Femida96.ru

Юридическая помощь для всех
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Льгота направленная на уменьшение налоговой ставки

Что считать налоговой льготой и когда это имеет значение

Понятие "налоговые льготы" в НК РФ трактуется как преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков, включая возможность не уплачивать налоги или уплачивать их в меньшем размере <1> . От налоговой льготы вы вправе отказаться либо перестать ее использовать в течение одного или нескольких налоговых периодов <2> .

Конкретного перечня льгот по НДС и по налогу на прибыль в НК РФ нет, поэтому многие предоставляемые по этим налогам послабления часто называют льготами. А на самом деле вопрос, что является налоговой льготой по НДС и налогу на прибыль, имеет принципиальное значение.

Какие преимущества налоговики приравнивают к льготам

Применение именно льготы является одним из оснований для налоговиков запросить у вас документы при проведении камеральной проверки <3> . В связи с этим налоговики называют льготами, например:

— возможность применения амортизационной премии. Контролирующие органы ранее неоднократно в разъяснениях называли амортизационную премию льготой <4> . Хотя в более поздних разъяснениях упоминали о том, что налоговые льготы не предусмотрены гл. 25 НК РФ <5> ;

— возможность переноса на будущее убытка прошлых лет. Документы, подтверждающие размер убытка, вы должны хранить в течение всего срока, пока уменьшаете на этот убыток налоговую базу текущего года <6> . И налоговики часто требуют в рамках камеральной проверки представить их;

— возможность не начислять НДС при оказании услуг, место реализации которых — не территория РФ (не возникает объекта обложения).

Но это неправильно.

Перечисленными возможностями может воспользоваться любой налогоплательщик, а значит, преимуществом для отдельных организаций и, соответственно, льготой это назвать нельзя. Так, освобождение от НДС услуг, местом реализации которых территория РФ не является, ФАС СЗО не посчитал льготой <7> . Получается, требование налогового органа представить в ходе камеральной проверки документы, подтверждающие так называемые льготы в вышеперечисленных ситуациях, незаконно. А значит, можно его не выполнять <8> .

Какие преимущества организации приравнивают к льготам

А бывает и наоборот. Некоторые предоставленные НК РФ преимущества не всегда выгодны для организации, и она хотела бы от них отказаться. Поэтому организация называет это преимущество льготой (ведь от льготы можно отказаться) и считает, что это дает ей право преимуществом не пользоваться.

Освобождение от налогообложения НДС

В первую очередь, именно освобождение от обложения НДС, предусмотренное ст. 149 НК РФ, принято считать налоговой льготой. Ведь это явное преимущество — можно не платить НДС по определенным операциям. Вместе с тем нельзя принять к вычету весь свой входной НДС. Кроме того, освобождение от НДС влечет необходимость ведения раздельного учета <9> . Плюс — придется заботиться о документальном подтверждении права на освобождение <3> .

В ст. 149 НК РФ приведены три списка не облагаемых НДС операций. И от освобождения по операциям, поименованным в п. 3 ст. 149 НК РФ, вы можете отказаться на законных основаниях — это прямо определено в НК <10> . Соответственно, только это освобождение является льготой.

А вот о возможности отказаться от освобождения операций, перечисленных в пп. 1 и 2 ст. 149 НК РФ, в НК ничего не сказано.

В связи с этим контролирующие органы считают, что применение освобождения по операциям из пп. 1 и 2 ст. 149 НК РФ является обязательным для налогоплательщиков <11> .

В то же время освобождение от налогообложения операций по передаче исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, а также прав на использование указанных результатов на основании лицензионного договора столичное Управление ФНС в своем Письме называло именно льготой <12> . Также именно льготой называли освобождение операций, перечисленных в п. 2 ст. 149 НК РФ, Конституционный суд и ВАС <13> .

Это позволило ФАС МО прийти к выводу, что любое освобождение от НДС по сути является льготой. Несмотря на то что порядок отказа от него не установлен гл. 21 НК РФ по НДС, от него можно отказаться, сославшись на ст. 56 НК РФ <14> .

А вот ФАС ВВО сделал такой вывод: если от обложения НДС освобождается отдельная категория налогоплательщиков, то это льгота. Если же не облагается конкретная операция, то такое освобождение — не льгота <15> . Например, если следовать его логике, освобождение от налогообложения услуг, оказываемых организациями сферы культуры и искусства, — это льгота, а вот реализация лома и отходов черных и цветных металлов — не льгота <16> .

Учитывая противоречивость позиций по данному вопросу, отказываться от применения освобождения по операциям, предусмотренным пп. 1 и 2 ст. 149 НК РФ, не стоит. Ведь что может произойти? Вы будете начислять налог по этим операциям и принимать к вычету входной НДС. А налоговики при проверке снимут вам вычеты, поскольку приобретенные для такой деятельности товары (работы, услуги), по их мнению, использованы в необлагаемой деятельности <17> . А примет ли суд вашу сторону — неизвестно. Хотя в крайнем случае можно будет снять начисления, подав уточненку.

Применение ставки 0% по НДС

Есть еще одно ошибочное мнение, что применение нулевой ставки по НДС является льготой.

Действительно, вам не нужно платить налог, а это, несомненно, преимущество. Но некоторые организации не хотят усложнять себе жизнь необходимостью подтверждения права на применение нулевой ставки и сразу начисляют НДС по ставке 18 или 10%.

Однако нулевая ставка — вовсе не льгота. Вы не можете выбирать ставку налога по своему усмотрению. И обязаны применять ставку, установленную ст. 164 НК РФ.

Конечно, начислить НДС по повышенным ставкам вы можете. За увеличение налога по собственной инициативе вас не накажут. Для налоговиков это даже лучше, ведь они получат налог. Но если вы выставите своему контрагенту счет-фактуру с 18%-м НДС (вместо нулевого налога), то это, скорее всего, ему не понравится и он легко сможет оспорить в суде предъявление ему НДС и вернуть свои 18%, так как суд считает получение таких сумм неосновательным обогащением. Платить же НДС за счет собственных средств просто нерационально. К тому же налоговики могут отказать вам в вычетах НДС, относящихся к этой реализации, так как не подтверждена ставка 0% <18> .

Читайте так же:
Образец заявления многодетная семья налог

Применять при экспортных операциях нулевую ставку НДС вы обязаны и отказаться от нее не можете.

Если налоговики требуют у вас документы в ходе камералки, напирая на то, что вы применяете льготу, может быть, проще и не спорить с ними. И выдать им требуемые бумаги. Но если их требования начинают выходить за рамки разумного — не бойтесь возразить, что льготы вы не применяете. Аргументы, с помощью которых можно это доказать, мы вам привели.

И сами будьте осторожнее при приравнивании различных преимуществ к льготам: нажитые проблемы могут перевесить все плюсы, приобретенные в связи с отказом от так называемой льготы.

<1> п. 1 ст. 56 НК РФ

<2> п. 2 ст. 56 НК РФ

<3> п. 6 ст. 88 НК РФ

<4> Письма Минфина от 16.05.2006 N 03-03-04/1/452, от 21.12.2006 N 03-03-04/1/852

<5> Письма Минфина от 05.08.2011 N 03-03-06/1/455, от 23.11.2009 N 03-02-07/1-520; ФНС от 02.03.2009 N ШС-20-3/234; УФНС по г. Москве от 05.03.2011 N 20-15/020825

<6> п. 4 ст. 283 НК РФ

<7> Постановления ФАС СЗО от 03.06.2010 N А05-17483/2009, от 18.05.2010 N А05-17482/2009, от 01.06.2010 N А05-17481/2009

<8> подп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ

<9> п. 2 ст. 170 НК РФ

<10> п. 5 ст. 149 НК РФ

<11> Письма Минфина от 02.06.2009 N 03-07-07/48; ФНС от 15.07.2009 N 3-1-10/501@

<12> подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ; Письмо УФНС по г. Москве от 04.01.2008 N 19-11/9666

<13> Определения КС от 09.06.2005 N 287-О, от 20.11.2003 N 392-О; Постановления Президиума ВАС от 08.06.2010 N 1650/10, от 29.09.2010 N 7090/10

<14> Постановление ФАС МО от 24.11.2010 N КА-А40/11987-10

<15> Постановление ФАС ВВО от 30.06.2010 N 79-8805/2009

<16> подп. 20, 25 п. 2 ст. 149 НК РФ

<17> п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ

<18> Постановления Президиума ВАС от 25.02.2009 N 13893/08; ФАС МО от 21.06.2011 N КГ-А40/5590-11; ФАС ВСО от 09.02.2011 N А33-1099/2010; ФАС ПО от 06.10.2010 N А55-32215/2009

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" N07, 2012

Вам надо по-другому работать с наличкой. Кого прижмут налоговики и банки? Забирайте запись, пожалуй, лучшего вебинара «Клерка»: «Как теперь будут контролировать наличку. 115-ФЗ в 2021 году ».

Только до завтра можно забрать запись со скидкой 20%. Программу вебинара смотрите здесь

Какие льготы по налогу на прибыль организаций установлены на 2021-2022?

Льготы для образовательных и медицинских учреждений

Для организаций, занятых в сфере образования и/или медицины, предусмотрена возможность воспользоваться льготой по налогу на прибыль путем применения нулевой ставки к налоговой базе при исчислении налога (п. 1.1 ст. 284 НК РФ). Для этого необходимо соблюсти ряд условий (ст. 284.1 НК РФ):

  1. Организация должна заниматься деятельностью, включенной в перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 10.11.2011 № 917. При этом деятельность, связанная с предоставлением услуг санаторно-курортного лечения, не входит в «льготный» список – на это обращено внимание налогоплательщиков в письме Минфина от 18.05.2012 № 03-03-06/1/252.
  2. Указанная деятельность должна осуществляться на основании лицензии.
  3. Деятельность, попадающая под льготы, должна обеспечивать не менее 90% от всех поступающих доходов.
  4. В течение года штат предприятия не должен сокращаться ниже 15 сотрудников. Кроме того, для медучреждений важно придерживаться нормы, чтобы у 50% штатных работников были оформлены действующие сертификаты специалистов.
  5. Предприятие не может совершать сделки при помощи векселей либо пользоваться фининструментами срочных сделок.

Льготами могут воспользоваться предприятия образования (медицины) вне зависимости от формы собственности (государственные или частные). Льгота применяется ко всей налоговой базе налогоплательщика. Срок действия льготы – налоговый период (календарный год).

Кто еще вправе применять специальные ставки по налогу на прибыль узнайте в Готовом решении от КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Льготы для сельхозпроизводителей

Предприятия, работающие в сельскохозяйственной отрасли и соответствующие критериям, указанным в п. 2 ст. 346.2 НК РФ (в части обеспечения не менее 70% дохода от операций по выращиванию, переработке и продаже сельхозпродукции в общем объеме выручки от реализации), имеют право воспользоваться льготой в виде ставки 0% по уплате налога на прибыль (п. 1.3 ст. 284 НК РФ).

Является важным, чтобы такой сельхозтоваропроизводитель находился на общей системе налогообложения. Выбрав упрощенную систему налогообложения в виде уплаты единого сельхозналога, налогоплательщик теряет право на льготы по налогу на прибыль, поскольку на упрощенной системе этот налог не платится.

Льготы по налогу на прибыль для организаций сферы социального обслуживания

Организации, оказывающие социальное услуги населению, имеют право на льготы по налогу на прибыль в виде ставки 0% при соблюдении ряда условий (п. 1.9 ст. 284 НК РФ). Перечень услуг, в отношении которых применима льгота, утвержден постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 № 638.

Обязательные требования для претендентов на получение льготы по налогу на прибыль (ст. 284.5 НК РФ):

  1. Компания должна быть зарегистрирована в реестре поставщиков соцуслуг субъекта Федерации.
  2. В штате должно непрерывно работать на протяжении налогового периода не менее 15 сотрудников.
  3. Оборот от оказания социальных услуг должен составлять по итогам года не менее 90% от всех доходов компании.
  4. В деятельности не должны использоваться векселя и фининструменты срочных сделок.

Льготы для IT-предприятий

С 2021 года власти решили поддержать предприятия и ИП IT отрасли, а также стимулировать их развитие. Поэтому для них установлены льготные ставки:

  • 3% — в федеральный бюджет;
  • 0% — в бюджет региона.

Условия для применения пониженных ставок не сложные:

  1. Предприятие или ИП включены в специальный реестр и получен документ о гоаккредитации.
  2. Среднесписочная численность сотруников не менее 7 человек.
  3. Доля доходов от операций в сфере IT по итогам отчетного или налогового периода составляет не менее 90% от суммы всех доходов.
Читайте так же:
Расчет пеней по задолженности по налогам

Льготы для бизнеса IT-отрасли предусмотрены не только по налогу на прибыль, но и по другим налогам и сборам. Подробнее о них узнайте из Обзорного материала от КонсультантПлюс. Для этого достаточно лишь оформить пробный демо-доступ к справочно-правовой системе К+. Это бесплатно.

Льготы для участников особых зон

Резиденты особых экономических зон

Компании, работающие в особых – технико-внедренческой и туристско-рекреационной – экономических зонах, которые решением Правительства РФ объединены в кластер, могут воспользоваться льготами по налогу на прибыль. Речь идет о применении ставки 0% к налоговой базе при расчете той части налога, которая подлежит уплате в федеральный бюджет (п. 1.2 ст. 284 НК РФ).

Важным условием для получения налоговых преференций является ведение раздельного учета доходов (расходов) от непосредственно подпадающей подо льготы деятельности, т. е. осуществляемой на территории особой экономической зоны. Утрата статуса резидента технико-внедренческой или туристско-рекреационной особой экономической зоны означает потерю права на использование налоговой преференции (п. 1.2 ст. 284 НК РФ).

Для технико-внедренческой деятельности возможность применения такой льготы завершается с окончанием 2017 года, а в части туристско-рекреационной деятельности она будет действовать до 2023 года (п. 5 ст. 10 закона «О внесении изменений…» от 30.11.2011 № 365-ФЗ).

В 2017 году появилась (п. 1 ст. 1 закона «О внесении изменений…» от 18.07.2017 № 168-ФЗ) льгота в виде ставки 0% по налогу (п. 1.11 ст. 284 НК РФ) для юрлиц, работающих в туристско-рекреационной сфере на территории Дальневосточного округа. Ее применение ограничено периодами 2018-2022 годов и требует выполнения организацией ряда условий (ст. 284.6 НК РФ). Возникновение несоответствия этим условиям потребует восстановления суммы неуплаченного налога и оплаты пеней (п. 5 ст. 284.6 НК РФ).

Для применения с начала 2017 года введена (п. 2 ст. 1 закона «О внесении изменений…» от 27.11.2017 № 348-ФЗ) также льгота для юрлиц, работающих в особых зонах, но в сферах, отличающихся от указанных в п. 1.2 ст. 284 НК РФ. Заключается она в том, что ставка по налогу, предназначенному для федерального бюджета, составляет 2% (п. 1.2-1 ст. 284 НК РФ), а не 3%, по которой большинством компаний должен платиться налог в этот бюджет в 2017-2024годах.

Участники свободной экономической зоны

Льготной ставкой (0%) при уплате налога на прибыль в федеральный бюджет пользуются компании, осуществляющие деятельность в СЭЗ (свободной экономической зоне). Льгота предоставляется на протяжении 10 налоговых периодов с момента получения дохода от продажи товаров по договору о деятельности в СЭЗ (п. 1.7 ст. 284 НК РФ).

Кроме того, субъектами Федерации может устанавливаться пониженная ставка для таких предприятий по уплате налога в местный бюджет (не ниже 13,5%).

Обязательным является ведение раздельного учета доходов (расходов) по видам деятельности, которые осуществляются в СЭЗ и за ее пределами. Причем налогообложение других видов деятельности осуществляется в общем порядке (письмо Минфина от 20.03.2015 № 03-03-10/15503).

О требованиях к регистрам, в которых организуется налоговый учет, читайте в статье «Как вести регистры налогового учета (образец)?».

Участники ТОСЭР

Для компаний – резидентов ТОСЭР (территорий с опережающим социально-экономическим развитием) также предусмотрены преференции – это налог на прибыль (льгота 2014 года) по ставке 0% при уплате налога на прибыль в федеральный бюджет (п. 1.8 ст. 284 НК РФ).

Обязательными условиями для применения льгот являются (ст. 284.4 НК РФ):

  1. Госрегистрация юрлица на ТОСЭР.
  2. Отсутствие обособленных подразделений за пределами зоны ТОСЭР.
  3. Неиспользование налогоплательщиком специальных налоговых режимов.
  4. Невхождение резидента ТОСЭР в состав консолидированных групп налогоплательщиков.
  5. Отсутствие деятельности в качестве страховщика, банка, НКО, клиринговой компании, негосударственного пенсионного фонда или участника-профессионала на рынке ценных бумаг.
  6. Отсутствие статуса участника СЭЗ и/или региональных инвестпроектов.
  7. Обеспечение не менее 90% своих доходов за счет деятельности, осуществляемой в рамках соглашения о работе в ТОСЭР.
  8. Обеспечение раздельного учета доходов по видам деятельности при исполнении соглашения о работе в ТОСЭР и по другим.

Льготы по уплате налога в федеральный бюджет (ставка 0%) сохраняются на протяжении 5 лет с момента получения первой прибыли по соглашению о работе в ТОСЭР. Имеется также льгота по уплате налога в бюджет субъекта федерации: на протяжении первых 5 лет – максимум 5%, и на протяжении следующих 5 лет – минимум 10%. Причем право на применение льготы не исчезает в случае отсутствия прибыли в течение 3 следующих подряд налоговых периодов (с 2018 года их число при определенных условиях может достигать 9, ст. 1 закона «О внесении изменения…» от 27.11.2017 № 339-ФЗ) и будет использовано по истечении этих периодов (п. 5 ст. 284.4 НК РФ).

Другие льготы

Участникам региональных инвестпроектов

В соответствии с п. 1.5 ст. 284 НК РФ компании, участвующие в инвестпроектах регионов, могут применять льготу по начислению налога на прибыль в федеральный бюджет в виде нулевой ставки в течение 10 лет, начиная с года получения первого дохода по проекту. Льгота будет действовать до 2029 года вне зависимости от даты включения участника инвестпроекта в реестр таких участников (п. 2 ст. 3 закона «О внесении изменений…» от 30.09.2013 № 267-ФЗ).

Также имеется льгота по уплате налога в бюджет субъекта федерации в виде ставки не более 10% на протяжении первых 5 лет, и минимум 10% – в последующую пятилетку (п. 3 ст. 284.3 НК РФ).

Для получения права на использование такой льготы необходимо обеспечить соблюдение следующих условий:

  1. Включение в реестр участников региональных инвестпроектов.
  2. Обеспечение дохода в размере не менее 90% от реализации товаров в рамках выполнения регионального инвестпроекта.

С начала 2027 года участники, вложившие в проект средства в сумме не меньше 50 млн руб. на срок до 3 лет (абз. 2 подп. 4 п. 1 ст. 25.8 НК РФ), утрачивают права на налоговые льготы (п. 6 ст. 284.3 НК РФ).

Читайте так же:
Возврат налога за лечение в санатории

С 2017 года право на применение аналогичной льготы (но с учетом своих особенностей) получили и участники инвестпроектов, не требующих включения в реестр таких участников (подп. «в» п. 1 ст. 2 закона РФ «О внесении изменений…» от 23.05.2016 № 144-ФЗ). Одновременно в НК РФ введена ст. 284.3-1, посвященная особенностям применения этой льготы. Срок ее действия также установлен до начала 2029 года, а в некоторых случаях – до начала 2031 года (пп. 4, 5 ст. 284.3-1 НК РФ).

Участникам проекта «Сколково»

После того как участник проекта «Сколково» утрачивает право на освобождение его от обязанностей налогоплательщика по условиям, указанным в абз. 3 п. 2 ст. 246.1 НК РФ, он имеет право воспользоваться налоговой льготой в виде нулевой ставки по уплате налога на прибыль (абз. 1 п. 5.1 ст. 284 НК РФ).

О еще 1 способе снижения налога на прибыль, доступном с 2018 года, читайте в материале «Инвестиционный налоговый вычет — новая возможность оптимизации налога на прибыль».

Условия для получения льготы по налогу на прибыль 2021–2022

В общих случаях для того, чтобы воспользоваться налоговыми льготами, необходимо подать заявление не позже чем за месяц до начала нового налогового периода в местную ИФНС. К заявлению необходимо приложить подтверждающую документацию (в заверенных копиях) о том, что у заявителя есть право на применение налоговых преференций.

Заявление составляется в свободной форме. Образец такого заявления можно скачать по ссылке ниже.

Вместе с налоговой декларацией, которая подается по окончании налогового периода, налогоплательщик должен подать документы, которые подтверждают выполнение им условий, дающих право на льготы. В частности, требуется предоставить отчет с расчетом доли доходов, полученных от деятельности, на которую распространяется льгота.

Ответственность за нарушение норм

В случае если в течение налогового периода возникают обстоятельства, которые ведут к утере применения права на льготу, налогоплательщик должен самостоятельно рассчитать причитающийся налог и пени и уплатить их перед подачей уточненной декларации. Причем ставка налога за весь отчетный период будет равна 20%.

После перехода на общую ставку налога на прибыль (20%) образовательные и медицинские учреждения не смогут воспользоваться льготой в виде нулевой ставки по налогу на протяжении последующих 5 лет (п. 8 ст. 284.1 НК РФ).

Итоги

Предприятия, занятые в социально-значимых (оказание образовательных, социальных и медицинских услуг) и сельскохозяйственной отраслях, имеют право воспользоваться налоговыми льготами. В частности, им предоставляется возможность перейти на нулевую ставку по уплате налога на прибыль, подав заявление перед началом налогового периода.

Для того чтобы воспользоваться правом на получение налоговых преференций, а также и в дальнейшем его сохранить, таким организациям необходимо позаботиться о выполнении ряда условий (по числу персонала, получению лицензий/сертификатов, обеспечению достаточного оборота от льготируемой деятельности).

Также НК РФ предусмотрены преференции для участников особых, свободных, прочих экономических зон и региональных инвестпроектов. Им предоставляется льгота в виде ставки 0% по уплате налога в федеральный бюджет. Кроме того, для ряда резидентов могут быть предоставлены льготы по уплате налога в бюджет субъектов Федерации.

Применение дифференцированной (пониженной) налоговой ставки

Комментарий к Письму Минфина РФ от 02.03.2017 № 03-02-07/1/12009.

Налоговым законодательством предусмотрены различные преференции. Причем таковыми принято считать не только налоговые льготы, но и пониженные налоговые ставки, скидки с пошлин, освобождение от фискальных платежей и т. д. Налогоплательщик, использующий какую либо из перечисленных преференций, как правило, привлекает внимание контролирующих органов. В частности, их всегда интересует вопрос о правомерности применения им этой преференции. Что они делают? Истребуют документы, подтверждающие право налогоплательщика на их применение, и, конечно, пояснения на данный счет.

Между тем полномочия контролеров различаются в зависимости от вида контрольных мероприятий. К примеру, в рамках камеральной проверки, порядок проведения которой регламентирован ст. 88 НК РФ, налоговики не вправе истребовать документы о праве применения дифференцированных (пониженных) налоговых ставок, установленных налоговым законодательством. Такой вывод следует из Письма Минфина России от 02.03.2017 № 03 02 07/1/12009.Кстати, ранее финансисты по данному вопросу высказывались более определенно. Так, в Письме от 03.09.2015 № 03-05-05/01/50668 они указали, что ст. 88 НК РФ прямо не предусмотрено истребование налоговыми органами у налогоплательщиков при проведении камеральных проверок документов, подтверждающих право на применение дифференцированных налоговых ставок. Добавим: эта точка зрения чиновников справедлива до сих пор, поскольку с момента появления Письма № 03-05-05/01/50668 положения ст. 88 НК РФ в данной части не претерпели каких либо существенных изменений.

В качестве обоснования такой позиции финансисты приводят следующие аргументы:

1. В формально-юридическом смысле налоговые ставки и налоговые льготы являются различными элементами налого­обложения.

Так, налоговая ставка в силу ст. 17 НК РФ считается обязательным элементом налогообложения, ее определение необходимо для признания того или иного налога установленным. При этом Налоговым кодексом не предоставлено право налогоплательщику отказаться от предусмотренной налоговой ставки (в том числе отказаться от пониженной налоговой ставки) либо изменить ее размер.

В свою очередь, налоговая льгота, в отличие от обязательных элементов налогообложения, является самостоятельным элементом налогообложения. Она может предусматриваться в налоговых правилах лишь в необходимых случаях (п. 2 ст. 17 НК РФ). Словом, налоговая льгота, по сути, считается необязательным элементом налогообложения[1].

При установлении обязательных элементов налогообложения и определении по ним различных преимуществ для отдельных категорий налогоплательщиков, в том числе при установлении пониженной налоговой ставки, обязательные элементы налогообложения не утрачивают своей специфической сущности и не подменяются налоговым законодательством необязательным элементом налогообложения – налоговой льготой.Другими словами, определение пониженной налоговой ставки по тому или иному налогу не следует отождествлять с установлением налоговой льготы (см. также Письмо Минфина России от 21.10.2013 № 03-11-11/43791).2. При проведении камеральных проверок налоговикам в силу п. 6 ст. 88 НК РФ предоставлено право истребовать в установленном порядке у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на соответствующие налоговые льготы. А пунктом 3 названной статьи – право требовать представить в течение пяти дней необходимые пояснения, если в ходе камеральной проверки выявлены:

Читайте так же:
Пенсии ветеранов войны в россии

– либо ошибки в декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах;

– либо несоответствие сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля.

Одновременно в п. 7 ст. 88 НК РФ содержится запрет на истребование в рамках «камералки» дополнительных сведений и документов, если иное не предусмотрено названной статьей или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не определено законом.

3. Конституционный Суд в своих решениях неоднократно указывал, что со стороны госорганов недопустимо дискриминационное применение закона в налоговых правоотношениях, поскольку все неустранимые сомнения, противоречия и неясности Налогового кодекса подлежат истолкованию в пользу налогоплательщиков.

Комментируемое письмо примечательно еще тем, что чиновники Минфина признали (что случается нечасто) необходимость устранения неопределенности положений ст. 88 НК РФ в части полномочий налоговых органов по истребованию документов, обосновывающих применение дифференцированных (пониженных) налоговых ставок (как это сказано, например, в п. 8.6 и 9 ст. 88 НК РФ, посвященных проверкам расчетов по страховым взносам и отчетности по налогам, связанным с использованием природных ресурсов). Для внесения таких поправок в ст. 88 НК РФ, разумеется, нужно время (сколько – предугадать сложно). А до тех пор налогоплательщикам, по всей видимости, придется оспаривать законность применения штрафных санкций по ст. 126 НК РФ за непредставление документов, подтверждающих правомерность применения дифференцированной (пониженной) налоговой ставки.

[1] К такому выводу Конституционный Суд пришел в определениях от 05.07.2001 № 162-О, от 07.02.2002 № 37-О.

У кого есть льготы по имущественным налогам и как их получить

Налоговая рассылает уведомления по трем налогам для физлиц: налогу на имущество, земельному и транспортному. У многих по этим налогам есть льготы и вычеты — то есть можно платить меньше, не за весь объект или не платить вообще. По этому поводу чего только не пишут: что нужно срочно подавать заявление на вычет по квартире, что льготы не действуют или что все долги простили по амнистии. Говорят даже, что налоги вообще отменили и можно их не платить.

Налоговая все это тоже читает. Поэтому последние пару месяцев они объясняют про льготы и налоги. Мы изучили все эти разъяснения и налоговый кодекс. Вот как обстоят дела с уменьшением налогов, которые вам нужно заплатить за квартиру, машину и участок до 3 декабря.

О каких налогах речь?

Это три налога: на имущество, земельный и транспортный. Их должны платить физлица, у которых есть квартиры, дома, участки и машины. Считать эти налоги самим не нужно, это делает налоговая инспекция. Она знает обо всех объектах и их собственниках, все сама начисляет и присылает уведомления.

Уведомления с начисленными налогами должны прийти самое позднее за месяц до крайнего срока оплаты. Обычно это 1 декабря, но в этом году из-за выходных можно платить до 3 декабря. Сейчас почти всем уведомления уже пришли — по почте или в личном кабинете налогоплательщика.

При чем здесь льготы?

По имущественным налогам бывают льготы. Их может установить государство для всех — тогда они перечислены в налоговом кодексе. Еще льготы могут вводить регионы и муниципальные образования. Например, где-то от налогов освободят одиноких пенсионеров, а где-то — многодетных родителей.

По налогу на имущество есть еще так называемые вычеты. Но это не те, что помогают вернуть НДФЛ . Это фиксированная площадь, с которой не нужно платить налог за дом или квартиру.

Со льготами много непонятного. Вернее, налоговой и экспертам все ясно, но обычные люди путаются. Каждый раз, когда подходит срок платить налоги за прошлый год, ведомства объясняют, как пользоваться льготами и когда их предоставят без заявлений. Если не разобраться, бабушка переплатит за землю, мама может в панике зря поехать в налоговую, а кто-то вообще выбросит уведомление: налоги же якобы отменили. А потом пени, списания, запреты на выезд и неприятности на работе.

На самом деле льготы предоставляют так.

Льгота за шесть соток — пенсионерам по заявлению

В конце 2017 года приняли закон о льготах по земельному налогу для пенсионеров. Теперь им и еще нескольким категориям налогоплательщиков можно не платить налог с шести соток. Из площади участка вычитают 600 квадратных метров и начисляют налог только на разницу. Если у бабушки всего шесть соток, налога вообще нет. Но если у бабушки два участка по шесть соток, с одного нужно платить земельный налог: льготу дают только на один участок.

Эта льгота заработала как бы задним числом. Хотя закон вступил в силу в 2018 году, но льготу дают по налогам за 2017 год. То есть сейчас в уведомлениях ее уже должны учитывать.

Эта льгота носит заявительный характер — ее не предоставляют автоматически. Налоговая не следит, кто там стал пенсионером в прошлом году. Тем более, это ведь касается не только пенсионеров по возрасту, но и тех, кто получает пенсию по выслуге, потере кормильца или инвалидности.

Чтобы получить эту льготу, нужно было подать заявление. Если заявления не было, льготу могли не учесть и прислать квитанцию с завышенным земельным налогом.

Если у вас или кого-то из близких есть право на льготу, может быть два варианта развития событий.

Налоговая раньше уже знала о статусе и льготах. Например, человек давно на пенсии и получал льготы по налогу на имущество. Налоговая в курсе и все учитывала. Тогда заявление можно не подавать: скорее всего, льготу учли и по земельному налогу. Но квитанцию лучше проверить.

Читайте так же:
Как взять субсидию на бизнес

Налоговая не учла льготу и уже посчитала налог. Например, пенсию назначили в прошлом году и раньше льгот не было, а заявление не подавали. Земельный налог будет выше, чем положено, — но вины инспекции тут нет. Тогда нужно быстрее подать заявление, чтобы налог пересчитали. Его пересчитают даже за прошлый год. А в следующем году подавать уже не придется.

Если права на льготу нет, то заявление подавать бесполезно, хотя кое-кто советует так делать и некоторые пытаются. Все льготники — в пункте 10 статьи 391 НК . Налоговая это легко проверит.

Вычет с площади квартиры — всем автоматически

По налогу на имущество есть вычет. Не путайте его со льготами. Вычет дают вообще всем по каждому жилому объекту, даже если вы не пенсионер, не инвалид и не ветеран, а просто владелец квартиры или таунхауса.

Вычет — это площадь, которую вычитают при расчете налоговой базы и на которую не начисляют налог на имущество. Платить нужно только налог с разницы.

На сколько уменьшают общую площадь жилья

На сколько уменьшают общую площадь жилья

ОбъектВычет
Квартира или часть дома20 м²
Комната или часть квартиры10 м²
Дом50 м²

Чтобы получить этот вычет, ничего не нужно делать. В соцсетях полно постов и комментариев, что нужно срочно подать заявление до 1 ноября, иначе вычет по площади не дадут и придется переплачивать. Это фейк. Не нужно подавать никаких заявлений, вычет дадут в любом случае: у налоговой все для этого есть. И за прошлый год, и за 2018 площадь жилья уменьшат как положено.

Льготы по налогу на имущество — по заявлению и на один объект

Кроме вычета по налогу на имущество есть еще льготы. Это не одно и то же. Вычет дают всем автоматически, а льготы — льготникам или на конкретные виды объектов по заявлению.

Федеральный список льготников — в статье 407 НК . Еще бывают льготы в регионах. Кому они положены, можно проверить через специальный сервис на сайте nalog.ru.

Если есть право на льготу по налогу на имущество — например, у пенсионера, — нужно подать заявление. Тогда от налога вообще освободят, а если уже начислили — пересчитают.

Каждый год подавать заявление не нужно. Если налоговая уже в курсе про льготу, она и так ее применит. Но даже в таком случае иногда нужно обращаться в налоговую — если хочется выбрать объект для льготы: она положена только по одному дому, квартире, гаражу или хозпостройке. По умолчанию налоговая дает льготу по тому объекту, на который самый большой налог.

Выбирать объект можно до 31 декабря текущего года. Если год назад не выбрали, уже не изменят. Если хотите выбрать льготный объект на 2018 год — подайте уведомление. Это можно сделать через интернет, еще успеете.

Но есть такой нюанс: льготу пенсионеру дают на один объект, а вычет должны дать на все.

Если у пенсионера есть дом и квартира, то налог на имущество он вообще не будет платить. Если дом и две квартиры, то за одну квартиру он заплатит налог на имущество за вычетом 20 м². И тут можно выбирать, к какой квартире применить вычет, а к какой — льготу. Проверьте квитанции родителей. И если что — вот инструкция, куда обращаться, чтобы никуда не ходить.

А что с транспортным налогом?

По транспортному налогу только одна льгота — для тех, кто платит взносы в систему «Платон», то есть для большегрузов. У владельцев легковушек могут быть только региональные льготы. Кому они положены, можно проверить на сайте ФНС .

Если относитесь к категории льготников, тоже нужно подавать заявление. А если налоговая в курсе права на льготу, потому что раньше уже учитывала ее, можно ничего не делать. Но квитанции все равно проверяйте: еще есть время разобраться и пересчитать.

Можно пользоваться амнистией и не платить?

Когда объявили так называемую налоговую амнистию, мы сразу предупреждали, что надеяться на нее не вариант. Спишут только старые безнадежные долги, которые налоговая изо всех сил взыскивала и не смогла взыскать. За 2017 год ничего никому не простят. Не заплатите — попадете на пени и ограничения.

Но позиция Минфина удивила даже нас. Все думали, что по амнистии простят хотя бы налоги за 2014 год — то есть те, по которым были долги на 1 января 2015 года. В законе же так и написано. Но нет, Минфин недавно высказался: «Мы же считаем налоги за год в следующем году. Значит, 1 января 2015 года долга за 2014 год еще не было. За этот год долги вам тоже не простят. Только за 2013, а за все последующие будете платить».

Если кому-то и светило списание, то уже списали: налоговая это делает сама. Если в личном кабинете у вас есть суммы к уплате — амнистия ваш бюджет не спасет. Лучше заплатите: пени капают, а полиция помогает искать должников.

Когда нужно заплатить эти налоги?

Налоги за 2017 год нужно заплатить до 3 декабря 2018 года. Уведомление должно прийти по почте. Но если есть личный кабинет налогоплательщика, то письма не будет — проверяйте на сайте.

Если проблемы со льготами, там же можно о них сообщить. Сервис работает без авторизации и личного кабинета. Это удобно, если вопрос по уведомлению родственника, а разбираться нужно вам.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию