Femida96.ru

Юридическая помощь для всех
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Международные соглашения в области пенсионного обеспечения

Международные соглашения в области пенсионного обеспечения

Совет Евразийской экономической комиссии

2. Евразийской экономической комиссии и государствам — членам Таможенного союза и Единого экономического пространства руководствоваться Концепцией, одобренной настоящим Решением, при разработке проекта международного договора о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения.

3. Коллегии Евразийской экономической комиссии доложить о ходе работы над проектом международного договора о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения на заседании Совета Евразийской экономической комиссии в I квартале 2015 года.

4. Настоящее Решение вступает в силу по истечении 10 календарных дней с даты его официального опубликования.

Члены Совета Евразийской
экономической комиссии:

От Республики Беларусь
С.Румас

От Республики Казахстан
Б.Сагинтаев

От Российской Федерации
И.Шувалов

ОДОБРЕНА
Решением Совета
Евразийской экономической комиссии
от 12 ноября 2014 года N 103

Концепция проекта международного договора о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения

В Концепции определяются цели, задачи, основные принципы, срок подготовки и особенности реализации Международного договора между государствами — членами Евразийского экономического союза о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения (далее — проект Договора, Договор).

Предпосылки разработки

Необходимость разработки отдельного международного договора, регулирующего вопросы пенсионного обеспечения трудящихся государств-членов и членов семьи, предусмотрена частью 3 статьи 98 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее — Договор о ЕАЭС). В соответствии с пунктом 5 статьи 96 Договора о ЕАЭС "трудящийся государства-члена" — лицо, являющееся гражданином государства-члена, законно находящееся и на законном основании осуществляющее трудовую деятельность на территории государства трудоустройства, гражданином которого оно не является и в котором постоянно не проживает.

В настоящее время одним из основных направлений развития интеграции является устранение барьеров на пути передвижения рабочей силы. Отсутствие или недостаточная правовая урегулированность вопросов пенсионного обеспечения при работе в других государствах — членах Союза является сдерживающим фактором при формировании общего рынка труда, в связи с этим вопрос пенсионного обеспечения трудящихся на территории государств-членов является актуальным.

По итогам заседания Совета Евразийской экономической комиссии 27 марта 2014 года Комиссии совместно со Сторонами было поручено определить основные подходы и принципы социального обеспечения трудящихся государств — членов Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС, Союз), а также разработать концепцию Договора в области пенсионного обеспечения.

В настоящее время основное отличие заключается в разных подходах финансирования пенсионной системы и распределения пенсионных средств. В Республике Беларусь и Российской Федерации страховые взносы уплачиваются работодателем, и преобладает солидарный принцип распределения. В Республике Казахстан пенсионные взносы удерживаются из доходов работника, и действует обязательная накопительная пенсионная система. Кроме того, системы пенсионного обеспечения отличаются структурно: пенсионный возраст, размеры и источники пенсионных отчислений и другие параметры.

Проблемными являются вопросы, возникающие с переводом и сохранением пенсионных прав при осуществлении трудовой деятельности и переезде граждан государств — членов ЕАЭС из одной страны в другую.

Цели и задачи разработки

Основная цель разработки проекта Договора — обеспечение равных прав в сфере пенсионного обеспечения, защита приобретенных трудящимися пенсионных прав на территории государств — членов ЕАЭС, а также развитие сотрудничества в сфере пенсионного обеспечения между государствами — членами Союза.

Разработка проекта Договора между государствами членами ЕАЭС о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения предполагает решение следующих основных задач:

— пенсионное обеспечение граждан государств-членов должно осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства, в части уплаты страховых (обязательных пенсионных) взносов, а также приобретения и сохранения соответствующих пенсионных прав;

— учет государством-членом приобретенных гражданами пенсионных прав, на территориях государств — членов ЕАЭС, при определении права на пенсионное обеспечение, назначении пенсий в соответствии с положениями Договора и законодательства государства-члена;

— развитие сотрудничества между государствами — членами Союза в сфере пенсионного обеспечения, в том числе путем обмена информацией и документами между уполномоченными органами государств — членов ЕАЭС, включая обмен в электронном виде.

Основные принципы

В отношении видов пенсий, согласованных Сторонами в рамках Договора, государство — член ЕАЭС должно гарантировать гражданам других государств — членов ЕАЭС объем прав на пенсионное обеспечение равный объему прав, предоставляемому гражданам этого государства-члена при аналогичных условиях.

Договор должен распространяться на все виды пенсий, предусмотренные в государствах — членах ЕАЭС, право на которые зависит от факта уплаты страховых (обязательных пенсионных) взносов.

Государство — член ЕАЭС должно гарантировать сохранение объема пенсионных прав граждан другого государства — члена ЕАЭС, приобретенных на его территории.

Договор не должен распространяться на отношения по пенсионному обеспечению военнослужащих вооруженных сил и других воинских формирований, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, членов семьи, других лиц, приравненных к указанным категориям в части пенсионного обеспечения согласно специальному законодательству, а также на государственных служащих (в РФ — государственных гражданских служащих).

Читайте так же:
Работающие пенсионеры должны платить подоходный налог

Действие Договора должно распространяться на отношения, регулируемые законодательством государств — членов ЕАЭС о пенсионном обеспечении, которое изменяет или дополняет положения, относящиеся к видам пенсий определенным в Договоре, в части расширения круга лиц, а также установления новых видов пенсионного обеспечения (страхования), если государства — члены ЕАЭС не договорятся об ином.

Предмет правового регулирования проекта Договора

Договором будут регулироваться правоотношения в сфере пенсионного обеспечения трудящихся государств — членов Евразийского экономического союза, а также лиц, застрахованных в системе обязательного пенсионного страхования и членов семьи, включая лиц предпенсионного и пенсионного возраста, подпадающих под действие законодательства государств — членов ЕАЭС по следующим видам пенсий:

в Республике Беларусь: трудовая пенсия по возрасту;

в Республике Казахстан: накопительная пенсия;

в Российской Федерации: трудовая (страховая) пенсия по старости.

При подготовке Договора Сторонами необходимо предусмотреть правовое регулирование иных видов пенсий и пособий, в частности на трудовую (страховую) пенсию по инвалидности, трудовую (страховую) пенсию по случаю потери кормильца, социальную пенсию (в Республике Беларусь и Российской Федерации), накопительную пенсию (в Российской Федерации), выплаты на счет средств пенсионных накоплений (в Российской Федерации), за выслугу лет (в Республике Беларусь), социальные пенсии (в Российской Федерации и Республике Беларусь), государственное социальное пособие по инвалидности, по случаю потери кормильца (в Республике Казахстан), пенсионные выплаты при установлении инвалидности 1 и 2 групп бессрочно (в Республике Казахстан), пенсионные выплаты наследникам гражданина (в Республике Казахстан), пособие на погребение (в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации).

Социальная пенсия, государственное социальное пособие по инвалидности, по случаю потери кормильца будет назначаться и выплачиваться в соответствии с законодательством государства — члена Евразийского экономического союза.

В Договоре должны быть урегулированы вопросы учета и перевода приобретенных гражданами пенсионных прав к моменту назначения пенсии, а также базовые вопросы, связанные с административным применением Договора, сотрудничеством Сторон и информационным обменом.

Сроки подготовки проекта Договора

Разработка проекта Договора осуществляется в соответствии с Планом разработки актов в соответствии с Договором о ЕАЭС в течение 2015 года.

Вопросы административного характера применения норм Договора, относящихся к обмену документами, формулярами связи, контролю за выплатой пенсий, взаимодействию между компетентными учреждениями и другим элементам сотрудничества должны быть урегулированы в проекте Соглашения о применении Договора.

Основные результаты и последствия реализации

Реализация Договора будет способствовать дальнейшему развитию взаимовыгодного сотрудничества, устранению барьеров на пути свободного движения рабочей силы в пределах Союза, росту деловой активности путем предоставления гражданам государств — членов гарантий пенсионного обеспечения.

Соглашение о гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения

признавая, что государства — участники Содружества имеют обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств — участников Соглашения,

признавая необходимость неукоснительного соблюдения обязательств по международным соглашениям, заключенных СССР по вопросам пенсионного обеспечения,

согласились о нижеследующем:

Пенсионное обеспечение граждан государств-участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств

— участников Содружества и порядок выделения средств на их пенсионное обеспечение регулируются специальным Соглашением.

До заключения специального Соглашения пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств — участников Содружества осуществляется в соответствии с законодательством, действовавшим к моменту подписания государствами настоящего Соглашения.

Все расходы, связанные с осуществлением пенсионного обеспечения по настоящему Соглашению, несет государство, предоставляющее обеспечение. Взаимные расчеты не производятся, если иное не предусмотрено двусторонними соглашениями.

Государства — участники Соглашения проводят политику гармонизации законодательства о пенсионном обеспечении.

Настоящее Соглашение распространяется на все виды пенсионного обеспечения граждан, которые установлены или будут установлены законодательством государств — участников Соглашения.

1. Назначение пенсий гражданам государств-участников Соглашения производится по месту жительства.

2. Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств — участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

3. Исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за период работы, которые засчитываются в трудовой стаж.

В случае, если в государствах — участниках Соглашения введена национальная валюта, размер заработка (дохода) определяется исходя из официально установленного курса к моменту назначения пенсии.

Читайте так же:
Редакция нового закона о пенсиях

При переселении пенсионера в пределах государств — участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.

Размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством государства — участника Соглашения по новому месту жительства пенсионера с соблюдением условий, предусмотренных пунктом 3 статьи 6 настоящего Соглашения.

Органы, осуществляющие пенсионное обеспечение в государствах — участниках Соглашения сотрудничают друг с другом в порядке, определяемом по соглашению между их центральными органами.

Стороны уполномачивают свои компетентные органы заключить указанные соглашения в течение не более шести месяцев со дня подписания настоящего Соглашения.

Государства — участники Содружества рассматривают вопросы, не урегулированные настоящим Соглашением, а также связанные с его применением, путем переговоров.

Государства — участники Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.

Необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств — участников Содружества Независимых государств и государств, входивших в состав СССР, или до 1 декабря 1991 года, принимаются на территории государств — участников Содружества без легализации.

Настоящее Соглашение вступает в силу с момента подписания.

1. Каждый участник настоящего Соглашения может выйти из него, направив соответствующее письменное уведомление депозитарию. Действие Соглашения в отношении этого участка прекращается по истечении 6-ти месяцев со дня получения депозитарием такого уведомления.

2. Пенсионные права граждан государств — участников Содружества, возникшие в соответствии с положениями настоящего Соглашения, не теряют своей силы и в случае его выхода из Соглашения государства — участника, на территории которого они проживают.

Совершено в городе Москве 13 марта 1992 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Архиве Правительства Республики Беларусь, которое направит государствам, подписавшим настоящее Соглашение, его заверенную копию.

За Правительство
Азербайджанской Республики

За Правительство
Республики Молдова
/подпись/ с замечанием
«Эти вопросы регулируются двусторонними соглашениями»

За Правительство
Республики Армения
/подпись/

За Правительство
Российской Федерации
/подпись/

За Правительство
Республики Беларусь
/подпись/

За Правительство
Республики Таджикистан
/подпись/

За Правительство
Туркменистана
/подпись/

За Правительство
Республики Казахстан
/подпись/

За Правительство
Республики Узбекистан
/подпись/

За Правительство
Кыргызской Республики
/подпись/

Международные договоры и соглашения.

В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ. В случае если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные нормативными правовыми актами РФ, применяются правила международного договора РФ.

Данное положение полностью соответствует Конституции РФ, ч. 4 ст. 15 которой устанавливает, что «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Тем самым Конституция РФ включает во внутреннее право нашей страны общепризнанные принципы и нормы международного права, а также закрепляет примат международного договорного права над внутригосударственным. При этом по логике вещей приоритет по отношению к российскому законодательству имеют не только международные договоры, но и указанные принципы и нормы.

В практическом плане эго означает, что в случае противоречия правил нормативных правовых актов РФ правилам вступившего в силу международного соглашения, регулирующего пенсионные правоотношения, по каким-либо вопросам (например, по исчислению страхового стажа), органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, должны следовать исключительно правилам соответствующего договора.

Перечень действующих международных договоров РФ, регулирующих вопросы установления и выплаты страховых пенсий условно можно дифференцировать на две группы: соглашения, подписанные СССР (в данном случае Россия выступает их участником как государство — продолжатель СССР), и соглашения, подписанные Российской Федерацией (табл. 2.1).

Международные договоры и соглашения, регулирующие вопросы пенсионного обеспечения

— Соглашение между СССР и Чехословацкой Республикой о социальном обеспечении от 02.12.1959 (применяется в отношениях со Словакией);

— Соглашение стран СНГ «О гарантиях прав граждан государств — участников Содружества 11езависимых Государств в области пенсионного обеспечения» от 13.03.1992 1 ;

1 Участниками этого Соглашения являются Российская Федерация, Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина.

Окончание табл. 2.1

  • — Соглашение между СССР и Румынской Народной Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24.12.1960;
  • — Соглашение между СССР и Венгерской Народной Республикой

о сотрудничестве в области социального обеспечения от 20.12.1962;

Читайте так же:
Какой размер пенсии у женщин

— Соглашение между СССР

и Монгольской Народной Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 06.04.1981.

— Временное соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о гарантиях прав граждан, работавших в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в области пенсионного обеспечения

— Договор между Российской Федерацией

и Королевством Испания о социальном обеспечении от 11.04.1994;

  • — Соглашение между Правительством Российской Федерацией и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 10.02.1995;
  • — Соглашение между Правительством Российской Федерацией и Правительством Республики Казахстан о гарантиях пенсионных прав жителей города Байконур Республики Казахстан от 27.04.1996;
  • — Соглашение между Правительством Российской Федерацией и Правительством Литовской Республики о пенсионном обеспечении от 29.04.1999;
  • — Соглашение между Правительством Российской Федерацией и Правительством Грузии

о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 16.05.1997;

  • — Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24.01.2006;
  • — Договор между Российской Федерацией и Латвийской Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 18.12.2007;
  • — Договор между Российской Федерацией

и Республикой Болгарией о социальном обеспечении от 27.02.2009;

  • — Договор между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 14.07.2011;
  • — Договор между Российской Федерацией

и Чешской Республикой о социальном обеспечении от 08.12.2011.

Международное сотрудничество является основной формой создания эффективного механизма сохранения пенсионных прав граждан при их переселении на место жительство в другое государство. Так, при помощи международного договора пенсионные права, приобретенные на территории одного государства, могут учитываться при установлении пенсии на территории другой страны. В документах МОТ государствам при подготовке пенсионных соглашений рекомендуется использовать либо метод пропорционального распределения, либо метод интеграции. Эти предложенные МОТ методы обусловили заключение нашей страной международных договоров, именуемых в одних случаях «пропорциональными», в других — «территориальными» («интеграционными»).

Главной содержательной особенностью международных договоров, основанных на территориальном принципе, является осуществление пенсионного обеспечения лица по законодательству и за счет средств государства, на территории которого он проживает, с учетом пенсионных прав, приобретенных им в государстве-контрагенте. Можно сказать, что сохранение пенсионных прав граждан, переселившихся в страны, в отношениях с которыми у России действуют «территориальные» соглашения, происходит посредством передачи обязательств по их пенсионному обеспечению этим государствам. По общему правилу, исходя из норм данных соглашений, гражданин, например Молдовы, проживавший и работавший в России и выехавший затем на родину, право на российскую пенсию иметь не будет, ему будет назначена молдавская пенсия с учетом периодов работы в России. Все пенсионные договоры, заключенные СССР, и многие из подписанных Российской Федерацией, основаны на данном принципе (например, это относится к соглашениям с Румынией (от 24.12.1960), Венгрией (от 20.12.1962), Монголией (от 06.04.1981), государствами — участниками СНГ (от 13.03.1992), Молдовой (от 10.02.1995), Грузией от (16.05.1997), Литвой (от 29.06.1999)).

Международные договоры, основанные на пропорциональном принципе, заключаются в распределении расходов на выплату пенсий в зависимости от величины пенсионных прав, приобретенных гражданами на территории государства каждой из договаривающихся сторон, с применением правил суммирования страхового (трудового) стажа для определения права на пенсию. При этом специалистами «пропорциональные» договоры признаются более объективными и равноправными, поскольку они исходят из того, что каждая сторона отвечает только за тот стаж, который был приобретен на ее территории [1] . Интересно, что пропорциональный тип международных пенсионных соглашений получил наибольшее распространение в мире. Например, пенсионные нормы действующих международных соглашений Германии о пенсионном обеспечении, которые заключены с государствами, не входящими в состав Европейского союза (Австралия, Босния и Герцеговина, Израиль, Канада, Корея, Македония, Марокко, Сербия, США, Тунис, Турция, Хорватия, Черногория, Чили, Япония) основаны на пропорциональном принципе. Отношения в области пенсионного обеспечения между государствами — членами Европейского союза также построены на указанном принципе.

В настоящее время в полной мере принцип пропорциональности в части вопросов пенсионного обеспечения заложен в основу договоров Российской Федерации с Болгарией, Испанией и Эстонией.

В соответствии с Договором между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24.01.2006 за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенные до 13 марта 1992 г. на территории бывшего СССР, пенсию назначает и выплачивает договаривающаяся сторона, на территории которой лицо постоянно проживает в момент обращения за пенсией. За периоды страхового (трудового) стажа, приобретенные после указанной даты на территориях договаривающихся сторон, каждая договаривающаяся сторона исчисляет и выплачивает пенсию, соответствующую страховому (трудовому) стажу, приобретенному на ее территории. Таким образом, этот договор основан на пропорциональном принципе и содержит элементы территориального принципа в отношении периодов до 13 марта 1992 г., что обоснованно, учитывая общность исторических судеб России и Беларуси. Аналогичный подход в отношении периодов до 1 января 1991 г. используется в договоре с Латвией.

Читайте так же:
Маленькая сумма алиментов что делать

На основании Договора между Российской Федерацией и Чешской Республикой о социальном обеспечении от 08.12.2011 страховой (трудовой) стаж, приобретенный до 31 декабря 2008 г. на территории одной из договаривающихся сторон, принимает во внимание та договаривающаяся сторона, на территории которой лицо постоянно проживало на указанную дату, но только в той части, в которой этот страховой (трудовой) стаж не учтен при определении размера пенсии и пособия, предоставленных другой договаривающейся стороной, при условии что данное лицо приобрело на указанную дату не менее 1 года страхового (трудового) стажа по законодательству той договаривающейся стороны, которая должна учесть страховой (трудовой) стаж. В противном случае страховой (трудовой) стаж учитывает та договаривающаяся сторона, по законодательству которой указанный стаж был фактически приобретен.

Таким образом, в российской практике имеют место быть смешанные территориально-пропорциональные договоры.

Подписан закон о ратификации Конвенции о минимальных нормах социального обеспечения

Президент подписал Федеральный закон «О ратификации Конвенции о минимальных нормах социального обеспечения (Конвенции № 102)».

Федеральный закон принят Государственной Думой 27 сентября 2018 года и одобрен Советом Федерации 3 октября 2018 года.

Справка Государственно-правового управления

Федеральным законом ратифицируется Конвенция о минимальных нормах социального обеспечения (Конвенция № 102).

Конвенция подлежит ратификации на основании пункта 2 статьи 15 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» и статьи 79 Конвенции.

Статья 2 Конвенции позволяет государствам самим определить разделы Конвенции, в отношении которых ими принимаются международные обязательства.

Федеральным законом предлагается принять от имени Российской Федерации обязательства в отношении семи разделов Конвенции: медицинское обслуживание, обеспечение по болезни, обеспечение по старости, обеспечение в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием, обеспечение по материнству, обеспечение по инвалидности и обеспечение по случаю потери кормильца.

Анализ российского законодательства в сфере охраны здоровья нормам Конвенции (федеральные законы «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и другие нормативные правовые акты) показывает, что правовое регулирование в этой сфере, а именно: охватываемые риски (любое болезненное состояние независимо от его причины, а также беременность и роды), круг лиц (помощь предоставляется всем гражданам), виды медицинской помощи, продолжительность её оказания, отсутствие требований к стажу для приобретения права на оказание медицинской помощи, предоставление основных фармацевтических средств по предписанию врача или другого медицинского работника, – соответствуют положениям раздела II Конвенции «Медицинское обслуживание».

В отношении раздела III Конвенции «Обеспечение по болезни» следует отметить, что законодательство Российской Федерации полностью соответствует положениям Конвенции, а некоторые нормы устанавливают более высокие стандарты обеспечения по болезни.

Пособие по временной нетрудоспособности, определяемое Конвенцией как пособие по болезни, предоставляется всем работающим гражданам (за исключением работающих по гражданско-правовым договорам), а также гражданам, вступившим в правоотношения по обязательному социальному страхованию (при условии уплаты страховых взносов).

Российское законодательство (в отличие от Конвенции) не обусловливает предоставление пособия по временной нетрудоспособности периодом уплаты страховых взносов или работы по найму, в том числе для предотвращения злоупотреблений, – право на получение пособия возникает с первого дня трудовой деятельности.

Пособия предоставляются более широкому кругу лиц, чем это предусмотрено Конвенцией, – обеспечение гарантировано не только в случае заболевания или травмы, но и в связи с операцией по искусственному прерыванию беременности или осуществлением экстракорпорального оплодотворения, карантином застрахованного лица и ребёнка в возрасте до 7 лет или другого члена семьи, признанного недееспособным, протезированием по медицинским показаниям в стационаре, долечиванием в санаторно-курортных учреждениях непосредственно после стационарного лечения. Кроме того, Конвенцией не предусматривается выплата пособий по уходу за заболевшим членом семьи, но в Российской Федерации такие пособия существуют многие годы.

Пособие по временной нетрудоспособности при её утрате вследствие заболевания или травмы выплачивается, как правило, за весь период временной нетрудоспособности – с первого её дня и до восстановления трудоспособности либо установления инвалидности, тогда как согласно Конвенции период его выплаты может быть ограничен.

Законодательство Российской Федерации, в том числе Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (раздел VI Конвенции «Обеспечение в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием»), предоставляет более высокий, нежели предусмотренный Конвенцией, уровень защиты работников от несчастных случаев или профессиональных заболеваний (с учётом международных норм в данной области).

Читайте так же:
Закон украина о пенсионном обеспечении изменения

Так, размеры пособий по временной нетрудоспособности и ежемесячных страховых выплат в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием, оплата дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией, индексация выплат значительно превышают минимальный уровень обеспечения, требуемый Конвенцией.

Кроме того, названный Федеральный закон не ограничивает права застрахованных лиц на возмещение вреда по нормам гражданского законодательства Российской Федерации в части, превышающей обеспечение, предоставляемое в соответствии с этим Федеральным законом. Причинителем вреда дополнительно, сверх выплат за счёт средств обязательного социального страхования, осуществляется возмещение морального вреда.

Круг членов семьи, которым предоставляется обеспечение в связи со смертью кормильца, в Российской Федерации значительно шире, чем предусмотренный Конвенцией, в него включаются все нетрудоспособные иждивенцы.

Нормы законодательства Российской Федерации, в частности федеральных законов «О государственных пособиям гражданам, имеющим детей», «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», предусматривающие обеспечение женщин пособиями по беременности и родам, соответствуют минимальным стандартам, установленным разделом VIII Конвенции «Обеспечение по материнству», по охватываемым случаям, видам пособий (в том числе предоставляемым в виде медицинской помощи), кругу лиц, периодам и условиям выплаты пособий, общим подходам к порядку их исчисления.

В ряде случаев законодательством Российской Федерации по сравнению с нормами Конвенции установлены более льготные условия получения таких пособий – отсутствуют требования к стажу (в Российской Федерации пособия по беременности и родам предоставляются всем работающим женщинам, без каких-либо исключений, а также женщинам, обучающимся в профессиональных учебных заведениях).

Согласно Конвенции продолжительность выплаты пособия может быть ограничена 12 неделями, в Российской Федерации пособие выплачивается суммарно за весь период отпуска по беременности и родам, минимальная продолжительность которого составляет 70 дней до родов и 70 дней после родов (20 недель), а в некоторых случаях продолжительность отпуска увеличивается до 84, 86 или 110 календарных дней. Предоставляются также отпуск и пособие при усыновлении ребёнка в возрасте до трёх месяцев.

Разделы I, XI – XIV Конвенции, содержащие общие положения, относящиеся ко всем сферам социального обеспечения, обязаны соблюдать все государства-члены, её ратифицировавшие. В связи с этим следует отметить, что согласно Конвенции (приложение к разделу XI) минимальный размер пособия по беременности и родам для типового получателя (женщины) определён из расчёта в 45 процентов заработной платы.

Пособие по беременности и родам в Российской Федерации выше указанной минимальной нормы и составляет 100 процентов заработка. Однако в общем правиле имеется исключение: застрахованной женщине, имеющий страховой стаж менее 6 месяцев, пособие выплачивается в размере, не превышающем минимального размера оплаты труда за полный календарный месяц (ранее пособие по беременности и родам устанавливалось в размере 100 процентов заработка).

Принятие обязательств в отношении раздела IX Конвенции, как представляется, повлечёт за собой необходимость внесения соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации.

Порядок и условия назначения страховых пенсий по инвалидности в Российской Федерации (раздел IX «Обеспечение по инвалидности») являются более льготными по сравнению с нормами Конвенции.

Разделы V «Обеспечение по старости» и X «Обеспечение по случаю потери кормильца» Конвенции реализуются в Российской Федерации в соответствующих положениях федеральных законов «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О страховых пенсиях».

Исходя из статьи 29 и приложению к разделу XI Конвенции, обеспечение по старости лицам, имеющим 30-летний стаж уплаты взносов, должно гарантироваться в виде периодических выплат, составляющих 40 процентов утраченного заработка. Согласно позиции Правительства Российской Федерации в целом параметры российской пенсионной системы соответствуют минимальным стандартам Конвенции, предъявляемым к условиям предоставления обеспечения по старости и обеспечения по случаю потери кормильца.

В целях оценки уровня пенсионного обеспечения в стране разработана методика расчёта коэффициента замещения прежнего заработка для социального обеспечения по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, соответствующая обязательствам, которые планирует взять на себя Российская Федерация в связи с участием в Конвенции (в целях соотнесения с минимальными нормами Международной организации труда).

Таким образом, Федеральный закон должен создать дополнительные гарантии обеспечения, защиты и реализации пенсионных прав граждан, а также послужить ориентиром для дальнейшего совершенствования правового регулирования и практической деятельности в сфере социального, в том числе пенсионного, обеспечения граждан.

Конвенция обладает собственным контрольным механизмом. Механизм предполагает регулярное (один раз в пять лет) представление Международному бюро труда докладов о выполнении обязательств, взятых государством при ратификации Конвенции. При этом следует отметить, что выполнение указанных обязательств будет оцениваться по методике самой Конвенции.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию