Femida96.ru

Юридическая помощь для всех
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Налог на имущество образовательных организаций

По каким налогам образовательная организация имеет льготы?

Налоговые льготы для образовательных организаций предусмотрены по всем видам налогов: федеральным, региональным, местным.

Обратимся к федеральным налогам. В соответствии со ст. 143 НК РФ образовательные организации являются плательщиками налога на добавленную стоимость и имеют льготный режим налогообложения. Льготы «привязаны» к определенным видам деятельности, связанной с выполнением работ, оказанием услуг и осуществлением операций, а также к источнику их финансового обеспечения. Так, в пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ сказано, что не признается объектом налогообложения «выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями, а также бюджетными и автономными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации». Не подлежат налогообложению и операции, перечисленные в пп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ: услуги в сфере образования по проведению некоммерческими образовательными организациями учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии) или воспитательного процесса, дополнительные образовательные услуги, которые соответствуют уровню и направленности образовательных программ. Освобождаются от налогообложения операции, связанные с выполнением научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет средств бюджетов, некоторых фондов, а также выполнение этих работ учреждениями образования и научными организациями на основе хозяйственных договоров (пп. 16 п. 3 ст. 149). К некоторым фондам относятся Российский фонд фундаментальных исследований, Российский фонд технологического развития и созданные специально внебюджетные фонды министерств, ведомств, ассоциаций.

Тем не менее, являются исключением и подлежат налогообложению консультационные услуги, услуги по сдаче в аренду помещений, операции по реализации некоммерческими образовательными организациями товаров (работ, услуг) как собственного производства (произведенных учебными предприятиями, в том числе учебно-производственными мастерскими, в рамках основного и дополнительного учебного процесса), так и приобретенных на стороне. Причем, режим налогообложения не зависит от направленности этого дохода, который может быть направлен в данную образовательную организацию или идти на нужды, обеспечение развития и совершенствования образовательного процесса (абз. 2 пп. 14 п. 2 ст. 149). В случаях, если образовательная организация осуществляет несколько видов деятельности, которые облагаются налогом и (или) освобождаются от него, то ей необходимо вести раздельный учет операций, подлежащих и не подлежащих налогообложению (п. 4 ст. 149 НК РФ).

Образовательные организации являются плательщиками другого федерального налога — налога на прибыль и имеют по нему существенные налоговые льготы. Объектом налогообложения признается полученная организацией прибыль (доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов). Законодатель определяет два вида доходов. К первому виду относятся доходы от реализации (выручка от реализации собственных и (или) приобретенных товаров (работ, услуг) и имущественных прав). Ко второму виду — внереализационные доходы, которые включают доходы от долевого участия в деятельности других организаций; штрафы, пени и (или) иные санкции за нарушение договорных обязательств; доходы от сдачи имущества в аренду (субаренду); проценты, полученные по договорам займа, кредита, банковского вклада, банковского счета, по ценным бумагам и долговым обязательствам; доходы, в виде использованных не по назначению имущества, работ, услуг, которые получены в рамках благотворительной деятельности, а также другие доходы.

Налоговые льготы по данному налогу касаются определенных видов доходов, которые не учитываются при определении налоговой базы. Так, не учитываются доходы, полученные налогоплательщиком, в виде в виде имущества, полученного государственными и муниципальными учреждениями по решению органов исполнительной власти всех уровней (пп. 8 п. 1 ст. 251); имущества в рамках целевого финансирования (пп.14 п. 1 ст. 251); имущества, безвозмездно полученного государственными и муниципальными образовательными учреждениями, а также негосударственными образовательными учреждениями, имеющими лицензии на право ведения образовательной деятельности, на ведение уставной деятельности (пп. 22 п. 1 ст. 251) и целевые поступления (п. 2 ст. 251). К доходам в виде имущества, полученного в рамках целевого финансирования, относятся лимиты бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), доведенных в установленном порядке до казенных учреждений, а также субсидии, предоставленные бюджетным и автономным учреждениям; гранты; инвестиции; средства, полученные из фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности и другие (п. 1 ст. 251 НК).

Целевые поступления, которые также не учитываются при определении налоговой базы, перечислены в п. 2 ст. 251 НК РФ. К ним относятся взносы учредителей; пожертвования; имущество по завещанию в порядке наследования; средства из бюджетов бюджетной системы на осуществление уставной деятельности; использованные по целевому назначению поступления от собственников созданным ими учреждениям; имущественные права в виде права безвозмездного пользования государственным и муниципальным имуществом, полученные по решениям органов государственной власти и органов местного самоуправления некоммерческими организациями на ведение ими уставной деятельности и др. Все остальные доходы, полученные образовательной организацией, за исключением, указанным в ст. 251 НК РФ, учитываются образовательными организациями для целей налогообложения прибыли.

Более того, по данному виду налога для образовательных организаций предусмотрены дополнительные льготы: налоговая ставка 0 процентов, особенности применения которой определены в ст. 284.1. НК РФ. Так, образовательная организация вправе применять налоговую ставку 0 процентов в следующих случаях: если она имеет лицензию (лицензии) на осуществление образовательной деятельности; если доходы организации за налоговый период от осуществления образовательной деятельности и выполнения научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок, учитываемые при определении налоговой базы, составляют не менее 90 процентов в общей сумме доходов, либо если организация за налоговый период не имеет доходов; если в штате организации непрерывно в течение налогового периода числятся не менее 15 работников; если организация не совершает в налоговом периоде операций с векселями и финансовыми инструментами срочных сделок (п.3 ст. 284.1). При несоблюдении хотя бы одного из перечисленных условий применяется налоговая ставка 20%.

Организации, применяющие налоговую ставку 0%, по окончании налогового периода обязаны предоставлять в налоговый орган декларацию с указанием доли доходов и численности работников в штате организации. Расчет налоговой базы осуществляется налогоплательщиком – образовательной организацией – самостоятельно. Налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

Образовательные организации на общих основаниях являются плательщиками региональных налогов, к которым относятся налог на имущество организаций (Гл. 30) и транспортный налог (Гл. 28). Объектом налогообложения по первому налогу признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств (п. 1 ст. 374 НК РФ). Также объектом налогообложения признается имущество, которое передано во временное владение, пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению. Образовательные организации являются плательщиками транспортного налога. В законах субъектов Российской Федерации могут быть предусмотрены налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками, в том числе и образовательными организациями (п. 2 ст. 372 НК РФ).

Читайте так же:
Ставки земельного налога в крым

Что касается местных налогов, то образовательная организация будет являться плательщиком только земельного налога и только в том случае, если обладает земельными участками на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (п. 1 ст. 388 НК РФ). Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог (п. 1 ст. 389 НК РФ).

Право на налоговую льготу, не использованную в предыдущих налоговых периодах, налогоплательщик может реализовать путем подачи в налоговый орган:

· уточненной налоговой декларации;

· заявления — в рамках проведения выездной налоговой проверки (в части льгот, имеющих отношение к предмету проверки и проверяемому налоговому периоду);

· заявления — при уплате налога на основании налогового уведомления.

Предусмотрены ли действующим российским законодательством какие-либо льготы для образовательных учреждений по налогу на имущество организаций?

Контактная информация
© 2021 ФГБНУ «Федеральный центр образовательного законодательства»

Налог на имущество образовательных организаций

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 22 декабря 2020 г. N 03-05-05-01/112530 Об исчислении налоговой базы и уплате налога на имущество организаций при применении Федерального стандарта бухгалтерского учета ФСБУ 6/2020 «Основные средства»

Департамент налоговой политики рассмотрел письма по вопросам исчисления налоговой базы и уплаты налога на имущество организаций при применении Федерального стандарта бухгалтерского учета ФСБУ 6/2020 "Основные средства" и сообщает.

1. В соответствии с пунктом 1 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) при определении налоговой базы по налогу на имущество организаций как среднегодовой стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения в соответствии с пунктом 1 статьи 374 Кодекса, такое имущество учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.

Кроме того, согласно пункту 3 статьи 375 Кодекса в случае, если для отдельных объектов основных средств начисление амортизации не предусмотрено, стоимость указанных объектов для целей налогообложения определяется как разница между их первоначальной стоимостью и величиной износа, исчисляемой по установленным нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета в конце каждого налогового (отчетного) периода.

Приказом Минфина России от 17.09.2020 N 204н утверждены Федеральные стандарты бухгалтерского учета ФСБУ 6/2020 "Основные средства" и ФСБУ 26/2020 "Капитальные вложения" которые применяются, начиная с бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2022 год. Организация может принять решение о применении указанных Стандартов до указанного срока.

Согласно пункту 11 ФСБУ 6/2020 для целей бухгалтерского учета основные средства подлежат классификации, в частности, на группы основных средств: инвестиционная недвижимость и отличные от инвестиционной недвижимости основные средства.

Пунктом 12 ФСБУ 6/2020 установлено, что при признании в бухгалтерском учете объект основных средств оценивается по первоначальной стоимости. Первоначальной стоимостью объекта основных средств считается общая сумма связанных с этим объектом капитальных вложений, осуществленных до признания объекта основных средств в бухгалтерском учете.

На основании пункта 13 ФСБУ 6/2020 после признания объект основных средств оценивается в бухгалтерском учете одним из следующих способов: по первоначальной стоимости и по переоцененной стоимости.

Выбранный способ последующей оценки основных средств применяется ко всей группе основных средств.

Пунктом 25 ФСБУ 6/2020 установлено, что в бухгалтерском балансе основные средства отражаются по балансовой стоимости, которая представляет собой их первоначальную стоимость, уменьшенную на суммы накопленной амортизации и обесценения.

В соответствии с пунктом 24 ФСБУ 6/2020 первоначальная стоимость объекта основных средств увеличивается на сумму капитальных вложений, связанных с улучшением и (или) восстановлением этого объекта в момент, завершения таких капитальных вложений.

С учетом положений ФСБУ 6/2020, по мнению Департамента, в целях применения пункта 1 статьи 375 Кодекса остаточная стоимость объектов недвижимости (в т.ч. инвестиционной недвижимости), учтенных на балансе в качестве основных средств, определяется исходя из их первоначальной стоимости, уменьшенной на суммы накопленной амортизации и обесценения с учетом последующих капитальных вложений, связанных с улучшением и (или) восстановлением объектов основных средств.

2. Относительно инвестиционной недвижимости отмечаем, что в пункте 28 ФСБУ 6/2020 указано, что не подлежит амортизации, в частности, инвестиционная недвижимость, оцениваемая по переоцененной стоимости. Согласно пункту 15 ФСБУ 6/2020 при оценке основных средств по переоцененной стоимости стоимость основного средства регулярно переоценивается таким образом, чтобы она была равна или не отличалась существенно от их справедливой стоимости. Следовательно, налоговая база по налогу на имущество организаций в отношении инвестиционной недвижимости определяется без применения положений пункта 3 статьи 375 Кодекса.

3. Согласно статье 373 Кодекса налогоплательщиками налога на имущество организаций признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 Кодекса.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 374 Кодекса объектами налогообложения по налогу на имущество организаций признается недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 375 Кодекса, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 Кодекса.

Следовательно, налогоплательщиком по налогу на имущество организаций в отношении объектов недвижимого имущества, учитываемых на балансе в качестве основных средств, признается балансодержатель недвижимого имущества, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 Кодекса.

Вместе с тем, если установленный порядок ведения бухгалтерского учета предусматривает особенности ведения бухгалтерского учета (в том числе ФСБУ 6/2020) основных средств одновременно как на балансе организации (на праве собственности), так и на балансе ее обособленных подразделений (на праве оперативного управления), то, по мнению Департамента, в целях недопущения двойного налогообложения плательщиком налога на имущество организаций должен признаваться собственник этих объектов недвижимого имущества.

Кроме того, в силу подпункта 2 пункта 1 статьи 374 Кодекса в отношении объектов недвижимого имущества, облагаемых исходя из кадастровой стоимости в рамках статьи 378.2 Кодекса, налогоплательщиком признается организация, у которой эти объекты находятся на праве собственности или праве хозяйственного ведения.

С учетом изложенного в указанных случаях двойного налогообложения не возникает.

Читайте так же:
Субсидии молодым семьям в хмао югре
Директор ДепартаментаД.В. Волков

Обзор документа

Минфин разъяснил, как определяется налоговая база по налогу на имущество организаций в отношении инвестиционной недвижимости.

Если основные средства учитываются одновременно на балансе организации (на праве собственности) и ее обособленных подразделений (на праве оперативного управления), то плательщиком налога на имущество должен признаваться собственник.

В отношении объектов, облагаемых исходя из кадастровой стоимости, налогоплательщиком признается организация, у которой эти объекты находятся на праве собственности или хозяйственного ведения.

Изменения в имущественных налогах и их администрировании

Изменения в имущественных налогах и их администрировании

Развитие бесконтактных способов администрирования уплаты налогов стало приоритетным направлением деятельности налоговых органов. Тенденция расширения зоны удаленного контроля особенно заметна в отношении облагаемого имущества. Каковы особенности, плюсы и минусы новой процедуры исполнения обязательств по имущественным налогам – рассмотрим в статье.

К числу имущественных налогов, уплачиваемых автономными учреждениями, относятся:

  • налог на имущество организаций;
  • налог на землю;
  • транспортный налог.

База для исчисления этих налогов консервативна, не зависит от объема доходов или прибыли, а значит, легче поддается удаленному администрированию. Развитие электронных технологий позволяет налоговым органам получать, минуя налогоплательщика, сведения обо всех объектах, подлежащих обложению имущественными налогами. Таким образом, налоговая инспекция в состоянии самостоятельно рассчитать налоговые обязательства плательщика и выставить ему соответствующее уведомление.

Новшества 2020 года.

Федеральные законы от 15.04.2019 № 63-ФЗ [1] и от 29.09.2019 № 325-ФЗ [2] внесли многочисленные изменения в порядок налогообложения имущества организаций. На основании этих законов поэтапно с 2020 и 2021 годов происходит смещение администрирования имущественных налогов в сторону упрощения и смягчения, в том числе с помощью бесконтактных способов обмена сведениями. Для удобства налогоплательщиков ФНС на своем официальном сайте [3] разместила информацию о новшествах в налогообложении имущества организаций, вводимых на протяжении этих двух лет.

В 2020 году реализованы следующие законодательные инициативы:

  • введен заявительный порядок предоставления льгот для налогоплательщиков-организаций по транспортному и земельному налогам;
  • предоставлена возможность сверки с налоговым органом объектов обложения транспортным и (или) земельным налогом;
  • отменено представление расчетов по авансовым платежам по налогу на имущество организаций;
  • разрешена сдача «консолидированной» отчетности по налогу на имущество организаций.

Новшества 2021 года.

Еще одна группа новаций будет введена для налогоплательщиков с 2021 года:

  • будет отменена обязанность по представлению в налоговые органы деклараций по транспортному и земельному налогам за 2020 год и последующие налоговые периоды;
  • налоговые органы начнут направлять организациям (их обособленным подразделениям) сообщения об исчисленной сумме транспортного и земельного налогов;
  • сроки уплаты транспортного и земельного налогов для организаций станут едиными – не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Остановимся подробнее на каждом новшестве.

Налог на имущество организаций.

Напомним, что с 2019 года из объектов обложения налогом на имущество исключено движимое имущество. Данная мера устранила, во-первых, двойное налогообложение транспортных средств и, во-вторых, дестимулирующее влияние налога на обновление и модернизацию парка оборудования.

База по налогу на имущество организаций исчисляется как среднегодовая стоимость имущества, а в отношении отдельных объектов – как их кадастровая стоимость, внесенная в ЕГРН[4]. Перечень видов недвижимого имущества, облагаемых по кадастровой стоимости, установлен ст. 378.2 НК РФ и включает, в частности:

  • административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
  • офисы, объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
  • жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, иные жилые строения.

Как уже отмечалось, в целях сокращения документооборота с 2020 года отменена обязанность представлять квартальные расчеты по авансовым платежам по налогу на имущество.

Развитие электронных технологий позволяет налоговым органам получать, минуя налогоплательщика, сведения обо всех объектах, подлежащих обложению имущественными налогами.

Для автономных учреждений, имеющих объекты недвижимости на территории разных субъектов РФ, с 01.01.2020 возникла возможность представлять декларацию в отношении тех объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их среднегодовая стоимость, в одну инспекцию по своему выбору. Достаточно уведомить об этом налоговый орган по субъекту РФ. Уведомление о порядке представления декларации по налогу на имущество организаций подается по форме, утвержденной Приказом ФНС РФ от 19.06.2019 № ММВ-7-21/311@. Таким образом, для подачи декларации вместо нескольких налоговых органов можно выбрать один [5] . Типовые ситуации по применению упрощенного порядка представления декларации по налогу на имущество организаций обобщены в Письме ФНС РФ от 12.02.2020 № БС-4-21/2240@.

Транспортный и земельный налоги.

С 2020 года установлен заявительный порядок предоставления льгот по транспортному и земельному налогам. Заявление о предоставлении такой льготы налогоплательщик заполняет на основании документов, подтверждающих право на льготу за период ее действия, указываемый в заявлении, и подает в любой налоговый орган. Форма заявления, порядок ее заполнения и формат представления заявления в электронном виде утверждены Приказом ФНС РФ от 25.07.2019 № ММВ-7-21/377@. Если документы-основания, указанные в заявлении, у налоговой инспекции отсутствуют, она запрашивает сведения, подтверждающие право на льготу, у лиц и органов, располагающих ими, затем информирует налогоплательщика о результатах. Ответы на наиболее частые вопросы, касающиеся применения заявительного порядка предоставления налогоплательщикам-организациям льгот по транспортному и земельному налогам, приведены в Письме ФНС РФ от 10.12.2019 № БС-4-21/25284@.

С 01.01.2021 изменяется дата уплаты транспортного и земельного налогов – ее перестанут устанавливать субъекты РФ и муниципальные образования. Налоги надо будет уплачивать до 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. А авансовые платежи по указанным налогам – не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Начиная с 2021 года отменяется представление деклараций по транспортному и земельному налогам. В течение 2021 года налоговые органы будут принимать декларации (в том числе уточненные) по транспортному и земельному налогам только за налоговые периоды, предшествующие 2020 году, а также уточненные декларации, если первоначально они были представлены в течение 2020 года в случае реорганизации организации.

С 2021 года инспекции сами проинформируют организации, владеющие транспортными средствами и земельными участками, об исчисленных налогах за прошедший период. Всю необходимую информацию налоговая служба автоматически получит от регистрирующих органов (территориальные управления Росреестра, подразделения ГИБДД, центры ГИМС МЧС РФ, органы гостехнадзора и т. п.). Формы сообщений об исчисленных налоговым органом суммах транспортного и земельного налогов утверждены Приказом ФНС РФ от 05.07.2019 № ММВ-7-21/337@.

Учреждения, имеющие объекты обложения транспортным и (или) земельным налогом, уже сейчас могут обратиться в налоговые инспекции по месту нахождения этих объектов за проведением по ним сверки сведений, содержащихся в ЕГРН.

Если выяснится, что налогоплательщик необоснованно заплатил меньше, чем рассчитали в инспекции, ему направят требование об уплате налога. Такая технология позволит налоговикам взаимодействовать только с недобросовестными плательщиками, что сократит издержки на оформление и представление налоговой отчетности для остальных участников налоговых отношений [6] .

Читайте так же:
Оплата больничного после увольнения на пенсию

Готовясь к вступлению в силу вышеперечисленных новаций, налогоплательщики-организации, имеющие объекты обложения транспортным и (или) земельным налогом, уже сейчас могут обратиться в налоговые инспекции по месту нахождения указанных объектов за проведением по ним сверки сведений, содержащихся в ЕГРН. Для проведения этой процедуры целесообразно запросить в налоговом органе выписку из ЕГРН об автономном учреждении, где указываются все учтенные транспортные средства и земельные участки. Такая выписка выдается бесплатно. Детали процедуры сверки сведений о транспортных средствах и земельных участках организаций раскрыты в Письме ФНС РФ от 16.01.2020 № БС-4-21/452@.

Если будут выявлены расхождения сведений, содержащихся в ЕГРН, и сведений, имеющихся у органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств, государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, целесообразно сообщить об этом в налоговый орган по месту нахождения недвижимого имущества (земельного участка), транспортного средства. В сообщении надо указать сведения, в отношении которых выявлены расхождения, и по возможности приложить к нему документы-основания с характеристиками соответствующих объектов.

Также с 2021 года вводится новая обязанность для организаций – плательщиков транспортного и земельного налогов. В случае неполучения сообщения об исчисленной налоговым органом сумме налога организации обязаны направить в налоговый орган по своему выбору сообщение о наличии у них транспортных средств и земельных участков.

Заключение.

Как видно по рассмотренным новациям, налоговики готовы облегчить труд налогоплательщиков по определению обязательств перед бюджетом. Не умаляя ценность данных изменений, заметим, что при передаче организацией отдельных функций «на сторону» снижается собственный уровень компетенций. Налоговики издавна исчисляют налоги в отношении физических лиц и, возможно, некоторые читатели на собственном опыте могли убедиться, что сведения в направленном извещении не всегда содержат достоверную информацию. Поэтому желательно заранее занять «контролирующую» позицию в отношении присылаемых документов, чтобы не допустить финансовых потерь из-за ошибочных сведений.

[1] «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 9 Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах».

[2] «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

[3] См. https://www.nalog.ru/rn77/taxation/taxes/imuchorg/ioorder/.

[4] Единый государственный реестр налогоплательщиков (ЕГРН) ведется ФНС и ее территориальными органами на основе единых методологических и программно-технических принципов и документированной информации, имеющейся у налоговых органов, в том числе полученной из органов (организаций, должностных лиц), осуществляющих госрегистрацию транспортных средств, государственный кадастровый учет и госрегистрацию прав на недвижимое имущество.

[5] Данное положение не применяется, если законом субъекта РФ установлены нормативы отчислений от налога в местные бюджеты (п. 1.1 ст. 386 НК РФ).

[6] Информация ФНС РФ «О сокращении налоговой отчетности по имущественным налогам организаций».

Кто освобождается от уплаты налога на имущество?

Кем предоставляется право на освобождение от налога на имущество?

Некоторым категориям налогоплательщиков предоставляется право на льготу по налогу. Данная льгота позволяет оплачивать только часть налога либо освобождает от него полностью (п. 1 ст. 56 НК РФ).

Законодательно права на льготы и освобождение от налога закреплены в Налоговом кодексе, а также устанавливаются актами субъектов Российской Федерации (ст. 56, ст. 372 НК РФ).

Условно льготы по налогу на имущество можно разделить на 2 группы:

  • льготы, содержащиеся в положениях Налогового кодекса, — действуют во всех субъектах РФ, где установлен налог на имущество;
  • льготы, вводимые органами местной власти и действующие только на территории соответствующего региона (муниципалитета).

Льготы, установленные Налоговым кодексом, имеют силу на всей территории России и не требуют дополнительного утверждения в законах субъектов РФ (определение Верховного суда РФ от 05.07.2006 № 74-Г06-11).

Какие фирмы не являются плательщиками налога на имущество организаций согласно федеральному законодательству?

Перечень льгот, установленных Налоговым кодексом, приводится в ст. 381 этого документа. Условно их можно сгруппировать по некоторым объединяющим группу признакам.

В пп. 1–4 ст. 381 НК РФ перечислены организации, которые имеют право на освобождение от уплаты налога на имущество. Но такое право им дается только при целевом использовании имущества. Сюда относятся:

  1. Организации и учреждения в сфере уголовно-исполнительного производства. Имущество должно использоваться исключительно для реализации закрепленных за ними функций (п. 1 ст. 381 НК РФ).
  2. Организации, связанные с религиозной деятельностью. Имущество должно использоваться при ведении религиозной деятельности (п. 2 ст. 381 НК РФ).
  3. Организации с уставным капиталом, состоящим из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов. Причем среднесписочная численность инвалидов должна быть от 50% численности всех работников, а их доля в фонде оплаты труда — от 25% общей заработной платы (п. 3 ст. 381 НК РФ). Имущество такой организации должно использоваться для производства и сбыта товаров (за исключением минерального сырья, подакцизных товаров и товаров из перечня, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18.02.2004 № 90), работ и услуг (исключение составляют брокерские и посреднические услуги).
  4. Общероссийские общественные организации инвалидов. Количество инвалидов и их законных представителей должно составлять 80% и более от всех членов. Деятельность должна осуществляться в соответствии с уставом.
  5. Организации, собственником имущества которых является Общероссийская общественная организация инвалидов. Деятельность от использования имущества должна иметь социальную направленность (образовательную, культурную, лечебно-оздоровительную, реабилитационную), а также должно вестись оказание какой-либо помощи инвалидам (п. 3 ст. 381 НК РФ).
  6. Организации, занимающиеся производством фармацевтической продукции (п. 4 ст. 381 НК РФ).

Компании освобождаются от уплаты налога на имущество организаций в части определенных активов, а именно:

  • федеральных автомобильных дорог общего пользования (п. 11 ст. 381 НК РФ);
  • имущества, используемого организацией — резидентом особой или свободной экономической зоны в этой зоне и приобретенного именно для этой цели, с ограничением срока (10 лет с месяца, следующего за месяцем принятия к учету), дающего право на такую льготу (пп. 17, 26 ст. 381 НК РФ);
  • объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, в течение 3 лет с даты принятия имущества на учет (п. 21 ст. 381 НК РФ);
  • имущества, используемого для строительства судов в особой экономической зоне в течение 10 лет с даты регистрации организации-судостроителя в качестве резидента зоны и 10 лет с даты принятия имущества на учет, но не больше срока существования особой зоны (п. 22 ст. 381 НК РФ);
  • недвижимости управляющих компаний особых экономических зон, созданной с целью работы в такой зоне, в течение 10 лет с месяца, наступающего за месяцем принятия имущества на учет (п. 23 ст. 381 НК РФ);
  • имущества, используемого во внутренних морских водах РФ для разработки месторождений углеводородов не менее 90 календарных дней в течение 1 календарного года (п. 24 ст. 381 НК РФ);
  • движимого имущества, приобретенного после 01.01.2013, кроме полученного в результате реорганизации (ликвидации) или от взаимозависимого лица, при этом ограничения не распространяются на железнодорожный подвижной состав, произведенный после 01.01.2013 (п. 25 ст. 381 НК РФ).
Читайте так же:
Оформление доплаты к пенсии после 80 лет

Помимо вышеперечисленных выделяют те организации, что освобождены от уплаты налога на имущество полностью:

  • протезно-ортопедические предприятия (п. 13 ст. 381 НК РФ);
  • коллегии адвокатов, адвокатские бюро и юридические консультации (п. 14 ст. 381 НК РФ);
  • государственные центры научной деятельности (п. 15 ст. 381 НК РФ);
  • организации, имеющие отношение к инновационному центру «Сколково» в качестве управляющих компаний или участников проекта по осуществлению исследований (пп. 19, 20 ст. 381 НК РФ).

В письме Минфина России от 14.05.2010 № 03-05-04-01/29 отмечено, что могут устанавливаться дополнительные льготы, которые будут действовать только на территории субъектов РФ. К числу таких льгот с 2018 года относятся освобождения, предоставляемые пп. 24 (имущество месторождений углеводородов) ст. 381 НК РФ. В отношении них регионам дается право самостоятельно принимать решение о том, будут ли такие льготы действовать в регионе (п. 1 ст. 381.1 НК РФ) и какими окажутся нюансы применения льготы по движимому имуществу (п. 2 ст. 381.1 НК РФ). Если соответствующего законодательного решения о применении нет, то не будет и льготы.

РАЗЪЯСНЕНИЯ от «КонсультантПлюс»
ФНС России рассматривает как налоговую льготу также освобождение ряда организаций от уплаты налога и авансовых платежей за период владения объектом налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 г.
Подробнее читайте в К+, получив пробный демо-доступ к системе.

Имущественный налог: льготное налогообложение в субъектах РФ

В полномочия органов местного самоуправления входит самостоятельное установление льгот. Согласно Налоговому кодексу льготы по налогу на имущество не носят индивидуального характера и не устанавливаются в зависимости от формы собственности организации (ст. 3, 56 НК РФ).

В соответствии с определением Верховного суда РФ от 07.06.2006 № 59-Г06-9 нельзя установить льготу по имущественному налогу, если ее использование зависит от доли иностранного участия в уставном капитале налогоплательщика, поскольку прослеживается зависимость от места происхождения капитала, что противоречит российскому налоговому законодательству.

Законодательство субъектов РФ не может идти вразрез с Налоговым кодексом, соответственно, льготы по налогу на имущество не могут быть установлены в качестве изменения элементов имущественного налога (гл. 30 НК РФ).

Законодательные органы субъектов РФ могут формировать дополнительные условия, позволяющие применять льготы.

Примером является Московская область, где налогоплательщики при использовании льгот обязаны предоставлять расчет суммы высвободившихся средств по итогам налогового периода и отчет по их использованию. Данное положение закреплено в п. 3 ст. 4 закона Московской области «О льготном налогообложении…» от 24.11.2004 № 151/2004-ОЗ.

Кто освобождается от налога на имущество согласно региональному законодательству?

Рассмотрим примеры имущественных льгот для организаций, которые действуют в субъектах РФ:

1. От налогообложения всего принадлежащего имущества освобождаются определенные категории налогоплательщиков.

Такая льгота представлена в Санкт-Петербурге. Освобождаются от налога организации, основным видом деятельности которых является изготовление специального оборудования для обеспечения жизнедеятельности и реабилитации инвалидов (подп. 1 п. 1 ст. 4.1 закона Санкт-Петербурга «О налоге на имущество организаций» от 26.11.2003 № 684-96).

В Красноярске похожая льгота предоставляется организациям, осуществляющим производство первичного алюминия в регионе, в отношении вновь создаваемого или приобретаемого имущества, принимаемого к бухучету в качестве основных средств после 2012 года (подп. «т» п. 3 ст. 2 закона Красноярского края «О налоге на имущество организаций» от 08.11.2007 № 3-674).

2. При целевом использовании имущества допустимо применение льгот.

Например, в Москве принят закон «О налоге на имущество организаций» от 05.11.2003 № 64, который освобождает от уплаты имущественного налога организации железнодорожного транспорта общего пользования в отношении объектов движимого и недвижимого имущества, использующегося для перевозок по Малому кольцу Московской железной дороги (подп. 28 п. 1 ст. 4). Перечень такого имущества устанавливает правительство Москвы.

3. От налогообложения освобождаются налогоплательщики в отношении определенного вида имущества.

Данная льгота, например, введена для имущества, используемого для осуществления деятельности по организации отдыха и оздоровления детей до 18 лет в Ленинградской области (подп. «д» п. 1 ст. 3_1 закона Ленинградской области «О налоге на имущество организаций» от 25.11.2003 № 98-оз) и Хабаровском крае (п. 12 ст. 3 закона Хабаровского края «О региональных налогах и налоговых льготах…» от 10.11.2005 № 308). В последнем случае она применима при условии, что в иные периоды попадающее под нее имущество находится на консервации.

Во Владимирской области установлена льгота для автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения (п. 2 ст. 2.1 закона Владимирской области «О налоге на имущество организаций» от 12.11.2003 № 110-ОЗ).

4. Определенные категории налогоплательщиков имеют право на уменьшение суммы налога.

Примерами могут служить:

  • Московская область, где организациям, являющимся участниками религиозных объединений, разрешено уплачивать 50% от исчисленной суммы налога (п. 2 ст. 14 закона Московской области «О льготном налогообложении…» от 24.11.2004 № 151/2004-ОЗ);
  • Челябинская область в части благотворительной деятельности. Размер льготы также составляет 50% (п. 2 ст. 3 закона Челябинской области «О налоге на имущество организаций» от 27.11.2003 № 189-ЗО).

В соответствии с Налоговым кодексом в субъектах РФ допустимо применение пониженных ставок по налогу на имущество (п. 2 ст. 372, п. 2 ст. 380 НК РФ). Однако пониженную ставку нельзя считать льготой.

Использование налоговых льгот является правом налогоплательщика, поэтому необходимо иметь неоспоримые основания на применение данного права. Налоговые органы могут затребовать у налогоплательщика подтверждающие и оправдательные документы по применению имущественных льгот (ст. 88, 89, 93 НК РФ).

О том, будут ли запрашиваться документы при применении пониженных ставок, читайте в материале «Дифференцированная ставка по налогу — не льгота» .

ПОДСКАЗКА от «КонсультантПлюс»
В 2020 г. дополнительные льготы могут получить собственники недвижимости, которые предоставили арендаторам отсрочку по уплате арендных платежей в соответствии с Требованиями, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 439. Льготы состоят. (подробнее смотрите в К+).

Существует ли освобождение от налога на имущество для ИП и ООО на спецрежимах?

Да, существует. Среди тех, кто освобождается от налога на имущество, — организации и ИП-спецрежимники. При этом должны быть соблюдены следующие условия:

Читайте так же:
Минимальные пенсии по областям россии

Налог на имущество организаций

Больше материалов по теме «Налоги и учёт» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

Многие виды налогов, установленные в Налоговом Кодексе РФ, являются региональными. Это значит, что их порядок, ставку, особенности определения базы, льготы и пр. устанавливают законодательные органы субъектов РФ, опираясь на соответствующую главу НК. Налог на имущество организаций относится как раз к такому типу сборов.

Как правильно вычислять налог на имущество, которым владеет организация, и как часто его платить? Любое ли имущество подлежит обложению этим налогом? Каждая ли организация является плательщиком? Какие перемены ожидают в этой сфере предпринимателей? Анализируем и отвечаем на эти вопросы.

Организации, платящие налог на имущество организаций

Российские и иностранные предприятия, владеющие имуществом, подлежащим налогообложению согласно ст. 374 НК РФ, являются плательщиками данного налога.

Для отечественных компаний объектом налогообложение станут движимые объекты и недвижимость:

  • в собственности;
  • во временном пользовании;
  • используемая по распоряжению;
  • находящаяся в доверительном управлении;
  • внесенная в совместную деятельность;
  • полученная по соглашению концессии.

Относительно этого имущества должны быть одновременно верны следующие положения:

  • приобретено до начала 2013 года;
  • учитывается на балансе как основные средства.

Для иностранных предприятий, работающих по постоянному представительству, разницы в объектах налогообложения практически нет. А если деятельность по постоянному представительству не ведется, то налог на недвижимость будет относиться к собственности иностранной компании, находящейся на территории РФ, и к недвижимости, полученной по концессии.

Какая недвижимость не облагается налогом на имущество

Не признаны объектом налогообложения такие формы недвижимости:

  • земельные участки, водные объекты, природные ресурсы;
  • имущество федеральных органов, которое используется для нужд безопасности граждан РФ;
  • объекты культурного наследия, признанные таковыми федеральным законодательством;
  • суда с ядерными или атомными установками, ледоколы;
  • космические устройства;
  • имущество, числящееся в 1 или 2 группе амортизационных средств.

Как часто нужно платить

Налоговым периодом является календарный год, а отчетными – каждый квартал.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Так как налог является региональным, то местные власти имеют право не устанавливать для него отчетных периодов.

Если отчетные периоды установлены, по ним необходимо производить авансовые платежи в размере четверти от налоговой ставки. В налоговый период налог исчисляется по обычной формуле: произведение налоговой ставки на налоговую базу, из которого вычитаются авансовые платежи.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Если в течение того или иного периода имущество, облагаемое налогом, перестало находиться в собственности у налогоплательщика, то налог вычисляется, исходя из полных месяцев отчетного периода, когда имущество принадлежало владельцу.

По истечении периода (отчетного или налогового) в органы ФНС предоставляется налоговая декларация (ее надо подать не позже, чем через 30 дней после истечения периода).

Налоговая база: теперь их две

  1. До 2016 года базой налога на имущество была его среднегодовая стоимость.

Бухгалтерский учет, принятый в каждой организации, утверждает остаточную стоимость имущества с учетом амортизации, по которой и вычисляется данный налог. При этом учитывается остаточная стоимость на каждое первое число месяца в отчетном периоде, и делится на количество месяцев в периоде плюс один следующий (так как платеж производится до истечения 30 дней).

Пример расчета. Остаточная стоимость недвижимого имущества ООО «Сонет» составляла:

  • на 1 января 2015 года – 26 000 руб.;
  • на 1 февраля 2015 года – 25 600 руб.;
  • на 1 марта 2015 года – 25 000 руб.;
  • на 1 апреля 2015 года – 750 000 руб.;
  • на 1 мая 2015 года – 740 500 руб.;
  • на 1 июня 2015 года – 720 000 руб.;
  • на 1 июля 2015 года – 710 000 руб.;
  • на 1 августа 2015 года – 700 000 руб.;
  • на 1 сентября 2015 года – 680 000 руб.;
  • на 1 октября 2015 года – 680 000 руб.;
  • на 1 ноября 2015 года – 670 300 руб.;
  • на 1 декабря 2015 года – 660 000 руб.;
  • на 31 декабря 2015 года – 650 000 руб.
  • торговые комплексы и помещения внутри них;
  • офисные сооружения и помещения;
  • нежилой фонд, который по кадастровым документам пригоден для размещения административных, торговых центров, предприятий общепита и бытового обслуживания;
  • имущество иностранных предприятий, не действующих по постоянным представительствам;
  • жилая недвижимость, не стоящая на балансе как объекты основных средств.

ВНИМАНИЕ! Федеральные власти могут сами определять типы имущества, где налог нужно рассчитывать, исходя из новой базы.

Если предприниматель не принял во внимание нововведение и перечислил налог, исходя из среднегодовой стоимости, тогда как должен был считать его по кадастровой оценке, то, кроме доплаты по недоимке, его ожидает крупный штраф.

Порядок вычисления налога по кадастровой оценке

Чтобы определить, по какому принципу рассчитать налог по новой базе, предприниматель должен последовательно пройти следующую процедуру.

  1. Узнать, принят ли в его регионе переход на новую налоговую базу.
  2. Уточнить относительно своей недвижимости, касаются ли ее критерии закона относительно налогообложения по кадастровой оценке.
  3. На официальном сайте своего региона найти свой объект недвижимости в перечне имущества, попадающего на налогообложение по новому принципу.

К СВЕДЕНИЮ! Если площадь, по факту используемая под деятельность, составляет меньше пятой части от суммарной площади недвижимости, то налоговой базой останется среднегодовая стоимость, даже если по остальным критериям недвижимость облагается налогом по кадастровой оценке.

Кадастровая оценка завышена?

Если предприниматель не согласен с суммой кадастровой оценки (обычно она указывается как максимальная), он может изменить ее, проведя независимое оценивание и подав заявление с его результатами в Росреестр. Если эта инстанция откажет, можно обратиться в суд, имея достаточно большой шанс на удовлетворения иска.

Ставка по налогу на имущество организаций

Законодательство РФ не разрешает устанавливать налоговую ставку по этому налогу, превышающую 2,2%.

Региональность налога дает право местным властям снижать ставку, а также делать ее дифференцированной для тех или иных категорий предпринимателей или видов имущества.

Для некоторых объектов недвижимости, установленных Правительством РФ, ставка законодательно не может превышать цифры, предусмотренной для каждого года отдельно. Так, для железнодорожных путей, трубопроводов, ЛЭП и их технологических компонентов ставка в 2016 году не может быть выше 1,3%, а в 2017 ­– не превысит 1,6%.

Для недвижимости, базой для которых стала кадастровая стоимость, ставка для всех субъектов РФ с 2016 года не может быть выше 2%.

В Крыму и Севастополе ставка не может повышаться в течение 5 лет.

Кто вправе рассчитывать на льготы?

Налог на имущество не будут платить или уплатят только частично такие владельцы имущества:

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию