Femida96.ru

Юридическая помощь для всех
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Налог на имущество организаций размер ставки

Неясности с исчислением налога на имущество по кадастровой стоимости в 2020 году после поправок остаются

Согласно п. 1 ст. 374 НК РФ (в ред. Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ (далее – Закон № 325-ФЗ)), вступающей в силу с 01.01.2020, определено, что объектами налогообложения по налогу на имущество организаций будут являться:

  1. недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 375 настоящего Кодекса, то есть как среднегодовая стоимость;
  2. недвижимое имущество, находящееся на территории РФ и принадлежащее организациям на праве собственности или праве хозяйственного ведения, а также полученное по концессионному соглашению, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 2 статьи 375 настоящего Кодекса, то есть как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 НК РФ.

При этом в соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ в редакции Закона № 325-ФЗ следовало исчислять налог исходя из кадастровой стоимости по:

«иным объектам недвижимого имущества, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 32 настоящего Кодекса, не предусмотренных в подпунктах 1 — 3 настоящего пункта.»

Таким образом, из поправок, внесенных Законом № 325-ФЗ в статью 378.2 НК РФ (подп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ и подп. 2.2 п. 12 ст. 378.2 НК РФ), следовало, что с 1 января 2020 года вне зависимости от факта упоминания недвижимого имущества в соответствующем региональном Перечне, если кадастровая стоимость имущества установлена, то подлежит уплате налог на имущество организаций, исчисленный по этой кадастровой стоимости.

То есть данные изменения влекли обязанность налогоплательщиков с 01.01.2020 исчислять налог на имущество по кадастровой стоимости фактически по всем объектам недвижимости, по которым определена кадастровая стоимость. При этом не имело значения, содержится ли недвижимость в региональном перечне, к какому типу относится эта недвижимость и т. д.

В связи с резонансом, вызванным предстоящим порядком исчисления налога на имущество по кадастровой стоимости по всей недвижимости (который многократно увеличивал налоговую нагрузку на налогоплательщиков), были внесены изменения в подп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ.

Так, 28 ноября 2019 года был принят Федеральный закон № 379-ФЗ «О внесении изменений в ст.ст. ЗЗЗ.33 и 378.2 части II НК РФ» (далее — Закон № 379-ФЗ), уточняющий перечень недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения по налогу на имущество организаций, налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость.

Такими объектами согласно новой («последней») редакции подп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ считаются:

«жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства».

При этом приходится признать, что и в этот раз не обошлось без неясностей.

Так, в данной формулировке остается не вполне понятным смысловое назначение союза «а также», который разделяет перечисляемые объекты налогообложения и с точки зрения правил русского языка позволяет толковать новую формулировку подп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ одним из двух вариантов.

Вариант 1: союз «а также» не имеет самостоятельной смысловой функции и использован исключительно для интонационного «разбавления» текста из 8-ми однородных членов предложения (жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения, сооружения). Таким образом, в целях кадастрового налогообложения критерий расположения объекта на определенном земельном участке относится ко всем перечисленным объектам.

Вариант 2: союз «а также» является смысловым разделителем перечисленных объектов на две самостоятельные части:

1) жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства,

2) а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения, сооружения, расположенные на земельных участках.

То есть в целях кадастрового налогообложения критерий расположения объекта на определенном земельном участке относится только ко второй части объектов, перечисленных после союза «а также». Таким образом, первая часть объектов – жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства – облагаются по кадастровой стоимости независимо от назначения земельного участка, на котором они расположены, то есть в любом случае при наличии у них кадастровой стоимости.

Вместе с тем, по нашему мнению, законодатель всё же имел в виду первый вариант формулировки подп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, то есть предполагал кадастровое налогообложение по отношению ко всем перечисленным в данной норме объектам исключительно в зависимости от вида земельного участка; если же объект, в том числе жилье, гараж, машино-место, НЗС находится на ином земельном участке, то он облагается по среднегодовой стоимости (и только если относится к основным средствам организации).

Так, например, в Толковом словаре Ефремовой[1] приведено следующее толкование союза «а также»:

«Употребляется при соединении однородных членов предложения или предложений в составе сложносочиненного предложения, указывая на их тождественность или близость по значению; соответствует по значению словам: в равной мере, равным образом, тоже, вместе с».

В защиту данной позиции можем сослаться также на имеющийся в нашем распоряжении текст письма Минфина РФ от 10.10.2019 № 03-05-05-01/77851 за подписью И. В. Трунина, в котором Минфин, еще до Закона № 379-ФЗ, предпринял попытку «успокоить» налогоплательщиков по вопросу «тотального» кадастрового налогообложения всех иных объектов недвижимости:

«…

Вместе с тем, поскольку включение новых объектов налогообложения налогом на имущество организаций реализовано через ссылку на положения главы 32 Налогового кодекса «Налог на имущество физических лиц», при применении новых норм исходя из системного толкования положений Налогового Кодекса следует исходить из того, что речь идет лишь о тех объектах имущества, которые могут находиться в собственности физических лиц — налогоплательщиков налогом на имущество физических лиц и в отношении которых налог на имущество физических лиц должен уплачиваться исходя из кадастровой стоимости таких объектов

Таким образом, руководствуясь положениями главы 32 Налоговою кодекса, полагаем, что в качестве иных объектов недвижимою имущества, подлежащих налогообложению налогом но имущество организаций по кадастровой стоимости, выступают принадлежащие организациям жилые помещения, садовые дома, жилые строения, гаражи и машино-места, объекты незавершенного строительства, а также хозяйственные строения, расположенные на садовых и приусадебных участках, т.е. ограниченный перечень имущества.

Вместе с тем нельзя исключать и иное – по Варианту 2 – толкование последней редакции подп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, которое может быть основано на том, что роль союза «а также» заключается в противопоставлении двух групп перечисленных объектов по критерию их нахождения или ненахождения на определенном земельном участке.

Читайте так же:
Раздел имущества, приобретенного до брака

Так, например, можно встретить и такой анализ правил применения союза «а также»[2]:

«Союз а также объединяет предыдущее множество объектов в одну семантическую группу и добавляет к ним выделенный объект. Это может быть сделано либо с целью противопоставления, либо просто с целью присоединения к упомянутому множеству объекта другой природы…».

Официальные комментарии по данному вопросу пока отсутствуют.

Таким образом, по нашему мнению, с 2020 года по кадастровой стоимости организации следует облагать следующие объекты:

  • коммерческую торгово-офисную недвижимость, включенную в региональный перечень (подп. 1-3 п. 1 ст. 378.2 НК РФ)
  • жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства (если по данным объектам определена кадастровая стоимость).

По остальным объектам, учитываемым на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, налоговая база определяется в соответствии с п. 1 ст. 375 НК РФ, то есть как среднегодовая стоимость.

Налог на имущество организаций из расчета кадастровой стоимости.

Налог на имущество организаций из расчета кадастровой стоимости.

Налог на имущество организаций является региональным налогом. Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных указанной главой НК РФ, порядок и сроки уплаты налога.

Кадастровая стоимость любого объекта недвижимости устанавливается в первую очередь для определения налоговой базы по налогу на недвижимость не только для юридических лиц, но и для физических лиц.

Кто платит налог

Налогоплательщиками налога признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 НК РФ.

Согласно статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, исчисления и уплата налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества осуществляется из кадастровой стоимости независимо от применяемого режима налогообложения.

То есть, не зависимо находитесь Вы на общей системе налогообложения или на «упрощенке», ЕНВД налог на имущество придется платить из кадастровой стоимости.

Для Калужской области введены льготы налогоплательщикам ЕНВД и «Упрощенке» (Закон Калужской области от 27.04.2017 № 189-ОЗ).

Объект налогообложения

Объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 НК РФ.

Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества

Налоговая база определяется с учетом особенностей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;

3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;

4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

Объект облагается налогом на имущество исходя из кадастровой стоимости, если одновременно выполняются четыре условия (п. п. 1, 2, 7, 10, пп. 2, 3 п. 12 ст. 378.2 НК РФ, Письмо Минфина от 03.04.2017 N 03-05-05-01/19468):

  1. объект принадлежит организации на праве собственности или хозяйственного ведения (Письмо Минфина от 04.06.2015 N 03-05-05-01/32447, Информация ФНС от 08.12.2015);

Таким образом, если вы являетесь собственником объекта недвижимости (помещения в нем), признаваемого объектом налогообложения, или владеете этим имуществом на праве хозяйственного ведения и данный объект числится в Перечне, определенном исполнительным органом субъекта РФ, налоговую базу по нему следует определять в особом порядке на основе кадастровой стоимости

  1. объект по правилам бухгалтерского учета учтен на балансе в составе основных средств (на счете 01 “Основные средства” или 03 “Доходные вложения в материальные ценности”);

Подпункт 4 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса, предусмотрено, что жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, также подлежат налогообложению налогом на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости.

Однако жилые объекты (квартиры, жилые дома, помещения и т.д.) принадлежащие организации могут облагаться налогом, даже когда не являются основными средствами, если это предусмотрено законом субъекта РФ, в котором находится недвижимость.

  • Если законом субъекта РФ, особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости в рамках статьи 378.2 Кодекса НЕ УСТАНОВЛЕНЫ, налог на имущество организаций в отношении указанного имущества не исчисляется.

При этом возможность уплаты налога на имущество в отношении таких объектов исходя из их среднегодовой стоимости положениями Налогового кодекса РФ не предусмотрена, поскольку согласно п. 1 ст. 374 НК РФ по общему правилу к объекту налогообложения для российских организаций отнесено только имущество, которое учитывается на балансе в качестве основных средств в порядке, предусмотренном для ведения бухгалтерского учета.

Читайте так же:
Как разделить лицевой счет в приватизированной квартире

Таким образом, если в отношении указанных жилых домов и помещений законом субъекта РФ особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости не установлены, налог на имущество организаций по ним не исчисляется. К такому выводу пришел Минфин России в Письмах от 07.10.2015 N 03-05-05-01/57188, от 17.08.2015 N 03-05-05-01/47442.

  • Если законом субъекта РФ, особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости в рамках статьи 378.2 Кодекса УСТАНОВЛЕНЫ, налог на имущество организаций в отношении указанного имущества исчисляется из кадастровой стоимости. В Калужской области с 2018 года, установлены объекты налогообложения жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета (Закон Калужской области от 27.04.2017 № 189-ОЗ).
  • объект включен в перечень объектов недвижимости, по которым налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Этот перечень должен быть определен субъектом РФ (его уполномоченным органом), в котором находится объект недвижимости, и опубликован на официальном сайте субъекта РФ (его уполномоченного органа) не позднее 1 января текущего года (Письма Минфина от 06.05.2016 N 03-05-05-01/26422, ФНС от 12.12.2016 N БС-4-11/23727@);

Если до 1 января очередного налогового периода этот Перечень не будет опубликован, налоговая база по объектам, которые в него включены, будет определяться в общем порядке исходя из их среднегодовой стоимости, даже если на территории субъекта РФ действует закон, закрепляющий обязанность исчислять налог на основе кадастровой стоимости по отдельным объектам недвижимости. Такие выводы следуют из Письма Минфина России от 29.11.2013 N 03-05-04-01/51779.

  1. кадастровая стоимость самого объекта или здания, в котором находится объект (помещение), определена по состоянию на 1 января текущего года. Кадастровую стоимость объекта по состоянию на 1 января можно узнать, например, получив выписку в Росреестре (ч. 4 ст. 63 Закона 218-ФЗ).

Если по состоянию на 1 января текущего года в перечне субъекта РФ объекта нет или не определена его кадастровая стоимость, налог за этот год надо рассчитывать и платить исходя из балансовой стоимости объекта (Письмо Минфина от 17.06.2015 N 03-05-05-01/35000).

Налоговый период:

С 01.01.2016 отчетными периодами для налогоплательщиков, исчисляющих налог исходя из кадастровой стоимости:

  • признаются первый квартал,
  • второй квартал и
  • третий квартал календарного года (Федеральный закон от 28.11.2015 № 327-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»).

ПОРЯДОК И СРОКИ УПЛАТЫ НАЛОГА И АВАНСОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ ПО НАЛОГУ

Налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации (ст. 383 НК РФ).

В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 2 ст. 382 НК РФ.

В отношении имущества, находящегося на балансе российской организации, налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате в бюджет по местонахождению указанной организации с учетом особенностей, предусмотренных статьями 384, 385 и 385.2 НК РФ.

Иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, в отношении имущества постоянных представительств уплачивают налог и авансовые платежи по налогу в бюджет по месту постановки указанных постоянных представительств на учет в налоговых органах.

В отношении объектов недвижимого имущества иностранной организации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате в бюджет по местонахождению объекта недвижимого имущества.

Налоговая ставка:

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2 процента, если иное не предусмотрено статьей 380 НК РФ.

Объекты недвижимого имущества, налоговой базой в отношении которых признается кадастровая стоимость, подлежат налогообложению налогом на имущество организаций по ставкам, установленным законами соответствующих субъектов Российской Федерации по местонахождению указанных объектов, размеры которых не могут превышать:

Для субъектов РФ (за исключением Москвы)

в 2014 году – 1,0 %

в 2015 году – 1,5 %

в 2016 году и последующие годы – 2 %

При этом в случае, если налоговые ставки не определены законами субъектов Российской Федерации, налогообложение производится по налоговым ставкам, указанным в статье 380 НК РФ.

В Калужской области установлены ставки налога в размере 2%(Закон Калужской области от 27.04.2017 № 189-ОЗ).

Получить информацию о ставках и льготах в Вашем регионе можно с помощью сервиса: «Имущественные налоги: ставки и льготы»

«Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам»

На сайте Федеральной Налоговой Службы https://www.nalog.ru/rn40/service/tax/

На этом сервисе Вы можете выбрать регион, вид налога: налог на имущество организаций, земельный налог, транспортный, налог на имущество физических лиц.

Сервис сформирует документ на основании, которого установлены ставки налога с указанием категорий, размера ставок, льготы и т.д.

2017 г. (с) Руководитель юридического бюро Абраменко О.В.

При перепечатке ссылка на автора и сайт первоисточник обязательна.

Льгота для налогоплательщиков

ЕНВД и Упращенке

Статья 3 Закона «О налоге на имущество организаций» В Калужской области предусмотрены льготы

Условия предоставления льгот для налогоплательщиков находящихся на ЕНВД и Упращенке.

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества

В отношении следующих видов имущества:

Какие объекты недвижимости относятся к торговым объектам в целях применения особого порядка определения налоговой базы как кадастровой стоимости

Одним из объектов недвижимости, в отношении которых может быть установлен особый порядок определения налоговой базы исходя из их кадастровой стоимости, является нежилое помещение, предназначенное либо фактически используемое для размещения торговых объектов (пп. 2 п. 1, пп. 2 п. 4, п. 5 ст. 378.2 НК РФ).

В связи этим на практике возникает вопрос: какие именно объекты в данном случае следует понимать под торговыми:

Читайте так же:
Каким образом собственник может защитить свои права

– те объекты, в которых ведется розничная (оптовая) торговля;

– нежилые помещения (здания, строения), которые используются собственником при осуществлении деятельности в рамках любых договоров купли-продажи и через которые происходит реализация?

По нашему мнению, к торговым объектам может быть отнесена только первая категория зданий (помещений или площадей в них).

Поскольку Налоговый кодекс РФ не содержит понятия “торговый объект”, нужно обратиться к отраслевому законодательству (п. 1 ст. 11 НК РФ).

Так, понятие торгового объекта дано в Федеральном законе от 28.12.2009 N 381-ФЗ “Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации”. Это здание (строение, сооружение) или его часть, специально оснащенные оборудованием, которое предназначается и используется для выкладки и демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с ними при продаже товаров (п. 4 ст. 2 Закона N 381-ФЗ).

Из этого можно сделать следующий вывод: здания (помещения, площади в них), через которые происходит реализация в рамках договоров купли-продажи, могут быть признаны торговыми объектами в целях пп. 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, только если они соответствуют характеристикам торгового объекта, закрепленным в Законе N 381-ФЗ.

Кроме того, вывод о том, что не все объекты недвижимости, используемые в деятельности по продаже товаров (услуг), могут быть признаны предназначенными или используемыми для размещения торговых объектов для целей применения особого порядка определения налоговой базы, также следует из Письма Минфина России от 30.01.2014 N 03-05-05-01/3616. В нем рассмотрен вопрос о необходимости определять налоговую базу в порядке ст. 378.2 НК РФ в отношении объектов электросетевого хозяйства, через которые осуществляется деятельность по энергоснабжению. Напомним, что договор энергоснабжения является видом договора купли-продажи (п. 5 ст. 454, ст. ст. 539 – 548 ГК РФ).

Из указанного Письма Минфина России от 30.01.2014 N 03-05-05-01/3616 также можно сделать вывод о том, что под торговыми объектами для целей пп. 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ следует понимать только объекты, через которые ведется деятельность по розничной или оптовой торговле. При этом чиновники разграничивают виды деятельности на основании Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП).

Так, в указанных разъяснениях финансовое ведомство отметило, что здания и сооружения – объекты электросетевого хозяйства, которые используются в деятельности по производству и снабжению электроэнергией, не относятся к объектам торговли, поскольку данная деятельность на основании ОКДП ОК 004-93 отнесена не к разд. G “Оптовая и розничная торговля”, а к разд. Е “Электроэнергия, газ и водоснабжение”.

Следовательно, налоговая база по таким объектам не может определяться в соответствии со ст. 378.2 НК РФ.

Налог на имущество организаций с 2022 года: новые сроки и порядок уплаты

Отмена отчетности по налогу на имущество организаций

Внесенные Федеральным законом от 02.07.2021 № 305-ФЗ в НК РФ изменения отменяют обязанность некоторых организаций по сдаче в ИФНС отчетности по налогу на имущество. Речь идет об организациях, владеющих недвижимостью, облагаемой по кадастровой стоимости.

По новым правилам с 1 января 2022 года организации больше не включают в налоговую декларацию сведения о недвижимости, налоговая база по которой определяется как ее кадастровая стоимость (будущий п. 6 ст. 386 НК РФ).

При этом если у организаций в истекшем налоговом периоде имелись только вышеуказанные объекты недвижимости, то налоговые декларации ими вообще не представляются. Данное правило применяется только начиная с отчетности за 2022 год. За текущий 2021 год налоговую декларацию по объектам, облагаемым по кадастровой стоимости, сдавать все же придется.

В отношении облагаемой недвижимости, налоговая база которой определяется как ее среднегодовая стоимость, обязанность организаций по представлению налоговых деклараций сохраняется. Такие декларации по-прежнему представляются не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 3 ст. 386 НК РФ).

Причем в такую декларацию, как и в 2021 году, необходимо включать сведения о среднегодовой стоимости объектов движимого имущества, учтенных на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухучета (Федеральный закон от 23.11.2020 № 374-ФЗ).

Новый порядок уплаты налога на имущество

Начиная с 2022 года организации в отношении недвижимости, облагаемой по кадастровой стоимости, станут самостоятельно рассчитывать и уплачивать налог без представления налоговых деклараций. В свою очередь налоговые органы будут направлять в адрес организаций сообщения об исчисленных суммах налога. Порядок направления таких сообщений и реагирования на них – тот же, что и для транспортного и земельного налогов (абз. 3 п. 6 ст. 386 НК РФ).

Сообщения направляются по окончании налогового периода и после истечения установленного срока уплаты налога одним из следующих способов:

  • в электронном виде по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС России;
  • по почте заказным письмом;
  • непосредственно руководителю или представителю организации лично под расписку.

В сообщениях указывается объект налогообложения, облагаемая база, налоговый период, ставка налога и сама сумма исчисленного налога. Всю необходимую для расчета налогов информацию налоговики самостоятельно получат из ЕГРН и от органов, осуществляющих регистрацию прав на недвижимость.

shutterstock_1984780043.jpg

Получив из инспекции такое сообщение, организация в случае несогласия с расчетом налогов сможет своевременно представить свои возражения и документы, подтверждающие правильный расчет налога. Представить такие возражения можно будет в течение 10 дней со дня получения сообщения об исчисленных суммах налогов.

Что касается налоговых льгот, то заявить о них с будущего года можно будет в любой налоговый орган по выбору самой организации. Но касается это опять же только объектов недвижимости, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость (п. 8 ст. 382 НК РФ).

В заявлении о предоставлении льгот указываются объекты налогообложения, а также полагающиеся организации льготы с указанием реквизитов соответствующих НПА и сведений о документах, подтверждающих право на льготы.

Срок направления заявлений на предоставление льгот не ограничен. Заявить о льготах можно будет в любое удобное для организации время, а непредставление заявления не лишит ее права на соответствующую льготу. Если у налоговиков будет иметься в наличии информация о том, что компании полагаются льготы, то налог будет рассчитан с учетом данных льгот.

Читайте так же:
Договор гпх с иностранным гражданином по патенту

Новые сроки уплаты налога на имущество

В настоящее время налог и авансовые платежи по нему уплачиваются согласно порядку и срокам, которые установлены законами субъектов РФ. Соответственно, сроки уплаты могут в значительной степени различаться в зависимости от региона.

С 1 января 2022 года на территории РФ вводятся единые сроки уплаты налога на имущество организаций и авансовых платежей по данному налогу.

Согласно новой редакции п. 1 ст. 383 НК РФ, налог подлежит уплате в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. В свою очередь авансовые платежи по налогу необходимо будет уплачивать не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Одновременно региональные власти утрачивают право на определение соответствующих сроков в своих законах. Вместе с тем они все же могут повлиять на сроки уплаты в части авансовых платежей по налогу.

Так, законодательные органы регионов по-прежнему смогут предусматривать для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода (п. 6 ст. 382 НК РФ).

Прекращение налогообложения

Отдельно поправки устанавливают порядок прекращения налогообложения уничтоженного недвижимого имущества. В этих целях 382 НК РФ дополняется новым пунктом 4.1. По новым правилам компании смогут не платить налог на прекратившую свое существование недвижимость уже с 1 числа месяца ее гибели или уничтожения.

Для прекращения налогообложения уничтоженного имущества компания должна представить в ИФНС письменное заявление о гибели/уничтожении объекта недвижимого имущества. Форма заявления о гибели/уничтожении имущества, порядок ее заполнения и формат представления такого заявления в электронной форме будут позже утверждены в соответствии с приказом ФНС России.

Данное заявление можно представить в любой налоговый орган по выбору организации независимо от места ее регистрации и нахождения налогооблагаемого имущества.

С указанным заявлением налогоплательщик вправе представить документы, подтверждающие факт гибели или уничтожения объекта налогообложения. При этом непредставление таких документов не лишает компанию права на освобождение от налогообложения имущества с 1 числа месяца его уничтожения.

В этих случаях ИФНС, получив от компании заявление, самостоятельно направит в уполномоченные органы запрос о представлении сведений, подтверждающих факт гибели или уничтожения объекта налогообложения.

Рассмотрение заявления о гибели или уничтожении недвижимости производится в порядке, аналогичном тому, который установлен и для транспортного налога. Заявление рассматривается налоговым органом в течение 30 дней со дня его получения. После этого ИФНС направит организации уведомление о прекращении исчисления налога (п. 3.1 ст. 362 НК РФ).

Размер процентной ставки налога на имущество организаций в 2021 году

платежи предприятия

Бухгалтеру любого предприятия при расчете сумм платежей, которые придется оплатить в текущем году, необходимо учесть суммы налога на имущество. В законодательные акты по этому налогу в последнее время были внесены существенные изменения, в результате чего перечень плательщиков существенно расширился.

Об этом и всех других нюансах данного налогообложения и пойдет речь в данной статье.

Что это за налог, объекты налогообложения

отчисления государству

Налог на имущество подразумевает обязанность по уплате в бюджет определенного законами процента от общей суммы основных средств, учтенных на балансе предприятия. Все основные положения и условия по данному вопросу изложены в главе 30 Налогового Кодекса.

Данный платеж относится к региональным налогам, поэтому руководство каждого субъекта Федерации может принимать собственные законодательные акты в рамках, не противоречащих общегосударственным нормам. Местные власти обладают правом определять налоговые ставки платежа, сроки уплаты и порядок расчета налога.

Объектом налогообложения является все имущество, в том числе:

  • Здания, сооружения и их части независимо от их назначения и использования.
  • Оборудование, отнесенное по бухгалтерскому учету к группе «основные средства».
  • Движимое имущество, приобретенное до начала 2013 г.

При этом не имеет значения ни способ их получения, ни форма пользования, т. е. налог придется оплачивать за объекты, находящиеся:

  • в собственности;
  • во временном владении;
  • в распоряжении;
  • в пользовании;
  • в доверительном управлении;
  • полученные в результате совместной деятельности;
  • переданные по концессионному соглашению.

К объектам не относятся:

  • земельные участки;
  • водные и другие природные объекты;
  • здания, включенные в перечень культурного наследия;
  • специфические виды имущества, окончательный перечень которых приведен в Налоговом кодексе, такие как морские и речные суда, ледоколы, ядерные установки и т. д.;
  • имущество, относящееся к обороне и находящееся в управлении у федеральных органов.

Таким образом, при наличии в бухгалтерском учете счетов по учету основных средств вопрос об уплате данного налога становится актуальным для каждой организации или предприятия. Все требования, по которым имущество признается объектом обложения налога, изложены в ст. 374 Налогового кодекса.

Налоговой базой, исходя из которой рассчитывается сумма платежа является:

  • Кадастровая стоимость объекта.
  • Среднегодовая стоимость объектов имущества, определенная из его остаточной стоимости или в тех случаях, когда амортизация не начисляется путем вычитания из первоначальной стоимости сумм износа.

Более подробно о всех особенностях начисления и уплаты данного налога можно посмотреть на видео:

Кто им облагается и кто освобожден

Возможность привлечения к уплате налога в значительной мере зависит от системы налогообложения, на которой работает организация. В полной мере его уплачивают предприятия – плательщики налога на прибыль. До 2014 года все субъекты упрощенных систем налогообложения были полностью освобождены от уплаты за принадлежащее им имущество.

В этот список попадают здания и сооружения, которые облагаются по кадастровой стоимости, а именно объекты, которые предназначаются для использования или фактически используются как:

  • Торговые, торгово-развлекательные или административно-деловые центры.
  • Отдельные помещения перечисленных центров.
  • Нежилые помещения, которые по данным инвентаризации определяются как офисы, объекты бытовых услуг, общественного питания или торговли.

Принадлежность помещений к той или иной категории определяется по наличию в них более 20% помещений, попадающих под перечисленные объекты.

На уровне общегосударственной власти освобождение от обязанности уплаты налога на имущество получили около 20 различных категорий предприятий, в том числе:

  • религиозные организации;
  • общества инвалидов;
  • предприятия фармацевтической и судостроительной промышленности;
  • а также ряд других субъектов.

По состоянию на 2019 год льготу дополнительно получили организации, имевшие отношение к организации Олимпийских и Параолимпийских игр в г. Сочи, а также предприятия-партнеры Олимпийского комитета. Освобождение касается имущества, созданного или приобретенного ими в связи с проведением данных мероприятий. Перечень льготных категорий или отдельных субъектов бизнеса определяется каждым федеральным органом власти.

Читайте так же:
Можно ли со спецсчета оплатить налоги

налогообложение компанииЕсли вас интересует, как правильно рассчитать НДФЛ, ознакомьтесь с данным материалом.

Подробная информация о том, как рассчитать земельный налог организации, находится тут.

От чего зависит ставка, кем она устанавливается

Максимальные ставки налогообложения установлены в Налоговом кодексе. Региональные органы имеют право устанавливать собственные ставки, не превышающие пределы, установленные центральной властью.

Различные показатели налогообложения отличаются в зависимости от:

  • Вида имущества.
  • Региона.
  • Года.

Предельный уровень налоговой ставки составляет 2,2% от стоимости облагаемого имущества. В законодательстве предусмотрено постепенное повышение процента и достижение максимального уровня через несколько лет. Кроме того, уровень может зависеть от вида имущества или категории, к которой относятся налогоплательщики.

Так, сниженные уровни налогообложения предусмотрены для таких объектов, как:

  • Железные дороги.
  • Линии электропередач.
  • Магистральные трубопроводы.
  • Технологические сооружения, являющиеся неотъемлемой частью перечисленного имущества.

Им в 2016 году придется уплатить 1%, в 2017 – 1,3% и так далее.

В регионах принимают собственные размеры обложения налогом, руководствуясь потребностями бюджета и возможностями плательщиков.

Размер в 2017 году

размер платежей

Ставки налогообложения для предприятий общей системы уже давно определились, и в большинстве регионов достигли максимального значения в 2,2%. В связи с переходом к уплате от остаточной к кадастровой стоимости значительно увеличивается налоговая нагрузка на предприятия и существенно расширяется круг плательщиков. В связи с этим установлены более щадящие нормы платежей.

Для того чтобы в конкретном регионе начали действовать новые правила взимания налога, органы исполнительной власти по состоянию на 1 января текущего года были обязаны опубликовать два документа:

  1. Региональный закон о налоге на имущество, в котором определяется размер и порядок его уплаты.
  2. Перечни имущества, получившего кадастровую оценку.

Если в 2014 году большинство регионов оказались не готовы к этому и не взимали платеж, то в 2016 году обязательные документы опубликованы во всех 85 регионах. С данными нормативами можно познакомиться в местных налоговых органах или на сайте исполнительной власти.

примеры расчета

Достижение максимального размера предусмотрено в течение двух-трех ближайших лет.

Расчет налога с примерами

Особенность исчисления налога состоит в том, что для определения суммы, подлежащей уплате, необходимо отдельно рассчитывать платежи по различным видам имущества. Так, различные расчеты необходимо делать в следующих случаях:

  • Предприятие владеет основными средствами, облагаемыми по различным ставкам.
  • Различные виды объектов облагаются по остаточной и кадастровой стоимости.
  • Имущество организации находится на территории, отличной от места регистрации.
  • Имущество учитывается в филиалах, составляющих отдельный от головного предприятия баланс.

Наиболее простой пример расчета касается имущества, облагаемого по кадастровой оценке. В данном случае достаточно стоимость, указанную в опубликованных перечнях, умножить на налоговую ставку.

Пример: кадастровая стоимость офиса в Москве 4 млн рублей. Сумма налога рассчитывается так:

  • 4 000 000 * 1,2 % = 48 000 рублей

Для расчета налога по остаточной стоимости необходимо сложить суммы на каждое первое число и разделить на количество слагаемых сумм, полученный результат умножается на налоговую ставку.

Пример: Для того чтобы произвести расчет авансового платежа за 1 квартал складываются стоимостные показатели на 01.01 (4 000 000 руб.), 01.02 (3 800 000 руб.), 01.03 (3 600 000 руб.) и 01.04 (3 400 000 руб.), делятся на 4, умножаются на 1/4 и умножаются на 2,2 %.

  • (4 000 000 + 3 800 000 + 3 600 000 + 3 400 000) / 4 * 0,25 * 2,2% = 20 350 руб.

Еще больше усложняется расчет, если в течение года происходит приобретение или снятие с учета основных фондов. В данном случае стоимость каждого из них учитывается за количество полных месяцев, в течение которых они находились на балансе предприятия.

порядок уплаты

В случае, если кадастровая оценка была произведена неправильно, плательщик имеет право пересчитать сумму налога, исходя из новых данных.

Налоговый и отчетный периоды, порядок уплаты

Каждый регион самостоятельно определяет порядок уплаты данного налога. Существует два возможных варианта:

  1. По первому из них определяется только налоговый период, т. е. предприятия рассчитывают платеж за год и в сроки до 30 марта по окончании года подают декларацию о начисленных суммах.
  2. Второй вариант предусматривает, что предприятия ежеквартально подают расчеты авансовых платежей за отчетный период (квартал, полугодие, девять месяцев) в течение 30 дней после его завершения. По окончании года сдается декларация за налоговый период (год), в которой от общего начисленного налога отнимаются ранее начисленные суммы авансовых платежей.

Сроки платежей устанавливаются каждым регионом самостоятельно. В 2014 году было внесено несколько существенных изменений и дополнений в положения о налоге. В 2015 году начинается всеобщее взимание этого платежа, которое выявит все слабые места законодательства. В связи с этим стоит ожидать новые поправки, рекомендации и разъяснения по этому вопросу.

Изменения в 2016 году

С 1 января 2016 года предприятия обязаны определять данный вид налога согласно кадастровой стоимости недвижимости. Данное нововведение касается исключительно юридических лиц.

В 2016 году практически все регионы определились с индивидуальными ставками налогообложения: они становятся более щадящими по той причине, что есть существенная разница между суммой, соответствующей остаточной стоимости (по которой расчет велся раньше) и кадастровой стоимости. В большинстве регионов размер ставки колеблется в пределах от 1 до 1,5 процентов. При этом в каждом регионе действует свой порядок уплаты платежа.

Нововведения

Начиная с первого числа текущего года именно региональные власти принимают решение об освобождении от уплаты рассмотренного взноса в бюджет организациями. Данные изменения вводятся после вступления в силу ФЗ 335 от 27.11.2017 года. Если на региональном уровне не будет принят закон о введении соответствующей льготы, применяемая налоговая ставка не может быть больше 1,1%. Данное нововведение относится к имуществу организаций, принятому на баланс с 01.01.13 года.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию