Femida96.ru

Юридическая помощь для всех
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Мвф рекомендовал россии повысить пенсионный возраст

Пенсионные варианты. Что скрывает государство

Сторонники повышения пенсионного возраста озвучивают общественности весьма обобщенные аргументы в пользу реформы. Это вызывает, в свою очередь, обвинения в отсутствие у властей прогнозных расчетов. Между тем такие расчеты на самом деле были проведены, а у пенсионной реформы есть три вполне конкретные альтернативы, представленные МВФ.

Не секретный секрет

Проблемы Пенсионного фонда России (ПФР), ради которого все затевается, — явление временное. Устойчивость пенсионной системы зависит не только от такого неизбежного и слабо поддающегося корректировке фактора, как динамика демографических процессов, но и от законов, принимаемых депутатами. Эти выводы содержатся в анализе макроэкономических эффектов задуманной пенсионной реформы.

Нужно напомнить, что повышение пенсионного возраста в России еще с 90-х годов прошлого века рекомендовал Международный валютный фонд (МВФ). Власти страны согласились на предложенную пенсионную реформу в 2012 году, а в 2015-м повышение пенсионного возраста — пока на стадии «прощупывания» готовности общества к этой мере — появилось в документе (с. 33), подписанном председателем правительства.

МВФ весьма серьезно проанализировал предстоящие изменения в пенсионном обеспечении россиян. И вполне вероятно, правительство России не предъявляет широкой общественности эти расчеты, разве что из идеологических соображений и возможных репутационных издержек. Открыто сослаться на рекомендации МВФ на фоне патриотической риторики власти — далеко не лучший способ получить массовую поддержку. Второй причиной избегания обсуждения расчетов может быть небезальтернативность повышения пенсионного возраста. Повышению пенсионного возраста существуют как минимум три альтернативы.

Есть и еще одно веское основание исключить ссылку на расчеты. Дело в том, что данные международных аналитиков из авторитетной организации зачастую противоречат цифрам, озвучиваемым российскими политиками. Но в отличие от российских властей МВФ открыто публикует важные для России и россиян документы, и с анализом пенсионной проблемы может ознакомиться каждый желающий. Все расчеты изложены в «Докладе МВФ по стране №08/308», опубликованном в 2008 году.

Игра на страхе

20 июля 2018 года п резидент России Владимир Путин, рассуждая о пенсионном возрасте, сообщил: «В 1970 году, по-моему, на одного пенсионера приходилось 3,7 работающих граждан (пусть вас не смущают десятые доли в отношении людей, это статистические данные). Сегодня уже на одного пенсионера — два работающих».

Впрочем, стратегия запугивания общественности демографической ямой и тяготами содержания старшего поколения не нова. В далеком 2001 году Валентина Матвиенко, занимавшая в те времена пост вице-премьера правительства России, утверждала, что ситуация гораздо хуже: на одного пенсионера приходится 1,8 работающих, а через 10-15 лет количество пенсионеров будет равно количеству работающего населения. В 2006 году Центр развития информационного общества сообщал, что на одного пенсионера приходится 1,7 работающего, а к 2015-му соотношение изменится до один к одному. В 2012 году Минэкономразвития рассчитало, что на одного пенсионера уже приходится лишь 1,18 работающего, а к 2015 году соотношение упадет до 1,23.

Однако прежние мрачные прогнозы не оправдались, а по данным МВФ, ситуация оказывается гораздо лучше: в 2008 году доля населения старше пенсионного возраста составляла 20%, а ее увеличение до 30% предсказывалось к 2050 году. Следствием же старения населения, той самой проблемой, которую предлагается решить с помощью увеличения возраста выхода на пенсию, является прогнозируемое падение коэффициента замещения доходов. Коэффициент снизится примерно с 26% в 2007 году до 17% в 2027-м, но это временное явление, так как затем отношение средних пенсий к средним зарплатам начнет расти и достигнет к 2050 году уровня в 22%.

Кстати, одной из причин ожидаемого падения коэффициента замещения доходов аналитики МВФ назвали отрицательную реальную норму прибыли ПФР при управлении накоплениями. Проще говоря, его инвестирование собранных с работающего населения денег приносило не прибыли, а убытки.

Три пути обхода

Предпочтительной политикой стабилизации коэффициента замещения МВФ назвал постепенное повышение пенсионного возраста. Однако указывает и альтернативное решение — увеличение федерального трансферта в Пенсионный фонд на сумму в пределах 3% ВВП примерно на период до 2030 года.

Где взять такие деньги? Международный валютный фонд указывает возможные источники, которые стали бы альтернативой изъятию денег из карманов пенсионеров. Причем имитационные расчеты предусматривают рост коэффициента замещения доходов на 8 процентных пунктов — до 30%.

Самый очевидный способ решения временной пенсионной проблемы — увеличение госдолга до 60% ВВП к концу 2030-х годов. «Такой уровень долга, как представляется, является экономически приемлемым», — констатируют специалисты МВФ, но указывают на «неразрешимую проблему», которая не позволит решить пенсионную проблему: долговое финансирование будет несовместимо с лимитом заимствований, установленным в бюджетном кодексе. То есть препятствием являются не объективно неустранимые причины, а лишь прописанные депутатами условные требования.

Второе решение, которое позволит оставить пенсионеров в покое, да еще и добавить им пенсии, — плавное повышение НДС на 9 п. п. к 2030 году с последующим снижением. Причем точкой отсчета МВФ считает не 18%, а 12% — именно такова эффективная ставка НДС. То есть шесть из девяти процентных пунктов повышения можно получить путем расширения налоговой базы, а законодательно НДС поднимется на 3%.

Третий вариант финансирования — постепенное сокращение государственного потребления на 4 п. п. к 2030 году.

Аналитики МВФ рассматривали каждый путь финансирования повышения пенсий как единственный. Если же применить все три варианта, но с меньшим размахом, то их минусы станут менее значительными. Например, немного вырастет госдолг, слегка повысится НДС (что уже сделано), чуть меньше станет мегапроектов, финансируемых государством. Результатом же такой политики может быть сохранение нынешнего пенсионного возраста при росте пенсий и коэффициента замещения доходов.

Читайте так же:
Муж не платит алименты беларусь

Однако и правительство, и депутатский корпус не стали вникать в предложенные МВФ альтернативы, а приняли наипервейшее и наипростешее указание — для решения временной проблемы навсегда поднять пенсионный возраст.

Международный валютный фонд "дал добро" на пенсионную реформу в России ещё год назад

МВФ по итогам работы своей миссии в нашей стране в 2017 году рекомендовал российским властям произвести ряд изменений в бюджетной, денежно-кредитной и финансовой политике, а также повысить возраст выхода граждан на пенсию.

Спорить с «грабительским» авторитетом МВФ в мире бессмысленно. За последнее десятилетие эта крепкая и нередко политически ангажированная некоммерческая организация неоднократно ввязывалась в многочисленные пожары финансовых кризисов в разных странах и раздавала им всяческие кредиты. Доказывая при этом, что без такой закредитованности, например, Греция никогда не справится с проблемами. И нередко взять деньги МВФ, действительно, было самым простым способом быстро повлиять на ситуацию.

МВФ при этом регулярно публикует отчеты о работе своих миссий в разных странах. Эксперты фонда буквально под микроскопом изучают ключевые экономические показатели и затем выдают властям рекомендации, которые далеко не всегда приветствуются государством и его населением. Россия стоит особняком в этом процессе, не имея обязательств перед МВФ, однако эксперты фонда пытаются советовать и российским властям, что им следует делать.

Выводы МВФ

19 мая 2017 года МВФ представила заключительное заявление по завершении миссии своих сотрудников в России в соответствии со статьей IV. В заявлении МВФ отметил, что российская экономика выходит из двухлетней рецессии, которая, благодаря предпринятым официальными органами эффективным мерам политики и достаточным резервам, оказалась не такой глубокой, как в прошлые периоды.

Фонд отметил: рост ВВП достигнет 1,4% на фоне смягчения финансовых условий и повышения цен на нефть. Инфляция, как ожидали эксперты МВФ, продолжит снижаться из-за укрепления рубля и слабого потребительского спроса и достигнет прогнозируемого ЦБ России показателя в 4%, сохранившись на этом уровне в последующей перспективе. Отметим, что эксперты МВФ, конечно, не знали, что уже весной 2018 года цены на нефть снова вернутся к максимумам 2014 года, а рубль рухнет.

Нефть

Фото: www.globallookpress.com

«В этих условиях официальным органам следует воспользоваться ситуацией более высоких цен на нефть и ускорить проведение необходимых реформ, чтобы создать основу дальнейшего роста», — говорится в заявлении МВФ.

Фонд при этом обозначил четыре приоритетные задачи: смягчение воздействия волатильности цен на нефть на российскую экономику посредством регулировки бюджетного правила, закрепление инфляции на уровне 4%, продолжение реформ в финансовом секторе и «решительные меры» по переориентации роста экономики на несырьевой сектор.

В бюджетной политике МВФ рекомендовал России восстановить трехлетнее планирование при формировании федерального бюджета, а также предусмотреть дополнительные постоянно действующие и более целенаправленные меры, в том числе для защиты стимулирующих рост бюджетных расходов.

«В целях укрепления системы надзора официальным органам рекомендуется ускорить внедрение формальных процедур раннего вмешательства в ситуацию в проблемных банках. Новый механизм санации должен сократить длительность процесса финансового оздоровления и расчистить балансы банков», — посоветовал МВФ, говоря о финансовой политике.

Фактически последнее замечание означает, что эксперты фонда одобряют проводимую главой ЦБ России Эльвирой Набиуллиной политику по зачистке банковского сектора России, а также советуют не отказываться от нее, а даже ускорить вмешательство регулятора в ситуацию в тех или иных кредитных организациях.

Однако наибольший интерес представляет одно из основных заключений МВФ, сделанных по итогам работы миссии в 2017 году:

«Пенсионная реформа, предусматривающая законодательное повышение возраста выхода на пенсию, способствовала бы смягчению воздействия отрицательных демографических тенденций на рынок труда, в то время как надлежащим образом разработанное бюджетное правило позволило бы, как отмечено выше, защитить конкурентоспособность посредством ослабления влияния волатильных цен на нефть на обменный курс», — говорится в заключении МВФ.

Россия идет в русле политики МВФ и Запада?

Для ответа на этот вопрос телеканал «Царьград» обратился к ряду экспертов. Депутат Государственной Думы Дмитрий Белик заявил, что правительство России в части реализации пенсионной реформы не стоит подозревать в следовании указкам МВФ.

«Если бы правительство России действовало по указке МВФ, оно бы не закрыло все долги МВФ еще несколько лет назад, это была принципиальная позиция президента и правительства минимизировать работу с Международным валютным фондом. Как вы знаете, многие страны, в том числе СНГ, Украина и другие активно с ними работают. Мы с ними не работаем. Поэтому ответ на ваш вопрос: нет, Российская Федерация, правительство и остальные госорганы не считают для себя приоритетными указания Международного валютного фонда в отличие от других государств», — сказал Белик.

Госдума

Фото: www.globallookpress.com

Политик заявил, что российское правительство ведет самостоятельную политику, которая может давать поводы к дискуссии о том, «есть ли там ошибки, все ли правильно», но оно «не работает под диктовку МВФ». Белик напомнил политику МВФ по предоставлению кредитов под грабительские проценты и под эти же кредиты «прописывать продажу земли в собственность». К тому же, по его словам, часть программ МВФ являются не экономическими, а политическими.

Читайте так же:
Срок взыскания по требованию налоговой

С этой позицией не согласился депутат Госдумы Евгений Федоров, который рассказал Царьграду, что в России в конституционном порядке сложилась система, которая позволяет организациям вроде МВФ напрямую влиять на решения правительства.

«В нашей Конституции это воля народа, воля российского народа служить американским властям, это прописано, пункт 15.4 Конституции Российской Федерации. И правительство просто реализует волю народа, конечно. Для разъяснения этой воли, в данном случае американских чиновников, существует институт американских советников российских органов власти, в том числе правительственных», — напомнил депутат.

Он добавил, что президент России Владимир Путин уже ставил главную задачу по выходу из американского однополярного мира, которая предполагает выход из «подчинения Соединенным Штатам». Однако, по его мнению, указания эти не выполнены, а значит, «колониальная эксплуатация российской провинции американской империей» продолжается.

Федоров назвал этот процесс «внешнего управления» привычным для России, и для примера привел ту разницу в доходах, которая есть у людей в России и в США за выполнение одной и той же работы.

«Это следствие. Мы кормим их. То есть это и есть колониальный статус. Народ делегировал власть по Конституции, которую он, народ, утвердил на референдуме. То есть уровень задач перед властью поставил народ в Конституции. И он российским властям, включая правительственные, поручил исполнять решения иностранных чиновников, а именно Соединенных Штатов Америки», — объяснил суть этого процесса депутат.

Основной проблемой «беззащитности» людей перед угодными Западу решениями господин Федоров считает добровольный отказ граждан от суверенитета, прописанного в Конституции, а правительство в этой ситуации «лишь выполняет волю народа».

Разумный вопрос в этой связи: что можно с этим сделать? Депутат полагает, что народ должен брать ситуацию под свой контроль и заблокировать механизм выполнения при пассивности населения каких-то непопулярных, спорных или вредных решений. Для этого, полагает Федоров, стране нужен конституционный референдум, итогом которого стало бы изменение в основном законе статьи о «внешнем управлении» статьей о «свободном независимом отечестве».

«Поэтому и выполняются приказы МВФ в силу такого решения российского народа, а не просто в силу того, что члены правительства вдруг решили что-то тут сделать не так. Они 25 лет работают, исполняя указания из Вашингтона. Это их статус, прописанный в Конституции», — резюмировал депутат.

Выводы, как говорится, делайте сами. С одной стороны, мы видим еще год назад выпущенную рекомендацию МВФ о повышении пенсионного возраста в России. С другой – мы не можем сказать, что каждый совет заокеанских финансовых чиновников в Москве «берут на карандаш».

Исторически в подобных противоречивых ситуациях у России и всего русского мира всегда был собственный ответ и собственный путь. Именно поэтому даже в глобальных вопросах социальной политики государства крайне некомфортно ощущать какое-либо влияние извне.​

МВФ рекомендовал России повысить пенсионный возраст

9 место. Директор-распорядитель Международного валютного фонда (МВФ) Кристин Лагард

В пятницу в Москве закончила работу миссия МВФ. В заключительном заявлении по итогам работы дается набор рекомендаций российскому правительству.

Официальным органам «следует воспользоваться ситуацией более высоких цен на нефть и ускорить проведение необходимых реформ, чтобы создать основу дальнейшего роста», говорится в заявлении фонда.

Приоритетными в МВФ посчитали следующие четыре задачи. Принятие бюджетного правила, закрепляющего консолидацию, обеспечивающего достаточный уровень сбережений и при этом де-факто смягчающего воздействие волатильности цен на нефть на экономику. Достижение целевого уровня инфляции 4% и продолжение постепенного смягчения денежно-кредитной политики при соблюдении баланса между инфляционными рисками и рисками для восстановления экономики. Продолжение проводимых в настоящее время реформ в финансовом секторе в целях его углубления и поддержки роста. Последний пункт — это решительные меры по реализации структурных реформ в целях укрепления потенциала роста и переориентации роста на несырьевые отрасли.

В последнем абзаце в заявлении фонда стоит рекомендация провести пенсионную реформу с повышением пенсионного возраста.

«И, наконец, пенсионная реформа, предусматривающая законодательное повышение возраста выхода на пенсию, способствовала бы смягчению воздействия отрицательных демографических тенденций на рынок труда, в то время как надлежащим образом разработанное бюджетное правило позволило бы защитить конкурентоспособность посредством ослабления влияния волатильных цен на нефть на обменный курс», — говорится в сообщении МВФ.

Минфин и его реформы

Министр финансов Антон Силуанов заявил, что выводы МВФ «в целом совпадают с нашей оценкой текущей ситуации в экономике».

«Мы также считаем необходимой реализацию усилий по снижению зависимости бюджета от нефти и газа путем принятия бюджетного правила в максимально сжатые сроки с тем, чтобы обеспечить с помощью мер бюджетной политики стабильные и предсказуемые макроэкономические условия», — сказал Силуанов.

Распространяется ли это «в целом совпадают» на требование повысить пенсионный возраст, неизвестно. Минфин сейчас работает над новым вариантом пенсионной реформы, которая подразумевает введение индивидуального пенсионного капитала (ИПК). Все работники будут подключены к ней автоматически, максимальный размер взноса составит 6% от зарплаты, чтобы выйти из системы, надо будет написать заявление.

Замминистра финансов Алексей Моисеев сообщил на этой неделе, что «у нас остались разногласия с социальным блоком». «Я ожидаю, что в связи с этим правительству надо собирать совещание и будут приниматься какие-то принципиальные решения, без них двигаться нам дальше будет достаточно тяжело», — сказал Моисеев.

Читайте так же:
Подведомственность и подсудность дел о взыскании алиментов

Кроме того, Минфин разрабатывает налоговую реформу. Последний ее вариант предполагал снижение ставки социальных страховых взносов с 30 до 22% и повышение НДС с 18 до 22%.

Затыкать выпадающие доходы Пенсионного фонда планируется путем увеличения трансферта из федерального бюджета. В текущем году размер трансферта составит 3,8 трлн руб. На покрытие собственно дефицита системы пенсионного страхования пойдет менее трети — 989,1 млрд руб. Как соотносится система ИПК и налоговый маневр 22/22 — в финансовом ведомстве не поясняют.

Кудрин за повышение

На официальном уровне сейчас не комментируют тему повышения пенсионного возраста. Но экспертные центры, которые готовят предложения по выработке стратегии развития России на следующий президентский цикл 2018–2024 годов и до 2035 года, вносят этот пункт в свои материалы.

В частности, Центр стратегических разработок (ЦСР), которым руководит экс-министр финансов Алексей Кудрин, готовит для Владимира Путина стратегию. В ее предварительном варианте содержались и предложения по пенсионным новациям.

Возраст выхода на пенсию предлагается повысить мужчинам до 65 лет и женщинам до 63 лет (сейчас 60 и 55 лет соответственно).

Кроме того, в ЦСР считают, что нужно не ограничиваться повышением минимального стажа для получения страховой пенсии с нынешних 8 до 15 лет к 2024 году, как запланировано сейчас, а продолжить его повышение до 20 лет. Также предлагается поднять минимальное число пенсионных баллов. Те граждане, у кого не хватает стажа и баллов, смогут получить социальную пенсию только в 68 лет.

Как пояснял «Газете.Ru» член рабочей группы ЦСР, глава Экономической экспертной группы Евсей Гурвич, в принципе, возможны и другие варианты, позволяющие не снижать уровень жизни пенсионеров. Например, повышение ставки взносов в ПФР. Или увеличение размера ежегодного трансферта из бюджета. Но эти меры негативно скажутся на работодателе и на самих работниках.

Вариант с повышением пенсионного возраста — наиболее логичный и единственный, который может поддерживаться, считает Гурвич.

Украина под давлением

Стоит отметить, что подобную схему решения пенсионных проблем, прежде всего снижения давления нарастающих расходов на старшее поколение на бюджет, предлагает своим «клиентам» именно МВФ. За бюджетную и макроэкономическую стабильность уже заплатили нынешние и будущие пенсионеры Греции.

Такие же рекомендации получила от МВФ и Украина. Фонд, который является основным кредитором Украины, рекомендовал повысить пенсионный возраст, но, видимо, согласится пока и на промежуточное решение в виде резкого увеличения минимального стажа.

В четверг глава украинского правительства Владимир Гройсман представил концепцию пенсионной реформы. В ее основе повышение стажа с 15 до 25 лет уже со следующего года. К 2028 году его предполагается довести до 35 лет. На деле это означает повышение пенсионного возраста, поскольку немногим удастся набрать необходимый минимум к 55–60 годам.

Украинские власти также хотят лишить все льготные категории (кроме военнослужащих) права досрочного выхода на пенсию.

У Киева нет иного выхода, кроме как слушаться МВФ. Фонд реализует программу кредитования Украины на $17 млрд, из которых уже перечислено $8,7 млрд (последний транш в $1 млрд был совершен в апреле этого года). Украинские власти рассчитывают получить в этом году еще три транша на $4,5 млрд.

Президент сделает микс

Россия свободна от необходимости выполнять рекомендации фонда, поскольку не берет в долг у МВФ уже много лет, а общий объем внешнего госдолга страны составляет $42,53 млрд, или около 3% ВВП. Будут ли приняты рекомендации ЦСР и МВФ, зависит от Владимира Путина. Пока он не говорит, пойдет ли на четвертый президентский срок, и если пойдет, то с какой программой.

Недавно, отвечая на вопрос корреспондента «Газеты.Ru», глава государства отметил, что помимо Кудрина социально-экономическую программу готовит правительство и Столыпинский клуб.

«Это разные подходы, разные видения часто. Я уверен, что мы в администрации и я лично — мы не только глубоко ознакомимся со всеми этими предложениями, но и посмотрим, что может быть сделано на базе этих предложений в качестве пути стратегического развития экономики, социальной сферы нашей страны на ближайшие годы», — заключил президент.

Говоря о стратегии ЦСР, президент отметил, что плохо, что она не обсуждается публично. «Что касается того, что программа Кудрина не обсуждалась публично, ну, вы ему и попеняйте на это. Я как раз исхожу из того, что любая стратегия, любые предложения транслируемые на уровень руководства страны, должны проходить через широкое общественное обсуждение», — сказал Путин.

В пятницу премьер-министр Дмитрий Медведев отдал Владимиру Путину план действий правительства до 2025 года. По его словам, он предусматривает «выход где-то в период 2019-2020 годов на темпы роста нашей экономики на уровне среднемировых и выше среднемировых».

Президент отметил, что над подобной программой работают и экспертные группы, «но, безусловно, работа, которая была проведена правительством Российской Федерации, должна быть в основе всех сделанных предложений».

В пятницу Алексей Кудрин заявил, что ЦСР в конце мая представит президенту Владимиру Путину стратегию развития России.

«Президенту мы представим стратегию в мае, в конце мая. О соответствующем совещании будет в ближайшие дни объявлено. Мы программу, конечно, подготовили. Администрация президента и президент будут с этими предложениями работать, и мы ему будем помогать», — сказал он.

Читайте так же:
Налог на заемные средства физических лиц

Кудрин отметил, что в отличие от других программ в стратегии ЦСР значительно больше затронуты социальная сфера, состояние судебно-правоохранительной системы, международных отношений. Он добавил, что в ЦСР подготовили доклады по стратегии и будут их публиковать.

Кроме того, глава ЦСР рассказал, что центр обсуждал программу с профессионалами в закрытом режиме, уточнив, что далее обсуждения будут проводиться уже с более широким кругом экспертов, в том числе с журналистами.

Власть в России расколота пенсионной реформой

МВФ доволен: Россией, как и при Ельцине, правят компрадоры

Сергей Аксенов

Как и следовало ожидать, Международный валютный фонд одобрительно высказался о пенсионной реформе в России. «Они [директора МВФ] поддержали планы официальных органов по параметрической пенсионной реформе, которая может способствовать компенсации негативных демографических тенденций», — говорится в пресс-релизе фонда по итогам консультаций с властями России.

Нынешний пенсионный возраст в нашей стране в МВФ считают невысоким. И отмечают, что он не корректировался в течение многих десятилетий. Положения о досрочном выходе на пенсию достаточно «щедры», из-за чего средний фактический пенсионный возраст гораздо ниже установленного законом. Поэтому «количество тех, кто вносит в эту систему деньги, достаточно низко, что угрожает устойчивости системы», пишут «Ведомости» со ссылкой на отчет фонда.

Помимо временной компенсации негативных демографических тенденций, пенсионная реформа ослабит давление на бюджет и в краткосрочной перспективе сможет ослабить давление на рынок труда, отмечается в отчете МВФ.

Понять удовлетворение вершителей финансовых судеб мира можно. Ведь именно они еще в мае 2017 года советовали Кремлю поднять пенсионный возраст.

Пекин и Москва все крепче дружат против Вашингтона. Теперь — еще и за счет агропрома

Таким образом, несмотря на успешные попытки России продемонстрировать независимый курс во внешней политике и в военной сфере, говорить об экономической самостоятельности страны, увы, не приходится. Выплатив МВФ кабальные «ельцинские» кредиты, а также долги бывших советских республик, включая Украину, Россия в своих структурных реформах по-прежнему следует советам Кристин Логард.

Между тем, последствия рекомендованной МВФ пенсионной реформы настолько непредсказуемы, что вызывают опасения у самых близких соратников российского президента. Несмотря на публичное единодушное одобрение законопроекта со стороны чиновников, в их среде, возможно, появилась оппозиция людоедскому курсу.

Так, по информации, распространенной авторитетным телеграм-каналом «Незыгарь», пенсионная реформа вызвала целый ряд конфликтов групп влияния. «Ведущие западные СМИ и эксперты называют реформу необратимой и необходимой», Запад аплодирует реформаторам". И при этом «говорят, что власть расколота, а силовики открыто высказывают опасения от последствий реформы».

«В оппозиции к пенсионный реформе Патрушев, Иванов, Белоусов, Глазьев. Особую позицию, близкой к отрицательной, занимают Володин, Собянин и Чемезов. Лоббистами реформы выступают Кудрин, Силуанов, Голикова, Набиуллина, Сечин, Миллер, Ротенберги, Тимченко, Ковальчуки, Шувалов, Греф, Турчак, Орешкин. Особую позицию занимает Медведев — в целом „за“, но не за счет себя», — пишет телеграм-канал.

Координатора Левого Фронта, публициста, кандидата исторических наук Алексея Сахнина поощрение российских властей со стороны МВФ не удивляет.

— Я не вижу в этом никакой сенсации. Российская политическая элита и экспертное сообщество по-прежнему существуют в рамках неолиберального консенсуса вместе со своими западными коллегами. Они и мыслят, и действуют синхронно. Конфликта между ними никогда не было.

«СП»: — Но, Путин же выплатил в свое время «ельцинские» долги, разорвав, казалось бы, финансовую зависимость от МВФ.

— Да, но корпоративный долг госмонополий, за которые государство несет ответственность, постоянно возрастал. В этой сфере никаких изменений. Вопреки пропагандистским отчетам, российская экономика все глубже втягивалась в глобальную систему в качестве зависимой и неполноценной территории, поставщика ресурсов.

Главное тут в том, что и в России, и на Западе господствует неолиберальное видение, что чем глубже социально-экономический кризис, тем меньше нужно оставлять социальных гарантий, меньше регулировать экономику, выше должны быть и темпы развала социального государства. И даже конфликты российской верхушки с западными странами или транснациональными институциями не отменяют этой глубинной логики.

С 1990-х годов ничего не изменилось. В этом смысле нынешняя власть — продолжение режима Ельцина.

«СП»: — Все эти годы нам говорили, что альтернативы неолиберализму не существует.

— Да, начиная с Маргарет Тэтчер и заканчивая практически любым чиновником российского Пенсионного фонда. Для них социальные гарантии мешают развитию. Пенсионный возраст, дескать, надо повышать, рынок труда делать более гибким, снижать гарантии занятости, уменьшать зарплаты, пенсии и налоги на капитал. И все для того, чтобы был экономический рост. Теперь мы видим результаты этой политики и в России, и в мире.

Экономический рост повсюду снизился. С 1950 по 1980 год рост глобальной экономики был приблизительно по 3,5 процента в год, а позже — по 1,5 процента. Никакой загадки тут нет — падает потребительский спрос, растущее неравенство его не увеличивает. Так как верхи не желают эффективно вкладывать средства, а низы закредитованы и, по сути, ограблены. Жертвами этого стали молодежь, рабочие, «средний класс», который сжимается.

Это фундаментальный кризис. Позитивный эффект либеральная политика приносит только численно ничтожной верхушке общества. Где бы такая политика ни проводилась: в США, Англии, Китае, России или на Украине. Богатство элит за четверть века выросло вдвое. То есть -альтернативы не существует только с точки зрения классового эгоизма «власть предержащих». Которые уничтожают не только социальные гарантии для низов, но и перспективы развития общества.

Читайте так же:
Собственник обязан оплачивать коммунальные услуги жк рф

«СП»: — Неужели этого не изменить?

— Чем дольше богатая верхушка продолжает эту политику, тем сильнее концентрируются в их руках рычаги принятия решений, тем больше замыкается политическая монополия, тем меньше остается возможностей для реформирования глобальной системы. И Россия здесь оказывается заложником этой системы, так как не предлагает никакой альтернативы неолиберальному концепту. Поэтому ее претензии на оппозицию глобальному капитализму несостоятельны.

На протяжении нескольких десятилетий эти эффекты удавалось смягчать за счет благоприятной экономической конъюнктуры. Углеводороды, металлы дорого стоили. Теперь изменения цен и стоимости кредитов в результате санкций привели к тому, что монокультурная экономика больше не приносит дополнительных доходов. Поэтому для дальнейшего роста понадобилось наступление на пенсионеров, наемных рабочих

К сожалению, конкретные политические решения принимаются бенефициарами этой системы: верхушкой корпоративного бизнеса, государственного и частного, и коррумпированной бюрократией. Они продолжают свой победный марш.

«СП»: — Вернемся к пенсионной реформе в России. «Незыгарь» пишет, что не все во власти ею довольны. Чуть ли не оппозиция некая существует. Фамилии называются самые серьезные

— Про конкретные фамилии говорить не готов. Но в целом выглядит правдоподобно. Ведь эта пенсионная реформа бьет по интересам не только социальных низов, но и части элиты. Повышение пенсионного возраста выбросит миллионы людей на рынок труда, который не сможет их принять. А это приведет к общему сокращению платежеспособного спроса. Поэтому представители элиты, связанные с внутренним рынком, не могут быть рады. Так что главной интригой становится раскол правящего класса.

Похожая ситуация, кстати, была во Франции накануне их «великой революции». Там было все, что переживает сейчас Россия. Конфликт с Англией, государство обанкротилось, экономика не росла, население не росло Все этот тупик видят, но преодолеть не могут. Потому что все решения принимаются теми, кто выигрывает от этого — аристократией.

Сами себя она облагать налогами не желала и не желает. По этой причине и родилась первая фронда. Потом появились Генеральные Штаты, призванные принять непопулярные решения. Но к жизни их вызвали именно аристократы.

Сейчас подобное наблюдается по всему миру. И Россия, возможно, не исключение. Соискатели власти пытаются склепать новую социальную коалицию, апеллируя не к действующим институтам, а к массам. Поэтому их и называют популистами. Среди популистов — и левые, и правые. Те, кто «заточен» на аппаратную борьбу, тоже могут создавать свои группы. Среди них могут быть и те, кого назвал «Незыгарь».

Говорить о потере управляемости системой, конечно, рано, но тенденция наметилась и нарастает.

Эксперт Института глобализации и социальных движений, автор книги «Куда ведут Россию МВФ, Всемирный банк и ВТО?» Александра Ждановская считает, что системной политики для обретения экономической самостоятельности Россия не проводит.

— Россию можно отнести к странам полупериферии. Экономическая зависимость имеет разные формы. Есть зависимость в сфере производства — то, что мы производим, технологическая зависимость, зависимость в сфере торговли. Понятно, что зависимость в торговле и в производстве связаны. Если мы не производим товаров высокой степени переработки, то и в торговле проблемы.

Есть также финансовая зависимость. Одна из ее форм — внешний долг, который растет за счет долгов банков и корпораций с государственным участием.

Москва может потерять десятки миллиардов долларов по решению Гаагского суда

«СП»: — А говорят, что Россия встает с колен.

— Получается достаточно противоречивая картина. С одной стороны, мы слышим заявления властей, что Россия самостоятельная, и пытается быть независимой от Запада. А с другой — проводятся экономические реформы, которые являются полным повторением либеральной экономической политики в пенсионной, в налоговой области и прочих.

Если уж выходить из полупереферийного статуса, то тогда надо повернуться лицом к своему населению.

Вообще, если ставить задачу преодоления всех форм экономической зависимости, то надо подходить к этому системно: развивать разные отрасли производства, выходить из долговой зависимости.

Небольшие точечные попытки импортозамещения — не выход. Нельзя выйти из экономической зависимости, проводя реформы по лекалам МВФ. Это два разных направления. Либо одно, либо другое.

«СП»: — Что же нам мешает?

— Дело в том, что наш капиталистический класс является классическим классом компрадоров (политэкономический термин). Он передает часть прибавочной стоимости, которая производится населением России, странам «центра», получая от этого свою долю. Поэтому этот наш класс назвать независимым нельзя.

«СП»: — Являются ли члены финансово-экономического блока правительства РФ представителями этого класса? Силуанов, Орешкин?

— Финансово-экономический блок правительства России представляет интересы экономически зависимого от стран «центра» капиталистического класса страны-полупериферии. И это проявляется в проводимых им реформах Вашингтонского консенсуса.

Читайте новости «Свободной Прессы» в Google.News и Яндекс.Новостях, а так же подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Telegram и MediaMetrics.

В заголовке — не вопрос, «СП» назовёт конкретные фамилии народных избранников

Политологи поспорили с председателем Госдумы Володиным по поводу «преимущества России»

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию