Femida96.ru

Юридическая помощь для всех
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Налоговая запрашивает карточки бухгалтерских счетов

Истребование налоговой документов по правилам ст. 93.1 НК РФ

В каких ситуациях ФНС может истребовать материалы по статье 93.1 НК РФ?

До 01.04.2020 рассматриваемая статья позволяла налоговикам истребовать документы у компании или ИП в двух случаях:

  • в рамках осуществления налоговых проверок их контрагентов (п. 1 ст. 93.1 НК РФ) — камеральных или выездных;
  • вне рамок проверок — при мотивированной необходимости получения сведений или документации о какой-либо определенной сделке (п. 2 ст. 93.1 НК РФ).

Таким образом, затребовать документы и информационные материалы по деятельности проверяемого налогоплательщика у контрагента или у иных лиц, ими обладающих, инспекторы могли при назначении дополнительных контрольных процедур в ходе рассмотрения материалов налоговой ревизии. Вне рамок осуществления налоговых ревизий инспекторы вправе были истребовать документы (информационные сведения) по определенной сделке у ее сторон или у иных лиц, ими обладающих, только при условии, если для этого действительно есть обоснованная потребность.

С 01.04.2020 полномочия контролеров по ст. 93.1 НК РФ расширены: они получили право на истребование документов и информации в рамках процедуры взыскания крупных налоговых недоимок.

Примечательно, что изначально истребовать вне рамок налоговых проверок разрешалось только информацию, но не документы. Благодаря этому у нас была законная возможность отвечать на налоговые требования по несколько сокращенному варианту — ведь понятия «информация» и «документы» законодателем не определяются как равнозначные, и признавался этот факт многими судами.

Однако закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ…» от 28.06.2014 № 134-ФЗ ситуацию изменил, и теперь п. 2 ст. 93.1 НК РФ совершенно на законных основаниях разрешает налоговикам истребовать все — и информационные сведения, и документы. Игнорирование исполнения этой обязанности налогоплательщиком может повлечь для него взыскание штрафных санкций, при этом ответственность наступает по п. 2 ст. 126 или по ст. 129.1 НК РФ.

Могут ли налоговики истребовать документы вне рамок налоговых проверок, разъяснили эксперты «КонсультантПлюс». Получите пробный доступ к системе и бесплатно переходите в готовое решение.

Могут ли контролеры требовать в рамках встречек документацию, непосредственно не относящуюся к вашему контрагенту?

Нередкий случай: проверяют вашего покупателя, а требованием о предоставлении документов запрашиваются данные, казалось бы, к нему не относящиеся, — ваше штатное расписание, сведения об основных средствах и др. Можно ли их не давать налоговикам?

К сожалению, ни в одном из пунктов ст. 93.1 НК РФ не указан четкий перечень документации, которую вправе истребовать контролеры. Непонятно также, кого следует понимать под «иными лицами», упомянутыми в п. 2 ст. 93.1 НК РФ: в кодексе их перечень также не определен.

Несмотря на это, с точки зрения налогового и финансового ведомств (письма Минфина РФ от 19.05.2010 № 03-02-07/1-243, ФНС РФ от 30.09.2014 № ЕД-4-2/19869), проверяющие в рамках встречек вправе истребовать абсолютно любую документацию по своему усмотрению. Этой же позиции чиновники придерживались и ранее (письма Минфина РФ от 11.10.2007 № 03-02-07/1-438, ФНС РФ от 25.07.2007 № 06-1-04/496@).

Однако судебная практика по этому вопросу неоднозначна. Так, постановлением 5-го арбитражного апелляционного суда Дальневосточного округа от 05.10.2011 № А51-7061/2011 мнение налогоплательщика, который посчитал затребование налоговым органом у него документов неправомочным, признано субъективным. Суд решил, что сам налогоплательщик не вправе оценить, относится ли истребуемый у него документ к деятельности проверяемого лица или нет. Рассмотрение этого дела в суде второй инстанции также оказалось не в пользу налогоплательщика.

В то же время в постановлении ФАС Московского округа от 16.04.2010 № КА-А40/2634-10 судьи признали, что НК РФ не содержит конкретных характеристик документов, которые вправе истребовать контролеры, а значит, их перечень является открытым. При этом налогоплательщики применяют различные формы и виды документации и регистров в зависимости от специфики их деятельности, а потому они вправе определять, какие бумаги следует предоставить по запросу налоговиков.

Читайте так же:
Увольнение на пенсию после отпуска

Таким образом, окончательное решение по данному вопросу будет за судом.

Рассмотрим таблицу, которая может понять, какие документы давать контролерам необходимо, а по каким — можно с ними поспорить.

Важно! Информация, содержащаяся в таблице, носит рекомендательный характер, поскольку отражает состояние дел в сложившейся на сегодня арбитражной практике. Однако принимать окончательное решение о целесообразности предоставления тех или иных документов должен каждый налогоплательщик самостоятельно на основании своей ситуации и после тщательного анализа возможных рисков.

Документы, необходимые для предоставления

Документы, по которым можно поспорить

Договоры, заключенные с проверяемым контрагентом

Штатное расписание, трудовые договоры, табели учета рабочего времени

Счета-фактуры, накладные, акты, выданные проверяемому контрагенту или полученные от него

Документы на уполномоченных лиц, подтверждающие их право подписи

Книги покупок, продаж

Оборотно-сальдовые ведомости по бухгалтерским счетам, карточки счетов

ВНИМАНИЕ! С 17.02.2021 налоговики вправе запросить документы (информацию), связанные с ведением реестра владельцев ценных бумаг, у лица, которое осуществляет (осуществляло) ведение этого реестра, в соответствии с запросом уполномоченного органа иностранного государства в случаях, предусмотренных международными договорами РФ.

Безусловно, если объем запрашиваемых документов невелик, лучше лишний раз не рисковать и выполнить запрос контролеров, даже если они попросили «лишнюю» информацию.

Узнать, как складывается свежая судебная практика по вопросу применения ст. 93.1 НК Рф, можно из аналитической подборки от КонсультантПлюс. Изучите материал, получив пробный доступ к системе бесплатно.

Как осуществляется запрос по статье 93.1 Налогового кодекса РФ?

Для того чтобы у контролеров было право требовать от налогоплательщика документы в рамках встречек, поручение об истребовании документов и требование о предоставлении документов должны соответствовать всем нормам, устанавливаемым налоговым законодательством.

При запросе документации у контрагентов или иных лиц налоговые органы руководствуются:

  • Налоговым кодексом РФ (п. 3–4 ст. 93.1);
  • приказом ФНС России от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628@;
  • письмом ФНС России «О рекомендациях по проведению мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками» от 17.07.2013 № АС-4-2/12837.

Как осуществляется запрос по статье 93.1 Налогового кодекса РФ?

Указанные нормативные акты устанавливают следующие правила запрашивания документации:

  1. Налоговому органу (присвоим ему № 1), проводящему контрольные процедуры в отношении налогоплательщика, разрешается истребовать документы у его контрагента не самостоятельно, а только через тот налоговый орган, в котором этот контрагент состоит на учете (обозначим эту инспекцию № 2). Правда, есть одно исключение — когда контрагент и проверяемый налогоплательщик состоят на учете в одной и той же инспекции.

Налоговый орган № 1 должен направить в налоговый орган № 2 специальное поручение об истребовании документов (информации).

  1. Поручение должно содержать:
  • дату и место составления;
  • наименования двух налоговых органов — № 1 и № 2;
  • наименование налогоплательщика (назовем его «К» — контрагент), у которого необходимо запросить документацию: его название (для физических лиц — фамилия, имя, отчество); ИНН, КПП, место нахождения (или место жительства);
  • перечни истребуемых документов и информационных сведений, при этом должны быть указаны их индивидуализирующие признаки;
  • данные о сделке, позволяющие ее идентифицировать;
  • наименование лица, в отношении которого проводится проверка;
  • наименование контрольной процедуры, в рамках которой возникла потребность в истребовании документов и информационных сведений;
  • подпись руководителя налогового органа (или его заместителя) с указанием чина;
  • печать налогового органа.

Получив поручение, налоговый орган № 2 в течение 5 рабочих дней обязан направить требование о предоставлении документов (информации) лицу «К», которое состоит у него на учете. К этому требованию налоговый орган № 2 обязан приложить копию поручения об истребовании документов, выданного органом № 1. Требование должно содержать такой же перечень информации, как и поручение.

Отметим несколько важных нюансов:

  • Согласно ст. 93.1 НК РФ налоговики не вправе истребовать у «К» документацию, которую он уже предоставлял ранее в рамках проверочных мероприятий (письмо Минфина РФ от 11.02.2015 № 03-02-07/1/5991).
  • Если даже количество запрошенных бумаг у «К» огромно, а на их отправку и копирование потрачены существенные суммы, возместить данные расходы не получится. Это следует из письма Минфина РФ от 10.05.2012 № 03-02-07/1-116.
  • На исполнение требования дается 5 дней. Если документов запрошено слишком много, можно направить в налоговый орган ходатайство о продлении срока ответа на требование. Но стоит учитывать, что эта возможность закреплена ст. 93.1 НК РФ как право налогового органа, а не как его обязанность.
Читайте так же:
Базовый размер трудовой пенсии по инвалидности

В какой форме подать уведомление о невозможности представления в срок документов (информации), узнайте из публикации.

Можно ли проигнорировать требование относительно определенной сделки, если в нем не указаны точные данные об этой сделке?

Вы получили запрос о необходимости предоставления в налоговый орган договоров с вашим бизнес-партнером, книг покупок и продаж, счетов-фактур, к примеру, за 2018–2020 гг. При этом в поручении не содержится больше никаких сведений, позволяющих установить, в рамках какого именно мероприятия инспектору понадобились документы. Оштрафуют ли вас, если вы их не предоставите?

В этом вопросе прослеживается явная арбитражная тенденция, свидетельствующая о том, что в данной ситуации штрафовать налогоплательщика не за что. Так, постановление ФАС Дальневосточного округа 02.11.2012 № Ф03-5016/2012 признает, что в этом случае контролерами нарушается п. 3 ст. 93.1 НК РФ, а именно: отсутствует указание о том, что документация запрашивается в рамках определенной сделки, а также информация, позволяющая однозначно идентифицировать сделку. Аналогичные выводы вынесли арбитражные суды Республики Татарстан в решении от 11.09.2012 № А65-17507/2012 и Пермского края в решении от 23.11.2012 № А50-21147/2012.

Примечательно, что такого же мнения придерживаются и сами контролеры. Так, в письме ФНС от 30.09.2014 № ЕД-4-2/19869 они признали, что поручение и требование относительно конкретной сделки должны содержать достаточно данных, позволяющих ее однозначно идентифицировать. Таким образом, они официально подтвердили, что требования, не соответствующие законодательным критериям, неправомочны, а следовательно, их можно не исполнять (подп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ).

Нужно ли представлять документы, если в требовании не указаны их точные реквизиты, узнайте здесь.

Может ли инспекция истребовать документы в рамках статьи 93.1 НК РФ, если они относятся к годам более, чем трехлетней давности?

Разберем ситуацию на примере. Требование о предоставлении документов организация получила в 2021 году. А период, за который нужно их направить — 2017–2020 годы. Обязана ли организация предоставлять документацию инспекторам за 2017 год в 2021 году, ведь прошло уже более 3 лет?

Анализируя ст. 93.1 НК РФ, несложно заметить, что она не содержит практически никаких ограничений возможностей налоговых органов по запрашиванию документации о контрагентах или сделках — ни по количеству, ни по периоду, ни по частоте. Однозначно упоминается лишь одна обязанность — поручение об истребовании документов должно содержать информацию о проверке, в рамках которой возникла потребность в получении дополнительных документов. А если запрашиваются материалы по той или иной определенной сделке, они также должны быть в поручении четко определены.

А как же тогда ограничение 3-летнего срока, установленное п. 4 ст. 89 НК РФ? К сожалению, данная статья регулирует порядок запрашивания документации лишь по выездным проверкам, а на встречки она не распространяется.

Напомним также, что подп. 8 п.1 ст. 23 НК обязывает налогоплательщика хранить налоговую документацию в течение 5 лет. Этот срок применяется с 17.03.2021, ранее срок хранения был установлен на 4 года. При этом ч. 1 ст. 29 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ говорит о том, что вся первичка, регистры бухгалтерского учета и бухотчетность должны храниться не менее 5 лет после окончания отчетного года.

Читайте так же:
Пенсия инвалидов вов 2 группы

Таким образом, если инспекторы при встречке в 2021 году запросили у вас документы за 2017 год, вы обязаны их предоставить. В противном случае вас можно будет оштрафовать (письма Минфина РФ от 23.11.2009 № 03-02-07/1-519, от 02.08.2011 № 03-02-07/1-272). Поддерживают эту точку зрения и суды, при этом некоторые из них полагают, что даже истечение сроков хранения документации не освобождает налогоплательщика от ответственности по ее предоставлению.

Итоги

По ст. 93.1 НК РФ налоговики вправе затребовать у компании или ИП документы в рамках проведения налоговых проверок их контрагентов, а также вне рамок проверок – по конкретной сделке.

Запросить документы (информацию) контролеры вправе за любой период и по любому контрагенту или сделке.

Должен ли ИП предоставлять карточки и оборотки по бухсчетам по требованию налоговой?

Почему же тогда спрашивают? А почему бы и не спросить? За спрос, как говорится, денег не берут. Да к тому же миром правят шаблоны: что напрягаться и затачивать формулировки под ИП или ООО. Тем более, что о душевном здоровье предпринимателей никто не печется. А бумага (заодно и предприниматели) стерпит все…

Ниже правовое обоснование и вариант ответа на подобные запросы.

Что это такое «карточки» по счетам? По смыслу подобных запросов это регистры бухгалтерского учета. Ими обязаны располагать те, кто ведет бухгалтерский учет. К самим же регистрам бухгалтерского учета куча требований (ст. 10 ФЗ «О бухгалтерском учете»): нужно утвердить их форму, периодичность формирования, снабдить подписями лиц, ответственных за их ведение, и т.д.

Статьей 6 ФЗ «О бухгалтерском учете» индивидуальные предприниматели освобождены от обязанности ведения бухгалтерского учета, если они ведут учет:

  • доходов;
  • или доходов и расходов;
  • или иных объектов налогообложения;
  • или физических показателей, характеризующих определенный вид предпринимательской деятельности.

ИП на упрощенке, ПСН и ОСНО ведут книги учета доходов или доходов и расходов, а ИП на ЕНВД ведут учет физических показателей. Таким образом, все ИП «по определению» ведут налоговый учет, а бухгалтерский могут и не вести.

Значит, ИП не ведут регистры бухгалтерского учета, и оснований их представления в налоговую нет.

Эта тема закрыта многочисленными разъяснениями. Например, Письмо Минфина России от 04.10.2018 N 03-11-10/71228.

Поэтому можно так и написать: «запрашиваемыми регистрами бухгалтерского учета не располагаю в связи с тем, что на основании п. 1 ч. 2 ст. 6 Закона N 402-ФЗ от 06.12.2011 года «О бухгалтерском учете» не осуществляю ведение бухгалтерского учета».

А вот то, что вы фактически в своей учетной программе разносите информацию с применением плана счетов (двойная запись), и де-факто у вас есть данные по тем же 60 и 62 счетам в виде карточек, обороток и т.д. – это ваш управленческий учет в том смысле, что вы не обязаны соблюдать всю палитру предписаний, касаемо регистров бухгалтерского учета.

Если уж, исходя из ситуации, вами принято решение предоставлять такие документы (карточки, оборотки), то можете написать, что предоставляете информацию управленческого учета, отобранную и сформированную в виде регистра «карточка счета». Это будет «что-то», но не регистр бухгалтерского учета, которого у ИП нет.

И еще, для самых ответственных. Даже если вы решите предоставить карточку счета 01 по сделке с каким-либо контрагентом, то сделать это будет затруднительно, так как корреспонденции 01 счета со счетами 60 и 62 не предусмотрено.

Шаблоны и правила ответов на такие запросы удобно иметь всегда под рукой. Например, их можно хранить в «Полезной информации» в Мультибухгалтере – здесь вы можете размещать любые инструкции/новости/записи для всех сотрудников фирмы.

Мультибухгалтер – это полноценный онлайн-офис бухгалтерской фирмы, который объединит и бухгалтеров, и клиентов в одном пространстве.

Вопросы бухгалтеру. Выпуск 13

Наталья Распутина

Наши эксперты бок о бок с пользователями продолжают сражаться со сложными и нетривиальными проблемами, подстерегающими предпринимателей и бизнесменов на каждом шагу. Самые интересные вопросы, поступившие от вас за прошедшие две недели, мы неизменно публикуем здесь, в нашем блоге. Поехали!

Читайте так же:
Как написать заявление на алименты супруге

Сдаем помещение в аренду под кафе или клуб

Вопрос: Помогите разобраться: есть помещение (52 кв.м., отдельный вход со двора), хочу его превратить в клуб-кафешку, но не продавать там продукты питания и алкоголь, а сдавать в аренду посуточно другим лицам, под проведение маленьких вечеринок, дней рождения, фотовыставок, презентаций книг, тренингов, семинаров и т д. Получается, что с одной стороны там будут пить и есть, а с другой стороны я просто сдаю помещение в аренду (по крайне мере, именно за аренду я буду получать денежку). В связи с этим, возникли два вопроса:

  • нужны ли мне разрешения СЭС, пожарных, и прочих инстанций (то, что требуется при открытии нормального кафе)?
  • во многие клубы Питера часто наведывается госнаркоинспекция. Смогут ли такие службы придти ко мне, и если найдут у посетителей моих арендаторов наркотики, кому достанется — мне или арендатору?

Ответ: Ваш бизнес в данном случае — это сдача в аренду помещения. И все. Кафешка там, или не кафешка — это вас, в общем-то, не должно волновать. Вы подписываете с клиентами договор об аренде помещения. Чтобы полностью обезопасить себя, лучше сразу добавить в договор пункт, предусматривающий ответственность арендатора за использование вашего помещения в законных целях, а так же за его целостность и сохранность инвентаря.

Налоговая требует бухгалтерские документы

Вопрос: ООО на УСН. Налоговая прислала требование предоставить карточки счетов бухгалтерского учета по счёту 60, книгу покупок, книгу продаж, акты сверки расчетов с контрагентами, карточки бухгалтерских счетов за период по счетам: 10,41,43,60,76,62. Проблема в том, что мы ничего этого не вели. Подскажите, пожалуйста, как верно им ответить, чтобы они отстали?

Ответ: Напишите в налоговую пояснительную записку о том, что вы можете представить только акт сверки с контрагентами (приложите акты сверки — этого не избежать). Остальные документы не могут быть представлены, так как в соответствии с п. 3 ст 4 Федерального закона N 129-ФЗ (ред. от 28.11.2011) «О бухгалтерском учете», предприятия, применяющие УСН освобождены от обязанности ведения бухгалтерского учета.

Согласно п.2 ст 346.11 НК РФ, организации, применяющие УСН, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также НДС, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 настоящего Кодекса. Таким образом, у организации на УСН нет обязанности вести книги покупок и книги продаж.

Взаимозачет услугами

Вопрос: С одним из клиентов у нас происходит взаимозачет услугами. Все оформляется актами, но деньги между нами не ходят. Правильно ли мы все делаем, или же это следует как-то оформлять? Могут ли возникнуть к нам вопросы со стороны налоговой?

Ответ: Взаимозачет встречных требований может быть произведен по заявлению одной из обязанных сторон. Заявление должно быть направлено контрагенту: в этом случае, начиная со дня уведомления контрагента, обязательства перед ним считаются исполненными. Хотя существует и другой способ осуществления взаимозачета — составление специального двустороннего акта, дата подписания которого будет являться для обеих обязанных сторон датой исполнения обязательств. В любом случае во избежание недоразумений в заявлении о взаимозачете, либо в соответствующем акте рекомендуется указать реквизиты конкретных договоров, по которым прекращаются обязательства.

Читайте так же:
Электронная сдача отчетности в налоговую бесплатно

Осуществление взаимозачета порождает для налогоплательщиков, применяющих УСН, определенные налоговые последствия. В доходах они обязаны будут отразить стоимость поставленных контрагенту товаров (выполненных работ, оказанных услуг), а к расходам можно будет отнести цену соответствующего договора с контрагентом (при условии, что объектом налогообложения выбраны «доходы, уменьшенные на величину расходов»). При этом в случае, если встречные денежные требования являются неодинаковыми, соответствующая разница взаимозачетом не охватывается, и ее необходимо будет дополнительно оплатить контрагенту.

Днем определения доходов и расходов «упрощенца» при взаимозачете будет не та дата, на которую исполнены встречные обязательства сторон, а день заявления о взаимозачете, либо день подписания соответствующего акта. Также не следует забывать, что некоторые виды расходов «упрощенцы» учитывают в особом порядке (п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Судебный вердикт: законен ли штраф за непредставление регистров бухгалтерского учета

Предмет спора : у организации истребовали оборотно-сальдовые ведомости, отчеты по проводкам, карточки счетов и прочие регистры бухучета в количестве 2 924 документа. Данные документы организация представлять отказалась, поскольку не вела этих регистров и спорные документы у нее отсутствовали. Причем они не относились к предмету проверки, а ИФНС не обосновала необходимости их представления. Организацию оштрафовали по п. 1 ст. 126 НК РФ за непредставление документов. Штраф был оспорен в суде.

За что спорили : 584 800 рублей.

Кто выиграл : организация.

В суде ИФНС отмечала, что регистры бухучета, истребованные в ходе проверочных мероприятий, являются документами, необходимыми для исчисления и уплаты налогов. ИФНС не обязана обосновывать необходимость представления этих регистров.

Нормы действующего законодательства не содержат обязательных предписаний относительно наличия в требовании конкретных реквизитов истребованных документов и их количества. Отсутствие в требовании данной информации не может служить основанием для освобождения налогоплательщика от ответственности.

Суд кассационной инстанции признал доводы налоговиков необоснованными, а наложенный на организацию штраф в данной части – незаконным.

Судьи пояснили, что по закону формы регистров бухгалтерского учета утверждает руководитель организации по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (ч. 5 ст. 10 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

В свою очередь должностное лицо ИФНС, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у налогоплательщика необходимые для проверки документы. Документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение 10 дней со дня получения соответствующего требования (п. 3 ст. 93 НК РФ).

Если проверяемый плательщик не имеет возможности представить истребуемые документы в течение указанного срока, оно в течение дня, следующего за днем получения требования, письменно уведомляет об этом проверяющих. В уведомлении нужно указать причины, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленные сроки.

Отказ от предоставления документов влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ (п. 1 ст. 126 НК РФ).

В спорном случае организация не представила в ИФНС запрошенные регистры бухучета, поскольку не вела этих регистров и, соответственно, таких документов у нее не было.

При этом ИФНС в своем решении и требовании не привела ссылок на нормативные или локальные акты, из которых бы бесспорно следовала обязанность организации вести соответствующие регистры бухучета и представлять их по требованию налогового органа. То есть налоговики не доказали, что у организации действительно имелись в наличии запрошенные регистры.

Более того, в решении о привлечении к ответственности, равно как и в требовании о представлении документов, ИФНС не указала, какие именно регистры истребовались и не были представлены плательщиком (по каким счетам бухучета и за какие периоды).

Следовательно, заключил суд, у ИФНС отсутствовали основания для привлечения организации к ответственности за непредставление регистров бухучета.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию