Femida96.ru

Юридическая помощь для всех
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Пенсионная реформа какие будут пенсии

Чего ожидать от новой пенсионной реформы в России?

Чего ожидать от новой пенсионной реформы в России?Фото: Дмитрий Резнов

В России грядет очередная пенсионная реформа, подготовленная Центробанком и ведущими негосударственными пенсионными фондами (НПФ). По замыслу идеологов, она должна стимулировать население активнее участвовать в накоплении будущей пенсии. Новая концепция предполагает, что накопительная часть выплаты трансформируется в систему негосударственного пенсионного обеспечения (НПО), которое дополнит уже существующий аналогичный механизм. Предполагается, что застрахованные россияне смогут распоряжаться пенсионными накоплениями, в отличие от действующей системы, где этими средствами распоряжается государственная управляющая компания ВЭБа или выбранный пенсионером НПФ. Нюансы новой реформы пенсий разбирает колумнист «Реального времени», экономист с многолетним банковским стажем Артур Сафиулин.

Суть новой реформы — от ИПК к ГПП, а потом в НПО

История реформ в постсоветской России не такая длинная, но уникальная, так как мы умудрились сделать гибрид из нескольких подходов в решении так называемого пенсионного кризиса. Этот термин уже давно циркулирует в экономической среде, так как весь мир сталкивается с похожими вызовами и достаточно продолжительное время, чтобы сформировать подходы. Давайте посмотрим, что предлагается сделать в России и как это коррелирует с учебниками по экономике.

Если сформулировать коротко — на высокий уровень выплат у государства средств нет, на достойную пенсию придется копить самостоятельно. И, судя по всему, государство разрешит людям распоряжаться этими средствами, как собственными.

В планах ЦБ трансформировать систему обязательного пенсионного страхования (ОПС) в негосударственное пенсионное обеспечение (НПО) таким образом, чтобы люди могли ощутить данные средства как свою собственность, которую они могут использовать в рамках пенсионных выплат при наступлении пенсионного возраста.

Количество работающих сейчас людей не способно содержать всех пенсионеров. Фото: Максим Платонов

Для информации, сейчас у нас действуют две системы:

  • ОПС — запущена в 2002 году, пенсия формируется за счет средств Пенсионного фонда России (ПФР), в который работодатель перечисляет страховые взносы за работника. Размер взносов составляет 22% от зарплаты. До 2015 года часть средств (6%) перечислялись в накопительную систему, при наличии заявления от гражданина. В 2015 году был введен знаменитый мораторий на перечисление средств в накопительную систему и все 22% идут в ПФР на выплаты нынешним пенсионерам. Если смотреть на эту систему, то видно, что ей всегда нужны новые вливания, она очень похожа на пирамиду (особенно в ее российском виде), или увеличение пенсионного возраста, чтобы в системе были средства. По сути, мораторий уже ввели, пенсионный возраст повысили. Дальше двигаться некуда — либо повышать размер страховых взносов, либо делать транши из бюджета. Оба варианта нереальны — бизнес уйдет в серые схемы оплаты труда, а бюджет у нас не резиновый и не потянет закрывание ежегодного дефицита ПФР. Например, дефицит в 2021 году составит порядка 495 миллиардов рублей. Количество работающих сейчас людей не способно содержать всех пенсионеров. Демография и медицина — основные причины такой ситуации, не только у нас, а вообще в мире.
  • НПО — дополнительная система пенсионного обеспечения. Здесь уже работа ведется через негосударственные пенсионные фонды (НПФ). Эта система появилась в 2002 году в результате первой по настоящему прорывной пенсионной реформы, которая взяла за основу лучшие мировые наработки и была сделана строго по «учебнику». Гражданин имеет возможность выбрать необходимую пенсионную программу, заключить договор с НПФ и формировать накопления, как дополнение к государственным выплатам. Но с 2010 года эта система перестала работать по изначальной схеме по ряду причин. В том числе из-за недобросовестных НПФ, которые дискредитировали систему своим поведением, — они, как правило, входили в банковские группы и выступали как источник фондирования для этих банков. На ум приходит небезызвестный господин Мотылев, который владел пятью банками и 12 НПФ и устроил такой фантастический круговорот денег, финансируя свои девелоперские и другие проекты деньгами банков и НПФ. Итог печален — банки лишены лицензии, НПФ разорились, ЦБ выделил колоссальные средства на спасение этой группы. Люди с опаской смотрят на НПФ и правильно делают, пока процветают такие как Мотылев.

Накопления можно будет передавать по наследству

По планам накопительная часть будет принадлежать человеку, а не государству и право распоряжения этими средствами наступит не только после выхода на пенсию, но и в трудных жизненных ситуациях. Точного списка пока нет, он в работе. На ум приходят проблемы со здоровьем и подобного рода ситуации. Помимо этого, накопления можно будет передавать по наследству.

В 2015 году был введен знаменитый мораторий на перечисление средств в накопительную систему и все 22% идут в ПФР на выплаты нынешним пенсионерам. Фото: tvc.ru

Вообще, с 2016 года государство не могло никак решить, что делать с накопительной системой, так как схема, введенная в 2002 году, уже не работала, в 2015 году был введен мораторий, и вся наша отличная реформа 2002 года превратилась в некую конструкцию на бумаге — вроде все есть, но не работает. Начались всяческие добавления, делающие систему гибридной, по сути.

Например, шла речь о введении системы Индивидуального пенсионного капитала (ИПК). Предполагалось, что те 6% могут направляться в НПФ, а после завершения трудовой жизни, пенсионер будет получать дополнительные выплаты к своей базовой государственной пенсии. Планировалось, что система будет работать в режиме так называемой автоподписки — то есть все люди были участниками ИПК по определению. Систему не ввели в итоге, вместо этого подняли пенсионный возраст, продлив агонию распределительной системы ОПС.

В 2019 году проект ИПК переименовали в Гарантированный пенсионный план. Параметры накопительной системы остались неизменными, добавив добровольность подключения к программе. По совету ЦБ и Минфина были введены так называемые индивидуальные инвестиционные счета третьего типа (ИИС-3) — долгосрочные инвестиции на срок от 10 лет. Это было сделано с прицелом стимулировать граждан вкладываться надолго и самим формировать свой будущий доход. Давались и налоговые вычеты — после 10 лет человек мог получить вычет на ежемесячно вносимую сумму через работодателя (но не более 6%) или на самостоятельно вносимые суммы (но не более 120 тысяч рублей в год).

Читайте так же:
Заявление на восстановление алиментов образец

Преимуществом новой системы будет наличие уже сформированного капитала, который передается из системы обязательного пенсионного страхования. Фото: mosreg.ru

«Нас подводят к мысли, что человек должен сам заботиться о своей пенсии»

Минфин собирается внести в правительство закон о новой добровольной накопительной системе 15 декабря 2021 года. С учетом того, что начали обновлять систему НПО, будет правильным ожидать, что новая система будет продолжением ИПК и ГПП. Преимуществом новой системы будет наличие уже сформированного капитала, который передается из системы обязательного пенсионного страхования, плюс будут предусмотрены гарантии по примеру работы системы страхования вкладов от АСВ. По сути, НПФ будут предлагать еще один продукт в своей линейке, и наверняка большинство людей выберут этот наименее рисковый продукт. Единственное что настораживает — неужели мы полностью собираемся отказаться от ОПС? Если так, то это будет очень радикальный шаг, но строго по самым свежим экономическим учебникам. Будет интересно понаблюдать за развитием ситуации.

В заключение, хотелось отметить, что наша система ОПС может гарантировать выплату средней пенсии только на уровне 12—13 тысяч рублей в месяц. На большее у ПФР нет средств и взять негде (это дорого и политически невыгодно властям). Нас подводят к мысли, что человек должен сам заботиться о своей пенсии и формировать накопления за счет использования по максимуму тех выделенных для этого 6%. Но, учитывая, инертность нашего населения и повальную финансовую неграмотность, мы опять скатимся к единой государственной управляющей компании (какой был ВЭБ в предыдущих итерациях накопительной системы), в которую по умолчанию направляли свои средства граждане, которые ничему не верят, не хотят изучать и погружаться в детали. Бичом нашего общества является инфантилизм (советское наследие, по сути — так как ожидали всего от государства). В итоге, их доход от ВЭБ был ничтожен — на уровне 3-4% годовых. Поживем, увидим.

Справка

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции «Реального времени».

Пенсионная реформа 2019: суть, цифры и поправки

Пенсионная реформа 2019

Вам нужна консультация юриста по вопросам трудового права и пенсий? Тогда задайте свой вопрос через форму ниже и мы ответим Вам в кратчайшие сроки. Это бесплатно и не займет у вас много времени!

Вся информация зашифрована через безопасный протокол https. Ваша переписка с юристом надежно защищена.

По информации на 2018 год средняя длительность жизни в России составила 72,9 года. По данным Росстата численность граждан трудоспособного возраста уменьшилась на 4 млн. человек. Из-за роста количества пенсионеров на ближайшие 6 лет Правительству нужно изыскать 8 трлн. руб. на пенсионное обеспечение. В целях стабилизации финансовой ситуации в начале 2019 года стартовала реформа пенсионной системы.

Суть пенсионной реформы

03.10.2018 года был подписан Закон № 350-ФЗ о повышении возраста ухода на заслуженный отдых по старости. Изменения будут вводиться поэтапно до 2028 года включительно. Сокращение количества нетрудоспособных лиц даст возможность Правительству исполнить свои социальные обязанности.

Новый возраст выхода на пенсию

Первоначально Правительство РФ предлагало повысить возраст ухода на пенсию для женщин на 8 лет, для мужчин – на 5. Президент не поддержал инициативу, поэтому граждане обоих полов смогут прекратить трудиться на 5 лет позже.

Новый возраст выхода на пенсию для мужчин

По новой процедуре мужчинам разрешается уйти с работы с 65 лет.

Новый возраст выхода на пенсию для женщин

Женщины будут оформлять компенсацию по старости при достижении 60 лет.

Как быть тем, кто должен был выйти на пенсию в ближайшие годы

Увеличение пенсионного возраста происходит поэтапно. Каждый год будет прибавляться по одному года. Переходный этап придет к завершению в 2028 году.

Для удобства отразим в таблице, когда будут уходить граждане на заслуженный отдых в переходный период:

Новый возраст и условия выхода на пенсию для отдельных категорий граждан

Реформа касается не только страхового пенсионного обеспечения. Изменилась процедура назначения содержания в связи с выслугой лет.

Пенсионная реформа для военных

Новые требования не коснулись военных пенсий. Этот вопрос находится на этапе обсуждения. Планируется скорректировать стаж выслуги, при наличии которого гражданин вправе претендовать на оформление пенсионной компенсации. Для ухода из армии нужно будет отслужить 25 лет. Сейчас стаж составляет 20 лет. Проект изменений официально не опубликован.

Пенсионная реформа для госслужащих

Процедура назначения пенсионного содержания госслужащим определена Законом от 15.12.2001 года № 166-ФЗ. Возраст ухода с государственной службы по старости для них подняли еще в 2017 году. Изменения вводятся постепенно. Ежегодно к стажу выслуги добавляется по полгода.

К 2026 году для обращения за выплатой нужно будет отработать на госслужбе 20 лет. Те, кто оформляет пособие в 2019 году, должны иметь выслугу 16,5 лет.

Закон № 350-ФЗ внес уточнения, касающиеся предельного срока нахождения на госслужбе. К 2023 году мужчины вправе будут покинуть госслужбу по старости в 65 лет, женщины – в 63 года. Данные мероприятия будут происходить постепенно. С 2019 года каждые 12 месяцев будет прибавляться по одному году.

Пенсионная реформа для учителей

Согласно пенсионной реформе педагогическим работникам разрешается стать пенсионерами с отсрочкой на 5 лет после того, как будет выработан льготный стаж 25 лет. Норматив будет увеличиваться каждые 12 месяцев на 1 год. В 2019 и 2020 годы документы на пенсионное обеспечение можно подать раньше нового срока.

Читайте так же:
Программа для заполнения возврата налога

Для сотрудников МВД, ФСБ и других силовых ведомств

Служащие силовых структур не попали под новые требования. Выслуга лет, дающая право на содержание по старости, по-прежнему составляет 20 лет. Планируется поднять норматив до 30 лет.

Пенсионная реформа для медработников

Реформа не изменила количество лет медицинского стажа, гарантирующий гражданину право на пенсию. В населенных пунктах сельского типа нужно отработать в лечебной организации 25 лет, в городских поселениях – 30 лет. Введена отсрочка на обращение за компенсацией на 5 лет. Возрастной предел будет отодвигаться ежегодно на 12 месяцев. В 2019 году прекратить трудится по старости разрешается на 6 месяцев позже.

Вам нужна консультация юриста по вопросам трудового права и пенсий? Тогда задайте свой вопрос через форму ниже и мы ответим Вам в кратчайшие сроки. Это бесплатно и не займет у вас много времени!

Вся информация зашифрована через безопасный протокол https. Ваша переписка с юристом надежно защищена.

Новый возраст и условия выхода на пенсию для северян и людей с вредными условиями труда

Норматив увольнения по старости с оформлением пособия работникам, трудоустроенным в северных районах, подняли до 55 женщинам и 60 лет мужчинам. Изменения будут вводиться поэтапно с 2019 до 2023 года. В первые 2 года пособие разрешили оформить на полгода позже.

Условия по специальному стажу для лиц, занимающихся вредным трудом, останутся прежними.

Досрочный выход на пенсию — как теперь

С 2019 года введены новые условия для досрочного обращения за пенсионной выплатой. Если мужчина накопил стаж 42 года, а женщина – 37 лет, то они вправе обратиться за пенсионным содержанием на 24 месяца раньше. Возраст ухода с работы не должен быть ниже 55 лет у женщин и 60 лет у мужчин.

Какие изменения кроме возраста подразумевает пенсионная реформа

Помимо изменения возрастного предела ухода на пенсию планируется изменить систему формирования пенсионных накоплений.

Накопительная система

Накопительная часть пенсионного пособия в 2019 году остается замороженной. Предполагается, что такая ситуация продлится до 2021 года. Сейчас работодатели перечисляют в пенсионный фонд 22 % от суммы заработной платы. Все средства поступают на страховую часть пособия по старости.

Индивидуальный пенсионный капитал (ИПК)

С 2016 года Минфином и Центробанком разрабатывается новый закон о замене накопительной части пенсионного пособия индивидуальным пенсионным капиталом. Он будет формироваться из личных средств граждан. Гражданин должен будет подписать договор с НПФ. Планируется ввести ставку от 0 до 6 %, которая будет ежегодно увеличиваться на один пункт. Работники будут включены в новую систему автоматически.

Правила выплаты накопительной части пенсии

Граждане будут получать накопительную часть пособия по старости раньше общего срока. Единовременная компенсация перечисляется женщинам, которым исполнилось 55 лет, и мужчинам при достижении 60 лет.

Пенсионные баллы

Размер пенсионной компенсации рассчитывается с учетом ИПК (пенсионного балла), который появился в 2015 году. Чем выше значение ИПК, тем больше сумма пенсионного пособия. Ежегодно требуемое количество баллов повышается. К 2025 году для обращения за пособием нужно будет набрать 30 ИПК. В 2019 году компенсация назначается при наличии от 16,2 баллов.

Новый размер пенсии — из чего будет складываться

Расчет страховой пенсии делается по формуле, введенной с 2014 года:

СП = ИПК х СПК + ФВ, где

ИПК – пенсионный коэффициент (в 2019 году 16,2);
СПК – стоимость ИПК (87,24 руб. с 1 января 2019 года);
ФВ – фиксированная выплата (5 334,19 руб. на 2019 год).

Должен быть накоплен стаж не менее 10 лет.

СП = 16,2 х 87,24 + 5 334,19 руб. = 6 747,48 руб.

Сумма выплаты для неработающих пенсионеров не может быть ниже прожиточного минимума в субъекте проживания. Если полученное значение меньше ПМП, то пенсионеру делается социальная доплата.

С какого года пенсионная реформа вступит в силу

Новые требования начали работать с 1 января 2019 года. Первые изменения коснулись женщин, появившихся на свет в 1964 году, и мужчин – в 1959. Для них время ухода на заслуженный отдых отодвинули на 12 месяцев. Однако, перестать работать они вправе на 6 месяцев раньше.

Пенсионеры, рожденные в период с января по июнь, вправе подать заявление в ПФР с июля по декабрь 2019 года. Лица, появившиеся на свет в период с июля по декабрь, смогут обратиться за выплатой с января по июнь 2020 года.

Переходный период завершится в 2028 году.

Поправки к пенсионной реформе

После введения новых требованиц внесены незначительные коррективы. Закон от 12.11.2018 года № 409-ФЗ уточнил порядок выплат по утрате кормильца. Согласно закону от 27.12.2018 года № 536-ФЗ распространил пенсионное обеспечение по выслуге лет на служащих войск национальной гвардии. Закон от 06.03.2019 года № 25-ФЗ ввел новый пункт в статью об обеспечении денежным содержанием судей, получивших инвалидность.

Последний проект пенсионной реформы — где смотреть

Минфин обещал разместить законопроект об индивидуальном пенсионном капитале до конца 2018 года. Однако, до настоящего времени в сети он не появился, поскольку требует доработки.

Законопроект о повышении выслуги с 20 до 25 лет для военных и служащих силовых подразделений также не опубликован.

Вам нужна консультация юриста по вопросам трудового права и пенсий? Тогда задайте свой вопрос через форму ниже и мы ответим Вам в кратчайшие сроки. Это бесплатно и не займет у вас много времени!

Вся информация зашифрована через безопасный протокол https. Ваша переписка с юристом надежно защищена.

Я считаю что правительство зделало все правильно, благодоря этой реформе мы в будущем сможем получать достойную пенсию.

Думаю пенсионная реформа мера вынужденная, хоть она и получали много негодований в нашем обществе. Президент подробно объяснил что иного выхода нет, что нужно обновление законодательства, в связи с тем что очень мало официально трудоустроенной молодежи, которая не вносит свой вклад в пенсионный фонд

Читайте так же:
Что можно подарить уходящему на пенсию

Мне 55 лет, высшее юридическое образование, стаж на различных должностях более 10 лет.С целью поиска работы разместил на hh.ru свое резюме в свободном доступе.С 12 марта 2018 года по настоящее число 310 просмотров моего резюме работодателями в ответ на мои отклики(пожелания работать. Два приглашения на собеседование и как результат берут более молодого. Прежде чем проводить пенсионную реформу мне кажется необходимо обеспечить людей рабочими местами.

Судя по тому, что я прочитал, мне работать до 60 лет, ибо я как раз и живу, и работаю в зоне, приравненной к Крайнему Северу. Впрочем, поживем-увидим. Реформа рассчитана до 2028 года, за это время еще многое может поменяться.

Мне 59 лет, отработал в гос.службе 25 лет. Остается вопрос, доживу ли я до этой пенсии? Правительство нас обворовывает до нитки. Куда же наши налоги уходят?

Пенсию вообще то придумали для того, чтобы на старость были деньги жить, когда еще хочется жить и здоровье еще осталось, своего рода вклад в банке, который ты можешь забрать в определенный момент. И возраст придумали определенный. И налог рассчитали определенной величины. А теперь получается надстройка над бывшей системой, без анализа, расчета, возможных последствий в масштабе нации. Это геноцид русского народа.

Очень интересная реформа, надеюсь что от нее будет много результатов и не будут страдать люди

Изменения важны для любой системы. Я думаю, что законы создают грамотные и умные люди, которые не только примут решение, но и проложат пути к их осуществлению.

Надеюсь, что данная реформа приведет к улучшению качества жизни не только страны, но и обычных людей.

Правительство всегда найдет отговорки,но чем дальше,все меньше думают о людях.А будет так,людей просто будут увольнять в 50-55 лет,а где в таком возрасте найти работу и в итоге можно вообще не платить пенсию,так как не будет достаточно стажа

Гладко стелют, да жёстко спать. Объяснить и разложить по полочкам вынужденность такой реформы можно, и вроде как и не поспоришь, только как всегда, крайний — народ, и ему от такой аргументации не легче. Короче это из той-же оперы: — Денег нет, но вы держитесь!

Правительство ,чем дальше,все меньше заботится о людях.Ну кому нужен работник в возрасте 55- 65 лет? Будут находить причины и увольнять.В итоге,у человека не будет достаточного стажа для получения пенсии.

Меня поразили цифры продолжительности жизни Россиян. Многие знакомые моих родителей не дожили до пенсии и по старой пенсионной программе. Умирают здоровые молодые люди. Да, что и говорить… Просто пенсионного фонда «нет как такового», вот и придумывают разные новшества, потому как пенсии платить людям надо.

Читала все отзывы по этой статье и очень много мнений. Кто-то ожидает лучшее, кто-то наоборот. Я считаю, что при такой реформе качество жизни лучше не будет. Когда мне придёт время идти на пенсию, задаюсь вопросом, доживу ли я до нее?

В пенсионной реформе, волнует не только увеличение пенсионного возраста, но и изменения в формировании пенсионных накоплений, какими они будут неизвестно. И ещё в статье утверждается что правительство повысило пенсионный возраст, для того что бы выполнить взятые социальные обязательства. Как так-то, выходит что решает проблемы за счёт пенсионеров.

Не верится как то мне всем этим реформам… А в пенсионную меньше всего верю. До 60 дожить ещё надо.. а в России выжить. В моем случае мне пенсия точно не светит по ряду причин.

Хочется верить, конечно, в лучшее. Чтобы правительство позаботилось о будущем каждого гражданина

Интересно, откуда они взяли такие цифры продолжительности жизни? большая часть и не доживает до этих годов, а реформы все эти бредни полные, выдумывают так как им удобно и выгодно!

Слишком богатая у нас страна! Воруют, воруют, а все еще есть что украсть! Страшно подумать, как бы мы жили, если бы нашу страну не разворовывали?!

Под грифом «Секретно»: В тихих кабинетах готовят продолжение пенсионной реформы

Депутат Коломейцев: деньгами «на старость» опять хотят поживиться

Сергей Аксенов

Под грифом «Секретно»: В тихих кабинетах готовят продолжение пенсионной реформы

Минфин ведет разработку нового этапа пенсионной реформы. Это следует из плана законопроектной деятельности ведомства на 2021 год.

Согласно документу, к концу года Минфин внесет в правительство законопроект о новой добровольной накопительной пенсионной систем, которая будет предусматривать «возможность формирования гражданами за счет личных взносов дополнительных источников финансирования пенсионного дохода в системе негосударственного пенсионного обеспечения при стимулирующей поддержке государства».

Интересно, что новацию готовят под грифом «секретно» (других законопроектов, разрабатываемых в тайне от общества, в плане Минфина нет). В связи с этим составить более полное представление о задумке экономического блока правительства невозможно. Засекретил закон, вероятно, некогда замминистра финансов, бывший глава ПФР Антон Дроздов. Он курировал в ведомстве пенсионное направление.

Осенью 2020 года Дроздов рассказывал, что было несколько вариантов концепции этого законопроекта. «В результате, в последнем варианте, — это исключительно добровольный формат», — сказал он. Однако в начале февраля Дроздов был уволен из Минфина по сокращению штатов, бросил госслужбу и трудоустроился в банк. Это может отразиться на судьбе законопроекта и пенсиях россиян.

Своим пониманием содержания будущего законопроекта с «СП» поделился проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов.

— Ничего сверхъестественного там не предполагается. Будет обсуждаться тема добровольного участия граждан в пенсионных накоплениях. Скорее всего, начнут реализовывать концепцию, когда гражданам предоставят возможность самостоятельно накапливать пенсионные взносы, а государство при этом будет предоставлять определенные налоговые льготы. Ничего другого, думаю, не будет. Но возможно, эта система станет обязательной для самозанятых.

Читайте так же:
Пфр где накопительная часть пенсии

«СП»: — Решения большой пенсионной проблемы, включая повышение пенсионного возраста, нехватку средств для нормальных выплат от этого закона ожидать не приходится?

«СП»: — Почему разработка закона ведется под грифом «секретно»?

— Чтобы это преждевременно не подвергалось критике. Тема пенсионной реформы достаточно болезненна в общественном сознании и поэтому чиновники стараются раньше времени, до того как закон будет окончательно сформулирован, обсужден в ведомствах, не выносить его на обсуждение граждан. Особенно в предвыборный период.

Руководитель правового департамента Конфедерации труда России Олег Бабич отмечает отсутствие системного подхода в решении пенсионной проблемы.

— У нас «бьют по хвостам». Сначала поднимают пенсионный возраст, теперь думают о том, что делать с накопительной частью. Но глобально, в целом решать главную проблему — найти источники для нормального формирования ПФР, никто не хочет.

В стране значительная часть населения, работающего и получающая доход, не является плательщиками пенсионных взносов по причине огромного «черного» и «серого» рынка труда.

Кроме того, самозанятые, которых уже миллионы, платят в ПФР минимум, буквально копейки. Гораздо меньше, чем работник у нормального работодателя. Ведь взнос самозанятых фиксированный и небольшой. А пенсии они будут получать нормального размера, как все.

Это не в пику самозанятым. Понятно, что люди выживают, как могут. Раз закон позволяет… Но государство ведь само себе роет яму. Да еще и зачастую способствует тому, что нечистоплотные работодатели переводят классическую трудовую занятость в самозанятость, снижая взносы.

Есть еще проблема льгот по пенсионным взносам в целых секторах экономики, где сильное лобби. Ведь когда принимали нынешнюю систему пенсий, наполнение ПФР было другим. А потом, когда вводили льготы, поток средств уменьшился. Профсоюзы выступают за их отмену.

Первый заместитель председателя комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Николай Коломейцев не верит Минфину.

— Это все отвлекающие маневры. Где 300 млрд. рублей предыдущей накопительной пенсии? Заморожены. Это значит, кто-то ими пользуется. Думаю, для России накопительная пенсия не годится.

«СП»: — А какая годится?

— У Китая из 1,5 млрд. населения 1 млрд работающих. Их критиковали, но у них прожиточный минимум больше нашего в три раза. Пенсии с 50 и 55 лет. И нет Пенсионного фонда. Понятно? Так что самое правильное для России — вернуться к нормальной солидарной пенсионной системе и платить пенсии из бюджета. Все же платят свои взносы… Это самое простое и эффективное. Нет накладных расходов и ничего не теряется.

«СП»: — Наверное, адепты действующего пенсионного порядка не прочь поуправлять деньгами населения, получая за это хорошую зарплату?

— Не поуправлять, а поживиться.

А вот шеф-аналитик TeleTrade Петр Пушкарёв советует брать пример не с Востока, а с Запада.

— В странах Европы с высоким «коэффициентом замещения» (35%-40%) зажиточный материальный уровень пенсионеров достигается именно за счет развитой системы накопительных пенсий. Поэтому движение в сторону увеличения роли накопительных пенсий давно назрело и в России.

У нас имеются высокие ежегодные купонные выплаты не только по ОФЗ, но и по облигациям надежных компаний с госучастием, в которые пенсионные фонды могут по сути гарантированно вложить до 70%-80% сбережений, не рискуя реально основной массой денег. А в дополнение — есть приносящие неплохие процентные дивиденды от 6%-7% акции «Роснефти», «Лукойла», «Норникеля» и других «голубых фишек».

И это при уже подросшей стоимости акций. А пониженные котировки во время падения отчасти компенсировались и еще более высоким процентом дивидендных выплат. Если для одобренных, включенных государством официально в новую систему фондов, которые управляют добровольными накоплениями российских граждан на старость, законодательно ограничить вложения этих пенсионных денег в иностранные бумаги только очень малым процентом, и четко прописать максимальную относительную долю вообще вложений в какие-либо акции, то новой накопительной системе будет на что опираться.

И эта опора (но пока в потенциале, теоретически) внушает, куда большее доверие в плане перспектив суммарного роста пенсий в 1,5−2 раза в реальном выражении на обозримом горизонте хотя бы 10−15 лет, по сравнению с солидарной системой, где собрать настолько больше средств пока просто невозможно. Да и не слишком полезно для экономики: бизнесу и не так недостает свободных денег.

«СП»: — Что нужно сделать, чтобы теория накопительных пенсий стала практикой?

— В первую очередь — программе накопительных пенсий в стране нужны госгарантии и четко прописанная система наследования неиспользованных денег супругами и ближайшими родственниками. Называться эта система может хоть ГПП, хоть любой другой аббревиатурой, но главный элемент и «секрет» — чтобы привлечь людей, закон должен дать однозначные гарантии, что лицензированный государством частный управляющий фонд не может прогореть.

А чтобы правительство могло эти обязательства обеспечить, а не покрывать, если что, недоимки за счет бюджета, уполномоченные управляющие фонды в рамках накопительной программы должны иметь достаточно большой собственный капитал. А еще — отчитываться регулярно перед будущими пенсионерами, государством за соблюдение правил распределения средств между инструментами с гарантированной и негарантированной доходностью (первых должно быть в портфеле по закону на порядок больше).

И, конечно, отчитываться прозрачно обществу о результатах. Увы, но пока в публичных заявлениях правительства по ГПП внятно речь о госгарантиях от нерыночного характера проблем внутри самого управляющего фонда — как то не шла. А без этого фонды для пенсионного накопления вряд ли скоро обретут популярность, учитывая весь предыдущий печальный опыт. Скорее уж люди станут покупать ценные бумаги и копить сами.

«СП»: — Как можно улучшить положение стариков прямо сейчас?

— Государство могло бы регулярно доплачивать к пенсиям из бюджета оговоренную сумму в зависимости от бюджетных поступлений за последние год-два. Условно, это могли бы быть дополнительные 20 или 30 копеек к каждому рублю, который ПФР насчитал пенсионеру по солидарной «справедливости». Точнее по всем использующимся сейчас формулам. Но даже это не решит проблему кардинально, хотя и может облегчить заметно жизнь пенсионеров за счет казны.

Читайте так же:
Налог на автомобиль в армении калькулятор

Пенсионная реформа какие будут пенсии

Фото: ТАСС

Фото: ТАСС

Пока элиты ведут войну за деньги стариков, дожить до пенсии стало невозможно

Правительство уже три года разрабатывает новую пенсионную реформу, суть которой — переложить бремя отчислений в пенсионные фонды с работодателей на граждан. Правда, даже в самом правительстве нет единства относительно того, что эта система не просто заработает, но и не приведет к новому бунту.

Орешкин вступил в схватку с Силуановым. За пенсии

Сразу после сентябрьских выборов Москва, похоже, намерена приступить к реализации новой пенсионной реформы. На сей раз речь идет о введении «Индивидуального пенсионного капитала» (ИПК), идею которого уже три года обсуждают Минфин и Центробанк.

Суть этой пенсионной реформы в следующем: обязательные взносы в Пенсионный фонд РФ (сегодня их оплачивает работодатель) должны быть поэтапно заменены на взносы самих работников, которые будут аккумулироваться в негосударственных пенсионных фондах.

Чиновники пышут оптимизмом: дескать, новая пенсионная реформа позволит дополнительно привлечь в пенсионную систему до 10 трлн. рублей в ближайшее десятилетие. Почему же тогда пенсионную реформу обсуждают уже столько лет — вот и начинали бы реформирование пенсионной системы с внедрения ИПК, а не с повышения пенсионного возраста?

Дело в том, что сами чиновники никак не могут определиться — взимать деньги принудительно или добровольно. В первом случае, как уже заявил президент Владимир Путин, новая пенсионная система будет больше напоминать новый социальный налог (неслучайно его уже многие эксперты окрестили «налогом на зарплаты»). Согласен с ним и министр экономического развития Максим Орешкин: мол, введение ИПК приведет к еще большему социальному расслоению.

А вот первый вице-премьер Антон Силуанов уверен в обратном: если взносы будут добровольными, то процент «отказников» окажется слишком высоким, и новая система просто не будет работать. Об этом же свидетельствует и недавний опрос «Левада-центра», согласно которому 63% граждан ни при каких обстоятельствах не будут делать дополнительные отчисления на пенсию.

Народ нищает, и людям вполне достаточно тех обязательных отчислений, которые уже делает работодатель — и которые, напомним, с 2014 года «заморожены» (то есть, по сути, принудительно изымаются на покрытие дефицита Пенсионного фонда России).

Люди уже не верят, что доживут до пенсии

— Подобная инициатива вызывает серьезные вопросы. Всё, что связано с пенсиями, пенсионной реформой сейчас рассматривается как обман государством народа, и никакие уверения в том, что это полезно для людей, не сработают, — убежден президент Ассоциации социальных предпринимателей Роман Алехин. — Любая следующая пенсионная реформа или манипуляция с деньгами людей будет восприниматься ещё более агрессивно.

Добровольно отдавать часть дохода государству никто не будет. Раньше люди на собеседованиях спрашивали, официальная ли в компании зарплата. Сейчас же таких вопросов не задают: всё больше людей готовы работать без оформления — лишь бы платили немного больше реальных денег.

Люди не уверены в том, что доживут до пенсии, а если доживут, что пенсии будут выплачиваться. У россиян уже нет доверия к государству — при этом доверие падает ко всем институтам, и в последние годы это падение самое быстрое. Соответственно, даже если идея введения ИПК и хорошая, она крайне несвоевременная.

«СП»: — Ну а если сделать отчисления, как предлагает Путин, полностью добровольными, это спасет пенсионную реформу от провала?

— Ничего не изменится! Люди ничего добровольно платить не будут, так как доверия к системе нет, совсем нет. Да, мы точно увидим интересные истории по ТВ о том, что кто-то платит, но это будет далеко от реальности. Зато, как всегда пострадают бюджетники и работники крупных предприятий, на которые власти смогут надавить, чтобы ИПК заработало — но это уже не про добрую волю.

Реформа приведет только к росту «теневого» сектора

— Эти отчисления, безусловно, будут восприниматься населением как новый налог. В «добровольность» уплаты этого взноса никто не поверит, особенно если это отчисление будет добровольным не для всех, — считает заместитель руководителя информационно-аналитического центра «Альпари» Наталья Мильчакова. — То есть такая пенсионная реформа приведёт лишь к тому, что все больше работодателей и наёмных работников будут уходить «в тень», и всё больше частных предприятий начнёт платить зарплаты в конвертах.

Даже Росстат оценивает объем теневой экономики в России в $ 117 млрд., хотя несколько лет назад Всемирный банк оценивал объемы «серого» сектора в нашей стране в $ 200−300 млрд. Никакого положительного эффекта для бюджета от этого нововведения не будет, просто государство своими непродуманными решениями опять будет «кормить» теневой сектор.

«СП»: — А что, если сделать ИПК не принудительным, а полностью добровольным, как в других странах? Тогда ожидаемый экономический эффект будет?

— Если сделать ИПК полностью добровольным, то есть шанс, что система начнет работать, но не сразу. Какая-то часть населения, которая согласится добровольно отчислять 6% от своих заработанных доходов, должна будет убедиться, что эти накопления возможно будет получить на руки. И что государство их не заморозит, как это уже бывало раньше.

Должно пройти время. Но среди рисков есть также и возможный новый кризис или рецессия, падение курса рубля, которое может эти накопления обесценить. Все подобные риски тоже нужно учитывать, а государство пока не продумало механизмы индексации пенсионных накоплений на случай обесценения рубля.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию