Femida96.ru

Юридическая помощь для всех
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Права и свободы граждан при тоталитарном режиме

Права и свободы граждан при тоталитарном режиме

Муниципальный район «Булунский улус (район)»

Авторизация через ЕСИА временно не доступна в связи с обновлением системных компонентов, при этом все инструменты Портала доступны без авторизации ЕСИА

Logo

«Политические права граждан, порядок их реализации и защиты»

«Политические права граждан, порядок их реализации и защиты»

Последнее время в мире и в нашей стране возникают протестные настроения, которые реализуются посредством проведения массовых публичных мероприятий. Это обусловлено тем, что Российская Федерация – демократическое правовое государство. Но всегда ли оправдано проведение проведения митингов и пиктов? Нет ли иных возможностей реализовать своё право на участие в управлении государством?

О том, какие политические права имеются у граждан, порядок их реализации и защиты — интервью с прокурором ________

Что такое политические права и чем они закреплены?

Политические права граждан – это права, обеспечивающие возможность участия граждан Российской Федерации в политической жизни государства. Данные права в первую очередь закреплены в основном законе Российской Федерации – Конституции (ст. 29-33).

Приняты и Федеральные Конституционные и Федеральные законы, такие как «О референдуме Российской Федерации" (5-ФКЗ), «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (67-ФЗ), «О политических партиях» (95-ФЗ), «Об общественных объединениях» (82-ФЗ), «О выборах Президента РФ» (19-ФЗ), «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (54-ФЗ) и другие нормативно-правовые акты.

К политическим правам относятся:

— право граждан участвовать в управлении делами государством как лично, таки и через своих представителей (ч. 1 ст. 32);

— право граждан избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также право на участие в Референдуме (ч. 2, 3 ст. 32);

— право граждан на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов (ст. 30);

— право свободно искать, передавать, распространять информацию законным способом (ч. 4 ст. 29);

— право граждан на обращения (индивидуальные, коллективные) в государственные органы, органы местного самоуправления (ст. 33);

— право граждан участвовать в отправлении правосудия – быть присяжным заседателем (ч. 5 ст. 32)

— право граждан иметь равный доступ в государственной службе – не зависимо от пола, расы религиозной принадлежности (ч. 4 ст. 32);

— право граждан собираться мирно (без оружия), проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования (ст. 31);

— каждому гарантируется свобода мысли и слова (ч. 1,2,3 ст. 29).

С какого возраста у гражданина России возникают политические права?

Политические права и свободы возникают у лица с момента принятия в установленном порядке гражданства РФ, либо, если гражданство РФ у лица возникло в силу рождения, с момента достижения им совершеннолетия либо определённого в законе возраста.

Например, в соответствии с действующим законодательством, голосовать на выборах и референдуме могут только граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, а вот Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 25 лет. Высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) может быть гражданин Российской Федерации, достигший 30 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации.

Кто не может осуществлять политические права?

Не имеют права избирать, быть избранными, осуществлять другие избирательные действия, участвовать в референдуме граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Указанные граждане вправе быть избранными в органы местного самоуправления, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Читайте так же:
Нежилое помещение и гараж в чем разница

Также не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации осужденные к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления; осужденные к лишению свободы за совершение тяжких преступлений, судимость которых снята или погашена, — до истечения десяти лет со дня снятия или погашения судимости; осужденные к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений, судимость которых снята или погашена, — до истечения пятнадцати лет со дня снятия или погашения судимости; осужденные за совершение преступлений экстремистской направленности, и другие.

Какие препятствия могут встречать граждане при реализации своих политических прав? Как правильно защитить свои политические права?

На сегодняшний день, при осуществлении политических прав граждане могут встречаться с рядом проблем. Гражданину может быть незаконно отказано в проведении публичного мероприятия, в регистрации кандидата на выборах, в регистрации общественной организации, может быть допущено нарушение срока ответа на обращение и т.д.

По ряду таких нарушений законодательство предусматривает административную ответственность. В частности, она предусмотрена за следующие правонарушения:

— воспрепятствование организации или проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо участию в них, а равно принуждение к участию в них (ст. 5.38 КоАП РФ),

— нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан (5.59 КОАП РФ)

— невыполнение уполномоченным лицом требований законодательства о выборах об обеспечении кандидатам, избирательным объединениям равных условий для проведения агитационных публичных мероприятий (ст. 5.52 КоАП РФ),

— умышленное уничтожение или повреждение агитационного материала либо информационного материала, относящегося к выборам, референдуму, общероссийскому голосованию (ст. 5.14 КоАП РФ),

— подкуп избирателей, участников референдума либо осуществление в период избирательной кампании, кампании референдума благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах (ст. 5.16 КоАП РФ) и т.д.

Возбуждение административных дел в сфере проведения публичных мероприятий отнесено к компетенции органов внутренних дел, в сфере реализации избирательных прав — к компетенции органов внутренних дел и членов избирательных комиссий. Прокурор уполномочен возбуждать административные производства по любому из указанных составов.

В соответствии с ч. 1 ст. 23.1 КоАП указанные дела рассматриваются судами.

В случаях если нарушены нормы законодательства и политические права гражданина, например, отказано в регистрации общественного объединения, отказано в согласовании проведения публичного мероприятия, выявлена фальсификация итогов выборов — следует обращаться с административным исковым заявлением в суд общей юрисдикции.

Так, например, определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 17.08.2018 N 5-КГ18-141 удовлетворено требование гражданина об оспаривании решения об отказе в согласовании проведения публичного мероприятия, так как в материалах дела отсутствовали документы, подтверждающие направление ответчиком организаторам публичного мероприятия обоснованных предложений об изменении места и (или) времени проведения запланированного митинга либо наличие оснований для отказа в его согласовании, предусмотренных ч. 3 ст. 12 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".

Кроме того, законом предусмотрена уголовная ответственность по ст. 142 УК РФ за фальсификацию избирательных документов, по ст. 142.1 УК РФ за фальсификацию итогов голосования и т.д.

На что необходимо обратить внимание граждан?

Федеральное законодательство предоставляет гражданам широкие полномочия по реализации всего спектра политических прав. При этом всегда надо помнить о недопустимости ущемления прав других лиц, выполнение обязанностей по соблюдению требований закона.

ОГЭ. Обществознание. ТЕОРИЯ по кодификатору. Политика. 5.5. Политический режим.

ОГЭ. ПОЛИТИКА

Политический режим (от лат. управление) – совокупность методов, средств и приёмов осуществления политической власти, отражающая уровень политической свободы.

Читайте так же:
Мелкое дтп на парковке что делать
Особенности политического режима:
  • объем прав и свобод человека,
  • методы осуществления государственной власти,
  • характер отношений между государством и обществом,
  • наличие или отсутствие возможностей общества влиять на принятие политических решений,
  • пути формирования политических институтов,
  • методы выработки политических решений.

Типы политических режимов.

Демократический режим.

Демократический режим – политический режим, основанный на признании народа в качестве источника власти, его права участвовать в управлении делами общества и государства и наделении граждан достаточно широким кругом прав и свобод; основывается на принципах народовластия, свободы и равноправия граждан.

Признаки демократического режима.
  • Наличие правового государства, основанного на разделении и взаимном контроле властей, ориентированное на удовлетворение потребностей населения.
  • Регулярное участие народа в формировании и осуществлении государственности власти посредством референдума и свободных выборов.
  • Принятие решений большинством с учетом интересов меньшинства.
  • Неприкосновенность частной собственности.
  • Мешанная экономика, доминирование частного сектора.
  • Отсутствие единой официальной идеологии, разнообразие идейных течений при наличии общенациональных мировоззренческих традиций.
  • Свобода средств массовой информации.
  • Провозглашение и реальное обеспечение прав и свобод человека.
  • Легитимность государственной власти.
  • Контроль обществом деятельностью «силовых» структур (вооруженные силы, полиция, органы безопасности и т. п.).
  • Использование методов убеждения, согласования, компромисса, сужение применения методов насилия, принуждения, пресечения.
  • Существование гражданского общества с его развитой структурой.
  • Правовой принцип: разрешено всё, что не запрещено законом.
  • Реальное осуществление принципов правового государства.
  • Политический плюрализм, в том числе многопартийность, соревнование политических партий, существование на законных основаниях политической оппозиции как в парламенте, так и вне его.
  • Свобода вероисповедания.
  • Принцип разделения властей.

Примеры.

Австрия, Россия, США, Швейцария, Швеция и многие другие современные страны.

Антидемократические режимы.

Антидемократический режим — политический режим, для которого характерно отсутствие гарантий политических свобод, принципов разделения властей и верховенства права, неприятие демократических принципов управления, политического плюрализма.

Виды антидемократических режимов:
  • авторитарный
  • тоталитарный
Авторитарный режим

Авторитарный режим – это политический режим, который занимает промежуточную позицию между демократией и тоталитаризмом, при котором государственная власть осуществляется одним лицом либо узким кругом лиц (правящей элитой) при минимальном участии населения, принижении или подавлении роли других , прежде всего представительных, органов власти, общественных и политических организаций.

Признаки авторитарного режима.
  • Небольшое число носителей власти (один человек, или группа лиц).
  • Неограниченность власти, отсутствие реальных демократических механизмов контроля за ее осуществлением.
  • Стремление использовать силу для разрешения конфликтных ситуаций.
  • Широкое использование принудительных мер, включая насилие.
  • Недопущение реальной политической оппозиции и политической конкуренции.
  • Относительная закрытость правящей элиты, назначения сверху, а не конкурентной борьбы в ходе открытых и честных выборов.
  • Контроль политической жизни страны, относительная свобода в остальных сферах жизни.
  • Централизованная (командная) экономика.

Примеры.

Восточные деспотии, тирании Древнего мира, абсолютные монархии Средневековья, Чили в период правления генерала Пиночета и др.

Тоталитарный режим.

Тоталитаризм — режим, при котором государство осуществляет полный (тотальный) контроль над всеми сферами жизни общества, подавляя права и свободы насильственными методами. (Термин был введен в политический лексикон лидером итальянских фашистов Б. Муссолини).

Признаки тоталитарного режима.
  • Политическая цензура и пропаганда в СМИ.
  • Культ личности, вождизм.
  • Единственная общеобязательная государственная идеология.
  • Отсутствие реальных прав и свобод граждан.
  • Однопартийная система, сращивание государственного и партийного аппарата.
  • Подавление любой оппозиции.
  • Общая обязательная официальная идеологи.
  • Жёсткая цензура, надзор за СМИ.
  • Чрезвычайно широкие полномочия полиции, преобладание карательных функций поддерживания правопорядка и законности.
  • Широкое использование принудительных мер, включая массовый террор.
  • Изоляция от внешнего мира (“железный занавес”).
  • Преследование инакомыслия, создание в общественном сознании образа “врага народа” (внутреннего и внешнего).
  • Жесткая централизация государственного управления, разжигание социальной и национальной розни. Развязывание террора по отношению к собственному народу.
  • Командно-административная экономика, отсутствие частной собственности и экономических свобод; в некоторых странах мощный государственный сектор может соседствовать с рыночной экономикой.
  • Политический монополизм, подавление региональной самостоятельности и упразднение местного самоуправления.
Читайте так же:
Какие документы нужны для развода через суд с детьми

Примеры.

Итальянский и немецкий фашизм, советский социализм периода И.В. Сталина, китайский маонизм и др.

Виды режимов

Политический режим — это комплекс методов и средств, через которые реализуется политическая власть. Понятие включает в себя:

  • степень участия граждан в принятии управленческих решений государством;
  • характер формирования политических институтов;
  • объем политических свобод;
  • мобильность элит (закрытые или открытые);
  • правовой статус личности.

Режим правления — это динамическая (изменяющаяся) сторона политической системы. На основе режима складывается политический климат и возникают суждения по поводу характера организации политического устройства в государстве.

Схожие формы правления способны порождать различные политические режимы.Разберемся, какие факторы их формируют.

Факторы формирования политических режимов

Прежде чем разбираться с понятием и видами режимов власти, нужно понять, какие факторы способствуют их формированию. Например:

  • уровень сформированности политической культуры;
  • характер политического сознания людей;
  • преобладающий тип политического поведения;
  • степень развитости общественно-политических традиций;
  • особенности политической элиты;
  • интенсивность политических процессов;
  • преобладающий тип легитимности власти (харизматический, традиционный и рационально-легальный).

Виды политических режимов

Главный критерий выделения типов политических режимов — совокупность прав и свобод, которые предоставляются населению государством.

В учебниках по обществознанию встречаются различные типологии политических режимов. Приведем наиболее общепринятую:

  • Демократический — государственная власть создается и действует по принципу подчинения меньшей части населения большей.
  • Авторитарный — во главе власти находится одно лицо, государственная власть осуществляется по его произволу, мнение большинства населения не учитывается.
  • Тоталитарный — абсолютный контроль государства над всеми областями общественной жизни, подчинение человека власти и господствующей идеологии.
  • Переходный — временный режим, формируется вследствие революции или политического переворота.
  • Чрезвычайный — временный режим, формируется при стихийных бедствиях природного или техногенного характера.

Рассмотрим три основных вида режимов: тоталитарный, авторитарный, демократический, а также их подвиды.

Тоталитарный режим

Тоталитаризм (от лат. totalis «весь, целый, полный») — это режим полного контроля со стороны государства над всеми сферами жизни общества и каждым человеком посредством прямого вооруженного подписания.

Чаще всего в рамках тоталитарного режима власть реализуется одним человеком либо узкой группой лиц через распространение единой идеологии, пропаганды культа личности вождя или правящей элиты.

Ключевой инструмент власти — террор, который может перерастать в геноцид.

Признаки тоталитарного политического режима:

  • тотальный контроль государства над обществом;
  • всеобщая концентрация власти в руках правящего меньшинства;
  • концепция жесткого полицейского террористического контроля над всеми гражданами;
  • политизация общественной жизни;
  • однопартийность, отсутствие оппозиции;
  • единая идеология общественно-социальной сферы общества;
  • стандартизация политической, общественной и духовной жизни;
  • идеологизация.

Подвиды тоталитаризма: коммунизм, фашизм, национал-социализм.

Авторитарный режим

Авторитаризм (от лат. auctoritas «власть, влияние») — политический режим, при котором носитель власти провозглашает себя имеющим право на власть.

Это промежуточное звено между тоталитаризмом и демократией. Для авторитаризма характерна неограниченная власть государственного аппарата с элементами принудительных и силовых способов влияния на социальные процессы. В тоже время возможна частная инициатива, рыночная конкуренция, гражданская компонента общества.

Признаки авторитарного политического режима:

  • централизация власти в руках одного или нескольких тесно взаимосвязанных органов;
  • значительное ограничение политических прав и свобод граждан;
  • отсутствие четкого разграничения ветвей власти на законодательную, исполнительную и судебную;
  • имитация многопартийности;
  • формирование органов власти производится в соответствии с личными симпатиями политического лидера;
  • силовые структуры имеют опосредованное отношение к обществу, т. е. используются исключительно в политических целях;
  • командные и административные методы государственного управления, при этом отсутствуют насильственные рычаги давления.
Читайте так же:
Обязанность собственника нести расходы по содержанию имущества

Авторитарное правление может проявляться в таких формах, как:

  • Прямое военное правление — для этой формы характерен захват политической власти группой высших офицеров (которые для этого используют армию). Например: «черные полковники» в Греции в середине XX в.
  • Теократическое правление — при этой форме государство возглавляет элитарное духовенство. Обычно такое правление формируется на основе харизмы духовного лидера, который и становится главой государства. Например: Иран во времена аятоллы Хомейни.
  • Монархическое самодержавие — власть в государстве концентрируется в руках монарха, который обладает всеми властными полномочиями, в том числе законодательными и исполнительными. Например, режимы абсолютной монархии.
  • Режим личной власти — это крайняя форма авторитаризма, которая предполагает захват власти и ее удержание одним лицом. Например: власть генерала Пиночета в Чили.

Преимущества авторитарного политического режима: общественный порядок, политическая стабильность, способность мобилизовать общественные ресурсы на выполнение определенных задач.

Недостатки: жесткая централизация власти, аполитичный настрой граждан.

Демократический режим

Демократия (греч. δημοκρατία «народовластие») — политический режим, при котором единственным источником власти является народ. Власть осуществляется по воле и в интересах народа. Проще говоря, под демократией понимают метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса.

Выделяют три вида демократии:

Прямая демократия — система, при которой обладающие правом голоса граждане участвуют в принятии решения общественно-политической жизни общества. Такая система возможна в небольших поселениях.

Представительная демократия — система, при которой решение значимых политических, социальных и других вопросов принимают выбранные представители, у которых есть полномочия. Такой вид демократии распространен в современном мире.

Плебисцитарная демократия — система, в которой проект решения вопроса или закона выставляется на голосование. Сейчас такой вид демократии реализуется через референдумы.

Все три вида демократии могут существовать в рамках одного государства в один момент времени.

Главная особенность демократического политического режима заключается в возможности гражданам принимать непосредственное участие в политической жизни государства.

Признаки демократического политического режима:

  • народовластие;
  • четкое разделение ветвей власти на законодательную, исполнительную и судебную;
  • выборность органов государственной власти;
  • децентрализация государственной власти;
  • политический плюрализм или многопартийность;
  • гласность;
  • свобода рыночной экономики;
  • наличие большого пласта социальных гарантий, реализация прав и свобод человека и гражданина.

Признаки политических режимов

Чтобы вам было легче сравнить и запомнить ключевые признаки политических режимов государства, мы собрали их в таблицу.

Признак

Тоталитаризм

Авторитаризм

Демократия

Участие граждан в выборах органов власти

отсутствует либо имеет формальный характер

ограниченное с допуском отдельных категорий

полное через свободные выборы

Гарантии прав и свобод

Особенности политического лидерства

харизматический правитель с неограниченными полномочиями

сильный лидер с большой властью, если избирается, то набирает подавляющее большинство голосов

глава государства избирается гражданами на демократических выборах

Степень верховенства закона

все зависит от мнения правителя, закон зачастую вторичен

неполная, в ряде сфер (особенно политической) преобладает мнение правителя

полное верховенство закона, правовое государство

Учет интересов меньшинства в процессе принятия управленческих решений

учитываются у отдельных категорий

учитываются и выполняются властью

Политический плюрализм

существует в отношении любых политических сил, не запрещенных законом

Многопартийность

имеет формальный характер

Место СМИ

подчинены и контролируются государством

формально свободны, но реально связаны с государством

независимы от государства, выражают различные мнения, в том числе оппозиционные

В чем заключаются отличия и сходства авторитарного и тоталитарного режимов

Главное отличие авторитаризма от тоталитарной власти (тоталитаризма) — это отсутствие идеологии и невмешательство в жизнь обычного гражданина. При обеих формах правления во главе государства стоит лидер. Однако авторитарному режиму важна власть и ее сохранение ради господства одной правящей группировки, поэтому все внимание сконцентрировано на политических вопросах и борьбе с конкурентами.

Читайте так же:
Постановка на учет в уфмс иностранных граждан

Определение понятий

Если кратко, то и авторитаризм, и тоталитаризм — два недемократических режима. Эти формы правления имеют не только отличия, но и общие черты. Их объединяет игнорирование интересов отдельной личности.

Тоталитарный режим

Многие наслышаны, что тоталитаризм — контролирование государством общественной и частной жизни. При власти находится сильный лидер, отождествляющий себя с государственной идеологией. Разрешена только одна политическая партия. Преследуются оппозиция и инакомыслие. Большая часть населения идентифицирует себя с властью, приветствует государственную идеологию и является членом доминирующей партии.

Шесть признаков тоталитаризма:

  • тоталитарная идеология;
  • сильный лидер во главе единственной государственной партии;
  • порядок обеспечивается карательными методами;
  • контроль СМИ, цензура и отсутствие плюрализма;
  • государственная монополия во всех сферах;
  • плановая экономика.

Для тоталитарного режима характерна единая, хорошо проработанная идеология. Правящая верхушка ассоциирует себя с идеологическим учением. На идеологии основывается политика, проводимая правительством.

закрыть глаза

Граждане, не принимающие государственные идеи, попадают в ряды инакомыслящих, за что их наказывают. Население обязано активно участвовать в политической и общественной жизни. Примеры: СССР, КНДР, Муссолини в Италии (1922-1945) и Гитлер в Германии (1933-1945).

Авторитарный режим

Это форма правления, при которой вся власть сосредоточена в руках лидера или правящей партии, но гражданам гарантирован ряд свобод. Социально-политическая система при таком режиме подчинена главе государства. Отношения между властью и обществом построены на принуждении, а не на идеологии или убеждении. Граждане фактически не участвуют в принятии важных законов и решений, их права и свободы подавляются.

Основные черты авторитаризма:

  • при власти находится лидер или одна правящая партия;
  • иерархическая структура, госаппарат формируется путем кадровых назначений;
  • ограничены права и свободы граждан;
  • ограниченный плюрализм в политических вопросах;
  • разрешена многопартийность при условии лояльности к правящему режиму;
  • монополизация политики;
  • не контролируются государством — экономика, культура, религия, частная жизнь;
  • рыночная экономика, частное предпринимательство;
  • цензура СМИ;
  • полномочия верхушки не ограничены законом;
  • большинство законов носит неправомерный характер;
  • порядок обеспечивают полиция, армия, органы безопасности.

главный маршал

Авторитаризм иногда сочетается с автократией (абсолютизмом) и диктатурой отдельной личности. Такой режим не требует преданности со стороны населения, но не терпит открытого политического противостояния и не любит партийной конкуренции. На выборах возможны фальсификации с целью сохранения власти в руках одной правящей группировки. Единственно возможный способ смены правительства — революционный переворот. Примеры: современная Россия, Украина, Белоруссия.

Чем отличаются

Главное отличие этих двух режимов — различия в степени влияния на жизнь всего общества и отдельного гражданина. При авторитаризме верхушка проявляет интерес исключительно к политическим вопросам. Тоталитаризму важен контроль над всеми сферами жизни общества.

Идеология и устройство

При тоталитаризме есть государственная идеология, а лидер является носителем идеологических принципов. Государство контролирует все сферы жизни. Граждане всецело разделяют государственную идеологию, основанную на принципах равенства и социальной справедливости. В стране не разрешается инакомыслие.

При авторитаризме, наоборот, нет государственного регулирования, социальной справедливости и идеологии, но есть подавление в сфере политики. Лидер или правящая группировка обеспокоены исключительно сохранением власти и жаждой личной наживы.

Политика и оппозиция

Тоталитаризм — это когда при власти находится только одна политическая партия. Оппозиции при данном режиме не существует. При авторитаризме, наоборот, разрешена многопартийность и оппозиционные течения. В этом и заключается разница между двумя формами правления. Правда, оппозиция, критикующая власть, не приветствуется ни при каком режиме.

Роль главы

При обоих режимах во главе государства находится лидер. При авторитаризме государственный руководитель может не пользоваться авторитетом среди населения, главное, чтобы его поддерживала правящая партия.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию