Femida96.ru

Юридическая помощь для всех
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Понятие и структурные элементы электронной демократии

Электронная демократия

Электронная демократия («э-демократия», «виртуальная демократия») — форма демократии, характеризующаяся использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) как основного средства для коллективных мыслительных и административных процессов (информирования, принятия совместных решений электронным голосованием, контролирование исполнения решений и т.д.) на всех уровнях — начиная с уровня местного самоуправления и заканчивая международным.

Понятие «электронной демократии» означает широкое использование электронных процедур, Интернета и социальных сетей в политико-управленческих процессах с обратной связью. Речь идет о прямой и обратной интерактивной коммуникации, используемой для обеспечения как подготовки, так и участия граждан в политическом управлении.

Электронная демократия соотносима с демократией, понимаемой как в широком, так и в узком смыслах.

В широком смысле речь идет о форме устройства и функционирования любой организации, основанной на принципах равноправия входящих в нее лиц, принятия решений большинством голосов, периодической выборности и подотчетности органов управления избравшему их общему собранию, конференции, съезду, организации при широком использовании интерактивной коммуникации.

В более узком значении в политологии под электронной демократией понимается эффективное использование интерактивной политической коммуникации в работе государственных и особенно негосударственных органов управления.

Следует различать электронную демократию и электронное правительство. Если последнее понятие означает повышение оперативности и удобства доступа к услугам именно государства из любого места и в любое время, то первое — относится к использованию информационных технологий для расширения возможностей каждого гражданина. Некоторые исследователи вместо термина электронная демократия употребляют термин сетевая демократия.

К сфере электронной демократии относится прежде всего деятельность сетевого интернет-сообщества по обсуждению, выдвижению и актуализации различных политических идей и инициатив, информационное обеспечение и организация различных политических и неполитических акций, а также участие в различных выборах.

Платформой для реализации электронного участия граждан является Интернет, доступ к которому может осуществляться через разнообразные каналы (персональные компьютеры, мобильные телефоны, интерактивное телевидение и т.д.). Так, согласно данным Организации экономического сотрудничества и развития и ООН, существуют три уровня электронного участия, отражающих степень вовлеченности граждан: 1) информирование, 2) консультирование, 3) активное участие. Они соответствуют трем основным целям: а) увеличению информационной доступности и открытости, б) более широкому вовлечению граждан в дискуссии по различным политическим и социально значимым проблемам, в) расширению прав и возможностей граждан в определении политики.

Первые две цели (информирование и консультирование) реализуются посредством инструментов электронного участия, построенных по принципу «сверху вниз», позволяя гражданам быть информированными о происходящих политических событиях, а также реагировать на инициативы правительства, в то время как достижение последней цели опирается на инструменты участия, основывающиеся на принципе «снизу вверх», согласно которому граждане являются не только потребителями государственной политики, но и ее производителями.

Следуя общемировым тенденциям, Россия также предпринимает попытки активизации участия граждан в решении различных вопросов государственной и общественной жизни посредством И КТ. Среди них — утверждение программы развития информационного общества, предписывающей создание электронных сервисов для обеспечения общественного участия и контроля над деятельностью органов государственной власти.

За последние несколько лег был принят целый ряд нормативно-правовых актов, формирующих правовую базу взаимодействия органов государственного управления с гражданами в электронном формате. Среди них следует назвать разработку «Концепции развития в Российской Федерации механизмов электронной демократии до 2020 года». Важным является правило, по которому власти будут обязаны рассматривать предложения, получившие поддержку не менее 100 тыс. граждан в течении определенного срока времени.

В соответствии с данной «Концепцией» под электронной демократией понимается такая форма организации общественно-политической деятельности граждан, которая обеспечивает за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий качественно новый уровень взаимодействия граждан друг с другом, с органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными организациями и коммерческими структурами. Электронная демократия наряду с электронным правительством является одной из базовых основ информационного общества.

Наиболее распространенными среди механизмов электронной демократии являются:

  • — электронное голосование (голосование по мобильному телефону, интернет-выборы и т.д.);
  • — механизмы сетевой коммуникации граждан и коллективного обсуждения социально значимых проблем и вопросов общественно-политической тематики в режиме онлайн;
  • — механизмы формирования онлайн-сообществ, включая механизмы планирования и реализации гражданских инициатив и проектов коллективных действий;
  • — механизмы сетевой коммуникации граждан с органами власти, включая инструменты воздействия на принятие решений и гражданский контроль за деятельностью органов власти;
  • — механизмы общественного онлайн-управления на муниципальном уровне.

Согласно концепции, развитие механизмов электронной демократии до 2020 г. предлагается обеспечить в три этапа.

На первом этапе в 2011—2013 гг. планируется, в частности: апробировать технические и программные решения при создании опытного образца единой системы электронной демократии (ЕСЭД); внедрить ЕСЭД в субъектах РФ, в том числе и на муниципальном уровне, интегрировав ее с региональными и муниципальными порталами органов власти; разработать и запустить мобильную версию ЕСЭД для использования гражданами на мобильных устройствах; обеспечить интеграцию ЕСЭД с популярными социальными сетями.

Читайте так же:
Что входит в эксплуатационные услуги нежилого помещения

На втором этапе в 2014—2016 гг. предполагается расширить масштаб функционирования ЕСЭД до федерального уровня, реализовать в полной мере принцип субординации, обеспечить интеграцию ЕСЭД с федеральными порталами органов власти, а также с интернет-порталами информационных агентств и средств массовой информации, с большинством существующих сервисов массовой сетевой коммуникации граждан (форумы, социальные сети, блогохостинги, мультимедиахостинги и др.).

На третьем этапе в 2017—2020 гг. возможна разработка и внедрение дополнительных функциональных подсистем ЕСЭД. В плане организации электронного взаимодействия гражданского общества и органов власти перспективным направлением развития ЕСЭД может стать дальнейшее повышение уровня интерактивности за счет использования технологий онлайн-конференц-связи, а также видеосвязи. ЕСЭД может быть использована в качестве удобной площадки для планирования и организации онлайн-коммуникации чиновников с гражданами, организации онлайновых «прямых линий» и интернет-конференций.

По мнению разработчиков концепции, единая система электронной демократии должна обеспечить участие граждан и организаций в общественном управлении на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, что должно положительно повлиять на качество предоставления государственных и муниципальных услуг на территории РФ, обеспечить повышение эффективности государственного управления, а также повысить удовлетворенность граждан деятельностью государственных органов власти и органов местного самоуправления.

Анализ отношения россиян к электронным формам участия в политике показывает, что до половины опрошенных выражают желание повысить собственную информированность за счет получения электронных рассылок с новостями о деятельности органов законодательной и исполнительной власти; часть из них готова воспользоваться онлайн-нетициями.

Онлайн-чаты с политиками и должностными лицами также являются востребованным инструментом общественного участия у ряда респондентов. Онлайн-протесты, онлайн-дебаты и онлайн-митинги — привлекают внимание и участие до четверти опрошенных.

В то же время значительная часть россиян не воспользовались бы ни одной из предложенных форм электронного участия. Те люди, которые не участвуют в политике, обычно не участвуют и в активной «электронной политической жизни».

Важную роль в процессах электронной демократии играют политические блоги. В России блоги с политической направленностью не являются доминирующими в блогосфере (всего 10—12%), что, однако, нельзя сказать об их значимости, особенно в электоральные или политически острые периоды развития страны. Политический сектор блогосферы Рунета растет. Непосредственное развитие Рунета и приход в российское пространство широкополосного Интернета расширяет и переформатирует коммуникативное пространство сети и помимо сайтов политических партий и персональных страниц политиков в последние годы появилось много ярких политических блоггеров различного уровня, причем их значимость в социокоммуникативпом пространстве возрастает. Политический блог становится мощным имиджевым PR-инструментом, направленным, прежде всего, на целевую аудиторию лидеров мнений.

Внедрение инструментов электронной демократии в целом способно повысить уровень общественного участия и демократизации коммуникационной сферы. В то же время существует опасность ее ограничения и приватизации лидерами общественного мнения в Интернете. С целью уравнивания в правах участников блогосферы в 2015 г. в России был принят закон об обязательной регистрации блогеров (по аналогии со СМИ), у которых в сутки регистрируется более 3 тыс. читателей.

Зарождающийся политический активизм в российском интернет-пространстве уже продемонстрировал свой потенциал влияния па баланс политических сил и доступ к власти через вынесение событий общественного значения на политическую повестку дня и мобилизацию части общественности для оказания давления на тех, кто наделен полномочиями принимать политические и административные решения. Интернет создает как новые возможности, гак и может быть проводником угроз и ограничений для современной демократии.

Электронная Демократия. Параграф 1, 2

В ближайшее время на http://choojoy.ru подниму или вики, или что еще, где буду ее также сводить воедино. Если есть какие-то пожелания или предложения — пишите. Также создал коммьюнити Фонда развития Электронной Демократии в ЖЖ — idemocracy . Начну там тоже транслировать. Итак, читаем 1. Понятие электронной демократии.

В последнее время идет много разговоров об электронной демократии, электродемократии, э-демократии, eDemocracy, сетевой демократии и т. д. Уже даже общество начинает оперировать терминами «облачная» демократия или «жидкая» 🙂

Давайте разберемся, что все значит и постараемся отыскать или составить определение этого термина. Поскольку автор этих строк является радикальным сторонником использования технологий коллективного разума [ http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BB%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B8%D0%BD%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82 ], то обратимся к определению Википедии и после этого уже начнем его править. Википедия же (на 1 июля 2011 года) говорит следующее: Электронная демократия (э-демократия) — форма прямой демократии, характеризующаяся использованием информационно-коммуникационных технологий(ИКТ) как основного средства для коллективных мыслительных и административных процессов (информирования, принятия совместных решений, контролирование исполнения решений и т. д.) на всех уровнях — начиная с уровня местного самоуправления и заканчивая международным. В данном определении мне не нравится следующие 2 вещи. Во-первых, электронная демократия — не обязательно форма прямой демократии, поскольку, как мы увидим позже из моделей, она на определенных этапах развития человечества может быть и с элементами представительной демократии. Во-вторых, электронную демократию можно использовать не только на всех уровнях государственных и межгосударственных отношений, но и также внутри общественных и даже коммерческих организаций, как форму управления организацией или сообщества. Т.е. определение в нашей Википедии, очевидно, не достаточно общее. Английская Википедия говорит следующее: E-democracy refers to the use of information technologies and communication technologies and strategies in political and governance processes. Democratic actors and sectors in this context include governments , elected officials , the media , political organizations , and citizens / voters . Или же в переводе это означает: Электронная демократия — обращение к использованию информационных и коммуникационных технологий и стратегий в политических и государственных процессах. Субьектами в данных процессах выступают государство, официальные выборы, СМИ, политические организации и граждане/избиратели. В этом же определении сказано все довольно общо. Т.е. электронное правительство в это определение также входит, а разница между электронным правительством и электронной демократией все же весьма существенна, но это мы обсудим чуть-чуть попозже. Давайте тогда попробуем, глядя на эти 2 определения, выработать свое: Электронная демократия — форма демократии, характеризующаяся использованием информационно-коммуникационных технологий(ИКТ) как основного средства для процессов информирования, принятия совместных решений, контролирование исполнения решений на всех уровнях — начиная с уровня местного самоуправления и заканчивая международным, а также внутри организаций с демократическими принципами управления. Исходя из определения мы видим, что в само понятие электронной демократии входит уже информирование, механизмы коллективного принятия решений, контроль — и все это с помощью ИКТ, также отдельно стоит отметить, что мы рассмотрим еще механизмы электронного голосования, поскольку это является важным вопросом аутентификации и идентификации в системах ЭД, хотя по сути относится скорее к электронному правительству. Становится понятным, что электронная демократия, это не только теория управления государством напрямую гражданами, но также и ряд мер, приближающих эту светлую эру непосредственного народовластия и существования государства для обслуживания своих граждан, а не наоборот, как происходит сейчас в той или иной степени. В данной книге (можно ли это так называть?) мы на уровне обзора коснемся вопросов контроля за деятельностью государства, а в основном будем говорить о механизмах принятия решений и информирования государства о настроениях граждан. (а может и нет :))

Читайте так же:
За сколько времени до свадьбы подается заявление в загс

2. Электронная демократия vs электронное правительство vs электронное государство.

Давайте сразу определимся с понятием электронного правительства, чтобы позже четко разделять понятия электронной демократии и электронного правительства.

Согласно опять же Википедии: Электронное правительство, e-Government — способ предоставления информации и оказания уже сформировавшегося набора государственных услуг гражданам , бизнесу , другим ветвям государственной власти и государственным чиновникам , при котором личное взаимодействие между государством и заявителем минимизировано и максимально возможно используются информационные технологии . А также: Электронное правительство — система электронного документооборота государственного управления, основанная на автоматизации всей совокупности управленческих процессов в масштабах страны и служащая цели существенного повышения эффективности государственного управления и снижения издержек социальных коммуникаций для каждого члена общества. Создание электронного правительства предполагает построение общегосударственной распределенной системы общественного управления, реализующей решение полного спектра задач, связанных с управлением документами и процессами их обработки. Т.е. электронное правительство — это направление уменьшения бюрократии при взаимодействии государства и граждан или гражданских объединений, а также внутри самого государства. Но стоит отметить, что информирование граждан о деятельности органов государственной власти зачастую относят и к электронной демократии и к электронному правительству одновременно, я же сразу оговорюсь, что предоставление государством информации о себе, в т.ч. и открытых данных отношу к электронному правительству, а обработку, анализ и дальнейшее использование открытых данных с целью контроля считаю электронной демократией.

Стоит, наверное, также отметить, что такое открытые данные.

механизмы коллективного принятия решений

механизмы информирования государственной власти и граждан о потребностях и желаниях граждан

механизмы контроля за деятельностью органов государственной власти со стороны граждан

Понятие и структурные элементы электронной демократии

Библиографическая ссылка на статью:
// Гуманитарные научные исследования. 2013. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2013/01/2145 (дата обращения: 05.10.2021).

Переход к информационному обществу ведет к трансформации политических институтов демократии. В результате быстрого развития современных информационных технологий усилились дебаты относительно теории демократии. В центре дискуссий – вопросы о характере влияния интернета на демократические институты и процессы. Несомненно, что развитие интернета уже влияет на современные властные отношения. НО можно ли без тени сомнения сказать, что «электронная демократия» станет демократией будущего, и с какими основными проблемами она столкнется на пути своего становления? Сложно не согласиться с утверждением М.С. Вершинина, о том, что интернет генерирует и уникальные возможности, и угрозы традиционным демократическим учреждениям и действиям.

Электронная демократия — это форма демократии, характеризующаяся использованием информационно-коммуникационных технологий как основного средства для коллективных когнитивных и административных процессов (информирования, принятия совместных решений — электронное голосование, контролирование исполнения решений и т. д.) на всех уровнях — начиная с уровня местного самоуправления и заканчивая международным.

Читайте так же:
Как происходит возмещение подоходного налога при покупке квартиры

Следует различать Э-демократию и электронное правительство. Стивен Клифт подчёркивает: «Электронная демократия» (e-democracy) и «электронное правительство» (e-government) — это совершенно разные понятия. Если последнее означает повышение оперативности и удобства доступа к услугам государства из любого места и в любое время, то первое относится к использованию информационных технологий для расширения возможностей каждого гражданина.

Электронная или интернет-демократия – не просто очередной этап глобального развития демократических институтов и в то же время не просто техническое нововведение, позволяющее гражданам удобно общаться со своим правительством, а последнему – оперативно получать информацию о своих гражданах. Интернет-демократия – это способ поставить вопрос о демократии заново, обозначить ключевые проблемы любого демократического устройства, понять, какие опасности готовит массовая дигитализация коммуникаций и какие перспективы возможны для действительной демократизации массовой политики.

С середины 90-х годов прошлого столетия Э-демократия (Интернет-демократия) вступила на путь своего развития, хотя до конца этого пути еще очень далеко. Развитие началось именно с организации электронных правительств различного рода. Больших успехов в этой области достигли Канада, Сингапур, Голландия, Финляндия, Норвегия, Австралия и Эстония.

Постепенно, с осознанием учеными возможностей Глобальной сети стали появляться различные теории электронной или облачной демократии. Существует одноименная книга Л. Волкова и Ф. Крашенинникова, выпущенная в 2011 году в Екатеринбурге. Авторы предлагают создать инновационную интернет систему, в которой каждый гражданин сможет принимать участие в политических процессах страны. Каждый политически активный гражданин, благодаря индивидуальной электронной подписи, получит возможность не только голосовать за законопроекты, но и предлагать их самому. Так же этот гражданин будет иметь право делегировать свой голос по той или иной проблеме более компетентному человеку – эксперту. Так, творцом и держателем власти и закона, в определенном смысле, станет народ.

Электронная демократия представляет собой повышение участия граждан в жизни общества посредством использования ресурсов Сети. То есть, её немаловажной характеристикой является ориентированность на инициативу «снизу». Для того, что бы такая инициатива существовала, придется преодолеть множество препятствий. В первую очередь технического характера. Это и скорость, и охват и стоимость интернета. Хоть интернет в России и развивается стремительно, но во многих районах нашей большой страны доступа к нему до сих пор нет. Однако, согласно данным доклада Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям «Интернет в России. Состояние, тенденции и перспективы» при сохранении текущих тенденций в развитии и распространении интернета к концу 2014 года число пользователей вырастет приблизительно на 30 млн. человек. При этом к наиболее активной части (суточной аудитории) можно будет отнести больше половины россиянин — 56%, или примерно 63 млн. человек. Следовательно, техническая возможность установления 100% доступности интернета в России есть, остается только ждать.

Однако помимо технических трудностей установления электронной демократии существуют и другие.

Обеспеченное интернетом увеличение уровня политического участия сопровождается упадком политической ответственности. Информационные технологии снимают социальные барьеры, препятствующие ранее не представленным группам принимать участие в политической жизни. Такое участие на фоне низкой политической интернет культуры может привести к тяжелым последствиям. Как часто мы видим в сети ругань, ни на йоту, не приближающую нас к решению конкретных вопросов? Для перехода к электронной демократии нужно, что бы общество было не только технически, но и психологически готово к этому шагу.

Электронное голосование, в определенном смысле, может усугублять кризисные тенденции в демократическом обществе. Стремление учитывать общую волю народа по любому политическому вопросу, то есть перевести политику в режим непрерывного референдума, грозит тотальным манипулированием избирателями. Кроме того, все теории построения электронной демократии базируются на «принудительной честности», что ведет к уничтожению процедуры “тайного голосования” (а ведь это один из основных принципов демократических выборов). Этот факт способен еще больше ослабить базовые демократические институты, сведя голосование к процедуре социологического опроса или отслеживанию вкусов потребителей. Немаловажен и тот факт, что если люди будут знать, что их выбор, хотя бы потенциально может быть известен другим и обществу в целом (а интернет как раз дает такие возможности), они, скорее всего, будут голосовать иначе или вовсе не будут голосовать.

Стоит опасаться и захламления политических ресурсов. По сути, интернет – это всемирный забор. Одно дело – плюрализм мнений, и совсем другое – потоки неконтролируемой критики и не обоснованных предложений. В этом контексте система явно еще не проработана. Отдельные опасения вызывает процесс делегирования полномочий. Исходя из предложений Волкова и Крашенинникова, каждый пользователь сможет делегировать свой голос по какой-либо проблеме (или нескольким проблемам) одному или многим компетентным людям, будь то экономисты или экологи. Но электорат в нашей стране в большей своей части не активен а, следовательно, возникает вопрос, не приведет ли это в широкой практике покупки голосов? Или и вовсе к появлению экспертократии? В руководящие чины посредством развернутого интернет голосования могут выйти не профессионалы своего дела, а представители маргинальной (а то и девиантной) интернет «элиты» – радикалы, националисты.

Читайте так же:
Чем опасна временная прописка для собственника жилья

Это те риски, которые необходимо учитывать. На данный момент политический контингент уже представлен в сети, политики ведут блоги, партии создают сайты. Есть и вовсе акторы, организации и движения, существующие только в Сети. Существуют порталы государственных услуг. Несмотря на все это, я с трудом могу представить что в России будет сформирована электронная демократия в ближайшие годы. Переход к ней с одной стороны действительно неизбежен. Общество уже давно перешагнуло черту информационности и в бизнесе и в образовании. Но, с другой, для перехода именно к электронной демократии простой технической готовности, как оказывается, недостаточно. Во-первых, многим людям сложно выработать доверие к интернету, но это больше вопрос времени. Во-вторых, электронная демократия должна базироваться на определенной политической и интернет культуре. В нашей стране этого пока нет. Интернет дает ощущение анонимности и свободы, и люди к этому привыкли и ведут себя соответственно. Но такое поведение и ставит под вопрос возможность развития электронной демократии. Пока не сформируются определенные основы культуры политической активности в Сети, представляется маловероятным формирование действенной системы сетевой демократии. В-третьих, нельзя отметать фактор психологической готовности не только членов общества, но и представителей власти. На данный момент этой готовности нет. Сетевая демократия предполагает открытое, неограниченное общение между властью и обществом. Как может быть установлено такое общение когда в социальных сетях и блогах за политика пишет специально нанятый человек, или более того какая-то фирма или контора.

Но все это не значит, что не нужно предпринимать попыток по организации определенных элементов электронной демократии. Существует несколько интернет-порталов которые предоставляют возможность в некотором смысле управлять страной – это «Демократия2», «Демократор». Данные проекты находятся на разной степени работоспособности, можно с уверенностью утверждать что они популярны у определенного круга политически активных пользователей. Так «Демократор» больше работает именно с обращениями граждан по каким-то конкретным, бытовым проблемам существует с февраля 2010 года и насчитывает, исходя из внутренних данным сайта около 400 тысяч пользователей. Сайт «Демократия 2» позиционируется именно как пилотный проект масштабного института электронной демократии, создан в 2011 и пока что насчитывает около 7 тысяч пользователей.

В последние два года мы достаточно часто становимся свидетелями выхода представителей нетократии (политических интернет-активистов) в свет. Достаточно часто они организуют митинги и пикету, участвуют в региональных выборах. Относительно недавно были проведены выборы в Координационный совет Российской оппозиции. Все это является примером современного «хождения в народ». Ведь сама идея электронной демократии имеет еще одну, очень существенную проблему. Эта проблема – элитарность. О том, что интернет может стать основной площадкой для политической активности, знает определенный круг людей. О некоторых «знаменитых» блогерах простой человек, который работает круглые сутки и выходит в сеть для того, что бы просто поговорить с друзьями, может узнать только из новостей. И то, только после того, как этого блогера задержат, за участие в несанкционированном митинге.

Электронная демократия – это инициатива с низу. И для того, что бы она установилась и функционировала, нужно что бы все население знало о тех возможностях, которые предоставляет интернет, для политически активных людей. Сейчас этого, увы, нет. И сомневаюсь, что я ошибусь, если скажу, что основная проблема электронной демократии в нашей стране – это отсутствие информированности и заинтересованности. И с этим предстоит бороться всем идеологам этого инновационного процесса.

Как создается и работает электронная демократия

Как создается и работает электронная демократия

Электронная демократия (е-democracy) – достаточно молодое понятие, которое до настоящего времени еще не получило однозначного определения. В отличие от электронного правительства (e-government), под электронной демократией понимается не просто диалог граждан с правительством и государственные сервисы в электронном формате, а использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для участия в управлении страной.

Эстония: впереди планеты всей

Эстония – родоначальник идеи электронной демократии. Более 15 лет назад, в 2005 г. эта небольшая страна первой в мире использовала электронное голосование на местных выборах. Через 2 года появились интернет-голосования для избрания кандидатов в парламент Эстонии. В 2015 г. ей воспользовалось около 30% избирателей. Процедура электронного голосования чрезвычайно проста и удобна: все, что для этого нужно, это ID-карта с электронной цифровой подписью (ЭЦП), которая есть у каждого гражданина Эстонии.

Читайте так же:
Платятся ли алименты с продажи квартиры

Чуть раньше, в 2001 г. там запустили электронный портал «Сегодня я решаю» (Tana Otsustan Mina, TOM или в англоязычном варианте Today I Decide, TID), на котором граждане могли оставлять предложения по совершенствованию управления и законодательства, причем на любом уровне – как местном, так и государственном, а также участвовать в обсуждении уже высказанных инициатив.

Однако широкого распространения этот инструмент электронной демократии не получил. Согласно опубликованной на сайте портала статистике, в период с 2001 по 2007 гг. его посетили около 7000 граждан, которые подали около 1000 предложений, их обсуждали около 1250 человек, а голосовали – 2300. В результате 654 поддержанных предложений отправили в профильные государственные структуры. На 580 из них были получены ответы от властей: около 50% отрицательных и 40% – положительных, в том числе «соответствующий пункт уже предусмотрен в существующих законах», «процесс обсуждения и принятия вашей поправки запущен в парламенте» и «интересное предложение, его можно было бы реализовать следующим образом…», а около 10% предложений государство сочло непонятными.

Весной 2014 г. выпустили распоряжение, согласно которому эстонский парламент (Рийгикогу) должен рассматривать обращения, под которыми подписалось не менее 1000 жителей Эстонии. Для размещения таких обращений и сбора подписей была создана веб-платформа гражданских инициатив Rahvaalgatus.ee. В 2016 г. благодаря этой платформе Эстония вошла в список стран с наиболее эффективной моделью привлечения граждан к развитию открытого правительства. По состоянию на март 2018 г. с ее помощью в парламент прошли 16 обращений, из которых 2 стали законами.

Исландия: конституцию в онлайн

Исландия стремительно движется в сторону электронной демократии. На первом этапе в этой стране был создан портал «Лучший Рейкьявик», на котором граждане размещали и комментировали идеи, ставили им плюсы или минусы. Затем система сортировала их по теме и по числу собранных плюсов. Эти идеи стали основой предвыборной программы одной из политических партий страны, которая, победив на выборах, начала претворять их в жизнь.

Такая модель взаимодействия государства с гражданами настолько понравилась исландцам, что они использовали ее для коллективного обсуждения проекта конституции страны. Власти решили не создавать для этого специальную платформу, а использовать социальные сети – фейсбук, твиттер, YouTube и Flickr. В результате в Конституционный совет поступило более 300 официальных предложений и 3 600 комментариев. Все они были учтены при подготовке проекта документа. Новая конституция расширила полномочия местных властей, граждане получили право аннулировать законы, принятые парламентом, и вносить законы на рассмотрение: 10% избирателей могут потребовать проведения всенародного референдума по отмене закона, принятого парламентом, 2% – предложить рассмотреть проект нового закона.

«Старушка» Европа: локальные и глобальные проблемы

В Германии целый ряд проектов в области электронной демократии реализуется на муниципальном уровне. Так, на портале небольшого города Эсслинген заранее размещается информация о датах и повестках, а затем и протоколы заседаний Городского совета, и любой желающий может ознакомиться с ними и оставить комментарии.

В столице Нидерландов Амстердаме создана бесплатная информационная служба Amsterdam Mail, которая рассылает жителям города электронные сообщения по интересующим их темам.

На сайте столицы Швеции Стокгольма есть подписка на интересующую граждан информацию, в том числе протоколы заседаний, результаты расследований. Также там можно отследить судьбу обращения в правительство от момента его поступления в администрацию до принятия окончательного решения.

Успешный проект привлечения граждан к электронному обсуждению проблем Евросоюза реализован в городе-государстве Люксембурге. Здесь создан специальный сайт, на котором как граждане, так и политики герцогства делятся мнением по самым разным вопросам, которые касаются развития Европы. Публикуются сообщения в форме блогов, которые не носят официальный характер – политики страны открыто высказывают собственное, иногда отличное от официального, мнение.

А на специально созданной странице сайта Европарламента http://www.europarl.europa.eu/ можно разместить петицию и собрав под ней необходимое число подписей, передать для рассмотрения в соответствующий орган власти.

Россия старается не отставать

В России реально работающих сервисов электронной демократии пока немного. Наиболее известный и эффективный из них – созданный в 2014 г. по инициативе правительства Москвы «Активный гражданин». Не имеющая аналогов в мире онлайн-площадка для проведения голосований и опросов по самым актуальным проблемам жизни города. На сегодняшний день в проекте зарегистрировано более 2 млн пользователей. Проведено более 3 600 голосований, в ходе которых москвичи высказали свое мнение 100 млн раз. Реализовано почти 2 000 решений.

В 2016 г. эксперты PricewaterhouseCoopers (PwC) провели независимый аудит работы «Активного гражданина», в ходе которого не выявили подозрительных отклонений или характеристик, которые говорили бы о воздействии на ход голосований, в том числе тех, число участников которых превышает 300 тыс. человек.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию