Femida96.ru

Юридическая помощь для всех
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Расчет пенсии в 1992 году

Расчет пенсии в 1992 году

от 1 октября 1991 года N 1-98-У

О перерасчете и назначении пенсий с 1 января 1992 года в соответствии с Законом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР"

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
приказа Минтруда России от 30 апреля 2020 года N 232
____________________________________________________________________

1. Общие положения

Закон РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР"* с 1 января 1992 года вводится в действие для всех категорий пенсионеров.

* В дальнейшем именуется Закон от 20.11.90.

1.1. Перерасчету с применением норм Закона РСФСР (по стажу, заработку, условиям, механизму исчисления) подлежат все виды ранее назначенных пенсий, за исключением некоторых пенсий за выслугу лет, для которых сохранен порядок их назначения и выплаты, предусмотренный союзным законодательством (спортсмены, космонавты, отдельные категории работников здравоохранения и просвещения, артисты).

В связи с изменением прожиточного минимума пересчитываются и пенсии, пересмотренные с 1 марта 1991 года, а также надбавки и повышения к ним.

1.2. В соответствии со статьей 134 Закона РСФСР с 1 января 1992 года на территории республики отменены персональные пенсии, в том числе и ранее назначенные. С указанной даты персональные пенсионеры должны быть переведены на соответствующие виды государственных пенсий по нормам и условиям республиканского Закона. При этом перевод на государственную пенсию осуществляется по выбору пенсионера: из того же заработка, с учетом которого устанавливалась персональная пенсия, из заработка перед персональной пенсией либо перед государственной пенсией с соблюдением правил, предусмотренных разделом VII Закона РСФСР.

1.3. Пенсии, назначенные до введения в действие Закона РСФСР в более высоких размерах, чем полагается по условиям и нормам этого Закона, в том числе и превышающие максимальные, сохраняются в прежнем размере (статья 133 Закона РСФСР в редакции Закона РСФСР "О внесении изменений в Закон РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" от 19 апреля 1991 года)*.

* Приказ Минсобеса РСФСР от 29.05.91 N 100.

1.4. Пенсии, пересчитанные по Закону РСФСР, с 1 января 1992 года по 1 июля 1992 года следует выплачивать не более нового размера ограничения (кроме случаев, когда имеется право на более высокий размер пенсии). С 1 июля 1992 года — в полной сумме.

Ограничение пенсии до 1 июля 1992 года производится без учета компенсации. Компенсация начисляется сверх указанного предела.

2. Пенсии по старости (по возрасту)

2.1. С 1 января 1992 года перерасчету подлежат:

минимальные пенсии до размера нового прожиточного минимума; это относится и к пенсии по старости инвалидам войны, получаемой наряду с пенсией по инвалидности;

пенсии, установленные в минимальном размере, до фактического размера, исчисленного исходя из имеющегося заработка с его корректировкой и дополнительно учтенного по новым правилам трудового стажа;

остальные пенсии до фактически полученной суммы, определенной по нормам Закона РСФСР в пределах максимального размера (кроме случаев сохранения прежнего размера) с соблюдением этапов, указанных в пункте 1.4 настоящих указаний).

2.2. В соответствии с пунктами "а" и "б" статьи 12 Закона РСФСР лицам, у которых работа по спискам N 1 и N 2 составляет не менее половины стажа на таких работах, пенсия назначается с уменьшением общеустановленного возраста.

Однако для назначения пенсии при сниженном возрасте требуется наличие общего стажа 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин.

При этом увеличение размера пенсии на один процент заработка производится за каждый полный год трудового стажа сверх указанных 20 — 25 лет.

Пример. Гр. Селиванова, 53 лет, ее общий трудовой стаж 35 лет, из них 6 лет на работах по списку N 2, средний заработок 300 рублей.

За 6 лет льготной работы по списку N 2 пенсия по старости может быть назначена женщине с 52 лет. Поэтому Селиванова приобрела право на пенсию с 1 января 1992 года.

Пенсия составит: 70% (за общий стаж 35 лет) от 300 рублей = 210 руб. (без компенсации). До 1 июля будет выплачиваться 180 руб.* и сверх этого полагающаяся компенсация, а с 1 июля — в полной сумме.

* Предельная сумма и все расчеты в примерах приводятся по состоянию на день издания настоящих указаний.

При назначении указанных досрочных пенсий возраст снижается только на полные годы. Льготная работа, не позволяющая уменьшить возраст на полный год, во внимание не принимается.

Например, мужчина 5 лет и 4 месяца был занят на работах по списку N 1. Пенсия ему может быть назначена на 5 лет раньше, т.е. не ранее 55 лет (4 месяца по списку N 1 для снижения возраста не учитываются).

2.3. В тех случаях, когда при назначении пенсии по статье 14 Закона от 20.11.90 специальный стаж складывается из работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к ним, пересчет работы в этих местностях в работу на Крайнем Севере за неполный календарный год производится пропорционально, исходя из установленных 9 месяцев за полный год такой работы.

Пример. Заявитель проработал в районах Крайнего Севера 9 лет и 7 лет 6 месяцев в приравненных местностях. Его стаж работы на Крайнем Севере составит 9 лет + 5 лет 7 мес. 15 дн. (за 7,5 лет работы в местностях), итого 14 лет 7 месяцев 15 дней.

При назначении пенсий по части третьей статьи 14 возраст снижается только на полные годы в порядке, изложенном в пункте 2.2 указания.

2.4. В соответствии с частью второй статьи 88 Закона от 20.11.90 в специальный стаж засчитывается работа (служба). Поэтому при назначении пенсии по статье 14 в 15 — 20 календарных лет включается военная и иная служба, предусмотренная статьей 90, проходившая в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к этим районам. Никакая другая деятельность в этот стаж не включается.

Читайте так же:
Заплатить налог на имущество по инн

2.5. Определение размера и расчет пенсии по старости производится в порядке, изложенном в Указании Минсобеса РСФСР от 03.01.91 N 1-1-У.

3. Пенсии по старости при неполном общем
трудовом стаже

3.1. Пенсии по старости при неполном стаже устанавливаются при условии, если трудовой стаж составляет не менее 5 лет. При этом в указанный стаж засчитываются трудовая и иная общественно полезная деятельность, учеба и служба в Вооруженных Силах (статьи 89, 90, 91, 92 Закона РСФСР от 20.11.90).

При подсчете трудового стажа, необходимого для назначения пенсии по ст.15 Закона РСФСР от 20.11.90, применяется льготное исчисление отдельных периодов (статья 94).

3.2. В связи с введением с 1 января 1992 года новых правил исчисления стажа право на пенсию при неполном стаже могут приобрести получатели социальных пенсий, общий трудовой стаж которых не менее 5 лет. В случае целесообразности этих пенсионеров следует перевести на трудовую пенсию с 1 января 1992 года с применением сроков, предусмотренных частью первой статьи 132.

4. Пенсии по инвалидности

4.1. С 1 января 1992 года перерасчету подлежат все пенсии по инвалидности, в том числе и инвалидам войны в связи с изменением прожиточного минимума.

4.2. Инвалидам I и II групп (независимо от причины инвалидности) пенсия исчисляется в одинаковом проценте к заработку — 75 процентов. За стаж, превышающий необходимый для назначения пенсии, дополнительного увеличения размера не производится. При этом максимальный размер пенсии устанавливается на уровне трех минимальных размеров и не дифференцируется в зависимости от длительности трудового стажа.

Правило о повышении максимума за общий стаж к пенсии по инвалидности не применяется.

4.3. Законом от 20.11.90 снижена продолжительность трудового стажа, необходимого для назначения пенсии по инвалидности вследствие общего заболевания. Поэтому при перерасчете пенсии по инвалидности I и II групп при неполном стаже размер пенсий следует определять исходя из новых стажевых требований.

5. Пенсии по случаю потери кормильца

5.1. С 1 января 1992 года пересчитываются пенсии по случаю потери кормильца, независимо от причины смерти умершего и числа нетрудоспособных членов семьи.

5.2. Новый механизм исчисления пенсий предусматривает, что на каждого нетрудоспособного члена семьи пенсия устанавливается в одинаковом проценте к заработку кормильца: 30 процентов в случае наступления смерти от общих причин (статья 62 Закона).

Таким образом, общая сумма пенсии семье складывается из размеров, полагающихся каждому иждивенцу.

Пример. За умершего вследствие общего заболевания кормильца, имевшего необходимый трудовой стаж и среднемесячный заработок 300 рублей, пенсия назначается 2 членам его семьи: матери и ребенку — круглому сироте. Общий размер пенсии составит 30% x 300 рублей = 90 рублей (пенсия матери) и 150* рублей (пенсия ребенка), итого 240 рублей.

* Расчет сделан с учетом прожиточного минимума, определенного на 1991 год.

5.3. Максимальный размер пенсии установлен только на одного получателя пенсии. Если пенсия назначается на нескольких членов семьи, то общая сумма пенсии не должна превышать в совокупности максимума в расчете на каждого иждивенца. Например, на трех нетрудоспособных пенсия вследствие общего заболевания не может превысить трех минимумов по старости.

5.4. В тех случаях, когда пенсия семье назначена в других суверенных республиках на основании законодательства этих республик или союзного Закона с выделением доли пенсии жителю РСФСР, то на этого получателя пенсия пересчитывается по нормам Закона от 20.11.90, за исключением случаев, когда предусмотрено сохранение ранее назначенного более высокого размера.

5.5. Дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца имеют право на пенсию до достижения 18 лет, независимо от того, продолжают ли они обучение или работают.

В возрасте от 18 до 23 лет такое право предоставлено только учащимся очных учебных заведений.

При этом для продления выплаты или назначения пенсии после достижения 18 лет необходима справка из учебного заведения об обучении на очном отделении с указанием даты окончания обучения.

Представление справки о продолжении обучения по состоянию на начало каждого учебного года не требуется.

6. Пенсии за выслугу лет

6.1. С 1 января 1992 года перерасчету по нормам Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" подлежат пенсии за выслугу лет, назначенные отдельным категориям работников авиации и летно-испытательного состава, некоторым категориям артистов театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, педагогическим и медицинским работникам.

Перерасчет пенсии за выслугу лет по нормам Закона РСФСР от 20.11.90 производится на основании списков профессий и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, и Правил исчисления сроков выслуги, утвержденных Советом Министров РСФСР*.

* См. Приказы Минсобеса РСФСР: от 19.09.1991 N 181; от 25.09.1991 N 182, 183; от 02.10.1991 N 187.

В случае отсутствия права на перерасчет пенсий за выслугу лет по нормам Закона от 20.11.90 ранее назначенная пенсия сохраняется в прежнем размере.

6.2. Педагогическим и медицинским работникам, не имеющим права на назначение пенсии за выслугу лет по нормам Закона от 20.11.90, пенсии за выслугу лет назначаются по правилам, действовавшим до принятия настоящего Закона, т.е. по союзному законодательству.

Также по правилам, действовавшим до принятия Закона от 20.11.90, производится назначение пенсий за выслугу лет космонавтам и спортсменам.

6.3. Работники науки, прокуратуры, судов, получающие пенсии на основании специальных постановлений Правительства, 1 января 1992 года при соблюдении необходимых условий (по возрасту и стажу) должны быть переведены на пенсию по возрасту или по инвалидности в соответствии с Законом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР".

6.4. Размер пенсий за выслугу лет определяется в зависимости от продолжительности имеющейся выслуги, а не от общего стажа.

6.5. Перерасчет пенсии за выслугу лет производится из среднемесячного заработка или ставки (оклада), имеющегося в пенсионном деле на 1 января 1992 года.

Читайте так же:
Отчисления в пенсионный с физического лица

При этом применяются правила корректировки заработка, в том числе ставки (оклады), предусмотренные статьей 131 Закона РСФСР от 20.11.90.

6.6. Исчисление пенсий за выслугу лет работникам гражданской авиации, педагогическим, медицинским работникам и артистам производится по нормам статьи 84 Закона от 20.11.90.

Работникам летно-испытательного состава гражданской авиации пенсии исчисляются в соответствии с Положением о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава*.

* См. Приказ Минсобеса РСФСР от 06.08.91 N 146.

6.7. Пенсии за выслугу лет, исчисленные в соответствии с Законом от 20.11.90, повышаются по правилам статьи 110 Закона.

К пенсиям за выслугу лет не начисляются никакие надбавки.

7. Исчисление трудового стажа

7.1. В общий трудовой стаж для назначения пенсии по Закону от 20.11.90 засчитывается трудовая и иная общественно полезная деятельность (статьи 89, 90, 91, 92 Закона).

7.2. В общий трудовой стаж наравне с работой учитывается период ухода за престарелым, если он нуждается в постороннем уходе по заключению лечебного учреждения. При этом следует иметь в виду, что к престарелым относятся граждане, достигшие пенсионного возраста, т.е. мужчины — 60 лет, женщины — 55 лет. О порядке выдачи справки о нуждаемости в постороннем уходе см. указание Минздрава РСФСР и Минсобеса РСФСР от 02/14.08.91 N 17/1-90-У.

Смотрите также:

С 1 января 2021 года вступило в силу Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза — Республики Армения, Республики Беларусь, Российской Федерации, Республики Казахстан и Кыргызской Республики (далее — ЕАЭС).

Соглашение определяет порядок и механизм экспорта пенсии из одной страны союза в другую, предусматривает суммирование стажа работы в государствах ЕАЭС для определения права на пенсии.

Цель Соглашения о пенсионном обеспечении

Основной целью Соглашения является формирование пенсионных прав трудящихся государств-членов ЕАЭС на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства. Это означает, что каждое государство-член ЕАЭС должно гарантировать гражданам других государств-членов ЕАЭС объем прав на пенсионное обеспечение, равный объёму прав, предоставляемому своим гражданам на аналогичных условиях.

Назначение и выплата пенсии осуществляются в следующем порядке:

  • за стаж работы, приобретенный после вступления Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается государством-членом ЕАЭС, на территории которого приобретен соответствующий стаж работы;
  • за стаж работы, приобретенный до вступления Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается в соответствии c законодательством государств-членов ЕАЭС и Соглашением о гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, а для Республики Беларусь и Российской Федерации – Договором между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 года.

Ранее этот вопрос не регулировался, и период работы казахстанцев в других государствах ЕАЭС фактически не учитывался при расчете их пенсионных выплат.

С полным текстом Соглашения можно ознакомиться на сайте Евразийской экономической комиссии здесь.

Каков объем прав на пенсионное обеспечение для граждан других государств-членов ЕАЭС

Получать пенсию они будут вправе на территории государства проживания либо государства – члена ЕАЭС, назначившего пенсию.

К примеру, гражданин Кыргызстана, работая в России, платил необходимые отчисления, при этом пенсию за период работы в России не получал.

После вступления документа в силу трудящиеся ЕАЭС будут получать пенсию за периоды работы и у себя на родине, и в других государствах ЕАЭС.

Так, например, гражданин Армении, который после вступления соглашения в силу проработает пять лет в России, три года в Беларуси, один год в Казахстане и оставшееся время в Армении, будет получать пенсию от четырех стран – от каждой за конкретный период работы.

Учитывая, что каждое государство-член ЕАЭС будет выплачивать трудящемуся часть пенсии, адекватную периоду работы и отчислениям пенсионных взносов в стране трудоустройства, необходимо, чтобы трудящиеся-граждане стран ЕАЭС официально оформляли трудовые отношения с работодателями в государствах-членах ЕАЭС, в том числе в Казахстане, то есть в обязательном порядке своевременно заключали трудовые или гражданско-правовые договоры.

Соглашение подразумевает, что легальные трудовые мигранты будут получать пенсии от стран, где они работали не менее 1 года.

Размер пенсии и перечень документов для назначения и выплаты пенсии будет регулироваться национальным законодательством каждого государства — члена ЕАЭС.

Соглашение определяет порядок и механизм экспорта пенсии из одной страны союза в другую, предусматривает суммирование стажа работы в государствах ЕАЭС для определения права на пенсии.

Каждая страна-участница ЕАЭС будет выплачивать (экспортировать) пенсию трудящемуся за стаж работы, выработанный на ее территории.

Таким образом, пенсии будут выплачиваться тем государством, где трудящийся осуществлял свою деятельность, в том числе и в случае его проживания на территории другого государства-члена ЕАЭС.

Если у человека не хватило для пенсии рабочего стажа, заработанного на территории одного государства – члена Союза, то допускается учет стажа работы, приобретенного на территориях других стран ЕАЭС.

Вместе с тем, если трудящийся стран ЕАЭС, осуществлявший трудовую деятельность в РК, переехал на постоянное место жительство в другую страну (не в страну ЕАЭС), то в соответствии с национальным пенсионным законодательством РК, он имеет право на пенсионные выплаты из ЕНПФ за счет своих пенсионных накоплений, но только при наступлении пенсионного возраста.

В случае смерти трудящегося (гражданин государства-члена у которого формируются, либо формировались пенсионные права посредством осуществления трудовой или иной деятельности на территории другого государства-члена) член семьи имеет право на пенсию в соответствии с законодательством государств-членов.

То есть пенсионные накопления умершего трудящегося передаются его наследникам в соответствии с нормами Гражданского кодекса.

Читайте так же:
Отдают ли пенсию после смерти

Если стажа работы трудящегося, приобретенного на территории одного государства-члена, будет недостаточно для возникновения права на пенсию (за исключением накопительной пенсии), то будет учитываться стаж работы, приобретенный в других странах ЕАЭС, в том числе до вступления Соглашения в силу, за исключением случаев, когда такой стаж работы совпадает по времени.

Для этого компетентные органы стран ЕАЭС будут обмениваться информацией о наличии трудового стажа у трудящегося через соответствующие информационные формуляры, разработанные уполномоченными и компетентными органами стран ЕАЭС совместно с ЕЭК.

До перехода к цифровому взаимодействию через интегрированную информационную систему ЕАЭС стороны будут использовать бумажный документооборот.

В какие органы необходимо обращаться за назначением пенсии

В Казахстане Соглашение распространяется на пенсионные выплаты:

  • по достижении пенсионного возраста;
  • при установлении инвалидности первой и второй групп, если инвалидность установлена бессрочно;
  • единовременная выплата наследникам.

Пенсионные выплаты будут осуществляться из единого накопительного пенсионного фонда (ЕНПФ).

Работодатель, привлекший трудящегося из стран ЕАЭС в рамках трудового договора либо гражданско-правового договора, обязан с 1 января 2021 года осуществлять регулярное перечисление обязательных пенсионных взносов в ЕНПФ в размере 10% от ежемесячного дохода трудящегося, но не более 50-кратного размера минимальной заработной платы.

Заключение договора о пенсионном обеспечении с ЕНПФ не требуется, так как обязательные пенсионные взносы перечисляются на индивидуальный пенсионный счет в ЕНПФ, который открывается при их поступлении.

Обязательные пенсионные взносы, обязательные профессиональные пенсионные взносы в единый накопительный пенсионный фонд подлежат уплате агентами в порядке и в сроки, определяемые Законом «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» (п.1, п.7 статьи 24 Закона).

По всем вопросам назначения пенсионных выплат граждане РК и других государств-членов ЕАЭС должны обращаться непосредственно в ЕНПФ.

В ЕНПФ также в последующем надо обращаться при формировании права на пенсионное обеспечение — с документами для направления в компетентные органы государств-членов, в которых они осуществляли трудовую деятельность и будут иметь право на получение пенсии за проработанные периоды.

Если, к примеру, гражданин РК работал в РФ, то при наступлении права на пенсию по законодательству РФ, ему не обязательно для этого ехать в РФ и подавать заявление и соответствующие документы на назначение пенсии. Достаточно обратиться в компетентный орган страны проживания, т.е. в ЕНПФ.

Такой же механизм подачи заявления при наступлении права на пенсию и в других государствах-членах ЕАЭС.

Может ли гражданин РК получать пенсию в странах ЕАЭС, если он там не работал

Нормы Соглашения, ратифицированного 7 декабря 2020 года, касаются только трудящихся мигрантов, то есть лиц, временно находящихся в другой стране по причине осуществления там трудовой деятельности.

Таким образом, на граждан Казахстана, не работавших в странах ЕАЭС до вступления в силу нового Соглашения и переехавших жить туда уже после выхода на пенсию, действие данного Соглашения не распространяется.

Данный вопрос регулируется Соглашением о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, участниками которого являются все государства — члены ЕАЭС.

В соответствии с Соглашением 1992 года пенсионное обеспечение граждан государств-участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Назначение пенсий гражданам государств-участников Соглашения 1992 года производится по месту жительства.

Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения 1992 года учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения 1992 года.

При переселении пенсионера в пределах государств-участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.

Размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством государства-участника Соглашения по новому месту жительства пенсионера с соблюдением условий, предусмотренных Соглашением 1992 года.

Расчет пенсии в 1992 году

Пенсионное обеспечение граждан, прибывших из стран СНГ

Вопросы пенсионного обеспечения лиц, прибывших в Российскую Федерацию из стран СНГ регулируются Соглашением о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года (далее – Соглашение ).

Участниками Соглашения являются Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина (Между Российской Федерацией и Республикой Беларусь действует Договор о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 года. В этой связи положения Соглашения от 13 марта 1992 года распространяются на отношения, которые не урегулированы указанным Договором. Пенсионное обеспечение граждан, прибывших из Молдавии и Грузии, регулируется другими соглашениями. С Азербайджаном подобных соглашений нет).

Пенсионное обеспечение граждан государств — участников Соглашения и членов их семей осущест­вляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Назначение трудовой пенсии гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств — участников Соглашения, осуществляется при условии постоянного проживания этих граждан на территории России. Для иностранных граждан постоянное проживание на территории России подтверждается видом на жительство.

Для назначения трудовой пенсии также необходимо представить документ, содержащий дату прекращения выплаты пенсии в другой стране, — пенсионное дело либо справку из органа, осуществлявшего пенсионное обеспечение по прежнему месту жительства.

При этом документы, представляемые гражданином для целей пенсионного обеспечения, выданные на иностранном языке, принимаются для указанных це­лей при условии, что верность их перевода засвидетельствована:

  • нотариусами, занимающимися частной практикой;
  • нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, либо консульскими учреждениями Российской Федерации.

О стаже

Читайте так же:
Новые налоги на владельцев авто

Для установления права гражданина государства — участника Соглашения на пенсию, в том числе на пенсию на льготных основаниях и за выслугу лет, учитывается трудовой стаж, приобретенный на тер­ритории любого из государств — участников Соглаше­ния, а также на территории бывшего СССР в период до момента подписания Соглашения.

Периоды работы до 1 января 2002 года также учиты­ваются в общем трудовом стаже для оценки пенсионных прав по состоянию на 1 января 2002 года.

Периоды работы и иной деятельности, включаемые в трудовой (страховой) стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами российского пенсионного законодательства.

Периоды работы по найму после 1 января 2002 года могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии, если страховые взносы на пенсионное обеспечение уплачивались в соответствующие органы той страны, на территории которой гражданин работал.

Указанные периоды работы на территории госу­дарства — участника Соглашения подтверждает справка об уплате страховых взносов на обязатель­ное пенсионное либо социальное страхование, ко­торую выдают компетентные органы названного государства.

Исчисление пенсии

Гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств — участников Соглашения, исчисле­ние пенсии производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в общий трудовой (страховой) стаж до 1 января 2002 года по сведениям индивидуального персонифицированного учета в системе обязательного пенсион­ного страхования за 2000-2001 годы либо за любые шестьдесят месяцев подряд на основании документов, которые выдают в установленном порядке работодатели либо государственные (муниципальные) органы.

Заработок, полученный в государствах — участниках Соглашения, рассматривается как заработок, полученный на территории Российской Федерации. Размер пенсии исчисляется с учетом этого заработка на общих основаниях. Перевод национальной валюты производится по курсу на дату конвертации пенсионных прав, то есть по курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на 1 января 2002 года.

Если за период работы на территории государства – участника Соглашения оплата производилась не в национальной валюте, а в иностранной (например, в долларах США), то такой заработок не может быть принят для исчисления пенсии.

Сроки назначения пенсии

При переселении в Россию гражданина, получавшего пенсию в одном из государств-участников Соглашения, пенсия назначается с месяца, следующего за месяцем прекращения выплаты пенсии по прежнему месту жительства. Но не более чем за шесть месяцев до места регистрации по месту жительства на территории России в установленном порядке или признания гражданина в установленном порядке беженцем либо вынужденным переселенцем, если у него есть право на пенсию того же вида по законодательству Российской Федерации.

При обращении за пенсией впервые, она назначается в сроки, установленные российским законодательством, то есть с даты обращения за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на нее.

Как рассчитать пенсионные баллы за советский период

kak_rasschitat_pensionnye_bally_za_sovetskiy_period.jpg

Похожие публикации

В Советском Союзе пенсионных баллов и страхового стажа не было. Однако многие россияне, давно являющиеся пенсионерами, или выходящие на пенсию только сейчас, трудились во времена СССР на различных производствах. И их, так называемый, советский стаж нередко исчисляется десятилетиями. Как перевести советский стаж в пенсионные баллы, какова их стоимость, и как тот давний период трудовой деятельности отражается на размере пенсии, оказывается не всегда понятным. Данные вопросы рассматриваются в нашей статье.

Как подсчитать пенсионные баллы за советский стаж

До начала 2015 года российские пенсионеры, имеющие стаж работы, получали трудовые пенсии (по старости, инвалидности и т.д.), размер которых рассчитывался по формулам Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001. Но с 01.01.2015 г. данный закон о трудовых пенсиях применяется не в полном объеме, так как пенсионное законодательство изменилось – 36-я ст. закона № 400-ФЗ, о страховых пенсиях. Трудовых пенсий сегодня не существует. Зато появились пенсионные коэффициенты (баллы), которые в СССР не начислялись.

Расчет пенсионных баллов за советский период и сейчас производится в соответствии с законом № 173-ФЗ. Следует сразу определиться с понятиями: под советским стажем понимается продолжительность трудовой деятельности до 1991 года, в конце которого СССР прекратил существовать. За ним следует «постсоветский» стаж, заработанный в 1991-2001 гг., до начала пенсионной реформы 2002 года. Механизм расчета указанных периодов определен в статьях 30-30.3.

Валоризация страховых пенсий

Законодателям понадобилось соотнести советский трудовой стаж со страховым стажем, который начал использоваться с 2002 года. Тогда стало важным не время общей трудовой деятельности, а сумма и период уплаты работодателем страховых взносов. В 2010 году была проведена так называемая валоризация пенсионных прав лиц, трудившихся в советский/постсоветский периоды. И сейчас пенсионные баллы за советский период рассчитываются с ее учетом.

Валоризация означала, что гражданам, которые работали с 1991 по 2001 гг., увеличили пенсионный капитал на 10%, причем продолжительность работы в данном случае не учитывалась. Тем, кто трудился еще раньше (до 1991 года), за каждый полный отработанный год к капиталу добавили по одному проценту. Например, гражданин Букин, работавший инженером на заводе с июня 1982 по ноябрь 2000 гг., получил прибавку 18% – 10% за работу в постсоветский период + 8% за 8 полных лет стажа, приобретенных в советское время. В рамках данной статьи под «советскими» будут подразумеваться и тот, и другой период.

Как начисляются пенсионные баллы за советский стаж

Чтобы посчитать, сколько пенсионных баллов удалось скопить за советский стаж, необходимо выполнить ряд математических действий:

Определяется коэффициент общего стажа. Если он 20-летний у женщин и 25-летний у мужчин, то их стажевый коэффициент (сокращенно – СК) – 0,55. За каждый год свыше этих значений к СК прибавляется 0,1. Но у коэффициента есть верхний предел – его значение не может быть выше 0,75. Так, если женщина накопит 48 лет, в коэффициенте учтут только 40, добавив к начальному СК (0,55) еще 0,2 (максимальное значение).

Читайте так же:
Коэффициенты применяемые при начислении пенсии

Рассчитывается соотношение учитываемого заработка пенсионера (либо за любые 5 лет до 2002 года, либо за двухлетний период 2000-2001 гг.) к средней зарплате по стране за тот же период. Максимально возможное значение – 1,2. Более высокие коэффициенты установлены только для лиц, трудившихся в условиях Крайнего Севера и в иных местах с тяжелым климатом.

СК и получившееся соотношение заработка перемножаются между собой, а затем умножается на 1671 руб. (средняя зарплата по стране в период 01.07.2001-30.09.2001). Полученный результат – это расчетный размер трудовой пенсии (РРТП), одно из значений, позволяющее посчитать, сколько дают пенсионных баллов за советский стаж.

Вычисляется величина валоризации – в зависимости от продолжительности советского стажа.

Определяется величина пенсионного капитала (по состоянию 2002-го года):

ПК = (РРТП – 450 руб.) х 228 мес.

228 месяцев – это так называемый коэффициент дожития, то есть, сколько в среднем гражданин проживет, получая пенсию.

Пенсионный капитал увеличивается на проценты, рассчитанные при валоризации, а затем делится на 228.

Полученная сумма индексируется на коэффициент 5,6148 (является произведением всех коэффициентов, применяемых с 2003 по 2014 годы). Таков размер пенсии по состоянию на 2015 год.

Узнать количество пенсионных баллов, накопленных за советский период, можно поделив конечную сумму на стоимость 1-го балла к началу 2015 года, то есть на 64,10 (15-я ст. закона № 400 о страховых пенсиях, п.10).

Как посчитать пенсионные баллы за советский стаж: пример

Итак, гражданин Букин в 2018 году вышел на пенсию, имея общий стаж 36 лет. Из них с 1982 по 2000 гг. он трудился инженером в «советский период». В годы, взятые для расчета пенсии, он получал 320 рублей, и соотношение к средней зарплате по стране у него максимальное – 1,2. Стажевый коэффициент Букина: 0,55 + 0,11 = 0,66.

Вначале определяем РРТП: (1,2 х 0,66) х 1671 = 1323,43 рубля

Так как считать пенсионные баллы за советский стаж можно, лишь зная размер пенсионного капитала, определяем его для Букина: (1323,43 – 450) х 228 = 199 142 руб. 18-летний советский стаж позволяет увеличить сумму на 18% – до 234 987 рублей.

Теперь высчитывается число советских пенсионных баллов: (234987 / 228 х 5,6148) / 64,10 = 90 баллов.

Полные тексты нормативных документов в актуальной редакции вы всегда сможете посмотреть в КонсультантПлюс.

Как учитывается при назначении пенсии советский стаж работы и стаж в период 1991-2002

советский стаж работы

В настоящее время на пенсию выходят граждане имеющие стаж работы в советский период, в период первого десятилетия после развала СССР и период работы после 2002 года. Это обстоятельство усложнило расчет страховой пенсии, так как необходимо учитывать всё пенсионное законодательство, действовавшее в этих периодах.

Когда граждане обращаются в Пенсионный фонд за назначением страховой пенсии по старости, специалист ПФР проверяет наличие у них двух видов стажа работы. Во-первых, наличие страхового стажа работы в период после 1 января 2002 года, чтобы определить имеется ли у гражданина право на страховую пенсию. Во-вторых, продолжительность общего трудового стажа, чтобы оценить пенсионные права застрахованного лица по состоянию до 1 января 2002 года. Кроме этого проверяется наличие у гражданина необходимого количества пенсионных баллов. Получение права на страховую пенсию по старости зависит от года, в котором гражданин обращается за назначением пенсии.

Для оценки пенсионных прав, приобретённых гражданином за работу в советский период и в период 1991-2002, в общий трудовой стаж включаются периоды работы, перечень которых исчерпывающе приведен в п.3 ст.30 закона №173-ФЗ. Оценка пенсионных прав осуществляется путем их преобразования (конвертации) в расчетный пенсионный капитал по формуле провиденной статье 30 закона о трудовых пенсиях.

В общий трудовой стаж работника включаются периоды трудовой деятельности и иной общественно полезной деятельности, происходившей до 1 января 2002 года ( в том числе и советский период), в течение которой он подлежал обязательному пенсионному страхованию, в их суммарной продолжительности, а так же периоды временной нетрудоспособности и получения пособия по безработице. Исчисление продолжительности этих периодов производится в календарном порядке по их фактической продолжительности.
Однако период прохождения венной службы по призыву включается в трудовой стаж из расчета 1 день службы за два дня работы, а период нахождения в составе ограниченного контингента советских войск в Афганистане учитывается в общем стаже как 1 месяц службы за 3 месяца трудового стажа. Периоды работы в районах Крайнего Севера и местностях приравненных к КС, имевшие место до 2002 года учитываются как 1 год работы за полтора.

Трудовой стаж , приобретенный в период до 1 января 2002 года , устанавливается на основании записей в трудовой книжке или на основании иных документов, которые выдавали в установленном порядке организации или госорганы.
Трудовой стаж, приобретенный в период после 1 января 2002 года? , устанавливается на основании сведений персонифицированного (индивидуального) учета застрахованного лица в Пенсионном фонде России.

Страховой стаж гражданина, в период после 1 января 2002 года, складывается из периодов работы или иной деятельности и других периодов, за которые уплачивались страховые взносы в ПФР, а также других не страховых периодов, за каждый календарный год которых учитываются пенсионные баллы:
— периоды ухода за детьми до 1,5 лет, инвалидами 1 группы, детьми-инвалидами, престарелыми старше 80 лет и некоторые другие периоды.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию