Femida96.ru

Юридическая помощь для всех
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Налоги и налогообложение специальные налоговые режимы

Раздел VIII.1. Специальные налоговые режимы (ст. 346.1 — 346.53)

Федеральным законом от 29 декабря 2001 г. N 187-ФЗ часть вторая настоящего Кодекса дополнена разделом VIII.1, вступающим в силу с 1 января 2002 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

Раздел VIII.1. Специальные налоговые режимы

ГАРАНТ:

См. отдельный федеральный закон о введении в порядке эксперимента с 1 января 2019 г. по 1 декабря 2028 г. включительно специального налогового режима «налог на профессиональный доход» на территории соответствующих субъектов РФ

  • +–Глава 26.1. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) (ст. 346.1 — 346.10)
    • Статья 346.1. Общие условия применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единого сельскохозяйственного налога)
    • Статья 346.2. Налогоплательщики
    • Статья 346.3. Порядок и условия начала и прекращения применения единого сельскохозяйственного налога
    • Статья 346.4. Объект налогообложения
    • Статья 346.5. Порядок определения и признания доходов и расходов
    • Статья 346.6. Налоговая база
    • Статья 346.7. Налоговый период. Отчетный период
    • Статья 346.8. Налоговая ставка
    • Статья 346.9. Порядок исчисления и уплаты единого сельскохозяйственного налога. Зачисление сумм единого сельскохозяйственного налога
    • Статья 346.10. Налоговая декларация
    • Статья 346.11. Общие положения
    • Статья 346.12. Налогоплательщики
    • Статья 346.13. Порядок и условия начала и прекращения применения упрощенной системы налогообложения
    • Статья 346.14. Объекты налогообложения
    • Статья 346.15. Порядок определения доходов
    • Статья 346.16. Порядок определения расходов
    • Статья 346.17. Порядок признания доходов и расходов
    • Статья 346.18. Налоговая база
    • Статья 346.19. Налоговый период. Отчетный период
    • Статья 346.20. Налоговые ставки
    • Статья 346.21. Порядок исчисления и уплаты налога
    • Статья 346.22 (утратила силу)
    • Статья 346.23. Налоговая декларация
    • Статья 346.24. Налоговый учет
    • Статья 346.25. Особенности исчисления налоговой базы при переходе на упрощенную систему налогообложения с иных режимов налогообложения и при переходе с упрощенной системы налогообложения на иные режимы налогообложения
    • Статья 346.25.1 (утратила силу)
    • Статья 346.34. Основные понятия, используемые в настоящей главе
    • Статья 346.35. Общие положения
    • Статья 346.36. Налогоплательщики и плательщики сборов при выполнении соглашений. Уполномоченные представители налогоплательщиков и плательщиков сборов
    • Статья 346.37. Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога на добычу полезных ископаемых при выполнении соглашений
    • Статья 346.38. Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога на прибыль организаций при выполнении соглашений
    • Статья 346.39. Особенности уплаты налога на добавленную стоимость при выполнении соглашений
    • Статья 346.40. Особенности представления налоговых деклараций при выполнении соглашений
    • Статья 346.41. Особенности учета налогоплательщиков при выполнении соглашений
    • Статья 346.42. Особенности проведения выездных налоговых проверок при выполнении соглашений
    • Статья 346.43. Общие положения
    • Статья 346.44. Налогоплательщики
    • Статья 346.45. Порядок и условия начала и прекращения применения патентной системы налогообложения
    • Статья 346.46. Учет налогоплательщиков
    • Статья 346.47. Объект налогообложения
    • Статья 346.48. Налоговая база
    • Статья 346.49. Налоговый период
    • Статья 346.50. Налоговая ставка
    • Статья 346.51. Порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога
    • Статья 346.52. Налоговая декларация
    • Статья 346.53. Налоговый учет
    << Статья 346.
    (утратила силу)
    Глава 26.1. >>
    Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) (ст. 346.1 — 346.10)
    Содержание
    Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ)

    © ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

    Специальные налоговые режимы

    Спецрежимы объединяют 6 основных режимов, их список недавно пополнился так называемым налогом для самозанятых (правильное название — налог на профессиональный доход, НПД), но в ближайшее время он будет сокращен (с 2021 года планируется отмена ЕНВД) . Они перечислены в разделе VIII.1 Налогового кодекса . Что такое специальные режимы налогообложения, какими нормами регулируются правоотношения, возникающие по поводу их применения?

    Понятие

    Изначально при регистрации индивидуального предпринимателя или организации законодатель предусматривает применение общей системы налогообложения (ОСН или ОСНО). Для перехода на спецрежимы налогообложения потребуется решение субъекта бизнеса, оформленное в виде заявления в инспекцию ФНС по месту регистрации. Как написать такое заявление, мы рассказывали в статье «Уведомление о переходе на УСН». Подать заявление разрешается либо сразу же после регистрации, либо раз в год — до 31 декабря.

    Специальный режим — это режим налогообложения, предусматривающий особый порядок подсчета и определения налога за определенный срок, в случаях и порядке, установленных фискальным законодательством. Специальные налоговые режимы кратко — это преференции для субъектов малого бизнеса, так как они предусматривают освобождение от части обязательных платежей.

    По сути все они предусматривают уплату только одного обязательного платежа. Это существенно упрощает документооборот и отчетность предпринимателей и организаций. Особенно субъектами бизнеса ценится возможность избежать налогообложения по НДС, так как это достаточно сложный в применении и расчете сбор в пользу государства.

    Законодательное регулирование

    Правовое регулирование спецрежимов опирается на положения Налогового кодекса РФ. Но федеративное устройство нашего государства накладывает на правовое регулирование фискальной сферы отпечаток: регионам предоставлены определенные правомочия.

    Сами спецрежимы не приобретают статус региональных, так как основные положения установлены на федеральном уровне. Но Налоговый кодекс наделяет региональных законодателей правом определять для своего региона:

    • отрасли и виды деятельности, для которых устанавливаются спецрежимы;
    • размер налоговых отчислений;
    • условия применения налоговых льгот и т. п.

    Региональные власти могут, в зависимости от конкретной ситуации на местах, корректировать общие положения, уточнять ставки (в случае с УСН) или виды деятельности и ставки (ЕНВД и ПСН).

    Местные власти столицы, например, установили, что на территории города федерального значения ЕНВД не применяется вовсе. Чтобы применять соответствующую систему, необходимо изучить не только нормы НК РФ и федеральных законов, но и местных.

    Представим специальные налоговые режимы 2020, общая характеристика дана в сводной таблице. Полный перечень спецрежимов (полное и сокращенное наименования, принятые в нормативных актах и на практике):

    • система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, или единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН);
    • упрощенная система налогообложения (УСН);
    • единый налог на вмененный доход (ЕНВД);
    • система налогообложения при выполнении соглашения о разделе продукции (СРП);
    • патентная система налогообложения (ПСН).
    Глава НК РФ

    Ограничения по применению

    Плательщик выбирает объект обложения — доходы или доходы минус расходы. Для первого варианта установлена ставка 6% и для второго — 15% (региональные власти вправе уменьшить эти показатели до 1 и 5%).

    Количество работников — 100, величина поступлений за год — 150 000 000 рублей.

    Ограничения во видам деятельности указаны в ст. 346.12.

    Плательщик перечисляет 15% (региональные власти вправе уменьшить до 7,5%) с определенного вмененного дохода.

    По количеству работников — 100.

    В соответствии со ст. 346.26 , определены виды деятельности, на которых она применяется (регионы вправе расширить список).

    Применяется юрлицами или их объединениями, являющимися инвесторами при разработке месторождения полезных ископаемых и заключившими соответствующее соглашение с государством.

    Количество работников — 15, величина поступлений за год — 60 000 000 рублей.

    Виды деятельности перечислены в ст. 346.43 НК РФ (регионы вправе уточнить список).

    Статья 18 НК РФ. Специальные налоговые режимы (действующая редакция)

    1. Специальные налоговые режимы устанавливаются настоящим Кодексом и применяются в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах. Специальные налоговые режимы могут быть установлены также федеральными законами, принятыми в соответствии с настоящим Кодексом, предусматривающими проведение экспериментов по установлению специальных налоговых режимов.

    Специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, предусмотренных статьями 13 — 15 настоящего Кодекса.

    2. К специальным налоговым режимам относятся:

    1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

    2) упрощенная система налогообложения;

    3) утратил силу. — Федеральный закон от 02.07.2021 N 305-ФЗ;

    4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;

    5) патентная система налогообложения;

    6) налог на профессиональный доход (в порядке эксперимента).

    • URL
    • HTML
    • BB-код
    • Текст

    Комментарий к ст. 18 НК РФ

    В Российской Федерации наряду с общей системой налогообложения применяются специальные налоговые режимы, и именно от общего и специального режима налогообложения зависит, какие доходы налогоплательщика подлежат обложению налогом и какая налоговая ставка применяется в целях налогообложения.

    Следовательно, в зависимости от применения налогоплательщиком определенного режима налогообложения он приобретает общий или специальный налоговый статус.

    Из системного толкования положений статей 18, 21, 22, 23 НК следует, что статус налогоплательщика — это совокупность прав и обязанностей, установленных налоговым законодательством (статус налогоплательщика в широком смысле). Однако права и обязанности плательщиков различных налогов (статус налогоплательщика в узком смысле) являются разными и предусмотрены соответствующими главами Особенной части НК РФ. Следовательно, изменение режима налогообложения влечет изменение статуса налогоплательщика.

    Аналогичная позиция изложена и в Постановлении Пятого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2012 N 05АП-5345/2012.

    Например, в Постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2012 N А72-8962/2011 отмечено, что переход организации на общий режим налогообложения, предусматривающий уплату налога на прибыль и налога на добавленную стоимость, влечет у него возникновение иных прав и обязанностей по исчислению налогов, чем при применении упрощенной системы налогообложения, установленной главой 26.2 НК РФ. Признав организацию, которая считала себя налогоплательщиком по упрощенной системе налогообложения и пользовалась правами и исполняла обязанности, предусмотренные главой 26.2 НК РФ, плательщиком налога на прибыль, налога на добавленную стоимость и налога на имущество, права и обязанности которого предусмотрены главами 21, 25, 30 НК РФ и отличаются от прав и обязанностей налогоплательщика по упрощенной системе налогообложения, налоговый орган изменил статус организации как налогоплательщика.

    Комментируемая статья регулирует виды специальных налоговых режимов.

    НК РФ установлены общий и специальные режимы налогообложения, от которых зависит, какие доходы налогоплательщика подлежат обложению налогом и какая налоговая ставка применяется в целях налогообложения.

    Следовательно, в зависимости от применения налогоплательщиком определенного режима налогообложения он приобретает общий или специальный налоговый статус.

    Применение налогоплательщиком общего режима налогообложения, предусматривающего уплату налога на прибыль и налога на добавленную стоимость, влечет возникновение у него иных прав и обязанностей по исчислению налогов, установленных главами 21 и 25 НК РФ, чем при применении специального налогового режима.

    Изменение статуса налогоплательщика влечет и изменение характера его деятельности, поскольку при общей системе налогообложения деятельность налогоплательщика становится облагаемой иными налогами, что предполагает иной характер деятельности, иные формы отражения такой деятельности.

    По состоянию на 01.04.2016 в Российской Федерации действуют пять специальных налоговых режимов:

    1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) (регулируется главой 26.1 НК РФ);

    2) упрощенная система налогообложения (регулируется главой 26.2 НК РФ);

    3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (регулируется главой 26.3 НК РФ);

    4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (регулируется главой 26.4 НК РФ);

    5) патентная система налогообложения (регулируется главой 26.5 НК РФ).

    Пунктом 8 статьи 5 Федерального закона от 29.06.2012 N 97-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» определено, что ЕНВД применяется до 2018 г.

    В соответствии со статьей 346.28 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели с 01.01.2013 переходят на уплату ЕНВД добровольно.

    Однако в марте 2016 года в ГД ФС РФ был внесен законопроект о продлении действия единого налога на вмененный доход до 2021 года.

    Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, система ЕНВД успешно применяется налогоплательщиками на территории России уже более 13 лет, и практика ее применения показывает, что данный специальный налоговый режим является одним из самых востребованных льготных режимов налогообложения, направленных на снижение налогового бремени представителей малого бизнеса и обеспечение его стабильности, а также на упрощение порядка исчисления и уплаты налога.

    Предоставление с 1 октября 2015 года права уменьшения налоговой ставки по единому налогу в два раза (с 15 до 7,5 процента) на муниципальном уровне позволило органам местного самоуправления определять налоговую нагрузку на налогоплательщиков единого налога в зависимости от социально-экономических условий осуществления предпринимательской деятельности на конкретных территориях, что еще более повысило привлекательность данного льготного режима налогообложения.

    Отмена ЕНВД с 1 января 2018 года может привести к сокращению количества малых предприятий и предпринимателей, а также повлечь иные негативные последствия в экономической сфере.

    Таким образом, сохранение ЕНВД позволит не только оказать реальную поддержку малому бизнесу и создать налоговые стимулы для его развития, но и сохранить стабильный источник налоговых доходов бюджетов муниципальных образований.

    Необходимо отметить, решение о продлении ЕНВД после 2018 года также было включено в антикризисный план Правительства РФ.

    Статья 18 НК РФ. Специальные налоговые режимы

    1. Специальные налоговые режимы устанавливаются настоящим Кодексом и применяются в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах. Специальные налоговые режимы могут быть установлены также федеральными законами, принятыми в соответствии с настоящим Кодексом, предусматривающими проведение экспериментов по установлению специальных налоговых режимов.

    Специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, предусмотренных статьями 13 — 15 настоящего Кодекса.

    2. К специальным налоговым режимам относятся:

    1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

    2) упрощенная система налогообложения;

    3) утратил силу. — Федеральный закон от 02.07.2021 N 305-ФЗ;

    4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;

    5) патентная система налогообложения;

    6) налог на профессиональный доход (в порядке эксперимента).

    Комментарии к ст. 18 НК РФ

    В Российской Федерации наряду с общей системой налогообложения применяются специальные налоговые режимы, и именно от общего и специального режима налогообложения зависит, какие доходы налогоплательщика подлежат обложению налогом и какая налоговая ставка применяется в целях налогообложения.

    Следовательно, в зависимости от применения налогоплательщиком определенного режима налогообложения он приобретает общий или специальный налоговый статус.

    Из системного толкования положений статей 18, 21, 22, 23 НК следует, что статус налогоплательщика — это совокупность прав и обязанностей, установленных налоговым законодательством (статус налогоплательщика в широком смысле). Однако права и обязанности плательщиков различных налогов (статус налогоплательщика в узком смысле) являются разными и предусмотрены соответствующими главами Особенной части НК РФ. Следовательно, изменение режима налогообложения влечет изменение статуса налогоплательщика.

    Аналогичная позиция изложена и в Постановлении Пятого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2012 N 05АП-5345/2012.

    Например, в Постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2012 N А72-8962/2011 отмечено, что переход организации на общий режим налогообложения, предусматривающий уплату налога на прибыль и налога на добавленную стоимость, влечет у него возникновение иных прав и обязанностей по исчислению налогов, чем при применении упрощенной системы налогообложения, установленной главой 26.2 НК РФ. Признав организацию, которая считала себя налогоплательщиком по упрощенной системе налогообложения и пользовалась правами и исполняла обязанности, предусмотренные главой 26.2 НК РФ, плательщиком налога на прибыль, налога на добавленную стоимость и налога на имущество, права и обязанности которого предусмотрены главами 21, 25, 30 НК РФ и отличаются от прав и обязанностей налогоплательщика по упрощенной системе налогообложения, налоговый орган изменил статус организации как налогоплательщика.

    Комментируемая статья регулирует виды специальных налоговых режимов.

    НК РФ установлены общий и специальные режимы налогообложения, от которых зависит, какие доходы налогоплательщика подлежат обложению налогом и какая налоговая ставка применяется в целях налогообложения.

    Следовательно, в зависимости от применения налогоплательщиком определенного режима налогообложения он приобретает общий или специальный налоговый статус.

    Применение налогоплательщиком общего режима налогообложения, предусматривающего уплату налога на прибыль и налога на добавленную стоимость, влечет возникновение у него иных прав и обязанностей по исчислению налогов, установленных главами 21 и 25 НК РФ, чем при применении специального налогового режима.

    Изменение статуса налогоплательщика влечет и изменение характера его деятельности, поскольку при общей системе налогообложения деятельность налогоплательщика становится облагаемой иными налогами, что предполагает иной характер деятельности, иные формы отражения такой деятельности.

    По состоянию на 01.04.2016 в Российской Федерации действуют пять специальных налоговых режимов:

    1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) (регулируется главой 26.1 НК РФ);

    2) упрощенная система налогообложения (регулируется главой 26.2 НК РФ);

    3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (регулируется главой 26.3 НК РФ);

    4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (регулируется главой 26.4 НК РФ);

    5) патентная система налогообложения (регулируется главой 26.5 НК РФ).

    Пунктом 8 статьи 5 Федерального закона от 29.06.2012 N 97-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» определено, что ЕНВД применяется до 2018 г.

    В соответствии со статьей 346.28 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели с 01.01.2013 переходят на уплату ЕНВД добровольно.

    Однако в марте 2016 года в ГД ФС РФ был внесен законопроект о продлении действия единого налога на вмененный доход до 2021 года.

    Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, система ЕНВД успешно применяется налогоплательщиками на территории России уже более 13 лет, и практика ее применения показывает, что данный специальный налоговый режим является одним из самых востребованных льготных режимов налогообложения, направленных на снижение налогового бремени представителей малого бизнеса и обеспечение его стабильности, а также на упрощение порядка исчисления и уплаты налога.

    Предоставление с 1 октября 2015 года права уменьшения налоговой ставки по единому налогу в два раза (с 15 до 7,5 процента) на муниципальном уровне позволило органам местного самоуправления определять налоговую нагрузку на налогоплательщиков единого налога в зависимости от социально-экономических условий осуществления предпринимательской деятельности на конкретных территориях, что еще более повысило привлекательность данного льготного режима налогообложения.

    Отмена ЕНВД с 1 января 2018 года может привести к сокращению количества малых предприятий и предпринимателей, а также повлечь иные негативные последствия в экономической сфере.

    Таким образом, сохранение ЕНВД позволит не только оказать реальную поддержку малому бизнесу и создать налоговые стимулы для его развития, но и сохранить стабильный источник налоговых доходов бюджетов муниципальных образований.

    Необходимо отметить, решение о продлении ЕНВД после 2018 года также было включено в антикризисный план Правительства РФ.

    Как выбрать подходящую систему налогообложения в 2021 году

    1. Система налогообложения: определение и основные составляющие

    Под системой налогообложения понимают порядок взимания налогов с физических и юридических лиц, закрепленный на законодательном уровне. Налоги подлежат обязательной уплате, это распространяется не только на тех, кто занимается предпринимательской деятельностью, но и на обычных граждан, получающих лишь заработную плату.

    Основные составляющие системы налогообложения выглядят следующим образом:

    1. Объект налогообложения – прибыль и другие виды доходов, получение которых способствует появлению обязательства по уплате налогов.
    2. Налоговая база – объект налогообложения, выраженный в денежном эквиваленте.
    3. Налоговый период – временной промежуток, по завершению которого производятся расчеты, связанные с уплатой налогов, определяется налоговая база с последующим исчислением налога.
    4. Налоговая ставка – норма, имеющая конкретный размер в соответствии с единицей налогообложения в виде прибыли, земельной площади и т. д.
    5. Срок уплаты – дата, с наступлением которой завершается период, отведенный для уплаты налога.
    6. регламентируют как исчисляются и уплачиваются налоги, – соблюдение конкретного порядка действий.

    2. Режимы налогообложения в 2021 году

    Существует несколько подходов к тому, как именно будут рассчитываться, и уплачиваться налоговые платежи:

    ОСНО – общая система налогообложения, которая назначается по умолчанию всем, кто прошел регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя (ИП) или юридического лица (ЮЛ). Чтобы был выбор, необходимо в процессе регистрации ЮЛ или ИП подать заявление для перехода на другой режим налогообложения. Эта система подразумевает ведение бухгалтерской отчётности, как правило, самая не выгодная в плане величины уплачиваемых налогов, предполагает уплату НДС. Рассматривать её стоит только если среди ваших бизнес-партнёров будут преобладать контрагенты, работающие с НДС.

    УСН – упрощенная система налогообложения, отличается удобством применения, с точки зрения экономической выгоды и простоты ведения отчетности.

    Переход на УСН предполагает обращение к одному из двух вариантов уведомления налоговой: не позднее 30 дней после даты открытия бизнеса и тогда УСН можно будет применять сразу, в другом случае использовать УСН можно будет только с 1 января следующего года.

    ЕСХН – единый сельскохозяйственный налог, находящий применение тогда, когда виды деятельности обусловливаются производством продукции сельскохозяйственного назначения. Ключевой момент применения этого режима заключается в том, что выручка, от реализации сельхозпродукции, не должна быть менее 70%.

    ПСН – патентная система налогообложения, обращение к которой допустимо только индивидуальным предпринимателям с годовым доходом в пределах 60 млн. руб., обеспечивающих работой не более 15 человек.

    Действие патента ограничивается одним годом и использовать его можно только в той территориально-административной единице, в кторой он выдан. При необходимости допустимо получение нескольких патентов. Заявление о переходе на патентную систему подается за 10 рабочих дней до начала работы по патенту.

    3. Основные элементы налоговых систем

    • Налог на прибыль – 20% или 0-30% при определенных условиях
    • НДС – 0, 10, 20%
    • НДФЛ – 13-30%
    • Имущественный налог применительно к физическим лицам – до 2%, юридическим – до 2,2%

    4. Факторы, учитываемые при выборе системы налогообложения

    Чтобы правильно определиться с системой налогообложения, надо учитывать следующие моменты:

    • вид деятельности в соответствии с определенными кодами ОКВЭД;
    • форма ведения предпринимательской деятельности с организационно-правовой точки зрения, например, это может быть ООО или ИП;
    • количество сотрудников, числящихся в штате;
    • стоимость имущества, находящегося на балансе предприятия и используемого для достижения целей компании;
    • величина прибыли;
    • системы налогообложения, применяемые покупателями и ключевыми поставщиками;
    • деятельность, связанная с операциями экспорта и импорта;
    • нюансы налоговых режимов на уровне региона и др.

    5. Процесс выбора конкретного режима налогообложения

    Системы налогообложения, действующие в РФ, подразделяются на 5 видов, что заставляет внимательно рассматривать плюсы и минусы каждой из них, чтобы найти наиболее подходящий вариант налогового режима. Для этого сначала рассмотрим такие аспекты:

    1. Вид деятельности – специфика бизнеса определяет, какой режим налогообложения больше подходит. Если это ИП в сфере розничной торговли, то следует выбирать УСН, ПСН или ОСНО, а для тех, кто производит сх продукцию, подойдет ЕСХН, ОСНО или УСН.
    2. Организационно-правовая форма – важный параметр, оказывающий значительное влияние на процесс выбора системы налогообложения.
    3. Наемные сотрудники – от количества рабочей силы по найму на основе зачисления в штат, зависят ограничения по выбору налогового режима. Если таких сотрудников более 15 человек, то это исключает возможность применения ПСН, а 100 человек – УСН.
    4. Верхняя планка дохода – более 60 млн. руб. в год – нельзя применять ПСН, а 150 млн. руб. – УСН.
    5. Налоговая нагрузка – рассчитывается после выбора режима налогообложения.

    ОСНО (основной режим налогообложения) отличается трудностью ведения бухгалтерского учета. Ему присуща излишняя трудоёмкость. Использовать её стоит только если среди ваших контрагентов много тех, кто платит НДС. В иных случаях лучше сразу воспользоваться возможностью перехода на другой режим налогообложения.

    Оптимальный вариант в этом плане – так называемая упрощенка (УСН), характеризуемая тем, что три налога, как это установлено в ОСНО, заменяются одним. В этом случае бюджет компании нагружается по минимальной схеме: налог приходится уплачивать лишь один раз в год. Также предприниматель получает право выбора в части определения налоговой базы: 6% от доходов или 15% от доходов, уменьшенных на величину расходов.

    Применительно к ИП интерес может представлять режим ПСН, отличающийся простотой применения. Достаточно приобрести патент на 1 год. Подобный подход избавляет от каких-либо других отчислений и исключает обязанность ведения налоговой отчетности. Со стороны предпринимателя требуется одно – своевременно платить за патент на определенные виды деятельности.

    Для сельского хозяйства подойдёт ЕСХН, как оптимальный в этой ситуации. Предлагаемая система сопоставима по своим характеристикам с «упрощенкой», но с некоторыми отличиями в виду специфики такого направления деятельности.

    6. Расчет налоговой нагрузки

    Рассмотрим пример с предприятием, занимающимся розничной реализацией свежей выпечки с помощью собственного магазина. Начальные характеристики торговой точки этого вида следующие:

    • прогноз товарооборота – 700 000 руб./мес. без учета НДС;
    • ожидаемые расходы, связанные с приобретением продукции, арендой, заработной платой и др. – 400 000 руб./мес.;
    • общая площадь зала, используемого для торговли, – 40 м2;
    • штат сотрудников на условиях найма – 3 человека;
    • страховые взносы, уплачиваемые в соответствии с количеством трудоустроенных людей, – 9 000 руб./мес.

    Для того чтобы определиться с режимом налогообложения, проведем необходимые расчеты.

    Алгоритм с учетом только доходов следующий:

    1. Определить сумму дохода за год – 700 000 руб. * 12 = 8 400 000 руб.
    2. Применить ставку в 6% – 8 400 000 руб. * 6% = 504 000 руб.
    3. Уменьшить на сумму страховых взносов (в пределах половины обозначенной в п. 2 суммы) – 504 000 руб. – (9 000 руб. * 12) = 396 000 руб.
    4. К уплате – 396 000 руб. за год

    Если объект налогообложения – «доходы минус расходы», то расчет выглядит так:

    1. Доходы за год – 8 400 000 руб.
    2. Расходы за год – 4 800 000 руб.
    3. Налогооблагаемая база – 8 400 000 руб. – 4 800 000 руб. = 3 600 000 руб.
    4. Применение установленной ставки – 3 600 000 руб. * 15% = 540 000 руб.
    5. К уплате – 540 000 руб. за год.
    1. Прибыль – 8 400 000 руб. – 4 800 000 руб. = 3 600 000 руб.
    2. Применение установленной ставки – 3 600 000 руб. * 20% = 720 000 руб.
    3. Добавление НДС – 8 400 000 руб. * 20% = 1 680 000 руб. Эта сумма плюсуется к тому, что было определено в п. 2, но не в полном объеме. Поставщик также уплачивает НДС, большая часть которого возвращается. Поэтому итоговая сумма оказывается не столь значительной.

    Приведенные расчеты показывают, что наиболее выгодный режим налогообложения в нашем примере – это УСН.

    голоса
    Рейтинг статьи
    Читайте так же:
    Обязанности гражданина по уплате налогов
Ссылка на основную публикацию