Femida96.ru

Юридическая помощь для всех
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Конвенции о взыскании алиментов за границей

Конвенции о взыскании алиментов за границей

(Нью-Йорк, 20 июня 1956 года)

Преамбула

* Российская Федерация участницей Конвенции не является.

СЧИТАЯ необходимым неотложное разрешение гуманитарной проблемы, возникающей из положения нуждающихся лиц, судьба которых зависит от получения алиментов от лиц, находящихся за границей,

СЧИТАЯ, что ведение судебных дел или взыскание за границей по алиментным претензиям порождает серьезные правовые и фактические трудности, и

ЖЕЛАЯ обеспечить средства для разрешения таких проблем и преодоления таких трудностей,

ДОГОВАРИВАЮЩИЕСЯ СТОРОНЫ СОГЛАСИЛИСЬ О НИЖЕСЛЕДУЮЩЕМ:

Статья 1
Сфера действия Конвенции

1. Целью настоящей Конвенции является облегчение взыскания алиментов каждому лицу, далее именуемому истец, которое находится на территории одной из Договаривающихся сторон, которые оно имеет право получать от другого лица, далее именуемого ответчиком, которое находится под юрисдикцией другой Договаривающейся стороны. Эта цель осуществляется через агентства, которые далее именуются Передающими и Получающими агентствами.

2. Средства защиты, предусмотренные настоящей Конвенцией, являются дополнительными в отношении любых средств, установленных внутренним или международным правом, а не заменяют их.

Статья 2
Назначение агентств

1. Каждая Договаривающаяся сторона во время сдачи на хранение документа о ратификации или присоединении, указывает один или более правовых или административных органов, которые действуют на его территории в качестве Передающих агентств.

2. Каждая Договаривающаяся сторона во время сдачи на хранение документа о ратификации или присоединении, указывает государственный или частный орган, который будет действовать на его территории в качестве Получающего агентства.

3. Каждая Договаривающаяся сторона без промедления сообщает Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций о назначениях, сделанных в соответствии с пунктами 1 и 2, и о любых изменениях в отношении их.

4. Передающее и Получающее агентства могут непосредственно общаться с Передающим и Получающим агентством других Договаривающихся сторон.

Статья 3
Заявление в Передаточное агентство

1. Если истец находится на территории одной Договаривающейся стороны, далее именуемой государство истца, а ответчик находится под юрисдикцией другой Договаривающейся стороны, далее именуемой государство ответчика, истец может подать заявление в Передающее агентство в государстве истца о взыскании алиментов с ответчика.

2. Каждая Договаривающаяся сторона сообщает Генеральному секретарю о том, какие доказательства обычно требуются по праву государства Получающего агентства для подтверждения требования об алиментах, каким образом такие доказательства должны быть представлены и другие требования по такому праву.

3. Заявление должно сопровождаться всеми относящимися к делу документами, включая, в случае необходимости, доверенность, уполномочивающую Получающее агентство действовать от имени истца или назначить какое-то другое лицо действовать таким образом. К нему должна быть приложена фотография истца и, при необходимости, фотография ответчика.

4. Передающее агентство предпринимает все возможные шаги для обеспечения того, чтобы требования права государства Получающего агентства были соблюдены; и, в соответствии с требованиями этого права, заявление должно содержать:

(a) полное имя, адрес, дату рождения, гражданство и род занятия, а также имя и адрес любого законного представителя истца,

(b) полное имя ответчика, и, если это известно истцу, его адреса за последние пять лет, дату рождения, гражданство и род занятий;

(с) судебное изложение оснований, на которых базируется требование, и искомого пособия, а также любая другая относящаяся к делу информация, такая как финансовое и семейное положение истца и ответчика.

Статья 4
Передача документов

1. Передающее агентство передает документы Получающему агентству государства ответчика, если только не убедится, что заявление является недобросовестным.

2. Перед передачей этих документов Передающее агентство должно убедиться, что они по форме отвечают требованиям права государства истца.

3. Передающее агентство может высказать Получающему агентству свое мнение в отношении существа дела, а также рекомендовать предоставление истцу бесплатной правовой помощи и освобождение от уплаты расходов.

Статья 5
Передача решений и других судебных актов

1. Передающее агентство по просьбе истца передает, в соответствии с положениями статьи 4, любые окончательные или предварительные решения и любые другие судебные акты, полученные истцом, в отношении оплаты алиментов, в компетентном суде любой Договаривающейся стороны, и, если это необходимо и возможно, то протоколы судебных заседаний, в которых такое решение было вынесено.

2. Решения и судебные акты, указанные в предыдущем пункте, могут быть переданы взамен или в дополнение к документам, указанным в статье 3.

3. Производство, предусмотренное в статье 6, может включать, в соответствии с правом государства ответчика, проведение процесса по выдаче экзекватуры или регистрации, или иск, основанный на акте, переданном согласно пункту 1.

Статья 6
Функции Получающего агентства

1. Получающее агентство предпринимает, от имени истца и в рамках данных ему истцом полномочий, все необходимые шаги для получения алиментов, включая мировое соглашение и, если необходимо, предъявление иска и ведение процесса по иску об алиментах, а также исполнение любого приказа или иного судебного акта по уплате алиментов.

2. Получающее агентство постоянно информирует Передающее агентство. Если оно не может действовать, то сообщает Передающему агентству об основаниях этого и возвращает документы.

3. Несмотря на положения настоящей Конвенции, право, применимое к определению всех вопросов, возникающих в связи с любым таким иском или судебным заседанием является правом государства ответчика, включая его международное частное право.

Читайте так же:
Расчет ухода на пенсию по годам

Статья 7
Отдельное поручение

Если по законам обеих Договаривающихся сторон допускаются отдельные поручения, то применяются следующие правила:

(a) суд, рассматривающий иск об алиментах, может направить отдельное поручение для получения дополнительного доказательства, документов или иного, как компетентному суду другой Договаривающейся стороны, так и любому другому органу или учреждению, указанному другой Договаривающейся стороной, на чьей территории поручение должно исполняться.

(b) Для того, чтобы стороны могли присутствовать или быть представленными, запрашиваемый орган сообщает дату и место проведения прошлого производства Получающему агентству, Передающему агентству и ответчику.

(c) Отдельное поручение подлежит выполнению как можно быстрее; если отдельное поручение не выполнено запрашиваемым органом в течение четырех месяцев с момента его получения, то запрашиваемому органу должны быть сообщены основания такого неисполнения или такой задержки.

(d) Исполнение отдельного поручения не порождает возмещения пошлины или любого рода расходов.

(e) В исполнении отдельного поручения может быть отказано только в случае:

(1) Если не установлена его подлинность;

(2) Если Договаривающаяся сторона, на территории которой отдельное поручение должно исполняться, полагает, что этим будет нанесен ущерб ее суверенитету или безопасности.

Статья 8
Изменение решений

Положения настоящей Конвенции применяются также к заявлениям об изменении решений об алиментах.

Статья 9
Исключения и льготы

1. В судебных заседаниях, проводимых в соответствии с настоящей Конвенцией, истцам должно быть предоставлено равное отношение и те же исключения по поводу оплаты расходов и пошлин, которые предоставляются резидентам или гражданам государства, в котором проходят судебные заседания.

2. От истцов не может требоваться из-за их статуса иностранцев или нерезидентов предоставления залога или осуществления любых платежей или депозита для обеспечения расходов или в других целях.

3. Передающее и Получающее агентства не должны требовать никаких пошлин за услуги, предоставляемые по настоящей Конвенции.

Статья 10
Денежные переводы

Договаривающаяся сторона, право которой ограничивает перевод денежных сумм за границу, предоставляет в первую очередь возможность переводить денежные суммы, оплачиваемые в качестве алиментов или покрытия расходов по ведению дела в соответствии с настоящей Конвенцией.

Статья 11

В отношении федеративного или неунитарного государства применяются следующие положения:

(a) в отношении тех статей настоящей Конвенции, которые входят в законодательную функцию федеральной законодательной власти, обязательства федерального правительства являются такими же, которые имеют нефедеральные государства;

(b) в отношении тех статей настоящей Конвенции, которые входят в законодательную компетенцию частей государств-истцов, провинций или кантонов, которые не обязаны, в соответствии с конституционной системой Федерации, предпринимать законодательные действия, федеральное правительство доводит такие статьи со своими благоприятными рекомендациями до сведения соответствующих властей штатов, провинций или кантонов в самое ближайшее время;

(c) федеративное государство — сторона настоящей Конвенции, по просьбе любой другой Договаривающейся стороны передает через Генерального секретаря сведения о праве и практике Федерации и ее составных частей .в отношении любого отдельного положения Конвенции, показывая, в какой мере это положение было закреплено законодательными и иными действиями.

Статья 12
Территориальное применение

Положения настоящей Конвенции распространяются или применяются равным образом ко всем не самоуправляющимся, подопечным или другим территориям, за международные отношения которых Договаривающаяся сторона несет ответственность, если только она при ратификации или присоединении к Конвенции не сделала заявления, что Конвенция не будет применяться к какой-либо одной или более таких территорий. Любая Договаривающаяся сторона, сделавшая такое заявление, может в любое время после этого распространить применение Конвенции на какую-либо или все такие территории, путем уведомления об этом Генерального секретаря.

Статья 13
Подписание, ратификация и присоединение

1. Настоящая Конвенция открыта для подписания до 31 декабря 1956 года от имени члена Организации Объединенных Наций, любого государства — не члена, которое является стороной Статуса Международного суда ООН, или члена специализированного учреждения, и любого другого государства не члена, которое было приглашено Экономическим и Социальным Советом стать стороной Конвенции.

2. Настоящая Конвенция подлежит ратификации. Ратификационные грамоты депонируются у Генерального секретаря.

3. Любые государства, указанные в пункте 1 настоящей статьи в любое время могут присоединиться к настоящей Конвенции. Документы о присоединении подлежат депонированию у Генерального секретаря.

Статья 14
Вступление в силу

1. Настоящая Конвенция вступает в сипу на тринадцатый день после сдачи на хранение третьего документа о ратификации или присоединения в соответствии со ст.13.2.

2. Для каждого государства, которое ратифицировало Конвенцию или присоединилось к ней после сдачи на хранение третьего документа о ратификации или присоединении, Конвенция вступает в силу на тринадцатый день следующий за датой сдачи на хранение этим государством документа о ратификации или присоединении.

Статья 15
Денонсация

1. Любая Договаривающаяся сторона может денонсировать настоящую Конвенцию путем уведомления Генеральному секретарю. Такая денонсация может также применяться к какой-то или ко всем территориям, упомянутым в статье 12.

2. Денонсация вступает в силу через один год после получения уведомления Генеральным секретарем, если это не отразится на делах, которые находятся в производстве во время вступления ее в силу.

Статья 16
Разрешение споров

Если возникает спор между Договаривающимися сторонами в отношении толкования или применения настоящей Конвенции и если такой спор не может быть разрешен иными средствами, то он передается в Международный суд. Спор передается в Суд как путем уведомления о специальном соглашении, так и одностороннего заявления одной из сторон спора.

Читайте так же:
Узнать инн для оплаты налогов

Статья 17
Оговорки

1. В случае, когда любое государство делает оговорку к какой-либо из статей настоящей Конвенции во время ратификации или присоединения, Генеральный секретарь направляет текст оговорки всем государствам, являющимся сторонами настоящей Конвенции, а также другим государствам, указанным в статье 13. Любая Договаривающаяся сторона, которая возражает против оговорки, может в течение девяноста дней с даты сообщения уведомить Генерального секретаря, что она не соглашается с ней, и в этом случае Конвенция не вступит в силу между возражающим государством и государством, сделавшим оговорку. Любое государство, которое присоединяется позже, может сделать такое заявление во время своего присоединения.

2. Договаривающаяся сторона в любое время может отозвать ранее сделанную оговорку и сообщает Генеральному секретарю о таком отозвании.

Статья 18
Взаимность

Договаривающаяся сторона не имеет права использовать настоящую Конвенцию против другой Договаривающейся стороны, за исключением того предела, в котором она сама связана Конвенцией.

Как взыскать алименты из-за границы — адвокат рассказала о главных тонкостях процедуры

В соответствии с Кодексом о браке и семье родители обязаны содержать своих несовершеннолетних и нуждающихся в помощи нетрудоспособных совершеннолетних детей. Развод такой обязанности не снимает.

Если родители уклоняются от уплаты алиментов на содержание своих несовершеннолетних и нуждающихся в помощи нетрудоспособных совершеннолетних детей, то алименты взыскиваются с родителей в судебном порядке. Однако очень часто возникают ситуации, что родитель, обязанный уплачивать алименты, не имеет места жительства или места работы на территории Республики Беларусь, что порождает дополнительные трудности для взыскателя алиментов. О том, как правильно взыскать алименты с проживающего за пределами страны, порталу Interfax.by разъяснила адвокат Юридической консультации города Бобруйска, член Союза юристов Алина Баянова.

Конвенция о международном порядке взыскания алиментов

Белорусское законодательство не действует на территории иностранного государства. Но в такой ситуации подлежат применению международные нормативные правовые акты, которые позволяют взыскать алименты с родителя, проживающего за границей. Республика Беларусь активно принимает меры к тому, чтобы упростить своим гражданам порядок получения алиментов из других стран.

Одним из последних важнейших событий в решении вопроса о взыскании алиментов с родителя, проживающего за пределами Республики Беларусь, стало присоединение страны к Конвенции о международном порядке взыскания алиментов на детей и иных форм содержания семьи, принятой в Гааге 23 ноября 2017г. Конвенция была ратифицирована Законом Республики Беларусь от 28 декабря 2017 года «О ратификации Конвенции о международном порядке взыскания алиментов на детей и иных форм содержания семьи» и действует на территории Беларуси с 1 июня 2018г.

Конвенция распространяет свое действие на отношения между Республикой Беларусь и 39 государствами, такими как Австрия, Албания, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Бразилия, Буркина-Фасо, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Гондурас, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Казахстан, Канада, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, США, Турция, Украина, Финляндия, Франция, Хорватия, Черногория, Чехия, Швеция, Эстония. Это значит, что, если родитель, являющийся плательщиком алиментов, проживает или работает на территории одной из вышеуказанных стран, то взыскатель алиментов может получить алименты, в порядке, предусмотренном Конвенцией.

Несмотря на то, что конвенцией предусмотрен порядок взыскания не только алиментов, но и средств на содержание супруга, Республика Беларусь в этой части ратифицировала конвенцию с оговоркой о том, что согласно пункту 8 статьи 30 Конвенции оставляет за собой право не признавать и не исполнять соглашения о выплате средств на содержание.

Для получения алиментов взыскателю, проживающему на территории Республики Беларусь, необходимо обратиться в министерство юстиции, которое выполняет функции Центрального органа в соответствии с конвенцией. Взыскатель алиментов должен обратиться в Минюст с соответствующей просьбой. В конвенции определены виды просьб, с которыми может обратиться взыскатель алиментов в министерство юстиции, а именно: о вынесении решения о взыскании алиментов или о признании и исполнении решения суда о взыскании алиментов. Также в конвенции содержатся требования, которым должна соответствовать просьба, ее содержание и перечень необходимых документов. С текстом самой просьбы можно ознакомиться на сайте министерства.

Такая просьба должна соответствовать требованиям конвенции и содержать следующие сведения:

изложение сути просьбы или просьб;

фамилию, имя и контактные данные, включая адрес и дату рождения, заявителя;

фамилию, имя и, если известно, адрес и дату рождения ответчика;

фамилии, имена и даты рождения лиц, в пользу которых запрашиваются средства на содержание;

основания для подачи просьбы;

фамилию, имя и контактные данные сотрудника или подразделения Центрального органа запрашивающего государства, ответственного за обработку просьбы.

При необходимости просьба должна содержать дополнительную информацию, если она известна, в частности, о:

финансовом положении должника, включая наименование и адрес работодателя должника, а также о виде и местонахождении активов должника;

любую иную информацию, которая может способствовать установлению местонахождения ответчика.

Если при составлении просьбы возникли трудности, то Минюст, как Центральный орган по конвенции, оказывает содействие заявителю, принимая меры для того, чтобы просьба сопровождалась всей необходимой информацией и документами, которые Центральный орган считает необходимыми для рассмотрения просьбы.

Читайте так же:
Какая федеральная надбавка к пенсии

В случае России — процедура иная

Очень часто возникает вопрос о взыскании алиментов с лица, которое проживает или работает в Российской Федерации. Необходимо обратить внимание, что Россия не присоединилась к Конвенции, но у Республики Беларусь с Российской Федерацией имеется Соглашение о порядке взаимного исполнения судебных постановлений по делам о взыскании алиментов (далее – Соглашение), которое вступило в силу для Беларуси 31.12.2015г.

Данное соглашение упрощает процедуру получения алиментов с родителя, который проживает или работает в Российской Федерации. В соответствии с соглашением родителю, который является взыскателем алиментов, необходимо подать в уполномоченный орган принудительного исполнения в Республике Беларусь заявление о возбуждении исполнительного производства, адресовав его компетентному судебному приставу-исполнителю в Российской Федерации, а также заявление о направлении исполнительного документа для исполнения уполномоченному органу РФ.

Уполномоченными органами со стороны Республики Беларусь являются управления принудительного исполнения главных управлений юстиции областных, Минского городского исполнительных комитетов. Уполномоченный орган направляет исполнительный документ вместе с заявлением взыскателя в уполномоченные органы Российской Федерации, которыми являются территориальные органы Федеральной службы судебных приставов для принятия решения о возбуждении исполнительного производства. После возбуждения исполнительного производства взыскатель алиментов по вопросам, связанным с исполнением решения о взыскании алиментов, должен обращаться непосредственно к судебному приставу Федеральной службы судебных приставов, в производстве которого будет находиться исполнительное производство о взыскании алиментов.

Другие случаи

Далеко не со всеми странами у Республики Беларусь имеются международные соглашения по вопросам, связанным с взысканием алиментов. С теми странами, с которыми таких соглашений нет, действует законодательство того государства, на территории которого проживает или работает должник, а взыскателю алиментов необходимо обращаться в суд такого государства для взыскания алиментов, а после – для признания и исполнения такого решения.

Как происходит взыскание алиментов за границей

Международная конвенция регулирует взыскание алиментов за границей. Многие граждане страны, обязанные оказывать материальную поддержку своим детям, живут и работают за рубежом. Если второй супруг не скрывается от выплаты алиментов, то ему придется производить оплату, основываясь на нормах международного законодательства.

Как платить алименты, если работаешь за границей

Вопрос взыскания алиментов с плательщика заграницей регулируется международным правом.

Если бывший муж – алиментоплательщик переехал в другую страну для заработка или постоянного проживания, то взыскать с него денежные средства можно в судебном порядке. Для этого применяются единовременные алименты в счет будущих выплат:

  1. Перечисление денежных средств фиксированного размера. Расчет суммы зависит от срока наступления условий, которые автоматически отменяют выплату алиментов, например, совершеннолетие ребенка, передача родительских другому лицу.
  2. Перечисление в счет будущих выплат. Данный способ подразумевает передачу ребенку недвижимости или иного крупного имущества. Самое популярное решение – передача детям квартиры.

Произвести выплату единовременных алиментов можно:

  • до того, как отец переехал в другую страну. Передать денежные средства можно любым удобным способом: лично, на банковскую карту, счет или книжку, по почте;
  • после выезда за границу. В такой ситуации бывший муж будет обязан регулярно платить алименты, пересылая на содержание ребенка установленную в судебном порядке сумму.

Аналогичным образом решается ситуация, когда за границу уехал второй родитель с ребенком. Договор о выплатах денежных средств должен быть заключен в России. Если между родителями не заключено соглашение, то сумма выплат назначается в судебном порядке ( ст. 81 СК России). Перечисление денежных средств на проживающего в другом государстве ребенка производится только в российской валюте.

Плательщик уехал за границу

Если второй родитель использовал выезд из страны, как способ укрывательства от алиментных обязательств, то вторая сторона может подать заявление в судебную инстанцию с целью:

  1. Перерасчета суммы алиментов из-за изменения качества жизни второго родителя.
  2. Принуждения к выплате денежных средств за прошедший период, не превышающий 3 лет.
  3. Конфискации ценного имущества, находящегося на территории страны, для погашения долга по выплатам.
  4. Изменения способа зачисления денежных выплат.

Действующее законодательство России позволяет судебным органам производить взыскание задолженности по алиментам у граждан, покинувших территорию страны. При изменении места жительства, как правило, меняется способ взыскания долгов.

Если на работающего должника не были наложены ограничения по выезду, то он может спокойно покинуть территорию страны. В такой ситуации могут возникнуть некоторые сложности. Проще всего взыскать алименты с граждан, находящихся в странах СНГ. Это связано с тем, что на их территории, вынесенные российским судом постановления, имеют законную силу. В такой ситуации, хранители правопорядка стран СНГ могут:

  • объявить должника в розыск из-за уклонения от алиментных обязательств;
  • провести задержание и передачу гражданина судебным приставам России для дальнейшего приведения приговора суда в действие;
  • помочь в переводе и индексации денежных средств. Это позволит получателям, находящимся на территории России, получать выплаты в рублях.

В остальном возможность взыскания денежных средств по алиментам зависит от страны, в которую решит переехать бывший муж, с целью уклонения от алиментов. Если между странами заключено международное соглашение, то процедура взыскания намного упрощается.

Выезд за рубеж при долгах по алиментам

Независимо от местонахождения плательщика алиментов обязательства с него не снимаются.

Выезд за границу граждан, обязанных выплачивать алименты, ограничивается только при наличии задолженности. После развода каждый из родителей обязан в равной мере обеспечивать всем необходимым ребенка. Граждан, уклоняющихся от своих обязательств, устанавливают сотрудники МВД при подготовке загранпаспорта.

Читайте так же:
Закон о субсидии на приобретение жилья

На должников накладывается запрет на выезд в другие страны. Он устанавливается, если было получено заявление от второго родителя или вступило в силу судебное постановление. Запрет снимается только полной выплаты задолженности или подписания соглашения с лицом, воспитывающим ребенка. Второй вариант является нестандартным и на практике применяется довольно редко.

Если злостный неплательщик был задержан при попытке покинуть страну, то его могут привлечь к уголовной ответственности.

Глава 13 СК России посвящена вопросу о взыскании алиментов. Каждый родитель обязан содержать совместных детей до исполнения им 18 лет. Переезд ребенка или плательщика за границу не накладывает никаких ограничений, так как перевод может осуществляться на банковскую карту или счет.

Если гражданин уклоняется от выплаты алиментов, взыскание денежных средств может быть произведено на основании Международной конвенции 1956. Главная трудность состоит в том, что документ до сих пор не подписан. Поэтому беспрепятственное взыскание алиментов с должника возможно в странах СНГ и государствах, с которыми заключены соответствующие международные договора.

Конвенции о взыскании алиментов за границей

Библиографическая ссылка на статью:
Мажурин П.В. Взыскание алиментов с лица, проживающего за пределами РФ // Политика, государство и право. 2013. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://politika.snauka.ru/2013/10/996 (дата обращения: 03.10.2021).

В п. 2 ст. 80 Семейного Кодекса Российской Федерации[1] закреплена одна из основополагающих норм об алиментных обязательствах родителей по содержанию несовершеннолетних детей, которая гласит: в случае непредставления родителями содержания своим несовершеннолетним детям, средства на содержание несовершеннолетних детей (алименты) взыскиваются с родителей в судебном порядке. Процесс такого взыскания четко регламентирован российским законодательством, и, на первый взгляд, не вызывает особых затруднений. Однако, как показывает практика, в отдельных случаях он предстает крайне сложным и запутанным. Одним из таких случаев является ситуация, когда родитель, воспитывающий ребенка, проживает в РФ, а лицо, обязанное уплачивать алименты – за ее пределами.

Проблемы здесь возникают уже на этапе предъявления иска о взыскании алиментов. ГПК РФ[2] в ч. 3 ст. 29 устанавливает правило об альтернативной подсудности данного вида исков, что означает возможность подать его либо в суд государства, в котором проживает алиментообязанное лицо, по его месту жительства, либо в российский суд по месту жительства истца. Каждый из вариантов обладает как определенными достоинствами, так и определенными недостатками, и именно от данного выбора будет напрямую зависеть возможность реального исполнения судебного решения, если, конечно, оно будет вынесено в пользу истца.

Бесспорно, среднестатистическому истцу предпочтительнее подавать иск по месту его проживания. Однако зачастую взыскать алименты таким способом представляется затруднительным или вовсе невозможным ввиду принципа международного суверенитета, по которому российские юрисдикционные акты не могут непосредственно исполняться на территории иностранных государств без процедуры экзекватуры, т.е. признания и получения разрешения на приведение их в исполнение. Данная процедура возможна лишь в случае наличия международного договора о взаимной правовой помощи между РФ и иностранным государством или на основании принципа взаимности. Она непроста и противоречива, кроме того, подобные соглашения РФ имеет лишь с небольшим числом стран, среди которых Украина, Беларусь, Финляндия, Чехия, Польша, Греция[3] и некоторые другие. Поэтому, разумеется, на территории иных иностранных государств будет возможно добиться исполнения лишь решения о взыскании алиментов, вынесенного локальным судом.

Однако здесь также есть свои подводные камни. Во-первых, в зарубежном суде дело будет решаться по законодательству той страны, в которой рассматривается иск. Скорее всего, оно будет серьезно отличаться от законодательства РФ, и сумма, которая будет взыскиваться с алиментообязанного лица, может быть намного меньше, чем та, которая была бы взыскана с него по российскому законодательству. Теоретически возможна даже такая ситуация, когда законодательство иностранного государства в некоторых случаях вообще не будет предусматривать обязанности предоставления родителями средств на содержание детей. Во-вторых, могут возникнуть сложности с извещением о рассматриваемом деле алиментообязанного супруга, если его место жительства не известно. Кроме того, самая главная проблема – это материальная сторона вопроса. Супруг, желающий взыскать алименты, вряд ли сможет сам грамотно отстаивать свои интересы в иностранном суде, а услуги юристов за границей обычно очень дороги. Особенно невыгодно судиться за рубежом в тех странах, где действует так называемое «американское правило», когда каждая сторона самостоятельно оплачивает свои судебные расходы. Даже процедура альтернативного урегулирования споров (путем медиации и др.) не спасет ситуацию. Издержки могут в несколько раз превысить цену иска, и взыскание алиментов в данном случае потеряет всякий экономический смысл.

Возможен и другой вариант развития событий – когда иск подается в российский суд по месту жительства истца. В случае положительного решения суда реально взыскать алименты возможно, как уже упоминалось, лишь с лица, проживающего в стране, с которой РФ имеет договор о взаимной правовой помощи. Для этого, как указывается в большинстве международных договоров, необходимо обратиться в суд, вынесший судебное решение, с ходатайством о признании и исполнении этого решения на территории другого государства. Кроме того, в упомянутых договорах предусмотрена возможность подачи данного ходатайства непосредственно в компетентный орган государства, в котором проживает бывший супруг (на это указывает, к примеру, Инструкция МИД Финляндии по вопросам исполнения на территории Финляндской Республики решений российских судов о взыскании алиментов[4]). Это может быть полезным с точки зрения сокращения временных затрат на получение ходатайства иностранным судом. Однако все же во избежание определенных ошибок, которые могут только замедлить весь процесс исполнения решения, лучше обращаться именно в суд, рассмотревший и вынесший это судебное решение, т. к. он сможет оказать помощь в определении дальнейших действий, а также помочь в оформлении всех необходимых документов.

Читайте так же:
Узнать пенсионные накопления по снилс умершего

Особенно удобно то, что после подачи ходатайства об исполнении судебного решения на территории иностранного государства от взыскателя алиментов больше не требуется производить практически никаких действий, их берут на себя компетентные органы РФ и иностранного государства. Единственное затруднение может возникнуть в случае, если взыскатель не знает адреса алиментообязанного лица, но ему достоверно известно о том, что тот проживает в конкретном иностранном государстве. Тогда, в соответствии с методическими рекомендациями Минюста РФ, по вопросу розыска должника ему следует обращаться в Центр розыска и информации центрального комитета общества Красного Креста[5].

Если же подобного международного договора с государством, в котором проживает алиментообязанный, не имеется, то, само собой, исполнить решение российского суда в его отношении на территории этого иностранного государства не представляется возможным. Однако некоторая практическая польза от такого решения все-таки есть: так, если ответчик будет по решению суда признан обязанным уплачивать алименты, в отношении него будет возбуждено исполнительное производство, и в дальнейшем он, в силу разных причин, решит посетить Россию, то возникнет правовое основание задержать его с предложением либо погасить накопившуюся задолженность, либо понести уголовную ответственность за злостное уклонение от уплаты алиментов в соответствии с ч. 1 ст. 157 УК[6] РФ. Но в большинстве случаев должник по алиментам не возвращается в РФ, и, как следствие, взыскать с него алименты не получится уже никогда.

Избежать рассмотренных проблем помогла бы ратификация РФ двух важнейших международных документов, посвященных облегчению процедуры получения алиментов за границей: это Конвенция ООН о взыскании за границей алиментов от 20 июня 1956 г.[7] и Гаагская Конвенции от 23 ноября 2007 г. «О международном обеспечении получения алиментов и других формах поддержки семьи»[8]. В них регламентирован порядок и процедура взыскания алиментов за границей, гарантии прав взыскателей. К каждой из указанных Конвенций присоединилось более 50 государств, однако РФ это делать по-прежнему отказывается. Возможно, на то есть свои причины, однако это выглядит нелогичным в рамках общемирового стремления к борьбе с таким явлением, как уклонение от уплаты алиментов.

А пока взыскание средств на содержание несовершеннолетних детей с лица, проживающего за рубежом, в РФ действительно представляет собой серьезную проблему для родителя, воспитывающего ребенка, и успех данной процедуры зависит, в первую очередь, от того, в какой стране проживает алиментообязанный. В связи с неучастием Российской Федерации в рассмотренных выше Конвенци ях, а также в отсутствие двусторонних договоров России об оказании правовой помощи по семейным делам с такими государствами, как Германия, Франция, Великобритания, Израиль др., принудительное исполнение решений российских судов на территории указанных государств невозможно, а обращение в суды таких государств представляет собой непростую и затратную процедуру. В итоге осуществить взыскание алиментов с лица, проживающего в одной из этих стран, – задача практически невыполнимая.

С теми государствами, с которыми у РФ имеются договоренности, дело в теории обстоит относительно достойно, однако эффективность функционирования практического механизма оказания правовой помощи между государствами также оставляет желать лучшего. В основном, это касается сроков вынесения зарубежным судом постановления об исполнения решения суда РФ на территории этого иностранного государства: данная процедура может легко затянуться на несколько лет. Кроме того, если зарубежный суд решит, что решение российского суда в чем-то противоречит законодательству этого иностранного государства, что случается очень часто, он откажет в его принудительном исполнении. Таким образом, даже наличие международного договора о взаимопомощи еще не гарантирует того, что алименты будут реально взысканы с ответчика.

Итак, рассмотрев основные проблемы взыскания алиментов с лица, проживающего за пределами РФ, можно сделать вывод, что, к сожалению, в настоящее время за рубежом практически нет шансов добиться такого взыскания. При этом в РФ на эту проблему не обращается должного внимания, несмотря на очевидную тенденцию роста числа смешанных браков. Решать же ее следует именно на уровне нормативного регулирования, откуда все рассмотренные в работе противоречия берут свое начало.

Помимо ратификации двух международных Конвенций о взыскании алиментов за рубежом, России следует учесть международный опыт в области функционирования иных социальных механизмов, способных защитить детей в отсутствие выплаты средств на их содержание. К примеру, в Латвии с 2005 г. действует Гарантийный фонд средств на содержание детей[9], который выплачивает алименты одному из родителей при уклонении другого от их уплаты. Создание подобной организации в РФ помогло бы сгладить имеющиеся проблемы по взысканию алиментов с лиц, проживающих за рубежом, и создать действенный механизм по противодействию проблеме невыплат по алиментным обязательствам.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию