Femida96.ru

Юридическая помощь для всех
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Налоги принципы и формы налогообложения

Система налогообложения для ИП: виды, режим, формы и особенности налогов при регистрации Индивидуальных Предпринимателей

Бобков Олег

Организация собственного бизнеса — непростая задача, требующая не только финансовых вложений, но и грамотного подхода к воплощению задуманного. Открывая свое дело, необходимо основательно продумать каждый шаг на пути к получению прибыли. И в первую очередь, следует разобраться, какую систему (вид) налогообложения лучше выбрать для ИП, как определить налоговые режимы, которые окажутся наиболее выгодными.

выбор налогообложения для ип при регистрации

Общие характеристики бизнес-сферы

Если произвести непредвзятую оценку нынешней предпринимательской среды, станет очевидным, что она не является особо востребованной сферой деятельности для бизнесменов. Согласно статистическим данным, порядка 3% граждан Российской Федерации даже в отдаленной перспективе не планируют получать статус индивидуального предпринимателя. А если обратиться к результатам социологических исследований, проводимых в 2018—2019 гг., можно убедиться, что число желающих открыть собственное дело снизилось на 2%.

На сегодняшний день ситуация только усугубляется. Все меньше людей интересуются возможностью организовать свой бизнес в сфере малого и среднего предпринимательства. Кроме того, 20% из тех, кто уже работает в этом качестве, не строят планов по расширению и формированию дополнительных рабочих мест. Данный показатель вдвое меньше, чем был представлен итогами 2018 г. Да, статистика действительно малообещающая, но с ней в любом случае столкнется каждый, кто захочет узнать, какие бывают виды налогов, формы и режим систем налогообложения для ИП.

Тем не менее не все так плохо. За последние два года около 35% нынешних бизнесменов зарегистрировались в качестве индивидуальных предпринимателей из-за роста безработицы и сопутствующих сложностей с трудоустройством. Однако основной отличительной чертой ведения частного дела является особенное отношение человека к собственному бизнесу. Воспринимать его нужно не в виде работы, а в роли призвания. С таким подходом развернутая деятельность сможет стать успешным предприятием, приносящим своему владельцу стабильный доход.

по какой системе налогообложения работают ип

Особенности

Открытие собственного бизнес-проекта в любом случае сопряжено с определенными проблемами. При осуществлении деятельности предприниматели сталкиваются не только с трудностями взаимоотношений с контрагентами, необходимостью выплачивать зарплату сотрудникам, переполненностью рынков сбыта, но и с сопутствующими налоговыми рисками.

Стоя перед выбором системы налогообложения при регистрации для ИП, в особенности, изучая, какие типы есть и что конкретно станет оптимальным вариантом, важно понимать — сложности неизбежны, но преодолимы. В этом плане частникам играет на руку возможность самостоятельно определять схему, по которой предстоит выплачивать налоги. Законодательством для этого выделены одна общая и несколько спецсистем.

Начиная с 2016 года частные предприниматели, прошедшие государственную регистрацию, вправе осуществлять уплату по выбранному из утвержденных режимов. Каждый из них имеет свои плюсы и минусы. Поэтому к выбору предстоит подходить максимально ответственно.

Налоги: сущность, формы и принципы налогообложения. Основные налоговые реформы в современном мире

Налог — обязательный, индивидуально без­возмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собст­венности, хозяйственного ведения или оперативного управ­ления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Налог основывается на принципах: 1) обязанности уплаты налога всеми лицами, определенными в качестве субъектов налогообложения, 2) индивидуальности определения величины налога в отношении каждого налогоплательщика,3) безвозмездности уплачиваемых сумм, 4) отчуждения доли денежных средств, принадлежащих организации или физическому лицу.

1. Принцип равенства и справедливости должен лежать в основе налогообложения.

2. Принцип эффективности состоит из 1) Налоги не должны оказывать влияние на принятие экономических решений. 2) Налоговая система должна содействовать развитию экономики страны. 3) Не должны устанавливаться налоги нарушающие налоговую систему страны. 4) Налоговая система должна исключать возможность экспорта налогов. 5) Налоговая система не должна допускать произвольного толкования. 6) Максимальная эффективность каждого налога выражается в низких издержках государства и общества.

3. Принцип универсализации – налоговая система должна предъявлять одинаковые требования, должен быть одинаковый подход к исчислению налогов.

4. Принцип одновременности обложения

5. Принцип стабильности налоговых ставок.

6. Принцип четкого разделения налогов.

7. Принцип удобства и времени взыскания налогов.

8. Принцип разумного сочетания прямых и косвенных налогов.

9. Принцип использования системы льгот.

1. Фискальная – отражает предназначение налогов, причину их появления, с помощью налогов формируются финансовые ресурсы государства.

2. Экономическая включает в себя:

— Распределительную – в качестве инструмента при распределении и перераспределении ВВП.

— Стимулирующую – проявляется в введении налоговых льгот, в дифференциации налоговых ставок.

— Контрольную – контроль за правильным исчислением, своевременной уплатой и правильным заполнением и своевременным представлением налоговой отчетности.

Масштабная налоговая реформа в Российской Федерации проходит уже несколько лет. Приняты и вступили в силу большинство глав Налогового кодекса РФ. Реформа ориентирована при одновременном сокращении налоговых льгот на снижение номинального налогового бремени, упрощение всей налоговой системы.

В результате можно говорить о том, что налоговая система в Российской Федерации в основном упорядочена и приспособлена к условиям рыночной экономики.

Среди уже сделанного особо следует отметить осуществленное в ходе налоговой реформы снижение налоговой нагрузки на экономику. Достигается этот эффект как за счет резкого сокращения числа «оборотных» налогов, так и за счет снижения налоговых ставок.

Начиная с 2000 г. были приняты решения об отмене большинства налогов с оборота, таких как налог на реализацию горюче-смазочных материалов, налог на содержание жилищного фонда и социально-культурной сферы, налог на пользователей автомобильных дорог, налог с продаж и др.

Читайте так же:
Корректировочная декларация по налогу на имущество

Снижение налогового бремени стало возможным благодаря упорядочению структуры налогов и изменению акцентов налоговой политики.

С 1 января 2005 года вступили в силу законы, которые внесли существенные изменения в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации.

Самые важные поправки в часть первую НК РФ касаются перечня налогов и сборов, действующих на территории Российской Федерации.

Осталось:десять федеральных налогов –

— налог на добавленную стоимость,

— налог на доходы физических лиц,

— единый социальный налог,

— налог на прибыль организаций,

— налог на добычу полезных ископаемых,

— налог на наследование и дарение,

— сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов,

три региональных налога –

— налог на имущество организаций,

— налог на игорный бизнес,

два местных налога –

— налог на имущество физических лиц.

Перечень специальных налоговых режимов остался прежним:

— система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

— упрощенная система налогообложения;

— система налогообложения в виде отдельного налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

— система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Таким образом, в рамках проведения налоговой реформы целенаправленно были предприняты шаги по существенному снижению налоговой нагрузки в отношении налога на прибыль, оказывающего заметное влияние на развитие бизнеса.

Налоги: история, принципы и формы налогообложения

Сущность налогов и их экономическое и финансовое содержание. Происхождение и развитие налогов: исторический экскурс. Виды и функции налогов. Эволюция системы и ее роль в экономике. Принципы и формы налогообложения. Сущность и виды налоговых систем.

РубрикаФинансы, деньги и налоги
Видкурсовая работа
Языкрусский
Дата добавления22.02.2019
Размер файла124,0 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра «Экономическая теория и международные отношения»

по дисциплине «Макроэкономика»

Направление подготовки — 38.03.01 Экономика

Профиль подготовки — Финансы и кредит

на тему «Налоги: история, принципы и формы налогообложения»

Наука о финансах и налогах как учение о источниках дохода государства, возникло в учениях школы политэкономии в XV в., в период Средневековья и Нового времени. Это связано с возникновением первых общественных потребностей. В наше время налоги — это основной источник денежных ресурсов каждой страны. Именно налоги лежат в основе формирования бюджета любой страны.

Не смотря на уровень экономического развития, для любого государства стоит важная задача — увеличения доходов бюджета. Правильное решение этой проблемы чрезвычайно важно и для России, особенно, когда экономика находится в кризисном положении. Это необходимо для укрепления финансовой независимости и, соответственно, обеспечения экономической безопасности. налог экономика финансовый

Изучение налогов и налогообложения является неотъемлемой частью для современного экономиста, так как налоги — важное звено экономических отношений в обществе. В наше время трудно представить успешных предпринимателей, менеджеров и специалистов без знаний о налоговом процессе. Именно поэтому в государственные учебные стандарты в большинство экономических направлений подготовки включены дисциплины, предусматривающие изучение налогов и налогообложение в РФ и других странах.

Какова же роль налогов? Государство с помощью располагаемого бюджета может регулировать и воздействовать на развитие экономической и социальной жизни общества. Эти денежные средства должны уплачивать граждане и юридические лица.

В современном государстве для сбора денежных средств в бюджет применяется сложная налоговая система, которая включает в себя до 40-55 различных видов налогов. Причиной такого многообразия заключаются в различиях источников, например, арендная плата, заработная плата, дивиденды, и объектов, например, имущество, его передача, потребление, доход, налогообложения.

Обязанность уплата установленных налогов и сборов каждым членом государства закреплена в Конституции Российской Федерации. Законодательным документом по налогам и сборам в РФ является Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ). В дополнение к НК РФ существует ряд документов по налогам и налогообложению. Несоблюдение и нарушение каких-либо положений Налогового кодекса наказуемо. Для таких случаев существует система наказаний в административном или уголовном порядке.

Теоретические основы научного исследования проблем налогообложения были заложены в трудах А. Смита, классика буржуазной политэкономии Д.Рикардо, К. Маркса, А. Соколовского.

Цель курсовой работы — раскрыть сущность налогов и их экономическое содержание, изучить историю возникновения и развития, а также рассмотреть принципы и формы налогообложения.

В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

1) Проанализировать и охарактеризовать исторические этапы развития налогов.

2) Изучить и обобщить основные теоретические данные по налогам (виды и функции налогов).

3) Обобщить основные теоретические положения по налогообложению.

Объектом изучения в работе являются такие финансовые институты, как налог, а также система налогов и сборов.

Предметом исследования в данной работе являются виды и функции налогов, принципы и формы налогообложения, проблемы развития налоговой системы РФ.

При выполнении курсовой работы были применены следующие методы: сравнительный, метод анализа, синтеза, обобщения.

Глава 1. СУЩНОСТЬ НАЛОГОВ И ИХ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

1.1 ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НАЛОГОВ: ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС

Читайте так же:
Налоговая отчетность налога на имущество организации

Возникновение налогов как экономической категории связанно с становлением и развитием товарного производства, дроблением общества на классы и формированием государственных институтов, которым требовались денежные средства для их существования и осуществления своих функций. Налоги являются одним из древних источников формирования государственного бюджета. История налогов и налогообложения насчитывает более трех тысячелетий. Первые письменные известия о взимании налогов относятся к XVIII в. до н.э. В настоящее время принято выделять три основных этапа развития налогов и налогообложения. [2, с. 15]

Первым этапом развития налогов является Древний мир и Средние века. В этот период под воздействием многих факторов появляются налоги и начинают свое развитие как экономическое явление. Первые налоги представляли собой дань, собранную с покоренных народов. В связи с этим налоги стали рассматривать как часть побежденных людей и рабов. Налоги существовали в виде бессистемных платежей, взимаемых в натуральной форме. В течение некоторого времени в результате развития товарно-денежных отношений налоги приняли денежную форму, а также расширялись причины их взимания. Наряду с военной добычей они становятся источниками денежных доходов необходимых для содержания всего государства. К примеру, к развитой системе взимания налогов Древнего мира можно отнести систему налогообложения Рима. В этом государстве при императоре Октавиане Августе появился первый всеобщий денежный налог — трибут, а также были созданы необходимые финансовые организации для контролирования сбора налогов. В Древнем Египте в основном налог взимался за пользование землей, которая принадлежала государству. В Древней Греции основным налогом был подоходный, но его взимали только с невольных граждан — рабов, свободные же жители его не платили. Вместо подоходного налога они делали добровольные пожертвования своему городу.

В отличии от Древнего мира в Средние века развитых налоговых систем в Европе не существовало. Налогообложение не обладало регулярным характером, налоги взимались от случая к случаю. Когда королю необходимы были денежные средства, он обращался к сословиям. В конечном итоге налог стал превращаться в поземельный, поимущественный или подушный. Существовало большое количество разных временных налогов. Так, например, вассалы облагались налогом в случае пленения своего сюзерена для его выкупа, а также в случае свадьбы сына и дочери короля.

В результате можем сделать вывод, что самые первые признаки налогообложения и налогов стали появляться ещё в Древние века. Но они не играли столь важную роль в источниках покрытия государственных расходов.

Второй этап, который начался в конце XVII века и продолжился до конца XVIII века характеризуется серьезными экономическими, политическими и общественными изменениями, в результате чего изменилось и налогообложение. Налоги становятся главным источником формирования доходной части бюджета государства. Главным общественным изменением является появление нового класса — буржуазии, и ее приход к власти во многих европейских стран. Все эти события повлекли за собой кардинальные изменения в существующих налоговых системах, формах налогообложения. Также изменилось само восприятие налога: он перестал ассоциироваться с рабством и неволей. При этом заметно увеличился и круг налогооблагаемых: ими стали как наёмные рабочие, так и капиталисты. В это время налог рассматривается не только как экономическая категория, но и как правовая. Он становится институтом, который связывает гражданина и государство. В этот период начинают свое формирование принципы налогообложения, например, принцип установления налогов только органами власти — парламентом. В системах налогообложения многих государств появляются такие виды налога, как подушный, подоходный, акцизы. В этих условиях начинается активный процесс теоретического осмысления налогов и налогообложения, который привел к первым теоретическим обоснованиям налогообложения. Авторами и основоположниками этих теорий стали представители школы классической политической экономии — Адам Смит и Давид Рикардо. Они одинаково утверждали, что любое государство остро нуждается в доходах, получаемых от налогов, и считали налогообложение добровольным подаянием во благо развития страны.

Таким образом, несмотря на наличие разных теоретических обоснований о сущности и необходимости налогообложения, основной смысл практически всех их сводился к оплате налогов государству добровольно, как плата за оказываемые населению услуги.

Третий этап в развитии налогов и налогообложения начался в XIX веке. В этот период количество налогов в налоговых системах многих стран сокращается, а роль законодательства при их установлении и взимании возрастает. После Первой мировой войны закладывается конструкция современной налоговой системы. В начале 80-х гг. XX в. во всех ведущих индустриальных странах мира были проведены масштабные налоговые реформы, направленные на упорядочение налоговых систем европейских стран, упрощение структуры налогов, сокращение налоговых льгот и бюджетного дефицита.

Финансовая система России стала складываться в период объединения Древнерусского государства в IX в. Основным источником доходов княжеской казны была дань. Это был нерегулярный, а затем более систематический прямой налог. После татаро-монгольского нашествия основным налогом стал «выход», взимавшийся сначала баскаками — уполномоченными хана, а затем русскими князьями. «Выход» взимался с каждой мужской души и со скота. Уплата «выхода» была прекращена Иваном III в 1480 г., после чего вновь началось восстановление налоговой системы Руси. В XV-XVII вв. налогавая система России была чрезвычайно сложная и запутанная. Несколько упорядочена она была в царствование Алексея Михайловича, создавшего в 1655г. Счетный приказ, деятельность которого позволила довольно точно определить государственный бюджет. [13, c. 96]

Читайте так же:
Начисление пенсии 1966 года рождения

Эпоха Петра I характеризуется постоянной нехваткой денежных ресурсов из-за многочисленных войн, крупного строительства, проводимых реформ. Для пополнения казны вводились новые видов налогов (гербовый сбор, подушный налог с извозчиков и т.д.). Но в то же время был принят ряд мер для обеспечения справедливости налогообложения.

При Екатерине II и Александре I реформирование налоговой системы было продолжено. В 1831 г. введены торговые сборы (акцизный сбор). Позже был введен налог на доходы с ценных бумаг, государственный квартирный налог. Существовали также специальные государственные сборы.

Вторая половина XIX века, связанная с именами Александра II и Александра III была временем коренных изменений в российской налоговой системе. Подушный налог стал постепенно заменяться другими налогами. Поземельный налог, заменивший подушное обложение, был дифференцирован в зависимости от размеров участков землепользователей и землевладельцев и качества земли. Это был первый в истории России налог, который наряду с другими сословиями платило и дворянство. Крестьяне продолжали нести в пользу государства ряд средневековых повинностей. Купечество платило гильдейскую подать — процентный сбор с капитала. Действовали пошлины с имущества, переходящего по наследству, и актам дарения. Ставки по ним дифференцировались в зависимости от степени родства от 1 до 6% стоимости имущества. Существовали паспортные сборы, в том числе за заграничные паспорта. Облагались полисы по страхованию от пожара, доходы с ценных бумаг. Взимался государственный квартирный налог. В 1898 г. Николай II утвердил положение о государственном промышленном налоге. Налог просуществовал вплоть до 1917 г.

В дальнейшем система налогообложения России развивалась в направлении, противоположном процессу общемирового развития. От налогообложения перешли к административным методам изъятия прибыли предприятий и перераспределений финансовых ресурсов через бюджет страны. Из налогов взимался подоходный налог с физических лиц, налог на строение с физических лиц, а предприятия, выпускающие предметы потребления, платили налог с оборота. Взимались акцизы с предметов роскоши, табачных и винноводочных изделий.

1.2 ВИДЫ И ФУНКЦИИ НАЛОГОВ

Основные термины, применяемые в налоговом законодательстве, сформулированы в Налоговом кодексе Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (ред. от 30.03.2012). В соответствии с НК РФ налог и сбор — разные понятия.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.[1]

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий), либо уплата которого обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введен сбор, отдельных видов предпринимательской деятельности.[1]

В настоящее время во многих крупных государствах под влиянием разных экономических, культурных и политических процессов сформировались налоговые системы различного уровня сложности, часто состоящие из десятков видов разнообразных налогов. Финансовая наука классифицирует налоги по целому ряду содержательных признаков. В таблице 1 представлены основные виды налогов.

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

В финансово-бюджетной системе существуют отношения по поводу формирования и использования финансов государства:

бюджета и внебюджетных фондов. Она призвана обеспечивать эффективную реализацию социальной, экономической, оборонной и других функций государства. Важной «артерией» финансово-бюджетной системы являются налоги.

Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды.

«В налогах воплощено экономически выраженное существование государства», — подчеркивал К. Маркс. В эпоху становления и развития капиталистических отношений значение налогов стало усиливаться: для содержания армии и флота, обеспечивающих завоевание новых территорий — рынков сырья и сбыта готовой продукции, казне нужны были дополнительные средства.

Исходя из необходимости наиболее полного удовлетворения потребностей государства в финансовых ресурсах государство устанавливает совокупность налогов, которые должны взиматься по единым правилам и на единых принципах. Первые такие принципы были сформулированы Адамом Смитом, который в своем труде «Исследование о природе и причинах богатства народов», изданном в 1776 г., впервые сформулировал четыре основных принципа налогообложения.

Принцип равенства и справедливости: все граждане обязаны участвовать в формировании финансов государства соразмерно получаемым доходам и возможностям.

Принцип определенности: налог, который должен уплачивать каждый, должен быть точно определен, определено время его уплаты, способ и размер налога должны быть ясны и известны как самому налогоплательщику, так и всякому другому.

Принцип экономности: должна быть обеспечена максимальная эффективность каждого конкретного налога, выражаемая в низких издержках государства на сбор налогов и содержание налогового аппарата. Иными словами, административные расходы по управлению налоговой системой и соблюдению налогового законодательства должны быть минимальными.

Принцип удобства: каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие удобны для налогоплательщика. Это означает устранение формальностей и упрощение акта уплаты налогов.

Сформулировав и научно обосновав эти принципы, Адам Смит заложил фундамент (начало) теоретической разработки принципиальных основ налогообложения.

Немецкий экономист Адольф Вагнер расширил перечень ранее предложенных принципов, изложив их в девяти основных правилах, объеденных в четыре группы.

Читайте так же:
Какие слова уходящему на пенсию

  • достаточность налогообложения, т.е. налоговых поступлений должно быть достаточно для покрытия государственных расходов;
  • эластичность, или подвижность, налогообложения, т.е. государство должно иметь возможность вводить новые и отменять действующие налоги, а также варьировать налоговые ставки.

  • надлежащий выбор объекта налогообложения, т.е. государство должно иметь возможность устанавливать объект налогообложения;
  • разумность построения системы налогов, считающейся с последствиями и условиями их предложения.

  • всеобщность налогообложения;
  • равномерность налогообложения.

Принципы налогового администрирования:

  • определенность налогообложения;
  • удобство уплаты налогов;
  • максимальное уменьшение издержек взимания.

Таким образом, в теории налогообложения была заложена основа системы принципов налогообложения, сочетающей в себе интересы как государства, так и налогоплательщиков.

Практическое применение перечисленные принципы нашли лишь в начале XX в., когда после Первой мировой войны в экономике многих стран назрели и стали осуществляться налоговые реформы. Между тем налоговая теория не ограничивается этими классическими принципами и правилами. По мере развития и совершенствования налоговых систем эволюционировала и финансовая наука, уточняя старые и выделяя новые принципы налогообложения. Разработанные в XVIII-XIX вв. и уточненные в XX в. с учетом современных реалий экономической и финансовой теории и практики принципы налогообложения в настоящее время сформированы в определенную систему. Эта система состоит из трех направлений.

Первое направление — экономические принципы.

Принцип равенства и справедливости. Согласно этому принципу все юридические и физические лица должны принимать материальное участие в финансировании потребностей государства соразмерно доходам, получаемым ими под покровительством

и при поддержке государства. При этом равенство и справедливость должны быть обеспечены в вертикальном и горизонтальном аспектах.

Вертикальный аспект предполагает, что:

  • с увеличением дохода должны повышаться налоговые ставки;
  • больше налогов должны платить налогоплательщики, которые получают больше материальных благ от государства.

Горизонтальный аспект предполагает, что налогоплательщики с одинаковыми доходами должны уплачивать налог по единой ставке.

В построении мировых налоговых систем эти два аспекта, как правило, успешно сочетаются, что создает наиболее благоприятные условия для реализации данного важнейшего принципа налогообложения. Считается, что прогрессивное налогообложение более справедливо, поскольку обеспечивает большее равенство среди налогоплательщиков.

Принцип эффективности. Суть этого принципа заключается в том, что налоги не должны мешать развитию производства, одновременно содействуя проведению политики стабилизации и развитию экономики страны. Эффективная налоговая система должна стимулировать экономический рост, хозяйственную активность граждан и организаций.

Принцип соразмерности налогов. Этот принцип заключается в соотношении наполняемости бюджета и последствий налогообложения. При установлении налогов и определении их основных элементов должны учитываться экономические последствия как для бюджета, так и для перспективного развития национальной экономики и воздействия на хозяйственную деятельность налогоплательщиков.

Принцип множественности. Множественность налогов позволяет создавать предпосылки для проведения государством гибкой налоговой политики, в большей мере принимать во внимание платежеспособность налогоплательщиков, выравнивать налоговое бремя, воздействовать на потребление и накопление и др. Практическое применение данного принципа должно строиться на разумном сочетании прямых и косвенных налогов. Для реализации этого принципа нужно использовать все разнообразие видов налогов, позволяющее учитывать как имущественное положение налогоплательщиков, так и получаемые ими доходы.

Ко второму направлению относятся организационные принципы налогообложения.

Принцип универсализации налогообложения. Его суть заключается в том, что нельзя допускать установления дополнительных налогов, повышенных или дифференцированных ставок налогообложения в зависимости от форм собственности, организационно-правовых форм организаций, их отраслевой принадлежности, гражданства физического лица, а также должен быть обеспечен одинаковый подход к исчислению налогов вне зависимости от источников или места образования дохода.

Принцип удобства и времени взимания налога для налогоплательщика. Исходя из этого принципа при введении любого налога нужно устранить все формальности: акт уплаты налога должен быть максимально упрощен; уплачивает налог не получатель дохода, а организация, в которой он работает, налоговый платеж должен приурочиваться ко времени получения дохода. Согласно этому принципу наилучшими являются налоги на потребление, когда уплата налога осуществляется одновременно с покупкой товара.

Принцип разделения налогов по уровням власти. Этот принцип, имеющий исключительное значение, особенно в условиях федеративного государства, должен быть закреплен законом. Он устанавливает, что каждый орган власти (федеральный, региональный, местный) наделяется конкретными полномочиями в области введения, отмены налогов, установления налоговых льгот, ставок налогов и других элементов налогообложения.

Принцип единства налоговой системы. Исходя из этого принципа нельзя устанавливать налоги, нарушающие единство экономического пространства и налоговой системы страны. В связи с этим недопустимы налоги, которые прямо или косвенно ограничивают свободное перемещение в пределах территории страны товаров, работ и услуг или финансовых средств; нельзя как-то иначе ограничивать осуществление не запрещенной законом экономической деятельности физических и юридических лиц или создавать препятствия на ее пути.

Принцип гласности. Это требование официального опубликования налоговых законов, нормативных актов, затрагивающих налоговые обязанности налогоплательщика. Исходя из этого принципа государство обязано информировать налогоплательщика о действующих налогах и сборах, давать разъяснения и консультации о порядке исчисления и уплаты налогов.

Принцип одновременности. В нормально функционирующей налоговой системе не допускается обложение одного и того же объекта несколькими налогами. Иными словами, один и тот же объект может облагаться налогом только одного вида и только один раз за определенный законодательством налоговый период.

Принцип определенности. Без соблюдения этого принципа невозможна рациональная и устойчивая налоговая система. Данный принцип означает, что налоговые законы не должны толковаться произвольно, а налоговые законы должны быть законами прямого действия, исключающими необходимость издания поясняющих их инструкций, писем, разъяснений и других нормативных актов. Вместе с тем налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к изменяющимся социально-экономическим условиям, должна существовать возможность ее уточнения с учетом изменений политической и экономической конъюнктуры.

Третье направление — юридические принципы налогообложения.

Принцип законодательной формы установления. Этот принцип предусматривает, что налоговое требование государства о необходимости заплатить налог и обязательство налогоплательщика должны следовать из закона, значит, налоги не могут быть произвольными. Нельзя допускать установления налогов и сборов, препятствующих реализации гражданами их конституционных прав. Но поскольку налогообложение всегда означает определенное ограничение прав, при установлении налогов нужно принимать во внимание то, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, обеспечения обороноспособности и безопасности государства.

Принцип приоритетности налогового законодательства. Его суть заключается в том, что акты, регулирующие отношения в целом и не связанные с вопросами налогообложения, не должны содержать норм, устанавливающих особый порядок налогообложения. Это означает, что если в неналоговых законах присутствуют нормы, касающиеся налоговых отношений, то применять их можно только в том случае, когда они соответствуют нормам, содержащимся в налоговом законодательстве.

В российской экономической литературе нередко выделяют еще один принцип налогообложения, а именно научный подход к формированию налоговой системы. Суть этого принципа авторы видят в том, что величина налоговой нагрузки на налогоплательщика должна позволять ему иметь доход после уплаты налогов, обеспечивающий нормальную жизнедеятельность. Недопустимо при определении ставок налога исходить из сугубо сиюминутных интересов пополнения государственной казны в ущерб развитию экономики и интересам налогоплательщика.

Отметим, что использование любого принципа налогообложения требует серьезного научного подхода и анализа. Применение всей системы принципов либо отдельно взятого принципа не является общепринятым в мировой теории и практике. Вместе с тем существуют принципы, которые неоспоримы и признаются в качестве аксиомы. Исторически основополагающими принципами, которые должны быть заложены в основу любой налоговой системы, являются принципы, разработанные Адамом Смитом и Адольфом Вагнером.

Некоторые принципы, такие как множественность налогов, удобство, экономность, достаточно легко выполнимы. Абсолютное же следование другим принципам, например принципам равенства и справедливости, соразмерности, невозможно, но государство должно стремиться к их соблюдению при построении эффективной налоговой системы.

Структура и принципы налогообложения

Под налогообложением понимается система, ориентированная на изъятие денежных средств органами власти у объектов, находящихся в их подчинении. В основе современного налогообложения находится добровольно-принудительный принцип, однако в истории общества случались моменты, когда налогообложение носило остро принудительный характер.

Структура налогообложения включает в себя различные виды налогов, классифицируемые по определенным основаниям.

Так, например, в зависимости от способа изъятия налоги делятся на два вида:

  • косвенные налоги, реализуемые в форме надбавки к цене товаров и перекладываемые тем самым на конечного потребителя. Примерами такого вида налогов являются налог на добавленную стоимость, акцизы и прочие;
  • прямые налоги, взимаемые с объекта налогообложения. Примерами таких налогов являются налог на прибыль, налог на доходы физических лиц и прочие.

В зависимости от воздействия выделяют следующие виды налогов:

  • налоги пропорциональные, ставки по которым установлены в виде фиксированной величины процента к величине дохода или стоимости облагаемых объектов имущества;
  • налоги прогрессивные, ставки по которым демонстрируют рост в соответствии с ростом объекта налогообложения;
  • налоги регрессивные (дегрессивные), ставки по которым демонстрируют снижение по мере роста величины объекта налогообложения.

В зависимости от налогоплательщика, то есть субъекта налогообложения, налоги делятся на следующие виды:

  • налоги, уплачиваемые исключительно физическими лицами;
  • налоги, уплачиваемые исключительно юридическими лицами;
  • налоги, уплачиваемые и физическими, и юридическими лицами.

В зависимости от объекта налогообложения различают следующие виды налогов:

  • налоги, взимаемые с имущества;
  • налоги, взимаемые с ресурсов;
  • налоги, уплачиваемые от дохода или выручки;
  • налоги, взимаемые с потребления.

Принципы налогообложения

Возникновение налогов относится к периоду становления государства как общественного института. В связи с этим работа по определению принципов налогообложения и его оптимизации ведется уже несколько столетий. В 1776 году Адамом Смитом были предложены четыре основных принципа налогообложения, которые включают:

Готовые работы на аналогичную тему

  1. принцип справедливости, суть которого сводится к тому, что каждый гражданин обязан принимать участие в покрытии государственных расходов, однако это участие должно быть соразмерным его доходу. реализация данного принципа обеспечивает равенство налогообложения;
  2. принцип удобства, суть которого сводится к тому, что взимание налога должно осуществляться тогда и тем способом, которые максимально удобны налогоплательщику;
  3. принцип определенности, суть которого сводится к тому, что налог, обязательный к уплате, должен быть четко определен, условия его исчисления и уплаты должны быть понятны налогоплательщику;
  4. принцип экономичности, суть которого сводится к тому, что сбор налога дожжен обеспечивать максимальную эффективность при минимальных расходах на него.

Предложенные Адамом Смитом принципы налогообложения фактически являются классикой, которые с течением времени просто приобретают более пространное содержание.

В настоящее время принципы налогообложения можно представить таким образом:

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию