Femida96.ru

Юридическая помощь для всех
28 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Расходы на аренду автомобиля налог на прибыль

Арендуем автомобиль у работника и начисляем страховые взносы

Организация по договору аренды транспортного средства без экипажа арендует у своего работника автомобиль. Управлять им поручено тому же работнику, что он и делает, в течение дня выполняя поездки в интересах организации. Это подтверждается данными путевых листов. Облагаются ли выплаты по такому договору страховыми взносами?

Ответ:

В деятельности хозяйствующих субъектов нередко случается так, что их работники, находящиеся на определенных должностях и периодически совершающие поездки в интересах этих субъектов, используют для поездок собственные автомобили, то есть личное имущество. В соответствии со ст. 188 ТК РФ они вправе претендовать на возмещение расходов, связанных сиспользованием, износом (амортизацией) этого имущества.

Однако государство устанавливает ограничение на размеры такой компенсации. Формально можно компенсировать названные затраты в полном размере и они, являясь компенсационными, не будут облагаться НДФЛ и страховыми взносами. Но вот на расходы по налогу на прибыль, единому налогу на УСНО или ЕСХН такие затраты можно отнести в очень небольшой сумме.

Соответствующие пределы обозначены в Постановлении Правительства РФ от 08.02.2002 № 92:

Легковые автомобили с рабочим объемом двигателя

Предельный размер компенсации в месяц, руб.

До 2 000 куб. см включительно

Свыше 2 000 куб. см

Размеры этих компенсаций, безусловно, смехотворны и далеко не отражают реальных расходов работника, использующего свой автомобиль в интересах организации. Поэтому хозяйствующие субъекты используют другой способ, позволяющий компенсировать расходы в полной сумме, которая целиком может быть отнесена на расходы в целях налогообложения. Для этого с работником заключается договор аренды транспортного средства (ТС) без экипажа.

Как обычно оформляется договор аренды транспортного средства?

В соответствии с пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ арендные платежи за арендуемое имущество относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, без ограничения.

Почему хозяйствующие субъекты предпочитают заключать именно договор аренды транспортного средства без экипажа? Данный договор подразумевает предоставление ТС во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации (ст. 642 ГК РФ). В этом его отличие от договора аренды транспортного средства с экипажем (фрахтования на время), согласно которому арендодатель предоставляет арендатору ТС за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации (ст. 632 ГК РФ).

То есть если арендодатель – физическое лицо, во втором случае договор подразумевает оказание этим лицом услуг арендодателю, в результате чего возникает объект обложения страховыми взносами.

Договор аренды транспортного средства без экипажа сам по себе не требует от арендодателя оказания каких-либо услуг, поэтому и базы для обложения страховыми взносами нет.

Почему такое оформление стало небезопасным?

Но на практике данный договор все равно может рассматриваться как договор с элементами оказания услуг – как раз в том случае, если согласно этому договору транспортным средством пользуется именно работник-арендодатель. И налогоплательщик-арендатор может быть принужден к уплате страховых взносов с сумм выплат по этому договору. Существенно, что такова позиция ВС РФ. Это видно из его Определения от 30.10.2017 № 308-КГ17-15395.

В нем рассмотрен период до 01.01.2017, когда страховые взносы начислялись в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Конечно, с указанной даты страховые взносы рассчитываются по правилам гл. 34 НК РФ, но надо признать, что нормы, которыми воспользовались арбитры в данном случае, аналогичны положениям НК РФ. Кроме того, надо иметь в виду, что согласно Федеральному закону от 03.07.2016 № 250-ФЗ органы ПФР сохранили право проводить проверки правильности начисления страховых взносов за периоды до 01.01.2017 и если у плательщика страховых взносов в то время действовал такой договор, риск доначисления взносов значителен.

В указанном определении ВС РФ поддержаны выводы нижестоящих судов, а они сводятся к следующему.

В Постановлении АС СКО от 27.06.2017 № Ф08-3727/2017 по делу № А53-27263/2016 отмечается, что работник (он же руководитель организации) заключил с организацией два договора аренды транспортного средства без экипажа (каждый – на отдельный автомобиль, принадлежащий работнику), именно он и пользовался этими транспортными средствами в служебных целях. Судьи указали на то, что применительно к договору аренды транспортного средства без экипажа арендатор своими силами осуществляет управление арендованным ТС и его эксплуатацию, как коммерческую, так и техническую (ст. 645 ГК РФ).

Читайте так же:
В каких случаях удерживают алименты

В отличие от этого, по договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору ТС за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации (ст. 632 ГК РФ).

В отношении рассмотренных договоров аренды не было выявлено, что их участники установили отдельно стоимость арендной платы за пользование имуществом и плату за объем оказанных услуг.

Работник-арендодатель лично управлял автомобилями, которые предоставил в аренду. Организация в связи с этим ссылалась на то, что у него разъездной характер работы, а должность водителя не предусмотрена штатным расписанием. Но судьи пришли к выводу о фактическом выполнении арендодателем услуг управления транспортным средством. Они поддержали доводы чиновников: совокупный анализ условий о правах и обязанностях сторон спорных договоров, а также представленных при проверке документов (путевых листов, ежемесячных актов оказанных услуг в связи с арендой автомобиля, полиса ОСАГО) свидетельствует о наличии в них признаков соглашений об аренде транспортного средства с экипажем. Во всех представленных путевых листах за рассмотренный период в качестве водителя был указан работник-арендодатель. В полисе ОСАГО отражено, что договор страхования автотранспортного средства заключен страхователем в отношении автомобиля, используемого для личных целей (а не для целей проката, краткосрочной аренды). Согласно полису единственным допущенным к управлению автотранспортным средством лицом является этот же работник, то есть больше никто не имел права управлять ТС.

Арбитры пришли к выводу, что выплаты по договорам аренды, произведенные в пользу данного работника, являются объектом для начисления страховых взносов на основании ч. 2 ст. 7 Федерального закона № 212-ФЗ (норма, аналогичная п. 2 ст. 420 НК РФ).

То есть в данном случае организация, являясь плательщиком страховых взносов, фактически заключила договор аренды транспортного средства с экипажем с физическим лицом, услуги которого и оплачивались юридическим лицом (собственником транспортного средства и лицом, управляющим им, выступало одно физическое лицо).

Важно, что аналогичную позицию занял ВС РФ. И с большой долей вероятности ее будут учитывать органы контроля (фонды) во время проверок периодов до 01.01.2017, а также налоговики, обращаясь к периодам после этой даты.

Как поступать теперь?

Итак, в подобной ситуации (когда сданным организации в аренду транспортным средством управляет сам же собственник этого имущества) целесообразнее заключать договор аренды транспортного средства с экипажем, что, надо признать, и отразит фактические взаимоотношения арендатора и арендодателя. При этом важно непосредственно в договоре показать по отдельности суммы арендной платы за ТС и услуг по управлению им.

Отметим, что в рассмотренном деле № А53-27263/2016 организация в итоге все-таки признала, что договор, по сути, является договором аренды транспортного средства с экипажем, и предложила облагать страховыми взносами лишь часть предусмотренной каждым из договоров суммы. Но поскольку эта часть в самих договорах не была обозначена, судьи решили, что облагаться страховыми взносами должна вся сумма договора.

Хотя имеется Постановление АС ВВО от 22.01.2016 № Ф01-5656/2015 по делу № А43-8503/2015, в котором при отсутствии указанного разделения в договоре аренды транспортного средства с экипажем было вынесено решение в пользу плательщика взносов. Раз нет выделенной стоимости услуг в общей стоимости договора, то нет и базы для обложения страховыми взносами – так рассудили арбитры. А в Постановлении АС ЗСО от 06.02.2017 № Ф04-7008/2017 по делу № А27-15074/2016 говорится: порядком исчисления страховых взносов не установлено если договором аренды предусмотрена единая цена, страховые взносы исчисляются с полной цены договора. Не предусматривает при заключении подобных договоров разделение арендной платы на составляющие и ГК РФ (Постановление ФАС ПО от 15.01.2013 по делу № А65-16395/2012).

Тем не менее, в свете сказанного в Определении ВС РФ от 30.10.2017 № 308-КГ17-15395 становится рискованным для плательщиков страховых взносов и далее избегать такого разделения. Позиция арбитражных судов может измениться.

Впрочем, высшие судьи ничего не решили по поводу того, каким должен быть размер этих составляющих относительно друг друга, да они и не вправе это делать. Следовательно, арендодатель и арендатор сами решают, какую сумму указать в договоре в качестве платы за услуги по управлению транспортным средством.

Читайте так же:
Оплатить налоги без квитанции по инн

Расходы на автотранспорт в 2021 году: бухгалтерские и налоговые секреты

Но прогресс не стоит на месте, расходы на транспорт становятся более разнообразными, а в законодательстве не всегда найдешь прямые ответы о порядке их учета. При этом ФНС и Минфин частенько уклоняются от точных формулировок и разъяснений, прикрываясь набором ссылок на статьи НК РФ, которые мы и сами в силах прочитать.

Как же не совершить ошибок? Реально ли с минимальными затратами постичь все секреты учета автотранспорта и расходов на его содержание? Сегодня разговор об этом.

Лабиринт современных транспортных расходов

Ушли в прошлое времена, когда все транспортные единицы числились в учете как основные средства, а в налоговые расходы включался строго ограниченный набор автотранспортных затрат.

Теперь у бухгалтера забот прибавилось ─ автомобили все чаще стали учитываться как товар, разнообразнее виды автострахования, более активно применяются лизинговые и арендные отношения. К путевым листам, техническому оснащению транспортных средств, а также организации труда и отдыха водителей сейчас предъявляют более жесткие требования.

Работники пересели с общественного и служебного транспорта на собственные авто, и такое использование личного имущества в производственных целях потребовало от работодателя решения целого комплекса задач, связанных с учетом расходов на выплату компенсаций и зарплатных налогов.

Да еще и коронавирус обострил проблемы с признанием расходов на такси для перевозки работников на работу и обратно. А в командировках теперь можно использовать услуги каршеринга, о котором в законодательных хитросплетениях напрямую не упоминается.

Уверены, что знаете об этом все и без труда справитесь с любыми автотранспортными расходами? Не спешите с ответом, загляните в следующий раздел.

Проверьте себя: тест про автотранспорт за одну минуту

Перед вами 5 вопросов про налоговый учет расходов на автотранспорт. Попробуйте ответить на них сходу.

Вопрос 1. Работник в командировке воспользовался услугами каршеринга. По возвращении из служебной поездки он включил расходы на услуги каршеринга в авансовый отчет, приложив к нему кассовые чеки, подтверждающие расходы на аренду авто и ГСМ. Можно ли учесть их при расчете налога на прибыль?

Вопрос 2. Компания приобрела автомобиль для финансового директора за 5 млн руб. Можно ли принять к вычету НДС и уменьшить налог на прибыль за счет признания расходов по его приобретению, если компания в течении последних лет показывала в отчетности убытки, а ее ежемесячная выручка не превышает 100 тыс. руб.?

Вопрос 3. Вправе ли бухгалтер списать в 2021 году на расходы стоимость ГСМ, если в путевом листе не указано время выпуска транспортного средства на линию?

Вопрос 4. Из-за ухудшения обстановки с коронавирусом сотрудники добирались до работы и обратно на такси и личном транспорте, а работодатель компенсировал им эти расходы. Нужно ли с таких сумм уплачивать страховые взносы, удерживать НДФЛ и можно ли учесть компенсацию в налоговых расходах?

Вопрос 5. Из-за того, что у компании нет собственной стоянки и гаражей, для хранения служебного автотранспорта используются автостоянки, плату за которые бухгалтер включает в налоговые расходы. Правомерны ли его действия?

А теперь сверимся с ответами.

Ответ на вопрос 1. Нет, расходы в налоговом учете признать нельзя. Помимо платежных документов нужен договор аренды транспортного средства (Письмо УФНС по г. Москве от 28.01.2019 N 13-11/011687@).

Ответ на вопрос 2. Последует отказ в признании таких расходов и вычете НДС, если налоговому органу удастся доказать, что сделка по приобретению дорогостоящего авто на самом деле имеет не деловую, а налоговую цель (Письмо ФНС от 31.10.2017 N ЕД-4-9/22123@).

Ответ на вопрос 3. Налоговики могут исключить такие расходы, так как в путевом листе отражены не все обязательные реквизиты (Письмо Минтранса от 15.01.2021 N ДЗ-66-ПГ). А вот судьи и Минфин думают по-другому (Письмо Минфина от 04.02.2015 N 03-03-10/4547, Постановление ФАС Московского округа от 29.02.2012 по делу N А40-63465/11-116-182).

Ответ на вопрос 4. Такие суммы подлежат обложению НДФЛ и страховыми взносами в общеустановленном порядке. Учесть компенсацию в налоговом учете получится, только если расходы произведены в силу технологических особенностей производства, а также если они являются формой системы оплаты труда у данного налогоплательщика (Письма Минфина от 19.01.2021 N 03-03-06/1/2239, от 16.02.2021 N 03-03-06/1/10424).

Ответ на вопрос 5. Да, бухгалтер действовал правильно: при отсутствии у налогоплательщика гаражей и собственной стоянки расходы на услуги платных автостоянок уменьшают налогооблагаемую прибыль при наличии подтверждающих документов (Письмо Минфина от 08.02.2021 N 03-03-06/1/7968).

Читайте так же:
Срок давности взыскания налога на имущество

Как бухгалтеру распутать клубок автотранспортных проблем?

Если наши знания и навыки в каких-то ученых вопросах устарели, они могут навредить бизнесу. Но все поправимо ─ для этого надо регулярно их обновлять и отслеживать законодательные изменения. Или поступить проще: посетить семинары от БухЭксперт8, на которых мы даем концентрированную и мегаполезную информацию от экспертов и практиков.

Программа семинара
  1. Автомобиль как основное средство: принятие к учету, оценка, ввод в эксплуатацию, переоценка, условия и правила начисления амортизации.
  2. Документооборот по эксплуатации транспорта:
    • Всегда ли необходимы путевые листы?
    • Как можно доработать и оптимизировать форму путевого листа и что это даст бухгалтерии?
    • Обязательные и факультативные реквизиты путевого листа, особенности контроля.
    • Важные отметки на путевом листе.
    • Новые требования к обязательным реквизитам путевых листов — Приказ от 11.09.2020 № 368.
    • Особенности документооборота при поездках на автомобиле в командировку.
  3. Эксплуатационные расходы:
    • различные способы обоснования расходов на ГСМ;
    • автошины — сложности работы с возвратными отходами;
    • техобслуживание;
    • автостоянки и др.
  4. Расходы на ремонт транспорта.
  5. Аренда, лизинг транспорта. Важные для бухгалтерии условия договора. Учет расходов на арендную плату, ремонт и эксплуатацию ТС, арендованного как с экипажем, так и без экипажа. Типичные ошибки в учете лизинговых операций и сублизинга ТС. Как верно вести учет на счетах?
  6. Использование личного транспорта в служебных целях. Оптимизируем налоговый учет и налогообложение «зарплатными» налогами. Новые разъяснения Минфина.
  7. Страхование автомобилей — правила списания расходов в бухгалтерском и налоговом учете, типичные ошибки.
  8. Особенности труда водителей:
    • оплата труда, порядок полсчета рабочего времени, оптимальные режимы работы, разъездной характер работ;
    • предрейсовые медосмотры, выдача спецодежды;
    • запрет на работу по совместительству;
    • материальная ответственность.
  9. Списание транспортного средства с учета. Случаи восстановления НДС. Особенности списания погибшего в аварии или угнанного авто. Оприходование запчастей и металлолома при ликвидации автомобиля. Новое в оценке запчастей, оприходованных при ликвидации. Уплата транспортного налога при продаже и гибели авто.

По всем вопросам пишите нашим онлайн-консультантам на сайте

Прямой эфир пройдет 10 июня начало в 11:00 мск.
Запись будет доступна через 36 часов после окончания эфира!
Ждем вас и вашу компанию!

Помогла статья?

Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 14 дней бесплатно

Похожие публикации

    Прямой эфир прошел 10 июня 2021 г. Лектор: Климова М.А. Общая..Перешли с января с ЗУП 2.5 на ЗУП 3.1. При..

Карточка публикации

Разделы:Законодательство (ЗУП), Зарплата (ЗУП), Кадры (ЗУП), Настройки (ЗУП)
Рубрика:Горячие темы и новости 1С Бухгалтерии / Законодательство / ПРОМО: Законодательство / Самое важное Бухгалтерия
Объекты / Виды начислений:
Последнее изменение:10.06.2021

ID задана и содержит ID поста $termini = get_the_terms( $post->ID, ‘post_tag’ ); // так как функция вернула массив, то логично будет прокрутить его через foreach() foreach( $termini as $termin )< echo '' . $termin->name . »; > /* * Также вы можете использовать: * $termin->ID — понятное дело, ID элемента * $termin->slug — ярлык элемента * $termin->term_group — значение term group * $termin->term_taxonomy_id — ID самой таксономии * $termin->taxonomy — название таксономии * $termin->description — описание элемента * $termin->parent — ID родительского элемента * $termin->count — количество содержащихся в нем постов */ —>

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Все комментарии (3)

Спасибо за информацию,с нетерпением жду очень грамотного лектора,который доносит всю инфомацию доступным простым языком

Расходы на аренду автомобиля налог на прибыль

Дата публикации 12.04.2021

В учреждении нет служебной автомашины. Руководитель использует собственный автомобиль в служебных целях. Как рассчитать арендную плату при заключении с ним договора аренды автомобиля?

Аренда транспортных средств — один из видов арендных отношений, в основе которого договор аренды транспортных средств. Порядок заключения договора изложен в гл. 34 ГК РФ.

ГК РФ регулирует два вида договора аренды транспортных средств:

    • аренда транспортного средства с экипажем, когда арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает услуги по управлению им и его технической эксплуатации (ст. 632 — 641 ГК РФ);
    • аренда транспортного средства без экипажа, когда арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации (ст. 642 — 649 ГК РФ).

    Отношения сторон договора аренды транспортного средства без экипажа регулируются разделом 2 параграфа 3 гл. 34 ГК РФ. Учреждение вправе взять в аренду автомобиль не только у юридических, но и у физических лиц (в т.ч. сотрудников).

    Операции по договорам аренды отражаются в соответствии с федеральным стандартом «Аренда», утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 258н (далее — СГС «Аренда»).

    Операционная аренда — наиболее распространенный вариант среди государственных (муниципальных) учреждений. Объекты учета операционной аренды возникают, например, при передаче или получении в аренду помещений, транспортных средств и другого имущества на небольшой срок (от нескольких месяцев до нескольких лет), не сопоставимый с оставшимся сроком полезного использования имущества, а также при передаче или получении в аренду земельных участков (пп. 12, 16 СГС «Аренда»).

    Методика отражения арендатором объектов учета операционной аренды приведена в пп. 20, 21 СГС «Аренда». Объект учета операционной аренды — право пользования активом учитывается пользователем (арендатором) в составе нефинансовых активов как самостоятельный объект бухгалтерского учета на счете 111 40 (п. 151.1 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н).

    Арендатор признает объект учета операционной аренды на дату классификации объектов учета аренды в сумме арендных платежей за весь срок пользования имуществом согласно договору.

    Размер арендной платы учреждение определяет самостоятельно:

      • по соглашению сторон — произвольно (ст. 421, 424 ГК РФ);
      • на основании сопоставления цены рыночным условиям;
      • затратным методом. Калькуляция аренды транспортного средства включает все расходы, которые несет владелец.

      В рассматриваемой ситуации учреждению целесообразно определить размер арендной платы, исходя из стоимости транспортного средства и срока полезного использования автомобиля. Также при установлении размера арендных платежей рекомендуется руководствоваться ценами, сложившимися в регионе.

      На практике для расчета арендного платежа за месяц используют формулу: рыночная стоимость автомобиля × коэффициент амортизации × рентабельность × инфляция.

      Если используется автомобиль, бывший в употреблении, его рыночная стоимость определяется путем сравнения цен на аналогичные транспортные средства, например, с профильных сайтов по продаже автомобилей.

      Коэффициент амортизации находится в пределах 0,05-0,5. Он зависит от интенсивности эксплуатации автомобиля. Чем чаще автомобиль будет использоваться, тем выше коэффициент. Показатель 0,5 обычно применяют для такси. При эксплуатации со средней загруженностью используется показатель 0,2.

      Рентабельность — это размер дохода, который планирует получить владелец автомобиля от сдачи его в аренду. Поскольку в рассматриваемом случае сотрудник использует автомобиль не в целях получения дохода, то значение этого показателя можно принять, равным 1.

      Значение инфляции можно найти в интернете, например, здесь: http://уровень-инфляции.рф.

      После расчета арендной платы целесообразно сравнить полученную величину с рыночной ценой подобных услуг в регионе и при необходимости откорректировать.

      По договору аренды без экипажа арендатор также может учесть расходы на ГСМ, ремонт, техосмотр и страховку. Для этого в договор аренды нужно включить положения о том, что расходы по ремонту (с указанием его типа — текущий, капитальный), техническому обслуживанию и страхованию несет арендатор (ст. 644, 646 ГК РФ).

      Доходы физического лица от сдачи имущества в аренду являются объектом обложения НДФЛ (пп. 4 п. 1 ст. 208, п. 1 ст. 209, п. 1 ст. 210 НК РФ). Учреждение, которое выплачивает физическому лицу доход, признается налоговым агентом по НДФЛ и обязано исчислить, удержать у физического лица и перечислить в бюджет сумму налога (пп. 1, 2 ст. 226 НК РФ). Страховые взносы на арендную плату не начисляются (п. 4 ст. 420 НК РФ, письмо Минфина России от 18.06.2018 № 03-15-07/41602).

      В силу ст. 188 ТК РФ при использовании работником с согласия или ведома работодателя и в его интересах личного имущества, в т.ч. ТС, работнику выплачивается компенсация за использование, износ (амортизацию) ТС, принадлежащих работнику, а также возмещаются расходы, связанные с их использованием. Размер возмещения расходов определяется соглашением сторон трудового договора, выраженным в письменной форме.

      В качестве альтернативы договору аренды в отношении использования личного транспорта в служебных целях между учреждением и сотрудником может быть заключено соглашение в письменной форме, оговаривающее размеры и порядок компенсации за использование личного имущества. К примеру, условиями соглашения может быть определена выплата компенсации за использование личного транспорта, порядок ее расчета, а также сумма расходов сотрудника на приобретение ГСМ для служебных целей.

      Расходы на личный автомобиль ИП на УСН «Доходы минус расходы»

      Ольга Воропаева

      Часто ИП на УСН «Доходы минус расходы» используют личный автомобиль в бизнесе. Разберёмся, можно ли учесть расходы на его покупку и содержание при расчёте налога.

      Расходы на покупку личного автомобиля

      Прежде чем учитывать затраты в расходах УСН, подумайте, как доказать налоговой, что используете автомобиль для бизнеса. Чем дальше ваш вид деятельности от перевозок или разъездов, тем сложнее это сделать.

      Случай из жизни: ИП занимается установкой металлопластиковых конструкций и учитывает в расходах стоимость легкового автомобиля, который он, по его словам, использует для «получения заказов, проведения замеров и доставки комплектующих». Налоговая признала это неправомерным, «поскольку предприниматель осуществляет вид деятельности, не относящийся к грузовым и пассажирским грузоперевозкам», доначислила налог, пени и штраф.

      Предприниматель начал судиться с налоговой, и суды разных инстанций поддержали его. Запомните ключевые фразы из судебного постановления — пригодятся на случай споров:

      • «Автомобиль приобретен и использовался предпринимателем непосредственно в процессе предпринимательской деятельности, с целью получения дохода от данного вида деятельности, а доводы налогового органа об использовании транспортного средства в личных целях носят предположительный характер».
      • «Налоговое законодательство не содержит ограничений по включению в расходы затрат по приобретению и обслуживанию транспортных средств, приобретенных для осуществления предпринимательской деятельности. В этой связи доводы инспекции о том, что расходы принимаются лишь при осуществлении деятельности, связанной с грузовыми и пассажирскими перевозками, не основаны на законе». (Постановление ФАС Уральского округа от 18 октября 2007 г. по делу № Ф09-8532/07-С3).

      Но нельзя надеяться на то, что от налоговой больше не будет претензий. Минфин в письме от 26.03.2008 г. № 03-04-05-01/79 утверждает, что «легковой автомобиль, используемый индивидуальным предпринимателем для поездок в банк, налоговые инспекции, центры технического обслуживания, к покупателям и поставщикам для заключения договоров, не может быть признан основным средством».

      Получается, вы рискуете, если учитываете расходы на покупку автомобиля, который необязателен для вашего бизнеса. Доказывать свою позицию, возможно, придётся в суде. Но нет гарантии, что решение суда будет таким же благоприятным.

      Ещё раз: сначала решите, сможете ли доказать налоговой пользу личного автомобиля для бизнеса. Для чего вы его используете? Помогает ли он вам получать доходы? Почему вы не можете получать доходы без него? Если вы ответили на эти вопросы и даже отрепетировали ответ вместе с другом-скептиком, можете учитывать расходы на покупку автомобиля в налоге УСН.

      Новым ИП — год Эльбы в подарок

      Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев

      Расходы на использование автомобиля

      Вы можете включить затраты на эксплуатацию автомобиля — прежде всего, на покупку топлива — в расходы на УСН, если вы ездили на нём по делам бизнеса. Если вы занимаетесь транспортными перевозками, затраты относятся к материальным расходам, а если другим бизнесом — к расходам на служебный транспорт.

      Чтобы учесть затраты на покупку бензина, обычных чеков с заправки недостаточно. Нужно подтвердить маршрут поездок — обычно для этого используют путевые листы. Форма путевых листов утверждена только для автотранспортных предприятий. Если у вас другой бизнес, придумайте собственную форму.

      Вероятно, что у налоговиков может возникнуть мнение о том, что расходы на топливо ИП должны укладываться в нормы, установленные «Методическими рекомендациями нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», утверждёнными распоряжением Минтранса РФ от 14.03.2008 г. № АМ-23-р. Поэтому ИП лучше ознакомиться с этим документом и соотноситься с его нормами.

      Учёт в УСН расходов на бензин отстоять проще, чем затраты на его покупку личного автомобиля, но всё же риск спора с налоговой сохраняется. Однажды арбитражный суд запретил учитывать такие расходы ИП-юристу: постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 26.02.2008 г. № Ф04-1130/2008(973-А45-34. Там речь идёт не о налогоплательщике УСН, но аргументы суда универсальны — автомобиль не является основным средством, поэтому затраты на его использование в расходы включаться не должны.

      Другие расходы на эксплуатацию, например, на мойку или охраняемую стоянку, ещё с большей вероятностью могут вызвать вопросы налоговой. Поэтому с ними лучше совсем не рисковать.

      Статья актуальна на 04.02.2021

      Получайте новости и обновления Эльбы

      Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур

      голоса
      Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию