Femida96.ru

Юридическая помощь для всех
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Правила расчета пени по налогам

Расчет пеней по налогам (взносам)

Пеня — это денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (п. 1 ст. 75 НК РФ).

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора (п. 3 ст. 75 НК РФ). При этом в ст. 75 НК РФ не сказано, начисляются ли пени за день, в котором налог или сбор фактически был уплачен. По мнению Минфина РФ за день уплаты налога (сбора) пени не начисляются (письмо Минфина РФ от 05.07.2016 № 03-02-07/2/39318). Но такую выгодную для налогоплательщика позицию контролирующие органы разделяли не всегда (подробнее см. здесь).

В случае уплаты пени по страховым взносам на травматизм рассчитывать сумму пени нужно по день уплаты (взыскания) взносов включительно (п. 3 ст. 26.11 Федерального закона от 04.07.1998 № 125-ФЗ).

Не начисляются пени на сумму недоимки, которую налогоплательщик не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа или суда были приостановлены операции налогоплательщика в банке или наложен арест на имущество налогоплательщика. В этом случае пени не начисляются за весь период действия указанных обстоятельств.

Подача заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки) или инвестиционного налогового кредита не приостанавливает начисления пеней на сумму налога, подлежащую уплате.

Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога, сбора или взноса.

С 1 октября 2017 года в соответствии с п. 4 ст. 75 НК РФ в редакции Федерального закона от 30.11.2016 № 401-ФЗ для юридических лиц процентная ставка пени принимается равной:

  • за просрочку исполнения обязанности по уплате налога сроком до 30 календарных дней (включительно) — 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (далее — ЦБ РФ);
  • за просрочку исполнения обязанности по уплате налога сроком свыше 30 календарных дней — 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в период до 30 календарных дней (включительно) такой просрочки, и 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в период, начиная с 31-го календарного дня такой просрочки.

Новые правила расчета применяются в отношении недоимки, образовавшейся с 01.10.2017, т.е. в отношении суммы налога, сбора, взноса, не уплаченной после 30.09.2017 в установленный законодательством о налогах и сборах срок.

Для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, процентная ставка пени принимается равной — 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ за все дни просрочки.

За просрочку уплаты страховых взносов на травматизм, независимо от правового статуса плательщика, процентная ставка пени принимается равной — 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ за все дни просрочки (п. 3 ст. 26.11 Федерального закона от 04.07.1998 № 125-ФЗ).

Обратите внимание! С 1 января 2016 года значение ставки рефинансирования приравнено к значению ключевой ставки Банка России (Информация ЦБ РФ от 11.12.2015). С 1 января 2016 года самостоятельное значение ставки рефинансирования не устанавливается.

ПРАВИЛА РАСЧЕТА ПЕНИ ПО НАЛОГАМ

Если налоговые платежи перечисляются в бюджет с опозданием (то есть с нарушением установленных сроков), то помимо самих налогов необходимо дополнительно уплатить еще и пени. Расчет пеней по налогам является, пожалуй, одной из самых рутинных задач, которую приходится решать бухгалтеру. Впрочем, для ее успешного выполнения ему нужно учесть ряд нюансов.

Вначале напомним основные тезисы, касающиеся исполнения обязанности по уплате налога, определенные п. 3 ст. 45 НК РФ:

  • обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком только после предъявления им соответствующего поручения в банк. Данное поручение подтверждает перечисление денежных средств на счет Федерального казначейства;
  • на банковском счете налогоплательщика, предъявляющего поручение, должна быть достаточная сумма денежного остатка на момент совершения платежа.

Что такое пеня по налогам?

В соответствии с п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов (включая налоги, уплачиваемые в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза) в более поздние по сравнению с установленными налоговым законодательством сроки.

Словом, пеня является средством обеспечения своевременной уплаты налога. Но не только. Кроме того, пени могут быть начислены также в случаях выявления налоговиками занижения суммы налогового платежа или перечисления налоговым агентом налоговых платежей позже установленного срока.

Случаи, когда пени не начисляются.

пени не начисляются

Налоговым кодексом определен ряд случаев, когда пеня не начисляется. Они поименованы в п. 3 и 8 ст. 75 НК РФ:

  • арест имущества налогоплательщика на основании решения налогового органа;
  • арест денежных средств или иного имущества налогоплательщика, а также приостановление операций по счетам в банках на основании решения суда;
  • выполнение письменных рекомендаций уполномоченных органов.

Важная деталь: в первых двух случаях освобождение от уплаты пеней работает лишь в период действия указанных в них обстоятельств. Подача заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки) или инвестиционного налогового кредита не приостанавливает начисление пеней на сумму налога, подлежащую уплате (абз. 2 п. 3 ст. 75 НК РФ).

Порядок начисления пени.

Начисление пени производится за каждый календарный день текущей просрочки уплаты налогового платежа. К примеру, налог нужно заплатить до 25 июля, но налогоплательщик не смог внести необходимую сумму для погашения налоговой задолженности до указанной даты включительно. Следовательно, с 26 июля начинает начисляться пеня. Начисление пени будет производиться до дня погашения налоговой задолженности в полном ее объеме.

Иными словами, для определения величины пени нужны сумма налоговой задолженности и период просрочки (п. 3 ст. 75 НК РФ).

Однако при исчислении периода просрочки (за который начисляются пени) необходимо учесть одну особенность: налоговым законодательством точно определен лишь первый день такого периода – день, следующий за установленным днем уплаты налога или сбора. О последнем дне расчетного периода в п. 3 ст. 75 НК РФ не сказано ни слова. Зато в п. 4 названной статьи содержится важная оговорка – пеня определяется за каждый день просрочки.

Предположим, что налогоплательщик уплатил налог с нарушением установленного срока: не 25 июля, а лишь 16 августа 2016 года. Какой день – 15 или 16 августа следует считать последним днем просрочки? Возможны варианты.

Читайте так же:
Расчет пенсии военнослужащего по смешанному стажу

Два мнения по поводу одного дня.

начисление пени

В недавнем Письме Минфина России от 05.06.2016 № 03‑02‑07/39318 изложена следующая точка зрения: Налоговым кодексом не предусмотрено начисление пеней за день, в котором просрочка исполнения обязанности по уплате налога отсутствует. Финансисты рассуждают так: в момент предъявления в банк платежного поручения просрочка исполнения обязанности по уплате налога в силу п. 3 ст. 45 НК РФ отсутствует. Следовательно, день погашения налоговой задолженности не должен учитываться при расчете пени.

Сказанное означает следующее. К примеру, налог на прибыль по сроку должен быть уплачен 28 июля 2016 года. Однако налогоплательщик платежное поручение направил лишь на следующий день, то есть 29 июля. Формально в описанной ситуации имеется однодневная просрочка. Но! В соответствии с п. 3 ст. 75 НК РФ период просрочки начинается с 29 июля, то есть в день, когда в банк подано платежное поручение, а налог (как отмечено в Письме № 03‑02‑07/39318) считается уплаченным. Получается, что в данном случае нет никакой просрочки. Идем дальше.

Обозначенная позиция финансистов отличается от мнения налоговиков относительно последнего дня периода просрочки. Последние при расчете величины пеней, как правило, руководствуются разъяснениями, содержащимися в п. 57 и 61 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57, где сказано (практически дословно), что пени начисляются по день фактического погашения недоимки.

Иными словами, налоговики настаивают на включении дня погашения налоговой задолженности в период для расчета пеней, тогда как финансисты считают, что этот день следует исключить из расчета. То есть предметом разногласий представителей двух контролирующих ведомств является день погашения задолженности.

Учитывать (или нет) его при определении размера пени – решать вам, исходя из возможных рисков. Со своей стороны добавим, что финансисты в Письме № 03‑02‑07/39318 высказали (на наш взгляд) более обоснованную точку зрения по анализируемому вопросу, нежели высшие арбитры, которые ограничились, по сути, лишь указанием на необходимость включения спорного дня в период просрочки, при этом никак не аргументируя свою позицию.

Но вернемся к нашему примеру. Учитывая разъяснения Минфина, получается, что пени налогоплательщик должен исчислить за 21 день, то есть с 26 июля по 15 августа.

Итак, для расчета пени по налогам нужны сумма налоговой задолженности и две даты – определенный налоговым законодательством срок уплаты налога и дата погашения недоимки.

Формула расчета пени.

Формула для расчета пени по налогам приведена в п. 4 ст. 75 НК РФ.

Важная деталь: с 2016 года значение ставки рефинансирования приравнено к ключевой ставке (Указание Банка России от 11.12.2015 № 3894‑У).

Для расчета пеней ключевая ставка применяется в том размере, в котором она действовала в период просрочки. Расчет усложняется, если ключевая ставка изменяется в периоде просрочки.

С 14 июня 2016 года величина ключевой ставки составляет 10,5% (Информация Банка России от 10.06.2016).

Обратите внимание

В начале августа на сайте regulation.gov.ru было размещено уведомление о разработке проекта поправок в ст. 75 НК РФ, целью которых является увеличение ставки пени. Но текст самого законопроекта пока не опубликован.

Пример 1

Величина просроченного налогового платежа за период с 26 июля по 15 августа 2016 года составила 178 000 руб.

Размер пени составит 1 308,3 руб. (178 000 руб. х 1/300 х 0,105 х 21 дн.).

Налоговая задолженность может погашаться частями. Как это скажется на расчете пеней – покажем на примере.

Пример 2

Воспользуемся данными предыдущего примера. Уплату налога (178 000 руб.) налогоплательщик произвел двумя платежами:

​ВС дал разъяснения о механизме расчета неустойки

Разъяснения по ряду актуальных вопросов судопроизводства дал Верховный суд РФ в опубликованном 24 октября 193-страничном обзоре судебной практики, третьем в текущем году. (Об анализе практики коллегии ВС по экономическим спорам читайте в материале Legal.Report ВС поправил арбитражи по применению постановления КС, коллегии по гражданским делам – в материале ВС обобщил практику разрешения гражданских споров, коллегии по административным делам – в материале ​Верховный суд выступил в защиту прав человека.)

В подборке ответов ВС даются толкования по восьми вопросам, возникающим в судебной практике, в том числе процессуальным. Так, Верховный суд разъясняет, какому суду подведомственны дела об оспаривании юридическим лицом постановления, действий (бездействия) должностного лица службы судебных приставов, связанных с исполнением постановления органа, должностного лица о привлечении к административной ответственности, если дела об оспаривании таких постановлений органа подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции.

Также ВС отвечает судам, на какой момент определяется размер ставки рефинансирования Центрального банка РФ для расчета подлежащей взысканию на основании судебного решения законной неустойки за просрочку исполнения обязательств по оплате потребления энергетических ресурсов.

Ст. 25 Федерального закона от 31 марта 1999 г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», ст. 26 Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», ст. 15 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении», ст. 13 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и ст. 155 Жилищного кодекса РФ установлена законная неустойка за просрочку исполнения обязательства по оплате потребления соответствующих энергетических ресурсов. Согласно данным нормам размер неустойки определяется в зависимости от ставки рефинансирования Центрального банка РФ (далее – ставка), действующей на дату уплаты пеней на не выплаченную в срок сумму.

Следовательно, при добровольной уплате названной неустойки ее размер по общему правилу подлежит исчислению по ставке, действующей на дату фактического платежа.

При этом закон не содержит прямого указания на применимую ставку в случае взыскания неустойки в судебном порядке.

Вместе с тем по смыслу данной нормы, закрепляющей механизм возмещения возникших у кредитора убытков в связи с просрочкой исполнения обязательств по оплате потребленных энергетических ресурсов, при взыскании суммы неустоек (пеней) в судебном порядке за период до принятия решения суда подлежит применению ставка на день его вынесения.

Данный механизм расчета неустойки позволит обеспечить правовую определенность в отношениях сторон на момент разрешения спора в суде.

При присуждении неустойки по день фактического исполнения обязательства расчет суммы неустойки, начисляемой после вынесения решения, по смыслу п. 65 постановления Пленума ВС РФ от 24 марта 2016 г. № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», осуществляется в процессе исполнения судебного акта судебным приставом-исполнителем, а в случаях, установленных законом, – иными органами, организациями, в том числе органами казначейства, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами (ч. 1 ст. 7, ст. 8, п. 16 ч. 1 ст. 64 и ч. 2 ст. 70 Закона об исполнительном производстве) по ставке, действующей на дату исполнения судебного решения.

Читайте так же:
Акт налоговой проверки по усн

Пени на пени по налогам: налоговый сбор, сроки оплаты, правила расчета и процент пени

Это обусловлено исторически, так как отдавать деньги «в рост» люди придумали еще в далекой древности. Неустойка или пеня (так называются проценты, начисляемые на сумму долга), является производным от «данного изобретения». То есть долг изначально может быть и беспроцентным. Но, в случае его просрочки, за пользование чужими деньгами с вас начинают брать дополнительную плату.

Что такое пени за несвоевременную уплату налога?

Чем отличаются пени по кредитному договору с банком от налоговых? Пени по налогам, как и условие о неустойке, предусмотренное в гражданском законодательстве, является мерой ответственности за несвоевременное исполнение обязательства. Только в данном случае под неисполнением обязательства понимается не просрочка оплаты долга, а несвоевременная уплата налогов.

Все намного жестче!

Так в чем же разница, за что начисляются пени? Это, на первый взгляд, не принципиальное отличие (по какому основанию взыскивается неустойка) на практике приобретает значительные процессуальные значения – пени за налоги взимаются намного жестче! Это объясняется тем, что кредитором в данном случае выступает государство.

Пени за несвоевременную уплату налога

Так, в отличие от взыскания неустойки по долгам перед физическими лицами, в сфере ЖКХ и даже по банковским кредитам, где должник может рассчитывать на снижение размера пеней в договорном порядке или по решению суда, пени за просрочку налога никогда не уменьшаются. Такой практики просто не существует. Государственные органы не прощают своих должников!

Как и сам налог, пени за несвоевременную уплату по закону могут взыскиваться во внесудебном порядке. То есть решение о взыскании принимает инспектор, и он сам направляет это решение в службу судебных приставов для принудительного исполнения. Это значительно сокращает срок от момента возникновения долга, до момента начала процедуры взыскания.

Более того, налоговый орган может взыскать пени за неуплату налога юридическими лицами самостоятельно. Это осуществляется путем инкассового (то есть без разрешения владельца счета) списания денег с расчетных счетов, ареста наличности в кассе организации, ареста имущества.

В случае банкротства физического лица или организации, пени по налогам взыскиваются в первую очередь. По этой причине лиц с задолженностью перед бюджетом не стремятся банкротить даже банки. Так как после налоговой инспекции им мало чего достается, а оплачивать процедуру банкротства, чтобы взыскать долги в пользу государства им неинтересно.

За сокрытие денежных средств и имущества, за счет которых может взыскиваться недоимка по налогам и сборам, предусмотрена уголовная ответственность по статье 199.2 УК РФ, предусматривающая максимальное наказание до семи лет лишения свободы.

Таким образом, при одинаковой правовой природе пеней в гражданском и налоговом законодательстве, требования государства обеспечиваются данным способом защиты намного жестче.

Кто и как начисляет пени

По кредитному договору пени насчитывает банк. А кто же насчитывает налоговые пени? Как рассчитываются пени по налогам? Размер определен в Налоговом кодексе РФ. Он не зависит от вида налога, но различается для разных категорий плательщиков.

кто и как начисляет пени

Согласно общему правилу, налогоплательщик, нарушивший срок уплаты налога или сбора, обязан самостоятельно рассчитать сумму пеней за весь период просрочки и оплатить ее одновременно с уплатой налога.

На практике начисление пени по налогам обычно производит инспекция, которая направляет должнику требование с указанием размера недоимки по налогам и отдельно выделенной суммой пеней.

Уплата недоимки по налогам и штрафа за несвоевременное представление декларации, и даже привлечение к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налога, не освобождает от обязанности оплатить пени.

По каким ставкам начисляются пени физическим лицам?

С физических лиц, в том числе и с зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, пени взимаются в размере 1/300 ставки рефинансирования, установленной ЦБ РФ, за каждый день просрочки.

взыскания с физических лиц

Период просрочки исчисляют со следующего дня, после даты, с которой заканчивался срок, установленный законом для уплаты налога.

Окончанием периода для начисления является день, когда просроченный налог был уплачен, при этом, этот день включается в период начисления пеней.

Какой размер пени для организаций?

В любом случае и физическим лицам, и организациям пени начисляются за каждый день просрочки как произведение суммы недоимки на процентную ставку рефинансирования ЦБ РФ, разделенную на триста, а для организаций, начина с 31 дня просрочки, разделенную на сто пятьдесят.

Организациям пеня по налогам начисляется как одна трехсотая ставки рефинансирования за первые 30 календарных дней просрочки. Начиная с 31 дня просрочки, для организаций ставка удваивается, и пени взыскиваются уже по одной сто пятидесятой ставки рефинансирования ЦБ РФ.

взыскания с организаций

Приятная новость!

Ранее размер пеней за просрочку уплаты налога законодательно ограничен не был. На практике это приводило к тому, что при длительных периодах просрочки суммы начисленных пеней в разы превышали сумму нарушенного обязательства – неуплаченного налога. Особенно часто такая ситуация складывалась, когда недоимка по налогам устанавливалась инспекциями в ходе выездных проверок задним числом за предшествующий период до трех лет.

Однако Федеральным законом №424 ФЗ от 27.11.2018 г. в пункт 3 статьи 75 НК РФ внесли изменения. Теперь сумма начисленных пеней не может превышать сумму недоимки, за неуплату которой они взимаются.

Согласно вышеуказанному закону, данные изменения применяются к недоимке по налогам, возникшей после 27 декабря 2018 г., но представляется, что по общему смыслу налогового законодательства, данное ограничение, как мера смягчающая ответственность, должна применяться ко всем, начисленным на настоящий момент пеням. Так это или не так, покажет дальнейшая судебная практика.

Наказание за неуплату налогов на имущество граждан

В России проводится работа по переходу к взиманию налога на имущество физических лиц от кадастровой стоимости принадлежащих им объектов недвижимости. Поэтому в НК разрешается на уровне субъекта Российской Федерации отсрочить начало периода начисления пени по налогу на имущество граждан:

  • по налогу за 2015 год — начать с 1 мая 2017 года;
  • по налогу за 2016 год — начать с 1 июля 2018 года;
  • по налогу за 2017 год — начать с 1 июля 2019 года.

налог на имущество физических лиц

Данная мера, очевидно, связана не с заботой о благосостоянии граждан, а с тем, что сами государственные органы не готовы определить базу для начисления налога – кадастровую стоимость. С этим связано множество судебных споров.

Могут ли пени начислить дважды, как в банке наращивают проценты на проценты?

Можно ли начислять по налогам пени на пени? Взыскание, как и в гражданском законодательстве, по умолчанию производится после взыскания суммы основного долга. То есть при поступлении платежа от налогоплательщика налоговый орган сначала гасит сумму недоимки по налогам, а потом сумму пени. На пени по налогам нормы гражданского законодательства об изменении порядка взыскания, как это часто закладывают в своих договорах банки (когда при поступлении платежа сначала гасятся пени), не распространяются.

незаконные пени

Налоговым кодексом это не допускается. Начисление пени на пени по налогам не разрешается. Данная мера ответственности в силу закона применяется однократно. Однако «нельзя» не означает, что «не бывает». На практике ситуации, когда пени на пени по налогам все-таки начисляются, иногда возникают.

Например, так случилось, когда в 2017 г. было принято решение передать функции по взысканию недоимки по взносам в Пенсионный фонд в налоговые органы. Пенсионный фонд передавал задолженность по плательщикам взносов одной суммой, в том числе и недоимку и начисленные пени, налоговые органы, получив данные сведения, продолжили начисление пени. Таким образом, иногда ошибочно возникала ситуация, когда начислялись пени на пени.

По налогам, да и по взносам, такая ситуация недопустима и такие действия налоговой инспекции необходимо оспаривать в суде, который, в данном случае, однозначно на стороне налогоплательщиков.

Взыскание с организаций и физических лиц — ИП

С компаний и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, пени, как и недоимка по налогам, может взыскиваться во внесудебном порядке. Если указанные лица допустили просрочку по уплате налогов, налоговый орган может самостоятельно рассчитать сумму пеней, выставить нерадивому налогоплательщику требование и предложить добровольно в установленный срок (обычно три банковских дня) оплатить долг и пени.

взыскания с ИП

Если налогоплательщик не исполняет требование добровольно, налоговый орган может вынести решение о взыскании недоимки и пеней.

Как уже писали выше, исполнять такое решение налоговый орган может самостоятельно, либо через судебных приставов.

На практике ситуация развивается следующим образом. В соответствии с порядком, установленным статьями 46, 47 НК РФ, налоговый орган производит взыскание:

  1. за счет денежных средств, находящихся на расчетных счетах налогоплательщика;
  2. за счет денежных средств в кассе налогоплательщика;
  3. и если первых двух источников недостаточно – за счет имущества налогоплательщика.

Взыскание с расчетных счетов налоговый орган обычно производит сам, направляя непосредственно в банки инкассовых поручений на списание денежных средств налогоплательщика в бюджет.

Если денег на счетах в банках недостаточно, то для взыскания денег в кассе должника и за счет его имущества, налоговый орган обычно передает решение о взыскании в службу судебных приставов, и эти действия осуществляет пристав-исполнитель.

Главное, что здесь надо знать – это то, что решение о взыскании недоимки и пеней налоговый орган должен вынести до истечения двухмесячного срока с того момента, как у должника истек период для добровольного исполнения ранее направленного требования.

Если госорган пропускает этот срок, то взыскивать недоимку и пени, он может только в судебном порядке. Налоговые инспектора часто хитрят, включая ранее возникшую недоимку в повторные требования, продлевая, таким образом, срок для внесудебного взыскания. Это незаконно.

Если у вас сохранилось первоначальное требование, и вы знаете, что налоговый орган ранее двухмесячного срока начал во внесудебном порядке взыскивать деньги в счет погашения недоимки с ваших счетов, можете смело обжаловать действия налоговой в суде. Решение о взыскании будет признано недействительным.

Тогда, чтобы взыскать с вас недоимку, налоговому органу уже самому придется обращаться в суд. Дело это не быстрое, и вы, как минимум, выиграете время. Довольно часто это позволяет еще и заявить возражения относительно обоснованности начисления недоимки и пеней, так как технические ошибки в данном случае не редкость.

Так, налоговый орган часто пытается взыскать недоимку и пени по налогу на имущество, транспортному налогу, иногда за несколько лет после того, как такое имущество и транспортные средства были проданы.

Бывают случаи, когда недоимку во внесудебном порядке пытаются взыскивать с физических лиц, которые прекратили свою деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей и т. д.

Взыскание пени с граждан

С физических лиц, не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, недоимка по налогам и пени взыскивается только на основании судебного решения.

Однако следует учитывать, что с 2018 г. рассмотрение заявлений налогового органа о взыскании недоимки и пеней производится в порядке приказного производства. То есть суд выносит такие решения о взыскании (судебные приказы) без вызова сторон.

Это значительно упростило налоговому органу процедуру взыскания с физических лиц, так суд просто переписывает в судебный приказ заявление инспекции, не заслушивая возражения должника и не проверяя обоснованность начисления недоимки и пеней.

Отменить судебный приказ конечно проще, чем судебное решение, для этого достаточно просто подать заявление о том, что Вы с приказом не согласны, даже не объясняя почему, но зачастую о его вынесении должники узнают только тогда, когда свои действия уже начинают судебные приставы, то есть тогда, когда со счетов пропадают деньги.

В случае отмены судебного приказа налоговый орган, если он продолжает настаивать на взыскании недоимки, обязан получать судебное решение уже в порядке искового производства. То есть стороны приглашаются для очного судебного разбирательства. Суд обязан выслушать и принять возражения должника.

Как видно из всего вышесказанного, при однородности понятия пеней в гражданском и налоговом законодательстве (они выступают способом, обеспечивающим исполнение обязательства), правовые последствия наступления данной ответственности имеют значительные различия.

Государство, начисляя пени своему должнику – налогоплательщику, усилило меру воздействия данной ответственности путем упрощения для себя порядка взыскания.

Более того, хоть пени на пени по налогам и не начисляются, государство увязало сам факт взимания пеней с дополнительными мерами ответственности.

Если организацию с долгами перед бюджетом, в том числе и только по пеням, в принудительном порядке ликвидирует сама налоговая инспекция, участники и руководитель такой организации будут на три года включены в список дисквалифицированных лиц, которым нельзя будет создавать новые юридические лица и занимать должности на государственной службе.

Если юридическое лицо имеет задолженность по пени за налоги, даже, если сама недоимка по налогам уплачена, такую организацию нельзя ликвидировать в добровольном порядке.

Лица, впервые обвиненные в уклонении от уплаты налогов по уголовным статьям, могут быть освобождены от уголовного преследования только при полном погашении недоимки, в том числе и по пеням, и по штрафам.

Таким образом, взыскание пеней по налогам в пользу государства обеспечены такими мерами принуждения, которые и не снились кредитору в гражданском процессе. Поэтому, законно списать их, не заплатив, можно после признания должника банкротом, что само по себе непростой и недешевый процесс.

Правила расчета пени по налогам

Гаврилина И. Э.

Гаврилина И. Э.,
консультант коммерческого директора
по налоговым
и экономическим вопросам

Правила расчета пеней по налогам

Согласно ст. 75 НК РФ пенями признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. С 2017 года пени также по правилам налогового законодательства начисляются в отношении страховых взносов.

Если компания или предприниматель вовремя не уплатили налог, в этом случае начисляются пени. Что представляют собой пени? Фактически это сумма, благодаря которой государство компенсирует выпадающие потери бюджета. Правомерность взимания пеней подтверждена и Конституционным судом.

Законодатель вправе добавить дополнительный платеж – пени как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога (определение Конституционного суда РФ от 29.05.2014 № 1069-О).

Таким образом, взыскание пеней с налогового агента, обязанного действовать в этом качестве в интересах государства, в случае неправомерного неперечисления (неполного перечисления) сумм налога на доходы физических лиц обусловлено природой данного налога как обязательного платежа и не противоречит Конституции Российской Федерации (определение Конституционного суда РФ от 12.05.2003 № 175-О).

Пени взимаются в отношении налогов, сборов. Пени могут начисляться в отношении авансовых платежей, налогов, уплачиваемых за год. Пени начисляются органом, ответственным за осуществление контроля, налогоплательщиком самостоятельно, если налогоплательщик выявил факт несвоевременного начисления пеней.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Пени являются средством обеспечения своевременной уплаты налога, но не только. Кроме того, пени могут быть начислены также в случаях выявления налоговиками занижения суммы налогового платежа или перечисления налоговым агентом налоговых платежей позже установленного срока.

Порядок начисления пеней

Расчет пеней осуществляется исходя из ставки рефинансирования.

Формула для начисления пеней следующая:

Сумма пеней = сумма налога или взноса x ставка ЦБ за период просрочки : 300 x количество дней просрочки

Следовательно, для того чтобы рассчитать сумму пеней, необходимо:

  • знать период просрочки в днях;
  • знать ставку рефинансирования.

Пример 1.

Общество с ограниченной ответственностью «Сегмент» пересчитало суммы налога и выявило недоплату по налогу.

Сумма задолженности составляет 400 000,00 руб. Установленный срок уплаты налога – 05.01.2016. Дата фактической оплаты – 19.12.2016. Всего просрочка платежа составляет 159 дней.

Пени рассчитаны следующим образом:

  • за период с 06.01.2016 по 13.06.2016 пени составили 23 320,00 руб. (400 000 руб. x 159 дн. : 300 x 11%);
  • за период с 14.06.2016 по 18.09.2016 пени составили 13 720,00 руб. (400 000 руб. x 98 дн. : 300 x 10,5%);
  • за период с 19.09.2016 по 19.12.2016 пени составили 12 266,67 руб. (400 000 руб. x 92 дн. : 300 x 10%).

Всего начислено пеней с 05.01.2016 по 19.12.2016 в сумме 49 306,67 руб.

Пример 2.

В обществе с ограниченной ответственностью «Визави» прошла налоговая проверка. С 2012 года были доначислены пени.

Сумма задолженности составляет 1 300 000,00 руб. Установленный срок уплаты налога – 01.01.2012. Дата фактической оплаты – 19.12.2016. Всего просрочка платежа составляет 253 дня.

Пени рассчитаны следующим образом:

  • за период с 02.01.2012 по 13.09.2012 пени составили 87 706,67 руб. (1 300 000 руб. x 253 дн. : 300 x 8%);
  • за период с 14.09.2012 по 31.12.2015 пени составили 430 787,50 руб. (1 300 000 руб. x 1205 дн. : 300 x 8,25%);
  • за период с 01.01.2016 по 13.06.2016 пени составили 79 126,67 руб. (1 300 000 руб. x 166 дн. : 300 x 11%);
  • за период с 14.06.2016 по 18.09.2016 пени составили 44 590,00 руб. (1 300 000 руб. x 98 дн. : 300 x 10,5%);
  • за период с 19.09.2016 по 19.12.2016 пени составили 39 866,67 руб. (1 300 000 руб. x 92 дн. : 300 x 10%).

Всего начислено пеней с 01.01.2012 по 19.12.2016 в сумме 682 077,50 руб.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Начисление пеней производится за каждый календарный день текущей просрочки уплаты налогового платежа. Начисление пеней будет производиться до дня погашения налоговой задолженности в полном ее объеме.

В бухгалтерском и налоговом учете дата начисления пеней и осуществления проводок будет отличаться. Если налогоплательщик самостоятельно начислил пени, то они отражаются на ту дату, которая указана бухгалтером в справке-расчете; если пени начислены по результатам проверки, то в этом случае датой уплаты пеней и осуществления проводок в бухгалтерском учете будет дата вступления в силу решения по проверке.

В бухгалтерском учете будут даны следующие проводки.

Проводки в отношении перечисления налогов

ДебетКредитСуммаОперация
9968682 077,50Начислены пени по налогам
6851682 077,50Перечислены пени по налогам в бюджет

Если речь идет о задолженности по страховым взносам, то пени по страховым взносам отражаются на счете 69.

Но пени начисляются не во всех случаях.

Когда пени не начисляются?

Пени начисляются практически во всех случаях просрочки платежа.

Например, даже если задолженность взыскать уже нельзя и она была признана безнадежной. Зачастую, к сожалению, налоговые органы начисляют пени, даже когда налогоплательщику удалось доказать, что сам налог начислен неправомерно. Пени будут начисляться даже в том случае, если сумма недоимки незначительна (например, 5 или 10 рублей). Все дело в том, что НК РФ не предусмотрено прекращение обязанности налогоплательщика по уплате налога, пеней в связи с незначительностью суммы, подлежащей уплате, а также списание такой суммы, которая не признана безнадежной к взысканию (письмо Минфина России от 18.03.2015 № 03-02-08/14395).

Но в целом существуют ситуации, когда налогоплательщику удается доказать, что налог был взыскан неправомерно.

Если на момент возникновения недоимки имелась переплата того же налога в другой бюджет, то начисление пеней неправомерно (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 17.11.2008 № А29-860/2008).

Еще один случай, когда пени не начисляются, это ситуация, когда налоговый орган заблокировал счет налогоплательщика. Начисление пеней в случае приостановления налоговым органом операций по счетам налогоплательщика неправомерно (постановление ФАС Уральского округа от 06.02.2012 № Ф09-105/12). Суд принял следующее решение: поскольку операции по счетам налогоплательщика были приостановлены по решению налогового органа, а судебными приставами-исполнителями был наложен арест на денежные средства и имущество, то у налогового органа отсутствовали основания для начисления пеней на сумму задолженности, которую налогоплательщик не мог уплатить в связи с приостановлением операций по счетам и арестом имущества.

Также пени не начисляются, если налогоплательщик допустил техническую ошибку. Что может быть технической ошибкой? Например, неправильное указание КБК при перечислении налогов и сборов. Из-за неправильного указания КБК не возникает задолженности перед бюджетом Пенсионного фонда, в связи с чем отсутствуют правовые основания для начисления заявленных к взысканию пеней. Сам факт неправильного указания кода бюджетной классификации не является основанием для признания обязанности по уплате страховых взносов неисполненной. Зачисление страховых взносов на счет бюджета позже установленных сроков уплаты страховых взносов не означает, что обязанность по уплате взносов исполнена страхователем несвоевременно. Платежное поручение оформлено страхователем в банке в установленный для уплаты страховых взносов срок, и спорные суммы страховых взносов зачислены в бюджет Пенсионного Фонда Российской Федерации именно в связи с исполнением данного платежного поручения (определение Верховного суда РФ от 15.10.2015 № 310-КГ15-12541).

Неправомерно начисление пеней и в нарушение порядка взыскания штрафных санкций (постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 11.10.2016 № Ф03-4595/2016). Взыскание задолженности по страховым взносам и пеням в период ликвидации юридического лица в нарушение установленного порядка удовлетворения требований кредиторов неправомерно. Требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди, за исключением требований кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица (п. 3 ст. 64 ГК РФ). При этом в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, компенсации сверх возмещения вреда, причиненного вследствие разрушения, повреждения объекта капитального строительства, нарушения требований безопасности при строительстве объекта капитального строительства, требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения; во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности; в третью очередь производятся расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды; в четвертую очередь производятся расчеты с другими кредиторами.

ВАЖНО В РАБОТЕ

Для расчета пеней нужны сумма налоговой задолженности и две даты – определенный налоговым законодательством срок уплаты налога и дата погашения недоимки.

Два мнения по поводу одного дня

Обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком со дня (с момента), указанного этим пунктом, в том числе с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.

По общему правилу на основании п. 3 ст. 75 НК РФ пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

Но достаточно спорной позицией является позиция уплаты налога или сбора на следующий день. Например, вы опоздали с уплатой всего на один день. Будут ли начислены пени? Этот вопрос никак не урегулирован в Налоговом кодексе, поэтому возникают споры.

Так, существует две позиции.

Согласно первой позиции день уплаты задолженности по страховым взносам не должен включаться в расчет пеней.

В Определении ВАС РФ от 04.07.2012 № ВАС-8069/12 суд пришел к выводу о том, что в соответствии с п. 1 ч. 5 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ обязанность коммерческих организаций по уплате страховых взносов считается исполненной со дня предъявления в банк поручения на перечисление в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства (с указанием соответствующего кода бюджетной классификации) денежных средств со счета плательщика страховых взносов в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа. Соответственно, день уплаты задолженности по страховым взносам не должен включаться в расчет пеней. Аналогичного мнения придерживался и Минтруд в письме от 16.05.2014 № 17-4/В-211. Обязанность по уплате страховых взносов признается исполненной в день представления плательщиком платежного поручения в банк на уплату соответствующей суммы страховых взносов, а не со следующего дня после представления такого поручения. День исполнения обязанности по уплате страховых взносов не может быть одновременно днем просрочки исполнения этой обязанности, в отношении которой начисляются пени. Следовательно, день исполнения плательщиком обязанности по уплате страховых взносов не должен включаться в период начисления пеней за несвоевременную уплату этих страховых взносов.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Уплата пеней обычно осуществляется одновременно с уплатой основного долга по налогу. Также возможна их уплата после перечисления полной суммы просроченной налоговой задолженности.

Но в 2015 году были внесены уточнения. И согласно положениям ч. 3 ст. 25 Закона о страховых взносах за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным названным Законом сроком уплаты сумм страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно начисляются пени.

Таким образом, если налогоплательщик самостоятельно решил рассчитать и уплатить пени в бюджет, то безопасным вариантом является расчет и уплата пеней с учетом последнего дня.

В заключение необходимо отметить, что вопрос расчета и уплаты пеней является достаточно сложным, поскольку при расчете налоговых рисков налогоплательщики часто рассчитывают только штрафные санкции и забывают про пени, поскольку пени не являются мерой налоговой ответственности, но при этом они начисляются за просрочку платежа. Поэтому при планировании налоговой ответственности необходимо также рассчитать пени. Для того чтобы пени не возникали, возможно использовать механизмы налогового планирования, такие как наличие переплаты по налогам.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию