Femida96.ru

Юридическая помощь для всех
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Расходование субсидии на выполнение государственного задания

Особенности начисления субсидий на государственное задание

Больше материалов по теме «Бухгалтерский учёт» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

Деятельность ряда учреждений финансируется за счет средств из бюджета. Однако их не всегда достаточно. Учреждению может даваться госзадание. В этом случае потребуется дополнительное финансирование. Оно предоставляется в форме специальных субсидий.

Вопрос: Прочитав еще раз ч. ч. 1 и 2 ст. 15 Закона N 44-ФЗ, пришли к выводу, что бюджетные учреждения не вправе осуществлять закупку, финансируемую одновременно за счет субсидии на выполнение госзадания и внебюджетных средств. «Бюджетные» средства учреждение должно расходовать строго по Закону N 44-ФЗ, «внебюджетные» — по Закону N 223-ФЗ. Так ли это?
Посмотреть ответ

Что собой представляет субсидия

Органы власти могут дать учреждению задание. Если средств субъекта на выполнение задачи не хватает, выдается субсидия. Деньги начисляются на р/с учреждения. Они нужны для качественного и своевременного выполнения задачи. Расчет размера субсидии выполняется уполномоченным властным органом.

После того как задание выполнено и средства истрачены, оформляется акт об использовании денег. Целевое использование предполагает трату средств на исполнение поставленного задания. Если деньги будут истрачены нецелевым образом, организуется служебное расследование.

Какие учреждения могут претендовать на субсидию

Субсидия может быть предоставлена этим субъектам:

  • Автономным муниципальным организациям.
  • Оборонным предприятиям.
  • Различным органам власти.
  • Исследовательским институтам.
  • Силовым ведомствам и прочим.

Субсидия на исполнение госзадания может выдаваться только тем субъектам, которые уполномочены работать над этим заданием.

Законодательное обоснование

Выдача субсидии на разработку и реализацию государственного задания регламентируется этими нормативными актами:

  • ФЗ №174 «Об автономных субъектах» от 3 ноября 2006 г.
  • ФЗ №40 «О поддержке НКО» от 5 апреля 2010 г.
  • ФЗ №195 от 10 декабря 1995 г.
  • Правительственное Постановление №999 от 30 сентября 2014 г.

Данные нормативные акты регламентируют перевод денег, их трату, составление отчетности.

Особенности расходования субсидии

Самая главная особенность траты денег в рамках субсидии – необходимость в строгой отчетности. Даже самая малая часть денег не может быть истрачена непонятно на что. Все направления расходования должны быть зафиксированы документально. Рассмотрим приблизительный порядок расходования денег:

  1. Орган власти ставит перед учреждением задание.
  2. Устанавливается размер субсидии, нужной для реализации задачи.
  3. Деньги начисляются на р/с учреждения.
  4. Как правило, выполнение задания предполагает прохождение множества ступеней. На каждой происходит трата денег. После каждой траты составляется отчет.
  5. По окончании работы над поставленной задачей составляется полноценный отчет, подготавливаются подтверждающие документы. Затем все бумаги направляются в уполномоченную структуру.
  6. Проект принимается государственными структурами.
  7. Оформляется акт о целевом использовании денег.
  8. Акт направляется в орган, который ставил перед учреждением задачу.

Часть средств, выделенных в рамках субсидий, может остаться.

К СВЕДЕНИЮ! Задачи для субъектов создаются на базе формы, установленной Правительственным Постановлением №671 от 2 сентября 2010 года.

ВАЖНО! Госзадания и отчеты об их исполнении могут публиковаться на сайтах, если в них отсутствует государственная тайна. Публикация сведений нужна для обеспечения прозрачности финансирования.

Что делать, если средства остались

Остаток средств субсидии может быть направлен на финансирование деятельности бюджетного учреждения. Соответствующее положение приведено в части 17 статьи 30 ФЗ №83 от 8 мая 2010 года. Деньги могут направляться только на цели, для выполнения которых создано учреждение. Если же этих целей нет, средства взыскиваются.

Экономия денег, выданных в рамках субсидии, достигается обычно при наличии этих обстоятельств:

  • Оптимизация расходов на изготовление продукции и предоставление услуг.
  • Тендерное уменьшение при осуществлении государственных закупок.
  • Проведение мероприятий по улучшению энергосбережения.
  • Мероприятия, нужные для повышения эффективности эксплуатации государственного имущества.
  • Оптимизация штата сотрудников (к примеру, сокращение специалистов).
  • Заключение договоров с различными сторонними компаниями (к примеру, с транспортными компаниями).
Читайте так же:
Можно ли платить алименты ребенку, а не жене

Размер субсидии определяется на базе нормативных трат на предоставление услуг в рамках госзадания, на содержание имущества. Если одна из статей расходования оптимизируется, то и часть субсидии экономится.

Разновидности субсидий

Субсидии на исполнение заданий подразделяются на эти виды:

  • Целевое субсидирование. Деньги выдаются под определенные цели.
  • Средства на оказание услуг. В рамках задания у учреждения может возникнуть необходимость в оказании государственных услуг. В этом случае субсидии предоставляются именно на оказание этих услуг.
  • Разовые субсидии. Деньги в данном случае направляются на финансирование мероприятий.

Вид предоставляемой субсидии зависит от конкретного задания.

Что входит в предоставляемую субсидию

Важно правильно рассчитать субсидию на выполнение задания. При определении финансирования учитываются эти направления трат:

  • Непосредственно для оказания услуги.
  • На общехозяйственные нужды.
  • Потребление электроэнергии в объеме 10% от общих трат учреждения на оплату электроэнергии.
  • Расход тепловой энергии в объеме 50% от общего размера трат на оплату отопления.
  • Оплата налогов.

Деньги предоставляются на основании соглашения о порядке передачи субсидии.

Бухучет субсидий

Проводки в бюджетном и автономном субъекте будут разными. Рассмотрим проводки в бюджетном субъекте:

  • ДТ420581560 КТ440110180. Начисление субсидии на исполнение задачи.
  • ДТ420111510 КТ420581660. Поступление денег на расчетный счет.
  • ДТ410960 XXX КТ4302 XX 730. Отражение трат, формирующих себестоимость работ и услуг в рамках госзадания.
  • ДТ440120262 КТ420862660. Отражение трат, не формирующих себестоимость.

В автономном учреждении будут следующие проводки:

  • ДТ420580000 КТ440110180. Начисление субсидий.
  • ДТ420111000 КТ420580000. Поступление субсидии на счет.
  • ДТ410960 XXX КТ4302 XX 000. Отражение трат, формирующих себестоимость.
  • ДТ440120262 КТ420862000. Отражение расходов, не формирующих себестоимость.

Это стандартные проводки, использующиеся при выполнении задания.

Бухучет возврата

Субсидия будет возвращена в бюджет при таких обстоятельствах:

  • Сокращение объема госзадания.
  • Учреждение не реализовало задание за отчетный период.

Если объем задания уменьшен в текущем году, выполняются эти проводки:

  • ДТ420531560 КТ440110130.Сторнирование дохода от субсидии (используется метод «Красное сторно»).
  • ДТ420531560 КТ420111610. Выбытие части субсидии с расчетного счета.

Если возвращаются субсидии прошлых лет, выполняются эти проводки:

  • ДТ440110130 КТ430305730. Начисление долга по возврату неиспользованной субсидии.
  • ДТ430305830 КТ420111610. Выбытие части средств.

Последние проводки актуальны для тех случаев, когда не полностью реализовано поставленное задание.

Определение налога на прибыль

В статье 251 НК РФ содержатся статьи расходов, не учитываемые при определении базы по налогу на прибыль. В подпункте 14 пункта 1 статьи сказано, что учитываться не будут доходы в форме имущества, выданного в рамках целевого финансирования. То есть субсидии, предоставляемые бюджетным организациям, не будут учитываться при определении налога на прибыль.

Письмо Минфина России от 20.04.2020 № 09-07-07/31689 «Об использовании средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания» Поделиться в социальных сетях

Министерство финансов Российской Федерации в связи с поступающими обращениями федеральных органов исполнительной власти (далее – орган- учредитель) об использовании субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) подведомственными им санаторно-курортными учреждениями (далее – государственное задание, учреждения) сообщает.

Финансовое обеспечение деятельности бюджетных и автономных учреждений осуществляется посредством предоставления из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) (далее – субсидия на выполнение государственного задания), субсидий, предоставленных в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 и статьей 78.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, и средств от иной приносящей доход деятельности, осуществляемой в соответствии с уставами указанных учреждений.

Читайте так же:
Налоги от выручки сколько процентов

В соответствии с положениями пункта 15 статьи 30 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» расходы бюджетных учреждений, источником финансового обеспечения которых является субсидия на выполнение государственного задания, а также средства, поступающие этим учреждениям в рамках обязательного медицинского страхования, осуществляются без представления ими в территориальный орган Федерального казначейства документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств, если иное не установлено федеральным законом.

При этом проведение кассовых операций со средствами бюджетных учреждений осуществляется территориальными органами Федерального казначейства от имени и по поручению указанных учреждений в пределах остатка средств, поступивших бюджетным учреждениям.

Использование средств субсидии на выполнение государственного задания осуществляется в соответствии с направлениями, установленными в плане финансово-хозяйственной деятельности, составляемом и утверждаемом бюджетным и автономным учреждением (далее – план финансово-хозяйственной деятельности) в порядке, установленном органом — учредителем, в соответствии с Требованиями к составлению и утверждению плана финансово-хозяйственной деятельности, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.08.2018 № 186н (далее – Требования № 186н).

В соответствии с положениями пункта 8 Требований № 186н план финансово-хозяйственной деятельности составляется на сновании обоснований (расчетов) плановых показателей поступлений и выплат.

Пунктом 44 Требований № 186н установлено, что расчеты расходов, связанных с выполнением учреждением государственного задания могут осуществляться с превышением нормативных затрат, определенных в соответствии с Положением о формировании государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.2015 № 640.

Аналогичные положения установлены в отношении автономных учреждений положениями статьи 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях».

Кроме того, положениями Требований № 186н не установлена обязанность учреждения детализировать показатели по выплатам, включенные в план финансово-хозяйственной деятельности, по источникам финансового обеспечения обязательств, если указанное требование не установлено органом — учредителем.

Учитывая изложенное, по мнению Министерства финансов Российской Федерации, средства субсидии на выполнение государственного задания могут быть направлены, в том числе на выплату заработной платы сотрудников учреждений, а также на оплату иных обязательств, в случае если соответствующие направления расходов установлены планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения.

Как связаны субсидии на госзадание и госзакупки

Субсидии на выполнение государственного задания — это бюджетные средства, предназначенные для финансирования подведомственных учреждений с целью реализации ими плановых показателей финансово-хозяйственной деятельности. За счет полученного финансирования бюджетники проводят госзакупки.

Бланк государственного задания на 2021 год
Образец заполнения государственного задания на 2021 год
Примерное положение о закупках для автономного учреждения

Для чего необходимы субсидии на государственное задание

Бюджетным, автономным и некоммерческим учреждениям необходима государственная поддержка. Расходы таких организаций частично или полностью покрывают средства бюджета — субсидия на выполнение муниципального задания (госзадания). За счет выделенных ассигнований заказчики-бюджетники и проводят госзакупки по 44-ФЗ. Закупки, не связанные с реализацией муниципальной программы, осуществляются за счет средств местного бюджета. Заказы по 223-ФЗ осуществляются из других источников — поступлений за оказанные услуги или иные виды предпринимательской деятельности.

Читайте так же:
Заявление на алименты рк образец

Как это работает? После утверждения лимитов бюджетных обязательств (ЛБО) учреждения разрабатывают государственное или муниципальное задание (ГЗ и МЗ) на очередной финансовый год с учетом всех показателей, связанных с выполнением госзадания. ЛБО — основа расчета субсидии на выполнение госзадания: показатели необходимо рассчитать и утвердить в течение 15 дней после утверждения главным распорядителем лимитов.

После этого готовится план финансово-хозяйственной деятельности и план-график закупок. Все три документа должны совпадать в части субсидии на выполнение госзадания. Показатели ПФХД по выполнению ГЗ уточняются перед составлением плановых закупочных документов. На основании этих цифр ведется расчет планируемых закупок.

Правила на 2021 год изменились! Используйте бесплатно инструкции и образцы от экспертов КонсультантПлюс, чтобы правильно заполнить госзадание на следующий год.

Муниципальное задание, госзадание и госуслуги связаны напрямую: в ГЗ или МЗ прописываются абсолютно все параметры предоставления государственных услуг: состав, качественные характеристики, порядок осуществления, результативность, объем и их стоимость. Формула расчета включает все эти показатели, в результате чего определяется размер субсидирования (п. 12 ПП РФ 640 от 26.06.2015). Выделенные средства расходуются только на цели, непосредственно связанные с выполнением ГЗ или МЗ.

Отказаться от выполнения госзадания нельзя (п. 6 ст. 9.2 7-ФЗ). Форму и порядок заполнения документа ищите в постановлении правительства № 640 от 26.06.2015. Регулируется субсидия на выполнение государственного задания бюджетным учреждением и статьей 69.2 БК РФ. Этот норматив описывает действия подведомственных учреждений в части планирования и реализации ГЗ и МЗ.

Государственное задание

Как осуществляется субсидирование

Финансирование организаций бюджетной сферы регламентируется статьями 69.2 и 78.1 БК РФ. Учреждения планируют расходы, формируют документы-основания и передают их распорядителям или главным распорядителям бюджетных средств. РБС утверждают лимиты и доводят их до подведомственных организаций. По новым правилам, получатели средств обязаны утвердить госзадание в течение 15 рабочих дней после утверждения (а не доведения) ЛБО.

Начиная с 2020 года, при разработке ГЗ и МЗ пользуйтесь новыми формами из приложений к ПП РФ № 640. И не забывайте, на каком документальном основании предоставляют субсидию на выполнение государственного (муниципального) задания учредители или ГРБС:

  • расходное расписание;
  • соглашение о порядке и условиях предоставления субсидии и дополнительные соглашения к нему;
  • локальный нормативный акт бюджетного или автономного учреждения, содержащий положения об объеме и периодичности субсидирования в течение финансового года.

Основной документ — это соглашение о предоставлении субсидии. К нему в обязательном порядке готовится график, по которому будет перечислена субсидия на выполнение госзадания, все средства направляются в соответствии с этим документом. ГРБС заключает соглашение (со всеми приложениями) в течение 15 рабочих дней. Весь процесс подготовки к субсидированию занимает 30 рабочих дней.

После доведения ЛБО бюджетники готовят ПФХД и планируют закупки. На подготовку плана-графика по 44-ФЗ отводится 10 рабочих дней после согласования плана финансово-хозяйственной деятельности. Для заказов по 223-ФЗ готовится и публикуется в ЕИС план закупок.

При формировании плановых документов не забываем и о шифре показателей бюджета. По правилам, код субсидии на выполнение государственного задания зависит от направления расходования средств. Государство финансирует нормативные затраты на оказание услуг, издержки, связанные с выполнением госуслуг и содержанием недвижимости и особо ценного имущества. Для определения итогового размера госсубсидии суммируются все нормативные затраты (приказ Минфина, Минэкономразвития № 137н/527 от 29.10.2010). В расчет не включаются расходы на содержание имущества, которое не используется при оказании госуслуг.

Читайте так же:
Как заменить инн при смене фамилии

Особые правила действуют в отношении неизрасходованных средств. Если по итогам финансового года у вас образовался остаток неиспользованной субсидии на выполнение государственного задания, его надлежит вернуть в бюджет (ст. 69.2 БК РФ). Такие операции производятся в соответствии с произведенным расчетом и документальным обоснованием.

Суть в том, что государство выделяет деньги на реализацию госзадания под конкретные показатели. Если услуга оказана не в полном объеме, подведомственное учреждение обязано отчитаться обо всех произведенных операциях и вернуть неизрасходованные средства. Вот когда производится возврат остатков:

  1. Если неизрасходованные средства из субсидии эквивалентны объему неоказанных услуг. Остатки рассчитываются по специальной форме, являющейся неотъемлемой частью соглашения о субсидировании (п. 46 ПП РФ № 640). Основная расчетная единица — нормативные расходные показатели. Возврат осуществляется в срок до 1 мая текущего финансового периода.
  2. Если подведомственное учреждение поменяло тип с бюджетного или автономного на казенное. Учитываются изменения, произошедшие в течение финансового года (п. 41 ПП РФ № 640).

Как связаны субсидии и закупки

Закупки за счет субсидиарных средств осуществляются только в рамках федеральной контрактной системы — закона № 44-ФЗ. Вот на что разрешено тратить субсидию:

  • на заработную плату сотрудникам;
  • на налоговые отчисления;
  • на заказы с целью обеспечения потребностей государственных и муниципальных учреждений, реализующих услуги населению.

В ПП РФ 640 указано, можно ли приобретать основные средства за счет субсидии на госзадание, — да, если закупка целевая. Заказчик вправе использовать субсидирование только на те заказы, которые напрямую связаны с оказанием госуслуг по ГЗ, МЗ.

Подведомственное учреждение обязано заранее спланировать затраты на реализацию госзадания и включить их в расчет для ГРБС, а затем в ПФХД и план-график по 44-ФЗ. Закупки за счет субсидирования проводятся в течение года в соответствии с плановыми документами. Субсидиарные средства тратятся только на заказы, обеспечивающие целевые нужды организации, нецелевое использование субсидирования невозможно. Если контролирующие органы зафиксируют нарушения, учреждению и должностным лицам грозят штрафы, административная, а в определенных ситуациях и уголовная ответственность.

Закупки осуществляют только под фактически выделенные средства. Если учредитель выделил субсидию на госзадание не в полном объеме, проводить заказ нельзя. Тендеры планируются и проводятся под действующие лимиты бюджетных обязательств.

Для автономных учреждений действуют иные правила. Закупки по 44-ФЗ АУ проводят, только если субсидирование выделяется на капитальные вложения (письмо Минфина № 02-02-04/68092 от 29.12.2014). Остальные заказы (в том числе и за счет субсидиарных средств) проводятся по 223-ФЗ (письмо Минфина № 02-02-09/12591 от 21.03.2014).

Если автономная организация нарушит основное правило законодательства о закупках отдельными видами юридических лиц и не разместит в срок план закупок, ей придется вести закупочную деятельность по нормам 44-ФЗ (ч. 4 ст. 8 223-ФЗ). Это касается абсолютно всех заказов по всем источникам доходов организации.

Расходование средств субсидии на госзадание в судебной практике

Расходование средств субсидии на госзадание в судебной практике

Использование субсидии на госзадание – дело ответственное. Отчитываться приходится за каждый шаг, а спорных ситуаций достаточно. На примерах из судебной практики рассмотрим некоторые из них.

Что если при ремонте стройматериалы покупает подрядчик?

Департамент финансово-бюджетного надзора установил неправомерное и документально не подтвержденное расходование на текущий ремонт субсидии на выполнение госзадания, потребовал взыскать с учреждения ущерб, причиненный бюджету. Доводы департамента о невыполнении ремонтных работ в сентябре 2016 года основывались на анализе документов по приобретению, внутреннему перемещению и списанию материалов. Департамент предположил, что ремонт произведен хозяйственным способом с марта по май 2017 года. В ходе проверки не были представлены акты формы КС-6а, а также документы, подтверждающие покупку материалов и последующую их передачу подрядчику. Акты выполненных работ были подписаны в отсутствие документов, подтверждающих фактическое использование материалов подрядчиком.

Читайте так же:
У сотрудника нет прописки что делать

Суд [1] отклонил претензии. Было выяснено, что при ремонте использовались стройматериалы подрядчика, которые частично приобретались в сентябре 2016 года. Между учреждением и подрядчиком была заключена устная договоренность: последний покупал недостающие материалы. Ремонт выполнен качественно, без задержек, подписаны акты формы КС-2. Заказчик оплатил стройматериалы в рамках нового договора в октябре 2016 года, после получения финансирования. Суд установил, что департамент не доказал некачественное выполнение работ или выполнение их в иной период, чем указано в актах формы КС-2 и КС-3. Согласно экспертному заключению определить, когда фактически были выполнены работы, невозможно. Суд не принял и не подтвержденное доказательствами предположение департамента о том, что ремонт мог производиться силами самого учреждения.

Прошлогоднюю кредиторскую задолженность можно оплатить из субсидии на госзадание?

Учреждение оплатило кредиторскую задолженность, которая образовалась в 2017 году, за счет средств субсидии на госзадание-2018. Контролеры посчитали это нецелевым использованием бюджетных средств. Суд [2] принял сторону учреждения, указав, что средства потрачены на содержание недвижимости, закрепленной за учреждением: оплачены ремонтные работы в здании. Основная задача предоставления финансирования – выполнить задание в установленном объеме и с должным качеством. И учреждение согласно плану ФХД самостоятельно определяет, как расходовать данную субсидию.

Неправильное отражение в учете бюджетных средств – нецелевое использование?

Учреждение оплатило договоры по капремонту комнат и коридоров здания по КВР 243. УФК посчитало это расходованием средств субсидии на цели, не связанные с госзаданием, и предписало вернуть деньги в бюджет по коду доходов 054 2 18 01010 01 0000 180 «Доходы федерального бюджета от возврата бюджетными учреждениями остатков субсидий прошлых лет». По мнению Федерального казначейства, отремонтированные комнаты не относятся к самостоятельным объектам недвижимости. Фактически работы являются текущим ремонтом. Такие расходы финансируются за счет средств по КВР 244, предусмотренных планом ФХД. При определении вида ремонта следует исходить из общей площади здания. В регистрах бухучета учреждения в качестве объекта основных средств учтено именно здание, а не комнаты.

Суд [3] не согласился с казначейством. Выписка из ЕГРН была подготовлена на все здание, при этом каждая комната имела кадастровый номер. Предметом договоров являлся капремонт комнат и коридоров. Все помещения имели одно функциональное назначение и не являлись самостоятельными объектами имущественных прав, не учитывались в бухучете как отдельные инвентарные объекты. Работы полностью соответствовали понятию капремонта (это следовало в том числе из копий локальных сметных расчетов, актов формы КС-2). Независимо от вида ремонта расходы на оплату спорных работ относятся на подстатью 225 КОСГУ, как их и учло учреждение. Неправильное отражение в учете бюджетных средств (при том, что они израсходованы в соответствии с договором) нельзя рассматривать как нецелевое использование.

[1] Постановление АС СКО от 16.02.2020 по делу № А32-7302/2019.

[2] Постановление АС УО от 03.02.2020 по делу № А76-1888/2019.

[3] Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2020 по делу № А27-4849/2019.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию