Femida96.ru

Юридическая помощь для всех
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Налоги и налоговая система экономика

Что такое налоги, сборы и страховые взносы

В бухгалтерском ликбезе стартует новое направление — налоговое. Сегодня Алексей Иванов рассказывает о том, что такое налоги, чем они отличаются от сборов и страховых взносов, и почему мы всё это должны платить.

Всем привет! С вами Алексей Иванов — директор по знаниям интернет-бухгалтерии «Моё дело» и автор телеграм-канала «Переводчик с бухгалтерского». Каждую пятницу в нашем блоге на «Клерке» я рассказываю о бухгалтерском учёте. Начал с азов, потом перейду к более сложным материям. Тем, кто только готовится стать бухгалтером, это поможет поближе познакомиться с профессией. Матёрым главбухам — взглянуть на привычные категории под другим углом.

Я не очень люблю писать о налогах, но это неотъемлемая часть работы бухгалтера. Поэтому сегодня начинаю цикл постов, посвящённых налогообложению бизнеса. Расскажу как устроена российская система налогообложения в целом и каждый налог в отдельности, какие налоговые режимы существуют и как выбрать подходящий. Мы публикуем в блоге много статей по нюансам применения налоговых норм, а здесь будет такой курс молодого бойца для тех, кто хочет понять основы. А начнём с того, что такое налоги, сборы и страховые взносы, и почему мы должны их платить. Поехали!

Если вы решили погрузиться в налоговую тему, то вашей настольной книгой станет Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ). Он состоит из двух частей.

Часть 1 устанавливает общие принципы налогообложения в России. Интересует налоговая терминология, устройство отечественной налоговой системы, взаимоотношения налогоплательщиков с государством, ответственность за налоговые правонарушения — вам сюда.

Часть 2 описывает конкретные налоги и налоговые режимы. Нужно узнать ставку налога на прибыль при выплате дивидендов или выяснить кто может применять упрощенную систему налогообложения — ищите здесь.

Для неюриста читать кодекс в оригинале — отличная альтернатива снотворному. Поэтому я упрощу конструкции определений, чтобы донести только основной смысл.

Налог — обязательный безвозмездный платеж юридических и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств. Здесь важно понимать два первых слова. Обязательный — если вы признаны налогоплательщиком, вы обязаны платить налоги. Государство не спрашивает хотите ли вы этого. Не будете платить — накажет рублем или даже тюремным сроком. Безвозмездный — в ответ на уплату налога государство ничего не предлагает налогоплательщику. Будете платить — государство получит деньги, которые сможет тратить на нужды общества. Но конкретно вам конкретной взаимности ожидать не стоит.

Сбор — обязательный взнос юридических и физических лиц, без уплаты которого государство не будет делать нужных им юридически значимых действий. Например, регистрировать брак или нотариально заверять договор. В отличие от налога, сбор подразумевает пользу для плательщика. Даже если эта польза заключается в преодолении государством же и выстроенных преград.

Страховые взносы — обязательные платежи юридических и физических лиц на пенсионное страхование, социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и обязательное медицинское страхование. Здесь, как и со сборами, обязательность компенсируется пользой. Правда, не для самого плательщика, а для его сотрудников, которые получают бесплатную медицину, оплачиваемые больничные и государственную пенсию. Но это не точно.

Если в соответствии с НК РФ юридическое или физическое лицо должно платить определённые налоги, сборы или страховые взносы, оно признаётся налогоплательщиком. Есть более сложная конструкция — налоговые агенты. Это лица, на которых возложена обязанность исчислить, удержать и заплатить налог в бюджет за налогоплательщика. Например, работодатели поступают так с налогом на доходы физических лиц. Сотрудник получает зарплату уже за вычетом налога. Сотрудник — налогоплательщик, работодатель — налоговый агент. Прочитайте главу 23 НК РФ и занесите шоколадку в бухгалтерию. Просто представьте, что всё это вам пришлось бы считать самостоятельно.

Примеры прямого и косвенного налога

Больше материалов по теме «Налоги и учёт» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

Классификация налогов может отличаться в зависимости от основания. Чаще всего налоги подразделяют на прямые и косвенные, эта дифференциация зависит от того, где именно формируется источник их выплаты.

В чем состоит их главное отличие для предпринимателя, какие налоги относятся к прямым, а какие ­ к косвенным, и могут ли эти два вида переходить один в другой, стараемся разобраться ниже.

Прямые налоги – исторически первые

Когда в мире появился прообраз налоговой системы, первыми податями, которыми облагались люди, были как раз прямые налоги. Их нужно было платить со своего имущества или всего того, что составило прибыль за тот или иной период.

В принципе, основной смысл прямого налога и сегодня остался таким же.

Прямой налог – это платеж, производимый физическим или юридическим лицом в пользу государства с полученного дохода и/или имущества.

Плательщиком такого налога является лицо, получившее доход или владеющее имуществом, если этот доход или имущество составляют налоговую базу.

Налоговый агент (лицо, перечисляющее налог в государственную систему) и фактический плательщик в случае прямого налога полностью совпадают.

Свойства прямых налогов

Прямым налогам присущи:

  • обязательность – их взимают независимо от воли плательщика;
  • непосредственность – прямая связь между государством и предпринимателем: налоговое бремя ощущается плательщиком постоянно и регулярно;
  • направленность – сразу по перечислении средства от этих налогов получает федеральный, региональный или местный бюджет;
  • расчетность – вычисляются по специальной формуле: произведение процентной налоговой ставки на количественный эквивалент законодательно установленной базы;
  • диференцированность – для определенных категорий плательщиков возможны налоговые льготы или даже возможность не уплачивать определенный налог;
  • декларированность – государственные органы заранее имеют информацию о сумме перечисляемого налога, так как предприниматель подает соответствующую налоговую декларацию или другой отчетный документ;
  • прямое влияние на экономику – от прямого налогообложения во многом зависит управление экономическими процессами: от поддержки приоритетных отраслей бизнеса до подавления менее приемлемых.

Виды прямых налогов

  1. По факту получения прибыли прямые налоги могут быть разделены на:
    • налогообложение фактического дохода: плательщик отчисляет процент с реально полученной прибыли, исходя из своей платежеспособности (например, налог на прибыль, подоходный налог и т.п.);
    • налогообложение предполагаемой прибыли: объект, облагаемый налогом, потенциально представляет собой источник прибыли, с которой и будет снят определенный процент (налог на имущество, земельный, транспортный и др. налоги).
  2. Определив, подлежит ли плательщик к специальному режиму налогообложения, можно выделить:
    • реальные налоги – уплачиваемые на общих основаниях, в зависимости от реальных доходов (например, НДФЛ, налог на добычу полезных ископаемых и пр.);
    • личные – начисляемые с учетом индивидуальных особенностей плательщика, если ему предоставляются какие-либо льготы (например, подоходный налог с населения, налог с наследства или дарения, налог на прирост капитала и др.).
  3. От того, кто именно будет плательщиком, зависит, предназначен налог для:
    • физических лиц – например, НДФЛ, на воду, транспортный, на земельный участок и др.;
    • юридических лиц (организаций) – НДФЛ с сотрудников, на водные ресурсы и т.п.;
    • уплаты как теми, так и другими.
Читайте так же:
Срок хранения первичной документации по законодательству рф

Косвенные налоги: кто платит, их свойства и виды

Другая форма налогов, в отличие от прямых, имеет отношение к реализации товаров, услуг, работ. Источник его находится в составе другого платежа, который будет производить потребитель. Предприниматель закладывает в стоимость определенную наценку, в которую включает, помимо себестоимости и доли прибыли, еще и часть на уплату налога.

Таким образом, косвенный налог – это платеж, взимающийся с реализации товаров, услуг или выполнения работ, заложенный в виде той или иной надбавки, включенной в цену или тариф.

Плательщиком налога считается собственник предприятия – производитель или организатор оказания услуг, но формироваться налог будет из средств потребителей, то есть на самом деле плательщиком является покупатель товара или услуги. Сам предприниматель в случае косвенного налога выступает налоговым агентом (сборщиком).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Существуют варианты, когда косвенный налог не перекладывается на потребителя. Например, покупатель заложил в цену товара НДС, но такая цена вызвала понижение спроса, и ее пришлось снизить. В таком случае, косвенный налог будет выплачен частично из прибыли предпринимателя, тем самым став в какой-то степени прямым.

Свойства косвенных налогов

Косвенные налоги обладают следующими особенностями:

  • полная или частичная включенность – в надбавку может быть включен как весь налог полностью, так и его определенная часть;
  • ответственность предпринимателя – на самом деле, предприниматель является посредником между государством и фактическим плательщиком налога, но именно с него спросят за несвоевременность или неполную уплату налога;
  • закрытость – потребитель не знает, какую именно сумму из цены товара или услуги он платит государству;
  • неуклонность – не уплатить такой налог невозможно, так как потребитель автоматически дает на него средства, заплатив за товар или услугу;
  • неравномерность – такие налоги распределяются неодинаково, они вводятся большей частью на товары и услуги, спрос на которые повышен.

Виды косвенных налогов

  1. Индивидуальные налоги (их еще называют акцизами) – установлены на товары повышенного спроса, чтобы государство могло получить в свой бюджет процент от сверхприбыли реализаторов или производителей. Также ими облагаются товары, неумеренное потребление которых может причинить вред здоровью, чтобы ограничить их реализацию, например, алкогольные и табачные изделия. Распространены они и на некоторые предметы роскоши. Индивидуальный налог представляет собой процент от цены, по которой продается товар.
  2. Универсальные налоги – начисляются, исходя из той наценки, которая устанавливается на товар (услугу) на разных этапах ее производства и реализации. Облагаются все товары, кроме отдельно оговоренных социально-значимых групп. Примером является налог на добавленную стоимость.

Не подлежат обложению НДС:

  • некоторые медицинские товары и услуги;
  • сдача в аренду помещений иностранцам;
  • услуги по воспитанию детей дошкольного возраста;
  • услуги архивов;
  • организация питания в медицинских и образовательных учреждениях;
  • пассажирские перевозки внутри города или другой территориальной единицы;
  • ритуальные услуги;
  • некоторые другие виды услуг, перечисленные в п.9-30 ст.149 НК РФ.

Сочетание прямых и косвенных налогов составляет систему налогообложения Российской Федерации.

Налоги и налоговая система

Налог — это обязательный, индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения (прибыль, имущество, доход и др.), налоговую базу, представляющую собой физическую характеристику объекта налогообложения, и налоговую ставку — величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

Налоги — неотъемлемый атрибут государства, их появление связано с формированием первых государственных образований. Упоминания о первых налогах: подушном — в Древнем Вавилоне, поголовном — в Персии и Древнем Китае относятся к началу I тыс. до н.э. Земельный налог взимался во времена первых династий египетских фараонов. Поначалу это были бессистемные обязательные сборы в виде податей, уплачиваемых в натуральной форме. Затем появились регулярные денежные налоги. Так, во II в. до н.э. для всех граждан Римской империи был введен единый поголовный налог — атрибут.

Налоги — эффективный инструмент, с помощью которого государство регулирует социально-экономические процессы. При этом налогообложение должно быть оптимальным и обеспечивать, с одной стороны, реализацию основных функций государства, а с другой — не подрывать мотивации как бизнеса, так и отдельных работников к высокопроизводительному труду, не снижать эффективность экономии.

Основные принципы рационального налогообложения были сформулированы А. Смитом в форме четырех положений, которые не потеряли своей актуальности и в современных условиях.

  • 1. Подданные государства по возможности соответственно своей способности и силам должны участвовать в содержании правительства, т.е. соответствовать доходу, которым они пользуются под покровительством и защитой государства.
  • 2. Налог на каждого должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, его сумма должны быть ясны и бесспорны для налогоплательщика. Весьма значительная степень неравномерности представляет значительно меньшее зло, чем весьма малая степень определенности.
  • 3. Каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, когда и как плательщику должно быть удобнее всего платить его.
  • 4. Налоговая система должна быть построена и функционировать так, чтобы не допускать злоупотреблений.
Читайте так же:
Потеряны документы на приватизацию квартиры что делать

В современных государствах налоговая система выполняет не только фискальную функцию сбора налогов для обеспечения базовых функций государства (оплата труда государственного аппарата, финансирование обороны и безопасности), также сформировался ряд функций, оказывающих существенное влияние в целом на социально-экономическое развитие. Основные функции налоговой системы представлены на рис. 14.3.

Функции налоговой системы

Рис. 14.3. Функции налоговой системы

Регулирующая функция налоговой системы проявляется как воздействие на индивидуальные и совокупные спрос и предложение. На индивидуальный спрос налоги влияют косвенно, воздействуя на величину дохода, одну из главных функций спроса. Доход тем больше, чем меньше налоговые платежи. Индивидуальное предложение прямо зависит от величины налогов. В своих стратегиях производители наряду с ценой ресурсов и ценой производимых товаров и услуг учитывают налоговую составляющую и соотносят потенциальную прибыль с обязательными налоговыми платежами. На макроуровне налоги сказываются на величине совокупного спроса и предложения, что необходимо учитывать в стратегиях государственного регулирования экономики.

С помощью налоговой системы государство имеет реальную возможность стимулировать и производство, и потребление. Налоги выступают финансовой основой государственных инвестиций в материальные и социальные факторы экономического роста, т.е. оказывают стимулирующие воздействие не только на экономическое равновесие, на приближение к потенциальному ВВП, но и на факторы экономического роста (труд, капитал).

В мировой практике сложилось несколько направлений реализации стимулирующей функции налогов. Среди них:

  • • отсрочка от уплаты налогов, «налоговые каникулы», инвестиционный налоговый кредит. С помощью этих мер стимулируется создание новых производств, новых рабочих мест, позволяя пройти стартовый этап развития бизнеса с меньшими затратами;
  • • налоговые скидки на инвестиционные вложения из собственной прибыли, что стимулирует бизнес финансировать развитие производства из собственных, а не заемных источников;
  • • ускоренная амортизация. Эта мера позволяет более быстрыми темпами накапливать финансовые средства для обновления основных средств. На затраты списываются средства исходя не из нормативов технического использования основных средств исходя из физического износа (срока эксплуатации основных средств), а с определенными коэффициентами с учетом морального износа. Амортизация включается в производственные затраты, тем самым уменьшается налогооблагаемая база и бизнес получает стимулы и средства для более быстрого обновления своей материально-технической базы;
  • • стимулирование инновационной деятельности. В последние годы, развитые страны принимают комплекс точечных мер по стимулированию инновационной деятельности по различным направлениям, к которым относятся налоговые скидки на прирост НИОКР, льготы по социальным выплатам для персонала, занятого в сфере прикладных исследований и разработок, и др.

Общей тенденцией налогового регулирования является снижение ставок налогообложения и уточнение расчетов налогооблагаемой базы. Тем самым в целом снижается налоговая нагрузка на бизнес и домохозяйства, создаются условия для увеличения спроса и предложения, экономического роста.

Налоги выполняют важные социальные функции. Во-первых, они образуют финансовые ресурсы государства в сфере производства общественных благ, в том числе на финансирование образования и здравоохранения. Налоговые платежи используются для выплат заработных плат в бюджетном секторе экономики, помощи малообеспеченным.

Во-вторых, прогрессивное налогообложение доходов и имущества граждан в определенной степени перераспределяет доходы между слоями общества, сглаживает дифференциацию населения по доходам.

Кроме того, для групп населения с низким доходом предусматриваются налоговые вычеты, т.е. уменьшение налогооблагаемой базы, что также ведет к увеличению их конечных доходов.

Важное место в налоговой системе занимает контрольная функция. Базовыми условиями выполнения налогового контроля являются:

  • • постановка на учет налогоплательщиков;
  • • предоставление в налоговые органы декларации, где указаны сведения, явившиеся основанием для исчисления и уплаты налогов;
  • • налоговая проверка: выездные и камеральные (на основе имеющихся документов в налоговом органе).

Совершенствование налогового контроля как части налогового администрирования является одной из серьезных задач по повышению эффективности налоговой системы. Нередко бизнес ставит вопросы не о величине налогов, а о качестве контроля, который в ряде случаев наносит ущерб деловой активности.

  • а) по способам взимания — на прямые и косвенные;
  • б) по налоговым ставкам — на пропорциональные, прогрессивные и регрессивные;
  • в) по уровням бюджетной системы — на центральные и местные (в федеративных государствах — федеральные, субъектов Федерации и местные);
  • г) по налогоплательщикам — на налоги, взимаемые с граждан и организаций.

Прямые и косвенные налоги различаются по объекту налогообложения, по механизму их расчета и взимания. Прямые налоги — это налоги на доходы и имущество физических и юридических лиц, их плательщиками становятся владельцы собственности и получатели доходов. К прямым налогам относятся налоги на прибыль, имущество предприятий, доходы физических лиц и др.

Косвенные налоги — это налоги на обращение и потребление. Плательщиками косвенного налога становятся потребители товаров и услуг, в цену которых прямо включается сумма налога. Косвенными являются налог на добавленную стоимость, акцизы, импортные пошлины и т.д. Соотношение между прямыми и косвенными налогами определяется особенностями налоговой системы страны. В США более 70% всех налоговых поступлений дают прямые налоги. Прямые налоги преобладают также в ФРГ, Канаде, Японии. Во Франции, напротив, в течение последних десятилетий преобладающими являются косвенные налоги, прежде всего налог на добавленную стоимость, составляющий 50% от общей суммы косвенных налогов.

Налоговые ставки устанавливаются и изменяются государством в законодательном порядке. При пропорциональном налогообложении налоговая ставка остается неизменной, независимо от величины налогооблагаемой базы. В Российской Федерации почти все налоги являются пропорциональными. В частности, вне зависимости от различной величины дохода физических лиц при начислении налога на основные виды доходов действует единая ставка — 13%.

Регрессивный налог — это налог, ставка которого уменьшается по мере роста налогооблагаемой базы.

Прогрессивный налог — это налог, при котором налоговая ставка растет по мере увеличения стоимости объекта налогообложения: чем выше доход, тем непропорционально большая часть дохода налогоплательщика изымается в виде налога. Как правило, в большинстве стран по прогрессивной шкале взимаются налоги с личных доходов.

При прогрессивном налогообложении предельная норма превышает среднюю, при регрессивном — не достигает средней, а при пропорциональном — равна средней.

В теории и на практике существует проблема определения оптимальной налоговой нагрузки. Высокое налоговое бремя сокращает предложение товаров и услуг, снижает платежеспособный спрос. С другой стороны, государству необходимы значительные ресурсы для финансирования общегосударственных расходов. Одним из возможных способов определения оптимальности налоговых ставок является их моделирование с помощью кривой Лаффера, представленной на рис. 14.4.

Читайте так же:
Адвокат по миграционным делам

Кривая Лаффера

Рис. 14.4. Кривая Лаффера:

t — ставка налогообложения; Т — доходы государственного бюджета

Кривая показывает, что после точки поворота (М), т.е. с увеличением ставок налогообложения, поступления в бюджет уменьшаются. Кроме того, всегда можно найти две точки (К и L), когда высокие и низкие налоговые ставки дают одинаковый бюджетный доход.

На практике определить поворотную точку М не просто. По разным оценкам, она находится в пределах 35—50% общей налоговой нагрузки. Однако данная модель является обоснованием снижения налогов без ущерба для бюджета.

В России, начиная с 2000 г. реализуется масштабная налоговая реформа, в результате которой в российской налоговой системе произошли значительные изменения:

  • — законодательное закрепление новой налоговой системы, ее кодификация;
  • — снижение налоговых ставок (НДС, налог на прибыль, ЕСН);
  • — отмена прогрессивной шкалы налоговых ставок по подоходному налогу;
  • — реструктуризация перечней налогов по уровням бюджетной системы (исключение некоторых налогов, в том числе налога с продаж, налога на рекламу, налога на пользователей автомобильных дорог и др.);
  • — развитие стимулирующей роли амортизационных начислений;
  • — введение специальных налоговых режимов;
  • — отмена единого социального налога и введение вместо него системы страховых платежей.

Налоговая система РФ представлена на рис. 14.5.

Виды налогов в Российской Федерации

Рис. 14.5. Виды налогов в Российской Федерации

Некоторые из общефедеральных налогов (налог на прибыль, акцизы) являются «расщепляемыми», т.е. в определенных пропорциях зачисляются и в федеральный, и в региональные бюджеты.

Опыт развитых стран в области величины налоговых ставок дает примеры их различия в зависимости от доли социальной нагрузки государства, уровня развития бизнеса, традиций. Сравнительная структура налоговых ставок представлена в табл. 14.2.

Основы экономики.

Как известно, налоги – это обязательные платежи, которые государство взимает с налогоплательщиков. По своему экономическому содержанию налоги представляют собой форму отчуждения части доходов физических и юридических лиц в государственную казну (централизованные ресурсы государства). Такое отчуждение таит в себе противоречие между частным и коллективным присвоением доходов, с одной стороны, и с другой – изъятием определенной их доли в государственную и муниципальную собственность.

Не случайно во всех странах среди экономистов, юристов и политических деятелей обнаруживаются два противоположных лагеря. Один из них выступает против введения и увеличения налогов, выражая тем самым материальные интересы частных собственников. Другой же доказывает необходимость налогообложения для решения очень важных и острых социальных задач в интересах большинства населения. Столкновение таких интересов сказывается с переменным успехом в пользу то одного, то другого лагеря.

Но решительный перелом в этом противоборстве произошел во второй половине ХХ в., когда резко возросла социально-экономическая роль государства. Примечательно, что в США с начала и до конца ХХ в. удельный вес налогов в составе валового внутреннего продукта (суммарной стоимости товаров и услуг, созданных в стране) увеличился в 6 раз – с 5 до 30 %. Как мы увидим в последующих главах, такой огромный рост вторичных доходов, полученных в развитых странах, позволил серьезно улучшить качество и устойчивость всего общественного развития.

Налоговая система: что это такое.

Основными рычагами перераспределения первичных доходов, образующихся в микроэкономике, является система налогов и их использование для государственных расходов.

Налоговая система – это совокупность налогов, форм и методов налогообложения, а также налоговых органов.

«Расширение государственного вмешательства не обошлось без «сопротивления»: каждое новое повышение налогов и увеличение расходов вызывало сильнейшее недовольство. К примеру, когда в 1935 году впервые был принят закон о социальном обеспечении, противники этого нововведения объявили его «зловещим призраком социализма». В 80-х гг. система «социалистического» социального обеспечения была поддержана даже консервативным президентом Рональдом Рейганом, который заявил, что она является «частью системы социальной безопасности». Считавшаяся крамольной идея была подхвачена большинством в наше время».

Самуэльсон П. , Нордхаус Р. Экономика.

Основы экономики

Рис. 9.3. Структура налоговой системы.

Изучение налоговой системы мы начнем с выяснения ее довольно сложной структуры. Об основных элементах данной структуры дает представление схема на рис. 9.3.

А. По уровням взимания налоги, например в России, делятся на федеральные, региональные и местные.

• По федеральным налогам объекты налогообложения, ставки и плательщики устанавливаются законодательными актами Российской Федерации. По всей территории страны взимается более 20 налогов (например, налог на прибыль с предприятий; подоходный налог с физических лиц; таможенная пошлина и др.).

• По налогам субъектов Российской Федерации объекты налогообложения, границы ставок и плательщики устанавливаются законодательными актами Российской Федерации, а конкретные ставки – законодательными актами субъектов Федерации.

Местные налоги могут вводиться местными органами власти в пределах перечня налогов и границ ставок, установленных законодательными актами.

Современная налоговая система страны включает более 180 налогов и сборов, введенных региональными и местными органами власти.

Б. Виды налогов – в зависимости от форм и методов налогообложения налоги в разных странах подразделяются на прямые и косвенные.

Прямыми являются налоги, взимаемые государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика (подоходный налог, налог с наследства и дарений, налог на имущество и т. д.).

Косвенными называют налоги на товары и услуги, которые устанавливаются в виде надбавок к цене товаров или к тарифам на услуги и не зависят от доходов налогоплательщика. Производители (продавцы) товаров и услуг продают их по ценам и тарифам с учетом налоговой надбавки, которую затем передают государству. Косвенные налоги наиболее распространены в виде:

А) акцизов (ими облагаются алкогольные напитки, табачные изделия, ювелирные изделия, легковые автомобили, бензин автомобильный, отдельные виды минерального сырья; б) налога с продаж; в) пошлин (взимаются при заключении договоров об аренде, регистрации предприятий, оформлении наследства, провозе товаров через границу и др.; г) таможенных сборов (дополнительных сборов, взимаемых сверх таможенных пошлин для возмещения таможенных расходов).

В. Налоговые ставки – это размеры налогов на единицу обложения. Различаются следующие ставки налога:

Читайте так же:
Стаж сорок два года пенсия

прогрессивные, которые возрастают с увеличением доходов;

пропорциональные – единый процент налогов независимо от размеров доходов;

регрессивные, которые снижаются с ростом величины облагаемых доходов (рис. 9.4);

твердые, которые уплачиваются в абсолютной сумме независимо от величины дохода.

Г. Наконец, в налоговую систему входят налоговые органы.

Государственная налоговая служба поддерживает единый контроль над соблюдением налогового законодательства. Она проверяет точность исчисления и полноту внесения налогов и других платежей.

Налоговая полиция – правоохранительные органы, которые обеспечивают экономическую безопасность страны. Они выполняют следующие основные задачи: а) выявляют, предупреждают и пресекают налоговые преступления и правонарушения;

Б) обеспечивают безопасность деятельности налоговых инспекций; предупреждают, выявляют и пресекают коррупцию (подкуп) в налоговых органах.

Налоговая система выполняет важные задачи в области социально-экономических отношений.

Во-первых, ставки налогов могут способствовать перераспределению доходов для социального выравнивания уровня жизни населения. Именно такую роль в наибольшей степени выполняет прогрессивный налог, величина ставки которого возрастает по мере увеличения суммы облагаемого дохода. Так, в ряде западных стран размер минимальной налоговой ставки колеблется от 10 до 25 %, максимальной – от 30 до 70 %. В прямо противоположном направлении действует регрессивная ставка налога, которая снижается с ростом величины облагаемого дохода.

Основы экономики

Рис. 9.4. Ставки налогов.

Во-вторых, налоговые ставки могут поощрять внедрение достижений научно-технического прогресса, рост и совершенствование производства, продажу товаров за границу. Если, допустим, установлена одинаковая величина налога на единицу товара, то в экономическом выигрыше окажутся предприятия и работники, которые произвели одинаковую продукцию с меньшими затратами труда и материальных средств. К тому же в соответствии с действующим законодательством полностью или частично освобождаются от налогообложения расходы на научные исследования и технологические разработки.

В-третьих, налоговые ставки играют важную роль в образовании доходов государственного бюджета (бюджет – смета доходов и расходов государства – будет рассмотрен в гл. 14). Во многих экономически развитых странах налоговые поступления составляют 90 % всех доходов государства.

Какова социально-экономическая роль налогов.

При установлении налогов важно учитывать налоговое бремя физических и юридических лиц. Речь идет о том, что работники вынуждены делить свой личный доход (состоящий из заработной платы и дополнительных платежей – дивидендов, премий, процентов, ренты, трансфертов) на две части: а) налоги и б) личный располагаемый доход.

Личный располагаемый доход – часть личного дохода, остающаяся у работника после вычета налогов.

Трудящиеся тратят личный располагаемый доход прежде всего на приобретение жизненно необходимых благ и услуг. Оставшиеся деньги могут пойти на сбережения, которые рассчитаны на будущие покупки. Сбережения могут быть помещены в банк на депозитный вклад, дающий соответствующий процент.

Вполне очевидно, что размер лично располагаемого дохода прямо зависит от общей суммы личного дохода работника и от величины уплачиваемых налогов.

Аналогично налоговое бремя предпринимателя в определенной мере ограничивает его возможность использовать валовую прибыль для образования чистой прибыли фирмы и личного предпринимательского дохода (см. гл. 8). В свою очередь, такое бремя влияет на величину денежных средств, которые выделяются для сбережения, накопления капитала, расширения производства и других социально-экономических задач предприятия.

В итоге мы обнаруживаем обратно пропорциональную зависимость между уровнем ставки налога и суммой облагаемого дохода, с одной стороны, и с другой – величиной лично располагаемого дохода работников и возможностями сбережения денег и накопления капитала. Чем выше ставка налога, тем тяжелее налоговое бремя работников и предпринимателей.

Практика показывает, что при чрезвычайно высоких ставках налогов подрываются материальные стимулы к труду и новаторству. Непомерное возрастание в 60—70-х гг. ХХ в. в западных странах налогового бремени вызвало «налоговые бунты», массовое уклонение от налогов, привело к утечке капиталов и бегству получателей высоких личных доходов в страны с более низким уровнем налогообложения.

Напротив, снижение ставок налогов может способствовать стремлению работников и предпринимателей увеличивать производство и получать большие доходы. Одновременно расширяется налогооблагаемая база – заработная плата и прибыль.

Группа американских специалистов во главе с профессором А. Лаффером изучила зависимость суммы налоговых поступлений в бюджет от ставок подоходного налога. Эта зависимость отражена в кривой Лаффера (рис. 9.5).

Было теоретически доказано: ставка налога в 50 % Но является оптимальной (наилучшей). В таком случае достигается максимальная сумма налогов Нм. При ставке налога выше Но резко снижается деловая активность предприятий и работников. При ставке налога, близкой или равной 100 %, полностью исчезают стимулы к трудовой деятельности и предпринимательству.

Основы экономики

Рис. 9.5. Кривая Лаффера.

Признано, что высшая ставка налогообложения (для самых высоких доходов) должна быть 50–70 %.

Американцы говорят, что при столь высокой ставке налога, как в Швеции (72 %), в США никто не стал бы работать в легальной экономике.

В течение 80-х – начале 90-х гг. ХХ в. в ведущих странах Запада проводились налоговые реформы. Их цель – ввести более равномерное налогообложение равных по величине доходов, уменьшить налог на прибыли фирм, снизить прогрессивность налогообложения, ликвидировать ряд налоговых льгот.

Кстати, с самого начала экономических преобразований в России правительство взяло ориентир на введение чрезвычайно высокого налогообложения на доходы фирм (все виды федеральных и местных налогов и взносов в различные фонды доходили до 85–90 %), что отрицательно сказалось на состоянии национальной экономики и перспективах ее подъема. Не случайно стала широко развиваться теневая экономика (укрывательство работников и предпринимателей от уплаты налогов).

С начала ХХI в. в стране проводится налоговая реформа. Вместо множества федеральных законов и других законодательных постановлений с 2001 г. введен новый Налоговый кодекс Российской Федерации. В нем предусмотрены следующие предписания и нормы.

• Отменено налогообложение физических лиц по совокупному годовому доходу и прогрессивной налоговой ставке. Для всех физических лиц налоговая ставка установлена на самом низком уровне – 13 %.

• Несколько снижены ставки налогов на доходы предприятий.

• Отменяются неэффективные налоговые льготы.

Читайте так же:
Налог доступ в личный кабинет

• Расширены основания для освобождения от налогообложения (вычеты многих затрат на лекарства и другие нужные блага для наименее обеспеченных лиц).

• Существенно облегчается налоговое бремя для мелкого предпринимательства.

Все эти и другие меры благотворно сказываются на состоянии «налогового климата» в стране, способствуют прогрессивному развитию государственной экономики.

ЕГЭ. Экономика. Тема 22. Налоги

q18

Налоги – это обязательные платежи, взимаемые центральными и местными органами власти с доходов и имущества физических и юридических лиц. Налоги являются основным источником государственного бюджета.

Функции налогов

  • Фискальная — формируют государственный бюджет
  • Регулирующая – путём изменения налогообложения решаются важные государственные задачи (например, повышение налогов приводит к повышению пенсий)
  • Стимулирующая – стимулирует развитие НТР, приток денежных ресурсов в базовые отрасли экономки (например, предприниматель совершенствует производство с целью получения большей прибыли; а если увеличивается прибыль- то растут и налоги)
  • Распределительная – перераспределение денежных средств, собранных в госбюджет, между теми или иными группами населения (повышение пенсий, например).

Признаки налогов

  • безвозмездный характер, то есть субъект не получает взамен ничего
  • обязательность
  • индивидуальность
  • направленность в госбюджет

Виды налогов

По уровню взимания

  • Федеральные — поступают в федеральный госбюджет
  • налог на прибыль
  • налог на добавленную стоимость
  • акцизы – налог на товары, которые не являются товарами первой необходимости, но пользуются повышенным спросом: алкоголь, сигареты, топливо, автомобили. На эти товары значительно выше цена, чем их себестоимость, поэтому и налоги платятся за них большие.
  • доходы от капитала
  • подоходный налог ( он единый – 13 %)
  • взносы в социальные внебюджетные фонды ( см. тему № 21 «Госбюджет»)
  • госпошлина
  • лесной налог
  • водный налог и др.
  • Региональные налоги – поступают в бюджеты субъектов Федерации:
  • налог на имущество организаций
  • дорожный налог
  • транспортный налог
  • налог с продаж и др.
  • Местные налоги — поступают в бюджеты муниципалитетов:
  • налог на имущество физических лиц
  • земельный налог
  • налог на рекламу
  • налог на наследование
  • на дарение и др.

По виду объектов налогообложения

  • Прямые — взимаются с дохода или имущества (подоходный, налог на прибыль и др., налогоплательщик оплачивает их по квитанции или налог высчитывается с зарплаты — подоходный)
  • Косвенные – взимаются в виде надбавок к цене товаров и услуг (акцизные сборы, налог с продаж, на добавленную стоимость и др.; налогоплательщик не платит налог по квитанции, он платит за завышенную цену товара, а предприниматель получает больше прибыли — отсюда и больше налогов, то есть покупатель не прямо, а косвенно выплачивает налог)

По размеру налоговой ставки

  • Пропорциональные налоги – их ставка не завит от величины облагаемого дохода, они всегда одинаковые ( например, подоходный налог для всех одинаков- 13 %., не зависит от того, какая у человека зарплата).
  • Прогрессивные налоги – их ставка прямо пропорциональна уровню дохода: чем выше доход — тем выше налог и наоборот( например, налог с доходов)
  • Регрессивные налоги – процентная ставка обратно пропорциональна уровню дохода: чем выше доход — тем ниже ставка и наоборот .Такие налоги используются редко, в тех случаях, когда государство хочет стимулировать развитие производства определённых товаров. (Например, государство заинтересовано в увеличении производства мяса, поэтому, чем больше этого продукта произведёт предприниматель, тем ниже будет его налоговая ставка.)

По виду целевого использования

  • Маркированные — направлены на целевое использование ( например, дорожные налоги- на ремонт и строительство дорог, налоги в пенсионный фонд и др.)
  • Немаркированные – данные налоги расходуются по усмотрению органов власти.

Налоги и сборы

Налоги — обязательные платежи, безвозмездные, носят обязательный характер.

Сборы — это платежи за определённую государственную услугу, то есть пошлины. Такая плата носит единовременный характер и носит добровольный характер ( например, госпошлина за техосмотр автомобиля, таможенные пошлины за перевозку товаров и др.).

Различия между налогом и сбором

  • Налог исчисляется в процентном отношении к какой-либо базовой единице, а сбор является фиксированным размером платы за услугу;
  • Налог удерживается со всех субъектов налогообложения без учета их желаний, тогда как сбор является свободным действием плательщика;
  • Налог уплачивается на безвозмездной основе, а сбор подразумевает получение от государственных органов какой-либо информации или услуги.
  • Налог имеет определенную периодичность оплаты, в то время как сбор является разовым платежом.

Налоговый кодекс

Налоговый кодекс – это кодифицированный законодательный акт, устанавливающий систему налогов и сборов в РФ.

Был принят:

1 часть — в 1998 году Госдумой и Советом Федерации, вступила в силу

1 января 1999 г.

2 часть – принята в 2000 году, вступила в силу 1 января 2001 г.

Налоговый кодекс постоянно редактируется, в него вносятся поправки, отражающие современное состояние экономики в РФ.

Так, с 1 января 2003 года введены поправки:

  • введён транспортный налог
  • упрощённая система налогообложения

На сегодняшний день действует редакция от 15 февраля 2016 года.

Налоговая политика – это налоговый механизм, который используется для взимания налогов. Она называется фискальной политикой государства.

Основные направления налоговой политики в РФ

  • создание эффективной и стабильной налоговой системы
  • обеспечение устойчивости госбюджета, поддержание его сбалансированности
  • поддержка инвестиций
  • повышение предпринимательской активности
  • сокращение теневой экономики
  • поддержка малого и среднего бизнеса (например, снижение налоговой ставки, упрощение процедуры регистрации)
  • упрощение налогового администрирования

Права и обязанности налогоплательщиков

Налогоплательщик – это физическое или юридическое лицо, на которое законом возложена обязанность выплачивать налоги.

Права налогоплательщика

  • получать информацию о налогах и сборах и сроках их выплат
  • использовать налоговые льготы при наличии оснований
  • представлять свои интересы в налоговых правоотношениях
  • присутствовать при проведении выездной налоговой проверки
  • требовать соблюдения налоговой тайны и др.

Обязанности налогоплательщика

  • уплачивать законно установленные налоги
  • предоставлять в налоговые органы декларацию о доходах
  • предоставлять налоговым органам бухгалтерскую отчётность в случаях, предусмотренных законом
  • В течение 4-х лет хранить бухгалтерскую отчётность и др.

Конституция РФ, статья 57

Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию