Femida96.ru

Юридическая помощь для всех
5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Пенсионная реформа в россии график

Таблица выхода на пенсию по новому закону с 2019 года по годам

Подписанный Президентом 3 октября 2018 года закон об изменении пенсионной системы существенно скорректирует россиянам порядок выхода на страховую пенсию по старости уже с 1 января 2019 года, что в первую очередь связано с повышением пенсионного возраста — он будет постепенно увеличиваться в течение переходного периода, пока к 2023 году не достигнет окончательных величин — 60 лет у женщин и 65 у мужчин. Впервые в таком возрасте станут пенсионерами в 2028 году женщины 1968 и мужчины 1963 г.р. (см. таблицу повышения по годам рождения).С текстом закона в окончательной редакции можно ознакомиться ниже:Однако, чтобы стать пенсионером по старости в России только достижения необходимого пенсионного возраста еще недостаточно. Согласно законодательству, помимо этого нужно иметь:

  • страховой стаж не менее предусмотренного значения;
  • минимально необходимое значение индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК), исчисляемого в баллах.

Только при одновременном выполнении трех вышеперечисленных условий (достижение пенсионного возраста, необходимый страховой стаж и величина ИПК), нормативы по которым тоже ежегодно увеличиваются, можно будет оформить страховую пенсию по старости.Например, при отсутствии необходимого минимального срока трудовой деятельности несмотря на достижение пенсионного возраста можно будет рассчитывать на получение только социальной пенсии по старости, однако требования для ее оформления с 2019 года также будут ужесточаться — если до конца 2018 г. оформить ее можно было при достижении 65 или 60 лет (соответственно для мужчин и женщин), то с 2019 г. эти нормативы будут постепенно увеличиваться до 70 и 65 лет.

Выход на пенсию по новому закону

Для выхода на пенсию по старости ст. 8 закона № 400-ФЗ устанавливаеттри обязательных условия: достижение установленного пенсионного возраста, наличие минимального количества стажа и ИПК. По новому закону изменения коснутся только нормативов возраста:

  • в 2019 году его значение будет увеличено на 6 месяцев — т.е. 60,5 у мужчин и 55,5 у женщин;
  • далее в течение нескольких лет норматив будет ежегодно повышаться, пока к 2023 году он не будет доведен до окончательных значений — 65 и 60 лет (см. таблицу пенсионного возраста по годам).

Стоит отметить, что минимальные условия по ИПК и стажу в 2019 году тоже изменятся, но с проведением пенсионной реформы это никак не связано. Эти нормативы постепенно увеличиваются, начиная еще с 2015 года, пока не достигнут окончательных значений:

  • по стажу — 15 лет к 2024 г. (ежегодное повышение на 1 год);
  • по ИПК — 30 баллов к 2025 г. (ежегодное увеличение на 2,4 балла).

Так или иначе, такое ужесточение условий выхода на пенсию приведет к тому, что с каждым годом оформить выплаты станет сложнее, а количество новых пенсионеров будет уменьшаться. Собственно, с целью сбалансирования соотношения нетрудоспособных и трудоспособных граждан Правительство и решило приступить к реализации пенсионной реформы.

Пенсионный возраст с 1 января 2019 года (таблица по годам)

С 1 января 2019 г. постепенно будет увеличиваться пенсионный возраст, достигнув который россияне имеют право оформить выплаты страховой пенсии по старости. До конца 2018 года такая возможность предоставляется мужчинам в 60 лет, а женщинам в 55, но уже с 01.01.2019 г. эти значения будут увеличены на 6 месяцев.Постепенное повышение пенсионного возраста будет производиться до 2023 года, когда будут закреплены новые нормативные значения — 65 и 60 лет соответственно.Таблица пенсионного возраста по годам представлена ниже:

ГодНа сколько увеличится ПВПВСВПМЖ

2019+ 0,560,555,52019 / 2020
2020+ 1,561,556,52021 / 2022
2021+ 363582024
2022+ 464592026
2023 и т.д.+ 565602028

Используемые в таблице сокращения: ПВ — пенсионный возраст; М — мужчины; Ж — женщины; СВП — срок выхода на пенсию по новому закону. Необходимо отметить, что первоначальный законопроект, предусматривающий изменение периода трудоспособности граждан, содержал более жесткий вариант реформы — каждый год увеличение на 1 год (без права досрочного оформления на 6 месяцев раньше в 2019 и 2020 гг.), а также увеличение срока выхода на пенсию для женщин на 8 лет (т.е. с 55 до 63 лет). Но в ходе рассмотрения проекта в Госдуме была принята поправка, смягчающая предложенные параметры (предложена она была Президентом В. Путиным).Стоит также отметить, что в рамках новой реформы предусматривается дополнительное основание для оформления пенсии досрочно — такая льгота будет касаться многодетных матерей с 3 или 4 детьми. По новому закону для них пенсионный возраст устанавливается в значении 57 и 56 лет соответственно (а не в 60, как это будет предусмотрено для женщин на общих основаниях).

Выход на пенсию по годам рождения по новой пенсионной реформе с 2019 года

Определить, в каком году россиянин выйдет на пенсию в зависимости от года рождения, а также сколько необходимо при этом иметь лет стажа и количество пенсионных баллов, можно по таблице ниже:

Читайте так же:
Доходы от инвестирования средств пенсионных накоплений
1 п. 19592 п. 19591 п. 19602 п. 1960196119621963 и т.д.
60,561,5636465
1 п. 19642 п. 19641 п. 19652 п. 1965196619671968 и т.д.
55,556,5585960
1011121315
16,218,62123,428,230
2 п. 20191 п. 20202 п. 20211 п. 2022202420262028 и т.д.

Используемые в таблице сокращения: 1 п. и 2 п. — первое и второе полугодие соответствующего года; ДР — дата рождения; ПВ — установленный пенсионный возраст; ДВП — дата выхода гражданина на пенсию.

Таким образом, из представленной таблицы можно сделать вывод, что:

  • В 2019 г. (второе полугодие) смогут выйти на пенсию мужчины и женщины, которые:
    • родились в первом полугодии 1959 и 1964 года соответственно;
    • имеют как минимум 10 лет стажа и 16,2 накопленных баллов.
    • родившихся во второй половине 1959 и 1964 г. соответственно;
    • проработавших официально как минимум 11 лет и имеющих 18,6 ИПК.

    Постепенное увеличение нормативов будет происходить до тех пор, пока не установятся предусмотренные окончательные значения по новому закону — пенсионный возраст 65/60 лет, 15 лет стажа и 30 баллов.

    Стаж для выхода на пенсию

    Проведение Правительством пенсионной реформы с 2019 года не вносит никаких изменений в требования по стажу, а все корректировки в отношении этого условия начали производить гораздо раньше. Так законодательством (ч. 2 ст. 8 закона № 400-ФЗ) было установлено, что для выхода на пенсию в России необходимо иметь как минимум 15 лет страхового стажа. Но такая величина будет установлена не сразу, а путем ежегодного увеличения действующего норматива:

    • До 2015 года чтобы стать пенсионером по старости достаточно было иметь 5 лет трудового стажа.
    • В 2015 году, когда в России снова существенно поменялось пенсионное законодательство, необходимо было иметь как минимум 6 лет стажа. Причем было предусмотрено, что ежегодно это значение будет увеличиваться на 1 год, поэтому в 2016 г. требовалось наработать уже 7 лет, в 2017 г. — 8 лет и т.д.
    • Всего запланированное повышение будет продолжаться до 2024 года, когда будет закреплен окончательный норматив — 15 лет.

    Определить, сколько стажа необходимо иметь для пенсии в зависимости от года оформления выплат, можно по таблице, представленной ниже:Таблица — Стаж для выхода на пенсию в России по новому закону (2018 год и далее)

    ГодМинимальный стаж для начисления пенсии

    20189
    201910
    202011
    202112
    202213
    202314
    202415

    Напомним, что в страховой стаж включаются периоды, определенные законодательством:

    1. Периоды работы или иной деятельности на территории РФ, если в течение этого времени уплачивались страховые взносы в ПФР (ч. 1 ст. 11 закона № 400-ФЗ).
    2. Иные периоды, которые согласно ч. 1 ст. 12 закона № 400-ФЗ засчитываются в страховой стаж:
      • уход за детьми до 1,5 лет (в общей сложности не более 6 лет);
      • уход за ребенком-инвалидом, инвалидом1-ой группы или лицом, достигшим 80 лет;
      • прохождение военной службы или иной приравненной к ней службы и другие.

    С 2019 года начнет действовать новая льгота, которая будет предоставляться гражданам с длительным стажем трудовой деятельности — 42 года у мужчин и 37 лет у женщин. Для этих лиц можно будет оформить выплаты на 2 года раньше срока(относительно нового пенсионного возраста — в 63 и 58 летсоответственно).

    Сколько баллов нужно для пенсии

    Для того, чтобы оформить выплаты пенсии, необходимо также иметь достаточное количество пенсионных баллов (ИПК), которые формируются за счет уплачиваемых в ПФР страховых взносов. Частью 3 ст. 8 закона № 400-ФЗ предусматривается минимально необходимое количество ИПК в размере 30 баллов.Однако переход к такому нормативу осуществляется постепенно с 2015 года по следующему графику:

    • В 2015 году необходимо было иметь 6,6 баллов. С каждым годом норматив увеличивается на 2,4, а это значит, что в 2016 г. нужно было иметь 9 баллов, в 2017 г. — 11,4.
    • Переходный период завершится в 2025 году, когда минимально необходимое значение ИПК будет закреплено на уровне 30 баллов.

    Определить, сколько баллов нужно для пенсии в течение предусмотренного переходного периода можно, воспользовавшись данными таблицы:

    ГодМинимальное значение ИПК

    201813,8
    201916,2
    202018,6
    202121
    202223,4
    202325,8
    202428,2
    202530

    Таким образом, чтобы стать пенсионером в 2019 году, необходимо будет иметь как минимум 16,2 ИПК. Если пенсионных баллов будет недостаточно, то оформить пенсию он сможет только после достижения необходимых показателей. Стоит помнить, что они ежегодно повышаются, а параллельно увеличиваются и требования к стажу и возрасту.

    Пенсионная реформа в России (2019—2028)

    Пенсио́нная рефо́рма 2019—2028 годо́в — этап реформирования пенсионной системы Российской Федерации, предусматривающий постепенный подъём пенсионного возраста от 55 до 60 лет для женщин и от 60 до 65 для мужчин [1] [2] . Изменения касаются большинства граждан РФ, однако есть ряд льгот для работников определённых специальностей (медработники, педагоги, артисты и др.), коренных жителей Крайнего Севера, женщин с тремя и более детьми, а также мужчин (женщин) со стажем свыше 42 (37) лет. После завершения реформы, последующее повышение пенсионного возраста исключается по крайней мере до 2036 года [3] [4] .

    Реформа пока не предполагает изменений для граждан, занятых на тяжёлых работах и вредных производствах (Списки № 1 и № 2 [5] [6] ).

    Реформой не затрагиваются вопросы пенсионного обеспечения сотрудников силовых структур и военнослужащих (их пенсионные права регулируются отдельными законодательными актами вне рамок данной реформы). Из-за этого некоторыми СМИ [7] [8] ситуация подавалась так, будто для названных категорий лиц возраст пенсии не поднимется вообще, что не соответствует фактическому положению вещей, см. . Для гражданских госслужащих повышение пенсионного возраста началось ещё ранее, а реформа модифицировала схему повышения.

    Как планируется, повышение пенсионного возраста позволит перенаправить высвобождающиеся средства ПФР на увеличение пенсий, в среднем [9] , на 1000 руб/мес ежегодно. По сути, это некоторое улучшение благосостояния граждан самых старших возрастных категорий за счёт более молодых россиян.

    Правовой базой реформы является закон о совершенствовании пенсионного законодательства (соответствующий законопроект был принят Госдумой в окончательном чтении 27 сентября 2018 года [10] , одобрен Советом Федерации 3 октября, в тот же день подписан Президентом [11] и опубликован [1] ). Информация, приведённая ниже (если не поставлено других ссылок), заимствована из справочного издания [2] . «По умолчанию» речь идёт о страховой пенсии по старости. На порядок назначения накопительной части пенсии из ПФР и НПФ вступившие в силу изменения в пенсионном законодательстве не влияют [12] .

    Правительственное решение повысить пенсионный возраст стало беспрецедентным за почти 90 лет советской и постсоветской истории; как декларировалось, оно было вызвано снижением рождаемости и увеличением ожидаемой продолжительности жизни. В настоящее время повышение возраста выхода на пенсию из-за старения населения является общемировой тенденцией и происходит практически во всех государствах.

    Пенсионная реформа, по мнению экспертов, отразится и на иных сторонах общественной жизни в России, включая ситуацию на рынке труда, занятость, реализацию нацпроектов, традиции семейного уклада. На старте, большинство граждан оценивают начатые изменения негативно и опасаются целого комплекса проблем, однако идеологи реформы убеждены в её необходимости для долгосрочного развития страны.

    Согласно опросам ВЦИОМ и Левада-Центра, начало пенсионной реформы стало важнейшим событием 2019 года в России [13] . По данным ВЦИОМ, реформа оценивалась как событие номер один в стране и годом ранее (2018), когда закон о ней ещё только был принят. Отношение к реформе как к центральному вопросу общественной жизни сохранялось до весны 2020 года — но далее на первый план вышла пандемия коронавируса.

    Пенсионная реформа

    С первого января 2015 года в силу вступила новая пенсионная формула, в которой учитывается рабочий стаж будущего пенсионера и уровень его официальной заработной платы. Эти факторы влияют на накопление пенсионных баллов, от которых зависит размер будущей пенсии.

    Пенсионная реформа 1

    Фото: инфографика DK.RU

    Стоит отметить, государством предусмотрен и еще один вид пенсионной формулы, в которую вводится переменная премиального коэффициента за выход на пенсию позже установленного в законодательном порядке срока (КПВ). В таком виде формула выглядит следующим образом:

    Страховая пенсия=(ФВ*КПВ)+(ИПК*КПВ)*СПК

    Фиксированная выплата – сумма выплат, гарантированная государством. Ежегодно фиксированная выплата индексируется в зависимости от уровня инфляции в стране. Так, в феврале 2015-го года после индексации на 11,4% она составила 4 383 рубля 59 копеек.

    Индивидуальный пенсионный коэффициент – это сумма всех годовых баллов, которые были начислены на дату назначения гражданину пенсионных выплат. Один балл — это эквивалент уплаты страховых взносов с одного минимального размера оплаты труда. С первого января стоимость одного балла – 64,1 руб. С первого февраля 2015 – 71 рубль 41 копейка.

    Данный параметр напрямую зависит от уровня «белой» зарплаты. Чем она выше, т.е. чем больше за гражданина отчисляет работодатель в пенсионный фонд, тем выше пенсионный балл. Максимальный пенсионный балл равняется 10. Его можно получить, в случае, если официальная зарплата гражданина составляет 624 тысячи рублей в год.

    Для того, чтобы выйти на пенсию и получить выплаты, гражданин обязан «войти в систему» и набрать необходимое количество баллов. Так, к 2025 году для выхода на пенсию необходимо будет накопить 30 баллов. Так как пенсионная формула введена только в этом году, то для граждан, которые претендуют на выплаты в течение нескольких лет, предусмотрены льготные условия. Так, в 2015-м году обязательный порог количества пенсионных баллов составляет 6,6 баллов. В 2016 – уже 9.

    Пенсионная реформа 2

    Фото: инфографика DK.RU

    Коэффициент повышения заработной платы – это дополнительный параметр, который прибавляется к обязательным выплатам в случае, если гражданин вышел на пенсию позже положенного срока. Он определяется исходя из числа полных месяцев, которые «накопились» после того, как гражданин вступил в право получать пенсию по старости.

    Пенсионная реформа 3

    Фото: Пенсионный фонд РФ

    Будет ли индексация пенсий в 2015 году и на сколько

    В 2015 году пенсии будут проиндексированы дважды. Первая индексация состоялась 1 февраля. В этот период пенсии россиян увеличились на 11,4%, т.е. на официально обозначенный уровень инфляции. Вторая индексация пенсий состоится 1 апреля. С этого момента выплаты увеличатся в соответствии с темпами роста прожиточного минимума.

    После индексации пенсий в феврале 2015 года средняя пенсия по старости в стране составила порядка 12,9 тысяч рублей, по инвалидности – около 7,9 тысяч рублей, по потери кормильца – 8 тысяч рублей.

    Согласно распоряжению правительства, пенсия гражданина РФ должна быть не ниже установленного в том или ином регионе прожиточного минимума. В случае, если правило не соблюдается, пенсионеру назначаются специальные социальные доплаты.

    Годом ранее, в 2014, после традиционной индексации пенсия по старости составляла порядка 7,6 тысяч рублей. Дети-инвалиды получали от государства примерно 11,2 тысячи рублей, участники ВОВ – 28,3 тыс. руб, люди с ограниченными возможностями, пострадавшие вследствие получения травмы в иных военных действиях – 26,8 тыс.руб.

    Инициатива о присвоении СНИЛС при рождении

    В январе 2015 года Министерство труда и соцзащиты разработало законопроект, согласно которому каждому новорожденному россиянину будет присвоен страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС). По мнению представителей ведомства, данная мера необходима, чтобы у гражданина страны в дальнейшем не возникало проблем с доступом к сайту госуслуг. Дело в том, что в настоящее время для проведения операций на сайте (заказ загранпаспорта, оплата штрафов и так далее), необходимо ввести номер СНИЛС.

    Получение страхового свидетельства – дело добровольное. Именно поэтому у некоторых россиян его нет. СНИЛС появляется лишь тогда, когда человек впервые официально устраивается на работу. Для этого ему необходимо заполнить анкету в Пенсионном фонде по месту регистрации. На лицевой счет личного свидетельства заносятся данные о страховых взносах, которые уплатил работодатель за гражданина.

    Предыдущие поправки в пенсионное законодательство

    Российская пенсионная система не впервые претерпевает изменения. Так, в 2013 году гражданам предложили выбор между накопительной и страховой частью пенсии. При этом реформа не коснулась граждан старше 1967 года рождения. Им, как и прежде, начислялась и страховая, и накопительная составляющая.

    В случае, если гражданин РФ планировал и дальше оставаться в накопительной системе, работодатель перечислял на пенсионный счет работника 6% от полного тарифа его зарплаты. Если же человек отказывался от накопительной части пенсии, все взносы, которые платит работодатель (16%) перечислялись на страховую пенсию.

    Страны с самыми высокими пенсиями

    В топ-5 стран с самыми высокими пенсиями входят: Греция, Люксембург, Испания, Австрия и Италия. Так, в Греции, несмотря на экономические сложности пенсионеры получают в от 500 до 2000 евро. Сумма зависит от трудового стажа. В Люксембурге ВВП на душу населения на первое января 2015 года составлял 13 584$, а пенсионеры в общей сложности получают от государства 470-500 тысяч долларов. Такие внушительные суммы складываются из средней продолжительности жизни в стране, которая составляет более 79 лет. Чуть меньше получают пенсионеры Испании – порядка 850 евро ежемесячно. При этом ВВП на душу населения составляет 5 002$. В Австрии размер пенсии по старости рассчитывается, исходя из возраста и стажа страхования пенсионера. В среднем, пенсионеры в Австрии получают примерно столько же, сколько и работающие люди, т.е от 1360 евро до 3 600 евро ежемесячно. При этом, если гражданин выходит на пенсию позже установленного срока, то размер выплат ежегодно увеличивается на 4,2%.

    Достойные выплаты получают и пенсионеры Италии. Для выхода на пенсию достаточно иметь 35-летний стаж работы и достичь возраста 65 лет (для мужчин) и 60 лет (для женщин). На пенсионное обеспечение страна тратит львиную долю бюджета — 15.1% от ВВП. Гражданам выплачивают примерно 65% от заработка, который в среднем по стране составляет 2,3 тысячи евро.

    Страны с самыми низкими пенсиями

    В топ-5 стран с самыми низкими пенсиями в мире входят Болгария, Румыния, Литва, Эстония и Латвия. Так, в Болгарии средний размер пенсионных выплат составляет всего 135 евро на человека ежемесячно (270 левов). При этом, по средним подсчетам национальных статистических агентств, для нормальной жизни болгарину необходимо порядка 570 левов в месяц. На все социальные нужны Болгария тратит 17,6% ВВП. Румынские пенсионеры получают немногим больше – порядка 200 евро ежемесячно. ВВП на душу населения в Румынии отстает примерно на 50% от уровня европейского ВВП. Так, к примеру, в 2011 году ВВП на душу населения в Румынии составлял 10 500 долларов.

    Не самым лучшим образом живут пенсионеры в Литве. В среднем они получают примерно 222 евро каждый месяц. При этом уровень ВВП на душу населения за последние несколько лет значительно вырос: с 16 000 долларов в 2010 году против нынешних 23 000 долларов. В Эстонии средняя пенсия составляет порядка 320 евро. ВВП на душу населения — 21 700 долларов.

    «27 лет пенсионных реформ»: история пенсионных изменений в РФ

    93b5523ff8ea5aa81cb0720e2afe5273

    Каждый, кому повезло в здравом уме и светлой памяти прожить последние 27 лет после развала Союза и обретения Россией государственного суверенитета, прекрасно помнят о бесчисленном количестве реформ, внедренных за это время. Бесспорным лидером реформирования, конечно же, стала многострадальная пенсионная система. На протяжении всех этих лет не проходило и года, чтоб условия назначения пенсий так или иначе не менялись: от 1990 года, коим и датируется появление принципиально новых государственных пенсий, и до 2017 года, с которого был дан старт невиданного ранее для отечественных пенсионеров повышения возрастного пенсионного ценза.

    В общем же, по нашим подсчетам, за это время можно выделить семь главных этапов реформирования. Каждый из них выполнял собственную функцию и преследовал собственные цели, но все они преподносились общественности в качестве единственно верной панацеи. Само собой, что без них никуда – переход к рыночной экономике требовал совершенно иных источников финансирования. Однако за 27 лет реформ стабильно функционирующей и действенной модели найдено так и не было. Сколько еще новаций ждет пенсионную систему, боимся, не ответит никто. Мы же решили составить краткий календарь пенсионных реформ, который нам уже повезло пережить.

    1990 год. Пенсия выполняет страховые функции

    Новая история российских пенсий берет свое начало в 1990 году, с момента принятия закона о госпенсиях. Документом вводилось 4 вида пенсий, вызванных старостью, инвалидностью, потерей кормильца и выслугой лет, что было под копирку перенесено с советской модели. Но были и принципиальные изменения, например, изменился источник финансирования: вместо бюджетных денег, пенсии стали выплачивать из средств, совокупно аккумулируемых за счет отчислений работодателей и работников. Таким образом, российская пенсионная система получила страховой статус. Для администрирования платежей и управления всей этой денежной массой был учрежден ПФР.

    Новый закон предполагал внедрение новой формулы расчета пенсий: в страховой стаж входил не только период работы, но и перед вынужденного отсутствия – службы в армии, декрета, ухода за больными и т.д; сама же пенсия рассчитывалась за любые 5 лет труда. Кроме того, введен минимальный предел назначения пенсий, обозначенный прожиточным минимумом и институт индексации пенсий.

    1992 год. Рождение НПФ

    К удивлению автора этих строк, НПФы родились гораздо раньше, чем в обществе зародился класс граждан, способных самостоятельно откладывать себе на пенсию. И действительно, НПФы появились в 1992 году в результате выхода соответствующего президентского указа. И как оказалось, интерес в определенных кругах действительно – за следующие 2 года в России появилось около 350 подобных организаций, привлекающих накопления на старость от населения. Ввиду возросшей популярности таких организаций, возникла необходимость в контроле над ними, в результате чего была создана Инспекция НПФ, которая правда на сегодня уже упразднена.

    Стоит отметить, что уже тогда негосударственная пенсия воспринималась в качестве дополнительного источника финансирования, в качестве бонуса к государственной пенсии. При этом накопления принимались как от организаций, дополнительно финансирующих пенсии собственных сотрудников, так и от самих граждан. Федеральный закон, регулирующий деятельность фондов, появился лишь через 6 лет, когда стала понятна роль НПФов в финансировании будущих пенсий. Главным в этом всем можно считать появление законодательного закрепления обязательств фондов перед его участниками.

    1995 год. Первая реформа

    В 1995 году в правительстве впервые заговорили о несовершенстве действующей пенсионной системы. В результате кабмин разработал и принял «Концепцию реформы», результатом которой должно было стать создание 3-уровневой системы пенсий:

    • Социальная пенсия являлась «фундаментом» – ее предлагали выплачивать всем без исключения россиянам, достигшим пенсионного возраста и оставившим трудовую деятельность. Ее размер был фиксированным для всех, независимо от стажа, льгот, места работы, зарплаты и иных особенностей. Единственное, что учитывалось – ранее установленный минимум для пенсий.
    • Страховая пенсия стала одним из главных инструментов финансирования жизни пенсионеров. Она, по задумке авторов реформы, предполагала учет участия в страховой системе каждого отдельного получателя пенсии. Именно тогда было решено учитывать продолжительность работы и размер личного взноса каждого гражданина.
    • Накопительная негосударственная пенсия воспринималась в качестве бонуса, который добавлялся к двум другим пенсия. Само собой, что финансировать собственную дополнительную пенсию могли лишь единицы.

    В целях реализации предложенных мер, Пенсионный фонд стал собирать персональные данные граждан и фиксировать отчисления каждого из трудящихся. Собранные данные фиксировались на индивидуальном страховом счету, благодаря которому каждый мог при необходимости узнать о размере пенсии, на которой он на момент запроса мог бы претендовать.

    2002-03 годы. Вторая пенсионная реформа

    После 00-х была предпринята новая попытка реформировать российские пенсии. В кабмине провозгласили переход от солидарной системы к распределительной, согласно которой все собранные деньги не распределялись между пенсионерами, как это было до этого, а формировались в системе страхования, исходя из размера, рассчитанного по специальной формуле. Трудовую пенсию тогда решили рассчитывать по двум составляющим: страховой и накопительной. Страховую часть считали исходя из отработанного стажа и размера страховых взносов, внесенных на каждого из трудящихся, с учетом минимума, закрепленного законом за каждым застрахованным. Накопительную же часть ввели лишь для граждан, которые родились после 1967 года – в нее вошли часть уплачиваемых страховых взносов и доход, полученный от их инвестирования.

    2008 год. Первое софинансирование пенсий

    Уникальная для российского рынка программа софинансирования пенсионных выплат за пределами пенсионной системы впервые появилась еще в 2008 году. Суть ее была в удвоении государством тех взносов (в пределах 12 тыс. в год), которые добровольно внесет гражданин, на протяжении десяти лет с момента вхождения в программу. Минимальный годовой платеж со стороны участников не мог быть ниже 2 тыс. рублей, максимальный предел ограничен не был. Возможность участия в качестве третьей стороны получал работодатель страхователя. Принять участие в программе, которая получила название «1000+1000», можно было до начала 2015 года. С начала 2015-го прием в нее закрыт, однако около 16 млн россиян остаются активными участниками данного софинансирования.2013-15 годы. Третья реформа: «Глобальная»

    В конце 13-го года парламент принял новый закон о страховых пенсиях, который смог стать отправной точкой в новой реформе отечественных пенсий. До конца 15-го года была продлена возможность определиться с накопительной частью пенсий: или 6% или отказ от нее. Знаковым моментом стал отказ от рассылки писем с результатами накоплений – теперь узнать объем накоплений на своем пенсионном счету предлагалось через сайт госуслуг. В число приятных новостей вошло повышение страхового тарифа для ИП на 100% — с начала 2014 года им необходимо было уплачивать около 33 тыс. рублей в год.

    Знаковым событием 2014 года стала заморозка пенсионных накоплений, продолжающаяся и по сей день. Причем даже для тех, кто выбрал в качестве тарифа накопительный вариант пенсии. Эта мера ежегодно дает сэкономить свыше 400 млрд рублей. В 2015 году закон о страховых пенсиях заработал в полную силу, в результате чего появились пресловутые страховые баллы. С тех пор пенсия россиян формируется не в деньгах, а в баллах, стоимость которых ежегодно меняется. Причем на конвертацию этих самых балов в рубли можно рассчитывать не ранее выхода на пенсию. Кстати, к выходу на пенсию каждому нужно иметь минимальное количество баллов, определенное законодательством – к 2025 году оно должно достигнуть минимума в 30 баллов.

    Если накопленных баллов будет недостаточно, выход на пенсию придется отложить или на 5 лет, или как минимум до того момента, пока количество баллов не достигнет необходимого. Кстати, предложен и вариант осознанной отсрочки пенсии – в таком случае гражданин может рассчитывать на «премиальные коэффициенты»: 5 лет отсрочки в совокупности дают повышение пенсии на 35-40%, плюс заработанные дополнительно пенсионные баллы.

    2017 год. Пенсионный возраст и новые накопления

    На протяжении всего 2016-17 годов вопрос повышения пенсионного возраста не перестает быть главной темой для обсуждения, если тема касается пенсионной системы. И хоть многие чиновники отрицают возможность поднятия ценза, начало, собственно говоря, уже положено – с января пенсионный возраст начал расти у госслужащих. Ежегодно он будет увеличиваться на полгода, пока не достигнет 65 лет для мужчин и 63 лет для женщин. Похожего шага в ближайшее время ожидают и в массовом порядке – по мнению аналитиков, этим вопросом активно займутся после президентских выборов 2018 года.

    Второй главной темой 2018 года стала разработка Центробанком и Минфином системы Индивидуальных пенсионных накоплений, которые должны быть внедрены уже в 2017 году. По сути, данная система должна прийти на замену замороженной накопительной системе. Хотя сами ее нормативы и отличаются в корне. В частности, гражданам предлагается самостоятельно собирать себе на пенсию, откладывая из собственной зарплаты от 1 до 6% в месяц. Участие в программе преподносится как добровольное, однако подключение к ней будет автоматическим, и если гражданин не изъявит желание отключиться, удержания с его зарплаты ежегодно будут расти, пока не достигнут 6%.

    И это, очевидно, далеко не все изменения в пенсионной системе, которые ждут нас в ближайшее время.

    голоса
    Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию