Femida96.ru

Юридическая помощь для всех
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Налоги являются основным источником доходов государственного бюджета

НАЛОГИ КАК ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК ДОХОДОВ БЮДЖЕТОВ БЮДЖЕТНОЙ СИТСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

В статье рассматривается вопрос о сущности налогов , а так же налоговые доходы бюджетной системы Российской Федерации, на примере федерального бюджета . Актуальность данной темы заключается в важности налогов в структуре доходов бюджетной системы . Целью статьи является определение роли налогов в экономике государства и изучение влияния налоговых доходов на бюджетную систему Российской Федерации на примере федерального бюджета . Методами анализа и сравнения делаются выводы, что практически всех доходы бюджетной системы — налоговые поступления, которые являются не только средствами бюджета , но и одним из главных экономических регуляторов.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Брюханов Я.О.

TAXES AS THE MAIN SOURCE OF BUDGETS OF THE BUDGETARY SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article discusses the essence of taxes, their purposes, tasks and functions. It also examines the revenue side of the budgetary system of the Russian Federation, formed at the expense of taxes, using the example of the federal budget. The relevance of this topic stems from the importance of economic regulators in a market economy. At the same time, taxes are one of the main elements in the regulation of the economy by the state. That is why it is important to understand the structure of the tax system, since a favorable economic situation in the country and the development of the state as a whole depends on the effectiveness of tax policy. The purpose of the article is to determine the role of taxes in the economy of the state and to study the influence of tax revenues on the budgetary system of the Russian Federation using the example of the federal budget.

Текст научной работы на тему «НАЛОГИ КАК ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК ДОХОДОВ БЮДЖЕТОВ БЮДЖЕТНОЙ СИТСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

студент ИГСУ РАНХиГС, г. Москва, РФ

НАЛОГИ КАК ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК ДОХОДОВ БЮДЖЕТОВ БЮДЖЕТНОЙ СИТСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В статье рассматривается вопрос о сущности налогов, а так же налоговые доходы бюджетной системы Российской Федерации, на примере федерального бюджета. Актуальность данной темы заключается в важности налогов в структуре доходов бюджетной системы. Целью статьи является определение роли налогов в экономике государства и изучение влияния налоговых доходов на бюджетную систему Российской Федерации на примере федерального бюджета. Методами анализа и сравнения делаются выводы, что практически всех доходы бюджетной системы — налоговые поступления, которые являются не только средствами бюджета, но и одним из главных экономических регуляторов.

налоги, бюджетная система, бюджет, федеральный бюджет, структура доходов, государство.

Student, IGSU RANEPA, Moscow, Russia 4111236@gmail.com

TAXES AS THE MAIN SOURCE OF BUDGETS OF THE BUDGETARY SYSTEM

OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article discusses the essence of taxes, their purposes, tasks and functions. It also examines the revenue side of the budgetary system of the Russian Federation, formed at the expense of taxes, using the example of the federal budget. The relevance of this topic stems from the importance of economic regulators in a market economy. At the same time, taxes are one of the main elements in the regulation of the economy by the state. That is why it is important to understand the structure of the tax system, since a favorable economic situation in the country and the development of the state as a whole depends on the effectiveness of tax policy. The purpose of the article is to determine the role of taxes in the economy of the state and to study the influence of tax revenues on the budgetary system of the Russian Federation using the example of the federal budget.

taxes, budgetary system, budget, federal budget, income structure, state.

Актуальность данной темы заключается в том, что в условиях пандемии возникла экономическая нестабильность в мировом масштабе, в том числе и в Российской Федерации. В таких условиях, перед государством стоит задача добиться экономического равновесия и стабильности. В первую очередь необходимо начинать с внутреннего рынка, на котором одним из основных экономических регуляторов государства, в условиях рыночной экономики, являются налоги [5].

Налог — обязательный, безвозмездный, индивидуальный платеж в форме отчуждения денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства, взимаемый с организаций и физических лиц [2].

Налоги являются важнейшим инструментом в образовании бюджетных средств, которые расходуются на особо значимые общественные вопросы, такие как [4]:

• Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

• Физическая культура и спорт

• Средства массовой информации

• Охрана окружающей среды

• Межбюджетные трансферты общего характера

• Обслуживание государственного и муниципального долга

Следовательно, налоги являются финансовым обеспечением для решения всех общественных вопросов внутри страны. Так же помимо финансирования общественных вопросов существует и их регулирование с помощью фискальной (или налогово-бюджетной) политики. Фискальная политика, основным инструментом которой являются налоги, решает массу важнейших вопросов функционирования государства и общества с помощью решения поставленных перед налогами задач. К таким, можно отнести следующие задачи налогов:

• Территориальное распределение средств внутри страны

• Влияние на поведение налогоплательщиков

• Стимулирование спроса и предложения

• Перераспределение доходов среди граждан

Решение всех этих задач очень важно для стабильного существования государства и общества в целом, в чем главную роль и играют налоги. Выявив задачи налогов, следует, определить их функции.

Читайте так же:
Субсидия сотрудникам фсин на приобретение жилья

Таким образом, можно выделить основные функции налогов:

• Фискальная. Обеспечение доходной базы бюджетов бюджетной системы государства.

• Перераспределительная. Распределение произведенного ВВП между регионами, отраслями и гражданами.

• Стимулирующая. Влияние на образование капитала, производство и спрос в экономической жизни общества.

Решение и осуществление всех перечисленных задач и функций происходит за счет доходов бюджетной системы, в основном за счёт налогов. Исходя из бюджетного кодекса «к налоговым доходам бюджетов относятся доходы от предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных налогов, местных налогов и сборов, а также пеней и штрафов по ним» [1].

В Российской Федерации налоги подразделяются на три вида, в зависимости от уровня их взимания

Для более подробного анализа налоговых доходов бюджетной системы Российской Федерации необходимо понимать за счет, каких налогов эти доходы формируются. Для этого обратимся к таблице 1, приведенной далее.

Существующие налоги по видам

Федеральные Региональные Местные

1) налог на добавленную стоимость; 2) акцизы; 3) налог на доходы физических лиц; 4) налог на прибыль организаций; 5) налог на добычу полезных ископаемых; 7) водный налог; 8) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; 9) государственная пошлина; 10) налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья. 1) налог на имущество организаций; 2) налог на игорный бизнес; 3) транспортный налог. 1) земельный налог; 2) налог на имущество физических лиц; 3) торговый сбор.

Но, тем не менее, распределение налогов по уровню власти не всегда совпадает с поступлением их в полной мере в соответствующий бюджет. Налоговые доходы имеют сложную структуру распределения по бюджетам. Так, например, налоги, составляющие основную часть налоговых доходов бюджетной системы:

• НДС — косвенный федеральный налог со ставками 0; 10; 20 процентов в зависимости от особенности товаров или процедур. Начисляется во всем своем объеме в федерльный бюджет [3].

• Налог на прибыль организаций — прямой федеральный налог с налоговой ставкой в размере 20 процентов. 2 процента от суммы налога (3 процента в 2017-2024 годах) начисляется в федеральный бюджет. Остальные 18 процентов (17 процентов в 2017-2024 годах) начисляются в бюджеты субъектов Российской Федерации [3].

• Налог на доходы физических лиц — основной вид прямых налогов. Федеральный налог со ставками 9; 13; 15; 30; 35 процентов в зависимости от видов доходов и категорий налогоплательщиков. Начисляется в размере в размере 85 процентов от уплаченного налога в региональный бюджет и 15 процентов от уплаченного налога в местный бюджет [1].

Доходы государства могут формироваться за счет:

• Неналоговых поступлений (от собственности, штрафы и др.)

• Безвозмездные поступления от физических лиц, организаций и других источников.

Федеральный бюджет является основным финансовым планом государства, который распределяет

национальный доход и ВВП. Следовательно, можно сказать, что он является основным бюджетом в бюджетной системе. Поэтому лучше всего разобрать структуру доходов и проанализировать налоговые доходы на примере именно этого бюджета.

Определить, насколько значимы налоговые поступления для доходов бюджета, можно только, сравнив все доходы с налоговыми доходами. Для этого обратимся к документу Министерства финансов о федеральном бюджете [6].

Доходы федерального бюджета на 2020 год всего составили 20 379,4 млрд. рублей. Из этих доходов следует выделить наиболее значимые источники дохода. Самым крупным источником является:

• НДС — 7 492,4 млрд. рублей, составляет 36,8% всех доходов федерального бюджета.

• НДПИ — 5 979,3 млрд. рублей, составляет 29,3% всех доходов федерального бюджета.

• Налог на прибыль организаций — 1 210,3 млрд. рублей, составляет 6% всех доходов федерального бюджета.

• Акцизы — 1 085,7 млрд. рублей, составляет 5,3% всех доходов федерального бюджета.

Согласно данным Министерства финансов только эти 4 налога (НДС, НДПИ, Налог на прибыль

организаций, Акцизы) составляют 15 767,7 млрд. рублей из 20 379,4 млрд. рублей всех доходов федерального бюджета, что составляет около 80%. Следовательно, налоги определенно являются основным источником доходов бюджета. Для более полноценных выводов следует построить таблицу 2 и

провести такой анализ с основными источниками налоговых поступлений по годам[6].

Доля наиболее крупных источников налоговых доходов федерального бюджета

Налог/год 2017 В % 2018 В % 2019 В %

Всего доходы 14 720,3 100 15 257,8 100 19 969,3 100

НДС 5 089,5 35 5 624,9 36,8 6 899,7 35

НДПИ 3 879,8 26,4 3 547,5 23,2 6 059,3 30

Налог на прибыль 725,0 5 806,1 5,3 960,3 4,8

Акцизы 979,4 6,7 1 054,0 6,9 1 068,3 5,4

% от всех доходов 73,1 72,2 75,2

Выполнив анализ налоговых доходов федерального бюджета, и проведя сравнение со всеми доходами по годам, можно сделать вывод о том, что доля налоговых доходов в федеральном бюджете является наибольшей. При этом с течением временит (2017-2020 года) доля налоговых доходов в структуре всех доходов федерального бюджета постепенно растет, с 73% в 2017 до 80% в 2020 году. Рост доли налоговых поступлений растет совместно с общими доходами бюджета, а не за счет сокращения других источников. Что говорит о росте влияния налогов на доходную часть федерального бюджета.

В качестве заключения необходимо сказать, что налоговые доходы бюджетов бюджетной системы составляют наибольшую часть поступающих средств [4]. Таким образом, собираемые государством налоги, выполняют как расходные общественные задачи, так и являются важнейшим элементом в экономической политике государства.

И сейчас, в условиях пандемии и карантина возникает сокращение деловой активности, наложение административных ограничений, что ведет к глубокому спаду и мощному шоку в экономике[6]. В тоже время из-за спада деловой активности налоговые поступления сокращаются, что приводит к уменьшению бюджетных средств. В таких условиях государству необходимо реализовывать пакеты антикризисных мер для поддержки населения и бизнеса. Такие меры проводятся с помощью налогово-бюджетной политики, а именно налоговые льготы, увеличение расходов бюджетных средств, выплаты гражданам, и др., все это осуществляется за счет бюджетных средств, которые в большей части состоят из налоговых поступлений. Следовательно, налоги являются основным источником финансирования в решении государственных задач и требуют особого внимания и изучения.

Читайте так же:
Поднимут ли пенсию в узбекистане

Исходя из проанализированных данных, можно сделать вывод о том, что налоги не только являются основным доходом бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, но и в тоже время играют важнейшую роль в функционировании, развитии и работоспособности всего государства в целом за счет своих функций и задач.

Список использованной литературы:

1. "Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ. Статья 41, 56 // СЗ РФ от 3 августа 1998 г. N 31 ст. 3823.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 01 января 1999. № 146-ФЗ. Статья 8, 13, 14, 15 // Собрание законодательства Российской Федерации, N 31, 03.08.98, ст. 3824.

3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 01 января 2001. № 117-ФЗ. Статья 164, 284 // Собрание законодательства Российской Федерации, N 32, 07.08.2000, ст. 3340.

4. Документ Министерства финансов. БЮДЖЕТ ДЛЯ ГРАЖДАН к Федеральному закону о федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов. 30.12.2019.

5. Документ Министерства финансов. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ, НАЛОГОВОЙ И ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ НА 2021ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2022 И 2023 ГОДОВ. 01.10.2020.

6. Документ Министерства финансов. Ежегодная информация об исполнении федерального бюджета. 12.03.2021.

Налоги как основной источник доходов бюджета.

Налог — это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Налоги – важнейшая форма аккумуляции бюджетом денежных средств. Государство, аккумулируя налоги в бюджете, финансирует важнейшие направления жизни и деятельности как общества в целом, так и отдельных индивидуумов: здравоохранение, образование, культура и искусство, правоохранительная деятельность, государственное управление, инвестиционная деятельность в области промышленности и сельского хозяйства и многое другое.

Связь налогов и бюджета имеет двусторонний и неразрывный характер. Налоги как основной элемент доходов бюджета обеспечивают финансирование всей структуры его расходных статей, в то время как неналоговые доходы формируют лишь 15–20% бюджета. Именно за счет налоговых поступлений государству удается удовлетворить различные потребности его граждан. Таким образом, значение налогов в формировании бюджета велико: они составляют 70% всей доходной части бюджета. Наибольший удельный вес в структуре бюджета занимают такие налоги, как НДС, налог на добычу полезных ископаемых и акцизы. На региональном уровне наибольший удельный вес в статьях доходов занимают налог на доходы физических лиц и налог на прибыль организаций.

Таким образом, налоги, являясь главным источником бюджетных доходов на всех уровнях бюджетной системы, задают не только параметры постатейного финансирования расходов, но и служат основой для территориального перераспределения финансовых ресурсов.

Налоговая система является одним из наиболее действенных инструментов экономической политики государства. С одной стороны, она обеспечивает формирование доходных источников бюджетов всех уровней. С другой стороны, меняя объемы изъятий финансовых ресурсов хозяйственных субъектов, государство влияет на экономическое поведение налогоплательщиков.

В экономической системе налоги выполняют три функции: фискальную, перераспределительную и стимулирующую.

Основной функцией налогов является фискальная. Ее содержание состоит в том, что за счет налогов формируются финансовые ресурсы государства, которые необходимы для дальнейшего осуществления расходов (оборонных программ, социальных выплат и т.п.).

Все налоги можно подразделить на две основные категории: прямые и косвенные. В общем случае к прямым налогам принято относить такие налоги, которые выплачиваются налогоплательщиком со своих доходов или имущества и являются его прямым взносом в бюджет. К ним относятся налог на прибыль, налог на доходы физических лиц, налог на имущество и другие.

Косвенные налоги – это налоги на товары и услуги, которые взимаются путем включения налога в цену товара (тариф на услуги). К их числу относятся налог с оборота, налог на добавленную стоимость, налог с продаж, акцизы, таможенные пошлины. Особенностью косвенных налогов является то, что они вытекают из хозяйственных актов, оборотов, финансовых операций и преследуют целью переложение налогового бремени с производителей товаров или услуг на их потребителей.

Федеральные – налоги и сборы, установленные НК и обязательные к уплате на всей территории РФ. Налоговые доходы федерального бюджета являются основными в их общем объеме.

Региональными – признаются налоги и сборы, установленные НК и законами субъектов и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов.

Местные – налоги и сборы, устанавливаемые НК и нормативными актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территории соответствующих МО.

К федеральным налогам и сборам относятся:

 налог на добавленную стоимость;

 налог на прибыль организаций;

 налог на доходы физических лиц;

 налог на добычу полезных ископаемых;

 сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

Налог как источник государственного бюджета государства

Налоги — это платежи, которые в обязательном порядке уплачивают в доход государства юридические и физические лица — предприятия, организации, граждане. Платить налоги обязаны все. Однако это не значит, что те, кто их уплачивает, получает что-либо взамен.

Читайте так же:
Алименты по закрытому исполнительному листу

Как правило, выплаты эти не только обязательны, но и принудительны и безвозмездны. Но налоги необходимы, с помощью налогов государство воздействует на многие, в том числе экономические, процессы. Налоги помогают поощрять или сдерживать определенные виды деятельности, направлять развитие тех или иных отраслей промышленности, воздействовать на экономическую активность предпринимателей, сбалансировать платежеспособный спрос и предложение, регулировать количество денег в обращении.

И хотя налоги чаще вызывают возмущение, чем одобрение, без них ни современное общество, ни правительство существовать не могут. Общие и единые для всех правила налогообложения, стабильные в течение длительного времени позволяют налогоплательщикам самостоятельно, с перспективой принимать хозяйственные решения, заранее зная норму и условия изъятия части их доходов в пользу государства.

Принципы налогообложения должны строятся на основе четырех функций:

Однако следует отметить, что становление новой налоговой системы, которая адекватно отвечала бы рыночной экономике, происходит не последовательно и медленно. Общественное назначение налогов проявляется в их функциях. Их две — «фискальная» и «экономическая».

Фискальная состоит в формировании денежных доходов государства. Деньги нужны ему на содержание государственного аппарата, армии, развитие науки и техники, поддержку детей, пожилых и больных людей. Из собранных в виде налогов средств государство покрывает расходы на образование, строит школы, высшие учебные заведения, детские дома, платит зарплату преподавателям и стипендии студентам. Часть средств идет на здравоохранение: защиту здоровья матери и ребенка, содержание поликлиник, больниц и т.д. Из этого же источника идут деньги на строительство государственных предприятий, дорог, защиту окружающей среды.

Экономическая функция налогов состоит в воздействии через налоги на общественное воспроизводство, т.е. любые процессы в экономике страны, а также социально — экономические процессы в обществе. Налоги в этой функции могут играть поощрительную (стимулирующую), ограничительную и контролирующую роль.

Так, те предприятия, которым предоставлены налоговые льготы, растут и развиваются быстрее других. Предоставляя льготы, государство решает серьезные, порой стратегические задачи. Например, не облагая налогом часть прибыли, идущей на благотворительную деятельность, государство привлекает предприятие к решению социальных проблем.

Значительное повышение налогов способно не только ограничить, но и сделать бессмысленной предпринимательскую деятельность. Назначая более высокие налоги на сверх прибыль, государство контролирует движение цен на товары и услуги.

Функции налогов взаимосвязаны. Рост налоговых поступлений в бюджет, т.е. реализация фискальной функции, создает материальную возможность для осуществления экономической роли государства т.е. это экономическая функция налогов.

В тоже время достигнутое в результате экономического регулирования ускорение развития и роста доходности производства позволяет государству получать больше средств. Это означает, что экономическая функция налогов способствует осуществлению фискальной, укрепляет ее. [16, с. 43]

На сегодняшний день налоги весьма разнообразны по видам и образуют довольно разветвленную совокупность. Налоги делятся на разнообразные группы по многим признакам.

Налоги классифицируются следующим образом:

— по характеру налогового изъятия (прямые и косвенные);

— по уровням управления (федеральные, региональные, местные, муниципальные);

— по субъектам налогообложения (налоги с юридических и физических лиц);

— по объектам налогообложения (налоги на товары и услуги, налоги на доходы, прибыль, прирост рыночной стоимости капиталов, налоги на недвижимость и имущество и т.д.);

— по целевому назначению налога (общие, специальные).

Налоги бывают двух видов. Первый вид — налоги на доходы и имущество: подоходный налог и налог на прибыль корпораций фирм; на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица, их называют прямыми налогами. Основными видами прямых налогов являются реальные и личные налоги.

Реальные налоги взимаются с отдельных видов имущества (земли, строений) налогоплательщика на основе перечня, учитывающего среднюю, а не действительную доходность плательщика. В зависимости от объекта обложения к ним относится: земельный налог, налог с владельцев строений, налог с владельцев транспортных средств, сельскохозяйственный налог.

Личные налоги — налоги на доход или имущество физических и юридических лиц, взимаемые с источника дохода или по декларации, при личном обложении, в отличие от реального, объекты (доход, имущество) учитываются индивидуально для каждого плательщика, принимается во внимание и его финансовое положение. В зависимости от объектов обложения различают следующие виды личных налогов: подоходный налог с населения; налог на прибыль предприятий; налог на прибыль иностранных юридических лиц от деятельности в нашей стране; налог на доходы; плата за трудовые ресурсы; плата за воду и другие

Второй вид — налоги на товары и услуги: налог с оборота — в большинстве развитых стран заменен налогом на добавленную стоимость. Это косвенные налоги. Косвенные налоги — налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене товаров, к тарифам, услугам и видам деятельности.

Косвенный налог (налог с оборота) в основном реализуется в ценах на товары длительного пользования, предметы одежды, алкогольные напитки и табачные изделия и фактически представляют собой налог на те группы населения, которые больше покупают налогооблагаемые товары. Косвенные налоги выступают в трех видах:

Акциз — налог с оборота, взимаемый со стоимости товаров массового производства.

Налог на добавленную стоимость — является частью вновь созданной стоимости

Таможенные пошлины — косвенные налоги на импортные, экспортные и транзитные товары, поступающие в доход бюджета государства.

Читайте так же:
Налог взимаемый с юридических лиц

В странах рыночной экономики косвенные налоги играют значительную роль в налоговом регулировании и формировании доходов государства. Исторически основным видом косвенных налогов был акциз. В большинстве стран четко выделены следующие акцизные группы товаров: алкогольные напитки, табачные изделия, бензин и другие виды нефтепродукты, легковые автомобили и драгоценности.

Дальнейшее развитие косвенного налогообложения привело к появлению налога с оборота (универсального акциза), который в ряде стран сформировался в налог на продажу, как правило, потребительских товаров и в налог на добавленную стоимость, образуемый на каждой стадии производства или обращения.

В странах ЕС широко применяется налог на добавленную стоимость, который нормирует больше половины всех поступлений в бюджет от косвенных налогов. К достоинствам данного вида налога относится:

— универсальность подхода к налоговой шкале, процессом исчисления и процедурам изъятия;

— упрощение контроля над движением товаров и услуг, за издержками;

— стимулирование экспорта, поскольку вызов товаров не облагается налогом.

В отличие от прямых данный вид налога поступает регулярно и равномерно в казну государства.

Анализ систем развития косвенного налогообложения в странах с рыночной экономикой приводит к следующим выводам. В составе разнообразных видов товаров и услуг выделяется группа акцизных товаров, а также ряд товаров длительного пользования и роскоши. К данным товарам применяется особый индивидуальный порядок налогообложения.

Для остальных видов товаров и услуг, прежде всего потребительского назначения, применяется налог на продажу (или с оборота). Это позволяет, помимо извлечения дополнительных доходов, контролировать процессы производства и реализации, тем самым увеличивая возможность воздействия на экономику и получения дополнительной информации о хозяйственных процессах.

Расширяется сфера использования налога на добавленную стоимость, как универсального вида косвенного налогообложения. Последние два вида налогов упрощают процесс распределения доходов между различными органами власти на долевой основе и обеспечивают известный автоматизм налоговых поступлений.

Напротив индивидуальные акцизные налоги требуют предварительного определения списка товаров и компетенции разных уровней власти. Государственные налоги устанавливаются и взимаются центральными органами власти. Местные налоги устанавливаются и взимаются местными органами власти на соответствующей территории.

Взаимоотношения между органами власти основаны на распределении компетенции в области налогового регулирования между ними. Общие налоги обезличены и поступают в единую кассу государства, которое и определяет дальнейший порядок их применения, как правило, на общегосударственные мероприятия.

Специальные (целевые) налоги используются для строго определенных функций. Например, средства государственного страхования практически во всех государствах используются только на социальное обеспечение (пенсии) и социальное страхование (пособия).

Разнообразие зависит от типов (субъектов) хозяйственной деятельности и их организации. В любом случае выделяют четыре сектора, которые различаются между собой не только способом хозяйственной деятельности, но и особенностями налогового регулирования:

Несмотря на известный исторический опыт, налоговое регулирование в нашей стране находится пока в стадии становления, и будет наверняка претерпевать изменение. Поэтому представляет интерес не только его анализ, но и сравнение с общими принципами и закономерностями налогового регулирования в странах с рыночной экономикой.

Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего дело обстоит с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции.

Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от степени эластичного спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя.

Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов.

В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения — к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности.[6,с. 46]

Вопрос 43

Основные источники доходов государственного бюджета – это:

— налоги (включая взносы на социальное страхование);

— прибыль государственных предприятий;

— сеньораж (доход от эмиссии денег);

— средства от продажи государственных ценных бумаг;

— доходы от приватизации и др.

основным источником доходов бюджета являются налоги. В доходах центрального бюджета они составляют от 80% до 90%. В местных бюджетах развитых стран на долю налогов приходится до 50% все поступлений.

Каждый налог в законодательном порядке закрепляется за правительством, местными органами власти. Наиболее крупные налоги, как правило, находятся в распоряжении правительства, менее крупные направляются местными властями в местные бюджеты, а в отдельных случаях – во внебюджетные фонды.

В условиях перехода к рыночной экономике источником дохода могут стать поступления от продажи государственной собственности (т.е. доходы от приватизации).

Налог – это принудительное изъятие государством у домохозяйств и фирм определенной суммы денег не в обмен на товары и услуги.

Налоги появились с возникновением государства, поскольку представляют собой основной источник доходов государства.

Поскольку услугами государства (которые, безусловно, не могут предоставляться бесплатно) пользуются все члены общества, то государство собирает плату за эти услуги со всех граждан страны. Таким образом, налоги представляют собой основной инструмент перераспределения национального дохода между членами общества и имеют целью уменьшение неравенства в доходах.

Различают два основных вида налогов: прямые и косвенные.

Прямые налоги – это налоги на доходы от факторов производства и имущество. Они взимаются с денежных сумм, полученных экономическим агентом (прежде всего в качестве факторных доходов, или денежной оценки принадлежащего ему имущества.

К прямым налогам относятся:

Читайте так же:
Возраст выхода на пенсию военнослужащих в россии

— личный подоходный налог (в развитых странах он является основным элементом налоговой системы, обеспечивая наибольшую долю налоговых поступлений);

— налог на прибыль;

налог на наследство;

— налог на имущество;

— налог с владельцев транспортных средств и др.

Особенность прямых налогов состоит в том, что налогоплательщик и налогоноситель (тот, кто выплачивает налог государству) – это один и тот е агент.

Косвенные налоги – это налоги на товары, услуги и виды деятельности. Они представляют собой часть цены товара или услуги. Поскольку эти налоги входят в стоимость покупок (либо как фиксированная сумма, либо как процент от цены), они носят неявный характер и выступают как налоги на потребление, а не доход.

К косвенным налогам относятся:

— налог с оборота;

— таможенная пошлина (включаемая в цену импортных товаров).

Особенность косвенных налогов состоит в том, что налогоплательщик и налогоноситель – это разные агенты. Налогоплательщиком является покупатель товара или услуги (именно он оплачивает налог при покупке), а налогоносителем – фирма, которая произвела этот товар или услугу (она выплачивает налог государству). Неслучайно в СНС данный вид налогов называется косвенным налогом на бизнес.

В развитых странах наибольшую долю (примерно 2/3) налоговых поступлений составляют прямые налоги, а в развивающихся странах и странах с переходной экономикой – косвенные налоги. Это связано с тем, что косвенные налоги собирать легче и объем налоговых поступлений в этом случае зависит от цен товаров и услуг, а не от доходов экономических агентов (которые они по возможности, если позволяет налоговая система, пытаются укрыть от налогообложения). По этой же причине государству выгоднее использовать косвенные, а не прямые налоги в период инфляции. Это позволяет минимизировать потерю реальной стоимости налоговых поступлений.

В макроэкономике делят налоги также на автономные и подоходные.

(Тх) Автономные (или аккордные) налоги – это налоги, которые не зависят от уровня дохода, Аккордный налог представляет налог, который дает одну и ту же сумму налоговых поступлений при любой величине совокупного дохода.

Подоходные налоги – это налоги. Которые зависят от уровня совокупного дохода и сумма налоговых поступлений от которых определяется по формуле, где — налоговая ставка, — совокупный доход,

Налоговая функция (сумма налоговых поступлений) имеет вид:

Различают среднюю и предельную ставку налога,

Средняя ставка налога – это отношение налоговой суммы к величине дохода, выраженное в процентах:

Предельная ставка налога – это процентное отношение величины прироста налоговой суммы к величине прироста дохода. Она показывает, на сколько увеличивается сумма налога при увеличении дохода на единицу:

В зависимости от того, как устанавливается средняя налоговая ставка, различают три типа налогов (налогообложения): пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.

Пропорциональные налоги предполагают, что средняя налоговая ставка остается неизменной независимо от величины дохода (все прямые налоги, за исключением личного подоходного налога и в некоторых странах налога на прибыль).

Прогрессивные налоги – это налоги, средняя налоговая ставка которых увеличивается по мере роста увеличения дохода и уменьшается по мере сокращения величины дохода (личный подоходный налог). Такая система налогообложения в максимальной степени способствует перераспределению доходов, однако вряд ли стимулирует повышение эффективности производства.

Регрессивные налоги – это налоги, средняя налоговая ставка которых увеличивается по мере сокращения дохода и уменьшается по мере роста дохода. Таким образом, при увеличении дохода его доля, выплачиваемая в виде налога, сокращается.

В явном виде регрессивная система налогообложения в современных условиях наблюдается редко. Однако все косвенные налоги с точки зрения доли, которую они составляют в доходе покупателя, имеют регрессивный характер, причем. чем выше ставка налога, тем в большей степени регрессивным он является.

Наиболее регрессивный характер имеют акцизные налоги.

Фирмы рассматривают налоги как издержки, поэтому рост налогов ведет к сокращению совокупного предложения. А снижение налогов – к росту деловой активности и объема выпуска.

Воздействие налогов на совокупное предложение подробно исследовал американский экономист, экономический советник президента США Рональда Рейгана, один из основоположников концепции «экономики предложения» Артур Лаффер. Он выдвинул гипотезу о воздействии изменения ставки подоходного налога на общую величину налоговых поступлений в государственный бюджет и построил кривую, отражавшую эту зависимость, В своем анализе Артур Лаффер исходил из налоговой функции:

Лаффер показал, что существует оптимальная ставка налога (tопт.), при которой налоговые поступления максимальны (Tx max). Если увеличить ставку налога, то уровень деловой активности, и налоговые поступления сократятся (до Tx1), поскольку уменьшится налогооблагаемая база, т.е. величина совокупного дохода.

Поэтому в целях борьбы со стагфляцией (одновременным спадом производства и инфляцией) Лаффер в начале 1980-х годов предложил снизить ставки налога на доходы домохозяйств и на прибыль корпораций.

Лаффер исходил из предложения, что в отличие от воздействия снижения налогов на совокупный спрос, увеличивающего объем производства, но провоцирующего инфляцию, влияние снижения налогов на совокупное предложение имеет антиинфляционный характер. Рост производства сочетается в этом случае со снижением уровня цен и поэтому может служить средством борьбы со стагфляцией.

Таким образом, налоги являются не только основным источником доходов государства и средством перераспределения национального дохода, но и важным инструментом стабилизации экономики.

Кроме того, снижение налогов, стимулируя увеличение совокупного предложения, воздействует на инвестиционную активность (и поэтому на величину запаса капитала) и способствует росту экономического потенциала, т.е. влияет на экономику не только в краткосрочном периоде, но и в долгосрочном периоде, обеспечивая экономический рост.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию