Femida96.ru

Юридическая помощь для всех
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Налогоплательщиком налога на прибыль организации является

Кто является плательщиками налога на прибыль?

Кто платит налог на прибыль (признается налогоплательщиком такового по современному законодательству)?

Налогоплательщиками налога на прибыль являются только организации. На индивидуальных предпринимателей данный налог не распространяется.

Итак, плательщики налога на прибыль — это (ст. 246 НК РФ):

  1. Российские организации — юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ, в том числе коммерческие и некоммерческие организации, включая бюджетные учреждения.

Примечание

В целях налога на прибыль с 01.01.2015 к российским организациям приравниваются иностранные организации, признаваемые налоговыми резидентами РФ в порядке, установленном ст. 246.2 НК РФ, а именно:

  • иностранные организации, признаваемые налоговыми резидентами РФ в соответствии с международным договором по вопросам налогообложения, — для целей применения этого международного договора;
  • иностранные организации, местом фактического управления которыми является РФ, если иное не предусмотрено международным договором по вопросам налогообложения.
  1. Иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в России.
  1. Ответственные участники консолидированных групп налогоплательщиков (КГН) — в отношении налога на прибыль по группе.

Если вы оказались в числе указанных лиц — вы обязаны платить налог на прибыль.

Обязанности плательщика налога на прибыль

Обязанностями плательщиков налога на прибыль являются:

  • исчисление и уплата налога на прибыль (подп. 1 п. 1 ст. 23, ст. 286 и 287 НК РФ) (см. также «Что нужно знать о сроках уплаты налогов»);
  • ведение налогового учета (подп. 3 п. 1 ст. 23, ст. 313 НК РФ) (см. «Как самостоятельно разработать налоговые регистры по налогу на прибыль?»);
  • представление по итогам отчетных и налогового периодов налоговых деклараций (подп. 4 п. 1 ст. 23, п. 1 ст. 289 НК РФ) (см. «Какие сроки сдачи декларации по налогу на прибыль?»);
  • представление документов, предусмотренных нормами гл. 25 НК РФ (пп. 6 п. 1 ст. 23 НК РФ);
  • другие общие обязанности плательщиков налогов (ст. 23 НК РФ) (см. также «Какие штрафы по налогу на прибыль (размеры и нарушения)?»).

Всю информацию о налоге на прибыль можно найти в в Путеводителе по налогам от КонсультантПлюс:

Если у вас нет доступа к системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Кто не платит налог на прибыль

Налоговым кодексом РФ в 2020 году предусмотрено 1 основание для неуплаты налога на прибыль: если она освобождена от него.

К освобожденным от налога на прибыль относятся:

  • организации, применяющие специальные налоговые режимы (ЕСХН, ЕНВД, УСН), и организации игорного бизнеса;
  • участники проекта «Инновационный центр «Сколково»» при соблюдении условий, предусмотренных ст. 246.1 НК РФ.

Рассмотрим каждый из случаев подробнее.

Спецрежим как освобождение от налога на прибыль

Освобождение от уплаты налога на прибыль дают:

  • система налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей (п. 3 ст. 346.1, п. 10 ст. 274 НК РФ);
  • упрощенная система налогообложения (п. 2 ст. 346.11, п. 10 ст. 274 НК РФ);
  • система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (п. 4 ст. 346.26, п. 10 ст. 274 НК РФ);
  • налог на игорный бизнес (п. 9 ст. 274 НК РФ).

Первые 2 режима (ЕСХН и УСН) освобождают организацию от уплаты налога на прибыль в отношении всей ее деятельности. Однако за такими «спецрежимниками» сохраняется обязанность по уплате налога на прибыль с доходов в виде дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам (п. 3 ст. 346.1, п. 2 ст. 346.11 НК РФ).

«Вмененка» и налог на игорный бизнес позволяют не платить налог на прибыль только в отношении тех видов деятельности, которые подпадают под эти спецрежимы (п. 4 ст. 346.26, п. 9 ст. 274 НК РФ). Если организация совмещает их с «общережимным» бизнесом, налог по нему платится в общем порядке на основании раздельного учета доходов и расходов (см. «Как организовать раздельный учет при ЕНВД»).

И конечно, ни один из указанных специальных налоговых режимов не дает освобождения от уплаты налога на прибыль в качестве налогового агента (п. 3 и 6 ст. 275, п. 4 и 5 ст. 286, ст. 310, п. 4 ст. 346.1, п. 5 ст. 346.11 НК РФ):

  • по дивидендам (см. «Как правильно рассчитать налог на прибыль с дивидендов?»);
  • по отдельным доходам, выплачиваемым иностранным организациям (см. «Налоговый агент по налогу на прибыль при выплате доходов иностранной организации»).

Освобождение для инноваций

Организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»», могут применять освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщиков налога на прибыль. Срок действия освобождения — 10 лет со дня получения статуса участника проекта. Порядок и условия применения освобождения установлены ст. 246.1 НК РФ.

Освобождение можно использовать с первого числа месяца, следующего за месяцем получения статуса участника проекта (п. 4 ст. 246.1 НК РФ).

О его использовании нужно уведомить налоговый орган. Для этого не позднее 20 числа месяца, следующего за месяцем, с которого используется освобождение, в инспекцию по месту учета нужно направить (пп. 4, 7 ст. 246.1 НК РФ):

  • письменное уведомление (по форме, утвержденной приказом Минфина России от 30.12.2010 № 196н, приложение № 1);
  • документы, подтверждающие наличие статуса участника проекта «Сколково»;
  • выписку из книги учета доходов и расходов (отчет о финансовых результатах), подтверждающую годовой объем выручки от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав). Объем выручки не должен превышать 1 млрд рублей (п. 2 ст. 246.1 НК РФ).

Эти же документы следует представлять в инспекцию по окончании налогового периода, в котором использовалось освобождение, вместе с уведомлением о продлении использования права на освобождение на следующий период или об отказе от освобождения. Срок направления — не позднее 20 числа месяца, следующего за налоговым периодом, в котором применялось освобождение (п. 6 ст. 246.1 НК РФ).

Читайте так же:
Платят ли земельный налог ветераны труда

Если документы не направлены или содержат недостоверные сведения, нужно восстановить налог на прибыль, уплатить его в бюджет, а также перечислить пени. По мнению Минфина, так же надлежит поступить организациям, которые представят документы позже установленного срока (письмо Минфина России от 20.06.2012 № 03-03-06/1/316).

Право на освобождение может быть утрачено по 2 основаниям (пп. 2 ст. 246.1 НК РФ):

  • при утрате статуса участника проекта — с первого числа налогового периода, в котором такой статус был утрачен;
  • если годовой объем выручки превысит 1 млрд рублей — с первого числа налогового периода, в котором произошло указанное превышение.

Налог за налоговый период, в котором произошла утрата статуса участника проекта или совокупный размер прибыли, полученной участником проекта, превысил 300 млн рублей, придется восстановить и уплатить в бюджет с соответствующими пенями (п. 3 ст. 246.1 НК РФ).

Возможен и добровольный отказ от освобождения (п. 5 ст. 246.1 НК РФ). Чтобы от него отказаться, нужно направить в инспекцию предусмотренное приказом Минфина РФ от 30.12.2010 № 196н (приложение № 1) уведомление. Сделать это следует не позднее первого числа налогового периода, с которого планируется отказ от освобождения. Однако нужно помнить, что получить освобождение повторно отказавшийся от него уже не сможет.

В 2012-2018 гг отдельные категории налогоплательщиков были освобождены от уплаты налога на прибыль. К ним относились организации, связанные с:

  • проведением XXII Олимпийских и XI Паралимпийских игр 2014 г. в Сочи;
  • проведением в РФ чемпионата мира по футболу FIFA 2018 г. и Кубка конфедераций FIFA 2017 г.

Рассмотрим этот момент более детально.

Неплательщики — «сочинцы»

К этой категории неплательщиков налога на прибыль относятся организации, являющиеся (п. 2 ст. 246 НК РФ):

  1. Иностранными организаторами XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, в соответствии со ст. 3 федерального закона от 01.12.2007 № 310-ФЗ (преференция действует в период 2008–2016 гг.).
  2. Иностранными маркетинговыми партнерами Международного олимпийского комитета (МОК), в соответствии со ст. 3.1 закона № 310 (в период 2010–2016 гг.), — в отношении доходов, полученных в связи с организацией и проведением Олимпийских и Паралимпийских игр.
  3. Официальными вещательными компаниями, в соответствии со ст. 3.1 закона № 310, — в отношении полученных по договорам, заключенным с МОК или уполномоченной им организацией, доходов:
  • от производства продукции СМИ в период организации игр (с 5 июля 2007 года по 31 декабря 2016 года);
  • от производства и распространения продукции СМИ (в том числе осуществления официального теле- и радиовещания, включая цифровые и иные каналы связи) в период проведения игр (1 месяц до дня начала церемонии открытия Олимпийских игр, время проведения игр и 1 месяц после дня окончания церемонии закрытия Паралимпийских игр.).

Неплательщики — «футболисты»

В отношении доходов, полученных в связи с подготовкой и проведением чемпионата мира по футболу FIFA 2018 г. и Кубка конфедераций FIFA 2017 г., налог на прибыль не платят:

  • FIFA и ее дочерние организации, указанные в федеральном законе от 07.06.2013 № 108-ФЗ;
  • конфедерации,
  • национальные футбольные ассоциации,
  • производители медиаинформации FIFA,
  • поставщики товаров (работ, услуг) FIFA, указанные в законе № 108 и являющиеся иностранными организациями.

Итоги

Итак, мы выяснили, что плательщиками налога на прибыль являются организации и не являются индивидуальные предприниматели.

Платить налог на прибыль должны все российские организации, за исключением тех, которые:

  • освобождены от его уплаты в связи с применением специальных налоговых режимов;
  • используют «сколковское» освобождение.

Также плательщиками являются некоторые иностранные организации, для некоторых из которых тоже есть ряд преференций.

Налогоплательщики налога на прибыль организаций

На основании статьи 19 НК РФ налогоплательщиками признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги.

Согласно статье 246 НК РФ плательщиками налога на прибыль организаций являются:

· иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства и получающие свои доходы от источников в РФ;

· иностранные организации, получающие доходы от источников в РФ.

Российскими плательщиками налога на прибыль являются все юридические лица, образованные и зарегистрированные в соответствии с законодательством РФ.

К юридическим лицам относятся организации, которые имеют в собственности, хозяйственном ведении или на правах оперативного управления обособленное имущество и отвечают по всем своим обязательствам данным имуществом, имеют право приобретения и отчуждения последнего, а так же имеют права быть истцом и ответчиком в суде (статья 48 ГК РФ).

В зависимости от наличия прав учредителей, в отношении созданных ими юридических лиц, в соответствии со статьей 50 ГК РФ, последние могут создаваться в форме коммерческих и некоммерческих организаций.

ГК РФ в качестве критерия классификации юридических лиц использует цель создания и деятельности юридического лица, а так же порядок получения и использования прибыли.

Основная цель коммерческой организации – извлечение прибыли и ее распределение между собственниками.

Целью некоммерческой организации, чаще всего, является решение социальных задач, которые направлены на охрану здоровья граждан, развитие физической культуры и спорта, удовлетворения духовных потребностей граждан, разрешение споров и конфликтов, оказание юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

При этом следует учитывать, что некоммерческие организации имеет право заниматься предпринимательской деятельностью. Исключение составляют ассоциации и союзы. Если по решению участников на ассоциацию (союз) возлагается ведение предпринимательской деятельности, то такая ассоциация (союз) преобразуется в хозяйственное общество или товарищество. Она может создать для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственное общество или участвовать в нем (статья 11 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).

Читайте так же:
Аренда от государства нежилых помещений

Предпринимательской деятельностью некоммерческих организаций признается приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям ее создания.

Плательщиками налога на прибыль могут быть любые юридические лица, вне зависимости от целей их создания, у которых возникает объект налогообложения. Таким образом платить налог на прибыль будут как коммерческие, так и некоммерческие организации.

Отдельные Главы Налогового кодекса Российской Федерации предусматривают, что не все организации платят налог на прибыль. Например:

· глава 26.1 «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) (далее ЕСХН);

· глава 26.2 «Упрощенная система налогообложения» (далее УСН);

· глава 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» (далее — ЕНВД).

Все вышеперечисленные системы налогообложения представляют собой специальные налоговые режимы, при которых хозяйствующий субъект, осуществляющий предпринимательскую деятельность, освобождается от уплаты некоторых «традиционных налогов» уплатой соответствующего единого налога. Иначе говоря, те хозяйствующие субъекты, которые применяют вышеперечисленные налоговые режимы, не признаются налогоплательщиками налога на прибыль.

При этом следует обратить внимание, что хозяйствующие субъекты, применяющие ЕСХН и УСН, освобождаются от уплаты налога на прибыль по всем видам деятельности (пункт 3 статья 346.1 НК РФ и пункт 2 статьи 346.11 НК РФ), а плательщики ЕНВД – по видам деятельности, облагаемым единым налогом (пункт 4 статьи 346.26 НК РФ).

При применении особого режима налогообложения, связанного с уплатой ЕНВД следует помнить, что согласно пункту 7 статьи 346.26 главы 26.3 НК РФ:

«Налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей налогообложению единым налогом, иные виды предпринимательской деятельности, обязаны вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом, и предпринимательской деятельности, в отношении которой налогоплательщики уплачивают налоги в соответствии с иным режимом налогообложения. При этом учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении видов предпринимательской деятельности, подлежащих налогообложению единым налогом, осуществляется налогоплательщиками в общеустановленном порядке».

Таким образом, организации, осуществляющие наряду с деятельностью, попадающей по действие ЕНВД иную предпринимательскую деятельность, ведут раздельный учет имущества, обязательств и прочих операций, попадающих под действие ЕНВД и иной деятельности.

Особый режим налогообложения так же применяется к организациям, осуществляющим деятельность в сфере игорного бизнеса. Согласно пункту 9 статьи 274 НК РФ эти организации не являются плательщиками налога на прибыль, поскольку указанная деятельность является объектом налогообложения по налогу на игорный бизнес в соответствии с главой 29 НК РФ.

Иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства и получающие доходы от источников в РФ, связанные с наличием этого представительства, образуют самостоятельную группу налогоплательщиков прибыли:

· иностранные юридические лица, компании, прочие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствие с законодательством иностранных государств;

· международные организации, а так же их представительства и филиалы, созданные на территории Российской Федерации.

Для того, чтобы иностранные организации были признаны в числе налогоплательщиков по налогу на прибыль, они должны отвечать двум признакам:

· действовать на территории РФ через постоянное представительство;

· получать доходы от источников в РФ, в связи с наличием этого представительства;

Понятие постоянного представительства иностранной организации определено в статье 306 НК РФ.

Вместе с общим определением постоянного представительства иностранных организаций необходимо учитывать так же и особенности, изложенные в международных соглашениях между РФ и отдельными иностранными государствами.

Такого рода соглашение на сегодняшний день заключено не менее, чем с 60 иностранными государствами. В частности, в статье 5 Соглашения между Правительством РФ и Правительством ФинляНДСкой республики от 4 мая 1996 года «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество» установлено, что выражение «постоянное представительство» означает постоянное место предпринимательской деятельности, через которое деятельность организации осуществляется полностью или частично.

Термин «постоянное представительство», в частности, включает:

— шахту, нефтяную или газовую скважину, карьер или любое другое место добычи природных ресурсов.

Вторым условием статуса иностранной организации в качестве налогоплательщика по налогу на прибыль является получение доходов от источников в РФ, в связи с наличием этого представительства.

К данного рода доходам относятся:

· доход, полученный иностранной организацией в результате осуществления деятельности на территории РФ через ее постоянное представительство;

· доход иностранной организации от владения, пользования и (или) распоряжения имуществом постоянного представительства этой организации в РФ;

· иные доходы от источников в РФ, приведенные в пункте 1 статьи 309 НК РФ, относящиеся к постоянному представительству.

На основании Приказа МНС РФ от 7 апреля 2000 года №АП-3-06/124 для выполнения налоговых обязательств иностранные организации должны выполнить требования по постановке на налоговый учет в российских налоговых органах, в соответствии с Положением об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций (далее — Положение).

В силу действующего Положения иностранные организации в зависимости от срока деятельности на территории РФ подразделяются на две структурные группы.

1. В случае намерения на осуществление или осуществления иностранной организацией предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации через отделение в течение периода, превышающего 30 календарных дней в году (непрерывно или по совокупности), она обязана встать на учет в налоговом органе по месту осуществления деятельности не позднее 30 дней с даты начала ее деятельности.

2. В случае, когда иностранные и международные организации осуществляют деятельность в Российской Федерации в течение периода, не превышающего 30 календарных дней в году (непрерывно или по совокупности), то учет производится путем направления ими соответствующих уведомлений.

При этом следует обратить внимание на следующее. При осуществлении деятельности в нескольких местах на территориях, подконтрольных различным налоговым органам Российской Федерации, иностранная организация должна встать на учет в каждом из указанных мест. В случае, если деятельность иностранной фирмы осуществляется в нескольких местах на территории, подконтрольной одному налоговому органу РФ, осуществляющему учет иностранных организаций, то в этом случае иностранная организация обязана информировать налоговые органы о каждом таком месте осуществления деятельности путем направления соответствующего сообщения.

Читайте так же:
Минимальное количество стажа для пенсии

3. К числу плательщиков налога на прибыль из числа иностранных организаций относятся так же организации, получающие доходы от источников в Российской Федерации. К указанной категории налогоплательщиков относятся иностранные компании и прочие юридические образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с Законодательством иностранных государств. Эта категория налогоплательщиков не связана с наличием или отсутствием постоянного представительства. Они платят налог на прибыль с доходов, полученных в виде дивидендов, процентных доходов по долговым обязательствам любого вида, штрафы и пени за нарушения долговых обязательств, непосредственно российской стороной.

Уплата и удержание налога в данном случае происходит у источника выплаты.

Более подробно с вопросами, касающимися налога на прибыль организаций Вы можете ознакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Налог на прибыль организаций ».

Статья 246. Налогоплательщики

1. Налогоплательщиками налога на прибыль организаций (далее в настоящей главе — налогоплательщики) признаются:

иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.

Организации, являющиеся ответственными участниками консолидированной группы налогоплательщиков, признаются налогоплательщиками в отношении налога на прибыль организаций по этой консолидированной группе налогоплательщиков.

Участники консолидированной группы налогоплательщиков исполняют обязанности налогоплательщиков налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков в части, необходимой для его исчисления ответственным участником этой группы.

2. Утратил силу с 1 января 2017 года. — Федеральные законы от 01.12.2007 N 310-ФЗ, от 30.07.2010 N 242-ФЗ.

3. Утратил силу. — Федеральный закон от 28.11.2011 N 339-ФЗ.

4. Не признаются налогоплательщиками UEFA (Union of European Football Associations) и дочерние организации UEFA в период по 31 декабря 2021 года включительно, FIFA (Federation Internationale de Football Association) и дочерние организации FIFA, определенные Федеральным законом «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Не признаются налогоплательщиками конфедерации, национальные футбольные ассоциации, производители медиаинформации FIFA, поставщики товаров (работ, услуг) FIFA, коммерческие партнеры UEFA, поставщики товаров (работ, услуг) UEFA и вещатели UEFA, определенные Федеральным законом «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и являющиеся иностранными организациями, в отношении доходов, полученных ими от деятельности, связанной с осуществлением мероприятий, предусмотренных указанным Федеральным законом.

5. В целях настоящей главы к российским организациям приравниваются иностранные организации, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации в порядке, установленном статьей 246.2 настоящего Кодекса.

Судебная практика и законодательство — Налоговый кодекс ч.2. Статья 246. Налогоплательщики

Оценив в соответствии с требованиями главы 7 Кодекса представленные сторонами доказательства, в их совокупности и взаимосвязи, исходя из фактических обстоятельств дела, руководствуясь положениями статей 166, 169, 171, 172, 246, 247, 252 Налогового кодекса Российской Федерации, учитывая правовую позицию Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 12.10.2006 N 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды», установив, что заключенные обществом сделки направлены на создание схемы уклонения от налогообложения и получения необоснованной налоговой выгоды при исчислении налога на прибыль, суды пришли к выводу о документальном не подтверждении заявленных обществом расходов, а потому признали решение инспекции законным и обоснованным.

Суды трех инстанций, руководствуясь положениями статей 143, 169, 171, 172, 246, 247, 252 Налогового кодекса Российской Федерации, разъяснениями, изложенными в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды», принимая во внимание установленные обстоятельства, пришли к выводу о наличии у инспекции правовых оснований для доначисления обществу спорных сумм налога на добавленную стоимость, налога на прибыль, начисления соответствующих сумм пеней и привлечения к налоговой ответственности за неуплату налогов.

Учитывая установленные обстоятельства, руководствуясь положениями статей 143, 146, 171, 172, 246, 247, 249, 252, 274 Налогового кодекса, разъяснениями Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенными в Постановлении Пленума от 12.10.2006 N 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды», суды исходили из законности решения налогового органа за исключением выводов инспекции о доначислении налогов исходя из рыночной стоимости объекта недвижимого имущества, а не фактически примененной сторонами цены сделки, с чем согласился суд округа.

Суды, оценив представленные сторонами доказательства (договор на поставку песчаного грунта и от 27.04.2011 N 27/04/11, договор на поставку дорожных плит от 01.10.2011 N 01/10-11, накладные, счета-фактуры), руководствуясь статьями 169, 171, 172, 246, 252 Налогового кодекса, пунктами 1, 3 — 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды», согласились с выводами инспекции о том, что представленные обществом документы по сделкам с ООО «ПромТехТорг» носят формальный характер, не подтверждают хозяйственных операций с данным контрагентом.

Рассматривая спор, суд апелляционной инстанции, повторно исследовав и оценив представленные сторонами в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями статей 143, 146, 169, 171, 172, 246, 247, 252 Налогового кодекса Российской Федерации, разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды», пришел к выводу о законности оспариваемого решения инспекции.

Читайте так же:
Уголовная ответственность за фиктивную регистрацию иностранных граждан

Учитывая установленные обстоятельства и руководствуясь статьями 169, 171, 172, 246, 247, 252 Налогового кодекса Российской Федерации, принимая во внимание разъяснения, изложенные в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды», суды пришли к выводу о доказанности налоговым органом совокупности обстоятельств, свидетельствующих о направленности действий общества на получение необоснованной налоговой выгоды в виде уменьшения налогового бремени по уплате налога на прибыль и применения вычетов по налогу на добавленную стоимость на основании документов, представленных по хозяйственным операциям с перечисленными в судебных актах контрагентами, поскольку хозяйственные операции общества с указанными контрагентами не отвечают признакам реальности.

Отменяя решение суда и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции, повторно оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 169, 171, 172, 246, 252 Налогового кодекса, статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды», пришел к выводу о законности оспариваемого ненормативного акта ввиду доказанности налоговым органом совокупности обстоятельств, свидетельствующих о создании обществом искусственного документооборота, направленного на получение из бюджета необоснованной налоговой выгоды в виде налоговых вычетов по НДС, без осуществления реальных хозяйственных операций.

Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив, представленные по делу доказательства, руководствуясь положениями статей 246, 247, 252, 253 Налогового кодекса, Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», разъяснениями Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенными в постановлении от 12.10.2006 N 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» и постановлении от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», пришли к выводу о наличии у налогового органа оснований для доначисления обществу налога на прибыль, начисления пени и привлечения общества к ответственности в виде штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса.

Учитывая установленные обстоятельства и руководствуясь статьями 169, 171, 172, 246, 247, 252 Налогового кодекса Российской Федерации, принимая во внимание разъяснения, изложенные в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды», суд апелляционной инстанции пришел к выводу о доказанности налоговым органом совокупности обстоятельств, свидетельствующих о направленности действий общества на получение из бюджета необоснованной налоговой выгоды в виде уменьшения налогового бремени по уплате налога на прибыль и применения вычетов по НДС на основании документов, представленных по хозяйственным операциям с ООО «Н Даймонд» и ООО «М Даймонд», в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных требований.

Учитывая установленные обстоятельства, руководствуясь положениями статей 169, 171, 172, 246, 247 252 Налогового кодекса, разъяснениями Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенными в Постановлении Пленума от 12.10.2006 N 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды», суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что у налогового органа имелись правовые основания для доначисления обществу налога на прибыль и налога на добавленную стоимость в оспариваемой части.

1.1. Налоговая декларация по налогу на прибыль организаций (далее — Декларация) представляется российскими организациями, являющимися налогоплательщиками налога на прибыль организаций в соответствии со статьей 246 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс).

Согласно пункту 1 статьи 246 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налогоплательщиками налога на прибыль организаций признаются иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.

Некоммерческие организации в соответствии со статьей 246 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) признаются налогоплательщиками налога на прибыль организаций.

Перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, установлен статьей 251 Кодекса и является закрытым.

Некоммерческие организации в соответствии со статьей 246 Кодекса признаются налогоплательщиками налога на прибыль организаций.

Перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, установлен статьей 251 Кодекса и является закрытым.

В соответствии со статьей 246 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) плательщиками налога на прибыль организаций признаются иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.

В соответствии со статьей 246 Кодекса иностранные организации, не осуществляющие деятельность через постоянное представительство, получающие доходы от источников в Российской Федерации, признаются плательщиками налога на прибыль в Российской Федерации.

1. Конституционный Суд Российской Федерации Определением от 1 ноября 2007 года N 719-О-О отказал в принятии к рассмотрению жалоб государственных учреждений Республики Марий Эл «Волжский лесхоз» и «Руткинский лесхоз» на нарушение конституционных прав положениями статей 143, 246 и пункта 1 статьи 321.1 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 42 Бюджетного кодекса Российской Федерации, поскольку разрешение поставленных заявителями вопросов не входит в полномочия Конституционного Суда Российской Федерации.

1.1. Налоговая декларация по налогу на прибыль организаций (далее — Декларация) представляется российскими организациями, являющимися налогоплательщиками налога на прибыль организаций в соответствии со статьей 246 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс).

В соответствии со статьей 246 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) иностранные организации, получающие доходы от источников в Российской Федерации, признаются налогоплательщиками налога на прибыль организаций.

Пунктом 1 статьи 309 главы 25 НК РФ определены виды доходов, иностранной организацией от источников в Российской Федерации (если получение таких доходов не связано с предпринимательской деятельностью этой организации через постоянное представительство в Российской Федерации), которые подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов.

Читайте так же:
Надбавка к пенсии 55 лет

Что касается пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации, то поскольку налогоплательщиками налога на прибыль организаций признаются все российские организации, независимо от их статуса как коммерческих или некоммерческих (статья 246 Кодекса), некоммерческие организации для целей исчисления налога на прибыль организаций вправе уменьшать полученные доходы на сумму произведенных расходов на общих основаниях, учитывая в том числе установленные условия признания произведенных затрат расходами и порядок составления расчета налоговой базы.

Правовое регулирование налога на прибыль организаций: налогоплательщики, основные элементы налога, особенности определения доходов и расходов у разных налогоплательщиков

Налог на прибыль организаций — прямой налог, взимаемый с коллективных субъектов (организаций), относящийся к группе обязательных платежей федерального уровня, но зачисляемый во все виды бюджетов РФ.

Налогообложение прибыли организаций регламентируется главой 25 НК РФ.

Налогоплательщики налога на прибыль организаций

Налогоплательщиками налога на прибыль организаций (далее в настоящей главе — налогоплательщики) признаются:

    • российские организации;
    • иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в РФ.

    Относительно российских организаций следует отметить, что плательщиками налога на прибыль могут быть только те из них, которые обладают статусом юридического лица. Следовательно, к числу плательщиков налога на прибыль не относятся простые товарищества (ст. 1041 ГК РФ), а также филиалы, представительства и иные обособленные подразделения российских организаций.

    Кроме того, имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщиков организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково» (в течение 10 лет со дня получения ими статуса участников проекта в соответствии с указанным Федеральным законом).

    Объект налогообложения налога на прибыль организаций

    Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций (ст. 247 НК РФ) признается прибыль, полученная налогоплательщиком.

    Прибылью в целях настоящей главы признается:

      1. для российских организаций, не являющихся участниками консолидированной группы налогоплательщиков, — полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с настоящей главой;
      2. для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, — полученные через эти постоянные представительства доходы, уменьшенные на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов;
      3. для иных иностранных организаций — доходы, полученные от источников в РФ (определяются в соответствии со статьей 309 Кодекса);
      4. для организаций — участников консолидированной группы налогоплательщиков — величина совокупной прибыли участников консолидированной группы налогоплательщиков, приходящаяся на данного участника.

      К доходам в целях главы 25 НК РФ относятся:

        • доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (далее — доходы от реализации).
        • внереализационные доходы.

        При определении доходов из них исключаются суммы налогов, предъявленные в соответствии с НК РФ налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав). Доходы определяются на основании первичных документов и других документов, подтверждающих полученные налогоплательщиком доходы, и документов налогового учета.

        Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы, установлены ст. 251 НК РФ.

        Поскольку налогооблагаемая прибыль представляет собой разницу полученных доходов и произведенных расходов, то опре­деление расходов налогоплательщика и их группировка имеют принципиальное значение. По общему правилу к расходам отно­сятся любые затраты, произведенные налогоплательщиком для извлечения дохода, обоснованные и документально подтвержден­ные. В некоторых случаях расходами считаются убытки, понесен­ные организацией в процессе осуществления своей деятельности.

        Обоснованность произведенных расходов выражается в эко­номическом оправдании затрат, оценка которых выражена в денежной форме. Документальное подтверждение расходов озна­чает правильное оформление затрат, соответствующее законо­дательству РФ.

        Налоговая база налога на прибыль организаций

        Налоговой базой по рассматриваемому налогу является денежное выражение прибыли налогоплательщика.

        Кроме обще­го порядка определения налоговой базы, облагаемой налогом на прибыль организаций, законодательством РФ установлены спе­циальные правовые режимы определения разницы доходов и расходов для следующих категорий налогоплательщиков:

          • банков;
          • страховщиков;
          • негосударственных пенсионных фондов;
          • профес­сиональных участников рынка ценных бумаг и др.

          Существуют осо­бенности определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами и с финансовыми инструментами срочных сделок, по операциям с государственными и муниципальными ценными бумагами и др.

          Налоговый период налога на прибыль организаций

          В соответствии со ст. 285 НК РФ налоговым периодом по налогу признается календарный год.

          Отчетными периодами по налогу признаются

            1. первый квартал,
            2. полугодие и
            3. девять месяцев календарного года.

            Отчетными периодами для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, признаются месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года.

            Налоговая ставка налога на прибыль организаций

            Налоговая ставка устанавливается в размере 0% или 20%. При этом:

              • 2% зачисляется в федеральный бюджет;
              • 18% зачисляется в бюджеты субъектов РФ.

              Налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ, законами субъектов РФ может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков. При этом указанная налоговая ставка не может быть ниже 13,5 процента, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

              Для организаций — резидентов особой экономической зоны законами субъектов РФ может устанавливаться пониженная налоговая ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ, от деятельности, осуществляемой на территории особой экономической зоны, при этом размер указанной налоговой ставки не может быть выше 13,5 процента.

              К налоговой базе, определяемой организациями, осуществляющими образовательную и (или) медицинскую деятельность (за исключением налоговой базы, налоговые ставки по которой установлены пунктами 3 и 4 настоящей статьи), применяется налоговая ставка 0% с учетом особенностей, установленных статьей 284.1 НК РФ.

              голоса
              Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию