Femida96.ru

Юридическая помощь для всех
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Контроль за уплатой налоговых платежей

Налоговый контроль в РФ: формы, методы и виды

Учет налогоплательщиков, контроль за правильностью исчисления налогов и сборов — основные функции ФНС, которые позволяют своевременно и в полной мере пополнять бюджет страны или отдельного муниципалитета.

Налоговые проверки — основная и наиболее эффективная форма налогового контроля. Они подразделяются на камеральные и выездные. Камеральные проверки проходят в налоговой инспекции, а выездные — у налогоплательщика. При камеральной проверке в рамках налогового контроля проверяется только тот налог, по которому подана декларация. Камеральная проверка не может быть назначена по истечении 3 месяцев со дня сдачи декларации. В рамках камеральной проверки мероприятия налогового контроля проверяющие используют не так широко, как при выездной.При выездной проверке налоговым контролем могут охватываться все налоги за проверяемый период, которые налогоплательщик обязан уплачивать в зависимости от выбранной формы налогообложения.

Вторая форма налогового контроля — это получение объяснений. Налоговые органы вправе вызвать налогоплательщиков для дачи пояснений по любому вопросу в рамках исполнения законодательства. Пояснения предоставляются в устной или письменной форме и в ходе проведения налогового контроля протоколируются.

О подаче пояснений читайте в этой статье.

Третья форма налогового контроля — проверка данных учета и отчетности. В требовании налоговой инспекции, направленном налогоплательщику, перечисляются необходимые для налогового контроля документы, которые должны быть представлены налоговикам в течение 10 дней. В ходе выездной проверки в рамках налогового контроля может быть назначена инвентаризация.

Осмотр помещений и территорий — еще одна форма налогового контроля. Налоговый инспектор вправе проводить его согласно ст. 92 НК РФ в рамках проводимой проверки. Осмотр происходит в присутствии понятых, при необходимости при этом мероприятии налогового контроля производится фото- и видеосъемка.

Налоговый мониторинг еще одна форма налогового контроля, введенная с 01.01.2015.

Подробнее о налоговом мониторинге узнайте в Готовом решении от КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Период, проверяемый в ходе данного вида налогового контроля, проверяющие не вправе включать в план проверок (п. 1.1 ст. 88, п. 5.1 ст. 89 НК РФ). Деятельность организации при проведении налогового контроля в форме мониторинга становится прозрачной, но любые бухгалтерские и юридические документы инспекция вправе затребовать.

Налоговый контроль при мониторинге базируется на утвержденном регламенте, по которому инспекция может в течение года проверять хозяйственные операции, а организация сможет обезопасить себя от возможных ошибок при начислении налогов, ведь налоговая служба еще до момента сдачи деклараций даст разъяснения по интересующим вопросам.

В налоговом контроле используются следующие методы:

Методы налогового контроля

Документальный налоговый контроль

Фактический налоговый контроль

включает следующие приемы:

  • формальную и арифметическую проверку;
  • юридическую оценку;
  • экономический анализ

включает следующие приемы:

  • учет налогоплательщиков;
  • показания свидетелей;
  • проведение инвентаризации;
  • привлечение экспертов

Виды налогового контроля

НК РФ не дает точного толкования видов налогового контроля, поэтому классификация их разнообразна. Например, она может быть такой:

Виды налогового контроля

Налоговый контроль по времени проведения

Налоговый контроль по способу проверки

Налоговый контроль по месту проведения

Налоговый контроль по периодичности

  • текущий;
  • предварительный;
  • последующий
  • сплошной;
  • выборочный
  • выездной;
  • камеральный
  • первичный;
  • повторный

Минфин планирует ввести оперативный контроль за правильностью фиксации расчетов, включая полноту учета выручки. Ожидается, что закон «О ККМ» №54-ФЗ будет отменен, а нормы административного наказания из КоАП «переедут» в НК РФ. Подробнее о планируемых нововведениях читайте в Обзоре от КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к справочно-правовой системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Подробнее о процедуре проверок читайте в материалах:

    ;
  • «Особенности проведения встречной налоговой проверки».

Формы и методы налогового контроля в РФ

В целях расширения и усиления налогового контроля предусмотрено, что:

1. Плательщики, которые сдают отчетность в электронном виде, должны так же электронно уведомлять инспекцию о поступлении от нее требований, высылая квитанцию о получении. Иначе налоговая инспекция может заблокировать расчетный счет организации (подп. 1.1 п. 3 ст. 76 НК РФ, письмо ФНС России от 17.02.2014 № ЕД-4-2/2553).

2. В течение 3 лет инспекция может приостановить операции по счетам в банках, если организацией или ИП не будет предоставлена налоговая отчетность (подп. 1 п. 3 ст. 76 НК).

3. Налоговый контроль затрагивает и декларацию по НДС. При установленных несоответствиях проверяющие в рамках налогового контроля вправе потребовать любые документы по операциям, отраженным в декларации, а также проводить осмотр территории и помещений организации.

4. Если гражданин, имея в собственности различные объекты имущества, не получает извещения об уплате налогов, он должен сам сообщить об этом в инспекцию для целей налогового контроля (п. 2.1 ст. 23 НК РФ).

ВАЖНО! Юридические и физические лица могут теперь видеть свою «налоговую историю» на сайте ФНС РФ, в сервисе «Личный кабинет налогоплательщика». Здесь есть вся информация об объектах налогообложения, суммах налогов, о наличии переплаты или недоимки.

5. Налоговый контроль теперь охватит и сбор такой информации, как факты заключения и расторжения браков, а также случаи установления и прекращения опеки (абз. 1 п. 3 ст. 85 НК РФ).

Читайте так же:
Алименты за три предыдущих года судебная практика

Итоги

Налоговый контроль направлен на решение главной задачи государства — пополнение бюджета любого уровня своевременно и в полном объеме. Проверки являются самой эффективной формой налогового контроля, дисциплинирующей налогоплательщиков.

Как ФНС будет следить за уплатой налогов в 2021 году

Контроль налогов ФНС регламентируется статьей 54.1 Налогового Кодекса РФ. Еще в марте 2021 года Налоговая служба опубликовала письмо, в котором четко изложила правила применения данной статьи в отношении предпринимателей, уклоняющихся от выплаты налоговых платежей. Но как именно будет осуществляться контроль уклонения от налогов? В настоящей статье мы постараемся разобраться, какие вопросы могут возникнуть у налоговых инспекций в отношении предпринимателей и предприятий. А также разберем, какие действия более чем законны и не приведут к повышенным налоговым сборам.

Перерегистрация кассы ФНС

Регистрация онлайн-кассы в ФНС

Регистрация онлайн-кассы в ФНС необходима для проведения расчётов в соответствии с законом 54-Ф3. Закажите услугу прямо сейчас — цена 2000 ₽.

Область применения статьи 54.1 Налогового Кодекса РФ

Статья 54.1 НК РФ под названием «Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов» нацелена на противодействие и борьбу с преступлениями, связанными с уплатой налогов, а также уклонением от выплаты налоговых пошлин.

К числу налоговых преступлений относятся противозаконные действия в виде убавления налоговой базы и снижения совокупности налоговых сборов. Суть таких экономических преступлений заключаются в искажении налогоплательщиками сведений о результатах хозяйственной деятельности предприятия или объекта налогообложения. Искажения подразделяются на несколько основных категорий:

  • 1. Сокрытие реальных операций. К примеру, не отражение используемой для работы предприятия недвижимости, в том числе, якобы недостроенные объекты.
  • 2. Передача ложных показателей о реальных операциях. К примеру, передача ложной информации о реализуемых товарах в целях их реализации как не подакцизных. А также предоставление неправильных данных о параметрах деятельности в целях снижения процента потенциальной выручки с продаж товаров и услуг. Также сюда входят ситуации с преднамеренным дроблением компаний.
  • 3. Отражение фиктивных операций, не проводимых в действительности. В данную категорию входят операции с причастностью фиктивных контрагентов. О них мы расскажем подробнее далее в статье.

Письмо ФНС содержит информацию по доначислению налоговых платежей по каждому виду нарушений закона 54.1. Таким образом, налоговый контроль ФНС позволит выявить наличие фиктивных операций, чтобы не учитывать их при налогообложении, а также снять расходы и вычтенные средства по данным операциям. Что касается других категорий нарушений, инспекция выявит реальный смысл всех проведенных операций и доначислит налоговые вычеты, рассчитав правильную денежную сумму.

Порядок выявления сделок фиктивных контрагентов

Одним из важнейших факторов, предоставляющих плательщику налогов возможность учета налоговых платежей и использования вычетов, является исполнение обязательств сделки надлежащим лицом. Это регламентируется пунктом вторым статьи 54.1 Налогового Кодекса. Отсюда следует, что выполнение обязательств лежит на стороне договора или лице, на которое и наложено данное обязательство.

Целью включения данного пункта в закон является попытка борьбы с возможным составлением документов, оформленных на фиктивные лица. Фиктивными являются организации, действующие лишь на бумаге, не ведущие деятельность и не выполняющие никаких функций в реальной сделке. Такие организации созданы, чтобы оформлять на их имя соответствующие документы. Налоговый контроль ФНС России в письме № БВ-4-7/3060 обозначает такие компании как «технические».

Для квалификации сделки как фиктивной и доначисления налогов, инспекция должна предоставить доказательства отношения контрагента к «техническим» организациям. Кроме того, необходимы доказательства осведомленности налогоплательщика о фиктивности сделки.

Как доказать, что организация является технической?

Налоговые инспекторы обязаны предоставить доказательную базу, которая покажет, что контрагент, составивший документацию, является техническим. Кроме всего прочего, письмо ФНС содержит информацию о том, что для доказательства будет недостаточно лишь заключения эксперта по почерку, о составлении документации фиктивными лицами. Для закрепления факта об участии фиктивного контрагента в сделках, необходимо наличие нескольких доказательств косвенного типа:

  • Отсутствие оснований, подтверждающих фактическую экономическую деятельность рассматриваемой компании. В том числе отсутствие у компании работников, веб-сайта, а также данных, что компания вела деятельность и прочее.
  • Отсутствие условий, подтверждающих возможность исполнения подписанных договоренностей: наличие работников, основные средства, активы, склады, транспортные средства, обязательные разрешения и лицензии и прочее.

Снятие кассы с учета в налоговой

Онлайн-касса снятие с учета в налоговой за 1 день без очередей и посещения ФНС!

  • Подтверждение невозможности осуществления операции техническим лицом в указанном времени и месте.
  • Не соответствие расходов, включенных в счет, роду деятельности компании контрагента, по которому были проведены денежные операции.
  • Подозрительное поведение обеих сторон сделки при подписании документов и договоров.
  • Нетипичный для сделок документооборот, а также некорректное заполнение документации с наличием недочетов, ошибок, связанных с формальностями, а также с тем, что участники не спланировали концепции защиты своих прав при неудачно проведенной сделке (обращение в суд, подача претензии и прочее).
  • Договора включают пункты, которые вызывают подозрения, ввиду своей необычности. К примеру, длительность отсрочек платежей, а также сомнительные размеры санкций за ущербы от нарушений.
  • Ценообразование в документации значительно отличается от среднего, установленного на рынке.
  • Отсутствие документации, обязательной для определенного вида деятельности. К примеру, при составлении договора о строительном подряде, обязательно наличие акта передачи строительной площадки подрядчикам.
  • Отсутствие проведенной оплаты.
  • Использование при расчетах не ликвидных активов: не банковские векселя, прав требования к третьим лицам и другое.
  • Отсутствие принятия мер защиты нарушения прав — а именно, претензий, заявлений с отказом от договоренности, обращений в судебные органы.
  • Обнаружение факта обналичивания денежных средств, и последующее использование их налогоплательщиком в собственных целях, а также использование их учредителями, должностными или другими лицами.
  • Возвращение денежных средств, перечисленных технической организации, обратно к второй стороне договора или другим причастным лицам.
  • Обнаружение печатей и документов, связанных с контрагентом на предприятии налогоплательщиков.
Читайте так же:
В каком случае назначаются алименты

Федеральная служба, осуществляющая контроль за уплатой налогов, полагает, что налоговые органы обладают достаточными полномочиями для выявления всех вышеперечисленных обстоятельств. Необходимо только правильное использование данных полномочий, для получения пояснений от всех участников заключенных договоров. Кроме того, инспекторам рекомендуют использовать не только формальные вопросы для выяснения информации, но также применять индивидуальный подход, для детального выяснения всех обстоятельств сделок, а также выяснения полномочий и обязанностей каждого опрошенного.

Кроме прочего, налоговая инспекция, осуществляя контроль по налогам, имеет право осматривать прилегающую территорию и помещения на местах проводимых проверок. В том числе инвентаризовать имущество и использовать результаты осмотра, чтобы анализировать баланс исследуемой организации (товарный баланс, складской учет и прочее).

Доказательство соучастия налогоплательщика

Итак, после предоставления доказательной базы, свидетельствующей о вине технической организации, инспекция должна получить факт подтверждения осведомленности налогоплательщика о незаконных намерениях контрагента. А также подтвердить намерения налогоплательщика об уклонении от налогов.

Основным доказательством такого намерения является зафиксированный факт прямого контакта плательщика налогов и исполнителя сделки. К примеру, доказательством считаются зафиксированные переговоры, наличие деловой переписки с деталями о сделке. При отсутствии прямых контактов, инспекторам необходимо проверить, проявлял ли плательщик налогов нужную осмотрительность при выборе контрагента и заключении договора.

Следовательно, ФНС имеет право доначислить налоги при установлении нижеперечисленных фактов:

  • Факт неосведомленности налогоплательщика о юридическом адресе контрагента, а также о его производственных помещениях, складах и прочее.
  • Отсутствие попыток налогоплательщиком получения данных по контрагенту (нет данных об отправленных запросах).
  • Налогоплательщик не может предоставить Swot -анализ, который должен был быть проведен при подготовке к сделке.
  • Отсутствие прямого контакта налогоплательщика с директором, работниками технической организации при подписании договора и оговорке условий.
  • Отсутствие документов, которые подтверждают наличие хоть каких-то полномочий у участников сделки со стороны контрагента.
  • Плательщик налогов не может предоставить информацию о том, откуда у него появились контакты контрагента. (реклама в СМИ, сайт, рекомендации).

Процесс доначисления налогов

После предоставления инспекцией доказательной базы об участии в подписании документов фиктивного контрагента, а также об осведомленности об этом налогоплательщиком, ФНС имеют право начислить дополнительные налоговые платежи.

Зачастую, инспекция не занимается оспариванием сделки как таковой, ведь по факту передача товара или оказание работ и услуг состоялись. Только вот этим занималась не фиктивная организация, а кто-то другой. Поэтому налоговые органы просто осуществляют замену расходов и вычетов с фиктивного контрагента на реального. Однако такая схема работает лишь при добровольном предоставлении налогоплательщиком информации по фактическому контрагенту и всей документации. В противном случае вычеты и расходы не будут определены расчетным путем.

Читайте также: «Налоговый учет онлайн-кассы в ФНС»

Деловая цель и дробление бизнеса

Кроме прочего, еще одним выполненным условием при учете затрат и применении вычетов является то, что сделка должна заключаться не только ради налоговой выгоды.

Проверка на наличие иной цели осуществляется путем прохождения экспресс-теста. Проверка будет проходить для каждой операции, которые проводились в составе сделок, по отдельности. Здесь инспектору необходимо выяснить, не проводились ли некоторые операции лишь для получения налоговой выгоды. В том числе понять, провел бы налогоплательщик операцию при отсутствии остальных сделок. При получении отрицательного результата по тесту, налоговики должны также доказать возможность достижения деловой цели при отсутствии проведения спорной транзакции.

Те же проверки проходят и при дроблении бизнеса. Дополнительными критериями, позволяющими Налоговой службе зафиксировать факт дробления бизнеса, являются:

  • наличие одних и тех же сотрудников и используемых ресурсов;
  • зафиксирован факт тесного взаимодействия между всеми участниками схем;
  • направления деятельности различаются, однако, при этом в совокупности являются единым производственным процессом, помогающим достигнуть определенного результата.
Читайте так же:
Необходимый стаж для оформления пенсии

В случае доначисления налоговых средств по факту дробления бизнеса, инспекция должна выявить фактические налоговые обязательства налогового плательщика. А именно, будет проведен учет не только доходов, но и соответствующих расходов, вычетов, а также сумм уже оплаченных налогов.

Вывод

Контроль уплаты налогов в 2021 году четко регламентирован согласно статье 54.1, а также письмом, опубликованным Федеральной службой налогов в марте. В статье мы постарались разобраться какие действия могут спровоцировать налоговую инспекцию заняться проверкой вашего бизнеса. Таким образом, чтобы избежать дополнительно начисленных налогов, предпринимателям стоит тщательнее следить за деятельностью своей организации, а также сотрудников, а кроме того, проводить сделки и операции согласно статьям Налогового кодекса РФ.

Нужна помощь в регистрации онлайн-кассы?

Не теряйте время, мы окажем бесплатную консультацию и проведем регистрацию онлайн-кассы в ФНС.

Ознакомьтесь с нашим каталогом продукции

В нашем интернет-магазине и офисах продаж можно найти широкий ассортимент кассового и торгового оборудования

Что такое налоговый мониторинг и как он проводится

С 2016 года в России появилась новая форма налогового контроля — налоговый мониторинг. До сих пор это было доступно только крупным налогоплательщикам, но с 2022 года к мониторингу могут присоединиться и некоторые представители среднего бизнеса. Рассказываем в чём заключается налоговый мониторинг, какие преимущества даёт и как стать его участником.

Что такое налоговый мониторинг

Суть мониторинга в том, что налоговые инспекторы получают доступ к учётной базе организации и контролируют правильность начисления и уплаты налогов. Взамен организацию освобождают от камеральных и выездных проверок за этот период, но есть исключения.

Порядок проведения мониторинга прописан в разделе V.2 НК РФ. Чтобы участвовать в налоговом мониторинге, нужно подать заявление в инспекцию ФНС по месту регистрации организации.

Участники налогового мониторинга

На 2021 год приём заявлений на налоговый мониторинг уже завершён. Чтобы привлечь к мониторингу больше организаций, с 2022 года требования будут снижены, изменения внесены Федеральным законом от 29.12.2020 № 470-ФЗ.

Плюсы и минусы налогового мониторинга

Чем выгодно добровольно раскрывать свои карты налоговикам:

  • компании, которой нечего скрывать, больше доверяют государственные органы и партнёры;
  • в период действия налогового мониторинга не будут проводиться камеральные и выездные проверки. Есть исключения — проверки могут проводить при возмещении НДС или акциза, уменьшении суммы налога к уплате или увеличении убытка по сравнению с предыдущей декларацией, досрочном прекращении мониторинга, предоставлении декларации позже 1 июля года, следующего за контролируемым годом;
  • в процессе мониторинга организация может сразу узнать о найденных ошибках и противоречиях и урегулировать эти вопросы без штрафов;
  • если есть сомнения в правильности начисления или уплаты налогов, можно проконсультироваться с инспекторами и получить их мотивированное мнение. Причём если компания сделает что-то на основе мотивированного мнения и это приведёт к нарушениям, оштрафовать её за это уже не смогут, если мотивированное мнение составлялось не на основании искажённых данных.

Если организация, участвующая в мониторинге не представит в срок декларации, ответственность будет та же, что и для всех остальных.

К недостаткам можно отнести постоянный налоговый контроль со стороны ИФНС, риск утечки конфиденциальной информации и большие требования к системе внутреннего контроля в организации.

Как стать участником мониторинга

Организации, которая хочет участвовать в мониторинге и соответствует его критериям, нужно подать заявление в налоговую инспекцию по месту регистрации.

Нельзя заявиться на мониторинг только по отдельным налогам.

ФНС России утвердила официальную форму заявления приказом № ММВ-7-15/323 от 21.04.2017, но лучше использовать форму рекомендованную Письмом ФНС России №БВ-4-23/13939@ от 31.08.2020.

Срок подачи заявления — до 1 июля года, который предшествует периоду мониторинга. К заявлению нужно приложить следующие документы:

  • регламент информационного взаимодействия. Форма регламента по Приказу ФНС России от 21.04.2017 №ММВ-7-15/323@;
  • информацию о физических или юридических лицах, чья доля участия в организации превышает 25%;
  • действующую учётную политику организации для целей налогообложения;
  • информацию об организации внутреннего контроля в компании. Она должна соответствовать требованиям, установленным Приказом ФНС России от 16.06.2017 №ММВ-7-15/509@.

Рекомендованные формы этих документов можно найти в письме ФНС России № БВ-4-23/13939@ от 31.08.2020. Весь пакет документов нужно отправить в электронной форме.

До 1 ноября налоговая инспекция рассматривает полученные материалы и в течение пяти рабочих дней принимает решение:

  • провести налоговый мониторинг. В этом случае организации отправят уведомление по форме, указанной в приложении №5 к Приказу ФНС России № ММВ-7-15/323@ от 21.04.2017;
  • отказать в проведении мониторинга — организация получит уведомление по форме в приложении №6 к Приказу № ММВ-7-15/323@.
Читайте так же:
Сколько пенсионеров получают социальную пенсию

Отказать могут из-за несоответствия критериям, либо несоответствия системы внутреннего контроля или информационного взаимодействия установленным требованиям.

При положительном решении мониторинг начинается с 1 января следующего года. Если организация не захочет продолжать мониторинг в течение второго года, нужно подать в налоговую заявление об отказе не позднее 1 декабря контролируемого года. Если такого заявления не будет, мониторинг автоматически продлевается ещё на два календарных года. То есть если компания заявилась в 2020 году и в течение 2021 года является участником мониторинга, то чтобы в 2022 году мониторинга не было, нужно подать заявление об отказе до 1 декабря 2021 года. Если заявления не будет, мониторинг продлится в 2022 и 2023 годах.

Период мониторинга

Мониторинг охватывает один календарный год: с 1 января по 31 декабря. Налоговая инспекция должна завершить его до 1 октября следующего года.

Например, в компании налоговый мониторинг будет проводиться с 1 января по 31 декабря 2022 года. Инспекция ФНС в срок до 1 октября 2023 года обязана завершить проверку деятельности этой компании за 2022 год и предоставить все необходимые документы.

Если организация нарушает регламент взаимодействия, не предоставляет документы или даёт недостоверные сведения, мониторинг могут прекратить досрочно. Инспекция ФНС письменно сообщит об этом организации в течение 10 рабочих дней после возникновения обстоятельств, но не позднее 1 сентября следующего за контрольным года.

Как проходит мониторинг

Налоговая инспекция проводит его на своей территории на основе деклараций и учётных данных из базы, куда организация даёт доступ.

Налоговики имеют право:

  • запрашивать документы, информацию по расчётам и уплате налогов, сборов, страховых взносов;
  • требовать письменные или устные пояснения по существу запроса;
  • привлекать специалистов и экспертов.

Документы или информацию по запросам нужно отправлять в налоговую инспекцию в виде заверенных копий:

  • в бумажном виде — через уполномоченного представителя или по почте;
  • в электронном виде, по телекоммуникационным каналам связи.

На подготовку документов у организации есть 10 дней. Если этого времени недостаточно, можно попросить отсрочку. Повторно запрашивать одни и те же документы налоговики не могут.

Если инспекторы находят недочёты или ошибки, они отправляют организации мотивированное мнение. Это можно сделать максимум до 1 июля года, следующего за периодом мониторинга. Если у организации нет возражений, она обязана исполнить предписания налоговиков.

Если возражения есть, нужно направить их в течение месяца, откуда их перешлют в ФНС РФ для проведения взаимосогласительной процедуры. В результате мнение налоговой либо изменят, либо оставят в силе и его нужно будет исполнить.

Мотивированное мнение налоговиков может запросить и сама организация, если в чём-то сомневается, и тоже не позднее 1 июля года, следующего после периода мониторинга.

Если налоговики обнаружат несоответствия по исчислению или уплате налогов и сборов — они отправляют мотивированное мнение в течение 5 рабочих дней. Когда сомнения есть у самой организации, она запрашивает мотивированное мнение у налоговой инспекции. Если у организации остались не исполненные мотивированные мнения, не позднее 1 декабря следующего за контрольным года налоговики должны об этом сообщить.

Все доходы и расходы граждан поставят на контроль?

Банки будут строго следить за переводами физических лиц: подозрительные транзакции грозят блокировкой счета. Многие расценили это как продолжение «закручивания гаек».

В 2021 году был принят целый ряд государственных мер по усилению контроля за финансами. По отдельности эти меры выглядят довольно логично, но все вместе оставляют отчетливое впечатление «закручивания гаек».

Так, в частности, в январе вступили в силу поправки к федеральному закону ФЗ-115 о противодействии отмыванию доходов, полученных преступным путем. Они расширили перечень операций, которые банки должны держать под контролем: здесь и все операции юридических лиц на суммы свыше 600 тысяч рублей, и операции по сделкам с недвижимостью на сумму свыше 3 млн рублей, и почтовые переводы свыше 100 тысяч рублей.

В марте был объявлено, что Федеральная налоговая служба станет следить за покупками граждан, оплаченными банковской картой. В июле физических и юридических лиц обязали отчитываться за движение средств через иностранные электронные кошельки на сумму свыше 600 тысяч рублей в год, при этом введя запрет на прием таких кошельков в российских магазинах, минуя российские банки, за исключением платежных карт.

А на днях ЦБ представил методические рекомендации для банков, где перечислен целый ряд операций, за которыми надлежит усилить контроль. Среди них и включающие большое число контрагентов — физических лиц (более 10 в день), и короткий промежуток менее 1 минуты между зачислением и снятием денег, и совпадение МАС-адресов и цифровых отпечатков у разных клиентов-физлиц, и т. д.

Если учесть, что в наши дни то и дело ужесточаются все виды контроля, то у многих возникли опасения, что эти меры — часть «одной цепочки», что дает повод усомниться в добрых намерениях властного контролера.

Читайте так же:
Пенсия на 5 лет индексация

«Привычка посадить любого гражданина на дополнительный крючок у нашей власти присутствует, — отметил экономист Андрей Нечаев. — Но думаю, что в данном случае, поскольку это во многом идет по линии Центрального банка и Министерства финансов и они основные бенефициары 115-го ФЗ, главный мотив все-таки не политический, а финансовый».

«Основной побудительный мотив — это налоги, — подчеркнул Нечаев. — Государство крайне обеспокоено тем, что после долгого периода процветания и профицита бюджета, в этом году уже явно бюджет будет с дефицитом. Прибавьте сюда, хоть и скромные, но дополнительные расходы, связанные с пандемией, плюс предвыборные подачки. Финансовые власти — им по должности положено — испытывают явное беспокойство за состояние бюджета и ищут, где еще набрать налоги. Поэтому вводятся все время новые налоги и меняются правила их сбора, в том числе, включая налоговую базу. И — этот дополнительный контроль, который, может быть, сам по себе не выявит какие-то гигантские налоговые недоборы, но создает атмосферу нервозности и страха, принуждая слабонервных налогоплательщиков перейти к уплате налогов».

При этом, как иронически предположил Андрей Нечаев, «если уж Госдеп захочет финансировать оппозицию по-черному, он найдет способ провезти „мешочек долларов“, не пользуясь сложными механизмами обналичивания».

Более критично высказался директор Банковского института ВШЭ Василий Солодков. «Это происходит в русле общей политики: затыкание и замуровывание всех клапанов, которые есть, — отметил он. — И в политике, и в экономике, и в финансах. Государство хочет поставить под свой контроль все, что можно и нельзя, и посмотреть, что из этого получится».

«Эти решения не с экономикой связаны, а с контролем, — подчеркнул Солодков. — Во многом все направлено на то, чтобы вычистить политическую поляну, чтобы ни одного ростка там не осталось. Простым людям до этого дела нет. Пока. А дальше — будет. Вот власти пытаются взять под контроль переводы через систему быстрых платежей. Вы собрали деньги на день рожденья вашему сотруднику, а у вас после этого взяли и заблокировали счет, да еще без всякого судебного решения. Идите и разбирайтесь!»

«Наше государство видит будущее в лице той модели, которую исповедует Китай, — резюмировал Василий Солодков. — С точки зрения нашего государства, оптимальное будущее — это Ухань. Когда все под контролем, и вы не можете перейти из одного квартала в другой, не пройдя соответствующего контроля. Это, может быть, утрировано, но направление ведет туда».

Как заметил в данной связи исполняющий обязанности директора Института Дальнего Востока Алексей Маслов, все же до китайской системы контроля — и особенно финансового — российскому государству очень далеко.

«Дело в том, что в Китае очень много платежных систем: помимо банковских, кредитных и депозитных счетов, еще системы, которые привязаны к электронным платежам, — напомнил китаист. — И самые известные из них — WeChat и несколько других. У вас возникает акканут, которые привязан к вашему мессенджеру, как в WeChat — туда привязана практически полностью ваша идентичность. Вы WeChat расплачиваетесь, в WeChat переписываетесь, не только между собой, но и с государственными органами, например, отправляете заявки. И вы же через WeChat можете идентифицировать свою личность, чтобы покупать билеты и т. д. Человека, у которого нет WeChat, не существует в природе».

Поэтому любое действие гражданина КНР, финансовое и нефинансовое, тут же отслеживается. И потом превращается в определенный результат: к этому же привязывается и пресловутый «социальный рейтинг» китайца, который может, в свою очередь, выражаться и в финансовых результатах: например, по какой цене вам будут продавать билеты на самолет.

Кроме того, в КНР в принципе нет негосударственных банков в чистом виде. Все четыре основных банка страны — государственные, формально заявленные как АО. Все остальные банки кредитуются у них. Поэтому в КНР не может быть платежа, не контролируемого государством. И отмывание денег через банки там изначально было невозможно (отмывали, но по-другому, через завышение цены контракта).

Однако различие между РФ и КНР не только в степени развития электронных средств. «Рядовой китаец в принципе такие меры приветствует, — подчеркнул Маслов. — В Китае государство полностью выполняет свои социальные обязательства, и при этом налоги там не растут, а уменьшаются. У нас же есть представление, что государство нас все время обманывает. И обмануть его для человека, в свою очередь, считается достоинством».

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию