Femida96.ru

Юридическая помощь для всех
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Налоговая отчетность налога на имущество организации

Налог на имущество организаций

Налог на имущество организации

При оформлении недвижимости в собственность у большинства организаций возникает обязанность платить налог на имущество.

Налог следует платить в правильной сумме и в установленный срок. Нельзя забывать и о сроках подачи отчетности. Если сроки и порядок нарушить, организации грозят пени и штрафы.

Налог на имущество организаций — региональный налог. Данному налогу посвящается глава 30 НК и соответствующий региональный закон.

Налоговым кодексом устанавливаются:

  • налогоплательщики;
  • объекты налогообложения; ;
  • налоговый период;
  • предельный размер налоговой ставки и порядок ее установления;
  • налоговые льготы;
  • порядок исчисления налога.

Законом субъекта РФ определяются:

  • ставки налога в пределах, установленных НК;
  • порядок и сроки уплаты налога;
  • дополнительные льготы по налогу и основания их применения;
  • особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества.

Законы о налоге на имущество организаций в регионах, где расположены офисы ЦБУ:

    Краснодарского края «О налоге на имущество организаций» от 26.11.2003 № 620-КЗ (в редакции от 09.12.2020) Ставропольского края «О налоге на имущество организаций» от 26.11.2003 № 44-КЗ (в редакции от 12.11.2020)

Кто и с каких объектов платит налог на имущество?

Налог платят организации, у которых есть имущество:

  • российские организации, имеющие на балансе движимое и недвижимое имущество;
  • иностранные организации:
    • имеющие постоянные представительства в РФ с движимого и недвижимого имущества;
    • не имеющие постоянного представительства в России, но которые владеют недвижимым имуществом на территории РФ.

    От уплаты налога на имущество освобождены организации, которые применяют:

      ; за исключением имущества, налоговая база по которому определяется по кадастровой стоимости; за исключением имущества, облагаемого по кадастровой стоимости.

    Также не являются налогоплательщиками международная федерация футбольных ассоциаций (FIFA), дочерние организации FIFA, конфедерации, национальные футбольные ассоциации и др.

    Кроме плательщиков предусмотрено освобождение от налога и для некоторых объектов. В частности, это:

    • Земельные участки, водные и другие природные объекты;
    • Движимое имущество, относящееся к 1 — 2 амортизационным группам;
    • Любое движимое имущество;
    • Другие объекты (п.4 ст.374 НК).

    И, наконец, помимо освобождений от налога предусмотрены федеральные льготы. В-основном, это касается специфических организаций: религиозных, инвалидов, имеющих отношение к автодорогам общего пользования и т.д.

    Законодательством субъекта РФ могут быть установлены дополнительные льготы.

    Если объект налогообложения отсутствует либо освобожден от налога, то обязанность по расчету и уплате налога на имущество у организации не возникает.

    Однако у организаций, имущество которых не облагается налогом на основании льготы либо полностью самортизировано, сохраняется обязанность подавать отчетность.

    Порядок расчета имущественного налога

    Расчет налога прост — налоговую базу нужно умножить на ставку.

    Налоговая база определяется:

    • с кадастровой стоимости,
    • с балансовой или среднегодовой стоимости.

    Кадастровая стоимость по задумке чиновников должна соответствовать рыночной. Поэтому при ставке налога, например, — 2%, сумма платежа получается ощутимой.

    На наш взгляд, налог на имущество организаций наиболее ярко характеризует столкновение интересов. С одной стороны, пополнение регионального бюджета, с другой – значительное увеличение налогового бремени на бизнес. На наш взгляд, особенно ощутима нагрузка на малый бизнес, который применяет налоговые спецрежимы: вмененку или упрощенку.

    Например, небольшая компания на упрощенке построила офис за счет личных средств учредителей. Офис используется для собственных нужд. Кадастровая стоимость здания равна 41 977 178 рублей. В 2018 году здание было включено в региональный перечень объектов, облагаемых по кадастровой стоимости.

    Налог на имущество не зависит от дохода организации и составляет 839 544 руб. в год.

    41 977 178 * 2% = 839 544 (руб)

    Для обложения по кадастровой стоимости требуется одновременное выполнение следующих условий.

    1. Налог на имущество с кадастровой стоимости рассчитывается только по следующим объектам:
      • Административно-деловые и торговые центры (комплексы) или помещения в них;
      • Объекты недвижимости иностранных организаций за исключением недвижимости, относящейся к их деятельности в РФ через постоянное представительство;
      • Жилые помещения, гаражи, объекты незавершенного строительства и т.д.
    2. Объект недвижимости должен быть включен в региональный перечень. Субъект РФ не позднее 1 января должен опубликовать перечень объектов, с которых налог уплачивается по кадастровой стоимости. Обычно это делается на сайте соответствующего регионального департамента:
  • Должна быть определена кадастровая стоимость самого объекта на 1 января. Эту стоимость можно узнать на сайте Росреестра.
  • Если право собственности на объект недвижимости возникло или прекратилось в течение года, то сумма налога рассчитывается с учетом количества полных месяцев, в течение которого организация им владела.

    Балансовая или среднегодовая (остаточная) стоимость имущества определяется по данных бухучета и равна первоначальной стоимости основных средств за вычетом начисленной амортизации.

    Среднегодовая (средняя) стоимость имущества определяется по формуле:

    Ост_Янв, Ост_Фев, …, Ост_Дек – остаточная стоимость основных средств на 1-е число соответствующего месяца,

    Ост_Дек_31 – остаточная стоимость на последнее число месяца.

    Налоговые ставки устанавливаются законом субъекта РФ, но их размер ограничен.

    Если налоговые ставки региональным законодательством не определены, то применяются предельные ставки, указанные в таблице.

    Предельная ставка налога
    По среднегодовой стоимостиПо кадастровой стоимости
    2,2 %2,0%

    Куда и когда платить?

    Сроки и порядок уплаты налога и авансовых платежей устанавливается региональным законодательством.

    По общему правилу, в течение года организации оплачивают авансовые платежи – ¼ от суммы налога, а по окончании года – налог, с учетом ранее начисленных авансов.

    Конкретная дата, до которой нужно заплатить авансовый платеж и налог, определяется региональным законом.

    Приведем сроки уплаты авансовых платежей и налога в регионах, где находятся офисы ЦБУ.

    РегионОтчетный (налоговый) периодСрок уплаты* авансовых платежей и налога
    Краснодарский крайза I кварталНе позднее пятого числа второго месяца, следующего за отчетным периодом
    за II квартал, полугодие
    за III квартал, 9 месяцев
    за годВ 10-дневный срок со дня, установленного для представления
    Ставропольский крайза I кварталНе позднее 45 календарных дней с даты окончания соответствующего отчетного периода
    за II квартал, полугодие
    за III квартал, 9 месяцев
    за годНе позднее 15 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом

    * — Если последний день срока приходится на выходной или праздничный день, датой окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

    • За I квартал уплатить аванс нужно не позднее 05.05.2021;
    • за II квартал уплатить аванс – 05.08.2021;
    • за III квартал уплатить аванс – 08.11.2021 (05.11.2021 – выходной);
    • за 2021 год необходимо представить декларацию не позднее 30.03.2022, оплатить налога не позже 11.04.2022 года (09.04.2022 – выходной).

    За задержку налога либо авансовых платежей налоговики начислят пени. Также возникает угроза штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы.

    Налог на имущество организаций и единая декларация: процедура рассмотрения уведомлений УФНС

    Приказом ФНС России от 14.01.2021 № ЕД-7-21/9@ утверждены пять новых форм документов. Они касаются имущественных налогов: земельного, налога на имущество организаций и налога на имущество физических лиц.

    Необходимость применять эти формы возникла после принятия Федерального закона от 23.11.2020 № 374-ФЗ. Закон, в частности, усовершенствовал процедуру рассмотрения налоговыми органами документов, полученных от налогоплательщиков – физических лиц и организаций.

    Возможно, какие-то компании до конца марта получат от налоговиков одну из вновь утвержденных форм. Речь идет о форме (КНД 1121106), утвержденной приказом № ЕД-7-21/9@ (приложение 1). В названии указано, что эта форма будет направлена налогоплательщику, если ИФНС выяснит наличие оснований, которые не позволяют представить налоговую декларацию по налогу на имущество организаций в порядке, предусмотренном пунктом 1.1 статьи 386 НК РФ.

    Выбор ИФНС для представления единой декларации

    Чтобы разобраться, о чем идет речь, начнем издалека, а точнее с положений статьи 14 НК РФ. Пункт 1 этой статьи закрепляет за налогом на имущество организаций роль доходного источника региональных бюджетов.

    Страна у нас большая, поэтому администрирование налога на имущество (в части постановки на учет) разграничивает понятия:

    «налоговый орган по месту нахождения принадлежащего организации недвижимого имущества». Под таковым подразумевается ИФНС, осуществившая постановку на учет организации на основании сведений о зарегистрированных правах на недвижимое имущество, сообщаемых органами Роснедвижимости (п. 5 ст. 83 НК РФ), и

    «налоговые органы по месту нахождения принадлежащих организации объектов недвижимого имущества». Под таковыми понимаются не только ИФНС, осуществлявшие постановку на учет организации по месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества. Это и налоговые инспекции, в которых организация состоит на учете по иным предусмотренным НК РФ основаниям в пределах места фактического нахождения соответствующей недвижимости (муниципального образования, нескольких муниципальных образований, субъекта РФ и т. д.).

    Как видим, даже на территории одного субъекта РФ налогоплательщик может быть зарегистрирован в нескольких ИФНС по месту нахождения принадлежащих ему объектов недвижимости. Если налоговая база по каким-то из таких объектов определяется как их среднегодовая стоимость, представлять налоговую декларацию в отношении всех таких объектов (далее – единая декларация) законодатель разрешил в одну из ИФНС по выбору налогоплательщика.

    Это не касается перечисленных в подпунктах 1–4 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ объектов:

    административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них;

    нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, или документами технического учета (инвентаризации) предусматривают размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения перечисленных объектов;

    объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, а также объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в РФ через постоянные представительства;

    жилых помещений, гаражей, машино-мест, объектов незавершенного строительства, а также жилых строений, садовых домов, хозяйственных строений или сооружений, расположенных на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.

    По перечисленным объектам налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества (с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 НК РФ).

    Налогоплательщики, которые выбрали ИФНС для представления единой декларации, должны уведомить об этом региональное управление ФНС России. Форма уведомления утверждена приказом ФНС России от 19.06.2019 № ММВ-7-21/311@. Направить уведомление необходимо до 1 марта года, являющегося налоговым периодом, в котором налогоплательщик намерен оформлять единую налоговую декларацию. Если говорить о налоговом периоде 2020 года, то уведомить налоговиков следовало до 01.03.2020.

    Сроки рассмотрения уведомлений

    На эту дату не были установлены сроки для рассмотрения документов сотрудниками УФНС. В конце прошлого года законодатель решил исправить положение, обязав рассматривать уведомления налогоплательщиков в течение 30 дней со дня их получения.

    Если по какой-то причине у налоговиков не будет сведений, необходимых для рассмотрения уведомления (например, о постановке на учет в нескольких ИФНС по месту нахождения принадлежащих налогоплательщику «неторговых» объектов недвижимого имущества), УФНС направит запросы в соответствующие инспекции. В таком случае руководитель УФНС может продлить срок рассмотрения поступившего уведомления не более чем на 30 дней. О продлении срока налоговики проинформируют налогоплательщика, используя типовую (рекомендуемую) форму уведомления. Документ приведен в приложении 1 к схеме (методическим рекомендациям) по обработке формализованных сообщений, заявлений и уведомлений по вопросам налогообложения имущества (письмо ФНС России от 30.11.2020 № БС-4-21/19653@)

    Указанная схема обработки документов применяется с 01.01.2021.

    Основания для отказа

    При выявлении оснований, препятствующих использованию единой декларации, УФНС опять-таки проинформирует налогоплательщика. Для этих целей и будет применена форма документа, приведенная в приложении 1 к приказу ФНС России от 14.01.21 № ЕД-7-21/9@.

    В этой форме налоговики должны указать основания отказа.

    Первое, на что обращают внимание фискалы, – используемая налогоплательщиком форма уведомления. Поскольку в упомянутом пункте 1.1 статьи 386 НК РФ говорится, что данная форма утверждается ФНС России, только к ней и должен обращаться налогоплательщик, пожелавший представлять единую декларацию.

    В уведомлении налогоплательщику предлагается указать:

    код УФНС по субъекту РФ;

    полное наименование организации;

    код налоговой инспекции на территории субъекта РФ, в которую будет представляться единая декларация;

    налоговый период, в котором налогоплательщик собирается применять предусмотренный пунктом 1.1 статьи 386 НК РФ порядок представления налоговой декларации.

    Неверное указание приведенных реквизитов даст налоговикам повод для отказа в применении единой декларации.

    Опять же в пункте 1.1 статьи 386 НК РФ приведен срок подачи уведомления: указана дата 1 марта с предлогом «до». В постановлении Президиума ВАС РФ от 14.01.03 № 9523/02 по делу № А41-К1-8587/02 указано, что предлог «до» используется в значении «не включая дату, следующую после этого предлога». Исходя из этого последним днем подачи уведомления становится 28 февраля (29 февраля в високосном году).

    В текущем году 28 февраля приходится на воскресенье. В силу пункта 7 статьи 6.1 НК РФ днем окончания срока подачи уведомления будет ближайший следующий за ним рабочий день – понедельник 1 марта.

    Не стоит подавать уведомление в регионах, в которых законами субъектов РФ установлены нормативы отчислений от налога на имущество организаций в местные бюджеты. На таких территориях положения пункта 1.1 статьи 386 НК РФ не применяются (абз. 6 п. 1.1 ст. 386 НК РФ), и подача уведомления здесь обречена на отказ.

    В целях налогового контроля (п. 1 ст. 83 НК РФ) организации подлежат постановке на учет в налоговых инспекциях, в частности, по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств. Если налогоплательщик выберет для подачи единой налоговой декларации инспекцию, в которой он поставлен на учет по месту нахождения транспортных средств, то в выборе такой инспекции ему также откажут. Выбирать нужно только из числа тех ИФНС, в которых налогоплательщик зарегистрирован по месту нахождения принадлежащих ему объектов недвижимого имущества. И то не любых объектов, а только «неторговых», по которым налоговая база определяется как их среднегодовая стоимость.

    Помните, что порядок сдачи единой отчетности в течение года изменить нельзя. Каждый год следует подавать новое уведомление.

    Иные формы

    В заключение отметим, что приказом № ЕД-7-21/9@ утверждены еще четыре документа:

    формы документов о выявлении оснований, препятствующих:

    – применению налогового вычета в соответствии с уведомлением о выбранном земельном участке, в отношении которого применяется налоговый вычет по земельному налогу (приложение 2);

    – предоставлению налоговой льготы в соответствии с уведомлением о выбранном объекте налогообложения, в отношении которого предоставляется налоговая льгота по налогу на имущество физических лиц (приложение 3);

    форма уведомления о прекращении исчисления налога на имущество физических лиц в связи с гибелью или уничтожением объекта налогообложения (приложение 4);

    форма сообщения об отсутствии основания для прекращения исчисления налога на имущество физических лиц в связи с гибелью или уничтожением объекта налогообложения (приложение 5).

    голоса
    Рейтинг статьи
    Читайте так же:
    Будут ли индексироваться военные пенсии
    Ссылка на основную публикацию