Femida96.ru

Юридическая помощь для всех
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Налоговая запросила выписку по счету

Как получить справку об открытых расчетных счетах?

Анастасия Фетисова

В налоговой справку делают бесплатно, но ждать обычно приходится от 5 до 30 дней. В банке быстрее: иногда справку дадут за 10 минут, но услуга платная — цену каждый банк устанавливает сам.

Кроме того, в справке из налоговой будут перечислены все счета, которые есть у компании или ИП. А банк даст информацию только об открытых в нем. То есть если у компании или ИП несколько счетов, нужно будет запросить справку в каждом банке отдельно.

Рассказываем, какие документы подготовить, как написать и подать заявление.

Для чего нужна справка о расчетных счетах

В справке об открытых расчетных счетах указаны название и реквизиты банка, номер, вид и дата открытия счета. Из нее нельзя узнать, сколько денег на счете.

Образец справки об открытых расчетных счетах В справке не указано, сколько денег лежит на счете

Справка об открытых счетах обязательно нужна, чтобы делать вот что:

  • участвовать в госзакупках, тендерах и аукционах;
  • привлечь инвесторов;
  • получить кредит;
  • продать бизнес;
  • закрыть бизнес;
  • начать процедуру банкротства;
  • реорганизовать компанию.

Иногда справка может понадобиться, чтобы подать заявку на получение субсидии или гранта. Также ее может запросить прокуратура для решения имущественных споров. А еще некоторые контрагенты просят предоставить справку при заключении крупных сделок с новым партнером, чтобы убедиться, что он добросовестный.

Справку можно получить в бумажном и электронном формате. Бумажная обычно нужна, чтобы закрыть, реорганизовать или продать бизнес — ее прикладывают к документам компании. Во всех остальных случаях можно использовать электронную — она обладает полной юридической силой.

Кому могут выдать справку

Справку может получить владелец счета или его представитель, если у него есть доверенность. Руководителю и главному бухгалтеру компании доверенность не нужна.

Информация об открытых счетах конфиденциальная, поэтому кроме владельца и его представителей справку могут получить только госорганы:

  1. Пенсионный фонд.
  2. Фонд социального страхования.
  3. Счетная палата.
  4. Следственный комитет.
  5. Суд.
  6. Налоговая.

В случае смерти владельца счета справку выдадут человеку, который указан в завещании. Она может понадобиться наследнику, чтобы продать или закрыть бизнес.

Как получить справку

Справку можно получить в налоговой или банке. Для этого нужно написать заявление. Установленной формы нет, можно составить его самостоятельно. Рассказываем, что стоит включить в заявление, чтобы его приняли.

Реквизиты компании или ИП. В правом верхнем углу нужно указать данные того, кто запрашивает информацию об открытых счетах.

Какие данные нужно указать ИП или ООО Эту информацию нужно вынести в шапку заявления

Какая именно справка нужна. Есть несколько видов справок о состоянии расчетного счета. Чтобы получить правильную, нужно написать: «Прошу выдать справку о наличии открытых расчетных счетов».

Цель получения справки. Например, «для участия в госзакупках» или «для оформления оборотного кредита».

Способ получения. Если не указать, как вы хотите получить справку, ее выдадут в отделении налоговой в бумажной форме. Если вам это не подходит, можно указать, что нужно отправить ее «Почтой России по указанному адресу» или «на указанную электронную почту».

Дата составления заявления. У налоговой есть 30 дней на рассмотрение заявления. Если за это время вам не придет ответ, можно будет обратиться в прокуратуру и использовать дату на заявлении как доказательство, что срок ответа уже вышел.

Подпись и печать. ИП достаточно поставить подпись. Если пишете заявление от лица компании, нужны печать и подпись владельца счета, руководителя компании или главного бухгалтера.

Если вы отправляете заявление в электронной форме, используйте электронную подпись.

Пример заявления на получение справки об открытых расчетных счетах Так выглядит заявление на получение справки об открытых расчетных счетах

Мы подготовили для вас шаблон заявления. Вы можете сохранить его в свои «Гугл-документы» и заменить выделенный желтым текст на свой.

Как долго делают справку

По закону справку выдают максимум за 30 дней. Обычно быстрее, но конкретные сроки зависят от того, где вы будете ее получать. В налоговой справку изготавливают от 5 дней, а в банке — за 2—5 дней, иногда быстрее. Например, в Тинькофф электронную справку можно получить уже через 10 минут.

Как получить справку в налоговой

В налоговой справку выдают бесплатно. Ее можно получить в отделении, Почтой России или по электронной почте — способ нужно указать в заявлении.

В зависимости от того, как вы подадите заявление, будут отличаться шаги. Рассмотрим все варианты.

Читайте так же:
Налоговый период в рф сроки

В отделении налоговой. За справкой можно обратиться в любое отделение. Ее можно получить в три шага:

Как получить справку в отделении налоговой Подать заявление может владелец счета, его представитель, руководитель и главный бухгалтер компании

С собой нужно принести выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП и паспорт владельца счета. Если заявление подает представитель, нужны его паспорт и доверенность.

Номер обращения выдают в тот же день. Он нужен на случай, если справку не выдадут в течение 30 дней: поможет подтвердить в прокуратуре дату подачи заявления.

По почте. План получения такой:

Как получить справку по почте Если с заявлением или документами не так, налоговая отправит ответное письмо

К письму нужно приложить выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП и копию паспорта владельца счета. Его нужно отправить с описью вложения и уведомлением о вручении: 30 дней будут отсчитываться с момента, как налоговая получит письмо.

Через портал госуслуг. Для этого надо войти в личный кабинет индивидуального предпринимателя или юридического лица и заполнить форму заявления.

Как получить справку через госуслуги Инструкция с сайта госуслуг

Справка появится в личном кабинете в виде PDF-файла. Она подписана электронной подписью, поэтому имеет такую же силу, как бумажная.

Как получить справку в банке

Большинство банков предлагает оформить заявку на получение справки онлайн: не нужно идти в отделение и подавать документы, а справку сделают быстрее, чем в налоговой. Эта услуга платная, цену каждый банк устанавливает сам.

Рассказываем на примере Тинькофф, как получить справку об открытых счетах в приложении банка:

Как получить справку в приложении «Тинькофф Бизнес» Пошаговая инструкция по получению справки в приложении «Тинькофф Бизнес»

Способ доставки и срок получения справки зависят от того, какой формат вы выбрали. В Тинькофф бумажную справку доставит Почта России за 1—2 недели или привезет представитель в удобное время на любой адрес.

Электронную справку с факсимильной подписью пришлют в личный кабинет через 10 минут — она обладает такой же юридической силой, как и бумажная.

В зависимости от тарифа справка в Тинькофф стоит 290, 190 ₽ или выдается бесплатно. Доставка оплачивается отдельно.

Как еще можно получить справку

Если справка нужна побыстрее и у вас счета в разных банках, вы можете обратиться в юридические или бухгалтерские компании. Они требуют те же документы, что и налоговая, но в электронном виде. Нужно оставить заявку и оплатить услугу, а они сделают все за вас.

Образец формы заявки на сайте юридической компании Форма заявки на сайте юридической компании

Изготовление справки за 5 дней в среднем стоит 3000 ₽, а за день — 5000 ₽. Справку могут отправить на электронную почту, Почтой России или доставить с помощью курьера. Часто за это тоже надо платить.

Что нужно знать о новых правилах доступа ФНС к банковской тайне

Елена Тарасова

Банки обязаны передавать налоговым органам документы и сведения по их запросу. С 17 марта 2021 года перечень таких документов существенно расширили. Новые правила действуют уже четыре месяца, поэтому можно подвести небольшие итоги. Налоговый юрист Елена Тарасова рассказала, зачем это было нужно и кого коснулись изменения в законе.

Что такое банковская тайна

Банковская тайна — это запрет кредитным учреждениям разглашать информацию о своих клиентах, их счетах и операциях (ст. 857 ГК РФ). Исключение может быть сделано только в интересах государства или правосудия. Иными словами, доступ к сведениям о счетах организаций, предпринимателей и граждан строго регламентирован законом.

Случаи, когда банковские сведения могут быть предоставлены госорганам и иным лицам, например, нотариусам, судьям или арбитражным управляющим, перечислены в ст. 26 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1. Так, нотариус может запрашивать информацию о счетах и остатках на них в интересах наследников, арбитражный управляющий вправе выяснять движение средств по счетам компаний и лиц, аффилированных с банкротом.

Попав к налоговикам, в суд или к нотариусу, сведения о банковских операциях и владельцах счетов не перестают охраняться и имеют особый режим доступа. Специальные законы, которые регламентируют деятельность судов, полиции, ФНС, арбитражных управляющих и других лиц обязывают их хранить в тайне сведения, которые стали им известны в процессе исполнения служебных обязанностей.

Расширенный доступ налоговой к банковской информации с 17 марта 2021

До принятия поправок в ст. 86 НК РФ сотрудники налоговой инспекции уже имели доступ к банковской информации. При проведении проверок они запрашивали информацию о движении денег по счетам компаний и предпринимателей, сведения об остатках по счетам и размерах задолженности картотеки № 2.

Читайте так же:
Образец заявления неустойки по задолженности алиментам

Из-за неточности формулировок и пробелов в законодательных нормах между банками и налоговиками часто возникали споры, связанные с полнотой предоставления документов. Банки отказывали в предоставлении сведений, которые по их мнению не содержат информации, влияющей на налоговые обязательства клиентов. В ответ налоговики часто накладывали на кредитные учреждения штраф, предусмотренный ст. 126 НК РФ.

Федеральный закон от 17.02.2021 № 6-ФЗ устранил большую часть этих разногласий. Изменения в ст. 86 НК РФ уточнили сроки и перечень документов, представляемых кредитными учреждениями по запросу ФНС, а также основания для их представления.

Что теперь будет знать налоговая

В таблице собраны сведения, которые были доступны налоговикам ранее и стали впервые доступны после 17 марта 2021 года.

Банк всегда обязан предоставлять без запроса
  1. Сведения об открытии или закрытии счетов и депозитов организаций, ИП, граждан.
  2. Сведения об открытии или закрытии электронных кошельков (в том числе работающих через банки сервисов QIWI, WebMoney, PayPal и Яндекс.Деньги).
Банк обязан предоставить по запросу ФНС до 17 марта 2021 года и сейчас
  1. Выписки о движении по счету.
  2. Сведения об остатках денежных средств на счетах.
  3. Сведения об отдельных операциях клиентов.
Банк обязан предоставить по запросу ФНС после 17 марта 2021 года
  1. Копии карточек с образцами подписей и оттиском печати.
  2. Копии паспортов и других документов лиц, которые могут распоряжаться деньгами.
  3. Копии доверенностей на представителей.
  4. Копии банковских договоров, заявлений на открытие или закрытие счета, информацию о клиентах.
  5. Информация о бенефициарных владельцах или выгодоприобретателях по счету, которая стала известна банку.

Основная цель изменений — предоставление доступа ФНС к сведениям о лицах, управляющих счетом, не только тех организаций и ИП, в отношении которых уже ведется налоговая проверка, но и тех, кого только собираются проверять, а также облегчение доказательства взаимозависимости компаний и физических лиц.

В каких случаях налоговая может запрашивать документы и информацию

Налоговики могут запрашивать сведения в строго определенных случаях.

В отношении организаций и ИП:

  • проведение налоговой проверки;
  • вне рамок проверки по отдельным сделкам;
  • принятие решения о взыскании налогов;
  • принятие решения о приостановлении или отмене приостановления операций по счетам;
  • принятие решения о приостановлении или отмене приостановления переводов электронных денежных средств;
  • в рамках международного сотрудничества.

В отношении физических лиц, которые не являются индивидуальными предпринимателями, налоговая может запрашивать эти данные только при проведении налоговой проверки (запрос должен содержать согласие руководителя вышестоящего налогового органа, руководителя ФНС или его заместителя) или в рамках международного сотрудничества.

Как происходит обмен данными между банками и ФНС

Банки и ФНС взаимодействуют по прямым телекоммуникационным каналам связи. Срок для предоставления документов — 3 дня со дня получения мотивированного запроса налоговой. Когда сотрудник ФНС запрашивает информацию о счетах физических лиц, он должен согласовать запрос с руководителем вышестоящего налогового органа.

Формы и порядок передачи информации по запросам налоговой в электронном виде еще не готовы. До тех пор, пока ФНС их не разработает и Центробанк не утвердит, банки могут передавать информацию по ранее установленным правилам — по запросам ФНС в рамках встречной проверки или при получении информации о конкретных сделках (письмо ФНС от 01.07.2021 № СД-4-2/9296@).

Зачем это нужно и кого коснутся изменения

Не стоит опасаться, что расширение доступа ФНС к банковской тайне нарушает или ущемляет права налогоплательщиков. По своей сути изменения направлены на борьбу с номинальными лицами в руководстве компаний и предотвращение незаконного обналичивания.

Компании и ИП, в отношении которых сделаны такие запросы, уже находятся в проверочном процессе или на стадии предпроверочного анализа. Если налогоплательщик не уходит от налогообложения, не использует подставных лиц или компании-однодневки для обналичивания средств, переживать не стоит.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Как получить в ИФНС сведения о своих и чужих счетах

Узнать чужие банковские реквизиты можно, но только в определенном случае.

Читайте так же:
Порядок отказа в назначении пенсии

Чужие счета

Взыскатель при наличии у него исполнительного листа с неистекшим сроком предъявления к исполнению вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о представлении этих сведений.

Обратиться за получением указанных сведений взыскатель может в любой территориальный налоговый орган, в том числе в ИФНС (либо УФНС) по месту своего нахождения.

При обращении в налоговый орган с запросом о получении информации о счетах должника для подтверждения своих прав на получение указанной информации необходимо одновременно предъявить подлинник или заверенную в установленном порядке (нотариусом или судом, выдавшем взыскателю исполнительный лист) копию исполнительного листа с неистекшим сроком предъявления к исполнению.

В случае представления в налоговый орган копии исполнительного листа, заверенной уполномоченным должностным лицом организации, являющейся взыскателем, одновременно предъявляется подлинник исполнительного листа.

Надлежаще оформленный запрос может быть направлен по почте (при необходимости получения подтверждения о получении адресатом — заказным письмом с уведомлением), либо предъявлен в налоговый орган лично (через уполномоченного представителя — по доверенности).

При предъявлении взыскателем лично в налоговый орган подлинника исполнительного лица налоговый орган после документального фиксирования факта его наличия возвращает подлинник исполнительного листа взыскателю.

Во всех остальных случаях направления запроса с приложением копии исполнительного листа, заверенной уполномоченным должностным лицом организации-взыскателя, налоговый орган будет проверять достоверность полученной копии исполнительного листа (путем направления соответствующего запроса в суд, выдавший этот исполнительный лист).

Налоговые органы представляют запрошенные сведения в течение 7 дней со дня получения запроса.

Разъяснения по этому вопросу, в частности, даны в Письме Минфина от 26.11.2008 № 03-02-07/2-207, а также в письме ФНС № СА-4-9/14444@ от 24.07.2017.

Свои счета

  • гражданин (физлицо) имеет право на получение от госорганов, органов местного самоуправления информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы;
  • организация имеет право на получение от госорганов, органов местного самоуправления информации, непосредственно касающейся прав и обязанностей этой организации, а также информации, необходимой в связи с взаимодействием с указанными органами при осуществлении этой организацией своей уставной деятельности.

В силу положений статьи 84 и статьи 102 НК сведения о налогоплательщике с момента постановки на учет в налоговом органе являются налоговой тайной, которая не подлежит разглашению налоговыми органами, их должностными лицами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Порядок доступа к конфиденциальной информации налоговых органов утвержден приказом МНС России от 03.03.2003 № БГ-3-28/96.

В соответствии с пунктом 11 Порядка запрос о предоставлении конфиденциальной информации оформляется и направляется в письменном виде на бланках установленной формы.

При направлении запросов по ТКС подпись заявителя подтверждается электронной цифровой подписью.

Гражданин для получения сведений о своих банковских счетах вправе лично обратиться с запросом, составленным в произвольной форме, предъявив документ, удостоверяющий личность; подать заявление, через сервис «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» (раздел: «обращение в свободной форме») или направить запрос по ТКС, подписанный своей усиленной квалифицированной электронной подписью.

Обратиться за получением сведений о своих банковских счетах заявитель может в любой территориальный налоговый орган, в том числе по месту своего нахождения (жительства (пребывания)).

При обращении с запросом заявителю необходимо принять во внимание тот факт, что сведения о счетах (вкладах) физических лиц представляются банками в налоговые органы с 1 июля 2014 года. Информацией о ранее открытых физлицами счетах в банках (если такие счета не закрывались либо по ним не было изменений) налоговые органы не располагают. Также налоговые органы не располагают информацией о движении денежных средств по счетам. Такую информацию заявитель может запросить у банка, в котором открыт счет.

Вам надо по-другому работать с наличкой. Кого прижмут налоговики и банки? Забирайте запись, пожалуй, лучшего вебинара «Клерка»: «Как теперь будут контролировать наличку. 115-ФЗ в 2021 году ».

Только до завтра можно забрать запись со скидкой 20%. Программу вебинара смотрите здесь

Непредоставление полных банковских выписок – грубое нарушение прав налогоплательщика

Выписка по банковскому счету – это официальный документ, выдаваемый кредитной организацией, в котором содержатся все данные и сведения об операциях, которые были совершены по счету. Выписка предоставляет достоверную информацию о текущем состоянии счета, о движении денежных средств.

Выписки по банковскому счета в разрешении налоговых споров играют важную роль, так как по ним в том числе можно определить, вела ли организация реальную финансово-хозяйственную деятельность или нет.

В данной статье предлагаем разобрать две часто складывающиеся на практике ситуации. Первая, в которой Налоговые органы истребуют информацию у Банков, и вторая, в которой Налогоплательщик запрашивает банковские выписки контрагентов у Налогового органа. Подход налоговиков в этих случаях кардинально отличается.

Налоговые органы и Банки. В рамках проведения мероприятий налогового контроля Налоговые органы очень часто обращаются в Банки с требованием предоставления справок о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписок по операциям на счетах контрагентов организации, в отношении которых проводятся мероприятия налогового контроля. Данная норма закреплена в ст. 86 НК РФ, и подробнее изложена в письме Минфина России от 12.03.2010 N 03-02-07/1-103.

Налоговые органы всегда интересуют 3 важных аспекта:

1) Дата совершения операции — позволяет определить точную дату совершения операции конкретного лица за период.

2) Сумма операций по счету — позволяет проанализировать объем проведенных операций отдельного лица. Это помогает понять, совершались ли операции по выводу денежных средств.

3) Назначение платежа – информация, без которой невозможно проанализировать наличие операций, подтверждающих нормальную хозяйственную деятельность компании. В назначении платежа лицо указывает цель операции: оплата по договору, заработная плата и тд.

Соответственно, банк, получив запрос о представлении указанных справок (выписок) в отношении счетов индивидуальных предпринимателей, представляет сведения об их счетах, используемых ими для предпринимательской деятельности, без указания счетов, открытых им как физическим лицам. (письмо ФНС России от 01.11.2017 N ЕД-4-2/22198@).

В такой перспективе нередко возникает вопрос, не нарушает ли это режим банковской тайны?

Режим банковской тайны – это обязанность кредитных организаций не разглашать и не распространять сведения об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов.

С учетом п. 2 ст. 857 ГК РФ, ст. 26 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности", Определения Конституционного Суда РФ от 14.12.2004 N 453-О, п. 2 ст. 102 НК РФ :

— банк обязан предоставить налоговому органу сведения, составляющие банковскую тайну, в целях защиты публичных интересов и интересов других лиц;

— режим банковской тайны не является препятствием для использования налоговыми органами сведений, полученных от банка, поскольку данные сведения являются налоговой тайной, имеют специальный режим хранения, доступа и не подлежат разглашению.

Таким образом, запрос информации налоговым органом не будет нарушать режим банковской тайны, вследствие передачи ее государственному органу.

В случае отказа в предоставлении истребуемых документов (информации), Банк будет нести налоговую ответственность по ст. 126 НК РФ.

Такой вывод подтверждается многочисленной судебной практикой.

В частности, в Постановлении Арбитражного суда Дальневосточного округа от 10.07.2018 N Ф03-1204/2018 по делу N А24-3378/2017 по делу о признании недействительным решения налогового органа о привлечении к налоговой ответственности, Суд указал, что «Довод банка о том, что представление документов является нарушением банковской тайны, не принимается судом кассационной инстанции, поскольку исходя из положений статьи 26 Закона N 395-1, разъяснения Конституционного Суда Российской Федерации, изложенного в пункте 3 определения от 14.12.2004 N 453-О, режим банковской тайны не является препятствием для использования соответствующих сведений налоговыми органами, поскольку согласно статье 102 НК РФ полученные сведения о налогоплательщике составляют налоговую тайну, не подлежат разглашению, имеют специальный режим хранения и доступа. Представление банком документов по запросу налогового органа не является нарушением банковской тайны, так как сведения передаются государственному органу, также сохраняющему тайну в отношении предоставленных сведений».

Аналогичные позиции высказали суды Московского Округа, Поволжья, Северо-Западного округа и т д. (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 17.04.2018 N Ф05-4142/2018 по делу N А40-186267/2017, Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 17.12.2018 N Ф06-40820/2018 по делу N А55-31544/2017, Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 23.04.2018 N Ф07-3829/2018 по делу N А56-54459/2017).

При проведении выездной налоговой проверки, Инспекция всегда запрашивает у банка информацию по спорным контрагентам. Это предусмотрено напрямую в ст.93 НК РФ и письме от 11.10.2007 N ШТ-6-06/774@ "Об истребовании у банков документов и информации, необходимых для осуществления налогового контроля".

На данный момент, действующий НК не предусматривает правовой механизм, который мог бы позволить банку, получившему запрос от налогового органа, проверять достаточность и целесообразность оснований для его направления, а также проверять действительность проведения мероприятий налогового контроля. Таким образом, Банк обязан предоставить все запрашиваемые документы.

Таким образом, предоставление банками полных банковских выписок является обязательным и налоговые органы пользуются своим правом, в некоторых случаях даже привлекают к налоговой ответственности за непредоставление полных банковских выписок.

Налоговые органы и налогоплательщики . Иная ситуация складывается, когда такое право появляется у налогоплательщиков в отношении налоговых органов. Приведем пример после проведения ВНП выносится Акт налоговой проверки. Вместе с Актом, согласно п.п. 12 п.3 ст. 100 НК РФ, налогоплательщику обязательно должны быть вручены все документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах.

Довольно часто такими документами являются банковские выписки контрагентов налогоплательщика. На практике складываются ситуации, в которых проверяющие прикладывают «выписки из выписок» и не прикладывают полные банковские выписки, ссылаясь на ст.102 НК РФ о налоговой тайне.

Вместе с тем, именно на основании этих выписок Налоговики делают вывод об отсутствии финансово-хозяйственной деятельности компаний, с которыми у проверяющегося лица были заключены договоры. Тем самым невручение банковских выписок спорных контрагентов лишает налогоплательщика возможности выявить наличие операций, подтверждающих реальную финансово-хозяйственную деятельность своих контрагентов и опровергнуть выводы проверяющих о подконтрольности и техническом характере деятельности данных лиц. Также банковские выписки позволяют проанализировать объемы проведенных операций в отношении налогоплательщика в сравнении с другими лицами, с которыми взаимодействовали спорные контрагенты и иную полезную информацию. Таким образом, налогоплательщика налоговые органы фактически лишают возможности опровергнуть выводы налогового органа.

На практике в большинстве случаев при истребовании банковских выписок в полном объеме, налогоплательщик получает отказ. Налоговый орган указывает на отсутствие нарушений прав налогоплательщика на ознакомление с материалами проверки, так как запрошенные документы представляются в виде заверенных выписок. Но такие «выписки из выписок» обычно не содержат той информации, на основе которой налогоплательщик может опровергнуть выводы налогового органа.

Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.07.2006 № 267-О, право каждого на защиту своих прав и свобод всеми не запрещенными законом способами, закрепленное ст. 45 Конституции Российской Федерации, предполагает наличие гарантий, которые позволяли бы реализовать его в полном объеме и обеспечить эффективное восстановление в правах не только в рамках судопроизводства, но и во всех иных случаях привлечения к юридической ответственности. Применительно к налоговой ответственности одной из таких гарантий является вытекающее из ч. 2 ст.24 Конституции Российской Федерации право налогоплательщика знать, в чем его обвиняют, и представлять возражения на обвинения. Поэтому при определении процессуальных прав налогоплательщика при производстве дела в налоговых органах законодатель не может не предоставить ему право знать о появившихся у налогового органа претензиях, заявлять возражения против них, представлять доказательства незаконности или необоснованности принятого решения. Иное не соответствовало бы приведенным положениям Конституции Российской Федерации.

Более того, в п. 6.6 рекомендаций по проведению выездных налоговых проверок, доведённых письмом ФНС России от 25.07.2013 № АС-4-2/13622 указано, что налоговым органам при применении пункта 3.1 статьи 100 Кодекса необходимо учитывать, что конкретный документ наряду со сведениями о нарушениях (сведениями, подтверждающими факты нарушений) законодательства о налогах и сборах, выявленными в ходе проверки, может содержать информацию, содержание которой не имеет доказательственного значения, и при этом одновременно составляет банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну третьих лиц, либо относится к персональным данным физических лиц. Именно такие документы прилагаются к акту налоговой проверки в виде заверенных налоговым органом выписок.

ФНС России в письме от 22.05.2012 №АС-4-2/8356 @ "О формировании приложений к акту налоговой проверки" указывает, что в том случае, если имеющий отношение к делу о налоговом правонарушении факт может быть подтвержден только полной выпиской по операциям на счете (например, факт осуществления транзитных платежей только либо преимущественно между участниками взаимосвязанных хозяйственных операций), документ должен быть приложен к акту налоговой проверки в полном объеме.

Таким образом, исходя из положений НК и разъяснений ФНС России, налоговый орган обязан вручать полные банковские выписки контрагентов налогоплательщика. Данный вывод подтверждается судебной практикой (Постановление АС Уральского округа № Ф09-5561/19).

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию