетельства о приватизации. Заявитель просит заключить с ним и другими жильцами квартиры договор социального найма.
  5. Далее располагают список дополнительных документов, прилагающихся к заявлению. Там должны быть указаны дата и номер приватизационного свидетельства, справка о том, что на этом жилье отсутствуют обременения. При необходимости должен быть включён документ от органов опеки. Он необходим, когда проводится переоформление детей.
  6. Внизу листа ставят дату документа, а также подписи всех собственников и членов семьи.

фото-1

При сдаче пакета документов органам муниципальной власти рекомендуется провести оформление в двух экземплярах. Один из них сдают для рассмотрения, на втором ставят отметку о том, когда и под каким входящим номером пыл принят первый экземпляр.

Стоимость и сроки

Отказ от приватизации представляет собой бесплатную процедуру. Расходы могут быть связаны с оформлением требуемых документов. Например, стоимость выписки из ЕГРН составляет 460 рублей.

Время рассмотрения документов не должно превышать 30 суток с момента подачи. Принудительная отмена приватизации квартиры через суд требует оплаты государственной пошлины в сумме 300 руб.

Можно ли аннулировать приватизацию части жилья

Одним из требований законодательства для проведения рассматриваемой процедуры является согласие на это всех собственников квартиры. Если хотя бы один из них не оформил разрешения, деприватизация проведена быть не может.

Сроки исковой давности

Для аннулирования приватизации применяются общие правила для определения срока исковой давности. Если она производится принудительным образом, то указанный срок составляет 3 года с момента нарушения или с дня, когда истец о нём узнал.

Причины отказа

Государство не всегда одобряет отказ от приватизации. Его причины могут быть следующими:

  1. Среди владельцев имеется несовершеннолетнее лицо.
  2. Если коммунальные услуги на момент обращения были оплачены не полностью.
  3. Когда среди владельцев хотя бы один человек отказался дать согласие наотказ от приватизации.
  4. При наличии обременения на недвижимое имущество. Например, когда квартира является банковским залогом при получении кредита.
  5. Когда хотя бы одному из владельцев принадлежит другое жильё или его доля.
  6. Процедура проводится только, если право на собственность у всех владельцев получено путём проведения приватизации (это касается и служебного жилья). Если хотя бы один из них получил недвижимость при покупке, как наследство или другим аналогичным способом, расприватизация проведена не будет.
  7. Иногда жильцы проводят по своему усмотрению перепланировку. Если на неё не получено официальное разрешение, то такая квартира не может быть деприватизирована.
  8. При проживании новых зарегистрированных лиц, ранее не участвовавших в приватизации этой квартиры.

Для того, чтобы было можно отменить приватизацию квартиры по суду, нужно выполнить такие действия:

  1. Оформить судебное исковое заявление.
  2. Подготовить те документы, которые подтверждают позицию истца.
  3. Обратиться в суд общей юрисдикции.
  4. После получения повестки нужно посещать заседания суда и участвовать в разбирательствах.
  5. Получить письменное решение суда.
  6. Если оно не было положительным, проводится обжалование.
  7. Решение, подтверждающее позицию истца, является основанием для проведения процедуры деприватизации. Нужно написать заявление о проведении процедуры на основании полученного документа и передать его муниципальным органам власти.
Читайте так же:
Пенсия ребенку инвалиду с сахарным диабетом

На основании судебного решения местные власти обязаны принять положительное решение об аннулировании ранее проведённой приватизации.

Написание искового заявления происходит следующим образом:

  1. Необходимо указать, в какой судебный орган производится обращение.
  2. Истец пишет свои фамилию, имя, отчество, адрес регистрации. Нужно указать контактный телефон, по которому с ним можно связаться.
  3. Требуется указать данные ответчика. Обычно речь идёт об органе муниципальной власти, который принял решение об отказе.
  4. Написать название документа.
  5. Основную часть документа начинают с рассказа об основаниях приватизации, дате её проведения, лицах, которые участвовали.
  6. Необходимо подробно рассказать о допущенных государственным органом нарушениях, привести основания для судебного решения вопроса.
  7. Формулируются исковые требования, которые должны быть надлежащим образом обоснованы.
  8. Указывается список тех лиц, которых рекомендуется пригласить на судебное заседание.
  9. Приводится список прилагаемых для обоснования иска документов.

Обязательно проставляется дата составления документа, а также подпись заявителя.

Итоги

Проведение добровольной деприватизации производится путём обращения к местным органам власти. Если речь идёт о принудительном осуществлении процедуры, это делается через суд.

Полезное видео

Дополнительный материал по теме:

Бесплатная приватизация земельного участка: кому полагается, как оформляется и до какого года продлена?

Приватизация позволяет перевести земли, находящиеся во владении государства или муниципалитета, в личную собственность. Проведение данной процедуры необходимо для получения гражданином права распоряжаться земельным участком (ЗУ) по своему усмотрению. Законодательством РФ предусмотрена возможность бесплатной передачи ЗУ в частные руки.

Когда началась в России?

В октябре 2001 года обновлённый Земельный кодекс РФ, который осуществляет регулирование всевозможных земельных правоотношений, был введён в действие. Именно в нём прописано (ФЗ № 137 от 25.10.2001 г. и ФЗ №171 от 23.06.2015 г.), что получить ЗУ во владение можно двумя способами:

  • путём его приобретения;
  • путём приватизации ЗУ, находящегося на балансе государства или муниципалитета.

Следует отметить, что приватизировать можно участки, которые получены в бессрочное пользование или находятся в пожизненном наследовании, а также являющиеся садовыми или дачными (о порядке приватизации земли в садовом товариществе написано тут). Главное их отличие в том, что в доме, построенном на дачном ЗУ, гражданин имеет право зарегистрировать своё проживание.

Закон запрещает оформлять в собственность:

  • наделы, находящиеся в особо охраняемых природных зонах (заповедниках, национальных парках);
  • земли с объектами общедоступного пользования (парки, пляжные зоны и т.п.);
  • изъятые из оборота ЗУ;
  • части водного или лесного фонда.

С какой целью землю начали переводить в собственность граждан?

До проведения в 1990 году земельной реформы (закон «О земельной реформе» от 23.11.1990 г. № 374-1) все земли страны принадлежали государству. При этом граждане платили налог, могли строить дома, другие постройки и оформлять право собственности на них. Однако на этом их возможности и ограничивались.

Земельная реформа, начало которой было положено в 1989 году была направлена главным образом на то, чтобы добиться наиболее эффективного использования земель, а также цель её состояла в повышении производственного и социального потенциала ЗУ нашей страны.

Впервые в истории России земля стала объектом гражданских правоотношений и объектом недвижимости с выходом в 1993 году Указа президента «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России». Принятый в 2001 году Земельный кодекс стал завершающим этапом Земельной реформы, сделав приватизацию земли доступной каждому гражданину.

До какого года продлена бесплатная процедура?

Физическое лицо при соблюдении некоторых условий имеет право приватизировать ЗУ бесплатно – но только один раз в жизни. Такая возможность существует благодаря «Дачной амнистии» (не является официальным термином; означает упрощённый порядок оформления участков в собственность) и принятому в 2015 году Федеральному Закону о регистрации недвижимости.

Безвозмездно провести приватизацию могут:

  • граждане, оформившие договор о бесплатном пользовании землёй на срок не менее 6 лет (по прошествии 5 лет возможна приватизация);
  • многодетные семьи, инвалиды I и II групп, военнослужащие, Герои Советского Союза и РФ, ветераны боевых действий и другие категории граждан, попадающие под определённые социальные гарантии;
  • владельцы объектов на ЗУ, а также гаража в гаражном кооперативе, получивших их в собственность до 25.10.2001 г (как приватизировать землю под гаражом?);
  • лица, арендующие данный ЗУ в соответствии с договором, составленным до 25.10.2001 г (как приватизировать землю, взятую в аренду?);
  • лица, получившие землю в бессрочное пользование и имеющие в собственности постройки на ЗУ.

Вновь выделенный участок земли, к которому заинтересованное лицо ранее не имело никакого отношения (не арендовало, не обрабатывало, не возводило какие-либо постройки) бесплатной приватизации не подлежит!

Разберемся, до какого года можно приватизировать землю бесплатно, на основании какого документа этот срок продлен и когда заканчивается. В соответствии с ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» № 93-ФЗ от 30.06.2006 г. крайний срок, до какого в России физические лица имеют право оформить землю в собственность бесплатно и по упрощённой схеме с минимумов требуемых документов, продлили до конца декабря 2020 года (какие необходимы документы для приватизации ЗУ?). Это относится к землям, предназначенным для ведения сельского хозяйства, огородства и садоводничества (о приватизации земель сельхозназначения читайте тут).

Что будет после окончания этого срока?

Когда закончится срок действия права бесплатной приватизации земли, её можно будет провести только на платной основе (сколько стоит приватизировать ЗУ?). Затраты будут определяться несколькими параметрами:

  • кадастровая стоимость участка;
  • рыночная стоимость аналогичных ЗУ;
  • место расположения участка и другими коэффициентами.

Подводя итог отметим, что государство, заинтересованное в эффективном использовании земель, идёт навстречу своим гражданам, предоставляя (хоть и временную) возможность безвозмездного оформления земельных участков в собственность путём процедуры приватизации.

Однако эта процедура не является обязательной, поэтому каждый гражданин вправе самостоятельно оценить все свои возможности, преимущества и риски – и сделать выбор, прибегать к приватизации своего участка или нет. Главное, успеть это сделать на самых выгодных для себя условиях – до конца декабря 2020 года.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию