Femida96.ru

Юридическая помощь для всех
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Процедура проведения выездной налоговой проверки

Проведение выездной налоговой проверки: порядок проведения процедуры — что проверяют и как часто ее надо проводить

Бобков Олег

В текущих реалиях проведение выездной проверки, как формы налогового контроля – это настоящий бич малого предпринимательства. Ведь подобная мера со стороны ФНС в 80% случаев грозит серьезными штрафами. Да и денежные компенсации – это не самое страшное, что может случиться с фирмой.

А причина такого высокого процента санкций кроется в том, что руководители просто не знают, как к ней должным образом подготовиться. И дело в том, что большая часть просто не совсем точно представляет, что это мероприятие несет в себе, по каким алгоритмам работает. Неясны полномочия сотрудников инспекции, порядок проведения процедуры. И в некоторых случаях даже цель мероприятия остается весьма туманной для предпринимателя. Хотя, казалось бы, что проще. Объектом всегда должны быть потенциальные уклонения от выплат, искажения документов и сокрытия неуказанных ТМЦ. Но, как показывает практика, момент далеко не всегда оказывается верным.

В этом обзоре мы разберем все аспекты процесса.

Что это такое

Итак, выездные налоговые проверки могут проводиться в отношении совершенно различных юридических лиц. Но если посмотреть на статистику, то ИП на упрощенке – самые реальные кандидаты. Почему так происходит? Да, в первую очередь дело в том, что подобных фирм просто больше, чем полноценных ООО, ОАО или ЗАО. Да и каждый предприниматель, при наличии условий, всегда будет пытаться перейти на УСН, ведь это просто выгодно. Да и даже если не все требования выполнены, зачастую руководитель стремится к этой системе. Это и есть второй аспект, проверка законности этого своеобразного перехода.

Что же касается самого понятия, то четкого определения в НК РФ не зафиксировано. Но его без проблем можно вывести. Подобный форматы, в отличие от камерального аналога всегда носит специальный характер. То есть, это не рядовой процесс, который проходит по итогам каждого отчетного периода, месяца или года. Нет, систематически подобное исследование не проводится уже с 2018 года, не считая некоторых предприятий, функционирующих в сфере здравоохранения или социальной.

Поэтому, раз это не типовой случай, для него нужны адекватные и веские причины. Так и есть, выездная налоговая проверка проводится на основании уже выявленных нарушений или подозрений на их наличие. Если вы снискали повышенное внимание со стороны ФНС, то получаете своего рода галочку в личном деле предприятия. И если их накопится достаточно, то приезд налоговиков не заставит себя долго ждать. Также стоит понимать, что даже одно крупное нарушение вполне способно спровоцировать приезд сотрудников. Обычно подозрения возникают в ходе камеральной процедуры. Если присутствуют явные ошибки, то отчетность просто возвращается налогоплательщику. И он должен ее своевременно исправить. Срок – всего 5 дней. Но при появлении подозрений, что потенциальное уклонение имеет место, но в декларации это не отследить напрямую, как раз и назначается выезд. Для этого достаточно косвенных улик.

Соответственно, мы понимаем, что такое порядок назначения, регламент проведения выездной налоговой проверки. Это определенный алгоритм сбора доказательной базы, оценка их количества и весомости. К сожалению, точные данные по обозначенному моменты неизвестны. Все зависит от решения начальника отдела органа ФНС по месту регистрации организации. В некоторых случаях один пакет доказательной базы может быть сочтен достаточным, а в другой – нет. Поэтому строго ориентироваться на это не стоит. Лучше всегда держать в голове, что «гости» могут постучаться в дверь буквально в любой момент. По крайней мере, это актуально после сдачи отчетности за период. Ее изучение занимает до трех календарных месяцев. И в это время лучше всего быть особенно бдительным.

Что же до определения, то процедура характеризуется следующими аспектами:

  • Проводится на месте предприятия.
  • Длится от 1 дня до 2 месяцев.
  • У сотрудников есть особые полномочия, им придется предоставить по требованию любые первичные документы, а также имущество в собственности предприятия, если оно доступно. И свободный проход по любым помещениям, включая складские, архивные, лабораторные и иные зоны.
  • Основанием для решения о проведении выездной налоговой проверки является приказ начальника отдела органа ФНС.
  • Согласно ст. 89 НК, общий срок мероприятия не может быть позже 3 лет после распоряжения. Стандартная исковая давность.

Видовое разнообразие

Несмотря на тот факт, что в Налоговом Кодексе РФ четкого понятия нет, это исследование все равно делится на несколько типов. Разберем каждый из них.

  • Конкретная. Затрагивается только одна сделка. И это наиболее безопасный для самой организации вариант. Налоговиков будет интересовать не вся налогооблагаемая деятельность, а только выбранный договор. Именно в нем, по мнению сотрудников, и скрываются нарушения. И в любом случае, даже если оно действительно есть, то это не так страшно. Самое неприятное, помимо стандартного штрафа – это потенциальное аннулирование. Но что интересно, обычно внимание ФНС привлекает в этом варианте не сама проверяемая организация, а контрагент. Просто поднять сведения через вторую сторону легче, безопаснее и быстрее. Чем работать с самим потенциальным обвиняемым.
  • Выборочная. Это уже неприятнее. Такой выездной налоговой проверкой могут быть охвачены целые вертикали, пласты деятельности. Обычно выбирается одна. Актуально для компаний, которые работают сразу в нескольких сферах. Удобно то, что другие отрасли на момент проведения мероприятия никак не страдают, не приостанавливают свою деятельность. Но исследование будет в любом случае весьма дотошным. И несмотря на то что запрос будет касаться одной вертикали, будьте готовы предоставить доступ налоговикам в любое место. Даже на склады, которые с этой сферой практически не связаны.
  • Общая. Самый неприятный, затяжной и болезненный для фирмы вариант. И что досаднее всего, назначается он с изрядной частотой. Ведь для выборочного аналога нужно как минимум иметь четкие подозрения про конкретную отрасль. А они есть не всегда. Вот и приходится проходиться по всей фирме в целом, что уловить, где конкретно прячется нарушение. И как это часто бывает, вместо одного, на которое и было подозрение, находятся десятки новых. Учитывая, как происходит выездная проверка, что проверяет налоговая инспекция при выездной проверке – докопаться смогут до всех «серых» точек предприятия. Поднимается вся первичная документация, полностью анализируются договора поставок. Рассматриваются даже бухгалтерские проводки, кассовые и учетные журналы. Легко могут проверить склад на соответствие реальной составляющей ТМЦ и их документным отражением.
Читайте так же:
Куда пойти работать после налоговой

В связи с последним стоит всегда иметь качественное программное обеспечение, позволяющие своевременно проводить подобного рода сверку.

Компания «Клеверенс» сможет в этом помочь. Благодаря специальному ПО, инвентаризация проводится силами всего одного сотрудника. И для этого не понадобится дополнительное оборудование, а всего лишь смартфон. Программное обеспечение от «Клеверенс» – это:

Предпроверочный анализ: суд установил пределы полномочий налоговых органов

Налоговая запросила у ООО "Артек" документы за три последних года. При этом в отношении ООО "Артек" не проводилась налоговая проверка. То есть формально проверки нет, но фактически налоговая запрашивает информацию за три налоговых периода. Налоговая обосновывает запрос информации проведением "предпроверочного анализа".

Вопрос

Какой объем информации может запрашивать налоговый орган при предпроверочном анализе?

Применимая норма НК РФ

В случае, если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения документов (информации) относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эти документы (информацию) у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке. (п. 2 статьи 93.1. НК РФ)

Суды первой и апелляционной инстанций

Признали требование налогового органа соответствующим законодательству.

Суд кассационной инстанции

Направил дело на новое рассмотрение, указав, что при новом рассмотрении необходимо дать оценку доводам относительно наличия (отсутствия) обоснованной необходимости у налогового органа истребовать документы.

Позиция Арбитражного суда г. Москвы

1. Статус предпроверочного анализа

Суд подробно описал происхождение предпроверочного анализа, дал оценку внутренним актам ФНС, на основании которых такой анализ проводится.

Ключевые выводы суда:

"Действующая редакция Налогового кодекса РФ не устанавливает такой формы налогового контроля как "мероприятия в рамках предпроверочного анализа".

"Предпроверочный анализ не может подменять собой выездную или камеральную налоговые проверки".

"Истребование у налогоплательщика документов (информации) о его деятельности за несколько налоговых периодов без назначения выездной (камеральной) налоговой проверки в рамках мероприятий "предпроверочного анализа" не соответствует Налоговому кодексу РФ, поэтому оспариваемое требования не может быть признано законным."

Суд аргументировал, почему предпроверочный анализ за несколько налоговых периодов нарушает права налогоплательщика.

1) гласность

Налогоплательщик вправе знать, что в его отношении ведется проверка;

Нормативные акты ФНС России, регулирующие предпроверочный анализ, не доступны для налогоплательщиков и не опубликованы в порядке, установленном законом.

2) законность

Налоговый орган не вправе применять по отношению к налогоплательщику формы и методы налогового контроля, не предусмотренные Налоговым кодексом РФ.

3) срочность налоговой проверки

Налогоплательщик вправе рассчитывать, что административная нагрузка на него в связи с налоговой проверкой не будет бесконечной и ограничена конкретными сроками. Предпроверочный анализ не имеет установленных законом сроков и может проводиться инспекцией непрерывно

4) невозможность проведения двух и более налоговых проверок одного и того же налогового периода

Поскольку налоговый орган проводит предпроверочный анализ налога и налогового периода, не уведомляя об этом налогоплательщика, то это позволяет обойти запрет на проведение двух проверок одного и того же налога и налогового периода.

5) полнота и объективность проверки

целью камеральной или выездной проверок является проверка правильности исчисления налогов, что подразумевает полное и объективное изучение хозяйственной деятельности налогоплательщика и выявление не только недоплаты налога, но и излишней уплаты налогов; недопустимость одностороннего подхода к проверке, когда не выявляются или не принимаются во внимание выявленные факты переплаты налогов.

6) право на защиту своих прав и законных интересов от незаконных действий проверяющих должностных лиц, а также право на обжалование результатов проверки

Отсутствие доступа к тексту внутриведомственных актов, регулирующих порядок проведения предпроверочного анализа, а также документов, касающихся проводимого в отношении налогоплательщика предпроверочного анализа, нарушает права налогоплательщика на обжалование как самих актов, так и действий должных лиц налоговых органов, определяемых таким актом.

Рекомендую ознакомиться с текстом решения и цитировать его при ответе на требования налогового органа.

2. Границы запроса налогового органа вне рамок налоговой проверки

Читайте так же:
Пенсия за стаж больше 30 лет

Суд четко обозначил границы запроса налогового органа.

"Cогласно п. 2 ст. 93.1 НК РФ полномочия налоговых органов об истребовании у налогоплательщика документов (информации) вне рамок налоговой проверки не абсолютны. Требование о представлении документов (информации), направленное вне рамок налоговой проверки, должно быть обоснованным, то есть содержать сведения о том, по какой конкретно сделке и в рамках проведения каких именно мероприятий налогового контроля истребуются документы (информация) у налогоплательщика"

Таким образом, без назначения налоговой проверки, законным является требование налогового органа, в котором:

— указаны реквизиты конкретной сделки;

— наименование контрагента, с которым была заключена сделка;

— указано мероприятие налогового контроля, в ходе которого потребовалось истребовать указанные документы.

Смею предположить, что указывать "предпроверочный анализ" в качестве мероприятия налогового контроля, налоговые органы не будут. Ведь суд однозначно высказался "Действующая редакция Налогового кодекса РФ не устанавливает такой формы налогового контроля как "мероприятия в рамках предпроверочного анализа".

Интересно дойдет ли дело до Верховного Суда?

Отдельно хочу поздравить юристов, представлявших ООО "Артек", с победой.

Процедура выездной налоговой проверки: просто о сложном

Выездная налоговая проверка — это контрольное мероприятие, сопряженное с подготовкой множества документов и визитом инспекторов ФНС к налогоплательщику. В этой статье мы рассказали, что проверяет выездная налоговая проверка, как узнать о ней заранее и что делать, если с результатами вы не согласны.

  • Что это за проверка
  • Процедура выездной налоговой проверки
    • Основания для выездной налоговой проверки
    • Решение о проведении выездной налоговой проверки
    • Как узнать о выездной налоговой проверке и подготовиться к ней
    • Что проверяет выездная налоговая проверка
    • Срок выездной налоговой проверки
    • Процесс выездной налоговой проверки
    • Окончание проверки и действия предпринимателя

    Что это за проверка

    У любой налоговой проверки две основных цели: проверить правильность расчета налога и своевременность его уплаты и, если выявлена недоплата, доначислить разницу. Налоговый орган проводит два вида проверок: камеральные и выездные. С первыми предприниматели и организации сталкиваются, когда подают декларацию. По сути, это сверка отраженных в декларации данных с данными из других источников, доступных налоговой. Если цифры сходятся, проверка пройдена. Выездные проверки сильно отличаются — здесь у налоговиков больше ресурсов. О том, что проверяет выездная налоговая проверка, в чем ее особенности , как узнать о предстоящем визите налоговой заранее и что делать, если с результатами вы не согласны, читайте в этой статье.

    Процедура выездной налоговой проверки

    Упрощенно процесс выездной налоговой проверки можно описать так: принимается решение о проверке, налоговые специалисты проводят ее по месту регистрации бизнеса, после чего предъявляют результаты в виде акта.

    Основания для выездной налоговой проверки

    Критерии, которыми инспекторы руководствуются при выборе объектов проверки, отражены в Концепции ФНС, утвержденной Приказом ФНС России № ММ-3-06/333@ от 30.05.2007 года .

    Шансы попасть под выездную налоговую проверку высоки, если:

    • налоговая нагрузка и среднемесячная зарплата работников ниже среднего уровня по отрасли или виду экономической деятельности;
    • налоговая отчетность отражает убытки на протяжении более двух лет;
    • компания неоднократно приближалась к предельному значению величин показателей, дающих право применять специальные налоговые режимы (например, УСН 6% или УСН 15%);
    • расходы составляют более 83% доходов;
    • расходы организации на ОСНО растут быстрее доходов от реализации продукции;
    • вычет по НДС превысил 89% суммы начисленного налога за 12 месяцев;
    • налогоплательщик не реагирует на уведомления налогового органа;
    • имеются экономически необоснованные договора с контрагентами-перекупщиками или посредниками;
    • часто меняется юридический адрес;
    • рентабельность более чем на 10% отклоняется от среднего уровня для данной сферы деятельности ;
    • компания сотрудничает с недобросовестными контрагентами.

    Опираясь на этот список, вы можете самостоятельно оценить вероятность того, что станете объектом выездной налоговой проверки.

    Решение о проведении выездной налоговой проверки

    Решение принимает и подписывает руководитель территориального налогового органа либо его заместитель. Оно содержит:

    • полное или сокращенное название налогоплательщика;
    • сроки проведения проверки;
    • информацию о том, что проверяет выездная налоговая проверка;
    • ФИО проверяющих сотрудников ФНС.

    Налоговые инспекторы обязаны предъявить решение предпринимателю в начале процедуры для ознакомления под роспись, после чего назначается фактическое время проведения проверки.

    Как узнать о выездной налоговой проверке и подготовиться к ней

    О назначенной проверке вас обязаны предупредить не позднее чем за три рабочих дня до ее начала. Ознакомившись в решением и подписав его, вы узнаете, когда инспекторы начнут работу.

    Чтобы встретить сотрудников ФНС во всеоружии, можно потренироваться — заказать внешний аудит. Специалисты профильных компаний устроят имитацию выездной налоговой проверки, чтобы определить ее возможный сценарий, оценить риски и подготовить сотрудников к общению с инспекторами.

    Минимизировать количество ошибок можно, регулярно проводя внутренний налоговый и бухгалтерский аудит. Ваши сотрудники будут проверять документацию и самостоятельно устранять недочеты, чтобы итоги проверки были более благоприятными для бизнеса.

    Самый простой и надежный вариант — правильно выбрать бухгалтера, чтобы не отвечать потом перед налоговой за его ошибки. Это снизит вероятность проведения выездной налоговой проверки — если учет ведется открыто и правильно, налоговой незачем к вам приходить.

    Специалисты Фингуру получают требования ФНС и обрабатывают их без вашего участия.

    Что проверяет выездная налоговая проверка

    Как правило, к каждому налогоплательщику подходят индивидуально и назначают определенный вид проверки:

    • в ходе сплошной налоговой проверки запрашивают и проверяют все документы организации за отчетный период;
    • при выборочной — часть документации по некоторым отчетным периодам;
    • при комплексной — проверяется деятельность организации по всем налогам;
    • при тематической — по отдельным видам налогов;
    • в ходе контрольной проверки вышестоящий орган проверяет исполнителей выездной налоговой проверки;
    • встречные проверки проводятся с целью получения информации о деятельности проверяемого налогоплательщика от его контрагента.

    Как правило, проверке подлежит документация за последние 3 года. Все документы, интересующие налоговую и относящиеся к предпринимательской деятельности субъекта, изучаются досконально. Список документов, которые потребуют проверяющие, зависит от вида проверки. Вот наиболее вероятные:

    • КУДиР (для предпринимателей на «упрощенке»);
    • книги покупок и продаж, счета-фактуры (при проверке НДС);
    • банковские документы (выписки, платежные поручения и т.д.);
    • кассовая книга и кассовые документы, Z-отчеты (при использовании ККТ);
    • авансовые отчеты, путевые листы, накладные, договоры, акты выполненных работ и т.п.;
    • кадровые и зарплатные документы.

    Срок выездной налоговой проверки

    На проверку у сотрудников налоговой есть 2 месяца с даты решения о ее проведении. Обычно сроки выдерживаются, но могут быть увеличены до 4 или до 6 месяцев, если:

    • в процессе выяснилось, что нужна дополнительная проверка;
    • налогоплательщик не представил необходимые документы;
    • форс-мажорные обстоятельства (пожар, наводнение и пр.).

    Процесс выездной налоговой проверки

    Выездная проверка проводится по месту ведения предпринимательской деятельности, но, если для налоговиков невозможно оборудовать рабочие места (фирма зарегистрирована по домашнему адресу владельца, проверяется ИП без офиса), можно использовать арендованный налогоплательщиком для этой цели офис по соседству либо подразделение ФНС.

    Налогоплательщик обязан обеспечить доступ ко всем налоговым и бухгалтерским документам, которые запросят инспекторы, а также к помещениям и оборудованию, используемым в предпринимательской деятельности. Проверку осуществляют минимум два инспектора. Если проверяемый налогоплательщик — крупная фирма, налоговых специалистов может быть больше.

    Если камеральная проверка сводится лишь к сверке предоставленных данных, то этапы выездной налоговой проверки могут быть такими:

    • инвентаризация — проверка данных в документах налогоплательщика;
    • осмотр инспекторами помещений, входящих в налоговую базу;
    • запрос необходимых документов или других данных у проверяемого лица;
    • выемка документов для подтверждения нарушения налогового законодательства;
    • экспертиза — применяется, когда необходима экспертная оценка документов.

    Окончание проверки и действия предпринимателя

    По результатам выездной налоговой проверки инспекторы готовят акт. На составление этого документа отводится не более двух месяцев с момента ее завершения. Он содержит информацию о налогоплательщике, проводимой налоговой проверке и ее результатах. Получая и подписывая этот акт предпринимателю стоит удостовериться в правильности всех реквизитов, даты составления акта и сроках проведения проверки.

    Перед тем, как подписывать акт, предпринимателю стоит удостовериться в том, что реквизиты, дата составления акта и сроки проведения проверки указаны верно.

    Также важно изучить сведения о проверенных документах, проведенных осмотрах и т.д., ознакомиться с перечнем найденных нарушений и их обоснованием, а также рекомендациями по устранению недочетов и отведенными на это сроками. В целом налоговой нужно, чтобы предприниматель привел документацию в соответствие с требованиями законодательства, уплатил неуплаченные налоги, возможные пени и штрафы. Всего в акте указывается 8 категорий нарушений. В основном они связаны с:

    • порядком постановки на налоговый учет;
    • несвоевременным предоставлением сведений о расчетном счете;
    • уклонением от подачи налоговой декларации;
    • неправильным учетом доходов и расходов, а также объектов налогообложения;
    • частичной или полной неуплатой налогов и сборов;
    • уклонением от налогового контроля (сокрытие информации от налогового органа);
    • нарушением порядка регистрации объектов игорного бизнеса.

    Акт передается руководителю организации под расписку в течение пяти дней с даты подписания налоговиками. В случае отказа от его принятия, акт с соответствующей отметкой направят заказным письмом по месту нахождения налогоплательщика.

    Обжалование результатов выездной налоговой проверки

    Если вы не согласны с выводами инспекторов и предполагаете, что в ходе выездной налоговой проверки были допущены нарушения, то можете направить в ФНС письменные возражения (п. 6 ст. 100 НК РФ ) в течение месяца с момента получения акта (дня, когда получили его под роспись, или шестого дня с момента отправки почтового отправления с актом).

    Можете описать возражения в свободной форме или воспользоваться формой, предоставленной ФНС РФ (скачать бланк и образец).

    Вместе с возражением направьте в ФНС копии документов, подтверждающих изложенную в нем позицию. Это поможет избежать штрафных санкций за нарушения, которых не было.

    Выездная налоговая проверка

    Выездная проверка начинается в день вынесения налоговым органом решения о ее проведении независимо от его вручения налогоплательщику.

    Понятие выездной налоговой проверки и порядок ее проведения

    Выездная налоговая проверка представляет собой один основных способов контроля и учета существующего порядка налогообложения тех или иных органов, а также физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, по месту их непосредственного нахождения.

    Выездная налоговая проверка проводится в четком соответствии с основными требованиями и нормами, установленными действующим НК РФ, нарушения которых недопустимы, так как возникает риск аннулирования.

    Ее результаты, основания, эффективность, последствия и действия будут считаться полностью правомерными только в том случае, если был соблюден установленный порядок и критерии, а все мероприятия контроля проведены без единого нарушения, рисков и возражения, в установленный период.

    Выездная налоговая проверка и анализ, как правовая процедура, имеет одну основную суть – обеспечение максимального контроля процедуры налогообложения, предусмотренной НК РФ, а также проверка документов налогоплательщиков, рисков, их анализ, отбор, составление возражения и иные необходимые действия налоговой службы.

    Чтобы ответить на вопрос о том, как проходит выездная налоговая проверка и сопровождение по месту нахождения юридических органов, либо физических лиц, следует обратиться к положениям действующего НК РФ.

    Выездная налоговая проверка и сопровождение осуществляются исключительно уполномоченными лицами, которые, в ходе данного мероприятия, осуществляют проверку, отбор и анализ документов, имеющих отношение к процессу исчисления налогов физических или юридических лиц за определенный период, например, когда шла реорганизация. Тогда главным документом для проверки станет декларация.

    Проверяются учредительные документы органов, справка, приказы, различные формы и виды бухгалтерской отчетности, налоговая декларация, счет-фактуры, порядок их заполнения, возможные нарушения, объект налогообложения, риск, возражения и иные критерии предприятия, например, реорганизация и грамотность ее проведения.

    Проведение выездной налоговой проверки и установленный порядок допускают, что в это время могут быть осуществлены различные дополнительные мероприятия и действия, если такая необходимость присутствует.

    Данные мероприятия могут заключаться в направление письменных запросов в иностранные органы на предмет налоговых сведений, составление запросов руководителя в банк, расчет рисков и иные действия.

    Реорганизация лица, например, ООО, также является основанием для проведения проверки. При этом ООО должно получить уведомление и заполненный документ, где будут указаны цели проверки, риск, а также иная информация.

    Во время проверки ООО, будет изучена уточненная налоговая декларация, объект недвижимости, причины, по которым проводится реорганизация ООО, возможное продление, риск и иная информация.

    Уточненная декларация представляет собой документ с внесенными изменениями. Уточненная декларация на объект налогообложения ООО подается повторно в налоговый орган. Декларация является наиболее важным налоговым документом, риск неправильного заполнения которого очень высок.

    Решение о проведении выездной налоговой проверки

    Письменное решение о проведении выездной налоговой проверки является основным документальным основанием, которое делает данные мероприятия действительно правомерными и законными, исключая риск нарушения и возражения.

    Нередко возникают ситуации, когда налоговые инспекторы пренебрегают своей непосредственной обязанностью по раннему составлению и подготовке данного решения и его своевременному вручению налогоплательщику по месту его регистрации.

    Однако эти действия составляют большой риск и являются грубейшим нарушением, которое ведет к тому, что все полученные после такого мероприятия результаты будут признаны недействительными, включая найденные нарушения, возражения и иные критерии.

    Решение о проведении выездной налоговой проверки может быть составлено и принято только той налоговой инспекцией, к чьей компетенции принадлежит конкретный налогоплательщик, по месту учета, иначе существует риск нарушения.

    Такие документы должны содержать все требуемые данные и сведения касаемо физических лиц, юридических органов, а также индивидуальных предпринимателей – налогоплательщиков.

    В список данных сведений можно отнести: данные по месту нахождения объекта и субъекта контроля, риск и анализ предмета проверки и указание состава физических лиц, которые входят в проверяющую группу руководителя.

    Решение о проведении выездной налоговой проверки на объект, в обязательном порядке, должно содержать данные руководителя. На нем должна стоять подпись руководителя налогового органа, либо иного лица, обладающего соответствующими полномочиями.

    Решение о проведении выездной проверки на объект должно полностью соответствовать существующей форме и положениям, установленными НК РФ и иными нормами права.

    Права налоговых органов при проведении выездной проверки

    Каждый налоговый инспектор отдела выездных проверок, в ходе осуществления данного мероприятия, наделяется рядом определенных прав, предусмотренных положениями действующего НК РФ и иными нормами налогового права. В список основных прав налоговых органов входят:

    • отбор, анализ и изучение существующих документов налогоплательщиков, имеющих отношение к исчислению установленных налогов и бухгалтерской отчетности. В эти документы входит налоговая декларация, ее анализ, справка и т.д.;
    • составление и сопровождение документов по результатам проведенной проверки физических лиц или юридических органов, предприятия, например, ООО, выявление нарушения и возражения на соответствующий предмет;
    • проверка процедуры исчисления налогов предприятия, контроль и выявление возможного нарушения и возражения в определенный налоговый период;
    • истребование дополнительных документов и сведений у налогоплательщиков, их анализ, сопровождение и иные действия, в том случае, если они необходимы для уточнения тех или иных особенностей существующего налогообложения физических лиц, либо юридических органов, предприятия.

    В компетенцию уполномоченных физических лиц могут входить и иные формы права, а также действия, которые не противоречат положениям НК РФ и соответствуют действующему налоговому законодательству.

    В том случае, если права налогоплательщиков были нарушены незаконными действиями сотрудников налоговых органов, разрешение данной ситуации входит в компетенцию судебных органов.

    Сроки проведения выездной налоговой проверки

    Законодательство РФ и действующие положения НК РФ устанавливают определенные ограничения, касающиеся максимального срока проведения выездной налоговой проверки и на иные действия и формы.

    Общий период от дня начала проверки до получения документов с ее результатами не может превышать полутора лет.

    Общее время, сопровождение, продление, снижение и срок проведения выездной налоговой проверки может зависеть от множества условий и дополнительных обстоятельств, например, объема существующих документов и информации организации, сложности проведения определенного мероприятия и иных нюансов, которые оказывают непосредственное влияние на величину временного периода, на выявление нарушения или возражения.

    Время непосредственной проверки и контроля каждого филиала, имеющегося у главного предприятия налогоплательщика, например, ООО, составляет один календарный месяц. Продление или изменение срока и формы входит в компетенцию действия налогового инспектора, но, как правило, данные права, формы и критерии применяются достаточно редко.

    Установленные правила действующего НК РФ предусматривают, что в тех ситуациях, когда какие-либо нарушения и возражения были случайно обнаружены уполномоченным лицом во время отбора документов, в период после окончания проверки руководителя, данные нарушения и возражения не могут быть учтены и приняты к рассмотрению.

    Приостановление выездной налоговой проверки

    Приостановление выездной налоговой проверки, в соответствии с положениями НК РФ, означает временное приостановление действий уполномоченного налогового органа по проведению исследования и изучения внутренней деятельности той или иной организации, а также отбора документов по месту проверки.

    Приостановление проверки, как юридическая процедура, также имеет свои допустимые сроки, порядок, правила, критерии, формы и иные нюансы. Общее приостановление может быть осуществлено на срок, не превышающий полугода с первого дня остановки.

    Допустимый срок может быть увеличен на три дополнительных месяца в особых случаях, по приказу руководителя.

    Например, если налоговый орган отправил письменный запрос в иностранную организацию, но, в течение установленного периода, по каким-либо причинам, не получил ответ от руководителя по месту запроса.

    Точный срок, на который осуществляется приостановление, определяется приказом руководителя налогового органа, который учитывает причины, задачи, цели, оценки, возможность риска, и иные критерии, по которым данное приостановление стало необходимым.

    Все допустимые основания, виды, анализ оценки и иные критерии указаны в НК РФ, к ним относятся:

    • действия по истребованию необходимых документов для отбора у других лиц или у органов, получение которых требует определенного времени и нуждается в продлении, например, декларация ООО и т.д.;
    • получение информации от иностранного учреждения или предприятия на объект налогообложения;
    • проведение необходимых экспертиз, оценки, результаты и виды которых очень важны для грамотного осуществления проверки и контроля рисков;
    • перевод документов и отбор, предоставление которых было осуществлено налогоплательщиком, на русский язык, например, декларация ООО или иностранного учреждения, в случае, если идет его реорганизация;
    • иные действия, анализ, виды, задачи и критерии, которые занимают определенный временной период и ведут к тому, чтобы приостановка проверки на тот или иной объект была осуществлена.

    Заполненный акт выездной налоговой проверки на объект, например, ООО, всегда должен быть передан на руки налогоплательщику, в соответствии с нормами НК РФ.

    Повторная выездная налоговая проверка

    Положениями действующего НК РФ определены конкретные условия, задачи, риск и критерии, при которых может быть осуществлена повторная выездная налоговая проверка физических лиц и организаций – налогоплательщиков, например, если существующая декларация имела определенные ошибки.

    В повторной проверке налогоплательщиков участвует прошедший временной период, анализ, отбор и контроль которого уже был осуществлен ранее.

    Оформление повторной проверки означает фактическое снятие ограничения и запретов, касающихся того, что в отношении одного налогоплательщика не могут быть осуществлены две и более выездные проверки в течение годового периода, по месту учета.

    Следовательно, уточненная повторная проверка по месту учета может проводиться вне зависимости от того факта, сколько до этого проверок уже было осуществлено.

    Действующий НК РФ предусматривает два главных основания, по которым может быть назначена повторная уточненная проверка по месту учета.

    Во-первых, она может быть осуществлена в случае принятия такого решения руководителя вышестоящей организации в определенный временной период.

    Во-вторых, повторная проверка допустима, когда результаты первой были обжалованы в уполномоченном органе. Обжалование может быть осуществлено любым заинтересованным лицом. Обжалование составляется в письменной форме и подается в судебный орган. Положительное обжалование ведет к полному аннулированию результатов.

    Особенности проведения выездных налоговых проверок

    Существующая концепция системы планирования выездных налоговых проверок направлена, прежде всего, на соблюдение норм НК РФ и защиту интересов налогоплательщиков – физических, либо юридических лиц.

    Эффективность данной концепции, а также ее основания, цели, задачи, последствия и оценки подтверждены существующей практикой.

    Уточненная выездная налоговая проверка, сопровождение, отбор и контроль, в обязательном порядке, проводятся на территории налогоплательщика и его предприятия. В отдельных случаях, она может быть проведена по месту нахождения налоговой инспекции. Соответствующее решение руководителя, где составляется данная уточненная информация, выносится в установленный срок.

    Во время проверки налогоплательщиков и отбора документов, каждый из них может быть проверен по нескольким налогам.

    Непосредственный предмет, объект и назначение выездной налоговой проверки выражаются в осуществлении контроля правильности налогового исчисления, проверки рисков, а также своевременности уплаты установленных налогов на объект.

    Контроль, оформление и сопровождение выездной проверки может распространяться только на определенный период деятельности той или иной организации или иных налогоплательщиков. Этот период равен трем годам.

    По окончании проверки всегда составляется особый документ уведомление – акт выездной проверки налоговой службы. Акт выездной проверки содержит все необходимые сведения об осуществлении данного мероприятия контроля, а также о полученном результате.

    голоса
    Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию