Femida96.ru

Юридическая помощь для всех
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Несогласие с актом налоговой проверки

Как составить возражение на акт налоговой проверки

image_pdfimage_print

Налогоплательщик может не согласиться с выводами специалистов ИФНС, изложенных в акте проверки. Но прежде чем отправляться в суд, он обязан пройти процедуру досудебного обжалования. В первую очередь ему нужно составить возражение на акт проверки.

Возражением считается письменное обращение лица в налоговый орган, в котором оно выражает свое несогласие с актом или его отдельными положениями. При этом в соответствии с пунктом 6 статьи 100 и пунктом 5 статьи 101.4 НК РФ, обжалованию подлежит информация, которая содержится в акте налоговой проверки, а также в акте об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях.

На то, чтобы составить и представить возражение, у налогоплательщика есть месяц после получения акта проверки. Если возражение составляется в отношении дополнительных мероприятий налогового контроля, то подать его следует в течение 10 дней после окончания этих мероприятий.

На сайте ФНС есть краткая памятка для налогоплательщиков о подаче возражения на акт проверки.

Как подать

Возражение должно быть адресовано той налоговой инспекции, которая составила оспариваемый акт. Налогоплательщик может привести его лично и подать в канцелярию либо окно приема документов. Также можно направить возражение по почте.

Кроме того, у налогоплательщика есть право передавать документы через своего представителя:

  • законного, то есть того, кто может представлять его интересы на основании закона или учредительных документов (для организаций);
  • уполномоченного, то есть того, кто получил право представлять интересы налогоплательщика на основании доверенности.

Возражение на акт налоговой проверки состоит из двух частей — общей и содержательной. В общей части приводятся основные сведения о налогоплательщике — наименование, ИНН, КПП, адрес, и прочие реквизиты. Кроме того, в этой части следует указать дату начала и окончания проверки, а также наименование налогов, по которым она проводилась. В содержательной части целесообразно:

  • перечислить конкретные положения акта проверки, которые вызвали у налогоплательщика возражение;
  • обосновать эти возражения, сославшись на нормы Налогового кодекса и других законов, на разъяснения государственных органов и прочую официальную информацию;
  • привести сложившуюся по аналогичным делам арбитражную практику.

К письменному возражению налогоплательщик может приложить документы или их копии, которые подтвердят обоснованность его мнения.

Возражение на акт проверки

Возражение подано, что дальше?

Далее должно последовать рассмотрение письменного возражения руководителем или заместителем руководителя налогового органа. На это отводится 10 дней с даты окончания срока на подачу возражений. Этот срок может быть продлен, но не более, чем на месяц.

Обратите внимание! Отсчет ведется не от даты фактической подачи возражения налогоплательщиком, а именно от даты, когда истек срок на представление возражений.

Как известно, у субъекта есть право явиться на рассмотрение акта либо результата дополнительных мероприятий налогового контроля. Распространяется оно и на рассмотрение возражения. Для этого налогоплательщик должен быть уведомлен о том, где и когда будет рассматриваться его возражение. В ходе рассмотрения он вправе давать устные пояснения и представлять документы.

По итогам рассмотрения должно быть вынесено решение либо о привлечении налогоплательщика к ответственности за налоговое правонарушение, либо от отказе в привлечении к ответственности.

О подаче возражений на акты налоговых проверок: разъяснения ФНС

Главное налоговое ведомство страны рассказало, как рассматриваются возражения на акты налоговых проверок налогоплательщиков (Информация ФНС). Полагаем, что основные моменты темы будут интересны широкому кругу читателей.

Акты налогового органа.

Результаты определенных действий (налоговые проверки, обнаружение фактов налоговых правонарушений) налоговый орган сопровождает оформлением акта, который вручается налогоплательщику (см. таблицу ниже).

Вид налогового контроля

Оформление результатов (примечание)

Сроки для оформления результатов налогового контроля

Камеральная налоговая проверка (КНП)

Акт налоговой проверки (составляется только в случае, если проверяющими выявлены нарушения, – п. 5 ст. 88 НК РФ)*

10 рабочих дней со дня окончания проверки (абз. 2 п. 1 ст. 100 НК РФ)

Читайте так же:
Пенсионные отчисления работодателя в процентах

Выездная налоговая проверка (ВНП)

Акт налоговой проверки (составляется вне зависимости от результатов проверки)

Два месяца со дня составления справки о выездной налоговой проверке (абз. 1 п. 1 ст. 100 НК РФ).

Обнаружение фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах, ответственность за которые установлена НК РФ**

Акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях***

10 дней со дня выявления указанного нарушения (п. 1 ст. 101.4 НК РФ)

* Акт вручается проверяемому лицу под подпись или направляется по почте заказным письмом в течение пяти рабочих дней со дня составления акта (пп. 1 п. 3 , п. 5 ст. 100 НК РФ). Как правило, вместе с актом вручается извещение о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки.

** За исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном ст. 101 НК РФ (п. 1 ст. 101.4).

*** Акт вручается лицу, совершившему налоговое правонарушение, под подпись или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения. Если указанное лицо уклоняется от получения акта, должностным лицом налогового органа делается соответствующая отметка в акте (п. 1 ст. 101.4 НК РФ) и акт направляется этому лицу по почте заказным письмом (п. 4 ст. 101.4). Датой вручения акта, направленного по почте заказным письмом, считается шестой день считая с даты его отправки.

Подача возражений.

Налогоплательщик может не согласиться:

  • с выводами, предложениями, какими‑либо фактами, изложенными контролерами в акте (п. 6 ст. 100, п. 5 ст. 101.4);
  • с результатами дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 6.1 ст. 101 НК РФ).

Тогда он вправе подать возражения: письменно обратиться в налоговый орган.

К сведению:

Письменные возражения по акту, результатам дополнительных мероприятий налогового контроля можно представить в целом или по отдельным положениям (в части). В приложении к Информации ФНС приведена форма представления возражений по акту налоговой проверки.

К письменным возражениям налогоплательщик вправе приложить подтверждающие обоснованность своих возражений документы (их заверенные копии). Впрочем, не поздно это сделать и во время явки на рассмотрение акта, а также результатов дополнительных мероприятий налогового контроля. Тогда же даются устные пояснения.

На подачу возражений налогоплательщику отводится определенный промежуток времени (см. таблицу ниже).

Выражение несогласия на…

Срок для подачи возражения на акт налоговой проверки

…акт налоговой проверки

Месяц со дня получения акта (п. 6 ст. 100)

…акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях

Месяц со дня получения акта (п. 5 ст. 101.4)

…результаты дополнительных мероприятий налогового контроля

В течение 10 дней со дня истечения срока проведения дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 6.1 ст. 101)

Возражения на налоговую проверку подаются (лично или через представителя) в канцелярию налогового органа или окно приема документов, но можно воспользоваться и почтовой отправкой.

К сведению:

Законные представители – это представители организации по закону или на основании учредительных документов (ст. 27 НК РФ); уполномоченные представители – представители, действующие на основании доверенности (ст. 29 НК РФ).

Процедура подачи возражений на акты налоговых проверок

В Информации ФНС акцентирует внимание на процедуре подачи возражений на акты налоговых проверок. Такие возражения на налоговую проверку направляются (лично или через представителя) в адрес налогового органа, составившего акт.

К сведению:

Номер, адрес и реквизиты своей налоговой инспекции можно узнать с помощью сервиса «Адрес и платежные реквизиты Вашей инспекции».

Рассмотрение возражений.

Возражения на акт налоговой проверки рассматриваются в следующем порядке
(см. схему ниже):

Как написать возражение на акт налоговой проверки

В числе прав налоговых органов (по ст. 31 НК РФ ) присутствует проведение налоговых проверок (НП) — совокупности процедур, контролирующих верность подсчёта, а также полноту и своевременность оплаты обязательных платежей. Контролировать могут камерально или на выезде. В первом случае сотрудники ИФНС анализируют информацию, которую предоставило проверяемое лицо, плюс имеющиеся у них данные, в своих служебных кабинетах. Во втором случае указанный анализ производят там, где находится проверяемое лицо. Проверять могут:

  • налогоплательщиков;
  • плательщиков сборов и страховых взносов;
  • налоговых агентов.
Читайте так же:
Обязан ли пенсионер платить земельный налог

Результаты проверки (наличие нарушений либо их отсутствие) отражаются в акте, его форму определяет Приложение N 23 к приказу ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@. Выявленные проверкой нарушения чаще всего и становятся поводом для документально оформленных возражений. Причем подать их можно как относительно всего перечня выявленных нарушений, так и его части.

Сроки подготовки спорного документа

Сроки изготовления акта зависят от вида проверки и варьируются следующим образом:

  • десятидневный срок после завершения (речь всегда о рабочих днях, если не указано иное) — при камеральной;
  • в течение двух месяцев со дня составления справки о проведении — при выездной;
  • в течение трех месяцев со дня составления справки о проведении — при выездной, относительно консолидированной группы налогоплательщиков ( Гл. 3.1 НК ).

Акт НП в пятидневный срок с его даты вручают лицу, которое проверяли (либо его представителю под расписку). Данный документ могут передать другим способом, который свидетельствует о дате его получения.

Уклонение от получения документа фиксируется в нем, после чего он направляется по почте заказным письмом в место нахождения организации (обособленного подразделения) или место жительства физического лица. Датой вручения при таком развитии событий считается шестой день после отправки заказного письма.

Если проверяли консолидированную группу налогоплательщиков, акт (в десятидневный срок с его даты) вручают ответственному участнику указанной группы.

Для иностранной организации, у которой нет обособленного подразделения на территории РФ (за вычетом международной организации, диппредставительства, иностранной организации, которую ставят на налоговый учёт по п. 4.6 ст. 83 НК ), акт НП направляется почтой (заказным письмом) по адресу из единого государственного реестра налогоплательщиков. При этом 20-й день после отправки заказного письма будет датой вручения документа.

Как и в какие сроки подать письменные возражения

Подача возражений на акты налоговых проверок (лично или через представителя) происходит одним из следующих способов:

  • через почту;
  • через канцелярию либо окно приема документов налоговой.

Напомним: при несогласии с фактами, отмеченными в акте НП, а также с выводами и предложениями налоговиков лицо, которое проверяли (его представитель), вправе предоставить в налоговый орган, который проводил проверку, письменные возражения по документу целиком или частично.

На это дается месяц со дня получения документа. Причем указанную бумагу можно дополнить документами (их заверенными копиями), подтверждающими обоснованность протеста.

Как оформляют и что отмечают в возражениях

Документ оформляется письменно, с соблюдением следующей структуры (из трех частей):

  1. Вводная — информирует о самой проверке, ее основаниях, фактическом времени проведения, составе проверяющих, номере и дате документа, с которым спорят.
  2. Описательная — здесь проверяемый вправе подробно и последовательно, с максимальным обоснованием изложить все свои аргументы и доводы (и бесспорные, и сомнительные).
  3. Резолютивная (итоговая) — где могут быть указаны как суммарное доначисление платежей, с которым проверяемое лицо не согласно (с разбивкой по периодам и суммам), так и сумма налога, которую отказываются возмещать.

Образец письменного возражения по акту налоговой проверки

Приведённый ниже образец является универсальным. Следовательно, его можно использовать и как образец возражения на акт камеральной налоговой проверки, и как образец возражения на акт выездной налоговой проверки.

Что будет после подачи письменных возражений

Руководитель проверявшего органа или его заместитель рассматривает письменные возражения на итоги проверки. Это может происходить как в присутствии возражающего лица, так и без него. В любом случае указанное лицо извещается о времени и месте такого рассмотрения. При ненадлежащем извещении об этом либо при отсутствии проверяемого лица, когда его явка обязательна, рассмотрение будет отложено. При явке на рассмотрение можно (и устно, и документально) пояснять ситуацию.

Читайте так же:
Стаж 40 лет какая должна быть пенсия

Результат разбора — это конкретное решение, которое появляется через десять дней после окончания месяца на обжалование. Рассматривать соответствующие материалы и выносить итоговое решение могут и дольше, максимум на месяц.

Возражения на акт налоговой проверки подаём правильно

Наверняка каждый налогоплательщик в процессе своей предпринимательской деятельности столкнулся с налоговыми проверками. И не всегда данные проверки проходят для них гладко. При этом часто налогоплательщики, и, скажем, не без оснований, не согласны с выводами, изложенными в материалах налоговых проверок. Налоговым законодательством предусмотрена ещё до вынесения решения, на стадии рассмотрения материалов налоговой проверки, возможность оспорить выводы налоговиков. Для таких случаев ФНС России выпустила методичку по подаче возражений. Об этом мы и расскажем в нашей статье.

Порядок подачи возражений на акты налоговых проверок регламентирован

Согласно пункту 6 статьи 100 НК РФ лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, (его представитель) в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, (его представитель) вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.

Возражения — это письменное обращение в налоговый орган, выражающее несогласие с актом налоговой проверки[1], результатами дополнительных мероприятий налогового контроля[2] или актом об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях[3]. При явке на рассмотрение акта, а также результатов дополнительных мероприятий налогового контроля можно давать устные пояснения, а также представлять подтверждающие документы.

ФНС России в своём письме подробно изложила порядок подачи возражений на акты налоговых проверок (Информация ФНС России «Подача возражений на акты налоговых проверок»). Рассмотрим основные моменты данной инструкции.

Сроки, в которые представляются возражения

Возражения представляются в налоговый орган в течение одного месяца со дня получения акта в случае несогласия с фактами, изложенными:

  • в акте налоговой проверки[4];
  • в акте об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях[5].

При этом если налогоплательщик не согласен с актом только в части, то можно представить письменные возражения по указанному акту не в целом, а только по его отдельным положениям, с которыми не согласен налогоплательщик.

А вот если у налогоплательщика проводились дополнительные мероприятия налогового контроля, он также имеет право представить письменные возражения по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля в целом или части, но возражения представляются в течение 10 дней со дня истечения срока проведения дополнительных мероприятий налогового контроля[6].

Каким образом представляются возражения?

Налогоплательщики могут представлять возражения следующим образом:

  • в канцелярию налогового органа или окно приёма документов налогового органа;
  • по почте.

Это может делать налогоплательщик лично и (или) через представителя.

Кто может подавать возражения?

Возражения в налоговый орган могут представлять:

  • представители организации по закону или на основании учредительных документов[7];
  • представители физического лица в соответствии с гражданским законодательством[8].
  • это представители, действующие на основании доверенности[9].

Как подать возражения на акты налоговых проверок?

В случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих возражения необходимо направить в адрес налогового органа, составившего акт.

Узнать номер, адрес и реквизиты своей налоговой инспекции можно с помощью сервиса «Адрес и платёжные реквизиты Вашей инспекции».

Законные представители:

  • это представители организации, действующие по закону или на основании учредительных документов[10];
  • это представители физического лица в соответствии с гражданским законодательством[11].
Читайте так же:
Какой пенсионный возраст в польше

Уполномоченные представители:

  • это представители, действующие на основании доверенности[12].

Процедура рассмотрения возражений

Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка[13].

Перед тем как начать рассмотрение материалов налоговой проверки, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа проверяет явку лица, в отношении которого составлен акт.

В случае явки лица руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает материалы налоговой проверки (или материалы дела) и возражения лица (в случае их наличия).

В случае неявки лица руководитель (заместитель руководителя) налогового органа устанавливает, извещено ли лицо о дате, времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки.

Если лицо, в отношении которого рассматриваются материалы налоговой проверки, было надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, то:

  • в случае если присутствие лица признано обязательным, принимается решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки;
  • в случае если присутствие лица не признано обязательным, принимается решение о рассмотрении материалов налогового контроля в отсутствие указанного лица.

В случае выяснения, что лицо, в отношении которого рассматриваются материалы налоговой проверки, было извещено ненадлежащем образом, то принимается решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки.

При явке на рассмотрение материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого составлен акт, вправе давать устные пояснения, а также представлять подтверждающие документы в обоснование своих доводов.

Перед тем как перейти к рассмотрению материалов налоговой проверки по существу, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа в силу пункта 3 статьи 101 НК РФ должен:

  • объявить, кто рассматривает дело и материалы какой налоговой проверки подлежат рассмотрению;
  • установить факт явки лиц, приглашённых для участия в рассмотрении;
  • в случае участия представителя лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, проверить полномочия этого представителя;
  • разъяснить лицам, участвующим в процедуре рассмотрения, их права и обязанности[14];
  • вынести решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки в случае неявки лица, участие которого необходимо для рассмотрения.

По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит одно из следующих решений:

  • решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля[15];
  • о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения[16];
  • об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения[17];
  • о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение[18];
  • об отказе в привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение[19].

В соответствии с пунктом 4 статьи 101 НК РФ при рассмотрении материалов налоговой проверки ведётся протокол. Этот документ составляется по форме, утверждённой Приказом ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@ (Приложение № 28 к данному Приказу). В нём проверяющие фиксируют все обстоятельства рассмотрения материалов налоговой проверки, в том числе наличие или отсутствие замечаний к протоколу. Кроме того, к протоколу могут прилагаться, например, фотографические снимки, аудио- и видеозаписи, копии документов, подтверждающих полномочия представителей, другие материалы. Информация о таких приложениях подлежит отражению в протоколе. Это следует из формы данного документа. Печатью налоговых органов протокол не удостоверяется[20].

Специальный бланк подачи возражений

Ранее возражение на акт налоговой проверки составлялось в произвольной форме. Теперь налогоплательщики, которые не согласны с актом налоговой проверки, могут воспользоваться специальным бланком. Его подготовила ФНС России (Информация ФНС России «Подача возражений на акты налоговых проверок»).

Ничего необычного в этом бланке нет. Можно обратить внимание налогоплательщиков лишь на следующие особенности. Обстоятельства, которым не соответствуют факты, изложенные в акте проверки, налоговики предлагают указывать со ссылками на подтверждающие документы. Также рекомендуется приводить нормы законов, с которыми не соотносятся выводы контролёров.

Несмотря на то что налоговое законодательство не требует подавать возражения по определённой форме, удобнее воспользоваться бланком, предложенным ФНС России, чем разрабатывать свой собственный бланк.

Читайте так же:
Узнать инн для оплаты налогов

Отстаивать свои позиции налогоплательщикам помогут решения высших судов

При отстаивании своих прав в споре с налоговиками налогоплательщикам могут помочь принятые в первом квартале 2018 года судебные решения КС РФ и ВС РФ по вопросам налогообложения. Обзор таких решений сделала ФНС России. Документ размещён на сайте ведомства. Налоговики учитывают судебную практику в своей работе, поэтому налогоплательщикам стоит обратить внимание на обзор, так как в случае возникновения спорной ситуации в ходе налоговых проверок с налоговиками налогоплательщики в обоснование своей позиции могут воспользоваться судебной практикой, приведённой в обзоре.

Рассмотрим две наиболее интересных из них.

  1. Недопустимо создавать условия для взимания налогов сверх того, что требуется по закону

Налоговое ведомство указало своим подчинённым на то, что налоговое администрирование должно осуществляться с учётом принципа добросовестности, предполагающего учёт законных интересов плательщиков налогов и недопустимость создания условий для взимания налогов сверх того, что требуется по закону. Данные выводы содержатся в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 16.02.2018 № 302-КГ17-16602 по делу № А33-17038/2015 (АО «БАМтоннельстрой» против Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Красноярскому краю).

В суде была рассмотрена следующая ситуация. В рамках выездной проверки налоговики отменили решение своих же коллег о возврате НДС по недействительной сделке. По мнению проверяющих, проводивших выездную налоговую проверку, возвращать переплату нужно было заявив вычет по НДС. Однако на момент вынесения решения об отмене трёхлетний срок для применения вычета уже истёк. Тем самым контролёры лишили налогоплательщика права на возврат переплаты. ВС РФ признал такое поведение недопустимым.

Представляется, что теперь налоговики при проверках не будут допускать подобных нарушений. Однако, если же налогоплательщики окажутся в подобной ситуации, они вправе сослаться в возражениях на это решение суда.

  1. Низкая цена — не повод для привлечения к ответственности

ФНС России в своём обзоре указала, что отличие применённой налогоплательщиком цены от уровня цен, обычно применяемых по идентичным (однородным) товарам, работам или услугам другими участниками гражданского оборота, не может служить самостоятельным основанием для вывода о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды. Данные выводы содержатся в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 29.03.2018 № 303-КГ17-19327 по делу № А04-9989/2016 (индивидуальный предприниматель против Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Амурской области). Судом была рассмотрена следующая ситуация.

В ходе выездной налоговой проверки налоговики сочли, что доказали необоснованную налоговую выгоду предпринимателя. В своём решение о привлечении предпринимателя к налоговой ответственности проверяющие ссылались на его взаимозависимость с контрагентом и низкие цены в сделках с ним. Однако ВС РФ указал проверяющим, что цены могут отличаться. Только многократная разница может говорить о необоснованной налоговой выгоде, и то лишь в совокупности с другими обстоятельствами. Как видно из судебного акта, взаимозависимость таким обстоятельством не является. Кроме того, отклонение в данном случае не было многократным.

  1. Также в обзоре приведены другие судебные решения, содержащие, в частности, следующие выводы:
  • налоговый агент, допустивший просрочку в уплате НДФЛ (правильно исчисленного в представленном расчёте), не должен быть лишён права на освобождение от налоговой ответственности (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 06.02.2018 № 6-П);
  • обязанность по уплате процентов в повышенном размере (исходя из двукратной ставки рефинансирования) на сумму излишне возмещённого НДС не освобождает налогоплательщика от ответственности в виде штрафа за неуплату налога, поскольку указанные проценты являются лишь компенсацией потерь бюджета (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 25.01.2018 № 16-О).

Мы желаем вам, чтобы по результатам налоговых проверок решение налогового органа было только об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию