Femida96.ru

Юридическая помощь для всех
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Порядок проведения и оформления налоговых проверок

Налоговые проверки: виды, порядок проведения и оформления результатов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кофлер Л.И., Каширина Ю.П.

Данная статья посвящена обзору видов налоговых проверок и порядку их проведения. В настоящее время вопросы, касающиеся проведения налоговых проверок, очень актуальны. Ни один налогоплательщик не застрахован от налоговой проверки . Каждый налогоплательщик (учреждения, организации, предприятия), должен знать порядок и правила проведения проверок, оформления ее результатов, права и обязанности сторон (налогоплательщика и налогового (проверяющего) органа).

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кофлер Л.И., Каширина Ю.П.

This article is devoted to the overview of types of tax audits and an order of their carrying out. Now the questions concerning conducting tax audits are very urgent. Any taxpayer isn't insured against tax audit . Each taxpayer (organizations, the organizations, the entities), shall know an order and rules of conducting checks, registrations of its results, the rights and obligations of the Parties (the taxpayer and the tax (checking) authority).

Текст научной работы на тему «Налоговые проверки: виды, порядок проведения и оформления результатов»

4. Мартышенко С.Н., Мартышенко Н.С. Применение когнитивной модели для управления качеством жизни в регионе // Вестник НГИЭИ. 2016. № 9 (64). С. 98-107.

5. Николаева П.С. Генезис научных идей о качестве жизни населения // Вестник НГИЭИ. 2016. № 1 (56). С. 83-87.

6. Романова О.С. Проблемы правового регулирования реформы местного самоуправления в Российской Федерации // Устойчивое развитие науки и образования. 2016. № 3. С. 64-67.

Кофлер Л.И., Каширина Ю.П.

НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ: ВИДЫ, ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ И ОФОРМЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: налоговая проверка, налоговые органы, выездные проверки, камеральная проверка, акт налоговой проверки.

Аннотация: Данная статья посвящена обзору видов налоговых проверок и порядку их проведения. В настоящее время вопросы, касающиеся проведения налоговых проверок, очень актуальны. Ни один налогоплательщик не застрахован от налоговой проверки. Каждый налогоплательщик (учреждения, организации, предприятия), должен знать порядок и правила проведения проверок, оформления ее результатов, права и обязанности сторон (налогоплательщика и налогового (проверяющего) органа).

Key words: tax audit, tax authorities, field audit, desk audit, the tax audit report.

Abstract: This article is devoted to the overview of types of tax audits and an order of their carrying out. Now the questions concerning conducting tax audits are very urgent. Any taxpayer isn't insured against tax audit. Each taxpayer (organizations, the organizations, the entities), shall know an order and rules of conducting checks, registrations of its results, the rights and obligations of the Parties (the taxpayer and the tax (checking) authority).

Важным условием функционирования налоговой системы является эффективный налоговый контроль, который осуществляется путем проведения налоговых проверок. Общие правила проведения налоговых проверок раскрываются в ст. 87 Налогового кодекса Российской Федерации, из которой следует, что проверка может быть проведена у налогоплательщика (как юридического, так и физического лица, в том числе осуществляющего предпринимательскую

деятельность без образования юридического лица), плательщика сборов и налогового агента [1].

Налоговая проверка — это контрольное действие налогового органа за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты (перечисления) налогов и других обязательных платежей в бюджет. В ходе налоговой проверки осуществляется сопоставление фактических данных, которые были получены в результате налогового контроля, с данными налоговых деклараций, представленных в налоговые органы.

В зависимости от объема проверяемой документации и места проведения налоговой проверки делятся на выездные и камеральные.

В соответствии со ст. 89 НК РФ выездная налоговая проверка — это проверка, проводимая на территории налогоплательщика (предприятия, организации) на основании решения руководителя налогового органа. Этот вид налогового контроля включает комплекс действий по проверке:

• Первичной учетной и бухгалтерской документации.

• Актов выполненных работ.

Также сотрудники налоговой службы могут обследовать помещения, которые используются в коммерческих целях. С выездными проверками могут быть сопряжены действия и других лиц, например, экспертов, переводчиков, но это, как правило, инициатива налогового органа.

Предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. Во время выездной налоговой проверки уполномоченные лица имеют право истребовать документы только за прошедшие три календарных года. При этом налоговые органы не вправе проводить две и более выездные проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период. Продолжительности проверки не может длиться более 2 месяцев. Однако указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях до шести месяцев. Отсчет времени начинается с момента приезда сотрудников службы на территорию проверяемой организации.

В заключительный день выездной налоговой проверки, проверяющий должен составить справку о проведенной проверке, в которой должен указать предмет проверки и сроки ее проведения, а после вручить ее налогоплательщику или его представителю.

В соответствии со ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка —

это проверка, проводимая по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и расчетов, представленных налогоплательщиком, которые служат основанием для исчисления и уплаты налогов [2].

Читайте так же:
Минимальные баллы для получения пенсии

Камеральная налоговая проверка является наиболее всеобъемлющей формой налогового контроля. При этом охват налогоплательщиков 100 %-ный.

Цель камеральной налоговой проверки — контроль за соблюдением налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах, предотвращение налоговых правонарушений, взыскание неуплаченных сумм (не полностью уплаченных) налогов по выявленным правонарушениям, привлечение виновных лиц к ответственности за совершение налоговых правонарушений, а также подготовка необходимой информации для обеспечения разумного отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.

В рамках камеральной налоговой проверки производится: контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах; выявление налоговых правонарушений; привлечение виновных лиц к ответственности за налоговые правонарушения.

Камеральная налоговая проверка проводится налоговыми органами без какого-либо специального решения руководителя в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации.

Основные этапы камеральной проверки:

— проверка своевременности представления расчетов по налогам в налоговый орган;

— визуальная проверка правильности оформления документов налоговой отчетности (полноты заполнения всех необходимых реквизитов, четкости их заполнения и т.д.);

— проверка правильности составления расчетов по налогам, а также проверка обоснованности применения ставок налога и налоговых льгот;

— проверка правильности исчисления налоговой базы.

Если в ходе проверки выявлены ошибки в налоговой декларации, то к налогоплательщику обращаются с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

По результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной проверке должностными лицами налоговых органов должен быть составлен акт

По результатам камеральной проверки тоже должен быть составлен акт налоговой проверки в течение десяти дней после того как окончилась проверка.

Акт налоговой проверки в течение пяти дней должен быть передан налогоплательщику.

Если налогоплательщик не согласен с фактами, которые изложены в акте налоговой проверки, то он вправе представить в соответствующий налоговый орган письменное возражение по указанному акту.

Помимо основной классификации налоговых проверок выделяют другие классификации по другим признакам.

По объему проверяемых вопросов налоговые проверки делятся на комплексные, целевые и тематические.

Комплексная налоговая проверка — это проверка финансово-хозяйственной деятельности организации по поводу соблюдения налогового законодательства за определенный отрезок времени. Частота проведения таких проверок в настоящее время не установлена. Если у налогового органа есть основание предполагать, что учет и уплата налогов (сборов) ведутся с нарушениями законодательства, то комплексные налоговые проверки проводятся не реже одного раза в три года (срок давности по проверяемому периоду). Налогоплательщики, которые имеют положительную репутацию, могут не подвергаться комплексной налоговой проверке вообще.

В настоящее время практически все выездные налоговые проверки осуществляются в виде комплексных. Только выездная налоговая проверка позволяет использовать весь перечень прав, которые предоставлены налоговым органам.

Целевая проверка — это проверка финансово-хозяйственных операций организации и соблюдения налогового законодательства по какому-то определенному направлению. Такие проверки проводятся по вопросам взаиморасчетов с покупателями и поставщиками продукции (услуг), по операциям экспорта и импорта, по сделкам, по размещению временно свободных денежных средств, правильности применения льгот и по любым иным финансово-хозяйственным операциям. Результаты целевой проверки используются в других видах проверок и оформляются либо в актах этих проверок, либо как отдельные приложения [3].

Тематическая проверка — это проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности организации (например, проверка правильности исчисления и уплаты налога на прибыль, НДС,

налога на имущество, других налогов). Такие проверки проводятся по мере необходимости, определяемой руководителем налогового органа.

Тематическая проверка проводится как элемент комплексной проверки по установленным фактам нарушения законодательства, которые были выявлены в ходе текущего налогового наблюдения. Результаты тематической проверки оформляются отдельным актом или же отражаются в акте комплексной проверки.

По способу организации налоговые проверки делятся на плановые и внезапные.

Внезапная проверка — это разновидность выездной налоговой проверки, которая проводится без предварительного уведомления налогоплательщика (в отличие от плановой проверки).

Целью внезапной проверки является установление факта совершения правонарушения, который может быть скрыт в ходе обычных проверок. Такие проверки проводятся не часто.

НК РФ также предусматривает возможность проведения повторных проверок.

Повторная проверка — это выездная налоговая проверка, которая проводится независимо от времени проведения предыдущей проверки за тот же период и по тем же налогам.

Целью повторной проверки является установление факта некачественного проведения ранее проведенной проверки должностными лицами налоговых органов. При назначении повторной выездной налоговой проверки ограничения, указанные в пункте 5 ст. 89 НК РФ, не действуют.

Повторная налоговая проверка может проводиться:

1. Вышестоящим налоговым органом — для установления факта некачественного проведения ранее проведенной проверки налоговым органом.

2. Налоговым органом, ранее проводившим проверку, но только на основании решения руководителя.

Результаты проведения повторной выездной проверки отражаются как на налогоплательщике, так и на проверяемых должностных лицах налоговых органов. Если будут установлены факты нарушения законодательства налогоплательщиком, к нему будут применены соответствующие санкции. А если нарушения были допущены должностными лицами налоговых органов, то такие лица привлекаются к дисциплинарной (уголовной) ответственности.

По объему проверяемых документов проверки делятся на сплошные и выборочные.

Читайте так же:
Срок оплаты по требованию налоговой

Сплошная проверка — проверка всех документов организации.

Такие проверки проводятся в небольших организациях .

Выборочная проверка — проверка только части документов. Такая проверка может перерасти в сплошную проверку, когда установлены нарушения в проверяемой выборке, которые могут быть присущи всему массиву документации организации.

Порядок и правила проведения налоговых проверок определяется Налоговым кодексом Российской Федерации. Знание его норм позволяет налогоплательщикам видеть ошибки налоговых органов и эффективно защищать свои права, которые нарушаются вследствие таких ошибок [4].

1. Быкова Н.Н. Риски налогоплательщиков и их оценка // Вестник НГИЭИ. 2015. № 3 (46). С. 24-27.

2. Каширина Ю.П., Багирова Я.Б. Требования к составлению и предоставлению БФО. Сравнительный анализ ФЗ № 402 «О бухгалтерском учёте» и положений по ведению бухгалтерского учёта и отчётности // Инновационные подходы к решению социально-экономических, правовых и педагогических проблем в условиях развития современного общества материалы I международной научно-практической конференции. 2015. С. 319-323.

3. Ковалёва Ю.С., Терехов А.М. Особенности ведения бухгалтерского учета в строительных организациях // В сборнике: Промышленное развитие России: проблемы, перспективы сборник статей по материалам ХШ Международной научно-практической конференции преподавателей, ученых, специалистов, аспирантов, студентов. 2015. С. 186-190.

4. Сазонова Е.К. К вопросу о перспективах совершенствования налогового контроля в России// Устойчивое развитие науки и образования. 2017. № 1. С.92-96.

5. Терехов А.М., Терехова А.В., Николенко П.Г., Попова И.Ю. Развитие системы налогообложения по транспортному налогу для легкового автомобильного транспорта // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12 (56). С. 536-539.

6. Фролова О.А., Данилова Е.В. Влияние учетной политики на финансово-хозяйственную деятельность организации // Вестник НГИЭИ. 2016. № 12 (67). С. 158-163.

Налоговые проверки: камеральные и выездные

Государство стремится к тотальному контролю в этой области. Например, создавая программы автоматизированной обработки баз данных об организациях и гражданах. Но в текущий момент тотального налогового контроля не существует.

Согласно законодательству налоговые органы осуществляют контроль в рамках двух форм:

1) камеральной проверки;

2) выездной проверки.

Рассмотрим каждую из них.

Камеральная проверка может проводиться на основании любой поданной налоговой декларации (расчета) (статья 88 Налогового кодекса РФ). В ходе такой проверки налоговый инспектор может выявить и доказать в основном арифметические ошибки, ошибки в алгоритме расчетов. Для доказательства иных нарушений, как правило, требуется запрос дополнительных документов у налогоплательщика, его контрагентов и других лиц. В ходе камеральной проверки такие запросы налоговый орган делать не может, по общему правилу.

Исключение составляют 3 случая:

налогоплательщик воспользовался налоговой льготой,

налогоплательщик заявил НДС к возмещению из бюджета или

налогоплательщик допустил ошибки при формировании налоговой отчетности по НДС или такие ошибки допустил контрагент, участвующий в общей цепочке движения товара (работы, услуги).

В этих случаях налоговая инспекция имеет право требовать документы, подтверждающие право на льготу, право на вычеты по НДС и документы по операциям, в отношении которых установлены ошибки в отчетности по НДС.

Во всех иных случаях налоговая инспекция вправе требовать только пояснения при обнаружении противоречий в поданной налоговой отчетности и имеющихся у неё сведениях о налогоплательщике.

Камеральные проверки не часто оборачиваются решениями о привлечении к налоговой ответственности.

Вместе с тем камеральная проверка может стать основанием для предпроверочного анализа и в дальнейшем для проведения углубленного выездного налогового контроля. Это происходит при использовании незаконных схем налоговой оптимизации, которые можно заподозрить на основании документов и сведений, имеющихся у налоговых органов или которые они могут получить из открытых источников (СМИ, социальные сети и др.), в банках (сведения о движении средств по расчетным счетам) и от регистрирующих органов (Росреестр, ГИБДД, Ростехнадзор и др.).

С 2015 года действует новая система камерального контроля по НДС, с помощью которой налоговые органы намереваются прекратить использование схем с так называемыми «однодневками». В 2015 году создан Федеральный центр обработки данных ФНС России. Он создан для консолидации, обработки, анализа хранения всей электронной налоговой информации в одной точке. Все отчеты по НДС (а значит, и все счета-фактуры) теперь попадают в общероссийскую базу. Для работы с базой создана программа АСК НДС-2 (программа автоматизированного контроля за налогом на добавленную стоимость, вторая версия). Программа нацелена на сравнение данных о каждой операции по цепочке движения товара (работы, услуги).

Система уплаты НДС предполагает, что если налогоплательщик, закупив какие-либо товары (работы, услуги) у своего контрагента, принимает НДС вычету, то он отражает этот НДС в книге покупок. А контрагент должен отразить эту же сумму НДС в книге продаж. И данные в налоговом учете и у налогоплательщика, и у контрагента по данной операции должны сходиться. Если есть расхождения в отражении НДС у налогоплательщика и его контрагента, то теперь они выявляются моментально при представлении деклараций в электронном виде. Причем такие расхождения видны по всей цепочке контрагентов — между налогоплательщиком и его поставщиком, поставщиком поставщика и т.д. Если в данной цепочке компаний присутствует «однодневка», которая уклоняется от полноценного отражения и уплаты НДС — она будет выявлена.

Обычным явлением в практике деятельности налоговых органов после начала эксплуатации АСК НДС-2 стали вызовы налогоплательщиков для беседы по поводу отношений с недобросовестными контрагентами, выявленных автоматическим программным анализом, с предложением добровольно подать уточненные декларации по НДС и доплатить самостоятельно в бюджет НДС. В противном случае, как сообщает налоговый орган, налогоплательщик будет включен в план выездных проверок.

Читайте так же:
Где узнать размер пенсии по старости

Выездная проверка — это углублённая форма контроля. Она назначается решением руководства налогового органа и сопровождается допросами; осмотрами помещений; истребованием сведений, необходимых для проверки правильности исчисления налогов; запросом всей документации по финансово-хозяйственной деятельности индивидуального предпринимателя или организации (запросы направляются и налогоплательщику, и иным лицам, которые могут располагать документацией, отражающей его деятельность) за проверяемые налоговые периоды (статья 89 Налогового кодекса РФ).

В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки (пункт 4 статьи 89 Налогового кодекса РФ). Например, если проверка назначена в 2017 году, то контроль может коснуться 2017, 2016, 2015, 2014 годов. То, что касается 2013 года и более раннего периода, находится за рамками налогового контроля.

Налоговые инспекторы готовятся к выездным проверкам — проводят предпроверочный анализ (который не урегулирован Налоговым кодексом РФ). В настоящее время назначение выездной налоговой проверки фактически свидетельствует о том, что налоговый орган имеет информацию о возможности установить неуплату налогов в размере 2 миллионов рублей и более в отношении организации или физического лица. То есть на момент назначения проверки признаки нарушения уже выявлены. И выездная проверка — мероприятие по сбору доказательств этого нарушения.

Налоговые проверки 2020: порядок проведения, оформление

Налоговые проверки 2020: правила проведения контрольных мероприятий значительно изменились. Например, был сокращен срок камералки по НДС, уточнен порядок представление документов налоговой, появилось новое приложение к акту налоговой проверки, изменились критерии по отбору кандидатов на проверку и многое многое другое. В этой статье мы расскажем как должны проходить проверки в 2020 году и дадим инструкции, которые помогут их пройти в 2020 году без проблем.

Налоговые проверки в 2020 году

Налоговики проводят контрольные мероприятия в двух основных формах.

  1. Камеральные проверки налоговой отчетности.
  2. Выездной контроль.

Получать от ФНС требования и отвечать на них вы можете в программе БухСофт. Она контролирует всю переписку с налоговиками. Программа сообщит вам о получении из налоговой инспекции требования и поможет на него ответить. Попробуйте бесплатно:

Отбирают на проверку не все организации. Только те из них, которые соответствуют определенным критериям. Например, у них высокая доля вычетов по налогу на добавленную стоимость или очень маленькая налоговая нагрузка.

Федеральная налоговая служба регулярно утверждает перечень организаций, которые попадают под налоговую проверку.

По результатам проверки организацию или ее руководителя (других должностных лиц, например, бухгалтера) могут привлечь к административной или налоговой ответственности.

Камеральная налоговая проверка 2020

Камеральные контрольные мероприятия начинаются, если налогоплательщик направил в инспекцию:

  • «прибыльную» декларацию или расчет «прибыльных» авансовых платежей;
  • НДС-декларацию;
  • отчетность по налогу на имущество, транспортному, земельному налогам;
  • иному налогу;
  • расчета по обязательным страховым взносам;
  • упрощенную единую налоговую декларацию;
  • «уточненку».

В зависимости от серьезности камерального контроля налоговый орган может ограничиться проверкой контрольных соотношений или же провести углубленный контроль – например, запросить документы о вычетах и льготах.

Выездная налоговая проверка 2020

Под плановый выездной контроль подпадают фирмы и предприниматели в зависимости от присвоенной им степени риска. При включении налогоплательщиков в проверочный план налоговики анализируют:

  • начисленные и уплаченные налоговые суммы;
  • динамику налоговых отчислений;
  • динамику показателей бухгалтерской и налоговой отчетности за разные периоды;
  • соотношение показателей бухгалтерской и налоговой отчетности со средними по аналогичным фирмам и предпринимателям;
  • факторы, воздействующие на налоговую базу.

Налоговые проверки 2020: изменения

С 3 сентября прошлого года сокращен срок камерального налогового контроля деклараций по НДС, уточнено представление документов в налоговую инспекцию, появился новый документ – дополнение к акту налоговой проверки. Все изменения будут действовать и в 2020 году. Читайте об этих новшествах в таблице 1.

Таблица 1. Налоговые проверки в 2020 году

  • 2 месяца – по декларациям российских фирм;
  • 6 месяцев – по декларациям иностранных фирм, оказывающих электронные услуги через Интернет, и крайних посредников по таким услугам

Теперь инспекция не ограничена в повторном требовании документов. Однако можно не подавать повторно любые документы, если сообщить в инспекцию:

  • что эти бумаги уже подавались;
  • реквизиты документов;
  • название инспекции, в которую подавались документы

Можно инспекция не могла требовать повторно документы, которые:

  • уже подавались в рамках камерального или выездного контроля;
  • подавались в виде копий в рамках налогового мониторинга

Получив требование от инспекции предоставить документы (информацию) в период, когда налогоплательщика не проверяют, он должен:

  • или подать сведения в течение 10 дней со дня получения требования;
  • или в тот же срок сообщить, что у него нет требуемых сведений

В дополнении к акту инспекция:

  • перечисляет мероприятия дополнительного контроля;
  • приводит дополнительные доказательства наличия или отсутствия налоговых нарушений;
  • формулирует выводы;
  • дает предложения по устранению налоговых нарушений;
  • приводит ссылки на статьи НК РФ о санкциях

Камеральная налоговая проверка 2020: декларации по НДС

С 3 сентября прошлого года вступили в силу изменения в пункт 2 статьи 88 НК РФ о сроке камералок по НДС-декларациям. Они действуют в 2020 году. Теперь камеральная проверка занимает:

  • 2 месяца – по НДС-декларациям российских фирм;
  • 6 месяцев – по НДС-декларациям иностранных фирм, оказывающих на территории России электронные услуги через Интернет, и крайних посредников по таким электронным услугам. Речь идет о «налоге на Google», то есть об НДС, который платит иностранный бизнес, если покупателем электронной интернет-услуги является российское физлицо.
Читайте так же:
Минимальная муниципальная пенсия за выслугу лет

В двухмесячный срок инспекторы проверят:

  1. Декларацию по НДС российской фирмы или ИП.
  2. Поданные вместе с ней бумаги.
  3. Имеющиеся у налоговиков документы по фирме или предпринимателю, подавшим НДС-декларацию.

Повторное представление документов — по новым правилам

Инспекция в процессе любой проверки или дополнительного контроля может требовать документы, которые фирма или предприниматель уже подавали в ходе одной из прошлых проверок. Речь идет о двух видах бумаг:

  1. Поданные в прошлый раз в подлинниках и поэтому возвращенные инспекцией после прошлой проверки.
  2. Поданные ранее, но в связи с форс-мажором утраченные налоговиками.

В остальных случаях до 3 сентября прошлого года инспекция не могла требовать повторно документы, которые:

  • уже подавались в рамках камерального или выездного контроля;
  • подавались в виде копий в рамках налогового мониторинга.

С 3 сентября прошлого года вступили в силу изменения в пункт 5 статьи 93 НК РФ, в соответствии с которыми уточнены права налогоплательщиков не подавать документы повторно. Минус в том, что теперь инспекция не ограничена в повторном требовании документов. Однако есть и плюс: можно будет не подавать повторно любые документы, если сообщить в инспекцию:

  1. Что эти бумаги уже подавались.
  2. Реквизиты «повторных» документов.
  3. Название инспекции, в которую в прошлый раз подавались документы.

Установлены и правила такого сообщения. Уведомить инспекцию придется не позднее дня, следующего после даты получения требования налоговиков на подачу «повторных» бумаг. Направить сообщение можно:

  • в бумажной форме – в канцелярию инспекции;
  • в электронной форме – по ТКС или с помощью личного кабинета на сайте ФНС.

Акт налоговой проверки: дополнение

Если руководитель инспекции не может вынести решение по проверке из-за неполноты полученной информации, он может выдвинуть требования и назначить действия, перечисленные в таблице 2.

Таблица 2. Налоговые проверки 2020

Разрешены дополнительные контрольные мероприятия в форме:

  • экспертиз,
  • допросов свидетелей,
  • истребования документов о проверяемой фирмы или предпринимателя либо у их контрагентов по сделкам

До 3 сентября прошлого года налогоплательщики могли в течение 10 дней после завершения дополнительных контрольных мероприятий подать письменно свои возражения по этим мероприятиям. Однако с 3 сентября вступили в силу изменения в пункт 6.1 статьи 101 НК РФ, которые действуют и в 2020 году, в соответствии с которыми появился новый документ, подводящий итоги дополнительных контрольных мероприятий — дополнение к акту проверки.

В дополнении к акту налоговой проверки инспекциям разрешено:

  1. Перечислить проведенные мероприятия дополнительного контроля.
  2. Привести дополнительные доказательства наличия или отсутствия налоговых нарушений.
  3. Сформулировать выводы.
  4. Выдать налогоплательщику предложения по устранению налоговых нарушений.
  5. Привести ссылки на статьи НК РФ о санкциях, если решение о них принято.

Акт подписывает инспектор, проводивший дополнительные контрольные мероприятия. Сроки действий после их завершения приведены в таблице 3. О них сказано в новом пункте 6.2 статьи 101 НК РФ.

Таблица 3. Дополнение к акту налоговой проверки

№ п/пДействие инспекцииДействие налогоплательщикаСрок
1.Составляет дополнение к акту проверки15 дней после завершения дополнительных контрольных мероприятий
2.Вручает дополнение к акту проверяемой фирме или предпринимателюПодтверждает получение распиской или иным способомПять дней после оформления дополнения к акту проверки
3.Подает письменные возражения в инспекцию по дополнительным контрольным мероприятиям15 дней с даты получения дополнения к акту налоговой проверки

Об уклонении от получения дополнения к акту налоговики:

  • делают в нем соответствующую запись;
  • отправляют дополнение к акту почтой – заказным письмом – по местонахождению фирмы или месту прописки физлица.

В этом случае дополнение считается полученным налогоплательщиком через шесть дней.

Социальные сети ГК «Бизнес Гарант»

ГК «Бизнес Гарант», © 2005 — 2021 Бухгалтерские услуги и консультации в Самаре и Тольятти

Налоговые проверки

Согласно действующему налоговому законодательству установлены два вида проверок.

Понятие налоговой проверки, виды и классификации

Налоговая проверка может быть камеральная и выездная. Каждый из этих видов регулируется Налоговым кодексом.

Под понятием «налоговая проверка» понимается совокупность действий со стороны налогового органа, которые нацелены на проверку, контроль и правильность перечислений от плательщика в государственный бюджет соответствующего уровня налогов, сборов, причитающийся пени при их наличии, а также штрафов.

Виды налоговых проверок классифицированы по характеру действий. Камеральная налоговая проверка подразумевает проверку налоговым органом по месту его нахождения всей документации, которая имеется в распоряжении, а также сопоставление с теми документами, которые представляют в налоговый орган плательщики. То есть это проверка, так называемая – номинальная, а не фактическая, на местах.

Выездная налоговая проверка подразумевает проверку уже на месте – по месту нахождения плательщика.

Цель такой проверки – сопоставление достоверности и полноты представляемых сведений от плательщика, проверку всех деклараций, отчетов, расчетов, которые плательщик ведет в ходе своей деятельности. Решение о том, что налоговая проверка будет носить выездной характер, принимает руководитель или исполняющий его обязанности и функции лицо налогового органа.

Если плательщик не в состоянии предоставить для проверки помещения, то налоговый орган вправе изъять всю необходимую для проверки документацию и провести проверку на своей территории.

Ранее виды налоговых проверок включали в себя и встречную проверку, но на сегодняшний день эта налоговая проверка трансформировалась в запрашивание и истребование документации с плательщика налоговыми органами для сопоставления данных.

Читайте так же:
Назначение платежа в налоговую что писать

Несмотря на то, что термин «встречная налоговая проверка» исключен из Кодекса, сама проверка, по сути, осталась – сверка документации, цель которой проверка подлинности и достоверности предоставляемых данных.

Особенности проведения проверок

Основной задачей любой налоговой проверки является проверка документов, связанных с доходами и расходами плательщика, уплаты с этих доходов и расходов налогов и сборов, которые причитаются по закону этому плательщику. Но каждая налоговая проверка имеет свои особенности.

Так, по результатам камеральной проверки плательщику выдается акт налоговой проверки, который содержит в себе все данные о проведенном сравнении документов.

При этом направляется акт налоговой проверки, как правило, в электронном виде плательщику с использованием сети Интернет. А по результатам выездной проверки – на бумажном носителе.

Акт налоговой проверки в любом случае содержит следующие данные:

  • наименование организации;
  • вводную часть;
  • описательную часть;
  • итоговую часть.

В вводной части обязательно указывается, какой именно налоговый орган решил провести проверку, номер этого органа, имя руководителя, дату проведения проверки. Кроме того указываются, в отношении каких налогов и сборов проводилась проверка, меры для осуществления контроля за исполнением налогового законодательства.

В описательной части акт налоговой проверки прописывает факты о выявленных нарушениях или отсутствии таких фактов, мелкие недочеты, которые необходимо будет устранить плательщику.

К каждому факту нарушения или недочета должны быть приписаны ссылки на нормативно-правовые акты, которые регулируют конкретный вопрос, ссылки на указанные нарушения, способы их устранения, меры наказания при неисполнении.

В итоговой части указываются способы устранения выявленных нарушений, а также данные тех, кто проводил проверку. В итоговой части так же прописывается право плательщика на выдвижение возражений по проведенной проверке.

Выездная проверка содержит некоторые особенности при проведении. Так, представители налоговых органов вправе запрашивать любые документы, непосредственно связанные с деятельность плательщика в вопросах налогообложения, получения прибыли или расходов, а плательщик не вправе утаивать наличие таких документов.

Время налоговой проверки камерального типа составляет ровно три месяца после подачи декларации. То есть: плательщик подает налоговую декларацию на рассмотрение в налоговый орган, а он в свою очередь в течение трех месяцев проводит проверку в отношении плательщика.

Если же проверка носит выездной характер, то срок на проведение составляет – 2 месяца. Однако в некоторых случаях она может быть продлена до 4-6 месяцев.

Повторная проверка

Повторная налоговая проверка может проводиться в двух случаях:

  • при решении вышестоящего налогового органа;
  • при подаче плательщиком уточненной декларации, которая является основанием для снижения налоговой ставки.

В первом случае проведение налоговых проверок обуславливается сразу двумя моментами: для проверки работы налогового органа, который проводил первую проверку, и для проверки соответствия налоговому законодательству плательщика.

Во втором случае проверка проводится для того, чтобы проверить новые данные, полученные от плательщика. Так, при уточненной налоговой декларации нередко сумма НДС уменьшается, что ведет к сокращению поступающих в государственный бюджет средств.

Обязанность налогового органа — проверить достоверность сведений и оснований для такого уменьшения.

Повторная проверка на основе уточненной декларации проводится в установленные законом сроки – до трех месяцев. Если в ходе проверки обнаруживаются нарушения, а декларация приобретает статус недостоверной и неточной, то плательщика об этом уведомляют путем направления акта о проверке. При этом о камеральной проверке плательщика не всегда уведомляют – это право налогового органа.

Обязанностью у налогового органа является направление акта о рассмотрении материалов налоговой проверки в отношении плательщика.

Лица, которые проводят проверки

Камеральную проверку, согласно налоговому законодательству, проводят уполномоченные лица – сотрудники налогового органа, к которому территориально относится плательщик, непосредственно после поступления на рассмотрение декларации.

Специального разрешения или указания от руководителя на проведение камеральной налоговой проверки не поступает. Должностные лица обязаны своевременно, а именно – в течение трех месяцев, провести проверку самостоятельно, составить и направить плательщику акт, известить о результатах руководителя налогового органа. Он подписывает акт после проверки.

Выездную налоговую проверку проводят уполномоченные и назначенные руководителем налогового органа лица. Руководитель назначает дату проверки, назначает лиц, которые будут ее проводить, устанавливает ответственных за проведение и извещение плательщиков о проверке.

Задача уполномоченных лиц – своевременно провести проверку по всем правилам налогового законодательства, известить плательщика, в отношении которого проводится проверка, составить акт, предоставить его руководителю для ознакомления, отправить плательщику. Срок выездной проверки не может превышать полугода, средний срок – два календарных месяца.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию