Femida96.ru

Юридическая помощь для всех
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Права налогоплательщиков при выездных налоговых проверках

Налоговый контроль: всё, что надо знать налогоплательщику

Налоговый контроль: всё, что надо знать налогоплательщику

Мероприятия налогового контроля – основной инструмент, используемый налоговыми органами для формирования доказательственной базы в вопросах налогового администрирования. На что имеет право налогоплательщик, когда дело доходит до допроса, дачи пояснений или выемки документов?

Мероприятия налогового контроля можно условно разделить на «основные» и «сопутствующие».«Основные» – это камеральная и выездная налоговые проверки, то есть те действия налоговых органов, которые могут повлечь за собой изменение налоговых обязательств налогоплательщика. «Сопутствующие» связаны с проведением проверок и формируют доказательственную базу в рамках спора с налоговым органом. Это может быть допрос свидетеля, получение пояснений налогоплательщика, выемка, осмотр территории/документов, ответ на требование налоговой о предоставлении документов.

Если «основным» мероприятиям налогового контроля уделяется достаточно много внимания, то с «сопутствующими» налогоплательщики сталкиваются значительно реже. Вместе с тем от того, насколько качественно, законно проведены и оформлены налоговиками «сопутствующие» мероприятия, будет зависеть исход спора с налоговым органом.

Какие права предоставлены Налоговым кодексом налогоплательщикам, на что обратить внимание и как вести себя при проведении «сопутствующих» мероприятий налогового контроля, рассказывает Елена Чурсина, заместитель руководителя департамента российской налоговой практики IPT Group.

Какие нормы регламентируют действия налогового органа при проведении мероприятий налогового контроля?

В первую очередь правила проведения мероприятий налогового контроля, права и обязанности налоговых органов и налогоплательщиков регламентирует Налоговый кодекс.

Кроме того, рекомендации для налоговых органов по проведению мероприятий налогового контроля, с которыми будет полезно ознакомиться налогоплательщикам, содержатся и в письмах ФНС России:

· письмо от 17.07.2013 № АС-4-2/12837@;

· письмо ФНС России от 23.05.2013 № АС-4-2/9355;

· письмо ФНС России от 25.07.2013 № АС-4-2/13622 и другие.

Формы документов, предусмотренных НК и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, утверждены приказом ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189.

Какими могут быть «сопутствующие» мероприятия в рамках налогового контроля?

К таким мероприятиям относятся следующие действия налоговых органов:

– осмотр территории, помещений, документов и предметов;

– направление требования о предоставлении документов/информации.

Кого могут вызвать на допрос в налоговый орган и как он проходит?

Следует различать допрос свидетеля и дачу лицом пояснений. Оба действия происходят по инициативе налогового органа, но имеют существенные отличия.

Проведение допроса регламентировано ст. 90 НК. На допрос может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. На проведение допроса вызывают повесткой, в которой четко указываются дата, время и место проведения допроса. Ответственность за неявку либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля, – штраф 1000 руб., отказ свидетеля от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний – штраф 3000 руб. (ст. 128 НК). Нужно помнить, что налоговая должна подтвердить факт того, что лицо получило повестку и что лицо не известило о наличии уважительных причин неявки. Право не свидетельствовать против себя и своих близких, гарантированное ст. 51 Конституции Российской Федерации, здесь также учитывается.

Читайте так же:
Порядок выхода на пенсию сотрудников мвд

Для дачи пояснений на основании подп. 4 п. 1 ст. 31 НК может быть приглашено на основании письменного уведомления лицо, заведомо заинтересованное в исходе дела, – как правило, это директор или главный бухгалтер. Для дачи пояснений приглашают во время проведения выездной или камеральной налоговой проверки вне рамок проверки, например, на заседание комиссии по легализации налоговой базы или для вручения документов, связанных с налоговой проверкой.

Ответственность за отказ в даче пояснений не предусмотрена. Вместе с тем за неявку без уважительных причин могут привлечь к административной ответственности по ст. 19.4 КоАП в виде предупреждения или штрафа в размере от 500 до 1000 рублей для граждан и от 2000 до 4000 рублей для должностных лиц.

Продолжительность допроса НК РФ не регламентируется. Однако если допрос длится более 4 часов, то по аналогии с уголовно-процессуальным законодательством (в котором предусмотрено, что допрос не может продолжаться более 4 часов), рекомендуется заявить ходатайство о перерыве либо рассмотреть вопрос о переносе допроса.

По результатам допроса или дачи пояснений составляется протокол.

Нужно внимательно изучить протокол допроса свидетелей, используемый как доказательство в споре с налоговым органом. Под сомнение можно поставить показания о сделке с проверяемым налогоплательщиком тех свидетелей, к должностным обязанностям которых не относилось заключение сделки, исполнение сделки («свидетель говорит о том, чего не может знать»).

Нередко при формулировании должностным лицом налогового органа записей в протоколе («сокращении сказанного») искажается смысл показаний.

Кроме того, следует обратить внимание, что к акту проверки должны быть приложены протоколы допроса всех свидетелей, а не только тех, чьи показания подтверждают позицию налогового органа.

Какие вопросы могут задаваться в ходе допроса?

Налоговые органы могут задавать любые вопросы, которые, с их точки зрения, помогли бы получить необходимые сведения об исчислении и уплате налогов.

Если Вас вызвали в налоговый орган, рекомендуем ознакомиться с перечнем вопросов, которые подготовила ФНС России для нижестоящих налоговых органов, подлежащих обязательному выяснению у сотрудников и у руководителя налогоплательщиков (по выбору контрагентов, процедуре подписания договоров, учету товарно-материальных ценностей), изложенных в письме ФНС России от 13.07.2017 № ЕД-4-2/13650@ «О направлении методических рекомендаций по установлению в ходе налоговых и процессуальных проверок обстоятельств, свидетельствующих об умысле в действиях должностных лиц налогоплательщика, направленном на неуплату налогов (сборов)» (вместе с «Методическими рекомендациями «Об исследовании и доказывании фактов умышленной неуплаты или неполной уплаты сумм налога (сбора)», утвержденными СК России, ФНС России).

Читайте так же:
Закрытие 25 счета в налоговом учете

В то же время в этом документе приведен неисчерпывающий перечень вопросов, которые могут быть заданы налоговым органом.

Как проходит осмотр территории лица, в отношении которого проводится налоговая проверка, документов и предметов?

Процедура осмотра также регламентируется НК (ст. 92 НК).

Налоговый орган, чтобы выяснить обстоятельства, имеющие значение для полноты проверки, получает доступ на территорию налогоплательщика в рамках проведения выездной налоговой проверки, либо же, в соответствии с нововведениями в НК, действующими с 1 января 2015 г., осмотр может проходить и в рамках камеральной проверки деклараций по налогу на добавленную стоимость (п. 8 и 8.1 ст. 88 НК).

Осмотр территории лица, в отношении которого проводится налоговая проверка, документов и предметов производится на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего эту налоговую проверку. Постановление должно быть утверждено руководителем налогового органа или его заместителем.

Ответственность за отказ в доступе представителю налоговой к осмотру территорий, помещений налогоплательщика – административный штраф 10 000 рублей (ст. 19.7.6 КоАП).

Каковы особенности процедуры осмотра?

Цель проведения осмотра в том, чтобы проверить, насколько фактические данные осмотра соответствуют тем документальным данным, которые заявил налогоплательщик. Особенность мероприятия заключается в том, что при осмотре территории обязательно должны присутствовать понятые – не менее двух лиц, не заинтересованных в исходе дела. Также при проведении осмотра вправе участвовать лицо, в отношении которого осуществляется налоговая проверка, или его представитель, а также специалисты. В необходимых случаях при осмотре производятся фото- и киносъемка, видеозапись, снимаются копии с документов или другие действия.

По результатам проведения осмотра составляется протокол.

Что представляет из себя процесс выемки документов либо предметов?

Выемка документов либо предметов – мероприятие налогового контроля, которое может проводиться только в рамках выездной налоговой проверки.

Побудить к проведению выемки могут следующие обстоятельства:

– требуемые налоговой документы не представлены в указанный срок;

– налоговая планирует провести экспертизу.

Чтобы провести выемку, нужно мотивированное постановление должностного лица, утвержденное руководителем/заместителем руководителя органа, проводящего выездную налоговую проверку.

На процедуру накладываются определенные ограничения:

– нельзя проводить выемку в ночное время;

– нельзя изымать предметы и объекты, не имеющие отношения к предмету проверки;

– выемку нельзя проводить в жилых помещениях.

До того, как произведется выемка, налоговые органы предлагают добровольно выдать требуемые документы либо предметы. В случае, если налогоплательщик отказывается сделать это добровольно, то в присутствии понятых и самого налогоплательщика проводятся меры по изъятию этих документов. Все сведения заносятся в протокол, который вручается под роспись лицу, в отношении которого проводилась выемка.

Как должен быть оформлен протокол?

Читайте так же:
Заявление на проверку бухгалтерии по алиментам образец

Порядок оформления протокола регламентируется ст. 99 НК РФ.

В протоколе должна быть зафиксирована следующая информация:

– порядок проведения проверки;

– сведения о ходе мероприятия;

– какие средства фиксации использовались при проведении мероприятия (фото-, видеосъемка, аудиозапись);

– какие документы предъявлялись.

Изъятые документы и предметы перечисляются и описываются в протоколе выемки либо в прилагаемых к нему описях с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а по возможности – стоимости предметов.

В случаях, если для проведения мероприятий налогового контроля недостаточно копий документов проверяемого лица и у налоговых органов есть достаточные основания полагать, что подлинники документов могут быть уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены, должностное лицо налогового органа вправе изъять подлинники документов (в таком случае лицу должны быть переданы заверенные налоговым органом копии изъятых документов).

Все изымаемые документы и предметы предъявляются понятым и другим лицам, участвующим в производстве выемки, и в случае необходимости упаковываются на месте выемки.

Изъятые документы должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью или подписью налогоплательщика.

Копия протокола о выемке документов и предметов вручается под расписку или высылается лицу, у которого эти документы и предметы были изъяты.

3 важнейших правила выездных проверок, о которых нужно помнить юристам и бизнесу

При проведении выездной налоговой проверки перед налогоплательщиком, как правило, стоят две задачи. Первая – минимизировать негативные экономические последствия такой проверки, то есть уменьшить суммы начисленных налогов, пени и штрафов. Вторая задача – продолжать свою обычную хозяйственную деятельность в условиях своеобразного налогового штурма.

Важнейшие права налогоплательщика при проведении налоговой проверки – это подача возражений на акт проверки и/или на дополнение к акту проверки. По моему мнению, они должны быть максимально подробными, чтобы налоговый орган учел их при вынесении решения, а в случае, если все-таки не усмотрит оснований для их удовлетворения, для дальнейшего эффективного обжалования решения, вынесенного по результатам налоговой проверки в вышестоящий налоговый орган и суд.

Как показывает практика последних лет, именно на стадии досудебного обжалования путем подачи мотивированных возражений налогоплательщика можно добиться существенного снижения начисленных налогов и санкций. Например, в 2020 году именно на стадии подачи возражений на акт проверки удалось убедить районную налоговую инспекцию одного из крупнейших районов Ленинградской области уменьшить начисления налогов примерно в семь раз, с 70 до 10 миллионов рублей.

Срок предоставления возражений на акт проверки составляет один месяц (пункт 6 статьи 100 НК РФ). Однако если по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, которые включают в себя и возражения налогоплательщика, инспекцией было вынесено решение о проведении дополнительных мероприятий налогового органа, срок для предоставления возражений на дополнительный акт проверки сокращается до 15 дней (пункт 6.2 статьи 101 НК РФ).

Читайте так же:
Когда начинают оформлять пенсию по старости

Следует также обратиться к статье 6.1 НК РФ, которая регулирует порядок исчисления сроков в целях применения налогового законодательства. Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока. Срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. Эти нюансы очень важны, так как зачастую налоговый орган пользуется указанными нормами не в интересах налогоплательщика. Например, в 2019 году строительной компании из Санкт-Петербурга акт проверки был вручен 30 декабря 2019 года. В такой ситуации последним днем срока для предоставления возражений на акт проверки являлось 31 января 2020. Поэтому важно заранее готовить материалы, которые будут использованы в возражениях.

Предоставление возражений на акт проверки и на дополнительный акт (если были проведены дополнительные материалы налогового контроля) увеличивает срок вынесения самого решения по результатам налоговой проверки, которое после его обжалования в порядке статьи 138 НК РФ вступает в законную силу и обязует налогоплательщика заплатить начисленные налоги, пени и штрафы.

Таким образом, даже если налоговый орган не учтет возражения налогоплательщика при вынесении решения по результатам налоговой проверки, сама реализация права на предоставление возражений позволяет получить проверяемому лицу фору во времени до момента наступления обязанности по уплате налога, то есть налогоплательщик может запланировать свои платежи.

Право на ознакомление

С правом на подачу возражений на акт проверки неразрывно связано право налогоплательщика на ознакомление с материалами налоговой проверки. Часть 2 статьи 101 НК РФ предусматривает право лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, ознакомиться с материалами налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля в течение срока, предусмотренного для представления письменных возражений (пункты 6 и 6.2 статьи 100 НК РФ). Налоговый орган обязан не позднее двух дней со дня подачи заявления на ознакомление обеспечить возможность ознакомиться с материалами налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля на территории налогового органа путем их визуального осмотра, изготовления выписок, снятия копий. По окончании ознакомления составляется протокол в соответствии со статьей 99 настоящего НК РФ.

Настоятельно рекомендую детально готовить заявление на ознакомление с материалами проверок. В актах налоговых проверок, как правило, упоминается отчетность контрагентов, информация по движению денежных средств, протоколы допросов свидетелей и иные документы. Необходимо сверять приложения к акту проверки, которые предоставляет налоговый орган, с его содержанием и запрашивать по перечню конкретные недостающие документы.

Важно также запрашивать процессуальные документы, такие как требования о предоставлении документов и информации, повестки о вызове на допросы, решения о проведении экспертиз. То есть все те документы, нарушение регламента составления/вручения которых в совокупности с другими доказательствами может повлечь за собой либо отмену (полностью или в части) решения налогового органа или признание его судом недействительным. Нарушение сроков на ознакомление с материалами проверок, как и неполное ознакомление по заявлению налогоплательщика, может сыграть негативную роль для налогового органа при его оспаривании на любых стадиях этого процесса.

Читайте так же:
Расчет коэффициента стажа для пенсии

Право на продление сроков

Налогоплательщикам при проведении налоговой проверки следует пользоваться и своим правом на продление сроков ответа на требования налогового органа о предоставлении документов и информации. Налоговым кодексом РФ предусмотрено, что в случае, если проверяемое лицо не имеет возможности представить требуемые документы в течение срока, предусмотренного частью 3 статьи 93 НК РФ (в стандартной ситуации это десять рабочих дней), то налогоплательщик в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, письменно уведомляет об этом проверяющих должностных лиц налогового органа и информирует о сроках, в течение которых документы смогут быть предоставлены.

Поскольку налоговые органы обычно запрашивают огромный объем документов (а период налоговой проверки – три года, предшествующих году проведения проверки), то для подготовки ответа требуются не только сотрудники, имеющие свободное время от основной работы, но также и специальная (копировальная, множительная) техника. Безусловно, необходимо также непосредственное нахождение сотрудников в месте хранения документации. В условиях пандемии, когда значительная часть работников если не находится в условиях самоизоляции, то осуществляет свои трудовые функции дистанционно, исполнить требования налогового органа фактически невозможно. Об этом обязательно надо известить налоговый орган в срок и по форме, предусмотренной НК РФ. Такое уведомление исключает, по моему мнению, возможность привлечения к ответственности по статье 126 НК РФ, поскольку отсутствует такой обязательный элемент налогового правонарушения, как вина налогоплательщика в его совершении.

Напомню, что пунктом 9 статьи 89 НК РФ предусмотрено, что на период действия срока приостановления проведения выездной налоговой проверки (общий срок приостановления составляет шесть месяцев) приостанавливаются также действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика. То есть, если требование о предоставлении документов было получено налогоплательщиком в период приостановления налоговой проверки, то в его исполнении налоговому органу следует отказать. Именно это было сделано в ноябре 2020 года одним из проверяемых налогоплательщиков районной инспекцией ФНС, находящейся на территории Санкт-Петербурга.

Таким образом, налоговая проверка – это не односторонний процесс, при котором налогоплательщик должен только исполнять обязанности. Это также взаимодействие с налоговым органом, направленное на пресечение требований налогового органа, не соответствующих закону; исполнение требований налогового органа в максимально комфортном для налогоплательщика режиме, путем реализации его прав; получение максимального объема информации по ходу проведения налоговой проверки в целях предоставления полных и мотивированных возражений по выводам проверяющих, которые должны и могут быть учтены при вынесении решения по результатам налоговой проверки.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию