Femida96.ru

Юридическая помощь для всех
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Понятие гранта в бюджетном кодексе

Энциклопедия решений. Гранты, предоставляемые учреждениям (для бюджетной сферы)

В последние годы все более актуальной становится задача привлечения государственными (муниципальными) учреждениями дополнительных денежных средств из внебюджетных источников, а также перераспределение бюджетных средств в целях стимулирования развития ключевых отраслей государственного сектора и российской экономики в целом.

Один из наиболее эффективных инструментов для решения подобных задач — гранты.

Действующие нормативные правовые акты не содержат универсального определения понятия "грант"*(1). Как правило, под грантами понимаются денежные средства, которые предоставляются:

— по итогам проведения конкурсных процедур (с применением иных специальных механизмов отбора грантополучателей);

— на основании соглашения, договора или иного документа, который определяет цель (цели) и условия предоставления гранта;

— безвозмездно и безвозвратно ;

— с условием предоставления отчетности по итогам расходования средств гранта, а в отдельных случаях и по отдельным этапам реализации соответствующего проекта.

Внимание

Часть гранта может предоставляться не в виде денежных средств — грантополучателю может передаваться иное имущество (например, научное оборудование). При этом грантодатели в отдельных случаях оговаривают в соглашениях о предоставлении грантов порядок использования переданного грантополучателю или приобретенного на средства гранта имущества (на определенный период или на весь срок эксплуатации имущества).

В настоящее время не существует закрепленного законодательно закрытого перечня целей, на которые могут выделяться гранты. В то же время практика показывает, что обычно их предоставляют на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, науки, физической культуры и спорта, охраны здоровья, охраны окружающей среды, защиты прав и свобод человека и гражданина, социального обслуживания малоимущих и социально незащищенных категорий граждан.

Гранты могут предоставляться:

— иностранными и международными организациями, объединениями;

— российскими и иностранными физическими лицами;

— уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Внимание

Поступающий в учреждение грант может быть предназначен для реализации проекта самим учреждением, которое выступает в качестве грантополучателя .

Однако в отдельных случаях бюджетное (автономное) учреждение может выступать только в качестве организации, обслуживающей проект , на реализацию которого предоставляется грант. Такие гранты выделяются на основании трехсторонних соглашений, заключаемых между руководителем проекта, грантодателем и учреждением. При этом грантополучателями являются физические лица : руководитель проекта и исполнители проекта.

Как правило, гранты предоставляются по итогам проведения конкурса. Тем самым решается задача эффективного распределения средств — финансовое обеспечение получают самые эффективные, конкурентоспособные и актуальные проекты.

Казенные, бюджетные и автономные учреждения могут участвовать в конкурсах на право получения грантов наравне с иными организациями, физическими лицами. В то же время государственному (муниципальному) учреждению желательно согласовывать свое участие в любых конкурсах на получение грантов с вышестоящей организацией:

— с главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств (если речь идет о казенном учреждении);

— с органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя (если речь идет о бюджетном или автономном учреждении).

Согласие оформляется на бланке уполномоченного органа. Его наличие поможет исключить разногласия с различными должностными лицами при внесении изменений в Бюджетную смету, План ФХД — необходимость в таких изменениях обязательно возникнет при получении гранта.

На практике часто возникает вопрос: кому будут принадлежать права на результаты интеллектуальной деятельности, которая финансировалась за счет средств гранта?

По общему правилу исключительное право на результат интеллектуальной деятельности первоначально возникает у его автора, которым может быть только физическое лицо (см., например, ст.ст. 1257, 1347 ГК РФ). Специальные правила установлены для тех объектов, которые были созданы работниками организации в пределах установленных для них трудовых обязанностей. Такие объекты (произведения, изобретения и т.п.) являются служебными (см., в частности, ст. 1295, п. 1 ст. 1370 ГК РФ). Право авторства в отношении объектов интеллектуальной собственности, созданных работником в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя, принадлежит работнику (п. 2 ст. 1370, п. 1 ст. 1295). Исключительное же право на служебный объект интеллектуальной собственности по общему правилу возникает именно у работодателя (п. 2 ст. 1295, п. 3 ст. 1370 ГК РФ).

*(1) Определение понятия "грант" содержится в Федеральном законе от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике", однако оно может использоваться только в целях применения положений данного закона. В письме от 08.07.2014 N 02-05-11/33097 специалисты финансового ведомства к выплатам, осуществляемым по результатам ежегодного конкурса юридическим лицам, применяют положения БК РФ и Указаний N 65н, относящиеся к грантам.

Гранты НКО: виды грантов и как получить грант

Грант – безвозмездная помощь юридическим и физическим лицам для реализации некоммерческих проектов. Грант выдается в виде денег или материального имущества. Средства расходуются на исследовательские, научные, опытно-конструкторские работы, образование, лечение и другие задачи. По итогу получатели гранта составляют отчёт о расходовании средств.

Особенности передачи ресурсов по гранту – безвозмездность и целевой характер субсидии.

Проекты, получившие грант, имеют общественную значимость.

При помощи грантов поддерживаются социальные инициативы, благотворительные фонды, проекты в области науки, обучения.

Система распределения грантов помогает некоммерческим ассоциациям, которые не финансируются государством. Это развивает экономику.

Часто основным или даже единственным источником дохода некоммерческой организации становится субсидирование грантами. При помощи грантов НКО покрывает расходы по аренде и содержанию помещения и техники, оплаты труда сотрудников.

Кто может получить грант

Какие некоммерческие организации могут получать гранты

Грант может получить на конкурсной основе тот, кто занимается:

отстаиванием прав и интересов граждан

работой в области искусства, непрофессиональной физкультуры и спорта

Читайте так же:
Возврат налога через мфц документы

социальной, культурной или издательской работой

управленческой или другой деятельностью

Виды грантов

В зависимости от периодичности проведения конкурсов гранты бывают:

  1. Разовые – конкурс проводится один раз, средства направляются на выполнение конкретных задач.
  2. Цикличные – конкурс проводится регулярно несколько раз за период.
  3. Постоянные – программы размещения грантов, функционирующие на постоянной основе без фиксированных сроков приема проектов. Проекты рассматриваются по мере поступления.

Благотворительные фонды проводят конкурсы по размещению грантов самостоятельно. Для финансирования крупных проектов фонды объединяются.

Гранты подразделяются на:

  1. Гранты общей поддержки – поддерживают выполнение программы проекта НКО.
  2. Целевые гранты – обеспечивают реализацию мероприятий определенного проекта.
  3. Гранты с частичным финансированием – консолидированная помощь нескольких фондов или размещение в проекте средств НКО.
  4. Капитальные гранты – субсидия на покупку основных средств (приобретение, ремонт или аренда недвижимости и оборудования).
  5. Корпоративные гранты – помощь НКО корпорациями, либо софинансирование предпринимательскими структурами.
  6. Начальные гранты – финансирование некоммерческих проектов на этапе запуска или для открытия новых направлений работы НКО.
  7. Гранты в натуральной форме – помощь в виде передачи материального имущества.
  8. Перспективные гранты – субсидия для обществ с ограниченной ответственностью. Не меньше минимального размера уставного капитала, выдается фондом частями в установленный период.
  9. Посреднические гранты – финансирование выполнения социально ориентированного проекта от имени спонсора.
  10. Стимулирующие гранты – финансирование части бюджета на осуществление проекта и подталкивающее к поиску дополнительных фондов для финансирования.

В законах перечислены виды грантов:

  • Пожертвование – использование имущества по определенному назначению (п. 3 ст. 582 Гражданского кодекса РФ). Безвозмездная передача имущества в пользование НКО. Оформляется дарением. Подаренное имущество не облагается налогом.
  • Научный грант (ст. 2 Федерального закона от 23.08.96 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике») – для проведения научных исследований и развития научно-технических программ, инновационных проектов. Условия предусмотрены грантодателями.
  • Благотворительный грант (ст.15 Федеральный закон от 11.08.95 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях») – благотворительное пожертвование целевого характера.
  • Государственный грант (ст. 17 Федерального закона от 19.05.95 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» и ст. 13 Закона РФ от 19.02.93 № 4530-1 «О вынужденных переселенцах») – целевое финансирование отдельных общественно значимых программ.
  • Президентский грант (Указ Президента Российской Федерации от 31.12.2015 г. № 688) – гранты (стипендии) Президента РФ для работы над социально значимыми проектами.
  • Бюджетная субсидия (ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации) – на грант выделены средства бюджетов разного уровня.

Виды грантодателей

Виды фондов, выдающих средства на реализацию грантов:

  1. Государственные – для выплаты используются бюджетные средства. Имеют структурированную процедуру выдачи субсидий, четкие требования к проектам, готовые формы подачи заявок и подробные рекомендации по их заполнению. Государственные фонды тщательно рассматривают проекты на соответствие указанным требованиям. Государственные программы поддержки некоммерческих проектов действуют 1-3 года, потом прекращаются или меняют условия. Государственные грантодатели имеют значительные бюджеты и привлекают субподрядчиков для их распределения между заявителями.
  2. Частные – для выплаты используются деньги, полученные от граждан или коммерческих организаций в виде пожертвований. У частных грантодателей требования к форме заявок менее жесткие, короче сроки изучения. Программы и условия изменяются редко. Иногда по желанию самого грантодателя можно получить финансирование вне конкурса. Расходование средств гранта оформляется упрощенной формой отчетности, направляемой в фонд.
  3. Посреднические – субподрядчики, распределяющие средства частных и государственных фондов между некоммерческими организациями, которые подали заявления для получения гранта.
  4. Корпоративные – фонды, созданные корпорациями. Поддерживают некоммерческие проекты схожей специализации. Капитал корпоративных фондов формируется из отчислений от прибыли компании. Порой корпоративные фонды предоставляют помощь продукцией компании.

По региональному признаку фонды делятся на:

  1. Зарубежные. Заявки подаются на русском языке в филиал фонда на территории России. Допускаются незначительные ошибки в форме заявления. Если проект одобрен, фонд настраивается на длительную работу с некоммерческой организацией.
  2. Отечественные. Финансируют социальное развитие общества.

Отдельная категория – президентские гранты. Заявка в фонд заполняется по специальной форме, бюджет проекта и статьи расходов экономически обосновываются, а проект имеет социальную важность. Средства гранта размещаются после оценки проекта специальным экспертным советом.

Выбор фонда

Чтобы получить грант, нужно выбрать подходящий фонд: от этого зависит утверждение проекта. При выборе фонда учитывайте:

  • цели и задачи, которые ставит перед собой фонд;
  • направления работы – какие проекты финансируются: защита прав, охрана здоровья, образование, наука и исследования, экология и другие;
  • предпочтительные программы – мероприятия какого формата поддерживаются: учебная, экспедиционная, издательская деятельность, организация конференций и прочее;
  • региональность – на каких территориях фонд производит субсидирование, финансирование.

Подбирайте фонд, близкий по характеру работы, требованиям, целям и задачам данному НКО. Фонды-грантодатели финансируют проекты в соответствии с приоритетными направлениями деятельности.

Составление заявки для получения гранта

У фондов есть установленные формы заявлений для получения гранта, которые могут отличаться.

Заявление для получения гранта должно содержать:

  1. Введение. Предоставьте информацию о некоммерческой организации и главных направлениях работы. Укажите должностные лица НКО.
  2. Обоснование. Раскройте цели, на которые некоммерческая организация хочет получить грант. Опишите необходимость и значимость реализации проекта.
  3. Описание. Составляется план мероприятий, расписываются действия для осуществления проекта. Описание проекта должно отвечать на возможные вопросы грантодателя. Озаглавить проект нужно кратко и ёмко, отражая суть. Выделить, что цели и задачи проекта совпадают с приоритетным направлением работы фонда. В плане мероприятий отметить проблему, на решение которой направляется проект, и способы решения. Пошагово расписать действия, которые будут осуществляться после получения гранта.
  4. Смета расходов. Расчет бюджета для реализации проекта. В смете заявитель обосновывает необходимость в ресурсах и средствах, описывает долю расходов, которую готов взять на себя или получит из других источников. Расписывает статьи расходов: на приобретение оборудования и материалов, на транспорт и аренду помещения, на услуги типографии и связи, на обслуживание банка и прочее. Учитывается фонд оплаты труда сотрудников, командировочные и прочие административные расходы. Закладываются поправка на инфляцию и налоговые отчисления от ФОТ.
  5. Заключение – краткое описание и выводы, чем полезен проект некоммерческой организации.
Читайте так же:
Налог 258 л с калькулятор

После оформления заявки перечитайте и проверьте информацию на соответствие рекомендациям грантодателя, а затем отправляйте в фонд.

Критерии оценки заявок

Заявления на получение гранта рассматриваются фондами на конкурсной основе. Учитывается убедительность обоснования проекта, адекватность расходных статей, уровень подготовки участника, срок действия результата и др. Грантополучатель отчитывается и предъявляет объективные результаты по предыдущим проектам (финансовая и статистическая отчетность, публикации научных работ и исследований).

Параметры оценки заявок:

соответствие задач, идей и целей некоммерческого проекта приоритетным направлениям и требованиям фонда;

важность решаемых проектом задач, актуальность для общественности;

экономическая оправданность вложений, обоснованность предлагаемых действий для достижения результата;

авторитет некоммерческой организации, направившей заявку;

общественная полезность результата проекта;

размер собственных вложений НКО и других организаций.

Отчетность по гранту

Некоммерческие организации отчитываются перед фондами об использовании полученных по гранту денежных средств. Фондам важно, чтобы предоставленные средства имели целевое расходование и соблюдался бюджет проекта. От правильности и честности отчета зависит репутация НКО и возможность дальнейшего получения грантов.

Что входит в отчетность по гранту НКО

После утверждения проекта между НКО и фондом подписывается договор. В нем прописываются:

детали безвозмездной передачи ресурсов,

отчетность (форма и состав документов),

сроки передачи документов,

даты аудиторских проверок НКО (если сумма гранта крупная и возникла такая необходимость).

У некоторых фондов есть готовые формы отчетности, которой необходимо строго придерживаться. Важно учитывать все требования грантодателя, чтобы избежать проблем и затруднений в дальнейшем. Чтобы ничего не упустить из виду и составлять документы быстро и правильно, ведите учет в специализированных программах. Предоставляйте отчетность в полной мере и вовремя, сохраняйте репутацию и выигрывайте следующие гранты.

Отчет о целевом использовании средств фонда состоит из содержательной и финансовой частей.

Финансовая отчетность

Финансовую отчетность готовит бухгалтер некоммерческой организации, который был указан в заявке на грант. Финансовая часть рассказывает о выполнении сметы, указанной в заявке на получение гранта. Финансовый отчет формируется в соответствии с законодательством, бухгалтеру грантополучателя необходимо знать специфику работы с такими формами документов.

К финансовому отчету прилагаются:

заверенные копии платежных документов, подтверждающие реальные расходы;

основания расходных документов: товарные накладные, акты выполненных работ, платежные ведомости и т.д.;

другие бухгалтерские документы, подтверждающие законность расходных операций;

перечень всех предоставленных документов и копий.

Содержательная часть отчета

Содержательная отчетность составляется руководителем проекта или некоммерческой организации. Отчет содержит:

справочные сведения о проекте – цель, задачи, сроки выполнения, место проведения проекта;

состав участников, в том числе информация о других организациях, участвовавших в исполнении проекта;

отчет по выполненным мероприятиям: фотографии, цитаты выступлений, видео и аудиозаписи, стенограммы, упоминания в СМИ, сообщения в печатных и электронных новостных изданиях, ссылки на записи выступлений на радио или телевидении, экземпляр книги или ее верстку (в случае реализации издательского проекта), публикации в научных журналах;

итоги реализации проекта;

предложения и рекомендации;

другая информация, запрашиваемая грантодателем.

Отчетность об использовании гранта предоставляется в бумажном и электронном виде в сроки, утвержденные договором гранта. Фонд может потребовать дополнительную информацию, чтобы удостовериться в целевом освоении полученных средств.

После проверки отчетности НКО о целевом использовании предоставленной субсидии фонд утверждает отчет. Теперь некоммерческая организация может подавать заявку на получение нового гранта.

Что лучше получать: грант или субсидию

Грант и субсидия — это формы государственной поддержки бизнеса. У них есть отличия, если говорить просто: грант — это когда государство дает деньги на развитие бизнеса, а субсидия — когда государство компенсирует те расходы, что бизнес уже понес.

То есть грант — сначала деньги, потом расходы, а субсидия — сначала расходы, потом деньги. Подробнее о том, какие гранты и субсидии для предпринимателей существуют, мы рассказывали в других статьях: Гранты для предпринимателей и Поддержка предпринимателей государством.

В этой статье рассказали, что выгоднее получать: грант или субсидию.

Ксения Алешина

Выбор есть у начинающих предпринимателей

Грант может получить только начинающий предприниматель — тот, чьему бизнесу на момент подачи заявки на грант не исполнился год. Например, подойдет бизнес, которому 11 месяцев и 20 дней. Остальные могут рассчитывать только на субсидии. Поэтому выбор между грантом и субсидией появляется в двух случаях:

  • когда начинающий предприниматель уже поработал, что-то купил из оборудования, но бизнес еще младше года;
  • предприниматель работает дольше года, но есть возможность открыть новое предприятие, чтобы получить грант. Например, родственник согласен открыть ИП и подать заявку на грант.

Гранты и субсидии может получить только малый или средний бизнес. Поэтому перед подачей заявки стоит проверить себя в реестре МСП:

Самозанятые не могут получить ни грант, ни субсидию, потому что самозанятость — это не субъект бизнеса, а статус физического лица. Сейчас есть тенденция переводить ИП на налог на профессиональный доход. Это когда предприниматель сохраняет статус ИП, но налоги платит как самозанятый. Пока непонятно, может ли он в этом случае претендовать на гранты и субсидии, поэтому надежнее работать на УСН или патенте.

Читайте так же:
Содержит ли ск рф определение понятия брак

Чтобы понять, что выгоднее, разберемся с особенностями грантов и субсидий.

Грант начинающим — до 500 000 рублей

Размер гранта зависит от региона, обычно дают 300 000 — 500 000 рублей. Работает так: получаешь деньги, покупаешь, отчитываешься.

Грант не нужно возвращать или платить по нему проценты, но есть другие условия:

  • предприниматель начинающий — до одного календарного года;
  • грант нужно потратить на основные средства — это обычно оборудование, оргтехника, мебель, инвентарь. К основным средствам относятся те, у которых срок использования больше трех лет или цена выше 40 000 рублей. Комплектующие, расходники, аренда, зарплаты не считаются основными средствами;
  • нельзя закрываться в течение трех лет после того, как предприниматель получил грант. Иначе придется его возвращать.

Чтобы получить грант, нужно собрать документы, написать и защитить бизнес-план перед комиссией. Затем — получить деньги и потратить их именно на то, что указано в бизнес-плане, иначе могут быть штрафы.

Субсидия — до 70% расходов после вычета НДС

Субсидия — это возмещение расходов на покупку основных средств. Ее отличие от гранта в том, что предприниматель сначала покупает что-то, а потом получает деньги от государства. То есть субсидия работает так: покупаешь что-то, собираешь подтверждающие документы, получаешь компенсацию расходов.

Субсидия компенсирует до 70% расходов после вычета НДС, точный размер компенсации зависит от оквэдов. Региональные субсидии компенсируют расходы за прошлый год, а районные — за прошлый и текущий.

Что будут компенсировать, тоже зависит от оквэдов:

  • покупку оборудования, механизмов, устройств, транспорта кроме воздушного и личного с амортизационной группой выше второй — большинству видов бизнеса;
  • аренду, мебель, оборудование, инвентарь или что-нибудь еще компенсируют некоторому бизнесу. Чаще это социальное предпринимательство, например салоны красоты, тренажерные залы, учреждения по уходу за пожилыми людьми, дома быта.

Для субсидии тоже нужно собирать документы: договоры, счета-фактуры, накладные, — но не придется составлять и защищать бизнес-план. Главное, чтобы платежные документы были в порядке. Советую собирать все договоры, счета, чеки, даже если предприниматель пока не планирует подаваться на субсидию. Вдруг потом соберется, а восстановить документы через год намного сложнее.

Субсидии бывают разными, и можно выбрать, на какую выгоднее податься. Еще есть оквэды, которые дают больше субсидий. Если есть возможность включить их в дополнительные при регистрации бизнеса, стоит так сделать. Такие оквэды указывают в описании субсидии.

Цветочная мастерская и товары местных мастеров

Ко мне на консультацию приходила владелица цветочной мастерской, она планировала продавать эксклюзивные букеты. Я спросила, планирует ли она продавать что-то еще. Оказалось, что собирается выставлять на продажу товары местных мастеров и проводить мастер-классы.

Товары местных мастеров подходят под ОКВЭД 32.99.8 — Производство изделий народных художественных промыслов, — который часто попадает в списки субсидируемых. Я посоветовала добавить его в дополнительные оквэды.

И всем советую посмотреть, какие виды деятельности чаще всего субсидируются в регионе, и добавить их в дополнительные при регистрации бизнеса.

Возвращать деньги по субсидиям не нужно, а тратить их можно на что угодно. Но есть условие: в течение двух лет присылать отчеты о количестве рабочих мест, налогов и состоянии бизнеса.

Как определить, что выгоднее: грант или субсидия

Итак, чтобы понять: выгоднее получать грант или субсидию, нужно сделать две вещи:

  • посчитать расходы за прошлый или текущий год;
  • сравнить сумму примерно от половины расходов с суммой гранта.

Если сумма примерно половины расходов равна гранту, подавать заявку на него, если меньше или сильно больше — на субсидию.

Чаще всего субсидия оказывается выгоднее гранта при трех условиях:

  • предприниматель закупал новое оборудование;
  • есть сотрудники, за которых платил взносы;
  • платил налоги.

Но в каждой ситуации нужно анализировать расходы, сумму гранта и помнить, что кроме грантов есть субсидии. Например, стоит сходить в администрацию города, отдел экономики или Минэкономразвитие и попросить у них список всех существующих субсидий, чтобы знать о них точно.

Владелица шиномонтажки получила 1,2 млн ₽

Ко мне пришла владелица шиномонтажки, она хотела открыть ИП на сына, чтобы получить грант в 500 000 рублей. Мы начали анализировать ее расходы, оказалось, что за прошлый год она закупала оборудование на 2,4 млн рублей.

Я уговорила ее подавать заявку на субсидию, а не на грант для сына. Она не верила, что сможет получить хоть какие-то деньги, а в итоге получила субсидию в 1,2 млн рублей.

Понятие гранта в бюджетном кодексе

Дата публикации 18.05.2020

Сотрудница филиала научно-исследовательского учреждения выиграла президентский грант. Заключено двустороннее соглашение о получении гранта в форме субсидии из федерального бюджета между Минобрнауки России, которому доведены лимиты бюджетных обязательств в соответствии с п. 4 ст. 78.1 БК РФ, и головным учреждением (институтом). Грант предоставляется на проведение фундаментальных и прикладных научных исследований по приоритетным направлениям развития науки для материальной поддержки молодых российских ученых — кандидатов и докторов наук в целях реализации Указа Президента РФ от 09.02.2009 № 146. Ученый (руководитель проекта) — сотрудница филиала.

Сметой по гранту предусмотрено использование накладных расходов в размере 7%. Накладные расходы выделены в перечне затрат к соглашению отдельной суммой без расшифровки. Между институтом и ученым — руководителем проекта заключается договор по организационно-финансовому и техническому сопровождению гранта, составляется смета. На основании договора эта сумма выделяется в доход института по коду 130. Накладные расходы в соответствии со сметой включают возмещение услуг связи, зарплату сотрудников администрации, участвующих в сопровождении гранта, командировочные расходы.

Читайте так же:
Налоги за 9 месяцев сроки

Головное учреждение перечислило грант филиалу. В филиале сделана проводка по дебету счета 2 201 11 510 и кредиту счета 2 304 04 510. Какой корреспонденцией счетов выделяются накладные расходы филиала в размере 7% согласно смете? Облагается ли сумма накладных расходов НДС 20%?

Гранты — денежные и иные средства, которые передаются безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами на проведение конкретных научных исследований на условиях, предусмотренных грантодателями (ст. 2 Федерального закона от 23.08.1996 № 127-ФЗ).

По общему правилу поступление и расходование грантов отражается в рамках вида финансового обеспечения (деятельности) 2 «Приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения)» (письмо Минфина России от 22.12.2016 № 02-07-10/77351). Однако из этого правила есть исключения.

Гранты могут учитываться и по КФО 5 в рамках субсидий на иные цели. Согласно п. 4 ст. 78.1 БК РФ гранты в форме субсидий предоставляют уполномоченные органы государственной власти и местного самоуправления по итогам проводимых конкурсов, а также органы исполнительной власти (местного самоуправления). Главное условие при квалификации гранта в качестве субсидии на иные цели — требование о контроле за использованием гранта органом-учредителем (п. 4 письма Минфина России от 30.08.2013 № 02-13-09/35843).

В письме Минфина России от 20.09.2019 № 02-05-10/72629 также сказано, что для отражения поступлений грантов в форме субсидии в соответствии со ст. 78.1 БК РФ в зависимости от цели предоставления грантов применяются соответствующие коды вида финансового обеспечения 2 — приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения), 5 — субсидии на иные цели.

На сайте Пермского филиала ИЭ УрО РАН указано, что функции и полномочия учредителя Центра от имени Российской Федерации осуществляет Минобрнауки России. Поэтому грант, полученный от Минобрнауки России и перечисленный филиалу от головного учреждения, может быть учтен по КФО 5. В такой ситуации орган-учредитель перечисляет субсидию учреждению с применением КВР 612 «Субсидии бюджетным учреждениям на иные цели» (п. 48.6.1.2 порядка, утв. приказом Минфина России от 06.06.2019 № 85н, далее — Порядок № 85н).

Если грант отражен в учете Минобрнауки России по КВР 613 «Гранты в форме субсидии бюджетным учреждениям», то учреждение и филиал учитывают средства гранта по КФО 2. Этот момент необходимо уточнить у учредителя и при необходимости уточнить учетные данные по применению КФО.

Для учета расчетов между головным учреждением и его обособленными подразделениями по поступлению и выбытию нефинансовых, финансовых активов и обязательств между ними предназначен счет 304 04 «Внутриведомственные расчеты» (п. 276 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, далее — Инструкция № 157н).

Следовательно, в бухгалтерском учете филиала бюджетного учреждения поступление гранта отражается записью:

Дебет 2(5) 201 11 510, увеличение забалансового счета 17 (КОСГУ 510) Кредит 2(5) 304 04 510 — поступил грант от головного учреждения (п. 72 инструкции, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н, далее — Инструкция № 174н).

Из вопроса следует, что между исследовательским центром и ученым — руководителем проекта заключается договор по организационно-финансовому и техническому сопровождению проекта, выполняемого в рамках гранта. Как правило, на основании такого договора учреждение предоставляет ученым необходимые условия для реализации проекта. При этом учреждение за такую услугу может получать плату в виде части гранта (компенсацию накладных расходов).

Накладные расходы — это расходы по созданию учреждением необходимых условий для выполнения проекта членами научного коллектива. Конкретные направления их использования учреждение устанавливает самостоятельно.

Возможность самостоятельного распоряжения полученными денежными средствами является основанием для их учета в качестве доходной операции в рамках КФО 2. Учитывая, что условия для реализации проекта предоставляются ученым на основании договора, полагаем, что накладные расходы в этом случае могут быть квалифицированы в качестве дохода от оказания услуг.

Доходы от оказания платных услуг, работ отражаются по подстатье 131 КОСГУ (п. 9.3.1 порядка, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н) и статье 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ), компенсаций затрат» аналитической группы подвида доходов бюджетов (п. 12.1.3 Порядка № 85н). Для учета расчетов по доходам от оказания платных услуг (работ) предназначен счет 205 31 (п. 199 Инструкции № 157н, п. 93 Инструкции № 174н).

Списание расходов за счет гранта отражается в соответствии с п. 153 Инструкции № 174н. Выделение накладных расходов не поименовано в перечне затрат Порядка № 209н. Полагаем, что такие расходы могут быть отражены по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ как расходы на выполнение работ, оказание услуг, не отнесенные на подстатьи 221 — 225, 227 — 229 КОСГУ (п. 10.2.6 Порядка № 209н).

Если грант учтен по КФО 5, выделение накладных расходов отражается записями:

Дебет КРБ 5 401 20 226 Кредит КРБ 5 302 26 732 — начислены накладные расходы за счет гранта (п. 153 Инструкции № 174н);

Дебет КДБ 2 205 31 562 Кредит КДБ 2 401 10 131 — начислен доход учреждения в сумме вознаграждения (п. 109 Инструкции № 174н);

Дебет КРБ 5 302 26 832 Кредит КИФ 5 201 11 610, увеличение забалансового счета 18 (КОСГУ 226) — перечислены с отдельного лицевого счета на лицевой счет, открытый подразделению, суммы в размере накладных расходов за счет гранта (п. 73 Инструкции № 174н);

Дебет КИФ 2 201 11 510, увеличение забалансового счета 17 (КОСГУ 131) Кредит КДБ 2 205 31 662 — поступили денежные средства в сумме вознаграждения на лицевой счет (п. 72 Инструкции № 174н).

Если грант учтен по КФО 2, выделение накладных расходов отражается записями:

Дебет КРБ 2 401 20 226 Кредит КРБ 2 302 26 732 — начислены накладные расходы за счет гранта (п. 153 Инструкции № 174н);

Дебет КДБ 2 205 31 562 Кредит КДБ 2 401 10 131 — начислен доход учреждения в сумме вознаграждения (п. 109 Инструкции № 174н);

Дебет КРБ 2 302 26 832 Кредит КДБ 2 205 31 562 — произведен зачет накладных расходов (п. 94 Инструкции № 174н).

Накладные расходы целесообразно рассматривать в качестве дохода от оказания услуг. Следовательно, такие услуги облагаются НДС в общем порядке на основании п. 1 ст. 146, п. 1 ст. 162 НК РФ.

Читайте так же:
Подробная инструкция по расчету размера алиментов из зарплаты

Не пропускайте последние новости — подпишитесь
на бесплатную рассылку сайта:

Конкурс от Фонда президентских грантов

автор статьи Юлия Гребенюк

Некоммерческие организации с 1 сентября по 15 октября могут подать заявку на участие в конкурсе, который проводит Фонд президентских грантов. Победители получат субсидию на развитие.

Рассказываю, что нужно для участия в конкурсе.

Фонд президентских грантов организует конкурсы между неправительственными некоммерческими организациями (НКО) и распределяет денежные гранты между победителями. Деньги выделяет государство из федерального бюджета. Курирует работу фонда Сергей Кириенко — первый заместитель руководителя администрации президента.

Конкурсы среди НКО проводятся минимум два раза в год, и в этом году распределения денег больше не будет. Но с 1 сентября по 15 октября открыт прием заявок на следующий год. Кроме этого, заявку можно подать с 1 февраля по 15 марта 2021 года. Заканчивают принимать заявки в 23:30 по Москве 15 октября и 15 марта, к этому времени все участники должны предоставить необходимые документы. Опоздаете — документы не примут.

Сотрудники фонда рекомендуют отправить заявку заранее — минимум за семь дней до финальной даты. Тогда у конкурсантов остается время, чтобы поправить недочеты и отправить заявку повторно.

Конкурсантов делят на три группы: проекты суммой до 500 000 ₽, проекты суммой от 500 000 до 3 000 000 ₽ и проекты суммой от 3 000 000 до 10 000 000 ₽. В каждой группе определяют своих победителей, которые и получают грант на развитие проекта.

Приказ о проведении конкурса

Победителей определяют независимые эксперты фонда — на каждый проект назначают минимум двух экспертов, они не знакомы между собой и никак не взаимодействуют. Эксперт оценивает проект по десяти критериям:

  • актуальность и социальная значимость;
  • логическая связность и реализуемость;
  • инновационность и уникальность;
  • адекватность и измеримость;
  • реальность бюджета;
  • масштаб реализации;
  • соотношение собственных и привлекаемых ресурсов;
  • опыт участника;
  • компетенция команды;
  • информационная открытость.

Если мнения экспертов сильно разнятся, их работу проверяют специалисты фонда. Затем результаты оценок рассматриваются на совещании Координационного комитета и объединенного экспертного совета.

На заключительном этапе конкурса экспертный совет определяет проходной балл в каждой ценовой группе и составляет список победителей. Например, в предыдущем конкурсе на сумму проекта до 500 000 ₽ победили конкурсанты, набравшие больше 60 баллов; на сумму проекта от 500 000 ₽ и до 3 000 000 ₽ — 65 баллов.

победитель конкурса президентских грантов в 2020 году

Например, к участию допускаются организации, которые занимаются:

  • социальной поддержкой граждан;
  • пропагандой и поддержкой ЗОЖ;
  • развитием семейных ценностей;
  • поддержкой молодежи и развитием детских талантов;
  • защитой прав человека;
  • благоустройством окружающей среды и сохранностью исторических памятников;
  • научными и образовательными проектами.

Направление деятельности. Организация должна заниматься только теми направлениями, которые перечислены выше. Если организация развивает два направления — одно из которых социальное, а другое коммерческое — в конкурсе ей участвовать нельзя. Например, претендовать на президентский грант не может компания, которая помогает детям с ДЦП и продает постельное белье. Во-первых, продажи постельного белья нет в списке рабочих направлений. Во-вторых, продажа белья — это уже коммерческая деятельность, где главная цель — получить прибыль. Если у организации несколько направлений, то все они должны соответствовать списку.

Срок регистрации организации . В конкурсе на сумму меньше 500 000 ₽ могут участвовать организации, зарегистрированные минимум за полгода до конца даты приема заявок. Фонд перестает принимать заявки 15 октября, значит, организация должна быть зарегистрирована не позднее 15 апреля 2020 года. Если компания образовалась раньше, то участвовать можно, если позже — нельзя.

В конкурсе на сумму больше 500 000 ₽ могут участвовать организации, зарегистрированные минимум за год до конца даты приемы заявок. В нашем случае предельный срок регистрации — 15 октября 2019 года.

Состояние организации и отсутствие долгов . Если организация находится на стадии ликвидации, начат процесс банкротства, или она участвует в судебных разборках, заявку на грант не примут. И также у организации не должно быть долгов по налогам и сборам.

Компании, у которых нет долгов, судов и все в порядке с видами деятельности, могут собирать необходимые документы и отправлять заявку на конкурс в Фонд президентских грантов.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию