Femida96.ru

Юридическая помощь для всех
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Принятие решений по результатам налоговых проверок

11. Вынесение решения по результатам налоговой проверки

Акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 НК. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.

Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и/или через своего представителя. Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе до вынесения решения знакомиться со всеми материалами дела, включая материалы дополнительных мероприятий налогового контроля.

Неявка лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов налоговой проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица будет признано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа обязательным для рассмотрения этих материалов.

По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение:

? о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;

? об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступают в силу по истечении 10 дней со дня вручения лицу (его представителю), в отношении которого было вынесено соответствующее решение. При этом соответствующее решение должно быть вручено в течение пяти дней после дня его вынесения. В случае, если решение вручить невозможно, оно направляется налогоплательщику по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

После вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе принять обеспечительные меры.

Для принятия обеспечительных мер руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение, вступающее в силу со дня его вынесения и действующее до дня исполнения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо до дня отмены вынесенного решения вышестоящим налоговым органом или судом.

Виды обеспечительных мер (запрет на отчуждение (передачу в залог):

? имущества налогоплательщика без согласия налогового органа. Запрет на отчуждение (передачу в залог) производится последовательно в отношении:

? недвижимого имущества, в том числе не участвующего в производстве продукции (работ, услуг);

? транспортных средств, ценных бумаг, предметов дизайна служебных помещений;

? иного имущества, за исключением готовой продукции, сырья и материалов;

? готовой продукции, сырья и материалов.

? приостановление операций по счетам в банке в порядке, установленном статьей 76 НК.

По просьбе лица, в отношении которого было вынесено решение о принятии обеспечительных мер, налоговый орган вправе заменить обеспечительные меры на:

? банковскую гарантию, подтверждающую, что банк обязуется уплатить указанную в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;

? залог ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг;

? поручительство третьего лица, оформленное в порядке.

Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

48. Порядок проведения камеральной налоговой проверки

48. Порядок проведения камеральной налоговой проверки Камеральная налоговая проверка проводится по местонахождению налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности

10. Оформление результатов налоговой проверки

10. Оформление результатов налоговой проверки По результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной проверки должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки.В случае выявления нарушений

62. Приостановление проведения выездной налоговой проверки

62. Приостановление проведения выездной налоговой проверки Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки для:1) истребования дополнительных документов (информации) в соответствии с пунктом 1 ст.

63. Акт выездной налоговой проверки

63. Акт выездной налоговой проверки Согласно статьям 100, 101 и 101.1 НК РФ, результаты выездной налоговой проверки оформляются актом, который выносится не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной налоговой проверке.Акт выездной налоговой проверки должен

1.1. Сущность выездной налоговой проверки

1.1. Сущность выездной налоговой проверки Выездные налоговые проверки как вид проводимых налоговыми органами налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов наряду с камеральными налоговыми проверками предусмотрены пп. 2 п. 1 ст. 87 части

1.6. Порядок проведения выездной налоговой проверки

1.6. Порядок проведения выездной налоговой проверки В п. 1 ст. 89 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) определен основной признак выездной налоговой проверки: она проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя

1.7. Сроки проведения выездной налоговой проверки и их продление

1.7. Сроки проведения выездной налоговой проверки и их продление Налоговое законодательство устанавливает несколько видов сроков для выездной налоговой проверки, такие как сроки проведения проверки; сроки продления проверки; сроки приостановления проверки; специальные

Читайте так же:
Декларация по налогу на прибыль беларусь

1.8. Приостановление выездной налоговой проверки

1.8. Приостановление выездной налоговой проверки В свете последних изменений одной из новелл Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) является закрепление института приостановления выездных налоговых проверок. Эти изменения были вызваны изменением

1.14. Рассмотрение результатов и вынесение решения по результатам выездной налоговой проверки

1.14. Рассмотрение результатов и вынесение решения по результатам выездной налоговой проверки Статья 100 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) закрепляет требования, предъявляемые к оформлению результатов налоговой проверки. Именно после соблюдения

1.15. Привлечение к ответственности по результатам выездной налоговой проверки

1.15. Привлечение к ответственности по результатам выездной налоговой проверки В ст. 2 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) регламентировано положение, согласно которому законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по

2.1. Сущность камеральной налоговой проверки

2.1. Сущность камеральной налоговой проверки Налоговые органы проводят налоговый контроль в форме налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий,

2.3. Предоставление документов в процессе камеральной налоговой проверки

2.3. Предоставление документов в процессе камеральной налоговой проверки С камеральными проверками любой налогоплательщик сталкивается довольно часто, так как они являются основным мероприятием по проведению налогового контроля фискальными органами. Если у

2.4. Требования к акту камеральной налоговой проверки

2.4. Требования к акту камеральной налоговой проверки Согласно п. 1 ст. 100 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами

2.5. Привлечение к ответственности по результатам камеральной налоговой проверки

2.5. Привлечение к ответственности по результатам камеральной налоговой проверки Статья 88 Налогового кодекса России (далее — НК РФ) предписывает при выявлении правонарушений не только составлять акт проверки, но и в дальнейшем выносить решение по итогам рассмотрения

2.6. Рассмотрение результатов и вынесение решения по результатам камеральной налоговой проверки

2.6. Рассмотрение результатов и вынесение решения по результатам камеральной налоговой проверки В соответствии с п. 2 ст. 88 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового

12.4. Оформление результатов выездной налоговой проверки

12.4. Оформление результатов выездной налоговой проверки Непосредственно после окончания выездной налоговой проверки проверяющий составляет справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения. Следовательно, окончания проверки

Срок принятия решения по результатам налоговой проверки

Порядок вынесения решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки установлен в ст. 101 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ). В соответствии с п. 1 ст. 101 НК РФ материалы налоговой проверки должны быть рассмотрены, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней после истечения установленного п. 6 ст. 100 НК РФ срока. Данный срок может быть продлен, но не более чем на 1 месяц.

В п. 6 ст. 100 НК РФ указано, что налогоплательщик в течение 15 дней после получения акта налоговой проверки вправе представить свои возражения по акту в целом или в части. Это означает, что по общему правилу через 25 дней после вручения проверяемому лицу акта налоговой проверки налоговый орган должен принять решение о привлечении к налоговой ответственности (отказе в привлечении).

Согласно пп. 5 п. 3 ст. 101 НК РФ руководитель налогового органа вправе вынести решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки в случае неявки лица, участие которого необходимо для рассмотрения.

Срок, на который может быть отложено разбирательство дела, в законе не установлен. По-видимому, разбирательство дела откладывается на срок, необходимый для надлежащего извещения лица, участие которого необходимо для рассмотрения дела.

Кроме того, рассмотрение материалов налоговой проверки может быть перенесено ввиду необходимости проведения дополнительных мероприятий налоговой контроля на срок не более чем на 1 месяц.

В решении о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля излагаются обстоятельства, вызвавшие необходимость проведения таких дополнительных мероприятий, указываются срок и конкретная форма их проведения (п. 6 ст. 101 НК РФ). Как видно, 1 месяц — это предельный срок, в течение которого могут проводиться дополнительные мероприятия налогового контроля.

Должен ли налоговый орган принять решение именно в день рассмотрения материалов налоговой проверки? Должен ли налоговый орган изготовить принятое решение в день рассмотрения материалов налоговой проверки или можно это сделать в другой день? Какие правовые последствия повлечет изготовление решения с иной датой, чем дата рассмотрения материалов налоговой проверки? Будет ли данное обстоятельство являться существенным нарушением процедуры?

Пример. Судом установлено, что телефонограммой от 5 марта 2008 г. N 13-31/01018-35 налоговый орган вызвал заявителя на рассмотрение материалов налоговой проверки на 11 марта 2008 г.

11 марта 2008 г. состоялось рассмотрение материалов проверки и возражений заявителя в его присутствие, что подтверждается имеющимся в материалах дела протоколом от 11 марта 2008 г. N 2.17-06/39. Следовательно, как обоснованно указано в кассационной жалобе, инспекцией была обеспечена возможность лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки и была обеспечена возможность налогоплательщика представить объяснения, поскольку рассмотрение материалов проверки и возражений налогоплательщика состоялось в присутствии предпринимателя.

То обстоятельство, что решение по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки вынесено 19 марта 2008 г., а не 11 марта 2008 г. — в день рассмотрения материалов проверки — не свидетельствует о том, что 19 марта 2008 г. еще раз состоялось рассмотрение материалов налоговой проверки. Каких-либо дополнительных документов для обоснования своих возражений налогоплательщиком предъявлено не было, факты, свидетельствующие о принятии налоговым органом решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля, в материалах дела отсутствуют.

Читайте так же:
Перерасчет пенсии в сторону увеличения

Судом не учтено, что НК РФ не установлен срок для вынесения налоговым органом решения после рассмотрения возражений по акту проверки. Вместе с тем НК РФ содержит срок, в течение которого руководитель налогового органа должен принять решение по результатам проведения налоговой проверки — в течение 10 дней со дня истечения 15-дневного срока со дня получения акта налоговой проверки на представление письменных возражений по акту налоговой проверки (п. 1 ст. 101, п. 6 ст. 100 НК РФ). Нарушений инспекцией указанного срока судом не установлено.

Исходя из изложенного, судебная коллегия кассационной инстанции считает, что налоговым органом не было допущено нарушений норм действующего законодательства при рассмотрении материалов налоговой проверки (см. Постановление ФАС Поволжского округа от 25 февраля 2009 г. по делу N А65-11146/2008).

Таким образом, арбитры пришли к выводу, что само по себе наличие другой даты в решении не означает, что налоговый орган повторно рассматривал материалы налоговой проверки, поэтому данный факт не свидетельствует о нарушении прав и законных интересов налогоплательщика.

Аналогичные выводы были сделаны при рассмотрении другого спора.

Пример. Согласно пп. 2 п. 3 ст. 101 НК РФ перед рассмотрением материалов налоговой проверки по существу руководитель (заместитель руководителя) налогового органа должен в том числе установить факт явки лиц, приглашенных для участия в рассмотрении. В случае неявки этих лиц руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выясняет, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, и принимает решение о рассмотрении материалов налоговой проверки в отсутствие указанных лиц.

Как видно из материалов дела, акт камеральной проверки от 26 ноября 2007 г. N 3827/11-10/09562 получен представителем общества (генеральным директором) 3 декабря 2007 г. В этом акте указано, что рассмотрение материалов проверки назначено на 25 декабря 2007 г. на 10 часов 00 минут, о чем общество уведомлено (т. 3, л. д. 70).

Из протокола рассмотрения материалов проверки от 25 декабря 2007 г. следует, что перед рассмотрением материалов проверки установлен факт неявки представителя общества. Поскольку у налогового органа имелись сведения о надлежащем уведомлении налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов проверки, то рассмотрение материалов проверки и представленных налогоплательщиком возражений произведено 25 декабря 2007 г.

Вывод суда о том, что протокол от 25 декабря 2007 г. не содержит сведений о рассмотрении возражений, представленных обществом, не основан на доказательствах и опровергается текстом этого протокола (т. 3, л. д. 142).

То обстоятельство, что спорное решение датировано 15 января 2008 г, свидетельствует об его изготовлении в этот день, а не об иной дате рассмотрения материалов налоговой проверки. Доказательства отложения рассмотрения материалов проверки на 15 января 2008 г. в деле отсутствуют и сторонами не представлены. Поэтому вывод суда о том, что 25 декабря 2007 г. рассмотрение материалов проверки было отложено налоговой инспекцией на 15 января 2008 г., не соответствует обстоятельствам дела и подлежит дополнительному исследованию (см. Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 1 октября 2008 г. N Ф08-5887/2008).

Возникшая проблема стала основанием для обращения в ВАС РФ. Нужно отметить, что дело было передано на рассмотрение в Президиум ВАС РФ по заявлению налогового органа, так как судьи апелляционного и окружного арбитражного судов пришли к выводу, что изготовление решения с иной датой, чем дата рассмотрения материалов налоговой проверки, является существенным нарушением процедуры производства по делу о налоговом нарушении. Решение налогового органа по этому основанию было признано незаконным. Вместе с тем суд 1-й инстанции изначально встал на сторону инспекции.

Пример. Согласно п. 7 ст. 101 НК РФ по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Из названной правовой нормы не следует, что упомянутое решение должно быть вынесено в день рассмотрения материалов налоговой проверки или в присутствии налогоплательщика (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 17 марта 2009 г. N 14645/08).

Позиция ВАС РФ не отвечает интересам налогоплательщика и, как представляется, не совсем соответствует положениям НК РФ, так как создается неопределенность в вопросе срока принятия решения. Срок принятия решения указан в п. 1 ст. 100 НК РФ.

НК РФ не предусматривает, что налоговый орган вправе вынести решение в иной срок, чем дата рассмотрения материалов налоговой проверки. Согласно п. 1 ст. 100 НК РФ дата рассмотрения материалов налоговой проверки и дата вынесения решения совпадают. Ввиду этого ссылка на п. 7 ст. 101 НК РФ является неуместной, так как срок вынесения решения установлен в п. 1 ст. 100 НК РФ.

Является ли дата принятия решения в иной срок, чем дата рассмотрения материалов налоговой проверки, существенным нарушением процедуры рассмотрения дела о налоговом правонарушении? Для ответа на этот вопрос нужно дать оценку допущенному нарушению с учетом обстоятельств дела, но не ссылаться в оправдание действий инспекции на п. 7 ст. 101 НК РФ. При разбирательстве налоговых споров нужно прежде всего отдавать приоритет соблюдению законности, но не защищать любыми способами бюджет.

Необходимо доработать ст. 100 НК РФ и четко установить, что налоговый орган вправе изготовить мотивированное решение по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки в течение определенного срока после вынесения (провозглашения) решения. Также следует установить, что резолютивная часть решения должна быть оглашена в день рассмотрения материалов налоговой проверки. Данные положения улучшат положение налогоплательщика и создадут более благоприятные условия для защиты прав и законных интересов проверяемого лица.

Читайте так же:
Субсидии на приобретение жилья отзывы

Согласно п. 9 ст. 101 НК РФ (в ред. Федерального закона от 26 ноября 2008 г. N 224-ФЗ), вступившей в силу с 1 января 2009 г., установлено, что решение, принятое по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, должно быть вручено налогоплательщику в течение 5 дней после вынесения, однако относительно срока вынесения решения неопределенность в законе пока осталась.

Вынесение решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки

Указанный документ служит основанием для взыскания с виновных лиц штрафов, предусмотренных законодательством РФ.

Порядок вынесения решения

Логическим завершением мероприятий, выявивших признаки нарушений, выступает вынесение решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки.

Однако возможны ситуации, когда возражения налогоплательщика будут приняты и при производстве решится вопрос об отказе привлекать его к ответственности.

Нормы, устанавливающие правила вынесения такого документа, а также реализацию прав лиц на его обжалование, предварительные обеспечительные меры и другие моменты этой процедуры, предусмотрены ст. 101 НК РФ.

Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения предполагает соблюдение ряда норм налогового законодательства России. Неисполнение процессуальных правил позволит привлекаемому лицу успешно обжаловать принятый документ. Его исполнение окажется под угрозой.

Первой обязанностью лиц, у которых в производстве находится дело, является извещение налогоплательщика о месте и времени проведения разбирательства. Оно предусмотрено ч. 2 ст. 101 НК РФ.

Исполнение этой обязанности может быть осуществлено как посредством личного вручения, так и путем направления уведомления почтой, либо другими возможными способами.

Закон не устанавливает каких-либо ограничений. Специальное понятие надлежащего извещения также не установлено.

Права лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка

Процедура предусматривает достаточно широкие права привлекаемого к ответственности лица. Они определяются ст. 101 НК РФ:

  • первая группа возможностей включает участие в производстве. Налогоплательщики могут это делать как лично, так и посредством представителя;
  • другие возможности связаны с ознакомлением с материалами, находящимися в производстве. Для этого требуется подать ходатайство, которое подлежит удовлетворению в 2-дневный срок. Способы получения информации в органах ФНС России определяются в ч. 2 ст. 101 НК РФ. Понятие «ознакомление» включает в себя как чтение, так и совершение выписок, а также снятие копий;
  • также в число прав этих лиц входит возможность представления возражений. При этом должен быть соблюден предусмотренный срок (месяц со дня получения акта проверки и 10 дней с момента получения акта, составленного по итогам дополнительных мероприятий).

К материалам налоговой проверки относятся все доказательства, имеющие значение для рассмотрения дела.

В число должностных обязанностей лиц, ведущих расследование, входит использование только допустимых материалов. Таковыми считаются все документы, полученные с соблюдением требований законодательства России.

Помимо письменных доказательств, возможно участие граждан. Привлечение эксперта, свидетеля или специалиста возможно на основании соответствующих требований как налогоплательщика, так и должностных лиц, ведущих расследование.

Правила рассмотрения материалов налоговой проверки

Круг субъектов, которым предоставлены полномочия при производстве по делу, ограничен. В состав таких должностных лиц входят руководитель ИФНС России или другого налогового органа, а также его заместитель.

Стандартное время рассмотрения акта проверки составляет 10 дней.

Если требуются дополнительные мероприятия (опрос свидетеля или другого лица, а также истребование документов у контрагентов налогоплательщика), то ко времени процедуры может быть добавлено не более 1 месяца.

Права и обязанности налоговых органов в отношении КГН могут быть реализованы в 2-месячный период. В указанных рамках, периоды отложения определяются налоговыми органами самостоятельно.

Рассмотрение дела по существу предполагает предварительное установление явки привлекаемого к ответственности лица. Если его присутствие обязательно, то разбирательство откладывается. Как правило, это не служит проблемой для того, чтобы наложить взыскание.

Процесс рассмотрения материалов предполагает ведение протокола. В нем отражаются данные об изучаемых и оглашаемых материалах проверки.

В ходе производства, в права и обязанности налоговых органов входит решение следующих вопросов:

  • о наличии факта нарушения законодательства РФ;
  • о том, предусмотрена ли для таких нарушений ответственность;
  • о наличии основания привлечь лицо к ответственности;
  • о возможности применения ряда норм, касающихся наказания. Имеются в виду основания освобождения от ответственности, а также обстоятельства смягчающего или отягчающего вину характера.

Итогом указанных процедур служит вынесение решения по делу.

Решение и его содержание

Итоговый документ может как предусматривать взыскание, так и обходиться без него. Варианты, которыми определяются меры ответственности, должен включать следующую информацию:

  • имеющие значение для дела обстоятельства, установленные проверкой;
  • контрдоводы налогоплательщика в пользу того, что исполнение им своих обязанностей было надлежащим, и их оценку;
  • ссылку на норму НК РФ, устанавливающую наказание за нарушение;
  • данные о размере недоимки, пеней, а также полагающийся к уплате штраф.

Если решение не предполагает привлечения ответственности, то оно должно содержать основания принятия. В случаях, когда проверкой подтверждена недоимка, ее необходимо указать вместе с размером пени.

Если законодательством об административных правонарушениях предусматривается отдельная ответственность, то в отношении проверяемого может быть оформлено соответствующее постановление, устанавливающее взыскание. Такие правила определяются нормами КоАП.

Возможны и признаки преступления. Если они обнаруживаются, то происходит приостановление исполнения решения, а материалы направляются в правоохранительные структуры. Если последние выносят постановление о прекращении расследования или об отказе в возбуждении дела, то налоговики отменяют указанное выше приостановление. Аналогичен и порядок в случае оправдательного приговора.

Основания для отмены решения налогового органа

Решение вступает в силу не сразу. Привлекаемому лицу дается месячный срок на обжалование документа в апелляционном порядке. Оспорить решение возможно путем подачи жалобы через орган, принявший первоначальное решение.

Читайте так же:
Расчет земельного налога налоговая ставка

Итогом рассмотрения жалобы может стать как ее удовлетворение, так и отказ. Также заявление может быть удовлетворено частично. Кроме того, во вышестоящем исполнительном органе могут отменить решение и принять новое.

Любое решение, не связанное удовлетворением требований жалобщика переводит оспариваемый документ в статус действующего в части или полностью.

После неудачной апелляции, возможна подача исковых заявлений в суд. Эта жалоба направляется в соответствующую структуру по месту нахождения органа, принявшего решение. Требования к содержанию исковых заявлений при подаче и допустимые сроки содержатся в процессуальном законодательстве РФ.

Причины для отмены могут быть как фактическими, так и процессуальными, обусловленными грубым нарушением прав привлеченного лица.

Также основанием для отмены служит обвинительный приговор в отношении физлица, ранее привлеченного к налоговой ответственности.

Обеспечительные меры

Применение обеспечительных мер служит гарантией того, что лицо не уклонится от обязанности возместить предусмотренные решением суммы. Такое понятие известно по судебной процедуре. Истец подает заявление о принятии обеспечительных мер, если принятый акт нарушает его права. Закон устанавливает единственное основание такого решения.

Обеспечительные меры применяются, если есть достаточные основания полагать недобросовестность проверяемого субъекта. Отсутствие конкретизирующих условий нередко приводит к избыточному использованию такого института.

Часто принимается немедленное решение. Возможно обоснование заключается во внутренних инструкциях налоговиков, действие которых не придается огласке, признающих непринятие обеспечительных мер недопустимым. Однако, согласно закону, их введение является правом, а не обязанностью инспекции.

В зависимости от статуса принятого решения, выделяют предварительные обеспечительные меры (связанные с не вступившим в силу документом) и обеспечительные меры, направленные на исполнение действующего решения. Первый вариант связан с долгим сроком, предоставляемым для подачи жалоб. Предварительные обеспечительные меры позволяют подстраховаться от возможности реализации субъектом своих активов в период апелляции.

Существует и законная классификация. Ч. 10 ст. 101 НК предусматривает отдельные виды обеспечительных мер. К ним относится следующее:

  • запрет на реализацию, либо передачу в залог имущества. При применении обеспечительных мер такого типа устанавливается последовательность от более мягких к более жестким ограничениям, если имеет место неисполнение решения. Первый шаг касается недвижимости. Обеспечительные меры следующего уровня предполагают ограничение в отношении транспорта, а также ценных бумаг различных видов. Также они касаются предметов, составляющих дизайн офисов. Под следующие обеспечительные меры попадает все остальное имущество. Исключение составляют сырье, необходимые в производстве материалы, а также готовая продукция. Последний шаг устанавливает абсолютные ограничения. Они не будут отменены, пока цель не реализуется;
  • решение о применении обеспечительных мер может заключаться в приостановлении операций по банковским счетам. Такая информация доступна налоговикам, поэтому они наиболее часто прибегают к этому виду. Очень часто банковского счета касаются предварительные обеспечительные меры.

Решение о применении обеспечительных мер может быть комбинированным. Закон не ограничивает налоговиков выбором единственного вида.

Круг уполномоченных субъектов ограничен. Решение о применении обеспечительных мер может принять руководитель инспекции, либо его заместитель.

Аналогичен и порядок, когда они прекращают действие. Отмена обеспечительных мер осуществляется этими же лицами.

Возможна ли замена

Налогоплательщик может обратиться к налоговикам, предъявив ходатайство о принятии обеспечительных мер альтернативного характера.

Речь идет о добровольной замене указанных ограничений на банковскую гарантию с полным покрытием, залогом высоколиквидных ценных бумаг или иного имущества. Также возможно поручительство третьих лиц.

Если предъявляется гарантия, выданная банком, числящимся в специальном перечне, то замена должна осуществляться в обязательном порядке после оформления, поскольку обязательства кредитного учреждения надежны, а обеспечительными мерами, прекращения которых добивается налогоплательщик, компании наносится вред.

6.1. Порядок рассмотрения материалов налоговой проверки

Следующий этап после составления акта проверки и представления возражений на него со стороны налогоплательщика – рассмотрение руководителем налогового органа (его заместителем) этих документов и вынесение решения по результатам проверки.

Процедура рассмотрения материалов налоговой проверки должна осуществляться лично руководителем налогового органа, который проводил проверку, или его заместителем.

Согласно п. 1 ст. 101 НК РФ решение по итогам налоговой проверки должно быть принято в течение 10 рабочих дней с момента истечения срока, который отведён на подачу возражений. Таким образом, материалы должны быть рассмотрены и решение по камеральной проверке должно быть принято в течение 25 рабочих дней с даты получения акта камеральной налоговой проверки.

Срок для рассмотрения материалов проверки и вынесения решения может быть продлен на один месяц решением руководителя налогового органа (его заместителя) (п. 1 ст. 101 НК РФ). Конкретный перечень оснований для продления срока рассмотрения материалов проверки налоговым законодательством не установлен.

Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась проверка (п. 2 ст. 101 НК РФ).

При проведении налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков извещение о времени и месте рассмотрения её материалов направляется ответственному участнику этой группы. Обязанность извещать участников консолидированной группы налогоплательщиков о времени и месте рассмотрения материалов проверки лежит на ответственном участнике этой группы. Получив извещение от налогового органа, он самостоятельно извещает других участников. Налоговый орган не обязан извещать всех участников консолидированной группы.

Процедура рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки представлена на рис.

Рис. 5. Процедура рассмотрения материалов налоговой проверки

Процедура рассмотрения материалов налоговой проверки состоит из следующих этапов.

1. Подготовительные мероприятия (п. 3 ст. 101 НК РФ).

2. Исследование материалов налоговой проверки (пп. 4, 5 ст. 101 НК РФ).

Перед тем как приступить к рассмотрению материалов проверки, руководитель налогового органа (его заместитель) должен произвести ряд действий (п. 3 ст. 101 НК РФ):

Читайте так же:
Откровенная речь депутата о пенсионной реформе

1) представиться и огласить, материалы какой налоговой проверки будут рассматриваться;

2) проверить явку лиц, приглашённых на рассмотрение материалов проверки, а если приглашённые лица не явились, то выяснить, извещены ли они надлежащим образом.

Прежде всего, к таким лицам относится налогоплательщик, который имеет право на участие в рассмотрении материалов проверки лично или через своего представителя (абз. 2 п. 2 ст. 101 НК РФ). Кроме налогоплательщика, к рассмотрению материалов проверки могут быть привлечены и другие лица, например свидетели, эксперты, специалисты (абз. 2 п. 4 ст. 101 НК РФ);

3) принять решение о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся участников или об отложении рассмотрения материалов проверки, если участие неявившихся лиц признано необходимым;

4) удостовериться в полномочиях представителя, если вместо налогоплательщика в процессе рассмотрения материалов проверки будет участвовать его представитель;

5) разъяснить участвующим лицам их права и обязанности.

Руководитель налогового органа может принять решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки в следующих случаях:

1. Неявка налогоплательщика (его представителя) при отсутствии доказательств надлежащего извещения о времени рассмотрения и месте проведения проверки.

В такой ситуации рассмотрение материалов переносится в обязательном порядке (п. 2, пп. 2, 5 п. 3 ст. 101 НК РФ).

Разумеется, налогоплательщик должен быть извещён о новой дате рассмотрения материалов проверки.

2. Неявка налогоплательщика при наличии доказательств надлежащего извещения о месте и времени рассмотрения.

В этом случае руководитель налогового органа решает, является ли присутствие налогоплательщика или его представителя необходимым и, следовательно, надо ли откладывать рассмотрение (п. 2, пп. 2 и 5 п. 3 ст. 101 НК РФ).

3. Неявка другого лица (не налогоплательщика), приглашённого на рассмотрение (пп. 2 и 5 п. 3 ст. 101 НК РФ). Например, приглашённого на рассмотрение свидетеля, эксперта или специалиста (в том числе переводчика).

Налоговым законодательством не определён срок, на который может быть отложено рассмотрение материалов налоговой проверки, но данный срок не может превышать общий срок рассмотрения.

После завершения подготовительных действий происходит собственно исследование материалов налоговой проверки. В ходе исследования изучаются обстоятельства нарушений, которые, по мнению проверяющих, допустил налогоплательщик, оцениваются представленные доказательства, а также возражения и объяснения налогоплательщика.

В результате руководитель налогового органа (его заместитель) либо приходит к определённым выводам, которые позволяют ему принять решение по результатам проверки, либо предпринимает меры для того, чтобы прояснить ситуацию и получить дополнительные доказательства для принятия решения (пп. 4–6 ст. 101 НК РФ).

Иногда материалы, которые собраны в ходе проведения налоговой проверки, не содержат всех сведений, необходимых для принятия решения по её результатам. Тогда руководитель налогового органа в ходе рассмотрения материалов проверки может принять решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля (абз. 1 п. 6 ст. 101 НК РФ).

Согласно абз. 3 п. 6 ст. 101 НК РФ в качестве дополнительного мероприятия может быть назначено:

– истребование документов как у самого налогоплательщика, так и у третьих лиц (ст.ст. 93 и 93.1 НК РФ);

– допрос свидетеля (ст. 90 НК РФ);

– проведение экспертизы (ст. 95 НК РФ).

По результатам рассмотрения по существу материалов налоговой проверки руководитель налогового органа (его заместитель) должен вынести одно из следующих решений (п. 7 ст. 101 НК РФ):

1) о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;

2) об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Формы этих решений приведены в Приложениях № 12 и 13 к Приказу ФНС России от 31.05.2007 № ММ-3-06/338@ и являются обязательными для применения налоговыми органами (пп. 1, 3 Приказа ФНС России от 31.05.2007 № ММ-3-06/338@).

Независимо от того привлекается налогоплательщик к налоговой ответственности или нет, в итоговом решении по налоговой проверке должны быть указаны (абз. 3 п. 8 ст. 101 НК РФ):

– срок на обжалование вынесенного решения;

– порядок обжалования решения в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу);

– наименование и место нахождения налогового органа, который уполномочен рассматривать дела по обжалованию выносимого решения;

– иные необходимые сведения.

В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения отражаются (абз. 1 п. 8 ст. 101 НК РФ):

1) обстоятельства налогового правонарушения, которое совершил проверенный налогоплательщик.

Указанные обстоятельства должны быть описаны так, как они установлены проверкой, т.е. так же, как они зафиксированы в акте налоговой проверки;

2) документы и сведения, которые подтверждают выявленные обстоятельства;

3) доводы проверенного налогоплательщика в свою защиту и результаты их проверки;

4) решение привлечь налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные правонарушения с указанием соответствующих статей НК РФ;

5) размер недоимки по налогам, сумма штрафов и пеней.

Помимо этого в решении должны содержаться прочие обязательные реквизиты согласно абз. 3 п. 8 ст. 101 НК РФ.

Решение, принятое по итогам налоговой проверки, должно быть вручено налогоплательщику (его представителю) не позднее 5 рабочих дней после вынесения решения на основании п. 9 ст. 101 НК РФ.

Если у налоговой инспекции отсутствует возможность вручить налогоплательщику решение, то оно направляется по почте заказным письмом. В таком случае решение считается полученным по истечении шести рабочих дней. Течение указанного срока начинается на следующий день после отправки письма (пп. 2, 6 ст. 6.1, п. 9 ст. 101 НК РФ).

Согласно п. 9 ст. 101 НК РФ итоговое решение по налоговой проверке вступает в силу по истечении 10 дней со дня его вручения налогоплательщику или его представителю.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию