Femida96.ru

Юридическая помощь для всех
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Начисление и уплаты налогов и платежей

Статья 58. Порядок уплаты налогов, сборов, страховых взносов

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 243-ФЗ в наименование статьи 58 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.

Статья 58. Порядок уплаты налогов, сборов, страховых взносов

ГАРАНТ:

См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 58 НК РФ

1. Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах.

2. Подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком или налоговым агентом в установленные сроки.

3. В соответствии с настоящим Кодексом может предусматриваться уплата в течение налогового периода предварительных платежей по налогу — авансовых платежей. Обязанность по уплате авансовых платежей признается исполненной в порядке, аналогичном для уплаты налога.

В случае уплаты авансовых платежей в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки на сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей начисляются пени в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Кодекса.

Нарушение порядка исчисления и (или) уплаты авансовых платежей не может рассматриваться в качестве основания для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Информация об изменениях:

Пункт 4 изменен с 1 января 2022 г. — Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 199-ФЗ

Пункт 4 изменен с 1 января 2019 г. — Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 232-ФЗ

4. Уплата налога производится в наличной или безналичной форме.

Физические лица могут уплачивать налоги через кассу местной администрации либо через организацию федеральной почтовой связи в случае отсутствия банка, а также через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, в котором в соответствии с решением высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации организована возможность приема от указанных лиц денежных средств в счет уплаты налогов и их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Пункт 4.1 изменен с 1 января 2022 г. — Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 199-ФЗ

Статья 58 дополнена пунктом 4.1 с 1 января 2019 г. — Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 232-ФЗ

4.1. В случае, указанном в абзаце втором пункта 4 настоящей статьи, местная администрация, организация федеральной почтовой связи и многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг обязаны:

1) принимать от физических лиц денежные средства в счет уплаты налогов, правильно и своевременно их перечислять с учетом положений, предусмотренных пунктом 4.2 настоящей статьи, в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства по каждому налогоплательщику (налоговому агенту). При этом плата за прием денежных средств и их перечисление в бюджетную систему Российской Федерации не взимается;

2) вести учет денежных средств, принятых в счет уплаты налогов и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации, по каждому налогоплательщику (налоговому агенту);

Информация об изменениях:

Подпункт 3 изменен с 1 января 2022 г. — Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 199-ФЗ

3) выдавать при приеме денежных средств квитанции или иные документы, подтверждающие прием этих денежных средств. Форма квитанции, выдаваемой местной администрацией, утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов;

4) представлять в налоговые органы (должностным лицам налоговых органов) по их запросам документы, подтверждающие прием от физических лиц денежных средств в счет уплаты налогов и их перечисление в бюджетную систему Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Пункт 4.2 изменен с 1 января 2022 г. — Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 199-ФЗ

Статья 58 дополнена пунктом 4.2 с 1 января 2019 г. — Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 232-ФЗ

4.2. Денежные средства, принятые от физического лица в наличной форме местной администрацией, в течение пяти дней со дня их приема подлежат внесению в банк или организацию федеральной почтовой связи для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.

Денежные средства, принятые от физического лица в наличной форме организацией федеральной почтовой связи или многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг, а также принятые от местной администрации в наличной форме организацией федеральной почтовой связи, в течение пяти дней со дня их приема подлежат внесению в банк для их последующего перечисления в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.

В случае, если в связи со стихийным бедствием или иным обстоятельством непреодолимой силы денежные средства, принятые от физического лица, не могут быть внесены в установленный срок в банк или организацию федеральной почтовой связи для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации, указанный срок продлевается до устранения таких обстоятельств.

Информация об изменениях:

Пункт 4.3 изменен с 1 января 2022 г. — Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 199-ФЗ

Статья 58 дополнена пунктом 4.3 с 1 января 2019 г. — Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 232-ФЗ

4.3. За неисполнение или ненадлежащее исполнение предусмотренных пунктами 4.1 и 4.2 настоящей статьи обязанностей местная администрация, организация федеральной почтовой связи, многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг несут ответственность в соответствии с настоящим Кодексом и иными законодательными актами Российской Федерации.

Применение мер ответственности не освобождает местную администрацию, организацию федеральной почтовой связи, многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг от обязанности перечислить в бюджетную систему Российской Федерации денежные средства, принятые в счет уплаты и перечисления сумм налогов.

Информация об изменениях:

Пункт 4.4 изменен с 1 января 2022 г. — Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 199-ФЗ

Статья 58 дополнена пунктом 4.4 с 1 января 2019 г. — Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 232-ФЗ

4.4. В случае неперечисления в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства в установленный срок денежных средств физического лица, принятых местной администрацией, организацией федеральной почтовой связи или многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг, к местной администрации, организации федеральной почтовой связи, многофункциональному центру предоставления государственных и муниципальных услуг применяются меры по взысканию неперечисленной суммы налога в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 45 настоящего Кодекса, а также в порядке, аналогичном порядку, установленному статьями 46 и 47 настоящего Кодекса.

Читайте так же:
Какова основная ставка налога на прибыль

Требование о перечислении налога в бюджетную систему Российской Федерации (далее в настоящей статье — требование о перечислении налога) должно быть направлено в местную администрацию, организацию федеральной почтовой связи или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг не позднее трех месяцев со дня выявления не перечисленной в бюджетную систему Российской Федерации суммы налога и составления налоговым органом документа о выявлении не перечисленной местной администрацией, организацией федеральной почтовой связи или многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг в бюджетную систему Российской Федерации суммы налога.

Требованием о перечислении налога местной администрацией, организацией федеральной почтовой связи или многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг признается уведомление соответствующих органа, организации о неперечисленной сумме налога, а также об обязанности перечислить эту сумму налога в установленный срок.

Информация об изменениях:

Пункт 5 изменен с 1 января 2022 г. — Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 199-ФЗ

5. Конкретный порядок уплаты налога устанавливается в соответствии с настоящей статьей применительно к каждому налогу.

Порядок уплаты федеральных налогов устанавливается настоящим Кодексом.

Порядок уплаты региональных и местных налогов устанавливается соответственно законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 апреля 2014 г. N 52-ФЗ в пункт 6 статьи 58 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

6. Налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.

В случае перерасчета налоговым органом ранее исчисленного налога уплата налога осуществляется по налоговому уведомлению в срок, указанный в налоговом уведомлении. При этом налоговое уведомление должно быть направлено не позднее 30 дней до наступления срока, указанного в налоговом уведомлении.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 243-ФЗ в пункт 7 статьи 58 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.

7. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении порядка уплаты сборов, страховых взносов (пеней и штрафов).

8. Правила, предусмотренные пунктами 2 — 6 настоящей статьи, применяются также в отношении порядка уплаты авансовых платежей.

Информация об изменениях:

Статья 58 дополнена пунктом 9 с 1 января 2019 г. — Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 232-ФЗ

9. Правила, предусмотренные пунктами 1 и 4 — 4.4 настоящей статьи, применяются также в отношении единого налогового платежа физического лица.

<< Статья 57.
Сроки уплаты налогов, сборов, страховых взносов
Статья 59. >>
Признание недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списание
Содержание
Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Налоги в учреждениях: учет, исчисление и оплата

Налоги в учреждениях: учет, исчисление и оплата

Обязательства по уплате налогов, предусматривающие внесение денежных средств в бюджеты бюджетной системы РФ, относятся к фактам хозяйственной жизни, в связи с чем указанные обязательства должны быть отражены в бухгалтерском учете. В какой момент налоговое обязательство принимается к учету?

Как отра­зить в учете операции по начислению и уплате налогов в учреждениях? Учитываются ли расходы на уплату налогов в целях исчисления налога на прибыль? На эти и другие вопросы найдете ответы в данной статье.

За счет каких средств уплачиваются налоги?

С огласно п. 11 , 33 Положения № 640 затраты на уплату налогов, в качестве объекта обложения которыми признается имущество учреждения, включаются в объем субсидии, предоставленной автономному учреждению на выполнение государственного задания. В данном случае речь идет о налоге на имущество организаций, земельном, транспортном налогах.

Величина затрат на уплату налогов, включаемых при расчете субсидии на госзадание, корректируется с учетом коэффициента платной деятельности.

Таким образом, расходы на уплату налога на имущество, земельного и транспортного налогов могут полностью или частично покрываться субсидией на выполнение государственного задания. Если налоговые затраты финансируются средствами субсидии не в полном объеме, то недостающую разницу автономное учреждение покрывает за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности.

Что касается налога на прибыль и НДС, отметим следующее. Поскольку объектом обложения этими налогами являются доходы (прибыль) от осуществления платной деятельности, а не имущество, за счет таких доходов указанные налоги и уплачиваются.

Какие КБК применяются для уплаты налогов?

налоги в бюджетном учете

В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденными Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н, расходы автономного учреждения на уплату:

  • налога на имущество организаций и земельного налога (в том числе в период строительства объектов капитального строительства) отражаются по виду расходов 851 «Уплата налога на имущество организаций и земельного налога»;
  • транспортного налога – по виду расходов 852 «Уплата прочих налогов и сборов».

Указанные коды видов расходов применяются в увязке со статьей 290 «Прочие расходы» КОСГУ.

Операции налогоплательщиков – государственных (муниципальных) автономных учреждений по НДС и налогу на прибыль организаций отражаются по статье 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» или 180 «Прочие доходы» КОСГУ в соответствии с решением учреждения, принятым в рамках учетной политики.

Каков порядок отражения налогов в бухгалтерском учете?

В соответствии с вышеизложенным при начислении налогов в бюджетном учете учреждение либо увеличивает расходную часть (в отношении налога на имущество, земельного и транспортного налогов), либо уменьшает доходную часть (в отношении налога на прибыль и НДС).

Читайте так же:
Пенсионная карта тинькофф банк условия и проценты

Согласно инструкциям № 157н, 183н для отражения сумм налогов в бюджетном учете применяются следующие счета:

  • 0 303 03 000 «Расчеты по налогу на прибыль организаций»;
  • 0 303 04 000 «Расчеты по налогу на добавленную стоимость»;
  • 0 303 05 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет» (применяется для отражения транспортного налога);
  • 0 303 12 000 «Расчеты по налогу на имущество организаций»;
  • 0 303 13 000 «Расчеты по земельному налогу».

В целях отражения в бухгалтерском учете автономного учреждения операций по начислению и уплате налогов используется следующая корреспонденция счетов:

Содержание операцииДебетКредитПункт Инструкции № 183н
Начисление сумм налогов на основании бухгалтерских справок (ф. 0504833) с приложением расчетов, деклараций, иных документов, подтверждающих суммы принятых налоговых обязательств:
– налог на прибыль2 401 10 130
2 401 10 180
2 303 03 000159, 179
– НДС2 401 10 130
2 401 10 180
2 401 20 200*
2 303 04 000159, 179
– иных налогов0 401 20 200
0 109 00 200
0 303 05 000
0 303 12 000
0 303 13 000
159
Уплата налогов2 303 03 000
2 303 04 000
0 303 05 000
0 303 12 000
0 303 13 000
0 201 11 000
0 201 21 000
161, 78

* В части НДС по безвозмездным передачам.

При отражении операций по начислению налогов многие задаются вопросом, как определить момент возникновения налогового обязательства.

налоги в учреждениях

Необходимым условием признания обязательства является установление его стоимостной величины. Величина налогового обязательства рассчитывается по факту завершения финансового года и формирования налогооблагаемой базы на отчетную дату.

В соответствии со ст. 9 Закона о бухучете и п. 7 Инструкции № 157н основанием для отражения в бухгалтерском учете информации об активах и обязательствах, а также операций с ними являются первичные учетные документы.

Первичный учетный документ для признания налогового обязательства по итогам года – налоговая декларация.

При этом в рамках формирования учетной политики учреждение вправе выбрать и иной документ для признания налоговых обязательств.

Срок представления налоговых деклараций, как правило, устанавливается не в отчетном году, а в следующем (например, по налогу на имущество организаций декларация должна быть представлена не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, по земельному налогу – не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом).

Таким образом, сумма налога может быть рассчитана как в конце года, так и в следующем году при составлении налоговых деклараций. Прямых указаний на то, как определять момент признания в бухгалтерском учете налогового обязательства по завершении финансового года в случае, когда установление стоимостного значения обязательства возникает в году, следующем за отчетным, не содержат ни Закон о бухучете, ни Инструкция № 157н.

Согласно разъяснениям, приведенным в Письме Минфина РФ от 26.12.2016 № 02‑07‑10/77857, при определении периода, в котором будут отражены налоговые обязательства и признаны расходы по ним, необходимо принимать во внимание общий принцип равномерного и пропорционального формирования доходов и расходов, при котором доходы и связанные с ними расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они возникают исходя из условий фактов хозяйственной жизни. Если учреждение в ходе своей деятельности оказывает платные услуги, по которым принимаются к учету доходы, то расходы, связанные с получением таких доходов (в том числе расходы по налоговым обязательствам), следует включать в период, в котором отражены доходы (за которые рассчитываются налоговые обязательства).

Вместе с тем Минфин отмечает: учреждение вправе установить в учетной политике и иной порядок признания налоговых обязательств. Другими словами, если учреждение в соответствии с утвержденной учетной политикой начислит обязательство по налогам в конце отчетного года, несмотря на то, что налоговая декларация будет подана в следующем году, это не будет противоречить действующему законодательству РФ о бухгалтерском учете.

Таким образом, налоговое обязательство может быть принято в бухгалтерском учете либо в периоде, в котором оно рассчитано (в году, следующем за отчетным), либо в периоде, по которому оно рассчитано (в отчетном периоде). Конкретный порядок признания этих обязательств устанавливается в рамках формирования учетной политики учреждения. Хотя в указанном письме рассмотрена ситуация в отношении получателей бюджетных средств, по нашему мнению, аналогичный подход может быть применен и при признании налоговых обязательств автономными учреждениями.

В более раннем Письме Минфина РФ от 08.11.2013 № 02‑06‑010/47818 так подробно порядок признания налоговых обязательств не рассматривается. В нем сообщается, что принятие обязательства по оплате (перечислению) налога (в частности, земельного), в том числе в сумме авансовых платежей по налогу, возникает с даты начисления указанных платежей. Операции по начислению сумм налога отражаются на основании бухгалтерской справки с приложением расчетов, деклараций, иных документов, подтверждающих суммы принятых обязательств.

Данный вывод не увязывает факт признания налогового обязательства с конкретным финансовым годом (налоговым периодом). А потому, учитывая эти разъяснения Минфина, бухгалтер может составить расчет налога и оформить бухгалтерскую справку как по завершении отчетного года, так и в следующем году до истечения срока ее предоставления, и на основании указанных документов признать налоговое обязательство в учете.

Далее рассмотрим порядок отражения налоговых обязательств в бухгалтерском учете.

Величина налога на имущество, рассчитанного за 2016 год, составила 120 000 руб. Затраты автономного учреждения на уплату налога полностью покрываются за счет средств субсидии, предоставленной на выполнение государственного задания. Согласно установленной учетной политике признание расходов на уплату налогов по итогам года осуществляется в конце отчетного года на основании оформленной бухгалтерской справки с приложением расчета. Расходы на уплату налога не включаются в себестоимость услуг.

В бухгалтерском учете налогов в учреждениях отразятся следующие проводки:

Читайте так же:
Подоходный с пенсии работающего пенсионера

Порядок уплаты налогов и сборов

Уплата налогов и сборов — это порядок внесения или перечисления налоговых платежей в бюджет.

Правовые аспекты определения порядка уплаты налогов и сборов

Своевременная оплата налогов и сборов – одна из основных обязанностей плательщика налога, неисполнение которой влечет за собой привлечение нарушителя к юридической ответственности, поэтому вопросы порядка и условий произведения соответствующих платежей, исчисления их размеров и сроков выполнения данной операции довольно актуальны.

Порядок уплаты налогов и сборов, наряду с субъектом и объектом обложения, налоговой базой и налоговой ставкой, — один из основополагающих элементов системы налогообложения, на основании которого осуществляется реализация налоговой политики РФ.

Основополагающие принципы, используемые при уплате налогов и сборов

Порядок и форма уплаты налогов и сборов, обязательства и права плательщиков регламентированы ст. 58 НК РФ.

Согласно с предписаниями данной нормы права:

  • оплата налога, произведенная в надлежащей форме, осуществляется разово и в полном объеме. Законом допускается перечисление предварительных платежей, однако они не обладают основными свойствами налога, поэтому нарушение сроков их проведения и порядка исчисления не является достаточным основанием для привлечения нарушителя к юридической ответственности, в частности к административной;
  • плательщик налога (налоговый агент) или его уполномоченный представитель должен перечислять всю сумму налога или сбора в срок, установленный соответствующими нормами права;
  • соблюдение порядка исчисления и уплаты предварительных платежей, установленных НК РФ, является обязательным для плательщиков налогов;
  • допускается проведение платежа наличными и в безналичной форме;
  • порядок исчисления и уплаты каждого конкретного налога устанавливается НК РФ, а также налоговыми законами отдельных субъектов РФ и подзаконными актами муниципальных органов.

Правоотношения, возникающие после корректного исчисления и уплаты налогоплательщиком обязательных налогов и сборов, что предусматривает надлежащее исполнение ним налоговой обязанности, регулируются бюджетными актами правотворчества.

Способы уплаты налогов и сборов и особенности их реализации

НК РФ установлено несколько способов взимания налога, к числу которых относят:

  • уплата налога на основании декларации;
  • взимание налогового платежа с источника дохода;
  • кадастровый способ взимания налогового платежа;
  • взимание налога во время реализации дохода;
  • исполнение обязанности по уплате налога в процессе использования имущества: как движимого, так и недвижимого.

Рассмотрим некоторые способы более детально.

1. Уплата налогового сбора по декларации.

Взимание налогового платежа производится на основании декларации.

Использование данного метода предполагает обязанность налогоплательщика предоставить в соответствующий налоговый орган информацию о полученных за определенный период доходах.

Сведения, на основании которых производится исчисление налога, необходимо подать в надлежащем виде и в установленный срок. После исполнения налогоплательщиком своего обязательства по уплате налогов, орган, принявший платеж, должен вручить плательщику уведомление об оплате.

Следует отметить, что способ исполнения обязанности по уплате налогов и сборов через декларацию является недостаточно эффективным, в силу безответственности некоторых граждан и стремления неблагонадежных налогоплательщиков уклониться от выполнения обязанности. К тому же, анализ и обработка данных, представленных в декларации, требует немалых усилий и времени.

2. Уплата налога с источника дохода.

Для данного способа характерен следующий порядок взимания налога: налоговый платеж удерживается с дохода лиц до того момента, как он переходит в их собственность.

То есть уплата налогового сбора производится автоматически, что делает его более эффективным, в отличие от предыдущего способа.

3. Кадастровый способ.

Кадастровый способ взимания налога реализуется с помощью использования кадастровых реестров (домового, земельного, имущественного, промыслового и прочих), содержащих перечни типичных объектов налогообложения, которые классифицируются по внешним признакам. Кадастровый способ позволяет определить среднюю доходность конкретного объекта налогообложения.

Для данного способа характерно установление фиксированных сроков, до истечения которых налогоплательщик обязан произвести оплату. Скажем, налог на имущество физических лиц требуется уплачивать равными частями в сентябре и октябре, до 15 числа каждого месяца.

Обязанность налогоплательщиков по уплате авансовых платежей

В некоторых случаях нормами налогового права устанавливается обязанность налогоплательщика произвести оплату предварительного платежа по налогу, так называемого авансового платежа.

Необходимость внесения авансового платежа обоснована необходимостью обеспечить равномерное наполнение бюджета, что требуется во избежание кассового разрыва.

Особенности, связанные с уплатой авансовых платежей:

  • порядок уплаты авансового платежа аналогичен тому, который предусмотрен для уплаты самого налога;
  • обязанность по уплате предварительного платежа считается выполненной надлежащим образом в случае исполнения ее в порядке, предусмотренном законодательством;
  • некорректное исчисление размера авансового платежа и нарушение порядка его уплаты не является основанием для привлечения плательщика к юридической ответственности по причине ненадлежащего исполнения налогового законодательства.

Обязанности представителей местной администрации и организаций почтовой связи РФ

В соответствии с 4 пунктом 58 статьи НК РФ организации почтовой связи и органы местной администрации должны:

1. Принимать и своевременно производить перечисление денежных сумм, основным предназначением которых является уплата налогов и сборов, в бюджет РФ. Следует отметить, что взимание вышеперечисленными органами платы за прием денежных средств на оплату налога законодательством не предусмотрено;

2. Вести учет денежных средств, перечисленных в бюджет РФ в счет уплаты налога;

3. Обеспечивать выдачу налогоплательщику (налоговому агенту), оплатившему налог, документа, подтверждающего исполнение обязательства надлежащим образом. Как правило, после оплаты налога плательщик получает соответствующую квитанцию;

4. По требованию должностных лиц налоговых органов предоставлять информацию, имеющую отношение к перечислению (исчислению) налогоплательщиком или налоговым агентом средств в счет оплаты налога в бюджет государства.

Юридическая ответственность местной администрации и почтовых организаций РФ за невыполнение обязанности и нарушение порядка уплаты налогов и сборов

На перечисление наличных средств, принятых органами местной администрации от плательщиков налогов, в банк либо организацию почтовой связи РФ отводится пять дней. В случае возникновения форс-мажорных обстоятельств, данный срок может быть продлен до момента их устранения.

Неисполнение органами местной администрации или организациями почтовой связи возложенных на них обязательств является основанием для их привлечения к юридической ответственности, предусмотренной законодательными актами РФ. При этом от надлежащего исполнения обязательства по перечислению средств, принятых от налогоплательщика (налогового агента), нарушитель не освобождается.

Читайте так же:
Заявление в ерц на алименты образец

Ответственность за ненадлежащее исполнение обязательства по перечислению средств банком или другим финансовым учреждением предусмотрена КоАП РФ. Согласно данному нормативно-правовому акту по отношению к нарушителям применяются такие штрафные санкции:

  • от 10 до 30 тысяч рублей для должностных лиц;
  • в процентном соотношении к сумме перечисления (от 1 до 5%) для юридических лиц.

Определение порядка и сроков уплаты разных видов налогов и сборов

Исчисление и уплата конкретных налогов осуществляются в порядке, предусмотренном такими нормативно-правовыми актами:

  • в отношении региональных налогов применяются предписания актов правотворчества, принятых уполномоченными органами субъектов федерации;
  • исчисление и оплата местных налоговых сборов осуществляются на основании правовых актов муниципальных органов;
  • федеральные налоговые сборы – в соответствии с нормами Налогового кодекса.

На выполнение налогового обязательства законом отводится срок в один месяц, истечение которого начинается с момента получения налогоплательщиком соответствующего извещения из органа налоговой службы.

Исключение составляют случаи, когда в извещении установлен более длительный период для проведения платежа.

Порядок и сроки уплаты налога

В вопросе налогообложения между физическими и юридическими лицами есть очевидное сходство – они не только обязаны регулярно вносить платежи в ФНС, но и не должны нарушать отмеренных законом сроков. Если опоздать с оплатой, добавятся пени. Откажешься заплатить – оштрафуют. Злостным нарушителям грозят неприятности посерьезней. Им светит реальное уголовное наказание.

Основы налогообложения

Режим взимания государственных сборов с населения подробно описан в 58 статье Налогового кодекса Российской Федерации. В ней раскрыта тема внесения платежей и рассказывается о соответствии размера процентной ставки виду собираемого налога.

Вот ее основные положения:

  • Можно заплатить всю сумму целиком или за несколько раз, поделив ее на части. На способы расчета влияют общероссийские законы, с поправками постановлений местных властей.
  • Задолженность гасят через кассу наличными средствами или переводят на банковский счет Налоговой службы.
  • Деньги вносят не только рублями. Иностранцам или людям, не являющимся резидентами Российской Федерации, разрешили расплачиваться валютой.
  • Банковские расчеты по платежке – общепринятая практика. Однако встречаются и нестандартные методы уплаты. Налоги могут перечисляться посредством касс регионального управления, отделений связи или поселковую администрацию.
  • У каждого вида налога свой период оплаты. На крайнюю дату платежа влияет местное законодательство. Бывает, срок переносится на целый год. Это максимальное время отсрочки. Подобные шаги региональной власти не противоречат федеральному законодательству. Они выполняются в четком соответствии с прописанными в Налоговом кодексе России правилами.

Несоблюдение установленных для оплаты сроков карается начислением пени. Добавленная сумма тем больше, чем значительнее налоговая задолженность, ведь она составляет часть недополученных государством денег.

Сроки уплаты налогов

На понятном экономистам языке они называются налоговым периодом и разнятся в зависимости от взимаемого с россиян сбора:

При налоге на прибыль срок уплаты выбирают муниципальные власти, но преступать требования 281 статьи Налогового кодекса РФ они не вправе. Если организация рассчитывается авансовыми платежами, квартальное перечисление необходимо сделать не позднее срока сдачи отчетности за текущий налоговый период.

Сказанное относится и ко всему году. Очередной авансовый платеж перечисляется в следующем за отчетным кварталом месяце не позднее 28 числа. Для юридических лиц кроме поквартальной уплаты налога применяется также помесячная. Права на авансовую оплату предпринимателям дает 286 статья НК Российской Федерации.

Отчетным периодом транспортного налога считается календарный год. Региональное законодательство позволяет оплачивать этот налог авансами. Деньги переводят в месте регистрации транспортного средства. Физические лица платят согласно полученному на почтовый адрес уведомлению из Налоговой службы. Там указывается не только сумма платежа, но и ее крайний срок внесения. Юридические лица перечисляют налог в следующем году не позднее 1 февраля. Сбор транспортного налога находится в полной власти местных руководителей региона.

Земельный сбор оплачивается юридическими лицами до 1 февраля следующего года. При его уплате руководствуются региональными законодательными актами в сфере налогообложения.

Деньги за Единый налог вносятся вместе с подачей в ФНС декларации. Обычно это делают в следующем отчетном периоде в первом месяце не позднее 20 числа. Платеж производят согласно общероссийским правовым нормам.

Пока текущий налоговый период не закончен, беспокоиться не стоит. Деньги перечисляются только после его завершения. Годовой налоговый цикл разбивается на более мелкие части: месяц, квартал, полугодие или 9-месячный отрезок. Деление не всегда целесообразно. Бывает, граждане платят 1 раз в год. Вносимая в бюджет сумма подсчитывается и вписывается в налоговую декларацию, которая затем подается в контролирующие органы.

Порядок исчисления и уплаты налога

Порядок уплаты налога

Здесь требуется порядок. Финансовые вопросы воспринимаются людьми наиболее болезненно. Следить за своевременным исполнением обязанностей гражданами поручено бездушному закону. В нем обозначены следующие правила внесения налоговых платежей:

  • перечисление денег, не дожидаясь окончания предписанного срока;
  • самостоятельное погашение налоговой задолженности, если местным или федеральным законодательством не определено иное положение;
  • оплата вносится наличностью или перечисляется в безналичной форме.

Налоги считают выплаченными, когда выполняются следующие условия:

  • Работником банка получен платежный документ о перечислении средств. При этом на счету налогоплательщика должна находиться достаточная для покрытия начисленного налога сумма.
  • После перечисления в банковском счете организации отражается информация о проделанной операции.
  • Когда граждане, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, расплатились в соответствии с полученным по почте уведомлением.
  • Внесение физическим лицом платежа, зависимого от задекларированного им дохода.
  • Если суд постановил считать зачисленные излишки в счет текущей налоговой задолженности.

Долги по налогам не погашены в случаях:

  • возвращения внесенных ранее денег по решению банка или просьбе налогоплательщика;
  • отзыва платежного поручения госорганами или уплачивающим налог гражданином;
  • почтовое отделение или региональное руководство вернули перечисленные за налог средства;
  • при переводе денег нарушена форма заполнения: неверно вписаны платежные реквизиты, наименование получателя.

Если деньги не поступили на счет ФНС вовремя, появится долг, который нужно срочно гасить. Это случается не только по желанию избежать налогового бремени. Когда у гражданина есть обязательства перед другими кредиторами, средств на счете для уплаты налога может не хватить. Объяснение тут простое. Вначале деньги получает первый стоящий в очереди финансист.

Лучше укладываться в отведенное для уплаты налогов время. Государство не разбрасывается деньгами и найдет эффективные способы убеждения. Для стимулирования законопослушания применяются пени, штрафы и Уголовный кодекс.

Порядок и сроки уплаты НДС

Единый налоговый платеж для бизнеса: что это такое и как будет работать

Единый налоговый платеж для бизнеса, как планирует ФНС, будет построен на тех же принципах, что и ЕНП для физических лиц. Налогоплательщик вносит один платеж, а налоговый орган сам, как только наступает срок уплаты того или иного налога, перечисляет средства по назначению.

Читайте так же:
Жилищная субсидия фсб последние новости

Однако налогообложение бизнеса — это более сложная система. Намного больше видов налогов, разные режимы и сроки платежей. Поэтому ЕНП для бизнеса как механизм не будет полной копий текущего ЕНП для физических лиц. Во-первых, нормативное регулирование ЕНП планируют сделать единым как для юрлиц и ИП, так и для граждан. А во-вторых, концепцию механизма такого платежа ещё предстоит разработать, протестировать и скорректировать, учитывая итоги эксперимента, который запланирован на 2022 год.

На текущий момент ситуация с введением ЕНП для бизнеса такова:

  1. ФНС в конце июля 2021 года заказала разработку концепции внедрения механизма ЕНП для бизнеса.
  2. В Госдуму внесён законопроект 1141868-7 о внесении изменений в НК РФ в части, касающейся ЕНП.
  3. Согласно озвученным Минфином и ФНС планам, ввести ЕНП для бизнеса должны с 1 января 2022 года, сначала — в виде эксперимента.

Учитывая, что законопроект уже прошел в Госдуме первое чтение, вероятно, закон примут к концу 2021 года. Но на текущий момент о механизме ЕНП для бизнеса можно говорить только в общих чертах.

Какие налоги будут включены в ЕНП

ЕНП для бизнеса и физлиц будет предусмотрен новой статьёй налогового кодекса — 45.1 НК РФ. Согласно этой норме, ЕНП — добровольный денежный платеж налогоплательщика в счёт исполнения обязанностей по уплате:

  • налогов;
  • страховых взносов;
  • авансовых налоговых платежей;
  • торгового сбора;
  • сбора за пользование объектами животного мира и водных биоресурсов;
  • задолженности по пеням, штрафам и процентам.

Таким образом, ЕНП можно назвать обезличенным платежом. Он должен перечисляться на счёт казначейства в качестве ЕНП, но без конкретизации, на какие налоги, сборы и взносы направляется. При этом в первую очередь налоговый орган направит поступившие средства на погашение задолженности, если таковая имеется, и только в части остальной суммы будут приниматься решения о направлении средств на уплату налогов и других обязательных платежей. Списания (зачёты) средств будут происходить в сроки, установленные для конкретного налога, сбора или взноса. Налоговый орган будет делать это самостоятельно в пределах доступной суммы перечисленного налогоплательщиком ЕНП.

Как организации или ИП стать плательщиком ЕНП

Никакой специальной процедуры получения статуса плательщика ЕНП не предусмотрено. Тем более что ЕНП — это не налог, а просто платёж, некая сумма, за счёт которой налоговый орган будет сам засчитывать уплату налогов, сборов и взносов.

Если механизм ЕНП для бизнеса будет подобен текущему ЕНП для физлиц, то перечисляемые суммы будут до момента списания храниться в электронном кошельке налогоплательщика и отображаться в личном кабинете на сайте ФНС. Там же будут видны все списания и их характер. Пополнять такой кошелёк можно в любое время и сколько угодно раз. При необходимости налогоплательщик может подать в налоговый орган заявление о возврате средств ЕНП в пределах остатка. Для удобства и ускорения процесса заявление подаётся в электронном виде и подписывается электронной подписью.

Планируется, что перечислять ЕНП сможет не только сам налогоплательщик, но и третьи лица — за него. Правда, возврат средств для них будет недоступен, так как возможен только в пользу налогоплательщика.

ЕНП — это альтернативный способ уплаты обязательных платежей. Налогоплательщик решает сам, использовать его или нет. Платёж можно совмещать со стандартной системой уплаты налогов, сборов и взносов. Например, некоторые налоги платить самостоятельно по срокам, а какие-то учесть в ЕНП и перечислить платёж, чтобы налоговый орган сам списывал деньги, когда наступит срок.

Главная цель внедрения ЕНП для бизнеса — упростить механизм уплаты обязательных платежей и снизить количество ошибок. Это особенно актуально для организаций и ИП, использующих общий режим налогообложения, при котором нужно в разные сроки вносить много разных платежей, каждый раз формируя платёжное поручение. С другой стороны, даже если ИП или юрлицо использует спецрежим, уплачивает только один налог и страховые взносы, ЕНП, возможно, будет более удобной формой исполнения обязанностей. Тем более что можно пополнять электронный кошелёк в любое удобное время и в пределах доступных на текущий момент денежных средств.

Введение ЕНП никак не скажется на исполнении обязанностей, связанных с представлением отчётности. В том числе, если организация обязана делать или добровольно делает это только в электронном виде. В последнем случае ЕНП даже ещё больше упростит и ускорит всё взаимодействие с налоговым органом. К автоматизации и цифровизации документооборота с ФНС добавится автоматизация процесса исполнения всех или части денежных обязательств.

Однако для организаций, у которых нет свободных финансовых средств или они в дефиците, перечисление ЕНП, скорее всего, не станет хорошем выбором — денежные средства будут какое-то время лежать «мёртвым грузом», не используясь в обороте. Кроме того, нельзя исключить ситуации, когда налоговая инспекция ошибочно начислит недоимку и привлечёт к ответственности. Наличие средств в виде ЕНП позволит ей списать деньги, и налогоплательщику придётся их возвращать путём оспаривания решений и действий налогового органа, а это может занять много времени.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию