Femida96.ru

Юридическая помощь для всех
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Мелкое дтп на парковке что делать

Что делать при ДТП на парковке

ДТП на стоянке или парковке не отличается от аварии на дороге. Рассказываем, какой порядок действий и что делать, если авария случилась на парковке около дома или на платной парковке, как быть, если виновник ДТП оставил место аварии и уехал.

Проверка и оплата штрафов ГИБДД Скидка 50%

Проверяем информацию о штрафах,
пожалуйста, подождите несколько секунд

Оглавление

Правила движения на парковке

На парковке и в жилой зоне действуют те же правила, что и на дороге. Без разметки, знаков и светофоров водители придерживаются пяти основных правил.

Выезд со второстепенной дороги. Если водитель выезжает с парковки или придомовой территории на основную дорогу, он должен пропустить всех, кто по ней движется. Об этом сказано в пунктах 13.9 и 8.3 ПДД.

Помеха справа. Водитель уступает, если другой участник находится справа.

Приоритет при подъеме в гору. Если парковка не на ровной местности, уступить необходимо водителю, который едет в гору.

Скорость до 20 км/ч. В жилых, велосипедных зонах и на дворовых территориях запрещено ездить быстрее 20 км/ч. При разборе ДТП на парковке инспекторы часто ссылаются на это правило.

Без алкоголя. Иногда бывает, что автовладелец, немного выпив, решает перепарковать машину — например, потому что освободился его привычное место. Так делать нельзя. Правило о запрете на езду в состоянии алкогольного опьянения действует и на парковках.

Что делать сразу после ДТП на парковке

Парковка — это часть дороги, а значит правила оформления ДТП те же, что и на проезжей части:

  1. Остановить машину.
  2. Включить аварийную сигнализацию.
  3. Выставить на дорогу знак аварийной остановки на расстояние не менее 15 метров от машины.
  4. Сфотографировать место ДТП.
  5. Не перемещать предметы, имеющие отношение к ДТП, например, сбитое ограждение или знак.
  6. Определить, не пострадал ли кто-то в ДТП. Для этого подойдите к другим участникам аварии и спросите, как они себя чувствуют.
  7. Освободить дорогу, если машина мешает другим участникам движения.
  8. Зафиксировать ДТП — вызвать инспектора или оформить европротокол.

Если ДТП не задокументировать, пострадавший не получит выплату от страховой.

Если ДТП не зафиксировать, для потерпевшего есть риски. Во-первых, он не получит страховое возмещение. Во-вторых, если второй участник обратился в ГИБДД с заявлением о ДТП, вам трудно будет доказать что вы потерпевший, а другое лицо — виновник. В-третьих, возникнут трудности при определении повреждений, полученных при ДТП. Так как ДТП не зафиксировала камера и не привлекались сотрудники ГИБДД, придется проводить судебную экспертизу.

Как оформить ДТП на парковке

Вызывать ГИБДД. Инспектор обязан выехать и опросить участников, зафиксировать схему аварии, сфотографировать автомобили, опросить свидетелей и приобщить собранные данные к протоколу. Этот документ поможет пострадавшему получить страховую выплату.

Составить европротокол. Закон позволяет водителям составить европротокол, если у них есть полисы ОСАГО. Для оформления документов по страховым выплатам вызывать инспектора ГИБДД не нужно. При заполнении европротокола есть нюансы — читайте статью с новыми правилами.

Если ДТП не оформить, пострадавшая сторона не получит возмещение ущерба.

Анна Оленева, СК «Энергогарант»

Чтобы классифицировать столкновение на парковке как страховой случай, необходимо два условия:

  • оба водителя при столкновении были за рулем;
  • ни самостоятельно, либо с помощью инспектора заполняют протокол.

Только тогда пострадавшая сторона получит возмещение ущерба. Таким образом, оформление ДТП на парковке — та же процедура, что и на обычной дороге.

Как оформить мелкое ДТП на парковке

Если водители смогут договориться, ничего оформлять не придется. Например, один водитель поцарапал бампером чужую машину. Пострадавший не хочет оформлять документы, ездить в страховую и портить страховую статистику виновнику. Тогда можно разрешить конфликт на месте.

Оценить ущерб. В этом случае участники оценивают ущерб и виновник на месте отдает деньги пострадавшему. Закон так делать не запрещает.

Расплатиться или взять деньги у виновника. Если есть возможность, рассчитайтесь через банковское приложение, а не наличными. Это будет дополнительным подтверждением оплаты.

Взять расписку. Если вы оказались виновником и решили расплатиться на месте, не забудьте взять с пострадавшего расписку.

Одну копию пострадавшему, вторую — виновнику. Скачайте образец расписки

Что делать при ударе дверью на парковке. Если водитель, выходя из машины, поцарапал дверью чужую машину, это не ДТП. В п.1 ПДД сказано, что при ДТП хотя бы одно транспортное средство должно быть в движении. Значит и оформить инцидент как ДТП не получится. В этом случае водители договариваются между собой. Например, виновник может рассчитаться на месте и написать расписку.

Как определить, кто виноват в ДТП

Если две машины столкнулись на парковке, обычно виноват тот, кто нарушил правила. Мы писали о них выше.

Если ситуация неоднозначная, обязательно вызовите сотрудника ГИБДД — на группе разбора будет понятно, кто виноват. Если результат разбора вас не устроит, возьмите паузу и посоветуйтесь с юристом. В крайнем случае решение можно оспорить в суде.

Игорь Мирзоев, юрист

В дорожно-транспортном происшествии не может быть двух невиновных, иначе бы оно не произошло. Всегда кто-то был менее внимателен и допустил ошибку, которая привела к столкновению.

Другое дело, инспектор ГИБДД может вынести постановление об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в связи с отсутствием в действиях водителей состава нарушения, за которое можно привлечь к ответственности. Это может быть тогда, когда при ДТП отсутствуют пострадавшие, имеются противоречивые показания обоих водителей, нет записей видеорегистратора.

Читайте так же:
Проверить нежилое помещение по кадастровому номеру

Если кого-то из водителей не устроит решение инспектора, вину одной из сторон и степень причиненного транспортному средству ущерба придется доказывать в суде.

Что делать, если при ДТП на парковке виновник скрылся

Если ваш припаркованный автомобиль при выезде с парковки кто-то поцарапал и уехал, придется искать записи камер.

Найти видеозаписи. Спросите службу охраны торгового или бизнес-центра. Или опросите тех, кто постоянно паркуется рядом — чаще всего, это работники местных офисов. Возможно, чей-то видеорегистратор заснял виновника. Если машину поцарапали во дворе жилого дома и уехали, опросите местных жителей — они могут быть свидетелями.

Приобщить запись к заявлению в полицию. Ссылку на файл в отделении не примут — запишите видеофайл на диск или флешку, и подайте вместе с заявлением в отделение полиции.

Если виновника найдут, кроме возмещения ущерба он понесет наказание за то, что оставил место аварии — лишение прав до 1,5 лет или арест на 15 суток. Об этом нарушении читайте в другой статье.

Мелкое ДТП: что делать при аварии с незначительным ущербом, порядок действий, как оформить протокол

С каждым годом количество автомобилей в России только растёт, что приводит к увеличению аварийных ситуаций на дороге. Именно поэтому, сегодня ДТП являются ежедневным атрибутом, как крупных, так и небольших населённых пунктов. Среди них наибольший процент составляют мелкие происшествия, которые приводят к несущественным убыткам. В статье подробно рассмотрена схема поведения водителя во время лёгкой аварии, а также описан порядок юридически правильного действия водителя для её разрешения.

Какое ДТП считается мелким Видео: Мелкое ДТПЧто делать при мелком ДТП Виновнику Пострадавшему Нужно ли вызывать сотрудников ГИБДД Как оформить мелкую аварию самостоятельно Как определить степень ущерба Вызвать представителя страховой компании Вызвать аварийного комиссара Провести независимую экспертизу Что будет если скрыться с места аварииvar index=document.getElementsByClassName(‘index-post’);if (index.length>0)0)>>

Какое ДТП считается мелким

Как показывает статистика, мелкие ДТП возникают на участках «мёртвых зон» (невидимых областей пространства, из которых может что-то или кто-то выехать или выбежать) либо участках, где используется минимальная скорость движения. Наиболее часто их можно наблюдать на перекрёстках, парковках, рядом с пешеходными переходами или в пешеходной зоне жилых комплексов.

Чтобы отличить такое происшествие от остальных, достаточно взглянуть на характер повреждений, нанесённых каждой стороне. Это, прежде всего, небольшие царапины, сколы и трещины во всевозможных кузовных элементах автомобиля. Также, к незначительным повреждениям относят и нарушение целостности фар, дворников, антенны и прочих внешних элементов, выступающих за пределы кузова, в том числе и декоративных. Согласно действующему законодательству и ПДД, к мелким дорожно-транспортным происшествиям относят ситуации, которые отвечают следующим требованиям:в происшествии приняло участь не более 2 транспортных средств;ДТП прошло без каких-либо последствий для здоровья его участников;в результате аварии не наблюдается ущерб для третьих лиц;общий размер убытков для каждой из сторон не превышает 100 тыс. рублей.

Видео: Мелкое ДТП

Что делать при мелком ДТП

Незначительное происшествие — это ещё не повод для самостоятельного решения ситуации и её последствий. Оно должно регулироваться в законодательно установленном порядке с соблюдением всех юридических норм. При этом каждый водитель должен обязательно понимать, что в дальнейшем для возмещения убытков по ОСАГО или КАСКО потребуется ряд документов, удостоверяющих факт страхового случая.

Общий порядок действий виновника аварии, вне зависимости от степени повреждений транспортных средств либо нанесённых травм, всегда одинаковый. Регламентируется он пунктом 2.5 Правил дорожного движения и предусматривает чётко установленную процедуру, благодаря которой можно избежать опасных ситуаций. Для этого потребуется выполнить всего несколько последовательных шагов:Немедленно остановить движение транспортного средства и зафиксировать его при помощи ручного тормоза.Включить световую сигнализацию и установить знак аварийной остановки (красный треугольник). Его фиксируют по ходу движения прочих транспортных средств, не менее чем за 15 метров до зоны столкновения.Обследовать каждого участника происшествия на наличие каких-либо травм.По возможности провести фото или видео фиксацию места ДТП и всех повреждений машины.Приступить к заполнению «европротокола».

Действия пострадавшего также регламентированы общими Правилами дорожного движения, в частности и пунктом 2.5. Кроме выше перечисленных правил поведения, описанных для виновника, противоположной стороне рекомендуется по возможности отыскать не менее 1–2 свидетелей. У них следует взять письменные либо устные показания о сложившейся ситуации, а также записать их контакты. В случае судебного разбирательства это поможет прояснить все обстоятельства, а также избежать обвинений в каких-либо правонарушениях.

Во избежание каких-либо юридических неточностей при оформлении ДТП пострадавшей стороне рекомендуется проверить наличие действующего ОСАГО у виновника аварии. Сделать это можно при помощи номерных знаков авто в специальной онлайн форме на официальном сайте ГИБДД либо портале rsa.su.

Нужно ли вызывать сотрудников ГИБДД

Нередко водители решают отказаться от вызова сотрудников полиции, особенно если причинённый общий ущерб минимален. Федеральный закон № 40 от 25.04.2002 года даёт возможность водителям самостоятельно разрешать мелкие споры, возникшие во время ДТП без привлечения сотрудника ГИБДД. Однако для этого должны сформироваться особые условия:у каждой стороны есть действующий полис ОСАГО;в аварии участвовало не более 2 автомобилей;общая сумма ущерба не превышает 100 тыс. рублей;отсутствие пострадавших;имущество третьих лиц в ходе ДТП повреждено не было;водители не находятся под воздействием алкоголя либо наркотических веществ;стороны пришли к обоюдному согласию, сами определили уровень материальной ответственности и пути её погашения.

Читайте так же:
Нужно ли платить алименты с отпускных сроки и размер выплат, правовая база

В других случаях, согласно статье 12.27 КоАП России, отсутствие вызова специальных служб может расцениваться как «невыполнение обязанностей во время ДТП». При несовпадении даже одного из выше перечисленных требований вызов полиции на место ДТП является обязательным.

Как оформить мелкую аварию самостоятельно

Если все противоречия в ходе столкновения между автомобилистами были решены и соблюдаются все условия для законного отказа в вызове ГИБДД, прежде всего, следует приступить к фиксации происшествия на фото и видео. Нужно обязательно снять общее положение транспортных средств, план участка, в том числе и тормозной путь и повреждения каждого авто (сколы, царапины и прочее). Также, обязательно нужно сфотографировать или записать номерные знаки противоположной стороны.

Рекомендуем для прочтения:

Экспертиза автомобиля после ДТП

Трасологическая экспертиза после ДТП: что это такое

Должен ли виновник ДТП сообщать в свою страховую компанию

Что делать при ДТП: порядок действий по новым правилам

Большинство водителей убирают свои авто для фиксации ДТП на фото и видео к обочине, чтобы не перекрывать движение. Это является грубейшей ошибкой, которая нередко приводит к отказу страховой в возмещении убытков по ОСАГО либо КАСКО. Решить её можно только при помощи справки о ДТП из Госавтоинспекции, однако для этого потребуется вызвать на оформление сотрудников полиции. При этом часто такие ситуации завершаются потерей лишнего времени.

Далее следует приступить к заполнению «европротокола», в нём нужно обязательно указать данные на каждого водителя, в том числе номера транспортных средств и данные водительского удостоверения. К этому моменту, после съёмки фото и видео можно убрать транспортные средства к обочине, что является обязательным требованием пункта 2.5 Правил дорожного движения. Заполняют протокол с особым вниманием, чтобы страховщик признал его юридическую силу потребуется учесть ряд обязательных требований:оформлять все пункты документа следует исключительно чёрными чернилами;обратная сторона протокола заполняется исключительно самостоятельно;подписи на лицевой стороне ставит и пострадавший, и виновник;специально отведённые разделы заполняются только пострадавшим либо виновником;любые поправки вносятся только при обоюдном согласии всех сторон.

Как определить степень ущерба

Оценка общей суммы ущерба является главным камнем преткновения, который препятствует разрешению мелкого ДТП на месте. Достаточно часто водители не в силах оценить всевозможные ремонтные работы, которые потребуются для восстановления транспортного средства. Особенно остро этот вопрос стоит для неактивных либо молодых водителей, которые имеют минимальный опыт обращения в специализированные СТО. Для разрешения таких споров используется сразу несколько методов, среди которых наиболее популярным является экспертное заключение.

Знаете ли вы? Современная система страхования РФ берёт своё начало ещё в период Царской России. В 1827 году барон Л. И. Штиглец сформировал первый устав страховой компании, что дало возможность создать и первое частное учреждение в этом направлении («Первое страховое от огня общество»).

Вызвать представителя страховой компании

Наиболее часто именно сотрудник страховой компании становится главным лицом, способным разрешить все финансовый споры, возникшие в результате ДТП. В ходе осмотра транспортных средств, за короткое время такой специалист может точно рассчитать не только стоимость работ, но и их примерные сроки выполнения. Также он может помочь водителям составить все необходимые документы, которые сведут к минимуму риски, связанные с отказом в признании страхового случая.

Однако, достаточно часто, штат страховых компаний насчитывает не более нескольких выездных агентов, поэтому нередко его ожидание может продолжаться до нескольких часов. Кроме того, представитель страховщика может оценить ущерб только для водителей с действующим ОСАГО или КАСКО, отсутствие их даже у одной стороны может стать причиной отказа.

Вызвать аварийного комиссара

Аварийным комиссаром является частное физическое или юридическое лицо, уполномоченное проводить экспертную оценку убытков, возникших в ходе ДТП. Такие Комиссары действуют от имени одной либо нескольких страховых компаний, поэтому их контакты можно узнать у страховщика. Их решения и оценки не только беспрепятственно признаются страховщиками, но и являются практически неоспоримыми. Кроме защиты имущественных интересов такой специалист проводит и оказывает правовую помощь клиентам, в том числе и при оформлении специальных документов. Главным минусом комиссара можно назвать дороговизну его услуг, что не всегда может быть рационально при мелком ДТП.

Провести независимую экспертизу

Независимая судебная экспертиза — это наиболее дорогой путь разрешения любых финансовых претензий после ДТП, особенно в случае незначительных повреждений авто. Проводят её специальные независимые частные компании, в штате которых содержаться квалифицированные специалисты. К ним нередко обращаются и судебные органы, во время всевозможных следственных действий при оценке ущерба от аварии. Стоимость независимой экспертизы зависит от общей суммы ущерба и стартует от 2-3 тыс. рублей. Сегодня на рынке существует множество компаний, предоставляющих услуги независимого эксперта, среди которых наиболее рейтинговыми согласно множеству отзывов являются:

Независимка.Ру; Атлант Оценка;APEX GROUP; Паритет-Консалтинг; Inhelp; СКПО Авто.

Что будет если скрыться с места аварии

Действующее законодательство не рекомендует бросать место столкновения, как виновнику, так и потерпевшему. Попытки избежать наказания и скрыть факт ДТП могут стать отягощающим фактором при определении ответственности водителей. Такие действия согласно статье 12.27 КоАП России могут привести к двукратному увеличению возможных штрафных взысканий. Кроме того, противоположная сторона может совершенно беспрепятственно сфальсифицировать все факты происшествия и вызвать полицию, в таком случае доказать свою вину и правоту в ходе судебного разбирательства будет не просто.

Читайте так же:
Сообщение о проведении собрания собственников многоквартирного дома

Даже небольшое ДТП требует обязательного оформления. Это требование закреплено законодательно, поэтому его несоблюдение может привести к административной ответственности. Провести процедуру можно самостоятельно и с помощью представителя ГИБДД.

КАСКО при ДТП — порядок действий

Каско — это комплексное страхование автомобиля. В отличие от полиса ОСАГО, оно является добровольным и покрывает убытки в случае ДТП, хищения (угона), пожара, стихийного бедствия, хулиганских действий и других происшествий. В отличии от ОСАГО, автовладелец получает возмещение ущерба даже в тех случаях, когда он является случайным виновником происшествия.

Когда требуется каско?

Приобретая полис каско, водитель может выбрать защиту от повреждений или от повреждений и хищения (угона). С угоном всё ясно. А что же с повреждениями? Они могут быть следствием ДТП, пожара, стихийного бедствия и противоправных действий третьих лиц. В последнем случае подразумеваются царапины и вмятины на кузове, хищение колёс, зеркал и т. п. Также страховым случаем считается ситуация, когда владелец непреднамеренно причинил вред, например, сам ударил машину или не справился с управлением.

Полис покрывает более 20 различных неблагоприятных событий. Однако есть ряд ситуаций, когда страховая защита не действует, как пример:

  • водитель не указан в полисе;
  • водитель управлял автомобилем в нетрезвом виде;
  • в двигатель авто попала жидкость;
  • произошёл естественный износ деталей автомобиля и пр.

Какие случаи считаются страховыми?

Дорожно-транспортное происшествие — один из типичных страховых случаев, которые покрывает каско. В ДТП всегда участвует хотя бы один автомобиль. При этом он должен находится на дороге или участвовать в дорожном движении. Повреждение во время стоянки в результате наезда другого автомобиля тоже считается дорожно-транспортным происшествием.

Как действовать при ДТП?

Если произошло ДТП, нужно придерживаться следующего алгоритма действий:

  1. Остановитесь, включите аварийную сигнализацию и выставите знак аварийной остановки. Не перемещайте автомобиль и предметы, которые относятся к аварии.
  2. Если в ДТП участвовало два автомобиля, у водителей транспортных средств есть ОСАГО, вред здоровью и жизни не причинен, иное имущество, кроме двух авто, не пострадало, то оформить ДТП можно по Европротоколу — без ГИБДД.
  3. Если в ДТП участвовало более двух машин или пострадали люди, то нужно обязательно вызывать ГИБДД и скорую помощь (при необходимости).
  4. Сделайте видеозапись или сфотографируйте повреждения автомобиля и место происшествия. Попробуйте найти свидетелей ДТП. Чем больше доказательств, тем проще и быстрее можно будет получить компенсацию.
  5. Свяжитесь со страховой компанией. Звоните бесплатно на горячую линию в любое время. Специалисты подскажут, как оформить страховой случай и проконсультируют вас о порядке и сроках получения возмещения.

Как оформить ДТП?

Оформление ДТП проходит по двум основным сценариям:

  1. Если происшествие соответствует условиям оформления Европротокола, заполните бумажное Извещение о ДТП. Этот документ состоит из двух колонок: вы заполняете одну из них, второй участник ДТП — другую. При воссоздании картины ДТП используйте типовые схемы ДТП и инструкцию Российского союза автостраховщиков.
  2. В остальных случаях нужно вызвать сотрудника ГИБДД на место аварии либо самостоятельно приехать в ближайшее подразделение полиции или пост ДПС (с разрешения сотрудника, ответившего на звонок). Сотрудник ГИБДД выдаст документ с указанием перечня пострадавших деталей автомобиля и имущества, протокол о ДТП, а также постановление или определение, составленное на лицо, которое нарушило ПДД. Эти документы пригодятся вам при оформлении возмещения.

Если ДТП произошло на парковке

Нередко возникают ситуации, когда автомобиль получил царапины, сколы и вмятины во время движения на парковке, т. е. когда водитель сам повредил машину.

При ДТП на парковке действуйте следующим образом:

  • Постарайтесь найти видеозапись с происшествием. Возможно, камеры наружного наблюдения или видеорегистраторы расположенных рядом машин засняли момент повреждения автомобиля.
  • Попробуйте найти свидетелей ДТП и запишите их телефоны.
  • Обратитесь в ГИБДД, если автомобилю причинён вред в результате наезда на препятствие или столкновения с другой автомашиной.

Сотрудники ГИБДД составят протокол, с которым водитель впоследствии может направиться за страховым возмещением. Важно не пропустить срок для обращения в страховую компанию: на это отведено 10 дней.

Когда и как получить возмещение?

Для возмещения ущерба заполните заявление и предоставьте копии следующих документов:

  • страховой полис каско (если заявляется имущественный ущерб);
  • документы об оплате страховой премии по договору каско;
  • СТС или ПТС, водительское удостоверение;
  • документы, в которых указаны повреждённые детали авто и имущество;
  • постановление или определение об административном нарушении;
  • заявление о страховом событии;
  • диагностическая карта;
  • паспорт страхователя;
  • фото- и видеоматериалы с места происшествия;

Если все документы верны и поданы в срок, страховая направляет на ремонт, на СТО, указанное в договоре.

Какие еще риски покрываются каско?

Полис каско предусматривает страховую защиту также и от следующих рисков. Среди них:

  • хищение (угон);
  • пожар, взрыв и возгорание;
  • стихийное бедствие;
  • повреждение автомобиля третьими лицами при совершении попытки хищения или из хулиганских побуждений;
  • повреждение автомобиля предметами, вылетевшими из-под колёс других транспортных средств, или в результате падения предметов (в том числе снега или льда с крыши).

Порядок действий

Порядок действий в этих ситуациях аналогичен действиям при ДТП. Разница лишь в том, что зачастую нужно дополнительно обращаться к сотрудникам полиции, МЧС и других служб для составления административного протокола или даже возбуждения уголовного дела. Подробнее о порядке действий каждом страховом случае, связанным с различнми способами нанесения повреждений автомобилю можно прочитать здесь.

Читайте так же:
Порядок взыскания алиментов на несовершеннолетних детей

Каско — надёжный способ защитить себя от большинства финансовых расходов, связанных с причинением вреда автомобилю. Но не забудьте, что о любом происшествии, даже если вы сами повредили машину, надо сообщать в страховую компанию. Следуйте описанному выше порядку действий, чтобы без промедления получить возмещение ущерба по действующему страховому полису.

Верховный суд разъяснил, когда можно безнаказанно уезжать с места ДТП

Итак, некто Аксенов не справился с управлением, в результате чего его автомобиль получил незначительные повреждения. Убедившись, что он может ехать дальше, Аксенов уехал. Однако в этот же день на него возбудили административное дело по факту того, что он скрылся с места происшествия. Откуда сотрудники ГИБДД узнали про аварию, в материалах дела не поясняется. Согласно протоколу, в нарушение требований пункта 2.5 Правил дорожного движения Аксенов оставил место дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся.

Фото: iStock

Мировой суд признал его виновным и лишил прав на один год. Районный, городской, а затем и Седьмой кассационный суды оставили это решение в силе. Но Верховный суд с этим не согласился.

Он напомнил, что согласно пункту 2.5. Правил дорожного движения, при дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию.

Согласно пункту 2.6 водитель обязан дожидаться сотрудников ГИБДД на месте происшествия, если в ДТП пострадали люди. Если пострадавшего необходимо доставить в больницу, то водитель может это сделать, но потом вернуться на место происшествия. В этой аварии люди не пострадали.

Пункт 2.6.1 Правил гласит, что когда в ДТП вред причинен только имуществу, водители, причастные к нему, не обязаны сообщать о случившемся в полицию и могут оставить место происшествия, если в соответствии с законодательством об ОСАГО оформление документов о ДТП может осуществляться без сотрудников полиции.

Исходя из этих положений, оставить место ДТП без вызова сотрудников полиции его участники могут лишь в случае причинения вреда только имуществу и возможности оформления аварии по Европротоколу.

Фото: Владимир Аносов

Как видно из материалов дела и установлено судами нижестоящих инстанций, в результате этой аварии вред причинен только автомобилю самого Аксенова. Пострадавших в этом происшествии нет, имущественного вреда другим лицам не причинено.

Таким образом, при отсутствии иных участников дорожно-транспортного происшествия, пострадавших и с учетом причинения вреда только имуществу самого Аксенова императивная обязанность оставаться на месте происшествия и сообщать о случившемся в полицию у него отсутствовала, указал Верховный суд.

На этом основании ВС решил постановления нижестоящих судов отменить, а производство по делу прекратить за отсутствием события административного правонарушения.

Надо сказать, что это не первое такое решение Верховного суда. Практика отмены лишения прав из-за аварий, в которых никому не причинен ущерб, довольно обширна. Достаточно давно этой практике следуют и кассационные суды.

Так, недавно в обзоре своей судебной практики Первый кассационный суд привел дело одного водителя, которого нижестоящие суды лишили прав за то, что он якобы скрылся с места происшествия. Тогда водитель не справился с управлением, вылетел на встречную обочину, а затем и вовсе слетел в кювет. Машина остановилась,только врезавшись в дерево.

Фото: iStock

Убедившись, что никто не пострадал, кроме него самого, водитель отправился домой. Он собирался потом найти эвакуатор и вывезти машину. ГИБДД вызывать не стал, потому что, кроме него, никаких других участников ДТП не было. Однако проезжавшие мимо сотрудники ДПС увидели брошенную побитую машину и оформили протокол, указав в нем, что водитель не выполнил требований Правил дорожного движения в связи с ДТП. А именно, скрылся с места происшествия.

Тогда Первый кассационный суд разъяснил, что в соответствии с Законом "О безопасности дорожного движения" и Правилами дорожного движения "дорожно-транспортным происшествием признается событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб".

Но в материалах дела нет доказательств, подтверждающих, что в результате происшедшего наступили последствия, указанные в Правилах. А значит, выводы о виновности водителя не подтверждены доказательствами. Поэтому решения нижестоящих судов были отменены, а производство по делу прекращено в связи с недоказанностью нарушения.

То есть, если в происшествии пострадал только автомобиль неудачливого водителя и нет ущерба третьим лицам, то и дорожно-транспортного происшествия нет. Следовательно, водитель может, не дожидаясь ГИБДД, отправляться на все четыре стороны. Но если бы дерево, в которое врезалась машина, кому-нибудь принадлежало, то факт ДТП был бы. И его уже надо было бы оформлять по всем правилам, с выплатой возмещения ущерба тому, кому это дерево принадлежит.

Еще более интересное заключение сделал председатель суда Ненецкого автономного округа. В том деле даже фигурировал второй участник аварии. Само происшествие произошло на парковке. Некая гражданка Медведева выезжала с нее задним ходом. Когда она собралась уже уезжать, то услышала звуковой сигнал. К ней подошел мужчина и сказал, что она задела другую машину. Дама осмотрела обе машины, повреждений не увидела и уехала. Однако бдительный гражданин сообщил об инциденте в ГИБДД, а также хозяину задетой машины. В итоге в гости к Медведевой пожаловали сотрудники ГИБДД, а позже мировой суд лишил ее прав. Это решение поддержал районный и городской суды.

Читайте так же:
Понятие морального вреда в гражданском праве

Фото: Михаил Синицын

Дело дошло до председателя суда Ненецкого автономного округа. И он указал, что само по себе взаимодействие, соприкосновение машин между собой без наступления последствий не может квалифицироваться как дорожно-транспортное происшествие и на водителя не могут быть возложены обязанности, предусмотренные Правилами при ДТП.

В протоколе о нарушении никаких повреждений автомобилей не зафиксировано. Из справки о ДТП было видно, что повреждения на машинах есть. Но ни ГИБДД, ни мировым судьей время и механизм образования этих повреждений не выяснялся: образовались ли они в результате наезда или были на транспортных средствах до наезда. Медведева отрицает наличие повреждений на ее автомобиле. Владелец второй машины никаких материальных претензий не предъявлял.

Автотехническая экспертиза на предмет наличия соотносимых между собой повреждений машин не проводилась, что не позволяет сделать однозначный вывод об имевшем место дорожно-транспортном происшествии с участием этих машин. Собранных доказательств недостаточно для того, чтобы вменить Медведевой оставление места ДТП. А поэтому председатель суда Ненецкого автономного округа отменил решения нижестоящих судов и прекратил производство по делу в связи с недоказанностью.

В общем, чтобы обвинить водителя в том, что он скрылся с места ДТП, надо еще доказать, что дорожно-транспортное происшествие было. А для этого необходимо несколько условий. Либо в результате ДТП должны были пострадать люди, либо другим гражданам должен был быть причинен ущерб. Причем если ущерб причинен автомобилю, то необходимо также доказать, что он причинен именно в результате взаимодействия машины пострадавшего и обвиняемого. Интересно, что такой судебной практике более двух лет. Однако до сих пор некоторые судьи только на основании протокола, составленного не очень продвинутыми в юридических тонкостях сотрудниками ГИБДД, продолжают лишать прав водителей якобы за оставление места ДТП, которого по факту не было.

Под колесами самокатов гибнет все больше людей

Количество ДТП с участием электросамокатов в России за семь месяцев этого года возросло на 66 процентов, а число погибших в них выросло в четыре раза.

Всего на дорогах произошло почти 270 таких аварий, жертвами которых стали восемь человек, еще 275 пострадали, сообщает ТАСС со ссылкой на ответ пресс-центра МВД на запрос агентства.

Так, с января по июль 2021 года в России произошло 266 ДТП с участием электросамокатов, в то время как годом ранее их количество не превысило 160. Почти в два раза увеличилось число таких происшествий с детьми — с 21 до 38.

Фото: Сергей Михеев/РГ

По данным МВД, в ДТП с электросамокатами в 2021 году погибли восемь человек, в том числе один ребенок, пострадали 275, 39 из них дети. Число погибших увеличилось в четыре раза (с двух до восьми), а число пострадавших выросло почти на 70 процентов (с 164 до 275) по сравнению с таким же периодом прошлого года.

Лидером по количеству ДТП с электросамокатами стал Санкт-Петербург, где зафиксировано 58 таких происшествий. На втором месте Москва с 55 ДТП. Далее идут Краснодарский край с 21 случаем, Татарстан с 12 и Подмосковье, где зафиксировано 11 таких происшествий.

Надо сказать, что эта статистика включает в себя только столкновения между машинами и электросамокатами. Если электросамокатчик наехал на пешехода и тот получил ранения или погиб, то ДТП это считаться не будет. Столкнулись два пешехода. В статистику МВД такие случаи не попадают.

В МВД напомнили, что статус средств индивидуальной мобильности, к которым относятся электросамокаты, все еще не определен, разработкой соответствующего проекта постановления правительства занимается минтранс.

Минтранс уже вносил свои предложения по изменению правил дорожного движения, в которых учитывались бы и электросамокаты, а также прочие гироскутеры. Их предлагалось назвать средствами индивидуальной мобильности — СИМ — и разрешить им двигаться по тротуарам со скоростью 20 км/ч. Причем под эти СИМ предлагалось подвести в том числе роликовые коньки и скейтборды.

Однако этот проект получил отрицательный отзыв от Аналитического центра при правительстве.

Фото: iStok

Теперь минтранс подготовил новый проект и внес его снова на рассмотрение в Аналитический центр. В нем уже никаких роликов и скетбордов. Но при этом предлагается разрешить движение электросамокатов не тяжелее 35 кг по тротуарам со скоростью не более 25 км/ч. По всей видимости, ведомству, отвечающему за транспорт, пешеходов совсем не жалко. Представьте себе столкновение с ребенком 100 килограммового мужика на 35 килограммовом электросамокате на скорости 25 км/ч.

Совершенно непонятно, откуда взялся именно такой вес, если большинство подобной техники весит 15 кг. Почему вдруг скорость выросла с 20, что уже в четыре раза больше пешеходной, до 25 км/ч?

Но теперь у этих поправок возникла и еще одна сложность. Согласно постановлению правительства менять правила можно только целиком. Поэтому в своих поправках минтранс предлагает сделать исключение из этой нормы для правил дорожного движения. Но есть подозрения, что эксперты Аналитического центра на это не пойдут. А значит, поправки вновь получат отрицательное заключение.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию