Femida96.ru

Юридическая помощь для всех
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Понятие и структура конституционного суда рф

Как изменится Конституционный Суд

Кряжкова Ольга

Поправки в Федеральный конституционный закон (далее – ФКЗ о КС), подписанные Президентом РФ (Федеральный конституционный закон от 9 ноября 2020 г. № 5-ФКЗ, далее – Закон № 5-ФКЗ), представляют собой 17-й по счету случай изменения этого Закона и, на первый взгляд, выглядят самой крупной реформой за все время его существования. Из 117 статей, содержавшихся в прежней редакции ФКЗ о КС, в той или иной степени изменились 83, что составляет 70% от объема документа. Единственная оставшаяся в неприкосновенности часть – это гл. XI, регулирующая процедуру рассмотрения в КС дел по спорам о компетенции. Плюс к этому предлагаются три новые главы об особенностях производства по отдельным категориям дел и одна статья об официальном интернет-сайте Суда.

Как указывалось в пояснительной записке, соответствующий законопроект был подготовлен в связи с «существенными изменениями» в ст. 125 Конституции РФ после реформы 2020 г.

Напомню, что новой редакцией Конституции:

  • уменьшено общее число судей КС (до 11);
  • изменен порядок прекращения полномочий судей (теперь – Советом Федерации по представлению главы государства);
  • скорректирована структура руководства Суда (один заместитель председателя вместо двух);
  • трансформирована компетенция этого органа, что, с одной стороны, затруднило подачу жалоб на нарушение конституционных прав и свобод граждан, а с другой – вменило Суду разрешение новых вопросов (например, проверку законопроектов по запросу президента).

Некоторые поправки в ФКЗ о КС напрямую с конституционным регулированием не связаны и направлены, как указали разработчики, на «совершенствование организационных основ деятельности» Суда.

На самом деле глубина изменений не слишком большая. Принципиальные новеллы затрагивают устройство Конституционного Суда, правовое положение судьи и отдельные вопросы конституционного судопроизводства. А компетенция КС лишь конкретизируется.

Рассмотрим подробнее, как изменится Суд после вступления поправок в силу, ни в коем случае не претендуя на то, что этот анализ будет исчерпывающе полным.

Устройство КС

Сокращенное до 11 общее число судей КС будет не нормативным, а максимально возможным. Рабочий состав – т.е. численность судей, при наличии которой Суд в целом правомочен функционировать, – снижается до 8 (ч. 2 ст. 4 ФКЗ о КС). Президент РФ должен будет инициировать заполнение вакантной должности, только если судей станет меньше 8 (ч. 4 ст. 9). Уменьшается и кворум в заседании. Суд сможет принимать решения, если в нем участвуют 6 судей (ч. 2 ст. 30). Эти положения вступят в силу с момента, когда в Конституционном Суде останется 11 судей (ч. 2 и 3 ст. 2 Закона № 5-ФКЗ). На данный момент их 12.

Из Закона исключено положение о том, что председатель КС и его заместитель назначаются «из числа судей Конституционного Суда» (ч. 1 ст. 23 ФКЗ о КС). Это открывает возможность наделения нового лица руководящими полномочиями одним действием – одновременно с назначением его судьей. Кстати, депутаты Госдумы и члены Совета Федерации впредь не смогут выдвигать предложения о кандидатуре судьи – это правомочны делать комитеты палат парламента (ч. 1 ст. 9 ФКЗ о КС).

Тем временем роль председателя Суда в конституционном судопроизводстве продолжает усиливаться: при подготовке дела к слушанию судья-докладчик сможет требовать проведения проверок, исследований, представления письменного профессионального мнения не самостоятельно, а только по согласованию с ним (ч. 2 ст. 49 ФКЗ о КС).

Секретариат, в свою очередь, получит новую возможность по уведомлению гражданина о недопустимости его обращения в связи с явной неисчерпанностью всех других внутригосударственных средств судебной защиты (п. 5 ч. 2 ст. 40). Если заявитель не будет с этим спорить, судьи окажутся «избавлены» от изучения значительного пласта обращений.

Снижению нагрузки на судей будет способствовать и то, что определения КС не будут подлежать разъяснению (ч. 1 ст. 83).

Наконец, у Суда больше не будет официального издания – «Вестника Конституционного Суда Российской Федерации», наличие которого, однако, является важным фактором самостоятельности этого органа государственной власти.

Правовое положение судьи

Хотя декларации о несменяемости и независимости судей КС в ФКЗ о КС остаются, судьи утрачивают одну из гарантий их статуса, а именно – право на публичное особое мнение (ч. 4 ст. 76). Для них также вводятся запреты критиковать «в какой бы то ни было форме» решения Суда (ч. 4 ст. 11) и обнародовать свое несогласие с решением (ч. 3 ст. 43, ч. 5 ст. 70).

Читайте так же:
Понятие соц партнерства в сфере труда

Указанные поправки в первоначальном тексте законопроекта отсутствовали – их внесли два парламентария после его принятия в первом чтении. Именно эти новшества вызвали острую реакцию юристов, продиктованную неприятием тенденций отступления от принципа открытости Суда и лишения судей свободы слова.

Подчеркну, что даже однократное нарушение названного запрета сможет расцениваться как совершение действий, не совместимых с должностью судьи, и стать поводом для принудительного прекращения судейских полномочий Конституционным Судом либо Советом Федерации по представлению президента (п. 7 ч. 1, ч. 3, 5 и 6 ст. 18 ФКЗ о КС).

Судью также возможно будет отстранить от участия в рассмотрении дела по новому, широко сформулированному основанию: если «имеются обстоятельства, которые могут вызвать сомнение в объективности и беспристрастности судьи» (п. 3 ч. 1 ст. 56).

Процедуры конституционного судопроизводства

В обновленных правилах процедуры в КС первостепенного внимания заслуживают, на мой взгляд, три момента, которые в совокупности могут привести к увеличению длительности разбирательства и усилению его непрозрачности.

Первый – отмена процессуальных сроков для Суда: в частности, трех месяцев на решение вопроса о принятии обращения к рассмотрению после регистрации (ч. 1 ст. 42 ФКЗ о КС) и месяца для назначения дела к слушанию (ст. 47).

Второй момент – практически беспредельное право Суда назначить разбирательство по делу в письменном режиме: решение о производстве без слушания будет принято, «если с учетом характера поставленного вопроса и обстоятельств дела отсутствует явная необходимость в устном представлении позиции заявителя и другой стороны при ее наличии» (ч. 1 ст. 47.1). При этом стороны и иные участники процесса не смогут знакомиться с протоколом и стенограммой заседания при рассмотрении дела без слушания (ч. 4 ст. 59).

Третий – правомерность оглашения решения КС не в полном объеме, без мотивировки (ч. 1 ст. 77).

Конкретизация компетенции КС

Конституционные поправки 2020 г. дополнили компетенцию Конституционного Суда новыми аспектами:

  • предварительным нормоконтролем законопроектов, федеральных конституционных и федеральных законов, законов субъектов Федерации;
  • вопросами об исполнимости решений международных (межгосударственных) судов, иностранных или международных третейских судов (арбитражей), если эти решения противоречат «основам публичного правопорядка Российской Федерации»;
  • участием Суда в процедурах снятия неприкосновенности с бывшего президента.

Все это отражено в новой редакции ФКЗ о КС в виде обновленного перечня полномочий КС (ст. 3) и раскрывается подробнее в третьем разделе с точки зрения используемых процедур (гл. XIII.2 и XVII). Например, проясняется критерий проверки в делах о блокировании исполнения решений межгосударственных и иностранных судов и арбитражей: таковым выступает их соответствие основам конституционного строя РФ (ст. 104.7).

Будущее покажет, насколько часто в практике Суда будут возникать новые аспекты компетенции. Поскольку чаще всего КС рассматривает жалобы граждан и организаций, более насущным представляется уточнение о том, что понимать под «исчерпанием всех других внутригосударственных средств судебной защиты», при условии чего Конституционный Суд теперь сможет принять жалобу к рассмотрению. По общему правилу исчерпание – это обращение в максимально высокую кассационную инстанцию (п. 3 ст. 97 ФКЗ о КС), а в течение 6 месяцев со дня вступления в силу поправок – в любую кассацию (ч. 4 ст. 2 Закона № 5-ФКЗ). Таким образом, требования к жалобам ужесточатся немедленно, и никакого реального переходного периода для адаптации граждан к новым правилам доступа к Суду не предполагается.

В заключение отмечу, что какими бы разнонаправленными ни были поправки в ФКЗ о КС, в результате проведенного анализа вырисовывается следующий образ обновленного Суда: малочисленный, при необходимости подвергаемый быстрым кадровым заменам, подконтрольный председателю в плане судопроизводства, демонстрирующий только единодушие, закрытый от внешнего наблюдателя и труднодоступный для граждан.

Насколько действительность совпадет с первыми впечатлениями от законодательной модели высшего судебного органа конституционного контроля образца 2020 г., покажет только практика.

Образовательный портал — все для студента юриста.

  • Увеличить размер
  • Размер по умолчанию
  • Уменьшить размер

Главная Правоохранительные органы Глава 2. Суд и судебная власть как основа правоохранительной деятельности. VI. Конституционный Суд РФ.

VI. Конституционный Суд РФ.

1. Понятие Конституционного Суда РФ.

Конституционный Суд РФ — государственный орган, отнесенный к судебной ветви власти, осуществляющий конституционный контроль посредством конституционного судопроизводства.

Правовой основой деятельности Конституционного Суда РФ выступают:

— Конституция Российской Федерации

— ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»

— ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»

— Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации»

Читайте так же:
Как платит алименты индивидуальный предприниматель

— Регламент Конституционного Суда Российской Федерации

— Иные нормативные правовые акты

Главой Конституционного суда является Председатель.

Конституционный суд состоит из 19 судей, двух палат из 10 и 9 судей.

2. Состав Конституционного Суда РФ.

В соответствие со статьей 4 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации действует в составе 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

3. Полномочия Конституционного Суда РФ.

Полномочия Конституционного Суда РФ, в соответствие со статьей 3 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»:

1) разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;

2) разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;

3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;

4) дает толкование Конституции Российской Федерации;

5) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

6) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;

7) осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и федеральными конституционными законами;

Полномочия и структура Конституционного Суда Российской Федерации

Полномочия Конституционного Суда РФ закреплены в ст. 125 Конституции РФ и продублированы в ст. 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".

Целями реализации Конституционным Судом РФ имеющихся у него полномочий является защита основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение верховенства прямого действия Конституции РФ на всей территории страны. Для реализации этих целей Конституционный Суд РФ обладает следующими полномочиями.

  • 1. Разрешает дела о соответствии Конституции РФ:
    • — федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;
    • — конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ;
    • — договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;
    • — не вступивших в силу международных договоров РФ.
    • — между федеральными органами государственной власти;
    • — между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ.

    Реализуя свои полномочия, Конституционный Суд РФ решает исключительно вопросы права. При осуществлении конституционного судопроизводства он воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.

    По вопросам своей внутренней деятельности Конституционный Суд РФ принимает Регламент Конституционного Суда РФ. В настоящее время действует Регламент от 01.03.1995X9 2-1/6.

    Что касается структуры Конституционного Суда РФ, то численно данный судебный орган состоит из 19 судей, которые назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ. Полномочия судьи Конституционного Суда РФ определенным сроком не ограничены. Предельный возраст пребывания в должности судьи Конституционного Суда РФ — 70 лет. Полномочия судьи по общему правилу прекращаются в последний день месяца, в котором ему исполняется 70 лет. Однако судья, достигший предельного возраста, продолжает исполнять обязанности судьи до принятия итогового решения по делу, начатому с его участием, или до назначения на должность нового судьи.

    Возглавляет данный судебный орган Председатель Конституционного Суда РФ, который назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ на срок шесть лет из числа судей Конституционного Суда РФ.

    Председатель Конституционного Суда РФ имеет двух заместителей, которые назначаются на должность в том же порядке, что и сам председатель.

    По истечении шестилетнего срока полномочий председатель Конституционного Суда РФ и его заместители могут быть назначены на должность на новый срок.

    Председатель Конституционного Суда РФ обладает следующими полномочиями:

    • — руководит подготовкой заседаний Конституционного Суда РФ, созывает их и председательствует на них;
    • — вносит на обсуждение Конституционного Суда РФ вопросы, подлежащие рассмотрению в его заседаниях;
    • — представляет Конституционный Суд РФ в отношениях с государственными органами и организациями, общественными объединениями, по уполномочию Конституционного Суда РФ выступает с заявлениями от его имени;
    • — осуществляет общее руководство аппаратом Конституционного Суда РФ, представляет на утверждение Конституционного Суда РФ кандидатуры руководителей аппарата и Секретариата Конституционного Суда РФ, а также Положение о Секретариате Конституционного Суда РФ и структуру аппарата;
    • — осуществляет другие полномочия.

    При реализации своих полномочий Председатель Конституционного Суда РФ издаст приказы и распоряжения.

    Заместители Председателя Конституционного Суда РФ осуществляют по поручению Председателя Конституционного Суда РФ его отдельные полномочия, а также выполняют иные обязанности, возложенные на них Председателем.

    Аппарат Конституционного Суда РФ состоит из Секретариата Конституционного Суда РФ и иных подразделений, обеспечивающих деятельность данного судебного органа.

    Секретариат Конституционного Суда РФ: осуществляет организационное, научно-аналитическое, информационно-справочное и иное обеспечение Конституционного Суда РФ, проводит прием посетителей; рассматривает поступившие обращения в предварительном порядке и в случаях, когда они не затрагивают вопросов, требующих изучения судьями Конституционного Суда РФ; содействует судьям в подготовке дел и иных вопросов к рассмотрению в заседаниях и на совещаниях; изучает и обобщает деятельность государственных органов по обеспечению исполнения решений Конституционного Суда РФ.

    Иные подразделения аппарата осуществляют материально-техническое и социально-бытовое обеспечение Конституционного Суда РФ. К ним относятся: Управление государственной службы и кадров, Финансовое управление, Управление делами, Представительство Конституционного Суда РФ в Москве.

    Понятие и назначение конституционного Суда Российской Федерации как органа судебного конституционного контроля Текст научной статьи по специальности «Право»

    Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Алиев Абдулмалик Магомедович, Магарамова Халжат Магарамовна

    В статье рассмотрены основные понятия и назначение Конституционного Суда Российской Федерации как органа судебного конституционного контроля . Выявлены отличия Конституционного Суда Российской Федерации от других судебных органов. Приведены принципы деятельности Конституционного Суда Российской Федерации.

    Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Алиев Абдулмалик Магомедович, Магарамова Халжат Магарамовна

    Текст научной работы на тему «Понятие и назначение конституционного Суда Российской Федерации как органа судебного конституционного контроля»

    Общественные и гуманитарные науки

    ПОНЯТИЕ И НАЗНАЧЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ОРГАНА СУДЕБНОГО

    THE CONCEPT AND PURPOSE OF THE CONSTITUTIONAL COURT OF THE RUSSIAN FEDERATION AS A JUDICIAL

    CONSTITUTIONAL CONTROL BODY

    © 2014 Алиев А. М., Магарамова Х. М.

    Дагестанский государственный университет © 2014 Aliev А. М., Magaramova Kh. М.

    Dagestan State University

    Резюме. В статье рассмотрены основные понятия и назначение Конституционного Суда Российской Федерации как органа судебного конституционного контроля. Выявлены отличия Конституционного Суда Российской Федерации от других судебных органов. Приведены принципы деятельности Конституционного Суда Российской Федерации.

    Abstract. The authors of the article consider the basic concepts and the function of the Constitutional Court of the Russian Federation as a judicial body of the constitutional control. They reveal differences of the Constitutional Court of the Russian Federation from other judicial bodies. The authors quote the principles of the activity of the Constitutional Court of the Russian Federation.

    Rezjume. V stat'e rassmotreny osnovnye ponjatija i naznachenie Konstitucionnogo Suda Rossijskoj Federacii kak organa sudebnogo konstitucionnogo kontrolja. Vyjavleny otlichija Konstitucionnogo Suda Rossijskoj Federacii ot drugih sudebnyh organov. Privedeny principy dejatel'nosti Konstitucionnogo Suda Rossijskoj Federacii.

    Ключевые слова: Конституционный Суд, конституционный контроль, суд, понятие, назначение, принципы.

    Keywords: Constitutional Court, constitutional control, court, concept, function, principles.

    Kljuchevye slova: Konstitucionnyj Sud, konstitucionnyj kontrol', sud, ponjatie, naznachenie, principy.

    В соответствии с частью 2 ст. 118 Конституции РФ судебная власть реализовывается через конституционное, гражданское, административное и уголовное судопроизводство. Выделяется особая форма судопроизводства — конституционное судопроизводство, а Конституционный Суд определяется как орган правосудия.

    Конституционный Суд Российской Федерации, по российской Конституцией относящийся к судебной власти, обладает признаками органа судебной власти:

    1) Суд реализует судебную власть через конституционное судопроизводство;

    2) деятельность данного Суда Российской Федерации основывается на принципах самостоятельности и независимости, свойственных органам судебной власти [3. C. 5].

    Базовым для анализа правового статуса Конституционного Суда РФ является Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации" от 21 июня 1994 года № 1-ФКЗ [2]. Этот Закон определяет Конституционный Суд в качестве судеб-

    ного органа конституционного контроля, который самостоятельно и независимо осуществляет судебную власть через конституционное судопроизводство.

    Конституционный Суд РФ занимает особое положение. Он представляет собой орган конституционного контроля, созданный государством для обеспечения правильности применения Конституции и обусловленных ею законов, охраны политических, экономических, социальных и моральных ценностей нашего общества.

    Конституционный Суд Российской Федерации является неотъемлемым элементом государства, благодаря которому оно может называться правовым государством, которое стремится создать прочный общественнополитический строй, систему законности и защиты интересов граждан.

    Конституционный Суд России является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо реализующим судебную власть путем конституционного судопроизводства [2].

    Известия ДГПУ, №4, 2014

    Однако Конституционный Суд Российской Федерации обладает двойственной правовой природой. В соответствии с частью 1 ст. 11 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется Президентом РФ, Федеральным Собранием (Советом Федерации и Госдумой), Правительством и судами РФ [1. C. 5-6] В соответствии с этим Конституционный Суд относится к органам государственной власти Российской Федерации, и в данном качестве он стоит в одном ряду с другими органами государства, а также наделен полномочиями признавать неконституционными принимаемые ими нормативные правовые акты. Так, по мнению С.Э. Несмеяновой, Конституционный Суд РФ, главным образом, является органом государственной власти, вследствие этого для него характерны признаки, которые присущи данным органам:

    1) Суд наделяется государственными властными полномочиями, в рамках которых он имеет право самостоятельно решать определенные вопросы, а также издавать акты, которые обязательны к исполнению другими государственными органами, должностными лицами и гражданами;

    2) Суд является организованным коллективом российских граждан, объединенных общей деятельностью;

    3) Конституционный Суд образуется и действует в порядке, определенном российской Конституцией и Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде РФ» от 21 июня 1994 г. №1 — ФКЗ;

    4) Суд уполномочен от имени РФ выполнять функцию конституционного контроля, а также обеспечивать правовую охрану Конституции России;

    5) финансирование Конституционного Суда Российской Федерации производится за счет средств федерального бюджета и пр. [3, с. 7].

    Отсюда следует, что Конституционный Суд Российской Федерации является судебным органом, который осуществляет свою деятельность в форме конституционного судопроизводства, и это его функциональное предназначение.

    Рассматривая понятие «конституционного контроля», мы пришли в выводу, что наиболее удачным является определение, данное конституционному контролю Ю.Л. Шульженко, который рассматривает деятельность конституционного контроля как компетентный государственный орган по проверке, выявлению, конста-

    тации и устранению несоответствий нормативно-правовых актов конституции, законам, в ходе которых эти органы правомочны отменять обнаруженные несоответствия [4. C. 9].

    Исходя из вышесказанного, можно выделить основные характеристики Конституционного Суда Российской Федерации:

    — по статусу и месту в системе разделения властей — это судебный орган;

    — его основная функция — это осуществление конституционного контроля;

    — самостоятельно и независимо осуществляя судебную власть, Суд признает акт не соответствующим Конституции и лишает его юридической силы;

    — принимаемые им решения являются окончательными и обязательными;

    — процессуальная форма деятельности -конституционное судопроизводство.

    Основные цели деятельности Конституционного суда Российской Федерации — это защита конституционной основы, основных прав и свобод граждан, обеспечение верховенства и прямого действия Конституции России на всей российской территории.

    Основными принципами деятельности Конституционного Суда, помимо самостоятельности и независимости, являются также коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон.

    Конституционный Суд Российской Федерации отличен от иных судебных органов своим особым правовым положением: лишь ему предоставляется право осуществления конституционного судебного контроля в России, определения соответствия законодательства российской Конституции, разрешения споров о компетенции между госорганами и пр.

    Решения Конституционного суда Российской Федерации являются обязательными на всей территории России, для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти и местного самоуправления, предприятий, организаций, учреждений, а также должностных лиц, граждан и объединений.

    Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что Конституционный Суд Российской Федерации занимает особое место в судебной системе России, выступает как средство ограничения государственной власти и гарант баланса властей, обеспечивает верховенство права и российской Конституции, защищая права и свободы граждан.

    1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (ред. от 30.12.2008). М., 2013. C. 5-6. 2. О Конституционном Суде Российской Федерации: федер. конституц. закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ (в ред. от 05.04.2013) // опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 08.04.2013. 3. Несмеянова С. Э. Понятие и структура конституционно-правового статуса органа государственной власти (на примере Конституционного Суда РФ) // Конституционное и муниципальное право. 2010. N 7. С. 5. 4. Пирбудагова Д. Ш. Институт конституционного контроля и охрана конституционной законности в Республике Дагестан: вопросы истории, теории и практики. Монография. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2012. С. 9.

    Общественные и гуманитарные науки

    1. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote 12.12.1993) (as amended from 30.12.2008). M., 2013. P. 5-6. 2. On the constitutional Court of the Russian Federation: the Federation. the constitutional. the law of July 21, 1994 # 1-FKZ (as amended on 05.04.2013) // published on the Official Internet portal of legal information http://www.pravo.gov.ru 08.04.2013. 3. Nesmeyanova S. E. Concept and structure of the constitutional-legal status of a public authority (for example, the constitutional Court of the Russian Federation) // Constitutional and municipal law.

    2010. # 7. P. 5. 4. Pirbudagova D. Sh. Institute of the constitutional control and protection of the constitutional legality in the Republic of Dagestan: problems of history, theory and practice. The monograph. Makhachkala: PPC DSU, 2012. P. 9.

    1. Konstitucija Rossijskoj Federacii (prinjata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993) (red. ot 30.12.2008). M., 2013. C. 5-6. 2. O Konstitucionnom Sude Rossijskoj Federacii: feder. konstituc. zakon ot 21 ijulja 1994 g. № 1-FKZ (v red. ot

    05.04.2013) // opublikovan na Oficial'nom internet-portale pravovoj informacii http://www.pravo.gov.ru 08.04.2013.

    3. Nesmejanova S. Je. Ponjatie i struktura konstitucionno-pravovogo statusa organa gosudarstvennoj vlasti (na primere Konstitucionnogo Suda RF) // Konstitucionnoe i municipal'noe pravo. 2010. N 7. S. 5. 4. Pirbudagova D. Sh. Institut konstitucionnogo kontrolja i ohrana konstitucionnoj zakonnosti v Respublike Dagestan: voprosy istorii, teorii i praktiki. Monografija. Mahachkala: IPC DGU, 2012. S. 9.

    Статья поступила в редакцию 11.07.2014 г.

    ПОНЯТИЕ ПРИНЦИПА ГУМАНИЗМА В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРАВЕ

    THE PRINCIPLE OF HUMANISM CONCEPT IN THE CRIMINAL EXECUTIVE LAW

    © 2014 Газимагомедов Г. М

    Дагестанский государственный университет © 2014 Gazimagomedov G. М

    Dagestan State University

    Резюме. В статье делается анализ принципа гуманизма в уголовно-исполнительном праве в исторической перспективе, определяется его роль и место в уголовно-исправительном праве. Основным объектом внимания автора выступает условие реализации уголовно-правовых санкций.

    Abstract. The author of the article makes an analysis of the principle of humanism in the criminal executive law in the historical perspective, defines its role and place in the penal law. The main object of the author's attention is the condition for the implementation of the criminal sanctions.

    Rezjume. V stat'e delaetsja analiz principa gumanizma v ugolovno-ispolnitel'nom prave v istoricheskoj pers-pektive, opredeljaetsja ego rol' i mesto v ugolovno-ispravitel'nom prave. Osnovnym ob#ektom vnimanija avtora vystupaet uslovie realizacii ugolovno-pravovyh sankcij.

    Ключевые слова: принцип гуманизма, уголовно-правовые санкции.

    Keywords: principle of humanism, criminal law sanctions.

    Kljuchevye slova: princip gumanizma, ugolovno-pravovye sankcii.

    Принцип гуманизма в уголовном праве имеет двустороннюю направленность: одна его сторона обращена ко всем гражданам, другая -к субъекту преступления. При этом двухас-пектность данного принципа должна быть закреплена в двух самостоятельных статьях уголовного кодекса.

    В юриспруденции, в частности, уголовном праве, институту наказания уделено значительное внимание. В фундаментальных работах Л. В. Багрий-Шахматова, Н. А. Беляева, А. И. Бойко, П. Ф. Гришанина, Б. П. Золотова, А. Т. Ивановой, И. И. Карпеца, Ю. Б. Мельниковой, Г. П. Новоселова, И. С. Ной, А. В. Усе, И. Ф. Фе-

    дюкина, М. В. Феоктистова, Г. И. Чечель и др. Проблемам построения уголовно-правовых санкций посвящены также исследования С. И. Дементьева, П. П. Осипова, И. Я. Козаченко, Д. О. Хан-Магомедова, А. В. Мальцева и других. В их работах исследуются общие проблемы уголовного наказания, говорится о целях наказания, его роли, месте и задачах, об аксиологических принципах наказания, анализируется система наказаний и их отдельные виды.

    Принцип гуманизма в реализации уголовно-правовых санкций исследован в отечественной науке мало. Этому посвящены некоторые параграфы работ Н. А. Беляева, A. M. Василье-

    голоса
    Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию