Femida96.ru

Юридическая помощь для всех
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Курсовая работа налоги и налоговая система

Налоги и налоговая система (8)

Налоговая система была сформирована в условиях разрыва экономических связей между республиками, входившими ранее в единый народно — хозяйственный комплекс. Нарастающий экономический кризис обострил проблему мобилизации доходов в государственный бюджет, и потому налоговая политика того периода приобрела преимущественно фискальный характер, который выразился в чрезмерном изъятии доходов у налогоплательщиков и в недостаточно эффективных способах его осуществления. Ориентация на ужесточение налогового режима без учета реальной платежеспособности налогоплательщиков приводит, как правило, к результатам, обратным ожидаемым. Как следствие, в России становление теневого сектора экономики приобрело угрожающий характер, наметились массовое уклонение от налогов, сокращение налоговой базы. Это побудило государство пойти на постепенное снижение тяжести налогового пресса.

Трудно переоценить значимость такой работы, поскольку обеспечение наиболее полного соответствия налоговой системы принятым в обществе социально — экономическим приоритетам благоприятно отразится на общей ситуации в экономике.

Цель и задачи исследования вытекают из актуальности и степени научной разработанности проблемы. Целью представленной работы выступает анализ института налоговой системы и раскрытие сущности налога.

Необходимо решить следующие задачи: рассмотреть понятие и роль налогов, ввести элементы закона о налоге, выделить виды и функции налогов. А поскольку мы живем в Российской Федерации, то необходимо также рассмотреть классификацию и основные виды налогов в российской экономике. Чтобы раскрыть понятие налоговой системы нужно ввести понятие налоговой системы, рассмотреть ее задачи, виды налоговых систем, а также выделить основные принципы налогообложения.

Объектом научного анализа настоящей работы является институт налоговой системы РФ как теоретическая категория и как правовое явление социальной действительности.

Эмпирическая база исследования построена на нормативном материале. Нормативную основу составили: Конституция РФ 1 , федеральное законодательство, затрагивающее вопросы налоговой системы.

Научная новизна исследования заключается в том, что оно представляет собой одну из попыток комплексного теоретико-правового анализа института налоговой системы в РФ.

1.1. ПОНЯТИЕ И РОЛЬ НАЛОГОВ.

Существование любого современного государства неразрывно связано с налогами. Каждый человек в какой-то мере ощущает это на себе. Бенджамин Франклин писал, что «платить налоги и умереть должен каждый». Данный принцип заложен и в российском законодательстве: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы» 2 .

Налоги играют важнейшую роль среди государственных доходов, так как они составляют более 80% доходной части федерального бюджета.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. 3

В силу традиций платеж, являющийся налогом, может быть назван пошлиной, сбором. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения государственными органами юридически значимых действий в отношении плательщиков сборов. 4

Налог является индивидуально безвозмездным, взыскивается на условиях безвозвратности методами государственного принуждения и не носит характер наказания или контрибуции. Налоги устанавливаются законодательной властью в одностороннем порядке.

Совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей (далее налоги), а также форм и методов их построения образует налоговую систему. Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество физических и юридических лиц, передача имущества, добавленная стоимость произведенных товаров и услуг и другие объекты, установленные законодательными актами. В России основы налоговой системы закреплены в Налоговом кодексе РФ.

1.2. ВИДЫ НАЛОГОВ

Налоги бывают двух видов. Первый вид — налоги на доходы и имущество: подоходный налог и налог на прибыль корпораций (фирм); на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица, их называют прямыми налогами. Второй вид — налоги на товары и услуги: налог с оборота — в большинстве развитых стран заменен налогом на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Это косвенные налоги. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги.

Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего дело обстоит с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции. Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов. В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения— к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности.

Различают также твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоговые ставки. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от размеров дохода. Пропорциональные — действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины. Прогрессивные ставки предполагают возрастание величины ставки по мере роста дохода Прогрессивные налоги — это те налоги, бремя которых сильнее давит на лиц с большими доходами. Регрессивные ставки предполагают снижение величины ставки по мере роста дохода Регрессивный налог может и не приводить к росту абсолютной суммы поступлений в бюджет при увеличении доходов налогоплательщиков.

Читайте так же:
Проверка налоговой ип на патенте

В зависимости от использования налоги делятся на общие и специфические. Общие налоги используются на финансирование текущих и капитальных расходов государственного и местных бюджетов без закрепления за каким либо определенным видом расходов. Специфические налоги имеют целевое назначение (например, отчисления на социальное страхование или отчисления в дорожные фонды).

Социально-экономическая сущность, внутреннее содержание налогов проявляется через их функции. Налоги выполняют пять важнейшие функции:

1.Обеспечение финансирования государственных

расходов (фискальная функция).

Государственное регулирование экономики (регулирующая функция).

2.Поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними (социальная функция).

Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию — изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов, либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития — учреждения культуры, здравоохранения, образования и др.

Налогам принадлежит решающая роль в формировании доходной части государственного бюджета. Важную роль играет функция, без которой в экономике, базирующейся на товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись. Рыночная экономика в развитых странах — это регулируемая экономика. Представить себе эффективно функционирующую рыночную экономику, не регулируемую государством, невозможно. Иное дело — как она регулируется, какими способами, в каких формах. Здесь возможны варианты, но каковы бы ни были эти формы и методы, центральное место в самой системе регулирования принадлежит налогам. Развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами — путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций и т. п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги. Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.

Социальная или перераспределительная функция налогов. Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ — научно-технических, экономических и др. С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции в капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат (железные дороги, автострады, добывающие отрасли, электростанции и др.). В современных условиях значительные средства из бюджета должны быть направлены на развитие сельскохозяйственного производства, отставание которого наиболее болезненно отражается на всем состоянии экономики и жизни населения.

Контрольная функция налогов. Сущность ее состоит в количественном отражении и соответствии налоговых платежей и налоговых поступлений. Осуществление контрольной функции налогов, ее полнота и глубина, в известной мере, зависит от налоговой дисциплины. Суть ее в том, чтобы налогоплательщики (юридические и физические лица) своевременно и в полном объеме уплачивали установленные законодательством налоги. Практика работы налоговых органов показывает, что нарушение сроков и полноты уплаты налогов явление частое.

Указанное разграничение функций налоговой системы носит условный характер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно.

Современная налоговая система Российской Федерации, особенности её развития

Актуальность моей работы определяется тем, что налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие и принципы построения налоговой системы Российской Федерации……………………………………………………….…5
1.1 Налоговая система: понятие, цели, содержание, роль……………………. 5
1.2 Принципы построения налоговой системы………………………………..12
Глава 2. Особенности и проблемы развития современной налоговой системы России ………………………………………………………………. 16
2.1 Особенности современной налоговой системы РФ……………………….16
2.2 Проблемы развития современной налоговой системы……………………18
Заключение……………………………………………………………………. 22
Список используемой литературы…………………………………………. 25

Работа состоит из 1 файл

Современная налоговая система рф.doc

ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

"МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ"

КАФЕДРА ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА И ПРОЦЕССА

На тему: «Современная налоговая система Российской Федерации, особенности её развития»

Реферат студента 4 курса

Заочной формы обучения

Вавиличевой Оксаны Александровны

Проверил: кандидат юридических наук, доцент Таренкова Ольга Александровна

Глава 1. Понятие и принципы построения налоговой системы Российской Федерации……………………………………………………… .…5

1.1 Налоговая система: понятие, цели, содержание, роль……………………. 5

1.2 Принципы построения налоговой системы………………………………..12

Глава 2. Особенности и проблемы развития современной налоговой системы России ………………………………………………………………. 16

2.1 Особенности современной налоговой системы РФ……………………….16

2.2 Проблемы развития современной налоговой системы……………………18

Список используемой литературы…………………………………………. 25

Введение

Актуальность моей работы определяется тем, что налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса. Если налоги разумны, государство имеет возможность сконцентрировать значительные средства, направить их на выполнение тех функций, которые возложены на него обществом. Такие налоги позволяют в правильном направлении развиваться экономике и богатеть гражданам.

Читайте так же:
Проверка егрюл на сайте налоговой по инн

На современном этапе трансформации экономической системы России важным условием ее целостности и стабильности является эффективное функционирование ее подсистем, в том числе и налоговой системы.

Целью моей курсовой работы является рассмотрение современной налоговой системы Российской Федерации и особенностей её развития.

Реализация поставленной цели предполагает необходимость решения следующих задач:

  • проанализировать понятие, цели, содержание и роль налоговой системы;
  • определить принципы построения налоговой системы;
  • кратко охарактеризовать особенности современной налоговой системы РФ;
  • перечислить проблемы развития современной налоговой системы.

Теоретической основой написания курсовой работы послужили научные труды В. Петга, А. Смита, Д. Рикардо. Они положили начало формированию классической теории налогообложения. Вопросы эффективности налогообложения и налогового регулирования рассматривались в работах М. Алле, Н. Мэнкью, П. Самуэльсона, Дж. Стиглица, С. Фишера, и др.

Необходимость построения налоговой, системы, соответствующей сущности налогов и их функциям в переходный период, отмечается — в работах В.А. Кашина, И.А. Кравченко, Д.С. Львова, И.Г. Русаковой, Ю.В. Лременко и др. В последние годы значительное внимание теории и практике реформирования налоговой системы уделяют А.М. Бабич, И.В. Горской, Л.Н. Лыкова, Л.Н. Павлова, Л.Л. Окуневой, В.Ф. Столяров, Д.Г. Черник, Т.Ф. Юткина и др.

Объектом исследования является действующая налоговая система Российской Федерации.

Структура работы. Основное содержание данной курсовой работы изложено во введении, в 2 главах, 4 параграфах и заключении. В ходе работы над курсовой работой мною было изучено 24 источника литературы, как учебного, так и законодательного характера. Список прилагается в конце работы.

Глава 1. Понятие и принципы построения налоговой системы Российской Федерации

1.1 Налоговая система: понятие, цели, содержание, роль

Налоги одна из древнейших финансовых категорий. Обязательные платежи государству носили разные названия, причем они часто менялись в соответствии с экономическими и социальными условиями развития общества.

В ст. 8 НК РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Рассматривая налог, необходимо определить юридические признаки сбора.

Сбор — это взнос, уплата которого плательщиком является одним из условий совершения в отношении него государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) (п. 1, 2 ст. 8 НКРФ). 1

Адресность сбора, как правило, содержится в его названии. Сбор может быть безадресным платежом с определенного вида или за право осуществления такой деятельности.

Пошлина – это денежный сбор, взимаемый, с юридических и физических лиц за совершение специально уполномоченными органами действия и за выдачу документов, имеющих юридическую силу.

Государственная пошлина подразделяется на таможенно-пограничные и внутригосударственные пошлины. Таможенная пошлина – это денежный сбор, взимаемый таможенными органами с плательщика за ввоз и вывоз товара (продукции) через таможенную границу государства.

Внутригосударственная пошлина – это денежная плата, взимаемая с физических и юридических лиц за совершение действий имеющих юридическое значение.

Экономическое содержание налогов состоит в том, что они представляют собой часть производственных отношений по изъятию определенной доли национального дохода у субъектов хозяйствования, граждан, которая аккумулируется государством для осуществления своих функций и задач. Совокупность видов налогов, взимаемых в государстве, форм и методов их построения, органов налоговой службы образуют налоговую систему государства.

В настоящее время сложилось несколько подходов к определению понятия налоговой системы. Согласно одному из них, налоговая система – это система экономико-правовых отношений между государством и хозяйствующими субъектами, возникающих по поводу формирования доходной части государственного бюджета путём отчуждения части дохода собственника, посредством системы законодательно установленных налогов и сборов и других обязательных платежей, исчисление, уплата и контроль за поступлением которых осуществляются по единой методологии налогообложения, разработанной в данном обществе. 2

В соответствии с другим подходом, налоговая система – это совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном законодательством порядке. 3

Также налоговая система рассматривается как совокупность предусмотренных законодательством налогов, сборов, принципов, форм и методов их установления, изменения или отмены, уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства 4 .

И.М. Александров рассматривает налоговую систему как совокупность и структура различных видов налогов, в построении и методах, исчисления которых реализуются определенные требования и принципы налогообложения 5 .

Налоговую систему можно определить как целостное единство четырех основных ее элементов: системы законодательства о налогах и сборах, системы налогов и сборов, плательщиков налогов и сборов и систем налогового администрирования, каждый из которых при этом находится друг с другом в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. 6

На мой взгляд, наиболее полным и точным является первое определение налоговой системы, которое и будет взято за основу в данной работе.

Цель налоговой системы:

— создание условий для эффективных воспроизводственных процессов в народном хозяйстве РФ, создание предпосылок для решения социальных проблем как в стране в целом, так и в отдельных регионах,

— создание условий для осуществления внешнеэкономической деятельности и т.д.

В экономической литературе функции обычно рассматриваются по отношению к налогу как таковому. Данная трактовка некорректна с методологических позиций, поскольку налог как экономическая категория – сугубо теоретическая субстанция, вырабатываемая сознанием для представления о движении перераспределяемой стоимости при формировании фонда общегосударственных ресурсов.

Экономическая категория как таковая не выполняет определённых функций. В ней заложен экономический потенциал, т.е. общественное предназначение – выражать ту или иную совокупность воспроизводственных отношений. Теоретически потенциал налога как экономической категории реализует система налогообложения, которой и свойственны определённые функции. Данная совокупность отношений является также теоретизируемой областью научных знаний, однако, эта теория, основывающаяся на умозаключениях о закономерностях воспроизводственных процессов. Система налогообложения, принятая законодательством, — это практический инструмент перераспределения доходов потенциальных налогоплательщиков, следовательно, именно действующая система налогообложения даёт представление о полноте использования присущих налогообложению функций, т.е. о роли налоговой системы.

Читайте так же:
Налоговая система сша включает налоги

Положения о функциях системы налогообложения до настоящего времени составляют предмет научных дискуссий. В экономической литературе приводятся самые различные трактовки налоговых функций.

Казалось бы, какое отношение имеет теоретическое осмысление функционального предназначения системы налогообложения для практики? Не всё ли равно, какими будут функции, главное – наполнить казну государства. Эволюция налогообложения даёт на этот вопрос чёткий ответ – от ориентации на ту или иную функциональную сторону процесса или явления зависит экономическое положение страны, состояние бизнеса и уровень благосостояния отдельных граждан. Если принятая в законе система налогообложения не сориентирована на реализацию внутреннего потенциала экономической категории «налогообложение», то в конечном итоге роль такой системы окажется негативной, несмотря на все репрессивные меры налоговых администраций по обеспечению доходов бюджета страны.

Базовую основу функционального проявления системы налогообложения составляют функции финансов как всеобщей экономической категории распределения. Общепризнанными являются две функции: распределительная и контрольная. В рамках каждой из них формируется особая функциональная специализация налоговых отношений.

Это составляет отправную методологическую основу для формулировки налоговых функций. Функции системы налогообложения – это, прежде всего теоретическое предположение о том, что в данных функциях проявится общественное предназначение налога как такового: обеспечивать доходы государства без ущерба развитию бизнеса.

Однако теоретическое определение функций ещё не означает, что именно в заданном ими направлении будет действовать принятая в законе налоговая система. Функциональную ёмкость системы налогообложения, принимаемой в законе конкретной страны, задаёт не только наука, но и практика.

В числе налоговых функций учёные обычно называют: фискальную, экономическую, перераспределительную, контрольную, стимулирующую, регулирующую. Эти функции приводят как в полном, вышеназванном перечне, так и в компоновке отдельных из них. Из числа налоговых функций сразу же следует исключить экономическую функцию. Налогообложение – экономическая категория сама по себе. Формы её практического использования (виды налогов и условия их действия) раскрываются в экономической (финансовой) сфере, её роль также определяется экономическими параметрами. Конечные цели налогообложения – обеспечить социально-экономические функции государства не в ущерб корпоративным и личным экономическим интересам. Следовательно, наделение налога экономической функцией есть простая тавтология его внутренней сути. В этом нет никакой необходимости и научного смысла.

Анализу содержательности трактовок функций системы налогообложения может способствовать рассмотрение позиций российских учёных, которые постоянно обращаются к исследованиям теоретических и практических проблем налогообложения. Л.П.Окунева даёт чёткую трактовку налоговых функций: фискальной и распределительной 7 .

Неоднозначной по сравнению с названными функциями является позиция Д.Г. Черника «Функции налога – это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств» 8 . Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов. Отсюда возникает главная распределительная функция налогов, выражающая их сущность как особого централизованного (фискального) инструмента распределительных отношений. Посредством фискальной функции реализуется главное общественное предназначение налогов – формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций (оборонных, социальных, природоохранных и др.). Формирование доходов государственного бюджета на основе стабильного и централизованного взимания налогов превращает само государство в крупнейшего экономического субъекта.

Курсовая работа налоги и налоговая система

Онлайн калькуляторы

Налоги – это основной элемент всех экономических отношений с момента возникновения государства. Различные изменения форм государственного управления всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. Благодаря налогам определяются отношения между предпринимателями, также, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками и с вышестоящими организациями. При помощи налогов также может регулироваться внешнеэкономическая деятельность, которая включает в себя привлечение иностранных инвестиций, формирует хозрасчетный доход и прибыль организации. Кроме того, налоговый механизм используют для экономических действий государства на общественное производство, его структуру и на состояние научно-технического прогресса. Поэтому налоги приобретают значимую роль в ходе государственной деятельности.

Данная работа посвящена исследованиям, лежащим в области экономики, и касается изучения налогов и их основных элементов. Налоги – это основной элемент всех экономических отношений с момента возникновения государства. Различные изменения форм государственного управления всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. Благодаря налогам определяются отношения между предпринимателями, также, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками и с вышестоящими организациями.

Исследуемая тема актуальна, так как задача каждого государства заключается в том, чтобы удовлетворить коллективные потребности общества. К примеру, к таким потребностям относят оборону, поддержание общественного порядка, содержание государственного аппарата и многое другое, – благоустройство, услуги ЖКХ, транспорта, здравоохранения, образования, культуры, искусства и спорта. Чтобы удовлетворить данные потребности собираются налоги. Налоги в целом и их учет имеют огромное значение для государственной и управленческой деятельности. Налоги могут рассматриваться как политическая, экономическая и правовая категория.

С точки зрения политики налоги представляют собой один из способов участия граждан в делах государства. Одновременно в современных условиях от качества проводимой государством налоговой политики зависят эффективность и успешность управления экономикой в рыночных условиях

Помимо актуальности темы, стоит рассмотреть также цель исследования. Целью данной курсовой работы является изучение значимости налогов и их видов.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

  1. Рассмотреть вопросы, которые касаются теоретической части налогов. Такие, например, как: что такое налог и каким образом складывается государственный бюджет благодаря налогам
  2. Определить структуру налогов, их функции.
  3. Выявить особенности установление налогов.
  4. Рассмотреть элементы налога.
Читайте так же:
Прожиточная пенсия не работающего пенсионера

В роли объекта исследования выступает налоговая система страны. Предметом являются налоги их разновидности.

Теоретико-методологической базой данной работы являются работы отечественной и зарубежных экономистов, посвященные рассматриваемой теме, учебно-методическая литература, а также разнообразные информационные ресурсы, которые затрагивают данную тему.

Цели и задачи данной курсовой работы предопределили ее структуру, которая состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

1. Теоретические основы категории «Налог»

1.1 Сущность и функции налога

Налоги считаются одним из древнейших экономических инструментов в обществе. Они появились наравне с возникновением государства, и использовались им как источник для содержания государственной власти.

Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, который принудительно взимаемается органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц с целью финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налоги нужно отличать от сборов и пошлин, взимание которых носит не безвозмездный характер, а является условием совершения в отношении их плательщиков определённых действий.

Взимание налогов регулируется налоговым законодательством.

Совокупность всех установленных налогов, их принципов, форм и методов установления, изменения, отмены, взимания и контроля образуют налоговую систему страны.

В Российской Федерации различают налоги трех типов: федеральные, региональные и местные.

Список налогов каждого из видов установлен Налоговым кодексом РФ[1].

Органы государственной власти не имеют права вводить какие-либо дополнительные налоги или же обязательные отчисления, а также повышать ставки, которые не предусмотрены законодательством РФ.

Понятие налога включает в себя некоторые элементы:

  1. Объект налога — то есть, это доходы либо стоимость отдельных товаров, отдельные виды деятельности, различные операции с ценными бумагами, пользование ресурсами, имущество юридических и физических лиц, которые устанавливают законодательные акты.
  2. Субъект налога — это налогоплательщики, то есть физические или юридические лица;
  3. Источник — доход, из которого и выплачивается налог;
  4. Ставка налога – это размер налога с единицы объекта налога;
  5. налоговая льгота – это может быть полное или частичное освобождение плательщиков от налогов.

В развитии видов налога и способов их взимания можно выделить три больших этапа[2]:

От древнего мира до начала средних веков у государств отсутствовал какой-либо финансовый аппарат, поэтому не могли определить в каком размере и какие налоги необходимо собрать, чтобы обеспечить нормальную жизнь людей. А могли определить только общую сумму, которую желательно было получить. Процесс сбора налогов был возложен на общину. Это начальный этап в развитии налогов и их взимания.

На втором этапе конец 19- начало 20 годов. Теперь процесс сбора налогов берет на себя само государство. Начинают создаваться разнообразные государственные учреждения. Разрабатываются новые способы взимания налогов, устанавливается квота обложения. В целом сбор налогов загоняют в определенные рамки.

И, наконец, на последнем третьем, современном, этап — государство отвечает за абсолютно все функции установления и взимания налогов. Органы власти на региональном и местном уровнях играют роль неких помощников государства, имея степени самостоятельности.

Как экономическому рычагу, налогам присваивают значение с помощью которого государство может воздействовать на рыночную экономику. При условиях рыночной экономики государство использует налоговую политику в качестве определенного регулирующего элемента на негативные явления рынка. Сами налоги, как и вся налоговая система, в целом, являются сильным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Изначально форма проявления сущности налогов – это вносимые гражданами денежные средства на финансирование расходов публичной власти. Сейчас налоги, на минимальном уровне определяются, как сумма, которая расходовалась на выполнение государством основных функций. В число таких функций входят: расходы на государственное управление, оборону, охрану порядка и суды. Расширение функциональной нагрузки государства требовало непосредственно увеличение налогов.

На современном этапе развития налогов они выступают в качестве важного источника доходов бюджетной системы, при этом доля доходов от налогов в некоторых странах может составлять даже 90 процентов от общей уплаченной суммы.

Российское налоговое законодательство дает полное и четкое определение налога. Налог — это платеж обязательного индивидуально безвозмездного характера, который взимаемается с юридических и физических лиц в виде отчуждения их денежных средств с целью финансирования нужд государственного и муниципального управления[3].

Сущность налогов, в основном, раскрывается через выполняемые ими функции. К таким функциям можно отнести[4]:

  • Фискальная функция налогообложения — это основная функция налогообложения. Основной эта функция стала исторически: налоги являются составляющей доходов бюджета государства. Реализация данной функции осуществляется благодаря налогового контроля и налоговых санкций, обеспечивающих максимальную собираемость установленных налогов и создающих препятствия к уклонению от уплаты налогов. По-другому, это, так называемый, сбор налогов в пользу государства. Благодаря данной функции реализуется главное предназначение налогов.

Все остальные функции налогообложения берут свое начало в основной фискальной функции.

Прямые налоги и их место в налоговой системе РФ

Налоги представляют собой не только обязательные, индивидуально безвозмездные платежи, взимаемые с организаций и физических лиц, но и источник информации о состоянии государственного бюджета.

С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с бюджетами всех уровней. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, а также формируется прибыль предприятия.

Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. Налоги призваны формировать финансовые ресурсы государства, в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций (оборонных, социальных, природоохранных и др.), в этом заключается их основная роль. Недостаточность средств, собранных посредством налогов, неэффективность налоговой системы, массовое уклонение от уплаты налогов сразу же сказываются на самочувствии государства, а через это на самочувствии общества и населения.

Читайте так же:
Письмо минфина налог на имущество организаций

Градация налогов на прямые и косвенные напрямую зависит от порядка и исчисления и определения объекта налогообложения, при этом косвенные налоги формируют большую часть российского налогового бюджета. Но актуальность данной работы состоит в том, что в настоящее время наблюдаются попытки по смещению акцента в сторону увеличения доли прямых налогов в бюджете страны, что само по себе предопределяет пристальное внимание к проблемам механизма их функционирования и направлениям их совершенствования.

В последние годы проводятся теоретические исследования, в которых принимают участие, как экономисты-теоретики, так и практические специалисты. Проблемы налогообложения следует изучать с использованием достижений смежных наук: права, социологии, теории управления и других.

Теорию налогов разрабатывали выдающиеся экономисты, финансисты, политики: Ф. Аквинский, Т. Мальтус, П. Прудон, Д. Стюарт, А. Тьер и Б. Франклин. Среди теорий налога следует выделить классическую теорию А. Смита, Д. Рикардо. Значительный вклад в теорию налогов внесли Н. Тургенев, А. Исаев, Д. Боголепов, А. Буковецкий, И.Озеров и другие.

Закономерности развития налоговых систем отражены в работах современных ученых А. Брызгалина, Д. Черника, С.Шаталова. Поисками лучших моделей заняты Л. Павлова, В. Пансков, В. Фролов. Проблемам налогообложения посвящены работы таких современных отечественных и зарубежных авторов, как И. Горский, Л. Дробозина, Е. Жуков, В. Кашин, А. Починок, В. Пушкарева, В. Родионова, М. Романовский, И. Русаков, Д. Черник, Г. Юткина и другие.

Общеизвестно, что изменение состава и высоты налогов сказывается на экономике страны, предпринимательстве, населении, приводит к несоответствию целей и полученных результатов. В свою очередь налоговые изменения влияют на спрос и предложение, удовлетворение производственных и личных потребностей, рост производства, поступлений в казну, инвестиционные процессы.

Целью исследования является изучение прямых налогов и перспектив их развития в современных условиях развития экономики Российской Федерации.

В тесной связи с поставленной целью обозначим задачи, определяющие структуру и содержание курсовой работы:

1. рассмотреть экономическую сущность и функций налогов, принципы налогообложения, специфику их действия в переходном обществе;

3. определить систему признаков прямых налогов, на основании которой, уточнить их определение и показать место в современной налоговой системе России;

4. показать основные пути совершенствования прямого налогообложения в РФ.

Объектом исследования в настоящей работе является механизм организации прямого налогообложения.

Предметом исследования являются экономические отношения, возникающие при взимании прямых налогов, контролируемых Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.

В ходе выполнения работы были использованы, официальные статистические данные Госкомстата России, Европейского статистического агентства, Федеральной налоговой службы РФ, Министерства экономического развития и торговли РФ, Центрального банка РФ, Международного банка реконструкции и развития, характеризующие общее состояние экономики; материалы справочников, ежегодников, периодических изданий, информационной сети Internet; монографии российских и зарубежных авторов.

При написании курсовой работы использовались методы диалектики, научной абстракции, индукции и дедукции, анализа и синтеза, логический подход к познанию, а также статистические, графические и другие методы обобщения и обработки информации.

1. Теоретические основы прямого налогообложения

1.1. Понятие и сущность прямых налогов

Государство, выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику — экономическую, социальную, экологическую, демографическую и другие. Регулирующая функция государства в сфере экономики проявляется в форме бюджетно-финансового, денежно-кредитного, ценового механизмов, которые выступают в качестве средства взаимодействия объекта и субъекта системы государственного регулирования экономики. Бюджетно-финансовая система включает отношения по поводу формирования и использования финансовых ресурсов государства — бюджета и внебюджетных фондов. Она призвана обеспечивать эффективное развитие экономики, реализацию социальной и других функций государства. Важной составляющей бюджетно-финансовой системы являются налоги.

НК РФ (п.1 ст.8) определяет налог как «обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».

При всем разнообразии налогов четкая классификация, устанавливающая их различия и сходства, имеет не только теоретическое, но и важное практическое значение.

В прикладном аспекте она позволяет проводить анализ налоговой системы; осуществлять различные оценки и сопоставления по группам налогов, особенно в динамике за долгосрочный период, так как состав налогов и сборов менялся.

Налоговую декларацию (форма 3-НДФЛ, 4-НДФЛ) в срок не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом представляют: отдельные категории физических лиц; физические лица в отношении отдельных видов доходов.

В случае прекращения деятельности до конца налогового периода налогоплательщики обязаны в пятидневный срок со дня прекращения деятельности представить налоговую декларацию о фактически полученных доходах в текущем налоговом периоде. [8]

1.3 Налог на прибыль организаций

Налог на прибыль организаций (Глава 25 НК РФ) — прямой налог, взимаемый с прибыли организации (предприятия, банка, страховой компании и т. д.). Прибыль для целей данного налога, как правило, определяется как доход от деятельности компании за минусом суммы установленных вычетов и скидок.

Налогоплательщики: 1. Российские организации; 2. Иностранные организации, которые осуществляют деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) получают доходы от источников в РФ.

Не признаются налогоплательщиками: организации, являющиеся иностранными организаторами XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи; организации, являющиеся официальными вещательными компаниями, в отношении доходов от операций по производству и распространению продукции СМИ в период проведения Игр. Организации, получившие статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов согласно ФЗ «Об инновационном центре «Сколково» — в течение 10 лет со дня получения статуса участников [9] .

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию