Femida96.ru

Юридическая помощь для всех
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Налоги налоговое право источники налогового права

Налоговое право. Краткий курс

Настоящее издание представляет собой учебное пособие, подготовленное в соответствии с Государственным образовательным стандартом по дисциплине «Налоговое право». Материал изложен кратко, но четко и доступно, что позволит в короткие сроки его изучить, а также успешно подготовиться и сдать экзамен или зачет по данному предмету. Издание предназначено для студентов высших учебных заведений.

Оглавление

  • 1. Становление и развитие налогообложения в России
  • 2. Понятие и предмет налогового права. Налоговое право в системе российского законодательства
  • 3. Источники налогового права
  • 4. Налоговый кодекс РФ как источник налогового права
  • 5. Принципы налогового права
  • 6. Действие актов налогового законодательства в пространстве, во времени и по кругу лиц

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Налоговое право. Краткий курс предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

3. Источники налогового права

Источники налогового права — это внешние конкретные формы его выражения, т. е. правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, содержащие нормы налогового права.

К основным источникам налогового права относят правовые (законодательные) акты, принятые уполномоченными государственными органами и содержащие правовые нормы, регулирующие налоговые отношения.

Исходя из главенствующей роли Конституции РФ как основного закона государства следует отметить, что конституционные нормы выступают базой для формирования налогового законодательства. По этой причине Конституция РФ представляет собой главенствующий источник налогового права.

Источники налогового права обычно располагают в строго определенной иерархии.

• Конституция РФ, в частности ст. 57.

• Специальное налоговое законодательство:

— федеральное законодательство: НК РФ и иные принятые в соответствии с НК РФ федеральные законы о налогах и сборах;

— региональное законодательство: законы субъектов РФ (законы, вводящие на территории субъектов РФ установленные федеральным законодательством о налогах и сборах региональные налоги или сборы); иные нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые законодательными органами субъектов РФ;

— нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые представительными органами местного самоуправления.

• Общее налоговое законодательство (иные федеральные законы, содержащие нормы о налогах, например Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (далее — УК РФ)).

• Подзаконные нормативные правовые акты о налогообложении:

— акты органов общей компетенции: указы Президента РФ; постановления Правительства РФ; принятые органами исполнительной власти субъектов РФ подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с законодательством о налогах и сборах; принятые исполнительными органами местного самоуправления подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением;

— акты органов специальной компетенции: ведомственные подзаконные нормативные правовые акты органов специальной компетенции по вопросам, связанным с налогообложением, издание которых прямо предусмотрено НК РФ. К таким органам, например, относятся: Федеральная налоговая служба (далее — ФНС России); Министерство финансов РФ; Министерство экономического развития РФ; органы государственных внебюджетных фондов и другие органы государственной власти.

• Акты по вопросам налогообложения судебных органов:

— акты органов конституционной юстиции: постановления и определения Конституционного Суда Российской Федерации; постановления и определения конституционных судов субъектов РФ;

— акты судов общей юрисдикции и арбитражных судов: решения пленума Верховного Суда Российской Федерации; решения по делам о налоговых спорах; обзоры судебной практики.

• Международные источники налогового права:

— международные акты, устанавливающие общие принципы налогового права и налогообложения;

— международные налоговые соглашения (соглашения об устранении двойного налогообложения, заключаемые Российской Федерацией с различными странами);

— международные договоры, регулирующие отдельные вопросы налогообложения;

— решения международных судов о толковании международных соглашений.

Кроме того, к источникам налогового права относятся акты иных отраслей законодательства, если они содержат правовые нормы, применяемые к налоговым отношениям (гражданское, банковское, валютное, бюджетное, таможенное, уголовное, административное, уголовно-процессуальное, земельное право и т. д.). Значительную регулирующую функцию выполняют акты не законодательного характера, но имеющие юридическую силу в результате утверждения их правомочными органами: двусторонние договоры и соглашения о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ.

Налоговое право.

налог

Налоговое право— отрасль права, которая регулирует общественные отношения в сфере налогообложения, возникающие между государством, налогоплательщиками и иными обязанными лицами.

Налоговое право — совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения по установлению, введению и взиманию налога путем императивного метода воздействия на соответствующих субъектов.

Источники налогового права в РФ.

Конституция РФ. Статья 57.

  • Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
  • Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Налоговый кодекс РФ принят в 1998 году, вступил в силу с 1 января 1999г.
Федеральные законы:

  • «Об основах налоговой системы в РФ», 1991 г.
  • «О подоходном налоге с физических лиц», 1991 г.
  • «О налоге на прибыль предприятий и организаций», 1991 г.
  • «О налоге на добавленную стоимость», 1991 г. и др.

Принципы налогообложения в РФ

(по Налоговому кодексу РФ).

  1. Принцип всеобщности налогообложения — каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
  2. Принцип равенства налогообложения — предполагается равенство всех налогоплательщиков перед налоговым законом.
  3. Принцип справедливости — учитывается фактическая способность налогоплательщика уплачивать налог при обязательности каждого участвовать в финансировании расходов государства.
  4. Принцип соразмерности, или экономической сбалансированности, — учитывается сбалансированность интересов налогоплательщика и казны государства.
  5. Принцип отрицания обратной силы закона — законы, изменяющие размеры налоговых платежей, не распространяются на отношения, возникшие до их принятия.
  6. Принцип однократности налогообложения — один и тот же объект может облагаться налогом одного вида и только один раз за определенный законом период налогообложения.
  7. Принцип льготности налогообложения — налоговые законы должны иметь правовые нормы, устанавливающие для отдельных и (или) определенных групп налогоплательщиков как юридических, так и физических лиц льготы по налогам, облегчающие налоговое бремя.
  8. Принцип равенства защиты прав и интересов налогоплательщиков и государства — каждый из участников налоговых правоотношений имеет право на защиту своих законных прав и интересов в установленном законом порядке.
  9. Принцип недискриминационности — налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и применяться по-разному исходя из политических, идеологических, этнических, конфессиональных и иных различий между налогоплательщиками.
  10. Принцип единства экономического пространства Российской Федерации и единства налоговой политики. Не допускается установление налогов и сборов, нарушающих единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающих свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или денежных средств.
  11. Принцип единства системы налогов и сборов.
Читайте так же:
Пенсионный возраст до 1956 года

Структура налоговых правоотношений.

Субъекты налоговых правоотношений (их участники).
  • налогоплательщики (юридические и физические лица).
  • налоговые агенты (организации — государственные налоговые инспекции и физические лица — налоговые представители).
  • Министерство РФ по налогам и сборам и его территориальные подразделения.
  • Государственный таможенный комитет РФ и его территориальные подразделения.
  • Министерство финансов РФ, министерства финансов республик, финансовые управления администраций краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, районов и городов, иные уполномоченные органы.
Объекты налоговых правоотношений:
  • недвижимое имущество;
  • движимое имущество (материальные и нематериальные объекты).
Содержание налоговых правоотношений субъективные права и субъективные обязанности их участников.

Права налогоплательщиков

(по Налоговому кодексу.)

  • Получать в налоговых органах по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах (сборах), законодательных и иных нормативных актах, регулирующих порядок и условия их уплаты;
  • получать от налоговых органов и других уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах;
  • использовать налоговые льготы в установленном порядке при наличии оснований;
  • получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, предусмотренных Налоговым кодексом;
  • на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;
  • представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя;
  • присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;
  • не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие Налоговому кодексу или иным федеральным законам;
  • обжаловать в установленном порядке решения налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц;
  • требовать соблюдения налоговой тайны.

Обязанности налогоплательщиков (по Налоговому кодексу.)

  • Уплачивать законно установленные налоги;
  • встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена Налоговым кодексом;
  • вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;
  • представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые он обязан уплачивать, а также бухгалтерскую отчетность;
  • представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;
  • в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций — также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги.

Обязанности налогоплательщиков по закону

«О бухгалтерском учёте», 1996 г.:

представлять в налоговые органы по месту учета в строго установленные сроки дополнительные сведения, связанные с их деятельностью:

  • об открытии или закрытии счетов (в десятидневный срок);
  • обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях (не позднее месяца со дня начала такого участия);
  • обо всех обособленных подразделениях (филиалах и представительствах), созданных на территории Российской Федерации (не позднее месяца);
  • об объявлении несостоятельности (банкротства), о ликвидации или реорганизации (не позднее трех дней со дня принятия такого решения);
  • об изменении своего места нахождения или места жительства (не позднее десяти дней).

Обеспечение и защита прав налогоплательщиков.

В соответствии со статьей 137 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик или налоговый агент имеет право на обжалование:

  • ненормативных актов налоговых органов;
  • действий должностных лиц налоговых органов;
  • бездействия должностных лиц налоговых органов. Например, могут быть обжалованы следующие ненормативные
  • акты налоговых органов:
  • решения о доначислении налога и пени;
  • решения налогового органа об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога;
  • решения о приостановлении операций по банковским счетам налогоплательщика;
  • решения об аресте имущества налогоплательщика;
  • акт о совершении лицом, не являющимся налогоплательщиком или налоговым агентом, нарушений законодательства о налогах и сборах; решения, принятые вышестоящими налоговыми органами по итогам рассмотрения жалоб.

Способы защиты прав налогоплательщиков.

  • Обращение к Президенту— могут быть обжалованы любые действия (бездействия) контролирующих органов в финансовой сфере. В частности, решения Федеральной службы по экономическим и налоговым поступлениям, Федеральной службы по финансовым рынкам, функционирующей под руководством Правительства.
  • Административный — обращение за защитой и восстановлением нарушенного права к вышестоящему органу власти по отношению к органу, принявшему решение или выполнившему действие.
  • Судебный— право на обжалование имеет каждый гражданин, считающий, что нарушены его права и свободы, на него возложена какая-либо обязанность, или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности, или созданы препятствия для осуществления его прав и свобод (Конституционный Суд, прокуратура).
  • Самозащита — налогоплательщик имеет право не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц.
Читайте так же:
Самостоятельные критерии оценки риска налоговой проверки

Из Уголовного кодекса РФ.

Предусмотрена ответственность гражданина за уклонение от уплаты налога (ст. 198) и организации за уклонение от уплаты налогов с организаций (ст. 199).

Источники налогового права.

Налоговое законодательство включает совокупность НПА, действующих на территории РФ и регулирующих налоговые отношения.

Источник права — внешняя форма выражения норм права. Источники налогового права — это результаты нормотворческой деятельности компетентных органов государства в сфере регулирования налоговых и иных общественных отношений, составляющих предмет этой отрасли права:

1. Конституция РФ.

2. международные источники:

а. международные акты, устанавливающие общие принципы налогового права и налогообложения.

б. международные налоговые соглашения (соглашения об устранении двойного налогообложения, заключаемые РФ с различными странами.

в. международные договоры, регулирующие отдельные вопросы налогообложения.

3. специальное налоговое законодательство:

а. федеральное (НК, иные законы, принятые на основании НК).

Действующие в настоящее время законы федерального уровня , регулирующие вопросы налогообложения, можно разделить на категории:

1. специализированные ФЗ, содержащие текст НК. Сюда же следует отнести законы федерального уровня, принятые до 1 января 1999, но не утратившие силу.

2. законы, вносящие изменения или дополнения в текст действовавших законодательных актов, регулирующих порядок налогообложения.

3. ФЗ об утверждении, уточнении, исполнении гос бюджета или образование внебюджетных фондов.

5. отраслевые законы федерального уровня, содержащие отдельные предписания, касающиеся процедуры налогообложения.

б. региональное (законы субъектов, вводящие региональные налоги или сборы на территории отдельных субъектов.

в. местное — НПА о налогах, принятые представительными органами МСУ.

4. общее налоговое законодательство (ФЗ, содержащие нормы о налогах, например УК, ТК).

5. подзаконные НПА о налогообложении:

а. акты органов общей компетенции (указы Президента, постановления Правительства, подзаконные НПА по вопросам налогообложения, принятые органами исполнительной власти субъектов, исполнительными органами МСУ.

б. акты органов спец компетенции: ведомственные подзаконные НПА органов спец компетенции (ФНС, Минфин, Минэкономразвития) по вопросам, связанным с налогообложением, издание которых прямо предусмотрено НК.

  1. Налоговое право в системе национального законодательства. Международные соглашения по вопросам налогообложения

Налоговое право представляет совокупность правовых норм, регулирующих отношения и социальные связи, возникающие между теми или иными субъектами при установлении, введении и взимании налогов.

Некоторые авторы определяют налоговое право как основанную на собственных принципах подотрасль финансового права, нормы которой регулируют отношения, складывающиеся в связи с организацией и осуществлением налоговых изъятий у физических лиц и организаций.

Налоговое законодательство включает совокупность НПА, действующих на территории РФ и регулирующих налоговые отношения.

В его состав входят:

международное законодательство, действующее на территории РФ, законодательство о налогах и сборах и иные НПА, в том числе и органов исполнительной власти, которые регулируют отношения в сфере налогообложения.

1. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции

2. Налоговое право находится в тесной связи с гражданским правом. Согласно ГК РФ, к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

3. О взаимодействии налогового права и административного права можно говорить в плане применения ответственности за нарушения налогового законодательства.
Применение административных санкций за налоговые правонарушения также невозможно без применения категорий налогового права.

4. Налоговое право также соприкасается с таможенным правом. В части взимания таможенной пошлины, отнесенной в соответствии с Законом об основах налоговой системы к федеральным налогам, действуют специальные нормы, содержащиеся в таможенном законодательстве.

5. Нормы бухгалтерского законодательства влияют на порядок исчисления налогов косвенно, поскольку бухгалтерский учет выступает системой сбора информации для правильной уплаты налогов.

НК РФ закрепляет общепринятую международную практику, в соответствии с которой международный договор (соглашение), ратифицированный в установленном порядке сторонами, заключившими этот договор, имеет приоритет над национальным законодательством.

Правила и нормы международных договоров РФ являются источниками национального налогового права и подлежат применению в случаях, если:

1. они содержат положения, касающиеся налогообложения и сборов.

2. в них установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК и принятыми в соответствии с ним НПА о налогах и сборах.

Вследствие этого положения имеют принципиально важное значение при исчислении и уплате налогов от источников за пределами РФ для налогоплательщиков граждан РФ и от источников в РФ для налогоплательщиков лиц без гражданства РФ – определение понятия источника дохода и особенности квалификации и налогообложения доходов от источников в РФ и за ее пределами.

Доходы налогоплательщика могут быть отнесены к доходам от источников в РФ или к доходам от источников за пределами РФ в соответствии с главами «Налог на прибыль организаций», «Налог на доходы физических лиц» НК РФ.

  1. Действие налогового законодательства в пространстве, времени и по кругу лиц. Порядок исчисления сроков.
Читайте так же:
Часы работы налоговой в режиме

Действие налогового законодательства в пространстве:

Нормы налогового законодательства обладают юрид. силой на всей территории РФ.

Нормы законодатва о налогах и сборах субъектов — на территории этого субъекта, а принятые органами МСУ — на территории соответствующего МО.

По общему правилу все акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу:

1. со дня их официального опубликования, если прямо предусматривают это.

2. в остальных случаях, не ранее чем по истечении 1 месяца со дня их официального опубликования.

Официальным опубликованием любого ФЗ считается первая публикация его полного текста в Парламентской газете, Российской газете, СЗ РФ, на Официальном интернет-портале правовой информации.

Не имеют обратной силы акты законодательства о налогах и сборах:

1. устанавливающие новые налоги и сборы.

2. повышающие налоговые ставки, размеры сборов.

3. устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах.

4. устанавливающие новые обязанности участников налоговых отношений.

5. иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, плательщиков сборов, иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

По срокам действия различаются:

1. акты, временный рамки которых оговариваются заранее и определяется точное число окончания действия.

2. акты, срок действия которых имеет бессрочный характер и которые теряют юр силу в связи с принятием нового НПА, отменяющего или его заменяющего.

Нормы налогового законодательства действуют в отношении субъектов налогового права, которые НК именуются участниками налоговых отношений (по кругу лиц):

1. плательщики налогов и сборов.

2. налоговые агенты.

3. налоговые органы.

4. таможенные органы.

Сроки, устанавливаемые законодательством о налогах и сборах, определяются:

1. календарной датой.

2. указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.

3. указанием на действие, которое должно быть совершено.

4. периодом времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами, днями.

Течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало. Действие, для совершения которого установлен срок, может быть выполнено до 24 часов последнего дня срока. Если документы либо денежные средства были сданы в организацию связи до 24 часов последнего дня срока, то срок не считается пропущенным.

Годом (за исключением календарного года) признаётся любой период времени, состоящий из 12 месяцев, следующих подряд. Срок истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока

  1. Налог, как правовая категория, его характерные черты. Понятие сбора.

Налог— обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый с организаций, физ лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хоз ведения, оперативного управления ден средств в целях фин обеспечения деятельности государства и МО.

1. обязательный характер.

2. индивидуальная безвозмездность, то есть при уплате налога у публичного субъекта не возникает обязанность оказывать конкретному налогоплательщику услуги на внесённые суммы.

3. уплачивается в денежной форме.

4. уплачивается физ лицами и организациями, на которые при наличии определённых обстоятельств возлагается налоговая обязанность.

5. носят постоянный (регулярный) характер, являются фин основой деятельности государства и МО.

6. установление законом.

7. обеспеченность гос принуждением.

8. односторонний характер установления налога.

Сбор — обязательный взнос, взимаемый с организаций и физ лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов гос органами, органами МСУ, иными уполномоченными органами и ДЛ юридически значимых действий, включая предоставление определённых прав или выдачу разрешений.

1. обязательность осуществления в случае денежных выплат или материального изъятия при наступлении объективно определённых условий.

2. наличие субъективно предполагаемой взаимосвязи между проведением процедуры уплаты сбора и наступлением предполагаемых заранее определённых последствий.

Об отдельных вопросах установления источников налогового права Текст научной статьи по специальности «Право»

В статье проводится сравнительный анализ отдельных групп источников налогового права . Рассматривается понятие « источники права », исходя из его понимания различными учеными, но применительно к сфере правового регулирования налогообложения.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бурыка Петр Николаевич

TO THE CERTAIN QUESTIONS OF DETERMINATION OF THE TAX LAW SOURCES

The article focuses on the comparative analysis of the certain groups of tax law sources. The author studies the notion of the term « law sources » basing on its comprehension given by different scientists. But it can be applied to the sphere of legal regulation of taxation.

Текст научной работы на тему «Об отдельных вопросах установления источников налогового права»

ОБ ОТДЕЛЬНЫХ ВОПРОСАХ УСТАНОВЛЕНИЯ ИСТОЧНИКОВ НАЛОГОВОГО ПРАВА

В статье проводится сравнительный анализ отдельных групп источников налогового права. Рассматривается понятие «источники права», исходя из его понимания различными учеными, но применительно к сфере правового регулирования налогообложения.

Ключевые слова: источник права, налоговое право, Налоговый кодекс РФ, международные договоры, нормативно-правовые акты, судебные прецеденты.

TO THE CERTAIN QUESTIONS OF DETERMINATION OF THE TAX LAW SOURCES

The article focuses on the comparative analysis of the certain groups of tax law sources. The author studies the notion of the term «law sources» basing on its comprehension given by different scientists. But it can be applied to the sphere of legal regulation of taxation.

Читайте так же:
Сроки перечисления ндфл налоговым агентом

Keywords: law sources, tax law, Tax Code of the RF, international treaties, regulation rules, judicial precedents.

Проблема источников права лежит в основе любой отрасли права, т.к. само наличие и результативность юридических норм во многом обусловливаются формами их выражения и закрепления. Не исключение в этом отношении и налоговое право. Вопрос об источниках имеет для него теоретическое и практическое значение. Анализ данного вопроса дает возможность не только раскрыть сущность современного налогового права, но и в некоторой степени прогнозировать направления его развития.

Понятие «источник права» существует давно, но ученые толкуют его по-разному. Как считают С.С. Алексеев и С.И. Архипов, «если рассматривать общеизвестное значение термина «источник», то под ним необходимо понимать потенциал, создающий право. Таким потенциалом обладает власть государства, которая реагирует на нужды общества, усовершенствование общественных отношений и осуществляет соответствующие правовые решения»1. Отдельные ученые выделяют исторические источники права, акцентируя внимание на достижениях в праве конкретного государства в создании какой-либо правовой системы2.

М.И. Абдулаев объяснил расхождение в трактовке понятия «источник права» различными подходами к правопониманию. По его мнению, если в его основе лежит нормативистский подход, то под источником права подразумевают волю законодателя, а точнее правотворческую деятельность государства. При естественно-правовом подходе таковыми являются принципы свободы, равенства и справедливости, на которых основывается положительное (законодательное) право3.

Согласно позиции А.В. Мелехина вопрос об источниках права недостаточно разработан, поскольку само понятие «источник права» является нечетким и неоднозначным4. В связи с этим А.Ф. Шебанов высказал предложение о замене

© Бурыка Петр Николаевич, 2016

Аспирант кафедры финансового, банковского и таможенного права (Саратовская государственная юридическая академия)

понятия «источник права» понятием «форма права», однако оно не получило поддержки5. В настоящее время преобладает позиция, согласно которой понятие «источник права» шире, чем понятие «форма права».

В современной правовой науке категория «источники права» рассматривается в трех аспектах: во-первых, как источник в материальном смысле (материальные условия жизни общества, формы собственности, интересы и потребности людей и т.п.); во-вторых, как источник в идеологическом смысле (различные правовые учения и доктрины правосознания и т.д.); в-третьих, как источник в формально-юридическом смысле — это и есть форма права6. Следовательно, можно сделать вывод, что источник права — это то, из чего создается, возникает право7.

Что касается налогового права, одним из его главных признаков является формальная определенность. Налогово-правовые нормы утверждаются компетентными органами в установленных источниках, издаваемых по регламентирующим процедурам. Таким образом, источник налогового права — это официально признаваемая государством юридическая форма, содержащая налогово-правовые нормы8.

Тем не менее, сегодня все еще нет единой классификации источников налогового права, и ученые-налоговеды вкладывают разный смысл в содержание данного понятия. Поэтому источники налогового права, по нашему мнению, можно подразделить на следующие группы:

нормативно-правовые акты законодательных (представительных) органов государственной власти;

подзаконные нормативно-правовые акты исполнительных органов государ-з ственной власти;

? акты судов высших инстанций;

5. международные правовые нормы и международные договоры.

| Некоторые ученые среди источников отмечают также судебные прецеденты,

1 нормативно-правовые акты органов местного самоуправления и т.д.9

| Если выстраивать источники налогового права по юридической силе, то

J возглавляет эту систему Конституция РФ. В Основном Законе закреплены как

| общие, так и специальные нормы, регулирующие налоговые отношения. Он

| обязывает всех граждан уплачивать законно установленные налоги и сборы;

2 регулирует правомочия Российской Федерации и ее субъектов в области налогоо-° бложения и сборов; закрепляет общие начала налогового права и т.д. Например, I согласно ст. 106 Совет Федерации в обязательном порядке должен рассматривать | принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам федераль-е ных налогов и сборов.

° В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ составной частью правовой систе-

° мы Российской Федерации выступают общепризнанные принципы и нормы меж-

§ дународного права и ее международные договоры. Если нормы, регулирующие

1 налоговые правоотношения, закрепленные в законодательстве РФ, противоречат | международным договорам Российской Федерации, тогда применяются нормы

международного договора. Указанная норма детализирована в ст. 7 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ): «Если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах 180 и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров

Российской Федерации». Таким образом, международные договоры составляют группу источников налогового права.

К нормативно-правовым актам законодательных (представительных) органов государственной власти и органов местного самоуправления относятся: федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов РФ и нормативно-правовые акты представительных органов местного самоуправления. Среди них особое место занимает НК РФ. В нем систематизированы налогово-правовые нормы, он регулирует систему налогов и сборов, закрепляет принципы налогообложения и сборов, виды налогов и сборов, права и обязанности участников налоговых отношений, ответственность за совершение налоговых правонарушений и др.

Согласно ст. 1 этого кодифицированного акта устанавливается три уровня законодательства о налогах и сборах:

Читайте так же:
Размер трудовой пенсии в беларуси

1) законодательство РФ о налогах и сборах, состоящее из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах;

2) законодательство субъектов РФ о налогах и сборах, состоящее из законов о налогах субъектов РФ, принятых в соответствии с НК РФ;

3) нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах, принимаемые представительными органами муниципальных образований в соответствии с НК РФ.

Все названные нормативно-правовые акты о налогах и сборах считаются первостепенными источниками налогового права и в свою очередь должны соответствовать НК РФ.

Ко второй группе источников налогового права относятся подзаконные ш нормативно-правовые акты исполнительных органов государственной власти и и местного самоуправления. В соответствии с п. 1 ст. 4 НК РФ Правительство РФ, а иные органы исполнительной власти РФ, органы исполнительной власти субъек- о тов РФ и исполнительные органы местного самоуправления в предусмотренных к законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции о

могут издавать нормативные правовые акты по вопросам налогов и сборов, кото- а рые при этом не должны изменять или дополнять налоговое законодательство. в

К их числу относят и указы Президента РФ. о

Третью группу источников налогового права сотавляют акты судов высших р инстанций. По мнению Н.С. Бондаря, юридический фундамент налогового права | определяется самой сущностью налоговых отношений10. Главная задача Консти- к туционного Суда РФ — сохранять и защищать основы конституционного строя, а основы прав и свобод человека и гражданина, обеспечение верховенства и пря- | мого действия Конституции РФ на всей территории Российского государства11. ии Зачастую, Конституционный Суд РФ предстает позитивным законодателем, вы- № ражая правовые позиции нормативного характера, содержащие обязывающий 1 характер. Однако не все его решения можно причислить к источникам налогового ) права, а лишь те, в которых закреплены нормы налогового права и в которых 6 содержится толкование норм, касающихся вопросов налогообложения и сборов, закрепленных в Конституции РФ. У Верховного Суда РФ есть право обобщать судебную практику и давать разъяснения по вопросам судебной практики. Было оно и у Высшего Арбитражного Суда РФ12. Благодаря деятельности высших судебных инстанций уточняются положения законодательства о налогах и сборах; восполняются пробелы правового регулирования; происходит толкование 181

норм налогового права. Вследствие этого отраженные в судебных решениях положения характеризуются признаками правовой нормы и носят обязательный характер для всех участников налоговых правоотношений13. Часто толкование дает возможность заново взглянуть на волю законодателя, направленную на урегулирование налоговых отношений.

В целом проведенный анализ источников налогового права позволяет выделить следующие их общие признаки: формальная определенность и нормативное закрепление; зависимость от вышестоящего источника по юридической силе; общеобязательный характер применения; регламентация сферы налогообложения.

1 Алексеев С.С., Архипов С.И. Теория государства и права: в 2 т. М., 1982. Т. 2. С. 182-185.

2 См.: Мелехин А.В. Теория государства и права: учебник. М., 2007. С. 222.

3 См.: Абдуллаев М.И. Теория государства и права: учебник. М., 2004. С. 274.

4 См.: Мелехин А.В. Указ. раб. С. 220-222.

5 См.: Морозова Л.А. Теория государства и права: учебник. М., 2010. С. 257.

6 См.: Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: учебник. М., 2004. С. 152.

7 См.: Морозова Л.А. Указ. раб. С. 257.

8 См.: Демин А.В. Налоговое право России: учебное пособие. Красноярск, 2006. С. 41.

9 См., например: Правовое регулирование налогообложения в Российской Федерации (конспект лекций по первой части Налогового кодекса Российской Федерации) / под ред. А.Н. Козырина. М., 2007. С. 3.

10 См.: Налоговое право России / под ред. Ю.А. Крохиной. М., 2008. С. 117-122.

11 См.: Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1994. № 13, ст. 1447.

12 См. ст. 9 Федерального конституционного закона Российской Федерации от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. № 18, ст. 1589; ст. 19 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1997. № 1, ст. 1.

13 См., например: Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 июня 1999 г. «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» // Вестник Высшего Арбитражного суда РФ. 1999. № 8; Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 февраля 2001 г. «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» // Вестник Высшего Арбитражного суда РФ. 2001. № 7 и др.

СТРАХОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРЕДИТНЫХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ КООПЕРАТИВОВ: ФИНАНСОВО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ

В статье рассматриваются вопросы страхования деятельности и ответственности кредитных потребительских кооперативов: отличия от страхования банковских вкладов, методы сохранения денежных средств пайщиков кооперативов и практика их применения, проблемы страхования деятельности кредитных потребительских кооперативов.

Ключевые слова: Центральный банк РФ, кредитный потребительский кооператив, страхование, общество взаимного страхования.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию