Femida96.ru

Юридическая помощь для всех
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Развод и православие

Святые отцы: О разводе и втором браке

Рассказ о паломничестве в Дивное Дивеево

Здравствуйте, дорогие посетители православного островка “Семья и Вера”!

Излишне будет говорить о том, какой высокий процент разводов приходиться на наш 21 век… И все потому, что слишком легкомысленное и несерьезное отношение к такому важному жизненному шагу, каким является брак. Мол, женюсь, поживу семейной жизнью, а чуть что, сразу и разведусь. И никто меня в этом и не упрекнет, так как большинство людей так и поступают.

На самом же деле, брак – это священная жизнь, благословленная Самим Богом!

Святые Отцы пишут о нарушителях сего брака следующее:

Окончание

Развод

Из собрания Юрия Максимова

Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Разводиться дело противное как природе, так и Божественному закону. Природе – поскольку рассекается одна плоть, закону – поскольку вы покушаетесь разделить то, что Бог соединил и не велел разделять». Он же советует терпеть и стараться исправить недостатки супруга, вместо того чтобы спешить разрушать брак: «Как во время болезни мы не отсекаем больного члена, а исцеляем его, так будем поступать и с женой. Если есть в ней какой-нибудь порок, то не жену отвергай, но истребляй порок».

Сходный совет дает и святитель Филарет Московский: «Не может ли нужда извинить отступление от брачного закона, например когда от несчастного супружества ищут другого супружества? – Никак. Что может быть несчастнее мужа, у которого жена безумна до такой степени, что ее нужно держать на цепи? Но правило церковное говорит, что и в сем случае он не должен оставлять ее и искать другой. Кого несчастное супружество постигло по неисповедимой судьбе Божией, тот должен терпеть оное как испытание от Бога, а кого – вследствие нерассудительного выбора, тот должен терпеть оное как наказание за свою безрассудность».

Из этих слов видно, что «Церковь настаивает на пожизненной верности супругов и нерасторжимости православного брака, основываясь на словах Господа Иисуса Христа: “Что Бог сочетал, того человек да не разлучает… Кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует” (Мф. 19: 6, 9). Развод осуждается Церковью как грех, ибо он приносит тяжкие душевные страдания и супругам (по меньшей мере, одному из них), и особенно детям. Крайне беспокоит современное положение, при котором расторгается весьма значительная часть браков, особенно среди молодежи…

Единственным допустимым основанием развода Господь назвал прелюбодеяние, которое оскверняет святость брака и разрушает связь супружеской верности. В случаях разнообразных конфликтов между супругами Церковь видит свою пастырскую задачу в том, чтобы всеми присущими ей средствами (научение, молитва, участие в таинствах) оберегать целостность брака и предотвращать развод…

В 1918 году Поместный Собор Российской Православной Церкви в “Определении о поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью” признал в качестве таковых, кроме прелюбодеяния и вступления одной из сторон в новый брак, также отпадение супруга или супруги от Православия, противоестественные пороки, неспособность к брачному сожитию, наступившую до брака или явившуюся следствием намеренного самокалечения, заболевание проказой или сифилисом, длительное безвестное отсутствие, осуждение к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния, посягательство на жизнь или здоровье супруги либо детей, снохачество, сводничество, извлечение выгод из непотребств супруга, неизлечимую тяжкую душевную болезнь и злонамеренное оставление одного супруга другим. В настоящее время этот перечень оснований к расторжению брака дополняется такими причинами, как заболевание СПИДом, медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания, совершение женой аборта при несогласии мужа».

Если распад брака является свершившимся фактом, а восстановление семьи не признается возможным, по снисхождению также допускается церковный развод, который по сути является не отменой таинства брака со стороны Церкви, а лишь констатацией того факта, что этого брака больше не существует, он разрушен одним или обоими бывшими супругами.

Окончание 4

Далее мы приводим главу, посвященную второму браку, который является ни чем иным, как послаблением Церкви немощи человеческой.

Второй брак

«Поскольку брачный союз христианский есть таинство и образ союза Христа с Церковью, то совершенный брачный союз может быть только один, так как Христос имеет единую только невесту – Церковь, и Церковь – только единого жениха, Христа… Отсюда мудрость Православной Церкви заключается в том, что она для всех христиан совершенным признает один брак. Второй брак допускает она по снисхождению к немощи человеческой, а третий допускает неохотно, с епитимией, как не свободный от греха, отвращая сим несовершенным делом большее зло – любодеяние вне брака».

«Как девство лучше брака, так первый брак лучше второго», – пишет святитель Иоанн Златоуст. Православная Церковь никогда не считала второй брак полноценным браком, и для того чтобы отделить его от первого брака, возникает чин венчания второбрачных, который имеет существенные отличия. Если венчальные молитвы торжественные и радостные, то молитвы о второбрачных имеют всегда покаянный смысл.

Можно привести слова, касающиеся этого вопроса, из Основ социальной концепции Русской Православной Церкви: «Церковь отнюдь не поощряет второбрачия. Тем не менее после законного церковного развода, согласно каноническому праву, второй брак разрешается невиновному супругу. Лицам, первый брак которых распался и был расторгнут по их вине, вступление во второй брак дозволяется лишь при условии покаяния и выполнения епитимии, наложенной в соответствии с каноническими правилами. В тех исключительных случаях, когда допускается третий брак, срок епитимии, согласно правилам святого Василия Великого, увеличивается».

Расторжение брака: взгляд церковного канониста

Бесе­да с про­фес­со­ром Мос­ков­ской Духов­ной Ака­де­мии про­то­и­е­ре­ем Вла­ди­сла­вом Цыпи­ным.

Читайте так же:
Можно ли получать двойную пенсию

Свят и нерасторжим

При сотво­ре­нии людей брач­ный союз Бог уста­но­вил для нераз­рыв­но­го соеди­не­ния супру­гов в одну плоть, так что хри­сти­ан­ский закон про­воз­гла­ша­ет свя­тость семей­но­го сою­за и его нерас­тор­жи­мость. Это под­дер­жи­ва­ет досто­ин­ство чело­ве­че­ской при­ро­ды, с одной сто­ро­ны, и с дру­гой, даёт бла­го нашей жизни.

Цер­ковь даёт нам пра­ви­ла счаст­ли­вой семей­ной жиз­ни. Имен­но с этой точ­ки зре­ния необ­хо­ди­мо рас­смат­ри­вать кано­ни­че­ские осно­ва­ния для раз­во­да, суще­ству­ю­щие сего­дня, что явля­ет­ся лишь его юри­ди­че­ской, фор­маль­ной сто­ро­ной, логи­ка кото­рой тако­ва: он допус­ка­ет­ся, когда брак фак­ти­че­ски утра­тил свой смысл.

Это не инструк­ция о том, как раз­во­дить­ся «по-цер­ков­но­му», а все­го лишь ука­за­ния на то, что делать, если брак уже рас­пал­ся. Неда­ром в Церк­ви нет ника­ко­го чина «раз­вен­ча­ния» или «цер­ков­но­го» развода.

Есть толь­ко бла­го­сло­ве­ние на вто­рой брак, кото­рое необ­хо­ди­мо полу­чить у епи­ско­па, если чело­век после рас­па­да бра­ка решил вновь создать семью.

Основ­ной вопрос темы нашей бесе­ды дол­жен был бы зву­чать ина­че: при каких обсто­я­тель­ствах мож­но гово­рить о том, что брак утра­тил смысл?

Сам Гос­подь в Еван­ге­лии вполне опре­де­лён­но ука­зы­ва­ет на одно един­ствен­ное осно­ва­ние для рас­тор­же­ния бра­ка – это вина пре­лю­бо­де­я­ния: «кто раз­во­дит­ся с женою сво­ею не за пре­лю­бо­де­я­ние и женит­ся на дру­гой, тот пре­лю­бо­дей­ству­ет; и женив­ший­ся на раз­ве­дён­ной пре­лю­бо­дей­ству­ет” ( Мф. 19:9 ).

Испо­ве­дуя этот взгляд на брак, Цер­ковь, одна­ко, не мог­ла не счи­тать­ся с чело­ве­че­ски­ми сла­бо­стя­ми, со злой волей людей, нахо­дя­щих­ся внут­ри Церк­ви. Исхо­дя из прин­ци­па ико­но­мии, снис­хож­де­ния и мило­сти к немо­щам людей, но осно­вы­ва­ясь на двух пер­во­на­чаль­ных при­чи­нах раз­во­да (смер­ти одно­го из супру­гов и изме­ны одно­го из них), она сфор­му­ли­ро­ва­ла целый ряд дру­гих причин.

Так, напри­мер, к смер­ти супру­га при­рав­ни­ва­ет­ся его без­вест­ное отсут­ствие в тече­ние дол­го­го вре­ме­ни: в таком слу­чае остав­ша­я­ся сто­ро­на при­зна­ет­ся вдов­ству­ю­щей и не обя­за­на томить­ся далее в без­на­дёж­ном ожидании.

Развод как наказание

Цер­ков­ное брач­ное пра­во, в том чис­ле нор­мы, каса­ю­щи­е­ся рас­тор­же­ния бра­ка, фор­ми­ро­ва­лось на про­тя­же­нии сто­ле­тий. При этом кано­ни­сты опи­ра­лись на еван­гель­ские запо­ве­ди, хотя им при­хо­ди­лось учи­ты­вать осо­бен­но­сти свет­ско­го законодательства.

Основ­ные усло­вия заклю­че­ния и рас­тор­же­ния бра­ка, запе­чат­лён­ные в кано­нах Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви, заим­ство­ва­ны из Визан­тии, одна­ко со вре­ме­нем они пре­тер­пе­ли неко­то­рые изме­не­ния, впро­чем, не очень существенные.

Когда раз­вод на осно­ва­нии лишь вза­им­но­го согла­сия супру­гов был исклю­чён из визан­тий­ской пра­во­вой прак­ти­ки, сохра­ни­лось несколь­ко при­чин, давав­ших закон­ное осно­ва­ние для рас­тор­же­ния бра­ка: преж­де все­го, изме­на, а так­же те слу­чаи, кото­рые мож­но было рас­смат­ри­вать как ана­ло­гию супру­же­ской невер­но­сти или смерти.

Изме­на одно­го из супру­гов дока­зы­ва­лась в суде с помо­щью сви­де­тель­ских пока­за­ний, либо фак­том рож­де­ния ребён­ка или бере­мен­но­стью, при усло­вии дол­го­вре­мен­но­го отсут­ствия мужа. К измене при­рав­ни­ва­лось и добрач­ное рас­пут­ство жены, в том слу­чае, если муж не знал о нём до свадьбы.

Изме­на пере­ста­ва­ла быть при­чи­ной для раз­во­да, если обе сто­ро­ны ока­зы­ва­лись винов­ны в ней, а так­же, если постра­дав­шая сто­ро­на уже про­сти­ла супру­гу его пре­ступ­ле­ние пря­мо или кос­вен­но, т.е. про­дол­жая с ним жить семей­ной жизнью.

Госу­дар­ствен­ный пре­ступ­ник лишал­ся граж­дан­ских прав, поэто­му супру­га была обя­за­на пре­кра­тить брак.

В Рос­сии до 1917 года не тре­бо­ва­лось обя­за­тель­но раз­во­дить­ся с поли­ти­че­ским пре­ступ­ни­ком (всем изве­стен слу­чай с жёна­ми декаб­ри­стов), одна­ко лише­ние сво­бо­ды на дли­тель­ный срок или ссыл­ка на веч­ное посе­ле­ние в Сибирь дава­ло пра­во дру­гой сто­роне тре­бо­вать развода.

Расторжение брака не по вине супругов

При­чи­на­ми без­услов­но­го рас­тор­же­ния семей­но­го сою­за, не свя­зан­но­го с про­ступ­ком одно­го из супру­гов, явля­лась, напри­мер, неспо­соб­ность к супру­же­ско­му сожи­тию, при­об­рё­тен­ная до вступ­ле­ния в брак (жена мог­ла искать раз­во­да по этой при­чине лишь через 2 года с момен­та нача­ла семей­ной жизни).

Бес­пло­дие жены, в отли­чие от язы­че­ско­го рим­ско­го пра­ва, не при­зна­ва­лось осно­ва­ни­ем для раз­во­да. Сума­сше­ствие супру­га, будучи пре­пят­стви­ем к бра­ку, не мог­ло слу­жить осно­ва­ни­ем для его рас­тор­же­ния, если про­яв­ля­лось уже после созда­ния семьи.

По визан­тий­ским нор­мам без­вест­ное отсут­ствие одно­го из супру­гов в тече­ние 5 лет для граж­дан­ско­го лица и 10 лет для вои­на, про­пав­ше­го на войне, при­рав­ни­ва­лось к смер­ти, и остав­ший­ся супруг был волен заклю­чить новый союз.

В том слу­чае, если после вступ­ле­ния жены во вто­рой брак пер­вый муж воз­вра­щал­ся, он имел пра­во вер­нуть свою супру­гу. Одна­ко пле­не­ние вои­на не явля­лось осно­ва­ни­ем для раз­во­да с ним.

Брач­ный союз так­же рас­тор­гал­ся при обо­юд­ном про­из­не­се­нии супру­га­ми мона­ше­ских обе­тов, рав­но как и в силу мона­ше­ско­го постри­га одно­го из них с согла­сия дру­го­го. При этом граж­дан­ские зако­ны Визан­тии, при­рав­ни­вая мона­ше­ство к есте­ствен­ной смер­ти, не лиша­ли остав­ше­го­ся в миру воз­мож­но­сти вступ­ле­ния во вто­рой брак.

Возрастные ограничения

Если бра­ку пред­ше­ство­ва­ли обсто­я­тель­ства, делав­шие его заклю­че­ние невоз­мож­ным, это так­же было осно­ва­ни­ем для рас­тор­же­ния семей­но­го сою­за. В част­но­сти, это каса­лось воз­рас­та вступ­ле­ния в брак. В визан­тий­ском пра­ве он состав­лял 12–13 лет для жен­щи­ны и 14–15 для мужчины.

В Рос­сии в нача­ле XIX века было вве­де­но так назы­ва­е­мое граж­дан­ское брач­ное совер­шен­но­ле­тие: 16 лет для жен­щи­ны и 18 лет для муж­чи­ны соот­вет­ствен­но (визан­тий­ские нор­мы оста­лись дей­стви­тель­ны­ми для Кавказа).

Если супру­ги по фак­ту ока­зы­ва­лись моло­же, брак немед­лен­но дол­жен был быть пре­кра­щён при­ну­ди­тель­но, если толь­ко не родил­ся ребё­нок или не насту­пи­ла беременность.

По дости­же­нии брач­но­го совер­шен­но­ле­тия семей­ные отно­ше­ния мог­ли быть воз­об­нов­ле­ны без повтор­но­го вен­ча­ния. Если муж и жена отка­зы­ва­лись от это­го, семей­ный союз счи­тал­ся рас­торг­ну­тым. При вступ­ле­нии во вто­рой брак такие лица счи­та­лись вто­ро­брач­ны­ми и на них кано­на­ми нала­га­лись соот­вет­ству­ю­щие ограничения.

Читайте так же:
Приватизация земельного участка в садоводческом товариществе

Воз­раст­ные огра­ни­че­ния каса­лись и вдов­ству­ю­щих, и ста­рых дев, и ста­рых жени­хов в рав­ной сте­пе­ни. Пре­дель­ным воз­рас­том для вступ­ле­ния в брак для жен­щин счи­та­лось 60 лет, для муж­чин пре­дель­ный воз­раст кано­на­ми не был определён.

Вопро­сы, свя­зан­ные с рас­тор­же­ни­ем бра­ка, рас­смат­ри­ва­лись на Помест­ном Собо­ре Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви в 1917 году. Пере­чень осно­ва­ний для раз­во­да в ито­го­вых доку­мен­тах Собо­ра был зна­чи­тель­но расширен.

К их чис­лу отне­се­но под­твер­ждён­ное отпа­де­ние одно­го из супру­гов от Пра­во­слав­ной Церк­ви, систе­ма­ти­че­ское изде­ва­тель­ство одно­го супру­га над дру­гим либо тяжё­лая, неиз­ле­чи­мая душев­ная болезнь одно­го из них, при­чём при­об­ре­тён­ная в браке.

При­чи­ной рас­тор­же­ния семей­но­го сою­за при­зна­ва­лось так­же неиз­ле­чи­мая тяж­кая зараз­ная болезнь, в част­но­сти, сифи­лис и проказа.

О второбрачии

Цер­ковь неодоб­ри­тель­но отно­сит­ся к повтор­ным бра­кам и допус­ка­ет их толь­ко по снис­хож­де­нию к чело­ве­че­ским немо­щам. По кано­ни­че­ско­му пра­ву повтор­но всту­пить в цер­ков­ный брак может толь­ко тот супруг, кото­рый при рас­тор­же­нии брач­но­го сою­за ока­зал­ся постра­дав­шей стороной.

Винов­ник раз­во­да мог вновь создать семью толь­ко в слу­чае пока­я­ния и готов­но­сти поне­сти опре­де­лён­ное Цер­ко­вью нака­за­ние на это. Наме­рен­ное остав­ле­ние супру­га со вре­мён Визан­тии так­же рас­смат­ри­ва­лось как осно­ва­ние для развода.

При рас­тор­же­нии бра­ка сто­ро­на, при­знан­ная винов­ной, лиша­лась пра­ва на созда­ние новой семьи, неви­нов­ная сто­ро­на это пра­во получала.

С нача­ла ХХ века было раз­ре­ше­но всту­пать во вто­рой брак и тому, кто совер­шил супру­же­скую изме­ну, став­шую при­чи­ной раз­во­да. Одна­ко, это было воз­мож­но не ранее сро­ка окон­ча­ния цер­ков­ной епи­ти­мии, опре­де­ля­е­мо­го в 3,5–7 лет. Дан­ная нор­ма дей­ству­ет по сей день.

Как пра­ви­ло, вопрос о цер­ков­ном раз­во­де вста­ёт в тот момент, когда один из рас­торг­нув­ших семей­ный союз супру­гов – как пра­ви­ло, тот, кото­рый не был винов­ни­ком рас­па­да семьи, изби­ра­ет ново­го спут­ни­ка жиз­ни и реша­ет обвен­чать­ся с ним.

После отде­ле­ния Церк­ви от госу­дар­ства граж­дан­ско-пра­во­вые послед­ствия име­ют толь­ко акты, совер­шен­ные в ЗАГСе, либо через суды, поэто­му цер­ков­ное при­зна­ние фак­та пре­кра­ще­ния брач­ных отно­ше­ний ниче­го не зна­чит при отсут­ствии госу­дар­ствен­ной реги­стра­ции развода.

Цер­ковь может толь­ко учи­ты­вать сло­жив­ши­е­ся семей­ные отно­ше­ния. Если рас­пад семьи – это объ­ек­тив­ная дан­ность, в част­но­сти, если супру­ги уже дав­но не живут вме­сте, и вос­ста­нов­ле­ние семьи невоз­мож­но, цер­ков­ный раз­вод допус­ка­ет­ся по пас­тыр­ско­му снисхождению.

Цер­ков­ное пра­во, допус­кая повтор­ный цер­ков­ный брак (вен­ча­ние), тре­тий брак раз­ре­ша­ет лишь в поряд­ке исклю­че­ния, при обя­за­тель­ном выпол­не­нии двух тре­бо­ва­ний: лицо, всту­па­ю­щее в новый семей­ный союз, долж­но быть в воз­расте не стар­ше 40 лет и не иметь детей.

Если после двух бра­ков, даже в слу­чае ран­не­го вдов­ства, чело­век име­ет ребён­ка, цер­ков­ный брак не доз­во­ля­ет­ся. Если детей нет, но мино­вал соро­ка­лет­ний воз­раст, брак так­же не дозволяется.

Воз­мож­ность чет­вёр­то­го бра­ка цер­ков­ны­ми кано­на­ми вооб­ще не рассматривается.

Как Церковь относится к разводам?

Церковь осуждает развод как грех, который причиняет страдания супругам и в не меньшей мере — их детям. Главный допустимый повод для развода — прелюбодеяние (измена).

Это вторая часть слайдов об отношении Церкви к браку. Читать первую часть.

Какие есть поводы для развода?

Как такового церковного развода не существует. С точки зрения Церкви в определенных ситуациях брак может быть признан недействительным или утратившим каноническую силу.

Какой брак Церковь может признать недействительным?

Правящий архиерей может признать недействительным венчание, которое совершили, не зная о препятствиях к нему или намеренно, зная о них . Исключение: если у венчания были препятствия, которые может преодолеть благословение архиерея; если один из венчанных не достиг брачного возраста, при условии, что к моменту обнаружения факта брачный возраст уже наступил или в таком браке родился ребенок.

Также церковный брак могут признать недействительным, если один из супругов заявит о неспособности другого к брачному сожительству по естественным причинам, наступившим до брака, которые не были известны заявителю и при этом не связаны с преклонным возрастом. Такое обращение в епархии могут принять не раньше чем через два года после регистрации брака. Этот срок не обязателен в случаях, когда неспособность супруга несомненна.

Где узнать полный список препятствий к церковному браку?

Полный список препятствий к церковному браку можно прочитать в документе «О канонических аспектах церковного брака», который принят на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 29 ноября — 2 декабря 2017 года.

Какой брак Церковь может признать утратившим каноническую силу?

Согласно церковным канонам брачный союз прекращается со смертью одного из супругов: «Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти за кого хочет, только в Господе» (1 Кор 7:39). При жизни супругов брак должен сохраняться. Существуют обстоятельства, при которых Церковь признает брак утратившим каноническую силу:

а) отпадение одного из супругов от Православия;
б) прелюбодеяние (измена) одного из супругов (Мф 19:9) и противоестественные пороки;
в) вступление одного из супругов в новый брак в соответствии с гражданским законодательством;
г) неспособность одного из супругов к брачному сожитию, явившаяся следствием намеренного самокалечения;
д) заболевание одного из супругов, которое при продолжении супружеского сожительства может нанести непоправимый вред другому супругу или детям;
е) медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания супруга, при его отказе от лечения и исправления образа жизни;
ж) безвестное отсутствие одного из супругов, если оно продолжается не менее трех лет, при наличии официального свидетельства уполномоченного государственного органа; указанный срок сокращается до двух лет после окончания военных действий для супругов лиц, пропавших без вести в связи с таковыми, и до двух лет для супругов лиц, пропавших без вести в связи с иными бедствиями и чрезвычайными происшествиями;
з) злонамеренное оставление одного супруга другим (длительностью не менее года);
и) совершение женой аборта при несогласии мужа или принуждение мужем жены к аборту;
к) надлежащим образом удостоверенное посягательство одного из супругов на жизнь или здоровье другого супруга либо детей;
л) неизлечимая тяжкая душевная болезнь одного из супругов, наступившая в течение брака, подтверждаемая медицинским свидетельством и устраняющая возможность продолжения брачной жизни.

Читайте так же:
Гарантии на стоматологические услуги по законодательству

Церковь осуждает повторный брак?

Нет, но для него нужно благословение духовника или архиерея. Церковь может благословить в отдельных случаях даже третий брак, а вот четвертый — нет, венчать супругов уже нельзя.

Какие условия для повторного брака?

Второй брак по умолчанию разрешается невиновному супругу. Супругу, брак которого был расторгнут по его вине, второй брак разрешается после покаяния и выполнения епитимии (церковное наказание). В исключительных случаях, когда допускается третий брак, срок епитимии увеличивается.

Где можно получить церковный развод?

Церковный развод получить нельзя, но можно получить решение о признании церковного брака утратившим каноническую силу. Оно принимается «в епархии по месту фактического проживания супругов. В случае проживания супругов в разных епархиях вопрос должен рассматриваться в той епархии, где проживает супруг, инициирующий развод» (из документа «О канонических аспектах церковного брака»).

А «развенчаться» можно?

Нет. Такого понятия, как развенчание, не существует. Нельзя отменить таинство. Церковь просто дает благословение на повторный брак.

Православный развод

Если в поисковой системе в строку запроса ввести слово «развод», вы получите массу рекомендаций, как развестись, узнаете всё о процедуре, разделе имущества, статистике. Вы найдете статьи вроде «10 признаков того, что вы скоро разведетесь» или даже правила хорошего тона при разводе. Большинство статей будут начинаться со слов, что развод — это ужас и катастрофа, затем, возможно, будет приведена шокирующая статистика. Но дальше в легкой и непринужденной форме вам будут предложены довольно занятные советы.

В одной из статей я увидела такие признаки приближающегося развода как необъяснимо хорошее поведение супруга, неодобрение одной стороной увлечений другой, а также ссоры из-за мелочей. Изучив ещё пару материалов на эту тему, я вдруг поняла, что по современным светским представлениям уже давным-давно должна быть в разводе, но что-то пошло не так. Провести 10 лет в браке с одним мужчиной и не планировать раздел имущества — у многих моих нецерковных знакомых это вызывает плохо скрываемое удивление. По правде сказать, мало кто из них сохранил первый брак, потому что развод в нашем обществе стал делом не только не осуждаемым, но и одобряемым, местами модным и вполне привычным. Но…

Что говорит Иисус о разводе?

О том, что сначала не было так, нам говорит Господь, отвечая на вопрос фарисеев о допустимости развода:

«И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею? Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их?

И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.

Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею? Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так; но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует» (Мф 19:3-9).

Позиция Господа настолько строга, что даже самые ближайшие его ученики сказанного вместить не могут: «если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться» (Мф. 19:10).

Что говорит Церковь о разводе

Действительно, для последователей Христа единственной причиной для развода может быть прелюбодеяние супруга. 2000 лет спустя после слов Господа в Основах социальной концепции РПЦ именно они будут основанием для формулирования не менее строгой позиции Церкви по вопросу расторжения брака:

«Церковь настаивает на пожизненной верности супругов и нерасторжимости православного брака… Развод осуждается Церковью как грех, ибо он приносит тяжкие душевные страдания и супругам (по меньшей мере одному из них), и особенно детям… Единственным допустимым основанием развода Господь назвал прелюбодеяние, которое оскверняет святость брака и разрушает связь супружеской верности».

Выглядит сурово, не так ли? Но разве есть семьи, в которых не случается кризисов? Разве бывает семейная жизнь без конфликтов? Современная действительность диктует нам: если супруг не оправдал твоих высоких ожиданий — разведись с ним. Зачем предпринимать усилия и работать над отношениями? Можно просто закончить этот роман, потому что он больше не радует, и перейти к следующему. Но насколько долгой будет эта радость нового романа? И где гарантия того, что человеку, не желающему работать над отношениями и над собой, через несколько лет не захочется вновь убежать? Церковь предлагает нам вести себя в семейных конфликтах иначе и, конечно, предлагает свою помощь:

«В случаях разнообразных конфликтов между супругами Церковь видит свою пастырскую задачу в том, чтобы всеми присущими ей средствами (научение, молитва, участие в Таинствах) оберегать целостность брака и предотвращать развод».

Такая позиция совершенно не соответствует современному взгляду на вещи. Она предполагает приложение усилий, принятие на себя ответственности за свой брак и свою семью. А это совсем не соответствует идее получения сиюминутной выгоды и удовольствия, доминирующей в светском сознании.

Читайте так же:
Гпк представительство в суде по устному ходатайству

А если семейная жизнь превратилась в кошмар?

На сказанном выше можно было бы остановиться. Господь повелел не разводиться, и да будет так. Но человеческая природа настолько богата пороками, и довольно опасными, что их разрушительную силу игнорировать просто невозможно. Алкоголизм, наркомания, семейное насилие — это как раз те ситуации, когда развод, возможно, является меньшим злом, чем оставление страдающей стороны и детей в опасности. И Церковь не отрицает их существования и гибельных последствий. В Основах социальной концепции РПЦ есть отсылка к определению «О поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью», принятому в 1918 году Поместным Собором. Тогда в качестве причин для развода (помимо супружеской измены) рассматривались вступление одной из сторон в новый брак, отпадение супруга или супруги от Православия, противоестественные пороки, неспособность к брачному сожитию, наступившая до брака или явившаяся следствием намеренного самокалечения, заболевание проказой или сифилисом, длительное безвестное отсутствие, осуждение к наказанию, соединенное с лишением всех прав состояния, посягательство на жизнь или здоровье супруги либо детей, снохачество, сводничество, извлечение выгод из непотребств супруга, неизлечимая тяжкая душевная болезнь и злонамеренное оставление одного супруга другим. Наше время внесло в этот перечень свои коррективы. Теперь к достаточным основаниям для развода относятся также СПИД, медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания, совершение женой аборта при несогласии мужа.

Несколько слов о церковном разводе и втором браке

В любом случае развод — это катастрофа, которую нельзя устраивать по прихоти или из каприза. Это крайняя мера, которая во многом сопряжена с безопасностью для жизни и здоровья (как телесного, так и душевного) членов семьи. Если брак распадается, Церковь, как и в случае любого проявления греховной природы человека, призывает его к покаянию. И после покаяния и выполнения епитимьи допускает второй брак даже той стороне, которая была виновна в разрушении первого. Именно в связи с вступлением во второй брак возникает вопрос о так называемом «церковном разводе», который заключается в признании церковного брака утратившим силу. Если мы снова обратимся к Основам социальной концепции, то увидим, что Церковь допускает церковный развод в ситуациях, когда распад брака является свершившимся фактом, а восстановление семьи не признается возможным.

Итак, развод — это грех, за которым должно следовать покаяние, и допускается он только по очень серьезным причинам. В остальных случаях Церковь призывает нас стараться сохранить брак и предлагает свою помощь в этом не всегда легком деле.

Развод по-христиански?

Иудеям был разрешен развод «по жестокосердию», в Евангелии Христос единственной причиной для развода называет прелюбодеяние. Однако в Православной Церкви есть целый перечень причин, по которым дозволяется разводиться. Почему? Отвечает иерей Димитрий ПАШКОВ, старший преподаватель кафедры истории Церкви и канонического права ПСТГУ, клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы в Красном Селе.

Развод по-христиански

Согласно определению Поместного собора 1917-1918 годов, поводами к расторжению брака в Русской Православной Церкви могут быть:

1. Отпадение от Православия (право просить суд о разводе принадлежит супругу, остающемуся в Православии).

2. Прелюбодеяние и противоестественные пороки.

3. Неспособность к брачному сожитию (если она началась до брака и не обусловлена преклонным возрастом; дело возбуждается не ранее чем через два года со времени совершения брака; если неспособность явилась следствием намеренного телесного повреждения после совершения брака, развод дозволяется).

4. Заболевание проказой или сифилисом.

5. Безвестное отсутствие (не менее трех лет; два года — если пропавший супруг находился на войне или плавал на судне).

6. Присуждение одного из супругов к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния.

7. Посягательство на жизнь и здоровье супруга или детей (нанесение тяжких увечий… или тяжких угрожающих жизни побоев… или важного для здоровья вреда).

8. Снохачество, сводничество и извлечение выгод из непотребств супруга.

9. Вступление одного из супругов в новый брак.

10. Неизлечимая тяжкая душевная болезнь, устраняющая возможность продолжения брачной жизни.

11. Злонамеренное оставление супруга другим супругом, если оно делает невозможным продолжение брачной жизни.

Согласно Основам социальной концепции РПЦ «в настоящее время этот перечень оснований к расторжению брака дополняется такими причинами, как заболевание СПИДом, медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания, совершение женой аборта при несогласии мужа» (ст. 10.3).

Причина номер один: смерть

В Православной Церкви брак может быть прекращен по двум основным причинам. Первая — смерть одного из супругов. В этом случае брак прекращается физически и овдовевший супруг может вступить в новый брак по изволению, данному апостолом Павлом (см. 1 Кор. 7: 8-9). Вторая причина — это измена святым клятвам брака, прелюбодеяние. В этом случае брак прекращается юридически. Разводом в строгом смысле слова можно называть все то, что следует из второй причины. То, что проистекает из первой причины — смерти одного из супругов или пропажи без вести, — правильнее называть прекращением брака.

В результате накопления исторического опыта Церковь сформулировала на основании двух первоначальных причин ряд других, исходя в своем отношении из принципа икономии — снисхождения и милости к людям. К смерти супруга приравнивается его безвестное отсутствие в течение долгого времени: в таком случае оставшийся супруг признается вдовцом и не обязан томиться дальше в безнадежном ожидании. Точно так же смотрели на невиновного супруга в случае осуждения другого супруга на каторжные (пожизненные, как правило) работы.

Однако, определяя причины для разводов, Церковь исходит из того, что все вышеперечисленные поводы являются для одного из супругов только возможностью, а не требованием. В Российской империи при осуждении к ссылке в Сибирь невиновному супругу обязательно ставился вопрос, не желает ли он последовать в ссылку за осужденным. Сам отказ уже расторгал брак, после чего для этого супруга мог наступить новый . Жены декабристов, например, могли воспользоваться своим правом и потребовать расторжения брака, однако, как мы знаем, некоторые этого не сделали. И сейчас, если муж прощает измену жены или жена готова жить с супругом, больным СПИДом, то ни о каком разводе речи быть не может.

Читайте так же:
Возврат излишне уплаченной госпошлины в арбитражный суд

Конечно, идеалом является только первый брак, который несет на себе печать Таинства, во образ уникального союза Христа и Церкви (см. Еф. 5: 23-33). Второй брак, строго говоря, не является уже Таинством — сам чин второго брака не радостный, а покаянный, — но не исключает супругов из церковной общины. Мы знаем, что апостол Павел даже на брак вдовиц смотрел не очень благосклонно. Но к ак апостол позволяет в виде снисхождения к немощи второй брак вдовцу, так же дозволяется новый брак и этим, условно говоря, вдовцам, потерявшим навсегда своих супругов.

Расширительное толкование измены

В своем определении причин для развода Церковь всегда исходила из слов Христа о том, что единственная причина для развода — прелюбодеяние (см. Мф. 19: 9) . Однако в истории Церкви понятие измены имело разные степени. Так, в VI веке в Византии прелюбодеянием считалось, например, если жена провела ночь вне дома своего мужа или родителей. И такая историческая условность была принята всем церковно-гражданским обществом того времени: «Так поступать не стоит, ибо квалифицируется как прелюбодеяние».

Из расширительного толкование измены выводится ряд других причин для развода. К измене приравнивается, например, если муж понуждает свою жену к прелюбодеянию. Еще одна причина для развода, которая выводится из нарушения самих клятв при вступлении в брак — о взаимной любви и верности, — если один супруг покушается на жизнь другого. Сюда же можно отнести тяжкие побои и издевательства. Кроме того, муж имеет право подать на церковный развод, если жена сделала аборт или имеет непреклонную волю этот аборт сделать. Симметрически можно сказать, что и жена имеет право просить развода, если муж принуждает ее к аборту.

Заболевание сифилисом, проказой, СПИДом указываются как возможные причины для развода потому, что их наличие делает супружескую близость между супругами невозможной. Конечно, брак возможен и без близости, но в таком случае он будет опираться на согласие здорового супруга. Если согласия нет, то Церковь, снисходя к его слабости, не имеет морального права его заставлять, потому что физическая близость является одной из важнейших составных частей брака. При этом не нужно путать неспособность к физической близости и неспособность к деторождению. Бесплодие не является уважительной причиной для расторжения брака.

Развод по взаимному согласию?

Однако сегодня самая распространенная формулировка причины развода — развод по взаимному согласию. В императорскую эпоху истории Церкви, которая длилась от Константина Великого до 1917 года, такой развод был возможен, только если он совершался ради более высокого нравственного идеала. То есть если муж и жена после развода вступали в монастырь и если они при этом они обеспечивали своих детей наследством. Правда, и в поздней Византии были прецеденты, когда разводили и по непреодолимой взаимной ненависти, то есть когда супруги заявляли о том, что они не могут больше терпеть немощи друг друга. Такие разводы известны из практики известнейшего церковного канониста XIII века архиепископа Димитрия Болгарского.

Конечно, такая причина для развода свидетельствует о глубокой христианской незрелости или о полном расцерковлении.

Что делать Церкви с теми, кто пришел за разводом? Нужно понимать, что мы переживаем эпоху второго крещения Руси. Есть люди, искренне пришедшие в Церковь, есть те, для которых это осталось формальностью. Они приняли Таинство Крещения, однако, что такое церковная жизнь, ее таинства, им непонятно и они не стремятся это узнать, не исповедуются и не причащаются. Поэтому нужно разделять приходящих за разводом людей на две категории: воцерковленных, которых можно судить по церковному законодательству и для которых это будет что-то значить, и на тех людей, которые только считают себя православными (потому что крещены). В императорскую эпоху, например, до 1904 года, в Российской империи прелюбодей навсегда терял право вступить в следующий брак, и такое наказание для людей тогда еще что-то значило. Сегодня церковные наказания смягчены, оставляют за собой только духовную природу (отлучение от Причастия), и это мало трогает тех, кто не прибегает к таинствам и не понимает их смысла. В случае с прелюбодеянием мы должны были бы действовать по последнему постановлению Церкви на этот счет (от 1904 года), согласно которому прелюбодею после исполнения наложенной на него епитимьи разрешается вступить в брак еще один раз. Если же он и после этого прелюбодействует, то навсегда теряет возможность жениться. Однако это имело бы смысл только для человека воцерковленного. Сегодня мы не можем найти оснований для удовлетворения исков о разводе людей, которые только называют себя православными. Эта огромная часть абсолютно нецерковных людей нуждается в особом подходе, который Церкви еще только предстоит выработать.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию