Femida96.ru

Юридическая помощь для всех
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Понятие налогов налоговая система государства

Налоговая система государства. Налоги и их виды

Налоговая система государства – это совокупность общественных отношений, которые складываются в конкретном государстве по поводу установления и взимания в бюджеты налогов, сборов и иных обязательных платежей.

Общие сведения о налогах

В связи с существованием государства и необходимости выполнения им ряда функций возникает необходимость в привлечении финансовых ресурсов для обеспечения деятельности государственных органов. А поскольку государство фактически является объединением людей, проживающих на определенной территории, то в качестве главного источника этих ресурсов обычно рассматривают те активы, которые находятся в собственности граждан и организаций данного государства.

Исторически сложившейся формой взимания у граждан и организаций финансовых ресурсов в пользу государства является налог. К данному моменту налог представляет собой обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, который взимается налоговыми органами с физических и юридических лиц в форме отчуждения средств, принадлежащих им на праве собственности, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Налог – это одна из самых древних и распространенных в мире форм экономических взаимоотношений. Он был предметом различных научных исследований на протяжении многих столетий, поэтому к сегодняшнему дню сложилось полное представление о сущности и содержании налога.

Идентифицировать налог среди других обязательных платежей можно по следующим признакам:

  • налог имеет императивно-обязательный характер, что означает отсутствие у граждан и организаций права на отказ от уплаты налога, т.е. исполнения конституционно установленной налоговой обязанности;
  • налог имеет публичный и нецелевой характер, т.е. его предназначение заключается в финансовом обеспечении деятельности органов публичной власти, которые вправе распорядиться им любым законно установленным способом;
  • налогу присуща индивидуальная безвозмездность, т.е. уплата гражданином налога не порождает у него каких-либо дополнительных прав по отношению к государству, у которого, в свою очередь, не возникает какая-либо встречная обязанность;
  • налог представляет собой исключительно денежный платёж, т.е. он взимается в национальной валюте в наличной или безналичной форме; натуральные формы налога не предусмотрены.

Готовые работы на аналогичную тему

Разновидности и классификации налогов

Мировая практика налогообложения способствовала выделению нескольких разновидностей налогов. В основе данного процесса были заложены объективно существующие и практически используемые классификационные признаки.

Так, в зависимости от порядка исчисления и изъятия все налоги подразделяются на прямые и косвенные. Прямыми называют те налоги, которые взимаются с дохода и имущества физических и юридических лиц. Прямые налоги – это исторически наиболее ранняя форма налогообложения, в рамках которой совпадают юридические (налогообременители) и фактические налогоплательщики (налоговые агенты).

Косвенными называют те налоги, которые устанавливаются в виде надбавки к цене или тарифу. Наиболее распространенным косвенным налогом является налог на добавленную стоимость, т.е. продавец включает в цену товара налоговую надбавку. Таким образом, юридическим плательщиком косвенного налога является продавец, производитель продукции, а фактическим – ее конечный покупатель.

Также распространена следующая классификация налогов, которая играет важную роль при построении налоговой системы государства:

  • прогрессивный налог – это вид налога, по которому с увеличением налоговой базы возрастает налоговая ставка и наоборот;
  • регрессивный налог – это вид налога, по которому с увеличением налоговой базы снижается налоговая ставка и наоборот;
  • пропорциональный налог – это вид налога, по которому действует налоговая ставка, единая для любой налоговой базы.

Кроме того, разные виды налогов отличаются по тому, на каком уровне налоговой системы и административно-территориального деления страны они установлены. В частности, по этому признаку в России все налоги подразделяются на федеральные, региональные и местные.

Еще одна классификация налогов основана на уровне дохода экономического агента, с которого взимается налог. Так, если налог не зависит от этого уровня, то он называется аккордным. Если же налог зависит от уровня дохода, т.е. представляет собой какой-то его процент (долю), то налог является подоходным.

Характеристика налоговой системы государства

Вся совокупность отношений, которые складывались по поводу установления, отмены, взимания налогов, называется налоговой системой. Ее становление и развитие происходило одновременно с развитием государства, налога и товарно-денежных отношений в обществе.

Основой любой налоговой системы являются налоги и иные обязательные платежи. Функционирование налоговой системы регулируется специальным налоговым законодательством, которое принимается высшими законодательными (представительными) органами государственной власти. В России его основным актом является Налоговый кодекс РФ, который был принят Федеральным Собранием РФ.

Предназначение налоговой системы государства состоит в финансовом обеспечении его деятельности (фискальная функция) и в управлении (а точнее – в регулировании, контроле, распределении и перераспределении) финансовыми потоками, которые имеют место быть в государстве. Текущим управлением налоговой системы государства занимаются исполнительные органы власти во главе с Правительством страны. Кроме него в России эту функцию осуществляют Министерство финансов и Федеральная налоговая служба.

Традиционно считается, что любая налоговая система государства должна строиться на принципах обязательности, справедливости, удобства, единства, стабильности, определенности, оптимальности и т.п. Только в этом случае она сможет эффективно выполнять свои функции.

Налоги и налоговое администрирование в организациях

Лекция — Общая характеристика налоговой системы России

1. Сущность и функции налогов. Принципы построения налоговой системы.

Развитие российской экономики характеризуется существенными преобразованиями практически всех институциональных основ функционирования общества, в том числе и налоговой системы.

Налоговая система — это прежде всего совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных НК РФ.

Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены Конституцией РФ и НК РФ. В России действует трехуровневая налоговая система, состоящая из федеральных, региональных и местных налогов, что соответствует мировому опыту федеративных государств.

Читайте так же:
Платят ли пенсию работающему инвалиду

Основным законодательным актом о налогах является Налоговый кодекс Российской Федерации, состоящий из двух частей, регламентирующих как общие принципы построения налоговой системы, так и взаимоотношения государства и налогоплательщиков по конкретным видам налогов. Первая часть НК РФ вступила в действие 1 января 1999 г., вторая — двумя годами позже. Особенностью НK РФ можно считать поэтапный ввод глав и перманентную работу законодателя в ходе проводимой налоговой реформы.

Принципы построения российской налоговой системы сформулированы в части первой НК РФ, ст. 3 которого устанавливает основные начала законодательства о налогах и сборах:

1. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

2. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

3. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

4. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

5. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.

6. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

7. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

В соответствии со ст. 8 НК РФ налог — это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Сбор — обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Функция налога — это проявление его социально-экономической сущности в действии. Функции свидетельствуют, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории. Общепризнанны следующие две функции налогов:

• фискальная, которая заключается в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности;

• регулирующая, благодаря которой налоги либо стимулируют, либо сдерживают ту или иную хозяйственную деятельность.

Несмотря на то что на протяжении веков единственной, а с течением времени основной функцией налогов была фискальная, на сегодняшний день степень реализации функций налогов зависит от того, каким набором экономических инструментов пользуется государство. В совокупности они представляют собой налоговый механизм, посредством которого реализуется налоговая политика государства.

Проводимая государством налоговая политика является частью финансовой политики государства и представляет собой систему правовых норм и организационно-экономических мероприятий в сфере налоговых отношений, принятых и осуществляемых органами государственной власти (на федеральном и региональном уровнях) и органами местного самоуправления в целях обеспечения финансовых потребностей государства и развития экономики страны.

Посредством налоговой политики осуществляется взаимодействие бюджетов всех уровней, обеспечивается единство бюджетной системы государства. Бюджет является фундаментом финансовой системы страны и выражает денежные отношения, возникающие у государства и местных органов самоуправления с юридическими и физическими лицами по поводу образования и использования централизованного денежного фонда, предназначенного для финансового обеспечения задач и функций государства и муниципальных образований. Бюджет — это основной государственный план доходов и расходов: первые служат финансовой базой деятельности государства и местного самоуправления, вторые — определяют конкретное направление этой деятельности.

Главным источником доходов бюджета служит валовой внутренний продукт (ВВП), до 35% которого перераспределяется через бюджетную систему страны.

«В налогах, — как отмечал Карл Маркс, — воплощено экономически выраженное существование государства. ».

Сфера воздействия государства на экономические и социальные процессы, происходящие в обществе, гораздо шире, чем сфера государственных финансов, так как государственное воздействие не сводится только к получению доходов и их распределению. В современных условиях путем выбора различных приоритетов финансовой и налоговой политики государство может и должно воздействовать на экономические и политические процессы, происходящие в обществе. Такое регулирование может, в частности, проявляться:

— в создании правовой базы функционирования экономики и контроля за выполнением законов. Государство может регулировать уровень цен на некоторые товары, вводить и отменять налоги и сборы в зависимости от экономической конъюнктуры, устанавливать ставки налогов, таможенных пошлин, штрафов за различные виды нарушений законодательства и т.д. Такая деятельность государства в значительной степени влияет на объем получаемых им финансовых ресурсов и в целом очень важна для функционирования финансовой системы;

— борьбе с монополизмом и поощрении свободной конкуренции;

— надежном обеспечении всех участников хозяйственной деятельности объективной информацией, необходимой для принятия решений;

Читайте так же:
Алименты на дополнительные расходы исковое образец

— стимулировании развития новых отраслей и технологий;

— защите отечественного производителя;

— предоставлении общественных благ, производство которых может быть невыгодным для частного производителя;

— защите окружающей среды;

— поддержке развития фундаментальной науки.

Вырабатывая политику в области налогообложения, следует учитывать тот факт, что чрезмерное увеличение налогов ведет к росту издержек и цен и в конечном счете перекладывается па потребителей, при этом доходы бюджета не только не растут, но и начинают стремительно снижаться. Высокие налоги сдерживают инвестирование, вложение средств в новые технологии, совершенствование производства.

Высокие налоги сдерживают активность хозяйствующих субъектов, а потому налоговая база сокращается.

Важным фактором, определяющим зависимость налоговой системы от уровня экономического и социально-политического развития, является соотношение прямых и косвенных налогов. В развивающихся странах доля косвенных налогов увеличивается, а в ряде случаев является преобладающей. Это связано со слабым развитием промышленности, особой ролью внешней торговли. Преобладание косвенных налогов свидетельствует о слабой роли государства в регулировании экономики, поскольку косвенные налоги, взимаемые с товаров широкого потребления, носят преимущественно фискальный характер.

Критерии качества налоговой системы:

• сбалансированность государственного бюджета. Данный критерий качества налоговой системы предполагает, что проводимая государством налоговая политика должна обеспечивать формирование доходов бюджетной системы, необходимых для финансирования расходов государства по осуществлению им своих функций;

• эффективность и рост производства. Проводимая налоговая политика должна содействовать устойчивому развитию экономики, приоритетных отраслей и видов деятельности, отдельных территорий;

• стабильность цен. Проводимая налоговая политика должна обеспечивать оптимальное соотношение прямых и косвенных налогов с целью достижения устойчивости цен;

• эффективность социальной политики. Обеспечивается при соблюдении принципа всеобщности и равномерности налогообложения граждан;

• полнота и своевременность уплаты налогов. Могут быть обеспечены за счет улучшения информированности налогоплательщиков о подлежащих уплате налогах, правилах их исчисления и сроках уплаты.

Понятие налогов налоговая система государства

Код ЕГЭ: 2.13. Налоги.

Один из основных признаков любого государства — налогообложение. Без налогообложения невозможно осуществлять государственные функции, требующие финансовых вложений, так как налоги являются основным источником пополнения государственного бюджета.

Налогообложение — процесс установления и взимания налогов в стране.

Налоги — обязательная плата, которую безвозмездно взимает государство с физических и юридических лиц для финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Уплата налогов — одна из главных конституционных обязанностей граждан РФ (статья 57 Конституции РФ).

Налоговая политика — система мероприятий в области налогообложения, построенная с учётом компромисса интересов государства и налогоплательщиков.

Налоги не взимаются с: государственных пособий (кроме пособий по временной нетрудоспособности и уходу за больным ребёнком); пенсий; компенсаций, возмещающих причинённый вред (увольнение, потеря трудоспособности, гибель).

Принципы налогообложения
  1. Обязательность. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
  2. Справедливость. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и применяться различно на основе социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.
  3. Эффективность. Налоги и сборы должны иметь экономическое обоснование и не могут быть произвольными.
  4. Соответствие Конституции РФ. Не допускается установление налогов и сборов, нарушающих единое экономическое пространство Российской Федерации и ограничивающих свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо ограничивающих разрешенную законом экономическую деятельность физических лиц и организаций.
  5. Определенность. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы, страховые взносы), когда и в каком порядке он должен платить.
Структура налога
  • Субъект (налогоплательщик) — лицо, на которое законом возложена обязанность уплачивать налоги.
  • Объект — это то, что облагается налогом (доход, имущество, прибыль, стоимость реализованных товаров и др.).
  • Ставка — начисления на условную единицу измерений базы налогов (процент или денежная сумма, которая изымается в виде налога).
  • Единица налога — это то, относительно чего рассчитывается налог (квадратный метр жилой площади в квартире, мощность двигателя автомобиля и т. д.).
  • Источник — это те средства, из которых уплачивается налог (прибыль, заработная плата и т.д.).
  • Налоговые льготы — предусмотренные законодательством преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Системы налогообложения
  • Прогрессивная — чем выше доход, тем выше ставка налога. Прогрессивная система позволяет быстрее наполнять государственный бюджет и сглаживает социальное неравенство, но она, как правило, вызывает противодействие со стороны обеспеченных слоев населения. Кроме того, прогрессивная система может привести к выводу капитала из страны за рубеж.
  • Пропорциональная — ставка налога не зависит от величины дохода. В этом случае налогоплательщикам нет смысла скрывать свои доходы, так как от их величины не зависит процент, который берется в виде налога. Такая система считается справедливой и демократичной. Пропорциональное налогообложение гораздо легче переносится состоятельными классами, так как оно облегчает для них налоговый груз.
  • Регрессивная — чем выше доход, тем ниже ставка налога. Она эффективна в случае, если экономика развита слабо и необходимо стимулировать инвестиции обеспеченных слоев населения в развитие производства.
Функции налогов
  • Фискальная — финансирование расходов государства через пополнение государственного бюджета.
  • Социальная (распределительная) — перераспределение средств, собранных в виде налогов, помогает сглаживать социальное неравенство.
  • Регулирующая — с помощью налогов можно влиять на потребление определенных видов товаров, стимулировать развитие внешнеэкономических связей и др.
  • Антиинфляционная / стимулирующая — наряду с денежно-кредитной политикой налогово-бюджетная политика позволяет изменять объем денежной массы, находящейся в обращении. Повышая налоги, государство сокращает объем денежной массы и приостанавливает инфляцию. Понижая налоги, оно увеличивает денежную массу, стимулируя производство.
  • Контрольно-учетная — через налоги государство ведет учет доходов граждан.
Читайте так же:
Муж не платит алиментов 6 лет
Виды налогов
По способу изъятия: прямые и косвенные (табл.).

налоги

По виду бюджета, в который поступают налоги: федеральные, региональные и местные.

Федеральные налоги и сборы: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, водный, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, государственная пошлина.

Налог на добавленную стоимость — это косвенный многоступенчатый налог, при котором в бюджет государства изымается часть стоимости товара, работы или услуги, создаваемой на всех стадиях процесса производства, и вносится в бюджет по мере реализации.

Акциз — вид косвенного налога, устанавливаемый на товары, реализацию которых государство хочет особым образом контролировать (монопольно производимые, высокорентабельные товары и др.).

Региональные налоги: налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный.

Местные налоги и сборы: земельный, налог на имущество физических лиц, торговый сбор, налог на рекламу, курортный, на содержание жилого фонда.

Вы смотрели конспект «Налоги. Налогообложение». Выберите дальнейшее действие:

Что такое налог и налоговая система

Налоги выступают основным источником доходов государственного бюджета разного уровня. Это обязательный, регулярный и безвозмездный платеж, который изымается из физических и юридических лиц.

Определенные задачи государства испытывают необходимость в создании системы налогов. История государства на каждом этапе своего развития и становления влияли на налоговую систему, тем самым изменяя порядок налогов, вид и способ оплаты. Поэтому на основе организации системы налогов можно сделать характеристику ее развития.

Разработка и создание системы налогообложения были в основном построены на Конституции РФ и Налогового кодекса. Система налогов в России состоит из трех уровней, где устанавливаются отдельные налоги. К ним относят региональные, федеративные и муниципальные.

В основе налоговой системы России лежит Налоговый кодекс и до сегодняшнего дня он продолжает действовать как основной нормативный документ, который состоит из двух частей:

  1. Общая часть, где представлены: управление налогами, принципы налоговой системы, порядок начисления налогов, налоговая отчетность и ее контроль.
  2. В специальной части Налогового кодекса представлен порядок начисления отдельных налогов каждого из трех уровней.

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

Система налогообложения и ее основные принципы

Чтобы обеспечить эффективно — работающую систему налогов, необходимо, прежде всего, придерживаться основных требований Налогового кодекса, принципов и деталей. В истории налоговой системы существую 4 принципа построения системы налогообложения:

  • принцип справедливости. Основывается на соответствии налогов налогоплательщика и общим требованиям системы налогов;
  • принцип определенности, когда налогоплательщик осведомлен об условии начисления и сроках уплаты налогов;
  • принцип удобства, предусматривает создание максимально комфортных условий уплаты налогов;
  • принцип экономии, выражается в минимальных затратах налогов по отношению с размером величины поступлений обязательных налогов.

На сегодняшний день в практике российской налоговой системы, существуют такие основные положения:

  • налоги и сборы являются обязательными для всех субъектов по налоговому законодательству, и предусматривается равные условия налогообложения. Согласно законодательству уплата налогов осуществляется на основе фактической способности гражданина;
  • в налоговом законодательстве не предусмотрено ущемление и дискриминация прав и обязательств налогоплательщика;
  • ставка налога остается неизменной, несмотря на гражданство, размер капитала или форму собственности предпринимательской деятельности;
  • практически все налоги и сборы построены на основе экономики, поэтому не могут быть представлены в произвольной форме;
  • налоги являются обязательными тогда, когда они предусмотрены Налоговым кодексом;
  • в налоговом законодательстве предусмотрены все требования, касающиеся порядка начисления и уплаты налогов.

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

По каким критериям оценивается налоговая система

На качество работы системы налогообложения влияют такие основные показатели: все уровни бюджета имеют равновесие, наблюдается стабильность ценовой политики, обеспечивается рост и эффективность объёмов производства.

Современную систему налогообложения России можно оценить по таким критериям:

  1. Равные условия налогового обязательства, которые основаны на справедливости. Налоги должны уплачиваться всеми гражданами страны, а не отдельными. Но налог также будет зависеть от финансового состояния граждан и рода его деятельности;
  2. Экономическая лояльность позволяет оказывать влияние на экономические субъекты и эффективно распределять ресурсы.
  3. Административная простота предусмотрена для эффективного оценивания расходов, которые распределяются на уплаты налогов. Критерии простоты оказывается влияние на размер затрат и их функциональные особенности;
  4. Вариативный критерий. Его наличие позволит оценивать возможности системы налогов адаптироваться к разным экономическим условиям и изменениям;
  5. Налоговая прозрачность. Налоговая система может проводить контроль налогоплательщиков.

Не нашли нужную информацию?

Закажите подходящий материал на нашем сервисе. Разместите задание – система его автоматически разошлет в течение 59 секунд. Выберите подходящего эксперта, и он избавит вас от хлопот с учёбой.

Гарантия низких цен

Все работы выполняются без посредников, поэтому цены вас приятно удивят.

Доработки и консультации включены в стоимость

В рамках задания они бесплатны и выполняются в оговоренные сроки.

Вернем деньги за невыполненное задание

Если эксперт не справился – гарантируем 100% возврат средств.

Тех.поддержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры работают в выходные и праздники, чтобы оперативно отвечать на ваши вопросы.

Тысячи проверенных экспертов

Мы отбираем только надёжных исполнителей – профессионалов в своей области. Все они имеют высшее образование с оценками в дипломе «хорошо» и «отлично».

computer

Гарантия возврата денег

Эксперт получил деньги, а работу не выполнил?
Только не у нас!

Деньги хранятся на вашем балансе во время работы над заданием и гарантийного срока

Гарантия возврата денег

В случае, если что-то пойдет не так, мы гарантируем возврат полной уплаченой суммы

Читайте так же:
Какие справки собирать на субсидию

Налоги — что это (определение), их назначение, виды, функции и контроль уплаты налогов

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Жить в правовой стране – это значит не только быть защищенным государством и иметь социальные гарантии, но и выполнять обязанности по отношению к нему.

К таковым относится и уплата налогов. Что это такое, для чего они нужны, и как классифицируются – об этом расскажем в статье.

Налог

Что такое налог

Экономическая, социальная и политическая жизнь на определенном участке территории, называемом страной, регулируется государством. Выполнение функций государства в указанных рамках нуждается в финансовом обеспечении.

Оно осуществляется из казны государства, которая состоит из бюджета (финансовой составляющей) и государственной собственности. Наполнение бюджета в основном проводится посредством взимания с юридических и физических лиц специальной платы за все полученные ими доходы. Эти сборы называются налогами.

Вывод: налоги – это принудительно взимаемая с юридических и физических лиц плата, являющаяся финансовым обеспечением функционирования государства.

Взимание налогов – насущная необходимость, выполнение которой поручено налоговым органам.

Налог это..

Налоговая система государства – это совокупность следующих компонентов:

  1. законодательной базы, регламентирующей сбор налогов;
  2. непосредственно налогов;
  3. форм, методов и принципов установления, взимания и корректировки ;
  4. системой контроля за всеми этапами налогообложения.

13 процентов от мороженого

Основной документ, который регулирует все взаимоотношения в рамках налоговой системы России (исчисление, уплата налогов, наказание за нарушения) – это Налоговый Кодекс (НК) РФ.

Терминология

Для улучшения восприятия материала рассмотрим основные термины, принятые в налоговой сфере:

  1. Налогоплательщик – это физическое или юридическое лицо, обязанное в силу налогового законодательства уплачивать налоги. Например, у вас есть квартира, принадлежащая по праву собственности. Это автоматически делает вас налогоплательщиком имущественного налога;
  2. Налоговый агент – физическое или юридическое лицо, которое должно рассчитать сумму налоговых выплат, удержать ее с налогоплательщика и перечислить в бюджет соответствующего уровня.

Например, если гражданин трудоустроен, то его налоговым агентом является работодатель, он (или бухгалтер предприятия) рассчитывает налог, удерживает ее с заработной платы работника и перечисляет в бюджет;

Например, гр. Иванов сдавал квартиру по договору найма в течение года. Полученная сумма дохода является базой налогообложения, и в нашем примере, допустим, составляет 180 тыс. руб. Следовательно, гр. Иванов должен уплатить в казну государства налог на доход физического лица (НДФЛ) = 13 % (утвержденная ставка). Сумма выплат составит 23400 руб.;

Функции налогов

Всего различают 4 функции заложенные в налоговые сборы, которые схематично показаны на приведенном ниже рисунке и подробно расписаны чуть ниже.

Фискальная функция налогообложения является основной. Ей отводится главная роль – наполнение государственной казны денежными средствами.

Фискалить – это значит, собирать сведения и передавать их.

Пятачок за письмом

Налоговые органы контролируют налогоплательщиков и накладывают санкции на нарушителей, тем самым стимулируя своевременную и в полном объеме уплату налогов.

Распределительная функция состоит в том, чтобы разделять денежные средства, полученные при налогообложении физических и юридических лиц. Поступив в казну, деньги выделяются на различные социальные и прочие государственные проекты. Вот как будут распределены средства государственного бюджета в 2019 году:

Распределение денежных средств

*при клике по картинке она откроется в полный размер в новом окне

Контрольно-учетная функция налогообложения позволяет вести контроль и учет хозяйственной деятельности физических и юридических лиц, выявлять источники доходов и расходов. Кроме того, надежный контроль не дает возможности криминализации экономики.

Стимулирующая функция налогов заключается в поддержке некоторых видов хозяйственной деятельности через применение налоговых льгот. Это касается сельского хозяйства, малого бизнеса, самозанятых граждан (кто это?).

Виды и классификации налогов

Классификация налогов зависит от фактора классификации. Традиционно их принято разделять по таким критериям:

  1. по определению налогооблагаемой базы:
    1. прямые,
    2. косвенные;
    1. аккордные,
    2. подоходные;
    1. федеральные,
    2. региональные,
    3. местные;
    1. прогрессивные, ,
    2. пропорциональные.

    Далее проанализируем каждый вид налогов немного подробней.

    Прямые и косвенные виды налогов

    Прямые налоги – это те, которые имеют явный характер, т. е. взимаются непосредственно с физического или юридического получателя каких-либо доходов.

    Прямые и косвенные налоги

    Величина выплаты зависит от суммы дохода. В таблице ниже перечислены все виды прямых налогов. Они устанавливаются в процентном соотношении к налогооблагаемой базе.

    1. Подоходные налоги:
    2. на доходы физических лиц (НДФЛ)
    3. на предпринимательскую прибыль
    4. на прибыль организаций
    5. на заработную плату
    6. на процентные доходы
    7. на земельную ренту
    1. Налоги на имущество:
    2. налог на недвижимое имущество
    3. налог с наследования или дарения

    Например, налог на доходы физ. лиц в нашей стране равен 13 %. Следовательно, если начислил работодатель своему сотруднику Иванову заработную плату 30 тыс. рублей, значит, должен заплатить за Иванова в казну 3900 руб. (это 13 % от 30 тыс.).

    К косвенным относятся налоги, которые начисляются на товары и услуги как бы «прицепом».

    Пример: производитель мебели ИП Сидоров изготовил и выставил на продажу шкаф. С учетом всех затрат и предполагаемой прибыли Сидоров установил цену на свое изделие в размере 10 тыс. руб.

    Но ИП Сидоров «тертый калач», и знает, что от стоимости проданного шкафа он должен будет заплатить в казну налог на добавленную стоимость» (НДС). С 2019 года НДС равен 20 %. Поэтому Сидоров выставляет свой шкаф на продажу не за 10 тыс., а за (10 тыс. + 20 %) = 12 тыс. руб.

    Следовательно, покупатель заплатит при покупке 12 тыс. руб., и, таким образом, станет плательщиком налога (но не налоговым агентом!). Производитель (он же продавец) ИП Сидоров станет после факта продажи шкафа налоговым агентом НДС (посредником между покупателем и казной государства). Получая в кассу 12 тыс. руб., он обязан 2 из них заплатить в форме НДС.

    Аккордные и подоходные виды налогов

    Подоходные налоги зависят от величины полученного дохода. Ранее в статье мы рассмотрели пример с НДФЛ (что это?).

    Возьмем еще один: налог на прибыль компании. Налогооблагаемой базой в данном случае является доход за вычетом производственных и прочих издержек, затрат на рекламу, обучение, научно-исследовательские мероприятия. На оставшуюся после вычетов сумму прибыли начисляется налог с тарифной ставкой 20 %.

    Аккордные и подоходные налоги

    Аккорд в музыке – это одновременное звучание нескольких звуков. Аккордное налогообложение предполагает, что размер выплат не зависит от величины налогооблагаемой базы. Образно говоря – это несколько налогов, рассчитанных усреднено и уплаченных «аккордом» (одновременно).

    Примером в РФ может служить единый налог на вмененный доход (ЕНВД). Доход называется вмененным, потому что не исчисляется каждый налоговый период индивидуально для конкретного налогового агента, а является предполагаемым, рассчитанным для определенного вида деятельности. ЕНВД – это специальный режим налогообложения, заменяет несколько выплат.

    Федеральные, региональные и местные виды налогов

    Напомню, что уплаченные налогоплательщиками деньги, перечисляются в государственный бюджет.

    Его структура подчинена строгой иерархии:

    Структура бюджета РФ

    Посмотрите, как распределяются налоги по бюджетам разных уровней:

    Основные налоги РФ

    Существуют и комбинированные варианты. Примером является налог на прибыль организаций. Общая процентная ставка = 20 % (ст. 284 НК РФ). 2 % из уплаченной суммы направляется в Федеральный бюджет, а 18 % — в местный.

    Прогрессивные, регрессивные и пропорциональные налоги

    В этом типе классификации (по соотношению налоговой ставки к объекту налогообложения) различают три вида, схематично показанных и кратко описанных на расположенном ниже рисунке:

    Рассмотрим на примерах, как исчисляются указанные виды налогов:

      Пропорциональный вид – тарифная ставка неизменна:

      доход (руб.)налоговая ставка (%)сумма налога (руб.)Соотношение суммы налога и дохода
      100001010000,1
      200001020000,1
      300001030000,1

    Вывод: чем выше доход, тем больше сумма налога. Она пропорциональна доходу. Пример: НДФЛ с единой ставкой 13 % (кроме выигрышей).

    Вывод: чем выше доход, тем меньше соотношение суммы налога и дохода. В качестве примера можно привести страховые отчисления в Пенсионный фонд: 22 % — если налогооблагаемая база не превышает 1150000 руб., 10 % нужно уплатить при превышении указанной суммы.

    Вывод: чем выше доход, тем больше сумма налога. Причем увеличивается и соотношение суммы налога и дохода (сравните с пропорциональным принципом налогообложения).

    Контроль налогов

    Налоговый контроль – это способ обеспечения законности хозяйственной деятельности физических и юридических лиц.

    Соблюдение законности – основа экономической безопасности государства. Контроль за правильностью начисления, своевременностью уплаты налогов поручен Федеральной налоговой службе (ФНС).

    Чем конкретно занимаются налоговые органы:

    1. сбором информации о налогоплательщиках и объектах налогообложения;
    2. анализом полученных данных;
    3. выявлением нарушений налогового законодательства;
    4. пресечением противоправных действий субъектов налогообложения в рамках законодательства;
    5. выявлением виновных в нарушениях и привлечением их к ответственности.

    Основной метод контроля – это налоговая проверка.

    Данное мероприятие состоит из нескольких действий:

    1. проверки первичных бухгалтерских документов (счетов, бухгалтерских книг, отчетов, деклараций и т. д.);
    2. проверки правильности и своевременности исчисления налогов;
    3. выявления виновных в нарушениях;
    4. передачи дел о налоговых нарушениях в судебные органы.

    Налоговые проверки

    Хотите знать больше об экономике и происходящих в ней процессах? Читайте наш блог и начинайте мыслить масштабно!

    Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

    Эта статья относится к рубрикам:

    Комментарии и отзывы (7)

    Меня возмущает существенное повышение размера налога на недвижимое имущество, особенно, если это имущество является единственным жильём. По логике государства единственное жильё — это какое-то излишество что-ли?

    А всё это случилось из-за того, что для определения налоговой базы стали использовать кадастровую стоимость недвижимости. Могли бы тогда хоть снизить налоговую ставку для единственного жилья, а не драть по полной.

    Василий: все же, это один из самых низки в абсолютном значении налогов. Куда неприятнее платить НДС каждый месяц, но мы к нему уже привыкли.

    Василий: все же, это один из самых низки в абсолютном значении налогов. Куда неприятнее платить НДФЛ каждый месяц, но мы к нему уже привыкли.

    Василий: все же, это один из самых низки в абсолютном значении налогов. Куда неприятнее платить НДФЛ каждый месяц или НДС, но мы к ним уже привыкли.

    Василий: все же, это один из самых низких в абсолютном выражении налогов. Куда неприятнее платить НДФЛ каждый месяц или НДС, но мы к ним уже привыкли.

    Все говорят, что у нас низкие налоги и это правда. Только вот и зарплаты у нас тоже низкие, не надо об этом забывать. Одно дело, получать в Европе 2-3 тысячи евро и платить с них даже 40%, а другое — это получать в среднем 250-300 долларов. Думаю разница есть.

    Притом налоги постоянно повышаются и придумываются новые. Государству все мало. И при этом фактически исчезла как класс бесплатная медицина (что есть сейчас, назвать трудно) и бесплатное образование.

    Илья: Вы страну, о которой пишите уточняйте. Могу догадаться, что это государство ближнего зарубежья (относительно России).

    Все говорят, что в Европе зарплаты большие (и налоги, доходящие до 75%), но не надо забывать что коммуналка и оплата жилья у них чудовищно дорогие.

    В Париже семья из двух работающих человек (около пяти тысяч евро суммарного дохода) и двух детей не может отложить пятьдесят евро в месяц на летний отпуск.

    голоса
    Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию