Femida96.ru

Юридическая помощь для всех
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Кассация в верховный суд по административному делу

ВС разъяснил применение норм КАС РФ в кассации

9 июля Пленум Верховного Суда РФ в режиме веб-конференции принял Постановление о применении судами норм КАС РФ, регулирующих производство в суде кассационной инстанции. По сравнению с проектом документ содержит незначительные изменения. В связи с принятием постановления признаны не подлежащими применению п. 84 и 85 Постановления Пленума ВС от 27 сентября 2016 г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации».

Ранее адвокат МКА «Правовой эксперт» Анастасия Саморукова, называя проект постановления подробным, предположила, что это связано с большим количеством ошибок, которые допускаются как судом, так и сторонами в ходе кассационного обжалования по новым правилам.

Согласно п. 2 документа правом кассационного обжалования обладают лица, участвующие в деле, и другие лица, если их права, свободы и законные интересы нарушены судебными актами, в том числе лица, не привлеченные к участию в деле в судах первой и апелляционной инстанций, если судебным актом разрешен вопрос об их правах и обязанностях (ч. 1 ст. 318, п. 4 ч. 1 ст. 310 КАС). Судебные акты по административному делу могут быть обжалованы в кассационном порядке не только лицом, по жалобе (представлению) которого дело рассматривалось апелляцией, но и другими лицами, участвующими в деле, не подававшими апелляционную жалобу (представление), а также лицами, не привлеченными к участию в деле в судах первой и апелляционной инстанций, права, свободы и законные интересы которых нарушены вступившим в законную силу судебным актом, включая лиц, о правах и об обязанностях которых судом разрешен вопрос. Лица, не привлеченные к участию в деле, права, свободы и законные интересы которых нарушены вступившим в законную силу судебным актом, вправе обратиться с кассационной жалобой и в том случае, если судебный акт первой инстанции не обжаловался в апелляционном порядке и вступил в законную силу.

В п. 3 добавлен абз. 3, в соответствии с которым прокурор, к которому предъявлен административный иск, участвует в административном судопроизводстве, обладая процессуальным статусом административного ответчика (ч. 4 ст. 38, ст. 45, 46 КАС РФ). На данного прокурора не распространяются положения ст. 39, ч. 6 ст. 318 КАС РФ.

Пункт 5 документа разъясняет, какие вступившие в законную силу судебные акты по административным делам могут быть обжалованы в кассационных судах общей юрисдикции согласно положениям ст. 319 КАС РФ.

Руководитель отдела административной практики юридической компании «Миграционный юрист» Андрей Фоменко назвал данный пункт полезным, подчеркнув, что «он устраняет извечную путаницу». «Практикующим юристам стоит обратить внимание, что кассационным судам передана часть дел, которые раньше рассматривал Верховный Суд. Пункт 5 проекта напоминает: решения верховных судов субъектов, окружных военных и судов городов федерального значения подлежат обжалованию в кассационном суде», – указал эксперт.

При этом из итоговой редакции п. 5 убрано положение о том, что кассационные жалоба, представление на определения апелляционных судов общей юрисдикции могут быть поданы через вынесший обжалуемое определение суд апелляционной инстанции в случае, если в день подачи жалобы, представления дело находится в данном суде (например, при подаче кассационной жалобы на определение суда апелляционной инстанции о приостановлении производства по административному делу). При поступлении жалобы, представления на соответствующее определение суда апелляционной инстанции в суд первой инстанции в случае, когда дело находится в апелляционном суде общей юрисдикции, они направляются судом первой инстанции в суд, в котором находится дело.

В п. 6 Пленум ВС заметил, что, по общему правилу, обращение в кассацию в целях обжалования вступивших в законную силу судебных актов возможно, если лицами, указанными в ч. 1 ст. 318 КАС, были исчерпаны иные установленные Кодексом способы обжалования судебного акта до дня вступления его в законную силу (ч. 2 ст. 318 КАС).

Отмечается, что под иными способами обжалования судебного акта первой инстанции до дня вступления его в законную силу следует понимать обжалование его в апелляционном порядке. При этом такие способы обжалования признаются исчерпанными, если дело рассмотрено апелляцией по существу и вынесено апелляционное определение (определение по результатам рассмотрения частной жалобы, представления), независимо от того, в какой части и каким лицом обжаловался соответствующий судебный акт.

«Судам следует также учитывать, что КАС РФ не предусмотрена возможность апелляционного обжалования судебных приказов, определений об утверждении соглашения о примирении, однако они могут быть обжалованы в кассационном порядке (ч. 11 ст. 137.1, п. 1 ч. 2 ст. 319 Кодекса)», – указано в постановлении.

Судебные акты, указанные в ст. 319 КАС, считаются обжалованными в кассационный суд общей юрисдикции, если по результатам рассмотрения кассационных жалобы, представления в отношении их данным судом вынесено определение (п. 3 ч. 2 ст. 319 КАС). Обжалованные в кассацию судебные акты нижестоящих инстанций могут быть обжалованы в Верховный Суд, в том числе лицами, не подававшими кассационные жалобу, представление на соответствующий судебный акт в кассационный суд общей юрисдикции, а также в части, не обжалованной в кассационный суд общей юрисдикции.

Читайте так же:
Служебная необходимость понятие

Согласно абз. 3 п. 7 кассационные жалобы, представления могут быть поданы непосредственно в соответствующий суд кассационной инстанции, если кассационное производство уже возбуждено по жалобе, представлению другого лица.

Председатель Военной коллегии адвокатов г. Москвы Владимир Тригнин обратил внимание на то, что п. 11 проекта постановления Пленума ВС закрепляет в качестве оснований восстановления пропущенного по уважительной причине срока на обращение в суд кассационной инстанции не только традиционно рассматриваемые в качестве таковых тяжелую болезнь, беспомощное состояние или уход за тяжелобольным членом семьи, но и введение режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории России либо на ее части, что, несомненно, будет актуальным ввиду сложившейся в последнее время ситуации, вызванной распространением коронавирусной инфекции.

Андрей Фоменко указал, что если п. 85 Постановления Пленума ВС РФ от 27 сентября 2016 г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» фактически запрещал обжалование определений суда о восстановлении или отказе в восстановлении пропущенного срока, о предоставлении или отказе в предоставлении рассрочки по госпошлине и предписывал указывать возражения непосредственно в кассационной жалобе, то п. 11 проекта уже разрешает обжалование этой категории определений отдельно от основного судебного акта. «Это однозначно позитивно скажется на нагрузке на судебную систему, ведь, фактически разрешая вопрос о восстановлении или отказе в восстановлении пропущенного срока, суд будет освобожден от изучения иных материалов дела», – указал Андрей Фоменко.

В абз. 3 п. 12 постановления разъясняется, что лицо, подавшее кассационную жалобу, должно предпринять все зависящие от него меры для поступления в суд соответствующих документов (например, в электронном виде) либо информации об их направлении (например, телеграммы, телефонограммы и т.п.) до окончания установленного судьей срока. В случае если необходимые документы не поступили в суд в срок, установленный судьей, и у судьи отсутствует информация об их своевременном направлении, кассационная жалоба возвращается без рассмотрения по существу (ч. 7 ст. 320, п. 6 ч. 1 ст. 321 КАС РФ).

Согласно п. 15 постановления кассационные жалоба, представление, подаваемые в кассационный суд общей юрисдикции, либо кассационные жалоба, представление на судебные акты по административным делам, указанным в п. 7–11 ч. 1 ст. 20 Кодекса, подаваемые в судебную коллегию Верховного Суда, подаются через суд, принявший решение (суд первой инстанции), и направляются в кассацию вместе с административным делом. С учетом этого такие жалобы, представления не подлежат возвращению на том основании, что к ним не приложены копии судебных актов, принятых по административному делу, копии документов, подтверждающих полномочия представителя, а также документов о его образовании, если соответствующие документы или их копии имеются в материалах административного дела (ч. 5 ст. 320, п. 1 ч. 1 ст. 321 КАС). Вместе с тем, если кассационные жалоба, представление подаются непосредственно в судебную коллегию Верховного Суда, к ним прилагаются копии указанных выше документов.

Анастасия Саморукова выразила надежду, что такая новелла начнет действовать и в УПК. «Для лиц, находящихся в местах заключения и не имеющих права на адвоката по назначению и возможности пригласить адвоката по соглашению, зачастую подающих кассационные жалобы самостоятельно, задача добыть эти самые “акты с синей печатью” является существенным препятствием для обращения в суд кассационной инстанции и, соответственно, ограничивает их доступ к правосудию», – заметила Анастасия Саморукова.

Согласно абз. 1 п. 17 документа в случаях подачи в суд первой инстанции после направления дела в кассацию заявлений по вопросу о распределении судебных расходов такие заявления рассматриваются судом первой инстанции после возвращения административного дела.

По мнению Владимира Тригнина, такое правило вполне обоснованно: поскольку после введения так называемой «сплошной кассации» количество отмененных решений и определений нижестоящих судов существенно возросло, до принятия судебного акта кассационной инстанции велик шанс, что проигравшая сторона станет выигравшей, а преждевременно разрешенный вопрос по распределению судебных расходов придется пересматривать заново.

Из п. 17 убран абз. 4, согласно которому заявление об отмене или замене мер предварительной защиты, принятых судом первой или апелляционной инстанции, рассматривается судьей кассационного суда общей юрисдикции, в котором рассматриваются кассационные жалоба, представление и находится административное дело, по общим правилам, предусмотренным ст. 89 КАС РФ. Если вопрос об отмене или замене мер предварительной защиты возникает при рассмотрении кассационных жалобы, представления по существу, он подлежит разрешению судом кассационной инстанции при рассмотрении административного дела.

В соответствии с абз. 5 п. 17 при восстановлении срока апелляционного обжалования и подачи апелляционных жалобы, представления на судебный акт, в отношении которого были поданы и не рассмотрены кассационные жалоба, представление, суд кассационной инстанции возвращает не принятые к производству кассационные жалобу, представление либо оставляет без рассмотрения по существу такие жалобу, представление, если они приняты к производству. Согласно принятому постановлению, данное правило распространяется и на случаи удовлетворения заявления, представления о пересмотре по новым или вновь открывшимся обстоятельствам обжалованного в суд кассационной инстанции судебного акта.

Читайте так же:
Компенсация морального ущерба

Владимир Тригнин заметил, что в п. 20 постановления Пленум ВС вводит правило рассмотрения дополнений к ранее поданной кассационной жалобе: в случае если такие дополнения поступили после установленного 6-месячного срока для обжалования судебного акта, но до рассмотрения жалобы судом кассационной инстанции, такие дополнения рассматриваются совместно с кассационной жалобой и тем самым реализуются задачи и принципы административного судопроизводства (ст. 3, 6 КАС РФ).

Документ дополнен новым п. 24, в соответствии с которым если судами первой и (или) апелляционной инстанций допущена ошибка в применении и (или) толковании норм материального права, для исправления которой после отмены (изменения) судебных актов не требуется установления новых обстоятельств, представления, исследования и оценки доказательств, то суду кассационной инстанции следует принять новый судебный акт, не передавая дело на новое рассмотрение в суд первой или апелляционной инстанции (п. 5 ч. 1 ст. 329 КАС). В случае передачи дела на новое рассмотрение в суд первой или апелляционной инстанции суд кассационной инстанции указывает в кассационном определении мотивы, препятствующие принятию им нового судебного акта по административному делу (п. 7 ч. 2 ст. 330 КАС).

Владимир Тригнин указал, что п. 27 документа наделяет судью кассационной инстанции правом любым из предусмотренных КАС способов направления судебных извещений уведомить лицо, подавшее жалобу, о праве представить в суд дополнения к кассационной жалобе, в случае если в поданной жалобе не указано, в чем, по мнению лица, подавшего жалобу, состоят фактические основания (доводы) для отмены или изменения обжалуемых судебных актов. «Тем самым создаются дополнительные гарантии для защиты гражданских прав», – посчитал адвокат.

Также Владимир Тригнин назвал важным п. 28, который содержит правило о том, что суд кассационной инстанции проверяет законность (обоснованность) апелляционного определения, если лицо, подающее кассационную жалобу, обжалует только решение суда первой инстанции и не приводит доводов относительно незаконности (необоснованности) апелляционного определения. При этом, если обжалуется только апелляционное определение, которым решение суда первой инстанции было оставлено без изменения, кассация вправе проверить также законность и обоснованность решения суда первой инстанции.

В п. 32 постановления отмечается, что кассационный суд общей юрисдикции вправе по своей инициативе или по заявлению лиц, участвующих в деле, исправить допущенные в кассационном или ином определении суда кассационной инстанции описки, опечатки или явные арифметические ошибки, а также рассмотреть заявления лиц, участвующих в деле, о разъяснении такого определения суда кассационной инстанции (ч. 4 ст. 2, ст. 184 и 185 КАС). При этом убрано из принятой редакции положение о том, что названные определения согласно ст. 331 КАС вступают в законную силу со дня их вынесения и могут быть обжалованы в кассационном порядке в судебную коллегию Верховного Суда.

Владимир Тригнин указал, что в целом постановление направлено на разъяснение основополагающих процессуальных вопросов, возникающих в практике рассмотрения дел кассационными судами общей юрисдикции. «Поскольку этот институт востребован гражданами и представителями профессионального юридического сообщества и продолжает, что называется, набирать обороты, можно предположить, что кассационные суды общей юрисдикции со временем станут неотъемлемой частью гражданского и административного правосудия по аналогии с окружными судами в арбитражном процессе», – резюмировал Владимир Тригнин.

Пленум ВС разъяснил правила кассации по административным делам

Пленум ВС разъяснил правила кассации по административным делам

Заседание Пленума ВС уже привычно состоялось в формате видеоконференции. Мы дополним материал записью заседания, как только она станет доступна.

Проект постановления Пленума ВС состоит из 31 пункта. По итогам обсуждения документа Вячеслав Лебедев принял решение отправить разъяснения на доработку. В конце материала есть ссылка на текущий текст документа, а мы коротко рассказываем о наиболее интересных его положениях.

Согласно разъяснениям Пленума ВС, кассационную жалобу по административному спору может подать не только участник дела в нижестоящих инстанциях, а любое лицо, чьи права и интересы затронуты решением по делу.

Пожаловаться в кассационный суд они вправе даже в том случае, если судебный акт не обжаловался в апелляционном порядке, но уже вступил в законную силу.

Кассационную жалобу или представление нужно подавать через суд первой инстанции. Если обратиться сразу в кассацию, то документ вернут заявителю. Но из этого правила есть исключения – если дело уже находится в кассационном суде по другой жалобе, то жалобу можно подать прямо туда.

Подавать жалобы нужно вместе с ее копиями – чтобы у суда была возможность отправить их всем участникам спора. В случае подачи жалобы и документов, приложенных к ней, в электронном виде, суд «при наличии технической возможности» должен разместить их на своем сайте.

Читайте так же:
Причины для уменьшения алиментов на несовершеннолетних детей

Пленум подчеркивает – шестимесячный срок на обжалование, предусмотренный в КАС, является единым. То есть, у сторон есть полгода на то, чтобы пожаловаться и в кассационный суд, и, при необходимости, в Верховный суд.

Срок начинает течь на следующий день после принятия последнего апелляционного определения и истекает в соответствующее число последнего месяца этого срока.

Из срока исключается время, которое понадобилось апелляционному суду на составление «мотивировки» по делу. Также срок приостановится на время рассмотрения дела в «первой» кассации.

У участников процесса есть возможность подать жалобу до 24 часов последнего дня срока. В этом случае дата подачи апелляции определяется по штемпелю на конверте или другому документу, который подтверждает прием жалобы.

В проекте постановления есть примерный список причин, которые могут признать уважительными для пропуска срока. Среди очевидных (тяжелая болезнь, беспомощное состояние) Верховный суд выделяет и любые «не зависящие от лица обстоятельства, в силу которых оно было лишено возможности своевременно обратиться с кассационной жалобой в суд». Например, введение режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части.

Восстановить пропущенный срок можно только в течение 12 месяцев со дня вступления обжалуемого решения в силу.

Если нижестоящие суды освободили участника процесса от уплаты госпошлины, то за подачу кассационной жалобы платить тоже не нужно.

К кассационной жалобе обязательно нужно приложить документ, подтверждающий факт оплаты пошлины, право заявителя на льготу по пошлине – либо ходатайство об отсрочке, рассрочки или освобождении от ее уплаты. Иначе судья уведомит заявителя о необходимости предоставить один из таких документов.

Судья суда кассационной инстанции может уведомить участника процесса о недостатках его жалобы. Например, когда к ней не приложены необходимые для рассмотрения дела документы. На устранение недостатков участнику процесса дадут не больше 20 дней.

Суд может направить заявителю уведомление об устранении недостатков «способом, обеспечивающим его скорейшую доставку» – по электронной почте, телефоном или телеграммой.

Если заявитель опасается, что отправленный документ не попадет в суд в положенный срок, то он может уведомить суд об отправке документов – например, позвонить. Иначе есть риск того, что судья, не дождавшись документов, возвратит кассационную жалобу.

Жалобу в Верховный суд можно подать как через суд первой инстанции, так и непосредственно в коллегию ВС.

Во втором случае заявителю нужно приложить к жалобе копии вынесенных по делу решений, доверенность и документы об образовании представителя. Если жалоба подается через первую инстанцию, прикладывать эти документы не нужно. Ведь они уже есть в материалах дела, которые поступят в ВС вместе с жалобой.

Апелляционный суд направил дело на новое рассмотрение в первую инстанцию, а участник процесса обжаловал апелляционное определение в кассационном порядке. Как быть в таком случае? Пленум предписывает первой инстанции приостановить пересмотр дела и «незамедлительно» направить его в кассационный суд.

Также рассмотрен случай, когда стороне восстанавливают срок для апелляционного обжалования, а дело уже находится в кассации. Тогда кассационный суд вернет жалобу, не принятую к производству, а принятую оставит без рассмотрения по существу .

У заявителя есть возможность дополнить свою кассационную жалобу новыми доводами. При этом по дополнительным требованиям можно даже пропустить шестимесячный срок на обжалование: дополнения в таком случае все равно рассмотрят наравне с основной жалобой. Это может пригодиться, если юристы не успевают составить подробную жалобу в срок.

Если дополнения будут существенными, то суд может перенести рассмотрение жалобы на другой день.

Если в ходе подготовки к заседанию кассационные судьи выяснят, что спор между сторонами нужно рассматривать в порядке гражданского производства, то они должны вынести определение о переходе к рассмотрению по правилам ГПК. Такой переход, подчеркивает Пленум ВС, может стать основанием для замены судьи или даже всех судей по делу. Например, если уже назначенные на рассмотрение дела судьи не специализируются на гражданском процессе.

Пленум ВС разъяснил правила кассации по административным делам

Пленум Верховного суда продолжает разъяснять процессуальные кодексы. На этот раз в центре внимания – кассация по административным делам по правилам Кодекса административного судопроизводства. Как правильно посчитать сроки на оспаривание и когда их можно восстановить? Какие документы нужно приложить к кассационной жалобе? Можно ли дополнить ее новыми доводами? Ответы на эти и другие вопросы – в нашем обзорном материале.

Заседание Пленума ВС уже привычно состоялось в формате видеоконференции. Мы дополним материал записью заседания, как только она станет доступна.

Проект постановления Пленума ВС состоит из 31 пункта. По итогам обсуждения документа Вячеслав Лебедев принял решение отправить разъяснения на доработку. В конце материала есть ссылка на текущий текст документа, а мы коротко рассказываем о наиболее интересных его положениях.

1. Кассация без апелляции

Согласно разъяснениям Пленума ВС, кассационную жалобу по административному спору может подать не только участник дела в нижестоящих инстанциях, а любое лицо, чьи права и интересы затронуты решением по делу.

Читайте так же:
Вынесение решения районного суда об уменьшении алиментов

Пожаловаться в кассационный суд они вправе даже в том случае, если судебный акт не обжаловался в апелляционном порядке, но уже вступил в законную силу.

2. Жалоба по адресу

Кассационную жалобу или представление нужно подавать через суд первой инстанции. Если обратиться сразу в кассацию, то документ вернут заявителю. Но из этого правила есть исключения – если дело уже находится в кассационном суде по другой жалобе, то жалобу можно подать прямо туда.

Подавать жалобы нужно вместе с ее копиями – чтобы у суда была возможность отправить их всем участникам спора. В случае подачи жалобы и документов, приложенных к ней, в электронном виде, суд «при наличии технической возможности» должен разместить их на своем сайте.

3. Сроки на обжалование

Пленум подчеркивает – шестимесячный срок на обжалование, предусмотренный в КАС, является единым. То есть, у сторон есть полгода на то, чтобы пожаловаться и в кассационный суд, и, при необходимости, в Верховный суд.

Срок начинает течь на следующий день после принятия последнего апелляционного определения и истекает в соответствующее число последнего месяца этого срока.

Из срока исключается время, которое понадобилось апелляционному суду на составление «мотивировки» по делу. Также срок приостановится на время рассмотрения дела в «первой» кассации.

У участников процесса есть возможность подать жалобу до 24 часов последнего дня срока. В этом случае дата подачи апелляции определяется по штемпелю на конверте или другому документу, который подтверждает прием жалобы.

4. Восстановить срок по уважительным причинам

В проекте постановления есть примерный список причин, которые могут признать уважительными для пропуска срока. Среди очевидных (тяжелая болезнь, беспомощное состояние) Верховный суд выделяет и любые «не зависящие от лица обстоятельства, в силу которых оно было лишено возможности своевременно обратиться с кассационной жалобой в суд». Например, введение режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части.

Восстановить пропущенный срок можно только в течение 12 месяцев со дня вступления обжалуемого решения в силу.

5. Пошлина не для всех

Если нижестоящие суды освободили участника процесса от уплаты госпошлины, то за подачу кассационной жалобы платить тоже не нужно.

К кассационной жалобе обязательно нужно приложить документ, подтверждающий факт оплаты пошлины, право заявителя на льготу по пошлине – либо ходатайство об отсрочке, рассрочки или освобождении от ее уплаты. Иначе судья уведомит заявителя о необходимости предоставить один из таких документов.

6. Звонок от судьи

Судья суда кассационной инстанции может уведомить участника процесса о недостатках его жалобы. Например, когда к ней не приложены необходимые для рассмотрения дела документы. На устранение недостатков участнику процесса дадут не больше 20 дней.

Суд может направить заявителю уведомление об устранении недостатков «способом, обеспечивающим его скорейшую доставку» – по электронной почте, телефоном или телеграммой.

Если заявитель опасается, что отправленный документ не попадет в суд в положенный срок, то он может уведомить суд об отправке документов – например, позвонить. Иначе есть риск того, что судья, не дождавшись документов, возвратит кассационную жалобу.

7. В Верховный суд без копий

Жалобу в Верховный суд можно подать как через суд первой инстанции, так и непосредственно в коллегию ВС.

Во втором случае заявителю нужно приложить к жалобе копии вынесенных по делу решений, доверенность и документы об образовании представителя. Если жалоба подается через первую инстанцию, прикладывать эти документы не нужно. Ведь они уже есть в материалах дела, которые поступят в ВС вместе с жалобой.

8. Между инстанциями

Апелляционный суд направил дело на новое рассмотрение в первую инстанцию, а участник процесса обжаловал апелляционное определение в кассационном порядке. Как быть в таком случае? Пленум предписывает первой инстанции приостановить пересмотр дела и «незамедлительно» направить его в кассационный суд.

Также рассмотрен случай, когда стороне восстанавливают срок для апелляционного обжалования, а дело уже находится в кассации. Тогда кассационный суд вернет жалобу, не принятую к производству, а принятую оставит без рассмотрения по существу.

9. Бессрочные дополнения

У заявителя есть возможность дополнить свою кассационную жалобу новыми доводами. При этом по дополнительным требованиям можно даже пропустить шестимесячный срок на обжалование: дополнения в таком случае все равно рассмотрят наравне с основной жалобой. Это может пригодиться, если юристы не успевают составить подробную жалобу в срок.

Если дополнения будут существенными, то суд может перенести рассмотрение жалобы на другой день.

10. Из административного в гражданский

Если в ходе подготовки к заседанию кассационные судьи выяснят, что спор между сторонами нужно рассматривать в порядке гражданского производства, то они должны вынести определение о переходе к рассмотрению по правилам ГПК. Такой переход, подчеркивает Пленум ВС, может стать основанием для замены судьи или даже всех судей по делу. Например, если уже назначенные на рассмотрение дела судьи не специализируются на гражданском процессе.

Читайте так же:
Алименты с пенсии

ВС разъяснил основные нюансы кассационного производства по административным делам

Что делать суду при отсутствии доводов в кассационной жалобе, когда судебные акты могут быть обжалованы в кассационном суде, минуя апелляционную инстанцию, с какого момента начинает исчисляться срок кассационного обжалования и какие причины его пропуска признаются уважительными? В четверг пленум Верховного суда (ВС) РФ принял постановление, в котором разъяснил особенности кассационного производства по административным делам.

Минуя апелляцию

ВС напоминает, что по общему правилу подача кассационной жалобы возможна только в том случае, если были исчерпаны иные установленные КАС способы обжалования судебных актов, под которыми понимается обжалование в апелляционном порядке.

«При этом такие способы обжалования признаются исчерпанными, если дело рассмотрено судом апелляционной инстанции по существу и вынесено апелляционное определение (определение по результатам рассмотрения частной жалобы, представления), независимо от того, в какой части и каким лицом обжаловался соответствующий судебный акт», — уточняет пленум.

Высшая инстанция обращает внимание на то, что определённые судебные акты обжалуются в кассационном порядке, минуя апелляцию. Так, не предусмотрена возможность апелляционного обжалования судебных приказов и определений об утверждении соглашения о примирении.

Порядок подачи жалобы

В постановлении указывается, что кассационные жалобы и представления, поданные не через суд первой инстанции в соответствии с нормами КАС, подлежат возвращению.

Однако данное правило не применяется при подаче кассационных жалобы, представления на судебные акты, в отношении которых уже возбуждено кассационное производство по кассационным жалобе, представлению другого лица. «Указанные жалобы, представления могут быть поданы непосредственно в соответствующий суд кассационной инстанции», — говорится в тексте документа.

Определение срока обжалования

КАС устанавливает единый шестимесячный срок для кассационного обжалования вступивших в законную силу судебных актов.

ВС отмечает, что указанный срок начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения, иного определения суда апелляционной инстанции, вынесения судебного приказа, определения об утверждении соглашения о примирении.

«Если после вынесения апелляционного определения суд апелляционной инстанции рассмотрит апелляционные жалобу, представление, поступившие от других лиц, которым был восстановлен срок подачи апелляционных жалобы, представления, шестимесячный срок для обжалования вступивших в законную силу судебных актов следует исчислять со дня, следующего за днем вынесения последнего апелляционного определения», — указывает пленум.

Согласно постановлению, из шестимесячного срока для кассационного обжалования исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, а также время рассмотрения кассационных жалобы или представления.

Если пропущен срок

При пропуске срока кассационного обжалования он может быть восстановлен в случае, если суд признает причины пропуска срока уважительными. Как отмечает ВС, срок может быть восстановлен при условии, что обстоятельства, послужившие причиной его пропуска, имели место в период не позднее двенадцати месяцев со дня вступления обжалуемого судебного акта в законную силу.

«К указанным выше обстоятельствам, в частности, могут относиться тяжелая болезнь, беспомощное состояние, уход за тяжело больным членом семьи, иные относящиеся к личности заявителя обстоятельства, а также другие независящие от лица обстоятельства, в силу которых оно было лишено возможности своевременно обратиться с кассационной жалобой в суд (например, введение режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части)», — следует из текста постановления.

При отсутствии доводов

Высшая инстанция разъясняет, что в случае отсутствия в жалобе доводов для отмены или изменения судебных актов по административному делу, суд кассационной инстанции ограничивается проверкой обжалованных постановлений на предмет наличия безусловных оснований для их отмены.

«Если по административному делу, не относящемуся к административным делам, затрагивающим интересы неопределенного круга лиц, и к делам, указанным в главах 28-311 КАС РФ, дополнения к кассационной жалобе не будут представлены, суд кассационной инстанции ограничивается проверкой обжалованных судебных актов на предмет наличия безусловных оснований для их отмены, а также на предмет наличия оснований для прекращения производства по административному делу, оставления административного искового заявления без рассмотрения», — указывает ВС.

Проверяя наличие безусловных оснований для отмены судебного акта, суды кассационной инстанции должны путем исследования объяснений лиц, участвующих в деле, и иных доказательств устанавливать, действительно ли лицу не было известно о времени и месте проведенного судебного заседания либо действительно ли лицо, не владеющее языком, на котором ведется судопроизводство, было лишено права давать объяснения, выступать, заявлять ходатайства, подавать жалобы на родном языке или на любом свободно избранном языке общения, а также пользоваться услугами переводчика.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию